Что значит хазары. Хазары - кто это? Хазары, печенеги и половцы

(А. Поляк , А. Рона-Таш),

  • к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен).
  • Происхождение

    По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени - белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов , А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились барсилы , савиры , баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.

    Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

    • Хазары являются потомками гуннского племени акацир , известного в Европе с V века (А. В. Гадло , О. Прицак).
    • Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са , упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп) (см. основную статью Уйгурская теория происхождения хазар).
    • Хазары являются потомками эфталитов , мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг).
    • Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами , савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками . (П. Голден , М. И. Артамонов , А. П. Новосельцев , Д. Немет).

    Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской и украинской науке .

    Территория расселения, политическая экспансия

    До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е годы оказались в составе Тюркского каганата , после распада последнего в середине VII века создали собственное государство - Хазарский каганат ( -), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе .

    Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана , хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму , на Дону и особенно в Нижнем Поволжье , куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье . Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные гулямы Аббасидского халифата . Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами , из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм , вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались .

    Культура, религия и социальная система

    Социальная организация в целом не отличалась от подобных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов , которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека . К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах.

    Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам . В VIII-IX вв. часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм .

    Общей для Хазарского каганата считается салтово-маяцкая археологическая культура , но твёрдо связанные с собственно хазарами памятники пока не идентифицированы .

    Исчезновение, возможные потомки

    Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм , по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин . Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных еврейских народностей - караимов и крымчаков , а также ираноязычные горские евреи . Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа .

    Проблема потомков хазар является предметом разнообразных теорий и спекуляций в популярной литературе .

    Галерея археологических находок (салтово-маяцкая культура)

    Женские украшения, VIII-IX века Детали мужского поясного набора, VIII-IX века Посуда

    См. также

    • Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии

    Напишите отзыв о статье "Хазары"

    Примечания

    Литература

    • Артамонов М.И. / Под ред. и с примеч. Л. Н. Гумилёва . - Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. - 523 с.
    • Заходер Б. Н. Горган и Поволжье в IX-X вв.]. - М .: Наука , 1962. - 279 с.
    • Ивик О. , Ключников В. Хазары / Олег Ивик, Владимир Ключников. - М .: Ломоносовъ, 2013. - 336 с. - (История. География. Этнография). - 1500 экз. - ISBN 978-5-91678-148-9 . (в пер.)
    • Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. - СПб. : Евразия, 2001. - 320 с. - (Barbaricum). - 3000 экз. - ISBN 5-8071-0076-X . (в пер.)
    • Новосельцев А. П. . - М .: Наука , 1990. - 264 с. - ISBN 5-02-009552-4 .
    • Петрухин В. , Флёров В. Иудаизм в Хазарии по данным археологии // История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Том 1 - М.: Мосты культуры/Гешарим, 2010. - С. 149-161.
    • Плетнёва С. А. / Отв. ред. Б. А. Рыбаков . - М .: Наука , 1976. - 96 с. - (Научно-популярная серия). - 120 000 экз.

    Ссылки

    • Audio. Археолог, д-р истор. наук Магомедов М. Г. о протоболгарах и хазарах.
    • Петрухин В. Я. // Еврейский журнал. 2007.

    Отрывок, характеризующий Хазары

    Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
    Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
    – Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
    – Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
    Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
    – Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
    – Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
    – Прикомандирован, дежурю.
    Они помолчали.
    «Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
    – Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
    – А чорт их знает, говорят.
    – Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
    – Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
    – Или у вас денег много завелось?
    – Приходи.
    – Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
    – Да что ж, до первого дела…
    – Там видно будет.
    Опять они помолчали.
    – Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
    Долохов усмехнулся.
    – Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
    – Да что ж, я так…
    – Ну, и я так.
    – Прощай.
    – Будь здоров…
    … и высоко, и далеко,
    На родиму сторону…
    Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

    Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
    – А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
    – Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
    И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
    Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
    – Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
    Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
    – А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
    Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
    – Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
    Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
    – Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
    Он невольно оглянулся на адъютанта.
    – Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
    Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
    Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
    Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
    «Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
    В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
    Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
    Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
    – Ну, что, князь? – спросил Козловский.
    – Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
    – А почему?
    Князь Андрей пожал плечами.
    – Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
    – Нет.
    – Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
    – Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
    – Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
    – Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
    Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
    – Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
    Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
    – Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
    Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.

    В просочившемся в прессу секретном докладе раскрыто истинное происхождение евреев, их планы по колонизации Крыма и другое.

    Быстрое развитие событий

    Те кто следит за обстановкой на Ближнем Востоке, знает две вещи: всегда ожидай неожиданного, и не стоит недооценивать премьер-министра Биньямина Нетаньяху, у которого политических жизней больше, чем у кошки из поговорки.

    Ещё недавно появлялись новости о том, что сирийские повстанцы планируют отдать Израилю Голанские высоты в обмен на создание бесполётной зоны против режима Асада. На ещё более смелый шаг решился Израиль, решив по крайней мере временно переселить своих поселенцев из общин за пределами поселенческих блоков в Украину. Украина организовала это на основе исторической связи и в обмен на крайне необходимое военное сотрудничество против России. У этого удивительного поворота событий ещё более удивительное происхождение: генетика – область, в которой давно преуспевают израильские учёные.

    Воинственный тюркский народ и тайна

    Хорошо известно, что в 8-9 веках, хазары – воинственный тюркский народ, обратились в иудаизм и правили большой территорией, которая позже стала южной Россией и Украиной. Что с этим народом случилось после того, как Россия уничтожила их империю примерно в одиннадцатом веке – оставалось загадкой. Многие полагали, что хазары стали предками евреев-ашкенази.

    Хазарская империя, из карты М. Шницлера «Империя Карла Великого и Империя арабов», (Страсбург, 1857 г.)

    В попытках отрицать исторические притязания евреев на землю Израиля арабы давно ссылались на хазарскую теорию. В ходе дебатов ООН о разделении Палестины, Хаим Вейцман саркастически заметил: Это очень странно. Всю жизнь я был евреем, чувствовал себя евреем, а сейчас я узнал, что я хазарин. Более просто высказалась премьер-министр Голда Меир: Хазары, шмазары. Хазарского народа нет. В Киеве я не знала ни одного хазарина. Или в Милуоки. Покажите мне хазар, о которых вы говорите.

    Воинственный народ: хазарский боевой топор, ок. 7-9 в.в.

    С помощью своей книги «Тринадцатое племя» (The Thirteenth Tribe), вышедшей в 1976 г., бывший венгерский коммунист и учёный Артур Кёстлер донёс хазарскую теорию до более широкой аудитории, надеясь, что опровержение распространённого расового представления евреев положит конец антисемитизму. Понятно, что эта надежда не сбылась. Недавно книга либерального израильского историка Шломо Санда «Изобретение еврейского народа» (The Invention of the Jewish People) увела тезис Кёстлера в неожиданном направлении, утверждая, что поскольку евреи были религиозной общиной, произойдя от новообращённых они не являются нацией и не нуждаются в собственном государстве. Однако учёные отклонили хазарскую гипотезу в связи с тем, что отсутствовали генетические доказательства. До недавнего времени. В 2012 году, израильский исследователь Эран Элхайк опубликовал результаты исследования, претендующего на доказательство того, что хазарские гены – это единственный самый крупный элемент в генетическом пуле ашкенази. Санд провозгласил себя реабилитированным, а такие прогрессивные газеты, как Haaretz и The Forward раструбили результаты исследования.

    Кажется, Израиль наконец признал поражение. Группа лучших учёных из ведущих научно-исследовательских учреждений и музеев недавно предоставила правительству секретный доклад, признавая, что европейские евреи – это на самом деле хазары. (Выльется ли это в очередное предложение пересмотреть текст «Ха-Тиква» ещё предстоит увидеть). На первый взгляд эта новость является очень плохой, учитывая неустанную настойчивость премьер-министра на необходимости признания Палестиной Израиля как «еврейского государства» и прекращение мирных переговоров. Но премьер-министра недооценивали на собственный риск. Один из его помощников пошутил, что когда жизнь вручает вам этрог, вы можете построить шалаш.

    В неофициальном сообщении он объяснил: Сначала мы думали, что признание себя хазарами – это один из способов обойти требование Аббаса о том, что ни один еврей не может оставаться в палестинском государстве. Возможно, мы хватались за соломинку. Но когда он отказался это признать, это заставило нас поискать более творческие решения. Божьим посланием стало приглашение евреям вернуться со стороны Украины. Перемещение всех поселенцев в Израиль в короткие сроки было бы трудным из соображений логистики и экономики. Нам, конечно, не нужно очередное изгнание поселенцев из Газы.

    Говоря не для печати, высокопоставленный источник из разведки сообщил: «Мы не говорим о том, что в Украину вернутся все евреи-ашкенази. Очевидно, что это не практично. Пресса, как обычно, преувеличивает и стремится сделать из этого сенсацию; поэтому нам нужна военная цензура».

    Хазария 2.0?

    Всех пожелавших вернуться евреев примут обратно даже без статуса граждан, тем более, если они примут участие в обещанном масштабном израильском военном сотрудничестве, в которое входят солдаты, снаряжение, и строительство новых баз. Если первое переселение пройдёт успешно, остальным поселенцам Западного берега также будет предложено переехать в Украину. После того как активизированная такой поддержкой Украина восстановит контроль над всей своей территорией, Автономная Республика Крым снова станет автономным еврейским образованием. Мелкомасштабный преемник средневековой Хазарской империи (как когда-то был известен и полуостров) на идише будет называться Хазерай.

    Хазарская империя, карта Европы в эпоху Карла Великого. Составитель: Карл фон Шпрунер, историко-географический ручной атлас (Гота, 1854)

    «Как вы знаете», продолжил представитель разведки, «премьер-министр не раз говорил: мы гордый и древний народ, чья история на этой территории насчитывает четыре тысячи лет. То же относится и к хазарам: они только вернулись в Европу и не так давно. Но взгляните на карту: хазарам не нужно было жить «в границах Освенцима»».

    Никаких «границ Освенцима»: большая часть Хазарской империи (отмечена розовым справа) хорошо видна на этой карте Европы приблизительно 800 года, составленной Монином (Париж, 1841). Обозначенную Хазарскую империю можно сравнить с империей Карла Великого (розовый слева).

    По словам премьер-министра, никто не будет говорить евреям, где они могут или не могут жить на исторической территории их существования как суверенного народа. Ради мира он готов пойти на болезненные жертвы, даже если это означает отказ от части нашей библейской родины в Иудее и Самарии. Но тогда следует ожидать, что мы воспользуемся своими историческими правами в другом месте. Мы решили, что это произойдёт на берегах Чёрного моря, где мы более двух тысяч лет были коренным народом. Даже великий историк Семён Дубнов, отвергавший сионизм, сказал, что у нас есть право колонизировать Крым. Это есть во всех книгах по истории. Можете поискать

    Старая-новая земля?

    Чёрное море. Показано присутствие хазар в Крыму и прибрежных регионах. Составитель: Ригобер Бонне, территория Римской империи. Восточная часть (Париж, 1780). В верхнем левом углу – Украина и Киев. Справа: Каспийское море, обозначенное, как было принято, как Хазарское море.

    По словам уважаемого арабиста из Государственного департамента, оглядываясь назад, это можно было предвидеть: почти незамеченный доклад о том, что Россия пресекла израильскую контрабанду хазарских артефактов, решение Испании и Португалии предоставить гражданство потомкам изгнанных евреев, а также доказательства того, что бывшие служащие армии обороны Израиля возглавляли группы повстанцев, поддерживающих украинское правительство. И сейчас также остаётся вероятность, что пропавший малазийский самолёт был направлен в Среднюю Азию.

    Опытный журналист с Ближнего Востока рассказал: Это проблематично, но в извращённом смысле блестяще. Одним махом Биби сумел запутать и друзей, и врагов. Он вернул мяч обратно на площадку палестинцев и ослабил натиск американцев, на самом деле не сделав никаких настоящих уступок. Тем временем, объединившись с сирийскими повстанцами и Украиной, а также с Грузией и Азербайджаном, он компенсировал потерю союза с Турцией и начал оказывать давление на Асада и Иран. А новая сделка по газу между Кипром и Израилем поддерживает Украину и ослабляет экономические рычаги России и нефтяных стран Персидского залива. Просто блестяще.

    Мировая реакция

    • Члены Совета поселенцев YESHA были застигнуты врасплох. Всегда опасавшиеся Нетаньяху, которого они скорее считают скользким типом, чем надёжным идеологическим союзником, они отказались от комментариев до полной оценки ситуации.

    Большинство поспешных комментариев были предсказуемыми:

    • Правые антисемитские группировки набросились на эту историю как на оправдание своих теорий заговора, утверждая, что это кульминация многовекового плана евреев по отмщению за поражение хазар в битве с русскими в средние века, повторение израильской поддержки Грузии в 2008 году. Один из членов группировки заявил: «У евреев память такая же длинная, как и их носы».
    • Представитель Фатах в Рамалле сказал, что предложение положило некое начало, но оно и близко не удовлетворяет требования палестинцев. Держа в руках рисунок хазарского воина с археологического артефакта, он пояснил: Существует континуум завоеваний и жестокости. Всё очень просто, генетика не лжёт. Результаты мы видим сегодня: сионистский режим и жестокие оккупационные силы произошли от воинственных варваров. Палестинцы произошли от мирных скотоводов, на самом деле, от древних израильтян, которых вы ложно назвали своими предками. Кстати неправда даже то, что у ваших предков был храм в Иерусалиме.

    Тогда: хазарский варвар. Воин с пленником, изображение с археологического объекта.

    Сейчас: израильский пограничный полицейский с палестинским протестующим.

    • Известный своей надёжностью неофициальный сайт разведки DAFTKAfile признал: Мы краснеем от стыда. Нас застигли врасплох и мы думали, что история с возвращением в Испанию и Португалию была правдой. Очевидно, что это был безупречно спланированный и умный манёвр, чтобы отвлечь внимание от надвигающейся революции в Украине. Хорошо сыграно, Моссад.
    • Преуспевающий блогер Ричард Сливерстейн, чьё знание еврейской культуры и поразительная способность выведывать военные тайны регулярно изумляют даже его критиков, сделал следующий комментарий: Честно говоря, я удивлён, что мои источники из Моссад не передали эту историю сперва мне. Но я не успевал вовремя написать эссе о каббалистической значимости кунжута, главного ингредиента хумуса, поэтому не проверял электронную почту. Чувствую ли я себя оправданным? Да, но это не полное удовлетворение. Я годами говорил, что евреи произошли от монголо-татарских хазар, но это никак не затронуло оборону пропаганды этих сионистских хасбароидных болванов.
    • Официальный представитель ведущей общественной организации по правам человека сказал: Эвакуация незаконных поселений должна быть частью любого мирного соглашения, но принуждение поселенцев сначала покинуть Палестину, а затем переселение их в Украину может быть нарушением Четвёртой женевской конвенции. Мы посмотрим, что об этом скажет Международный арбитражный суд ICC. И если они считают, что в Украине они могут быть ещё агрессивней, чем на Западном берегу, то их ожидает кое-что другое.
    • Ультра-ультра-ортодоксальный представитель Менухем Йонтеф воспринял новость одобрительно: Мы отвергли сионистское государство, которое незаконно до прихода Мессии. Нам всё равно где мы живём до тех пор, пока мы можем изучать Тору и полностью соблюдать её заповеди. Однако в армии мы служить отказываемся как там, так и здесь. И мы тоже хотим субсидий. Это Божья воля.
    • Со слезами на глазах представитель организации Епископальных активистов движения за мир сказала: Мы принципиально приветствуем эту последовательность. Если бы только все евреи думали как Менухем Йонтеф – я называю таких «Менухем-Йонтеф-евреи», антисемитизм бы исчез и члены всех трёх авраамических религий снова бы зажили здесь мирно вместе, как это было до появления сионизма. Народ-государство – это пережиток девятнадцатого века, который привёл к невыразимым страданиям. Главная неотложная задача для восстановления мира на Земле – это немедленное создание свободной и суверенной Палестины.
    • Выдающийся научный работник и теоретик Джудит Бантлер рассуждает: Парадоксом может казаться наличие различий и «прерывания» в основе этнических отношений. Но чтобы это знать, сначала нужно подумать над тем, что означают эти понятия. Можно утверждать, что отличительной чертой хазарской идентичности является то, что она прерывается различностью, что отношение к гоям определяет не только их диаспорическое положение, но и одно из их самых основных этнических отношений. Хотя такое утверждение вполне может быть правдой (в том смысле, что оно относится к ряду правдивых утверждений), оно сохраняет различность как предикат первичного субъекта. Отношение к различности становится одним из предикатов «быть хазарином». Совсем другое дело понимать само это отношение как рассмотрение идеи «хазар» как статичной сущности, такой, которая адекватно описана как предмет…проекты сосуществования могут начаться только с искоренения политического сионизма.
    • Лидер антиизраильской организации BDS Али Абубиномиал выражается проще. Стуча кулаками по столу, он кипит от злости: «Так значит Израиль и Хазария? Это то, что сионисты имеют в виду под «двухгосударственным решением»?! Подумайте сами! Разве никто не читал мою книгу?»
    • Организация Студенты за справедливость в Палестине (Students for Justice in Palestine) созвала экстренное собрание для установления связи с Организацией освобождения печенегов (Pecheneg Liberation Organization), сказав что печенеги не должны расплачиваться за европейский антисемитизм.Новая солидарная группа Студенты за печенегов в Украине (Students for Pechenegs in Ukraine) провозгласила своим девизом: «От Чёрного до Каспийского моря, мы найдём того, кого нужно освободить!»
    • В свою очередь, активист за мир и бывший администратор Восточного Иерусалима Мирон Бенвенути отреагировал равнодушно: Мне волноваться не о чем: я сефард и моя семья живёт здесь веками. В любом случае, даже если бы мне пришлось отправиться в другое место, это была бы Испания, а не Украина: больше солнца, меньше стрельбы.

    Большинство «средних израильтян», которые чувствуют, что Нетаньяху делает недостаточно для мира, но также сомневаются в искренности палестинцев, настроены скептически и пребывают в отчаянии. Одна женщина с грустью сказала: Мы все желаем согласия, но просто не знаем, как его достичь. Всё что мы видим сейчас – это Хазерай.

    Обновление от редактора статьи: последние новости, в числе которых признание Владимиром Путиным Крыма как «суверенного и независимого государства» и подсчёты, согласно которым переселение израильских поселенцев по любому мирному соглашению обойдётся в десять миллиардов долларов, подтверждают детали данной статьи.

    Народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Происхождение их с точностью неизвестно. Константин Багрянородный считает их тюрками и переводит хазарское название города Саркела - белая гостиница. Байер и Лерберг тоже принимают их за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый - белый город, второй - желтый город. Автор статьи, помещенной в "Beytr ä ge zur Kenntniss Russlands" (I, 410), признает их за венгров; Френ относит их к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир - грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки - армянами и т. д. Существует интересное письмо еврея Хисдаи (см. ст. Евреи), казнодара одного арабского государя в Испании, к хозарскому кагану и ответ кагана: каган считает X. потомками Форгомы, от которого ведут свое происхождение грузины и армяне. Подлинность этого письма, впрочем, сомнительна. Достоверные сведения о хазарах начинаются не раньше II-го века по Р. Х., когда они занимали земли к северу от Кавказских гор. Тогда у них начинается борьба с Арменией, большей частью победоносная, и тянется до IV в. С нашествием гуннов хазары скрываются из глаз истории до VI в. В это время они занимают большое пространство: на востоке граничат с кочевыми племенами тюркского племени, на севере - с финнами, на западе - с болгарами; на юге владения их доходят до Аракса. Освободившись от гуннов, хазары начинают усиливаться и угрожать соседним народам: в VI в. царь персидский Кабад устроил на севере Ширвана большой вал, а сын его Хозрой построил стену для ограждения от X. В VII в. хазары заняли территорию болгар, воспользовавшись раздорами среди них после смерти царя Кровата. С этого века начинаются сношения X. с Византией. Xазарские племена представляли большую опасность для последней: Византии приходилось давать им подарки и даже родниться с ними, против чего ополчается Константин Багрянородный, советуя бороться с хазарами при помощи других варваров - аланов и гузов. Императору Гераклию удалось привлечь на свою сторону хазар в борьбе его с Персами. Нестор называет хазаров уграми белыми. У хазарских племён на Таврическом полуострове, в бывших владениях болгар, нашел убежище Юстиниан II, женившийся на сестре хазарского кагана. В 638 г. халиф Омар завоевал Персию и разгромил соседние земли. Попытка Х. противодействовать завоевательному движению арабов кончилась неудачно: столица их Селиндер была взята; только поражение арабов на берегах реки Боланджира спасло страну хазар от полного опустошения. В VIII в. Х. вели 80-летнюю войну с халифатом, но должны были (хотя и позже встречаются их нападения на земли халифата) просить у арабов в 737 г. мира, который и был дан им под условием принятия ислама. Неудачные войны на юге вознаграждались до некоторой степени успехами на севере: около 894 г. хазары в союзе с гузами разгромили печенегов и венгров, живших на севере от Таврического полуострова; еще раньше они подчинили себе приднепровских славян и брали с них "по беле от дыма".

    Таким образом в IX в. их владения простирались от северной части Кавказа до земель северян и радимичей, т. е. до берегов рек Десны, Сейма, Сулы и Сожа. В Χ в. их владения еще расширились, но близка уже была гибель. Русское государство крепло и собирало воедино разрозненные славянские племена. Уже Олег столкнулся с Хазарским каганатом, подчинив себе некоторых хазарских данников. В 966 (или 969) г. Святослав Игоревич двинулся в Хозарию и в решительной битве одержал полную победу. Хазария пала. Остаток народа хозарского некоторое время еще держался между Каспийским морем и Кавказскими горами, но затем смешался с соседями. В русских летописях последнее указание на хозар сохранилось под 1079 г., но имя хозарянин встречается в XIV и даже XV в. при перечислении разных слуг московских князей. Хазары, подобно болгарам, были народ полуоседлый. Зимою, по описанию Ибн-Даста, они жили в городах, а с наступлением весны переселялись в степи. Главным городом их после разгрома Селиндера был Итиль, стоявший близ того места, где теперь Астрахань. Население Хозарии было разноплеменное и разноверное. Сам глава государства - каган - принял в XVIII в., по словам Фоцлана и Массуди, иудейство вместе с своим наместником и "порфирородными" - боярами; остальная масса населения исповедовала частью иудейство, частью ислам, частью христианство; были и язычники. Существует предание (см. "Acta Sanctorum", II, 12-15), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что X. просили у императора Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. Очень оригинальный характер носили у хазар правление и суд. Арабские писатели Х-го в. рассказывают, что хотя главная власть принадлежала кагану, но управлял не он, а его наместник пех (бег?); каган, по всей вероятности, имел только религиозное значение. Когда новый наместник являлся к кагану, последний накидывал ему на шею шелковую петлю и спрашивал полузадохшегося "пеха", сколько лет он думает править. Если он к назначенному им сроку не умирал, то его умерщвляли. Каган жил совершенно замкнуто в своем дворце, с 25 женами и 60 наложницами, окруженный двором из "порфирородных" и значительной стражей. Народу он показывался раз в 4 месяца. Доступ к нему был открыт "пеху" и некоторым другим сановникам. После смерти кагана старались скрыть место его погребения. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Начальствовал над ним "пех". Для суда у хазар было 9 (по Ибн-Фоцлану) или 7 (по Гаукалу и Массуди) мужей: двое судили по иудейскому закону, двое - по магометанскому, двое - по Евангелию, один назначен был для славян, русов и др. язычников. Торговля в Хазарском каганате была транзитная: они получали товары из Руси и Болгарии и отправляли их по Каспийскому морю; дорогие товары шли к ним из Греции, с южных берегов Каспийского моря и Кавказа. Складочным местом для товаров был Хазеран - одна из частей Итиля. Государственные доходы составлялись из проезжей пошлины, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурою. Монеты собственной у хазар не было.

    Литература. Френ, "Veteres memoriae Chazarorum" ("Mem. de l"Acad. Sciences", VIII, 1822); Thunmann, "Unters. über die Geschichte der östl. Europ. Vö lker" (перев. Погодина, "Вестн. Европы", 1823); Эверс, "Krit. Vorarbeiten" (перев. Погодина, "Сев. арх.", 1838); Хвольсон, "Известия о хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах - Ибн-Даста" (СПб., 1869); Сум, "Ист. раз. о хазарах" ("Чтен. в "Общ. ист.", год 2, кн. 3); В. В. Григорьев, " Обзор полит. Истории Хазарии" ("Сын Отеч." и "Сев. архив", 1835, 17); "Об образе правления у Х." ("Ж. М. Н. Пр.", 3 кн.); Д. Языков, "Опыт в истории Xазарии" ("Труды Рос. акад.", I); Б. А. Дорн, "Известия о Xазарии вост. ист. Табори" ("Ж. М. Н. Пр.", 1844, кн. 7); "Исторический сборник" Валуева и "Чтения в Общ. ист.", год 2, 6 (письмо Хисдаи и ответ кагана в переводах К. Коссовича и Гартенштейна). Более подробные указания см. у Д. Языкова.

    Хазары остались только в истории? Нет.

    В Крыму до сих пор живут хазары, или, по крайней мере, живет народность, которая думает, что она произошла от хазар. Только теперь современные хазары известны под именем крымские караимы, или караи.

    Крымские караимы - удивительная община, которая насчитывает всего около 2000 человек.

    Наш редактор Максим Истомин, побывавший недавно на территории Крыма, собрал материал о караимах, включая официальные караимские публикации, и посетил их святыни.

    Современные

    хазары — крымские караимы

    На иллюстрации печать и штамп последнего караимского крымско-литовского гахана (кагана) Шапшала в период его эмиграции из Крыма в Литву в 1939 году.

    На иллюстрации печать и штамп последнего караимского крымско-литовского гахана (кагана) Шапшала в период его эмиграции из Крыма в Литву в 1939 году

    На иллюстрации: Печать и штамп последнего караимского крымско-литовского гахана (кагана) Шапшала в период его эмиграции из Крыма в Литву в 1939 году.

    Эта иллюстрация из книги гахана (кагана) Шапшала о караимах «Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов», изданной организацией крымских караимов «Крымкарайлар» в Симферополе в 2004 г.

    Фактически караимский крымский и литовский гахан являлся единственным в новейшее время прямым наследником власти хазарского кагана. Некоторые источники указывают, что до начала ХХ века глава крымской караимской общины носил название гахам (от древнееврейского «хахам» — «мудрец»), но Шапшал изменил написание традиционного термина «гахам» на «гахан», мотивируя это тем, что высший религиозный титул караимов происходит не от древнееврейского слова «хахам», а от хазарского слова «каган».

    То, что хазарский народ (ныне крымские караимы) существует и сегодня — это сам по себе интересный факт. Еще более интересной история с крымскими караимами становится, когда начинаешь вдаваться в детали .

    Удивительные

    особенности общины крымских караимов

    Перечислим некоторые из них:

    1. Свои среди чужих, чужие среди своих. Многие столетия религию караимов по всему миру отожествляют с иудаизмом, чему караимы во всех землях и странах, включая и Крым, и Литву, сопротивляются, а крымско-литовские караимы, принадлежа ко всемирной караимской вере, сопротивляются еще и попыткам приписать их и к еврейскому народу (в отличие от караимов других частей света, признающих свои еврейские корни, и отделяющихся от евреев только по религиозному принципу). Крымско-литовские караимы относят свое происхождение к тюркским кочевникам-степникам. И чтобы обособится от других караимов, признающих свою этническую связь с еврейской родиной, караимы Крыма называют себя крымскими (крымско-литовскими) караимами, или караями . Вообще слово караим с древнееврейского означает «читающий» или «человек книги, писания». Религия караимов возвращает нас к древним временам.

    2. Израиль признает их евреями, Гитлер евреями их не признал. Во время нацисткой оккупации Крыма крымско-литовские караимы и, как пишут некоторые источники, лично последний гахан (каган) (т.е. хан ханов) караимский Хаджи Серайя Хан Шапшал (в русской транскрипции Серайя Маркович Шапшал) добились официального признания немецкими властями крымско-литовских караимов народом, не относящимися к еврейскому, благодаря чему крымско-литовские караимы избежали нацистских репрессий . Но в Израиле караимов всех частей света до сих пор считают, как пишет полуофициальная «Еврейская энциклопедия», «еврейской сектой», хотя и принимают особые отличия крымских караимов, как иудеев, которые в древности ассимилировались с хазарами. Крымские же караимы считают, что они изначально хазары-тюрки, которые приняли караимскую веру, родившуюся на Ближнем Востоке, не имеющую ничего общего с иудаизмом, а скорее близкую раннему христианству. Позднее ряд семей крымских караимов переселился из Крыма в Литовско-польское государство, граничащее в Средневековье с Крымским ханством. Так, по мнению крымских караимов, возникла народность крымско-литовских караимов или, как их обычно называют, крымских караимов.

    3. Верные слуги крымского хана . Крымские караимы также подчеркивают свою невероятную преданность Крымскому ханству и его правителям . Их официальные публикации указывают, что даже после присоединения Крыма к России при императрице Екатерине Второй и изгнания последнего крымского хана, караимы добровольно собирали в своей общине дань для крымского хана и отправляли эти деньги хану в эмиграцию. Караимы отмечают свою роль при крымских ханах как своеобразной гвардии — гарнизона крепости «Чуфут—Кале», охранявшей крымскую столицу Бахчисарай . Также караимы распоряжались ханским монетным двором и тюрьмой для пленников хана. В тюрьме, охраняемой караимами, содержались многие знатные узники хана, включая московских бояр-заложников.

    4. Каста, которой разрешали жить только в пещерных городах — крепостях. Но караимы при крымских ханах были также своеобразными узниками-изгоями, хотя и почетной кастой. При крымских ханах и османах караимам разрешалось жить только в крепостях «Чуфут-Кале» и «Мангуп», охраняя добро и узников крымских ханов . Эти крепости, расположенные на неприступных горных плато, включают себя и пещерные города.

    Название главной караимской святыни — крепости «Чуфут-Кале» (в переводе с тюркского «Иудейская крепость») стало употребительным в Крыму. Но караимы предпочитают называть эту неприступную горную крепость, где до сих пор функционируют караимские молельни — кенасы, «Джуфт-Кале» (в переводе «Двойная крепость» из-за особенностей строения стен). Татары называли крепость «Кырк-Ор» («Сорок крепостей» — из-за ее неприступности) . Говоря об этой крепости, караимы всегда упоминают о том, что в этом сооружении укрывался последний хазарский каган перед окончательным падением Хазарского каганата тысячу лет назад. Однако каганы не исчезли тысячелетие назад, как думают многие. И так не думают крымские караимы.

    5. Наследник власти хазарского кагана наших дней — гахан караимский. Последний гахан (каган) караимский Шапшал управлял крымско-литовскими караимами до своей кончины в 1961 году, регулярно посещая «Джуфт Кале». Хотя советские власти вынудили кагана после второй мировой войны отречься от звания и стать простым советским ученым, но он оставался каганом в глазах караимов даже несмотря на такое официальное отречение .

    Мы перечислили главные удивительные особенности общины крымских караимов. А теперь подробнее о хазарах и их наследниках-удивительном реликте прошлого — крымско-литовских караимах.

    Хазары

    — необычный степной народ

    Хазары остаются широко известным для простого обывателя народом, несмотря на то, что этот народ сошел исторической арены много веков назад, растворившись в массе других степных этносов. Для Руси хазары запомнились, прежде всего, бесконечными военными стычками — о чем говорится и в «Песне о вещем Олеге» у Пушкина: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хозарам, Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам...»

    Также хазары до сих пор известны широкой публике тем, что хазарское государство резко выделялось среди других степняков своей государственной религией. Хазары были иудеями. Караимы же считают, хазары были не иудеями, а принадлежали к караимскому вероисповедованию .

    Современные израильские

    публикации об иудейском государстве хазар

    Современный израильский автор Феликс Кандель рассказывает в своих популярных «Очерках времен и событий еврейской истории» о том, что рассеянный по западному миру и прилегающим территориям и лишившийся государственности еврейский народ был чрезвычайно удивлен существованию степного иудейского государства:

    «(Евреи) зависели от чужих правителей, они были представителями рассеянного по миру и угнетенного народа, у которого нигде не было политической самостоятельности, — да и католическое духовенство постоянно подчеркивало, что евреи — презираемый Богом народ и что все их былые преимущества давно уже перешли к христианам. Именно поэтому с таким волнением испанские евреи воспринимали любые слухи о существовании в неведомых краях независимых еврейских государств .

    В конце девятого века объявился в Испании некий человек по имени Эльдад, который утверждал, что происходит из колена Дана, одного из десяти пропавших колен Израиля . Он сообщил, что четыре колена — Дан, Нафтали, Гад и Ашер — живут богато и счастливо под скипетром еврейского царя в стране Куш (Абиссиния) за легендарной рекой Самбатион. Это известие поразило испанских евреев и привело их в неописуемое возбуждение. Ведь каждому было известно, что десять израильских колен составляли население Израильского царства, а когда оно было разрушено ассирийцами в 722 году до новой эры, их всех угнали в плен — в Ассирию, в Мидию, и с этого момента десять колен Израиля как бы исчезли с лица земли. Их искали, о них создавали легенды, время от времени появлялись странные люди, полуавантюристы, полуфантазеры, которые уверяли всех, что они приехали из тех мест, где эти пропавшие колена живут самостоятельно под властью справедливого еврейского царя, — и им верили, этим людям, потому что очень хотели поверить, что не все сыны народа живут под чужой властью-прихотью. Эльдад из колена Дана сообщил еще о том, что «колено Шимона и половина колена Менаше обитают в стране кузарим, вдалеке от Иерусалима, на расстоянии шести месяцев пути, и они — многочисленны и неисчислимы, и исмаильтяне платят им дань» .

    Очевидно, Эльдад в своих путешествиях по миру услышал где-то, что в «стране кузарим» живут евреи , а про колена Шимона и Монаше — это уже его собственное добавление.

    Хасдай ибн Шапрут знал о рассказах Эльдада из колена Дана и — как и все испанские евреи — ожидал этому подтверждения. И вот в середине десятого века он узнал от заезжих персидских купцов из города Хорасана, что где-то на востоке, в далеких степях, существует могущественное иудейское государство . Поначалу он не поверил этим купцам, — и, действительно, трудно было поверить, — но вскоре посланцы из Византии подтвердили это сообщение. Есть такое государство в пятнадцати днях пути от Византии, имя ему — ал-Хазар, и правит там царь Йосеф .

    «Корабли приходят к нам из их страны, — сообщили посланцы, — и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары... Они с нами в дружбе и у нас почитаются... Между нами и ими постоянный обмен посольствами и дарами. Они располагают военной силой, могуществом и войсками, которые выступают на войну по временам».

    Это известие о существовании где-то на востоке целого царства, которое живет по законам Моисея, евреи приняли с восторгом. Сразу же решили, что хазары — это потомки Иегуды, и что таким образом осуществилось библейское пророчество: «Не отойдет скипетр от Иегуды».

    Далее Феликс Кандель в своих очерках, которые отражают официальное представление об еврейской истории в современном Израиле и рекомендуются для изучения новоприбывшим в страну еврейским переселенцем- алия, пишет о хазарах:

    «Даже когда впоследствии выяснилось, что хазары — это перешедшие в иудаизм идолопоклонники, это не поколебало симпатий к неизвестному народу. Рассказами о хазарах евреи зачитывались в последующие века , существовала разнообразная еврейская литература на эту тему, и переписка Хасдая ибн Шапрута с царем Йосефом занимает в ней почетное место.

    Хасдай ибн Шапрут сразу же написал письмо хазарскому царю :

    «От меня, Хасдая, сына Ицхака, сына Эзры, из потомков иерусалимской диаспоры в Сфараде (Испании), раба моего господина, царя... чтобы он долго жил и царствовал в Израиле...»

    Это письмо он направил поначалу с особым посланцем через Византию, но тамошний император полгода продержал у себя посланца и затем вернул его назад, ссылаясь на невероятные опасности, которые подстерегают на пути в Хазарию — на море и на суше. Скорее всего, в христианской Византии просто не желали способствовать сближению европейских евреев с Хазарским каганатом.

    Настойчивый Хасдай ибн Шапрут решил тогда переправить письмо через Иерусалим, Армению и Кавказ, но в этот момент подвернулась оказия — два еврея из Загреба, которые и отвезли его письмо в Хорватию, а оттуда его переслали в Венгрию, затем через Русь — к хазарам.

    Хасдай ибн Шапрут писал в своем письме, что если сведения о еврейском государстве верны, то он бы и сам

    «пренебрег своим почетом и отказался от своего сана, оставил бы свою семью и пустился бы странствовать по горам и холмам, по морю и суше, пока не пришел бы к месту, где находится господин мой, царь, чтобы увидеть его величие, его славу и высокое положение, чтобы повидать, как живут его рабы и как служат его служители, и покой уцелевшего остатка Израиля... Как я могу успокоиться и не думать о разрушении нашего великолепного Храма..., когда нам говорят каждый день: «у каждого народа есть свое царство, а о вас не вспоминают на земле».

    В этом же письме Хасдай ибн Шапрут задавал царю много вопросов — о размерах государства, о его природных условиях, о городах, о его войске, но самые главные вопросы: «из какого он колена», этот царь, «сколько царей царствовало до него и каковы их имена, и сколько лет царствовал каждый из них, и на каком языке вы говорите».

    Хазарский каган Йосеф получил это письмо, и до наших дней дошли два варианта его ответа: краткая и пространная редакции его письма. Оно было написано на иврите, и, возможно, что писал его не; сам каган, а один из его приближенных — евреев . Йосеф сообщал, что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей, и одного из них звали, - Хазар. От него-то и пошли хазары.

    Сначала, сообщал Йосеф, хазары были малочисленны,

    «они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Бога прогнали их и заняли всю страну... После того прошли поколения, пока не явился у них один царь, имя которого было Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный, уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников и искал защиты и покровительства у Бога».

    После Булана, принявшего иудаизм, царь Йосеф перечислил всех хазарских каганов-иудеев, и у всех у них — еврейские имена: Овадия, Хизкиягу, Менаше, Ханука, Ицхак, Звулун, снова Менаше, Нисим, Менахем, Биньямин, Аарон и наконец автор письма — Йосеф. Он писал про свою страну, что в ней

    «никто не слышит голоса притеснителя, нет противника и нет дурных случайностей... Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно».

    Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата, и когда он отправлял в далекую Испанию свое письмо — не позже 961 года, то не знал еще, что дни его царства уже сочтены .

    В конце восьмого — начале девятого века хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно, на пустом месте: наверняка уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев, говоря сегодняшним языком — некая «критическая масса» , приближенных ко двору правителя, которые и повлияли на принятие такого решения.

    Еще при Булане, который первым принял иудаизм, многие евреи переселились в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследования мусульман. При Овадии, как отмечал арабский историк Масуди,

    «много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство» .

    Евреи заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии — Итиле . Каган Йосеф писал про те времена: Овадия «поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв».

    Эта реформа Овадии, очевидно, не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги, а Овадия нанял кочевников-гузов. Византийский император и историк Константин Порфирородный писал об этом:

    «Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война, центральная власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, а другие бежали».

    Но хотя центральная власть и победила, возможно, что в этой борьбе погиб сам Овадия и оба его сына: иначе как объяснить тот факт, что после Овадии власть перешла не к его прямому наследнику, а к его брату?

    Иудаизм продолжал оставаться государственной религией, и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата. Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники . Арабский географ Истахри писал в «Книге стран»:

    «Хазары — магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане — большинство; однако царь и его придворные — евреи... Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии».

    Арабский историк Масуди писал в книге «Промывальни золота», что в столице Хазарского царства

    «семь судей, двое из них для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Торы, двое для тамошних христиан, которые судят по закону Евангелия, один же из них для славян, руссов и других язычников, он судит по закону языческому, то есть по разуму».

    А в «Книге климатов» арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто:

    «Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря, очень обширна, но суха и неплодородна. Много в ней овец, меду и евреев» .

    Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году знаменитый Кирилл — создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем, и хотя в его «Житии» и написано, что он победил в споре, но каган все-таки не переменил религию , и Кирилл вернулся ни с чем.

    «Наши глаза устремлены к Господу, Богу нашему, и к мудрецам израильским, к академии, которая находится в Иерусалиме, и к академии, которая в Вавилонии»,

    — писал каган Йосеф в своем письме. Узнав о том, что мусульмане в своих землях разрушили синагогу, хазарский каган даже приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал:

    «Если бы я, право же, не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть».

    После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов, затем печенегов, потом киевского князя Святослава, который и победил хазар .

    По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата . Одни считают, что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами.

    Другие уверяют, что принятие хазарами иудаизма — миролюбивой религии — способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен.

    Есть сегодня и такие историки, которые объясняют это тем, что евреи со своей религией превратили хазар из «нации воинов» в «нацию торгашей».

    Русская летопись пишет об этом просто, не вдаваясь в причины:

    «В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же это, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял...»

    Другими словами, Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону — он же впоследствии Белая Вежа — и вернулся в Киев.

    «Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским»,

    — писал арабский историк. После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

    Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином .

    Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов. Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи , как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках. И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией«. (Цитата по сайту history.nfurman.com. Имеется также печатная версия книги этих очерков, изданная в Израиле на русском языке).

    Так пишет Феликс Кандель.

    И тут мы плавно переходим от хазар к крымским караимам. Согласно официальным публикациям крымско-литовских караимов, они представляют собой потомков хазар, укрывшихся после их разгрома в Крыму. Крым стал последней территорией, на которой сохранялось хазарское государственное управление, и здесь находился последний хазарский каган .

    Что пишут сами крымские караимы о своем происхождении и истории. См. в нашем обзоре

    Мнение турецкого путешественника XVII в. Челеби о караимах ;


    Современный израильский взгляд на караимов ;

    Современное украинское издание о родовом гнезде караимов ;

    В современных караимских официальных публикациях не подтверждается факт перехода хазарских каганов в христианство и отвергается всяческая связь с иудаизмом и евреями. Причем крымские караимы подчеркивают свое отличие от евреев даже в быту .

    Последний караимский гахан (каган) Шапшал в своей уже упоминавшейся книге о караимах «Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов» пишет, что «...у караимов и татар самым любимым национальным кушаньем является сочетание баранины с катыком (кислое молоко), тогда как верующие евреи не допускают в еде смешения мяса с молоком» . Шапшал являлся апологетом доктрины тюркского происхождения караимов, которая является официальной для караимского руководства и сегодня .

    Продолжение на .

    О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

    Невесть откуда

    Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями».
    До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй – дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство – Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий.

    Государство-призрак

    В византийских и арабских летописях во всех красках описывается величие Итиля, красота Семендера и мощь Беленджера. Правда, складывается ощущение, что летописцы отражали лишь ходящую о Хазарском каганате молву. Так, аноним, словно пересказывая легенду, отвечает византийскому сановнику, что есть такая страна, называющаяся «ал-Хазар», которую от Константинополя отделяет 15 дней пути, «но меж ними и нами находится много народов, а имя их царя Иосиф».
    Попытки археологов установить, что собой являла загадочная «Хазария» активно стали предприниматься в 20-30-х годах XX столетия. Но все безуспешно. Легче всего оказалось обнаружить хазарскую крепость Саркел (Белая Вежа), так как ее местоположение было известно относительно точно. Профессору Михаилу Артамонову удалось раскопать Саркел, но найти следы хазар он не смог. «Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», – грустно констатировал профессор и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги.

    Русская Атлантида

    Продолжая исследования Артамонова, Лев Гумилев ведет свои поиски «Хазарии» на незатопляемых островках дельты Волги, но список находок отнесенных к хазарской культуре невелик. Более того, легендарный Итиль ему найти так и не удалось.
    Тогда Гумилев меняет свою стратегию и проводит подводную разведку около части Дербентской стены, которая уходит в Каспий. Обнаруженное его поражает: там, где сейчас плещется море, жили люди и нуждались в питьевой воде! Еще средневековый итальянский географ Марина Сануто отмечал, что «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».
    Гумилев делает вывод, что Хазарское государство следует искать под толщей морской воды и наносов волжской дельты. Однако напасть шла не только со стороны моря: с суши на «Хазарию» надвигалась засуха, которая довершила, начатое Каспием.

    Рассеяние

    Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
    Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон».
    Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии.
    Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

    Неожиданные потомки

    В настоящий момент существует множество версий о народах-потомках хазар. По мнению одних – это восточноевропейские евреи, другие называют крымских караимов. Но сложность в том, что мы не знаем каким был хазарский язык: немногочисленные рунические надписи до сих пор не удалось расшифровать.

    Писатель Артур Кестлер поддерживает идею о том, что хазарские евреи, переселившись после падения каганата в восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-евреев) будучи не семитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с современными евреями Израиля.

    Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он опирается на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, по его мнению, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В).
    Полюх пишет, что группа III (В) служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (куда он относит и хазар), у которых она приближается к 100% популяции.

    Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем также свидетельствуют «берестяные грамоты».
    Также, по мнению Полюха подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Тут он и делает сенсационное заключение: Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар.

    Последние находки

    Впрочем, сенсационные выводы могут оказаться преждевременными. В начале 2000-х годов в 40 километрах южнее Астрахани российские археологи при раскопках средневекового города Саксин обнаружили «хазарские следы». Серия радиоуглеродных анализов датирует культурный слой IX веком – время расцвета Хазарского каганата. Как только поселение было оконтурено, определилась его площадь – два квадратных километра. Какой крупный город кроме Итиля возвели хазары в дельте Волги?
    Торопиться с выводами конечно рано, однако, уже сейчас столпы хазарологии М. Артамонов и Г. Федоров-Давыдов практически уверены, что столица Хазарского каганата найдена. Что касается хазар, то скорее всего они просто растворились в этнокультуре соседних народов так и не оставив после себя прямых потомков.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!