Отделить зерна от плевел
Отделить зерна от плевел
Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24-30) рассказывается, как некий человек посеял на своем поле хорошие семена пшеницы, а его враг на том же поле разбросал ночью и семена сорняков. Когда поле зазеленело, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и плевелы - сорняки, и предложили выдернуть их. Хозяин решил иначе: «Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
«Плевелы» в переводе со старославянского «сорняки».
Иносказательно: отделить хорошее от дурного, вредное от полезного.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое "Отделить зерна от плевел" в других словарях:
ПЛЕВЕЛ, а, мн. плевелы, плевел, муж. 1. Сорная полевая трава сем. злаков. Льновый п. 2. Оболочка зерна (стар. и обл.). Отделить зерно от плевел (также перен.: отделить хорошее от дурного; книжн.). Очиститься от плевел (перен.: от чего н. вредного … Толковый словарь Ожегова
А; м. 1. Сорная полевая трава сем. злаков. Многоцветный п. Бороться с плевелами. 2. Нар. разг. Оболочка зерна. Очищать, освобождать зерно от плевел (также: отделять хорошее от плохого, дурного). 3. только мн.: плевелы, вел. Книжн. То, что… … Энциклопедический словарь
плевел - а; м. см. тж. плевельный 1) Сорная полевая трава сем. злаков. Многоцветный пле/вел. Бороться с плевелами. 2) нар. разг. Оболочка зерна. Очищать, освобождать зерно от плевел (также: отделять хорошее от плохого, дурного) 3) … Словарь многих выражений
Masterforex-V - (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора
- … Википедия
Афорист Ангельское терпение требует дьявольской силы. Ах, как мучительна ненависть без взаимности! Ах, как хочется вернуться к природе! с сигарой и рюмкой коньяку. Ахиллесова пята нередко укрыта в голове. Безобразный не потому безобразен, что у… … Сводная энциклопедия афоризмов
Psi Ops: The Mindgate Conspiracy … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рэмзи. Эндрю Майкл Рамзай Имя при рождении: Эндрю Майкл Рамзай Дата рождения: 9 января … Википедия
МУКА - МУКА. Содержание: Виды помола...................259 Типы М. и торговые сорта...........260 Санитарная оценка М...............264 Хим. состав, пищевое и питат. значение М. . 272 Методы исследования М.............274 Мука, продукт, получаемый… … Большая медицинская энциклопедия
ВЛИЯНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. Борьба классов основной закон социального бытия. Каждая общественная группировка живет и развивается под непрерывными воздействиями извне. Отстаивая права на самостоятельное развитие, она стремится эти внешние воздействия… … Литературная энциклопедия
Книги
- Искусство китайского целительства , Стефан Палош. Китайское целительство издревле является источником множества легенд и чудесных историй, пожалуй в неменьшей степени, чем боевые искусства. Ныне его основные методы получили широкое…
- Новые тамплиеры. Духовники `черного ордена` , Васильченко Андрей Вячеславович. Средневековый рыцарский орден тамплиеров (храмовников) прекратил свое существование еще в начале XIV века. Обвиненные в ереси и колдовстве руководители ордена закончили свой жизненный путь на…
Недавно поняла, что у меня вызывает когнитивный диссонанс в теории Эволюции. Не то, что она строит комментаторов и часто додумывает за авторов писем для иллюстрации своих догматов. Это самоочевидно. И даже не то, что у неё многое в жизни объясняется физикой и математикой. Имхо, это полезно, если не перебарщивать с таким ракурсом.
Неприятие вызывает её система подмен, в которой не сразу можно отделить мух от котлет. Эво сдабривает интуитивно понятные принципы небольшой (а иногда и большой) дозой гнилостных бактерий. Программа на выходе вроде стройная и логичная, но интуиция периодически включает аларм (или корона пожарную сигнализацию активирует).
Пример из теории:
старый добрый постулат о том, что Вселенная – это не кормящая мать, которая должна тебе на собственном молоке жарить блинки с вареньем. Миру и его обитателям на тебя глубоко по фиг. Так что давай, через тернии к звездам, лепи из своей тушки Личность – и тогда, может быть, заслужишь право на нормальное, доброжелательное отношение. Да и то не факт.
Ок, требовать от людей, чтобы они удовлетворяли твои потребности в ущерб своим, наивно и эгоцентрично. Обязательства существуют и прописаны в законе, остальные случаи – акты доброй воли. Но в то же время мир и не 13-ый круг Ада, где человек человеку волк, и нужно скорее придумывать стратегию выживания, а то с потрохами сожрут каннибалы/хищники/печорины/плюсы. Такое своеобразное ноу-хау в условиях борьбы за выживание – переманипуливать потенциальных манипуляторов, пока ты жив и еще есть силы. Ну не знаю, с трудом верится в такие ужасы. А верится больше в то, что при адекватном поведении ты имеешь право рассчитывать на мало-мальски человеческое отношение, а не звериное. И что не обязательно мучиться паранойей в духе: “он 100 раз сказал о своей любви, это от жалости к моей убогости, не иначе”. Предупрежден – значит вооружен, но тут важно не потерять радость жизни и способность доверять людям.
Другой пример:
Оценивать не надо, ни высоко, ни низко, никак. Надо взять вот эту всю бесформенную массу и начать из нее что-то лепить…Личность строится собственным трудом и никому никогда не дается просто так.
Ок, в процессе воспитания и развития на личность наслаивается много мусора, мешающего быть счастливым в перспективе. Что-то нужно в себе изменить, где-то разобраться и убрать и т.д. Цельные люди – отличный пример такой работы над собой. Но самость и индивидуальность формируются в том же детстве. Человек без личности – это о чем вообще? Сиквел "Всадника без головы"? Или деперсонализация, которую лечат люди в белых халатах?
В любом случае, надо определиться с общим курсом, прийти к пониманию себя, а потом уже и ваять. Или не ваять, если не горит.
"Будьте собой. Все остальные места уже заняты", "Имитация - это самоубийство" – всё это, конечно, говорили коронованные инфантилы.
И еще замечено – когда человек разрешает себе быть собой и правильно это использует, жизнь поворачивается передом. А когда пытается сломать свою индивидуальность ради шаблона и идти чужими путями (всё это зелен виноград), другим местом.
Образ станет более понятен, если прояснить значение слова «плевелы». Оно пришло к нам из старославянского языка и означает сорную траву.
Ну а сама поговорка про «пшеницу и плевелы» восходит к евангельской притче, которую рассказал в одной из своих проповедей Иисус Христос.
В ней говорилось о человеке, который посеял на своем поле пшеницу. Но ночью пришел его враг, и, желая досадить хозяину,- посеял между пшеницею сорняки. Через какое-то время они взошли и слуги предложили хозяину поля тут же выдернуть сорную траву. Однако тот остановил своих работников сказав: «Как бы вместе с сорняками вы не выдернули и пшеницу. Подождем, когда взойдет урожай и наступит время жатвы».
Так слуги и поступили. Оставили сорняки до времени сбора урожая и лишь потом отделили их и бросили в огонь.
Сам Иисус дал ученикам такое толкование этой притчи.
Сеятель - это Он сам. Поле – весь мир. Пшеница – добрые люди, следующие Божиим заповедям. А плевелы – люди творящие беззаконие.
Жатва – это конец земной истории, а жнецы – Ангелы. Когда наступит конец мира, Ангелы Божии соберут всех людей и отделят друг от друга, взяв праведников в Небесное Царство.
Пока существует наш мир, добро и зло часто перемешаны. Злое маскируется под добро. Ростки плевелов порой выглядят точно так же, как и ростки пшеницы. Праведники живут на одной лестничной площадке с грешниками, и все они - обычные люди.
Но в будущей жизни добро и зло отделятся друг от друга. И лишь от каждого из нас зависит на какой стороне мы окажемся. А, значит, и жить нам стоит так, чтобы не оказаться вдруг в числе бесполезных и вредных для других людей сорняков.
В Евангелии от Матфея изложена притча. Человек посеял на своем поле пшеницу, а враг там же тайно разбросал семена сорняков.
Когда появились всходы, то рабы обнаружили сорняки и предложили выдернуть их. Но хозяин распорядился отложить операцию до жатвы. Он опасался, что рабы вместе с сорняками повыдергивают пшеницу.
Там же имеется интерпретация Иисуса: поле есть мир, плевелы - сыны лукавого, жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Именно здесь, по-видимому, ввиду особой важности, провозглашено эпохальное: кто имеет уши слышать, да слышит!
Современному человеку трудно судить о древней агротехнике и жгучих проблемах далекого прошлого, но сегодня принято бороться с сорняками, а не ждать, пока они вымахают в полный рост. Взрослый сорняк, конечно, заметнее, да беда в том, что кроме сорняков на поле может ничего не вырасти.
Современные методы воспитания и перевоспитания подрастающего поколения тоже рекомендуют оперативно принимать меры, а не ждать, когда дьявольские сынки оформятся в матерых рецидивистов, которым поможет только электрический стул.
Поэтому поведение хозяина поля, да еще поддержанное самим Иисусом, кажется по меньшей мере странным.
Согласно советской версии рабам жилось хуже, чем пролетариям, которым нечего терять кроме своих цепей. Запад, склонный навязывать свою волю и демократию всему миру, наоборот, не стеснялся описывать преимущества рабской жизни.
В изложении Матфея рабы выглядят молодцами, они оказались знатоками агротехники и проявили заботу, более подходящую для радетельного хозяина. А вот хозяин, вероятно, видел урожай только в тарелке на столе, и сам никогда не показывался в поле, однако не забывал поучать рабов, коих наверняка считал неспособными к мышлению.
Так что же провозглашает притча? Рабовладелец отложил отделение зерен от плевел на потом, когда оно вообще может потерять смысл. Так сказать, на завтра то, что можно было сделать сегодня. Более того, безотлагательно надо было делать сегодня.
Можно подумать, что рабовладелец - отрицательный высмеиваемый персонаж, который защитил урожай от, якобы, неумелых действий рабов, но тем самым подставил посевы под гораздо большую опасность. Но поведение хозяина никак не осуждается в притче и, по-видимому, должно служить образцом.
Тем более, не может быть осуждаемо мнение Иисуса, которое вполне согласуется с классическим: не судите, да не судимы будете.
Иисус откладывает отделение зерен от плевел вообще на неопределенное будущее, на скончание века, и отдает в руки Ангелов. Простым смертным предлагается ждать Страшного суда. Даже самые грамотные рабы должны безропотно слушаться рабовладельца, хоть бы он был совершенно некомпетентен.
Таким образом, в указанной притче из Библии рекомендовано людям не отделять зерна от плевел и не мешать цвести всему дурному. (Этим, конечно, не отменяются противоположные рекомендации, содержащиеся, например, в заповедях.)