Что значит вальдорфская школа. Методики воспитания: вальдорфская система образования

Дорогие читатели «ШколаЛа», здравствуйте! Сегодня тема для обсуждения непростая.

  1. Во-первых, вопрос не очень хорошо изучен в России.
  2. Во-вторых, среди более-менее что-то знающих много сторонников, но немало и противников.
  3. В-третьих, дать какие-то рекомендации и подвести итоги не получится.

Заинтриговала? Скажу больше: вместе с вами буду разбираться сама.

Что такое вальдорфская школа слышали? Наверное, отдалённо. А на самом деле это направление в педагогике существует уже почти сотню лет, из которых добрых 20 известно в России.

План урока:

Откуда взялась вальдорфская система образования?

Особое обучение появилось в Германии в период послевоенного кризиса, когда нужно было найти новые пути воспитания. Малообеспеченные дети в то время могли обучаться только элементарным знаниям в народных школах. Гимназии преподавали исключительно гуманитарные дисциплины, особо не вникая в реалии жизни. Училища готовили сухих технарей, не способных говорить на иностранных языках, но хорошо владеющих руками.

Австрийский мыслитель Рудольф Штайнер решил создать такое образование, которое могло бы научить всему и сразу, при этом предлагал соединить человеческое и духовное, через мышление открыть саморазвитие и духовное сознание. Так как был эзотериком.

Первая школа появилась в 1919 для детей рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», чтобы выпустить квалифицированные кадры. Оттуда и пошло название вальдорфская. Постепенно в новую образовательную систему влились и другие слои населения.

К 1938 году вальдорфская методика появилась в США, Британии и Швейцарии. По духовной системе начали учить в голландских, норвежских, австрийских и украинских школах.

Сегодня в России насчитывается чуть больше 20 школ в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ухта, Красноярск, Ижевск и других.

Многие европейские родители мечтают отдать ребёнка на воспитание в детсад или школу с вальдорфским уклоном, считая, что там он будет «как рыба в воде». Российские мамы и папы относятся к нововведению с недоверием. Почему?

Что преследует Штайнер?

Проблема восприятия такого образования в том, что основатель вальдорфского учения в основу методики положил антропософию. Заумно, правда? Такая философия – одно из направлений учения о том, что человеческая душа и божество едины. Попахивает религией.

Суть обучения – раскрыть возможности через чувства. Главной задачей является сохранение беззаботного ощущения детства. Поэтому основное отличие вальдорфской школы от традиционной – максимальное использование счастливых лет не для обучения, а для игр и творчества, раскрытия духовного потенциала и исследования окружающего мира.

Вальдорфский метод воспитания ребёнка основан на психологии и эмоциональной поддержке взрослых, которые находятся рядом. Для этого учителя – наставники духовного общения проникают в мысли и переживания.

В принципе, ничего пугающего. Все мы, взрослые, стремимся к тому, чтобы нашим детям было душевно и комфортно и стремимся к тому, чтобы они творчески гармонично развивались.

Что же такого особенного преподносят ученикам вольдорфской школы, чтобы петь ей оды и выносить на строгий суд? Вот основные принципы преподавания по Штайнеру.

Запрет на ранее развитие

Вижу округлённые глаза родителей, которые стремятся, чтобы ребёнок читал-считал-писал уже лет в пять. На это у школы есть ответ: обучать детей абстрактным предметам нужно только после того, как «устаканится» их эмоциональный мир.

Именно поэтому в вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. Сначала они рисуют, чтобы набить руку. И лишь второклашки начинают писать, причём как в старые добрые времена. Сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями. Конечно, интересно, но для меня, например, напоминает прошлый век. Как бы не отстать от современности.

Среди главных уроков в начальной школе – языки, живопись, письмо, математика. Все другие дисциплины подключаются в более старшем возрасте. Урок состоит из музыкальной части, рабочей и подвижной игры. Изучение главного предмета идёт эпохами – по три недели, в течение которых происходит углублённое изучение чего-то одного и опосредованно — всего остального.

Учимся без оценок

В школе до 8 класса нет отличников и двоечников. Просто оценок нет. Материал каждым осваивается в удобном темпе. Знание в полном его смысле, как мы привыкли, – не самоцель. Контрольных нет, экзаменов нет. Так что здесь лет до 10-12 с усердием не учатся, пока, как говорят сами вольдорфовцы, «астральное тело не созреет».

В общем, вначале один космос. Лишь с девятого класса начинается оценивание успеваемости, а потом как у всех ЕГЭ.

Здесь важный момент – персона учителя, как тот идеал, к которому должны стремиться ученики. Ведь первые 8 классов ведёт все предметы один педагог. С одной стороны, неплохо. Но тут на плечи организаторов ложится непомерная ответственность таких идеалов подобрать, чтобы с них можно было картины писать. Время-то гимназий, где трудились интеллектуальные образцы воспитания царской эпохи, давно прошло.

Может ли сегодня один человек одновременно хорошо знать математику, письмо, историю, географию, физику и астрономию, чтобы её преподавать?! Судя по вальдорфскому обучению, может.

Нельзя говорить «Нет!»

Вальдорфские дети могут всё, ну или почти всё, что не причиняет вред окружающим. Каждая инициатива поддерживается, прикладываются все усилия, чтобы ученик воплотил в жизнь свои идеи. Да, хорошо, ведь очень часто взрослые своими запретами ставят жирную точку в детской инициативе.

Здесь приветствуют фантазию и делают ставку на художественную деятельность. Дети рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах, ставят театральные постановки. И всё делают вместе — садят огород, готовят еду, прибирают класс, готовятся к праздникам. Одна большая семья.

Особенность пространства

Здесь нет ни компьютеров, ни телевизоров, всё из натуральных материалов и естественных природных цветов. Вот у меня сразу вопрос: а как такой идеализированный ребёнок будет справляться с шагающим семимильными шагами прогрессом и не разочаруется ли он при встрече с обыденной жизнью? Жить-то ему предстоит в обычном, невальдорфовском мире.

Почему нужно ограничивать ребёнка в полноценном познании всего мира и знакомить только с духовной частью?

Что думают люди?

Задумались? И я. А не даст ли такая свобода плоды вседозволенности? И где та самая дисциплина, которая давно апробированным методом «кнута и пряника» приводит к поставленной цели? Как бороться с элементарной детской ленью, когда не напрягают? Вопросов много. Поискала отзывы о вальдорфском воспитании.

Вот что думают об этом обычные родители.

  • Как быть, если нужно будет перевести ребёнка в обычную школу? А оценки? А освоение программ? Невозможно сразу понять, успеваети ученик по всем предметам. А ещё в вальдорфской школе учатся дольше – целых 12 лет! Поэтому таких особенных деток берут при переводе в простую школу на класс ниже: например, из 6 только в 5-ый. Да и как превращают вальдорфскую характеристику в пятибальную систему для простой школы — большой вопрос.
  • Попахивает сектой, где осуждаются дополнительные занятия вне учреждения. Только идеализированное и оторванное от реальности в пределах дозволенного школой. Многие мамы отмечают эзотерическо-мистическую направленность.
  • Грань предоставления свободы настолько тонка, что часто со свободолюбивыми воспитанниками духа «пуп Вселенной» по мере взросления становится тяжело справляться. Когда ребёнку было всё можно, ему трудно от общества вдруг слышать «нельзя».

Я же лично сделала простой вывод для себя. Такая школа имеет место быть, но не для всех детей. Если вашего ребёнка природа одарила творческими способностями, то это хороший вариант для их развития в комфортной обстановке. Они не будут завистливы, не побоятся сделать ошибку и будут креативно мыслить, а также им будет легко работать в коллективе.

Но ежели ваше дитя – чистой воды технарь, то туда дорога вам закрыта, не потянет он потом ни один физмат! Точные науки там на вторых ролях.

В вальдорфской школе есть, что взять. Это уважение к личности ребёнка и бережное отношение к не возвращающемуся обратно детству. А как это брать, поступая в учебное заведение или факультативно дома — решать вам.

А давайте теперь посмотрим как проходит урок музыки в вальдорфской школе. И, вы знаете, это действительно урок МУЗЫКИ!

Надеюсь, что немного смогла открыть вам тайну вальдорсфского образования. Жду комментариев, очень интересно, что вы об этом думаете.

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Некоторые противники вальдорфской системы воспитания могут вам сказать, что после вальдорфского детского сада детям очень трудно адаптироваться в обычной школе. Но это не совсем так. Все очень индивидуально и зависит от самого ребенка, от того, насколько он готов к школе, насколько сильна его мотивация к учебе. В целом выпускники вальдорфского детского сада вполне успешно адаптируются в новой среде обычной средней школы.

В вальдорфских и традиционных школах совершенно разные атмосферы, потому что в вальдорфских школах основная цель — развить способности каждого ученика и укрепить его веру в свои силы. В этих школах много внимания уделяется развитию инициативы, творческого подхода и чувства ответственности. Они предлагают ученикам такой способ познания мира, который исключает чувство отчужденности от него.

Как в вальдорфских детских садах, так и в вальдорфских школах отсутствует сортировка первоклашек на три сорта. Каждый важен. И каждый талантлив. Здесь маленький человечек не «результат наследственности и внешнего воздействия», а уникальное, неповторимое творческое начало. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает атмосферу уважения к детству, учета индивидуальных потребностей и возможностей каждого ученика, в такой атмосфере ребенку комфортно, хорошо. Поэтому, как правило, дети любят свою школу и с удо-вольствием в ней учатся. А если ребенку хорошо, его можно научить многому.

В современном мире дети все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества, как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, умение отличить добро от зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок знал и любил этот мир и всех его обитателей. В этом смысле подход Штайнера к образованию является поистине экологическим.

Основной метод вальдорфской педагогики, применяемый в школе, — метод «душевной экономии», который состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе раз-вития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В этих школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима, но они сотруднича-ют друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся.

Школьное обучение начинается в семь лет и длится 11— 12 лет. Классы всегда с небольшим количеством учеников. Преподавание основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога.

Все занятия с учениками от шести до четырнадцати лет ведет один и тот же классный руководитель. Первый, кто встречает ребенка утром в школе, — классный руководитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся два часа без перерыва. Вот почему при переходе из младшего в среднее звено в вальдорфской школе ребенок не испытывает тех трудностей, что в традиционной школе. Не происходит смены психических функций, на которые опирается обучение, и смены самого типа обучения. По-прежнему большинство предметов ведет классный учитель, который и является основным источником информации.

Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. В 14—18 лет учащийся по-лучает так необходимые в этом возрасте помощь и поддержку своего классного наставника. А взаимодействуя со многими учителями в средней школе, ученики не испытывают полного единства требований, получая от учителей различную оценку своих действий, окружающей их жизни и самих себя.

Педагог вальдорфской школы вправе самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать его творческие возможности. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу, стиль его работы — активный и живой. В результате такого изложения материала у учеников пробуждаются внутренние чувства, проявляется жизнь с ее радостью и болью, с ее приятными и неприятными моментами, напряжением и расслаблением.

➢ Не менее важной задачей педагога является объединение в классе детей. Это происходит на занятиях эвритмией и гимнастикой Ботмера, пения и драматургии. Вальдорфские педагоги считают, что согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат работы зависит от слаженности действий. Но самым главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребенку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты.

➢ Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, поскольку к де-тям обращаются не только как к существам, способным толь-ко мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Первый урок — это главный урок, на котором изучают один из общеобразовательных предметов: математику, родной язык, географию, физику, химию и т. п. Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью ученики занимаются в послеобеденное время, осваивая ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.

В вальдорфских школах ведется углубленное изучение предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, истории мировой культуры. Большое внимание уделяется развитию художественных способностей ребенка. Первые восемь классов детям преподают такие «второстепенные» предметы (для традиционной школы), как рисование, музыку, рукоделие и т. д., на одном уровне с остальными дисциплинами. Новые предметы вводятся постепенно.

На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до 2-го класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1- и 2-м классах).

Обязательны занятия музыкой: с 1-го класса дети обучаются игре на блок-флейте как наиболее соответствующем этому возрасту инструменте, позже — на струнных инструментах и фортепиано. С начала обучения вводятся также два иностранных языка — немецкий и английский. Обучение иностранному языку начинается так же, как и обучение при рождении своему родному языку, — с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

В вальдорфских школах изучают такой предмет, как эвритмия, — искусство художественного движения, которое сочета-ет в себе гармонию и пластику танца с пантомимой, музыкой и поэтической речью. Этот предмет имеет не только общеразвивающее, но и терапевтическое значение. Эвритмия способ-ствует снятию зажимов, исправлению осанки, развитию пла-стичности тела. На этих занятиях, как отмечалось выше, дети также учатся понимать и чувствовать действия других детей.

Междисциплинарный подход в течение всего обучения позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир.

Учебник минимально представлен в урочной работе . Ученики сами пишут себе учебники: у всех детей есть рабочая тетрадь, где они отражают свой опыт и то, чему научились.

Только ученики старших классов используют учебники в до-полнение к работе по основным урокам.

➢ Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого семестра учитель пишет подробный, детальный отчет-характеристику на каждого ученика. Но если ученик переходит в обычную общеобразовательную школу, то ему выставляют оценки.

В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли. Устраиваются также выставки самых красивых тетрадей, одежды, сшитой на уроках рукоделия, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать.

В вальдорфских детских садах и школах просто волшебные праздники. В праздниках на равных участвуют все — дети и родители, учителя и воспитатели. Каждый праздник отмечается с особым почтением, и к каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как в обычной школе, — подарки рождаются в теплых родительских руках. Чего только не делают на родительских рукодельных посиделках! И лоскутные мячики, и настоящих кукол, и ангелов, и даже гномиков валяют из шерсти. А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им поручают деревянные игрушки.

Часто устраивают праздники, посвященные каким-то при-родным явлениям: созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега — или религиозным событиям: Рождество, Пасха, Масленица. К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.

Ранней осенью отмечают праздник урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного. Дети, учителя и родители вместе пекут пироги, каждому ребенку дарят корзинку с осенними дарами и какую-нибудь особую «урожайную» игрушку.

Поздней осенью проводится праздник фонариков. В это время ночи долгие, а дни короткие, рано темнеет. Природа готовится к зимнему сну. В такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зимний сон не будет длиться вечно, что солнце скоро засветит ярко и на земле снова будет весна.

Но, пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник — Масленица. Вооружившись трещотками и деревянными по-гремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все отправляются в лес на масленичную поляну. А там — санный поезд, хороводы, прыжки через костер и даже катание на лошади (под ее лоскутным покровом скрываются двое пап). И взрослые, умудренные опытом солидные папы и мамы, ве-селятся, как дети. А на Пасху опять же все вместе разрисовывают яйца и пекут куличи.

С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

➠ Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в вуз. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в вуз как свою главную цель.

Многолетний опыт показывает, что выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. В дальнейшем они выбирают для себя специальности гуманитарного направления или деятельность, связанную с социальной сферой, — врач, учитель, социальный работник.

Словом, вам, родителям, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она вас может научить, — это уважение к личности малыша, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

Э. О. Скляренко

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 600 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.

Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.

Рудольф Штайнер (1861-1925) - пример Учителя как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 книгах и 6000 лекциях им затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал Антропософию (Человеко-знание), которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров.

В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

Антропософия (от греческих слов "антропос" - "человек" и "софия" - "мудрость"). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).

Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы "Вальдорф Астория", которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако, сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, являющемуся для нее принципиальным, социологические исследования показывают, что наличие детей из среды рабочих и "низших слоев" населения довольно низок. "Вальдорфские родители" - это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие "заинтересованные" родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ, число которых за последние двадцать лет резко возросло.

Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность - отличительная особенность этих программ.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.


Характерные особенности вальдорфской школы:

  • 1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
  • 2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
  • 3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.
  • 4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе - в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.
  • 5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
  • 6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
  • 7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
  • 8. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

Метод преподавания


Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.

Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.

Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.


Циклическая сущность программы


Чтобы привести пример и показать циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, давайте возьмем геометрию. В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке "Рисование форм". Таким образом первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Также это слово может не называться им и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что появляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. - "Да, это мы уже делали!", - говорят дети - "Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!" Наша цель - вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается".


Подходы и методы Вальдорфских школ


Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.

Да, в ребенке сохраняется непосредственность, детскость, да он будет учиться без страха. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с дет сада... Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей...

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация _ не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

Система раннего развития детей, основанная Рудольфом Штайнером в Германии, имеет множество последователей, но и ровно столько же противников. Чем же привлекает эта система раннего развития родителей со всего мира?

В основе Вальдорфской системы раннего развития детей заложена идея, что детей в раннем возрасте нужно максимально раскрыть духовно и творчески. Главная цель – это личность ребенка. Какую же современную маму это не привлечет? Я – не исключение. Но чтение, письмо, абстрактные науки ребенок осваивает после семи лет. Вот это очень большое НО для меня, с которым не могу смириться.

В дошкольном воспитании ручному труду уделяется огромное внимание. Дети учатся вышивать, вязать, пробуют свои силы на гончарном круге, ткацком станке. Занятия по изобразительному искусству, а точнее игры с красками, превращаются в открытие. Детям предоставляют всего лишь желтый, красный и синий цвета – все остальные цвета и оттенки можно получить с помощью волшебства смешивания. Малыш пробует, творит, находит неожиданные сочетания собственным опытом. Это прекрасно!

Группу в вальдорфском детском саду посещают дети разных возрастов и старшие всегда готовы придти на помощь младшим. Моя дочка ходила в обычный детский сад, но в экспериментальную разновозрастную группу. Я была очень довольна, но предпочла бы, чтобы Лиза не была одной из старших. Так не за кем тянуться, зато взаимовыручку мы приобрели отменную.

Окружают малышей игрушки только из натуральных материалов (глины, дерева, шерсти). Эко-мариалы конечно, очень хорошо, но лишить мальчишек и девчонок «Лего» я не могу. Сейчас очень популярны Вальдорфские куклы, которые мамочки делают своими руками. Мне казалось очень странным то, что у нее нет лица (10 лет назад информации было не много и я везде читала, что именно так должно быть). Тем не менее, я сшила дочери такую куклу и она ей очень нравилась длительное время. И сейчас она хранит ее. Значит, все таки, есть в этом что-то таинственное, необъяснимое для меня. Больше всего информации по вальдофским куклам я нашла здесь.

Многие эмоции, чувства, ощущения передаются ребенку посредством кукольных представлений, инсценировок. Это, я думаю, используют многие мамочки, создавая пальчиковые, теневые театры. С гордостью можем считать, что это по-вальдорфски J.

Одно из самых приятных отличий от стандартных систем воспитания – это обилие праздников. Это мне особенно по вкусу. В нашей жизни много праздников не бывает. Отмечаются и общепринятые праздники (масленицу, пасху) и дополнительные – праздник урожая, праздник фонариков. Детки делают фонарики и отправляются на поиски сокровищ гномов. К каждому празднику готовятся подарки. Вспоминаются усилия родительского комитета и походы по магазинам, но они здесь ни при чем. Подарки делают родители своими руками, передавая тепло и частичку своей души.

А каковы доводы противников Вальдорфской системы? Первое противоречие – это отсутствие в программе обучения математики и чтения до семи лет. Самый плодотворный период, когда ребенок схватывает материал играя, упускается. В первый класс отправить неподготовленного ребенка? В этом случае школа тоже должна быть вальдорфская, а их в России не много. У нас, в Нижнем Новгороде, ее просто нет.

Отсутствие в игрушках привычных машинок, конструкторов, обычных кукол, возможно, забирает частичку детства. Огромное литературное наследство таких авторов как Маршак, Чуковский, Носов, Пришвин не доносится до воспитанников вальдорфской системы, так как детям в основном читают сказки Братьев Гримм, средневековые легенды о рыцарях, гномах. По-моему, все книг совместимы и много чтения никогда не бывает.

Вот такая противоречивая эта Вальдорфская система раннего развития. Но и ее частичка есть в нашей жизни.

В педагогике существует не мало авторских школ и методик, и естественно, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Начать анализ авторских педагогических систем нам хотелось бы с педагогического направления, основанного австрийским ученым Рудольфом Штайнером, известным как вальдорфская педагогика. Первый вальдорфский садик появился еще в 1919 году и существует он до сих пор. В чем секрет их популярности и долговечности, и на каких принципах основана их работа, вы узнаете сегодня.

Прежде всего стоит отметить, что цель вальдорфской системы - воспитание свободной творческой личности. Работа вальдорфских садиков и школ базируется на 5 основных принципах. Причем она настолько просты и доступны, что каждый из вас может успешно применить их дома.

Создаем для ребенка атмосферу любви

Ребенок должен всегда и везде чувствовать себя любимым и счастливым. Улыбка, теплые слова, поцелуи не только поднимут ребенку настроение, но и положительно скажутся на физическом состоянии ребенка. Атмосфера Вальдорфского садика всегда очень теплая и дружелюбная, дети приходят туда, как во второй дом.

Становимся для ребенка примером

Последователи Рудольфа Штайнера уверены, что ребенок вырастает точно таким же, как окружающие его взрослые. Поэтому как воспитатели, так и родители должны тщательно следить за своими словами и поступками. Не стоит давать ребенку обещаний, которые вы не сможете сдержать, будьте последовательны в своих поступках. Иначе вы рискуете получить результат, который в последствии будет очень сложно исправить.

Играем

Игра - основной вид деятельности дошкольников. И если в обычных садиках на игру отводят совсем немного времени, потому что детям нужно еще почитать, посчитать, порисовать, полепить, разучить стихи и песни, то в вальдорфском садике весь день проходит в игре.

Создаем условия для развития

Приверженцы в школах считают, что все лучшее для развития ребенка дарит нам природа, поэтому в садике пластмассовые и деревянные игрушки заменяют желуди, ракушки, шишки, ленты и кусочки ткани. Ребенок сам создает для себя игрушку. Это развивает творческие способности и воображение.

Приучаем ребенка к режиму

Главное условие успешного обучения и воспитания в вальдорфской школе - четкая, ритмичная организация группы. Самостоятельные игры сменяются занятиями с воспитателями, а каждый день недели посвящен одному виду деятельности: рисованию, музыке, кукольному театру. Вальдорфские педагоги утверждают, что ребенок, живущий по режиму более спокоен и собран.
Как вы видите, принципы вальдорфской педагогики просты и понятны. Вы можете успешно использовать их в домашнем воспитании. И помните, любовь и уважение к ребенку - главные условия его гармоничного развития.




Введение

Человеческое различие - это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю - огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города, чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, т.е. не на то, что является внешней формой, а видели действительную внутреннюю сущность человека.

Актуальность данной работы обусловлена еще и тем, что в сегодняшнем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом поистине экологическим.

Таким образом, целью данной работы определено следующее: рассмотреть систему вальдорфской школы как особую систему образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    проследить историю возникновения вальдорфских школ;

    познакомиться с системой обучения и воспитания вальдорфской школы;

    рассмотреть организацию преподавания в вальдорфской школе.

Вальдорфская педагогика. История

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу - школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией - и гимназию - гуманитарно-ориентированную школу - усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14-15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX - начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор - национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, - писал один из педагогов-реформаторов, - особенно старшего звена? Сделать из человека машину...»

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ-педагогики.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы Вальдорф-Астория, которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок (данные по ФРГ). «Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!