Действия с обыкновенными дробями. Урок - повторение

Цели урока:

  • Образовательная : обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме “Обыкновенные дроби”
  • Развивающая : создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения знаний, развивать способность формирования умений применять приемы обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитие математической речи, внимания, памяти
  • Воспитательная : содействовать воспитанию интереса к математике, познавательного интереса, способности слушать мнения и ответы одноклассников, критически их оценивать, воспитывать чувство сопереживания и ответственности

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний, закрепления умений.

Формы проведения урока : фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

План проведения урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.
  3. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний.
  4. Применение знаний.
  5. Самостоятельная работа
  6. Рефлексия.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Проверьте все ли готово к уроку: тетрадь и учебник, письменные принадлежности, дневник. Девизом сегодняшнего урока являются слова французского писателя Анатоля Франса: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.”

Ребята, а кто скажет, что значит поглощать с аппетитом? (Радостно, весело, с удовольствием).

Вот и мы будем поглощать знания на уроке с большим удовольствием, потому что они нам в дальнейшем пригодятся.

Открываем тетради пишем число, классная работа. (время для записи).

2. Устный счет

А кто мне скажет какой главный навык в математике? (Устный счет)

А сейчас я проверю, как вы научились складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем. Мы с вами выполним математическую разминку. Вам дается 1 минута. В тетради пишем только ответы. Кто готов положите ручки в сторону, чтобы я видела. (Проверяем ответы 1 читает, а все сигнализируют линейками: зеленая - да, оранжевая - нет)

Сообщение темы урока и постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности.

А теперь давайте, ребята, повторим, что мы изучали с вами на прошлых уроках. А поможет нам математический кроссворд. А кроссворд необычный, который подскажет тему сегодняшнего урока. Работать с этим кроссвордом мы будем в парах. А если будем работать в парах, то повторим правила работы в парах. (Дети отвечают)

Вспомнили, а теперь давайте разгадаем. Слова располагаются в нем только по вертикали, слева-направо. На разгадывание вам 1,5 минуты.

Если сделали отложили ручки в сторону. Итак, время вышло.

(1. Какое математическое действие обозначает дробная черта? (деление)

2. Как называется число, стоящее над дробной чертой? (числитель)

3. В дроби число 1 называют.... частью. (целой)

4. Две равные дроби обозначают одно и тоже дробное.... (число)

5. Как называется число, стоящее под дробной чертой? (знаменатель)

6. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется...... (правильной)

7. Дробь, в которой числитель равен или больше знаменателя называется.... (неправильной)

8. Равные части называют.... (долями))

Мы отгадали кроссворд, тем самым мы повторили темы предыдущих уроков. Кто сделал 1 ошибку, а кто 2?

Я вам в начале урока сказала: что здесь зашифровано слово, которое подскажет тему сегодняшнего урока. Какое это слово? Выполнять действия с какими числами мы с вами научились? (дети отвечают: натуральными и обыкновенными дробями)

Обращаясь к ключевому слову кроссворда уточните, ребята, тему урока?

(ответ: действия с обыкновенными дробями)

Записываем тему! (пишут в тетради)

3. Постановка цели и задач урока

Выяснили о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Скажите цель сегодняшнего урока? (опрос) Цель : Продолжить работу над формированием навыков сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Это будет наша цель! (на доску)

Ребята, а что-бы осуществить нашу цель, какие мы должны будем решить задачи:

1) повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; сравнения дробей.

2) применять их при решении задач

Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение. Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

4. Закрепление

Решаем индивидуально. (в конце решения делаем взаимопроверку- не парная работа)

1. Сравните :

а) б) в) (Когда сравниваем проговариваем правила)

2. Вычисли:

а) б) в) г) Проговариваем правила

Первая задача выполнена.

Физкультминутка.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три - прижмем к плечам, на 4 - к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись слайд№8
Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я

3. Задача:

В пакете было кг конфет двух сортов. Масса конфет одного сорта равна кг. Чему равна масса конфет другого сорта?

В первый день туристы прошли намеченного пути, а во второй день - .Какую часть всего пути туристы прошли за два дня?

Вторая задача выполнена.

5. Самостоятельная работа

1-вар

2)

3)

4)

5)

6)

7)

2-вар

2)

3)

4)

5)

6)

Расположить ответы по возрастанию. И отгадайте зашифрованные слова.

Давайте проверим какие слова у вас получились. А когда проверим вы сами поставите себе оценку в зависимости от того, сколько вы допустили ошибок. Приступим к проверке первого варианта. Какое слово у вас получилось? (КАЛЬЦИЙ) Правильно! Проверим 2 вариант (ФОСФОР) Правильно!

А что такое кальций и фосфор кто знает? А как вы думаете почему я решила зашифровать эти микроэлементы? (Правильно, т.к. они важны нашему микроорганизму)

Приближается весна и нашему организму все тяжелее противостоять болезням из-за нехватки витаминов и микроэлементов.

Зачем нам нужен КАЛЬЦИЙ? (кости делать крепкими)

Где он содержится?

В каких продуктах? (показать таблицу в презентации)

Посмотрите, что вы должны будете съесть когда прийдете домой! Чтобы ваши косточки были крепкими.

Зачем нужен ФОСФОР? (для работы нашего мозга, чтобы вы хорошо учились). Посмотрите где он содержится. (показать таблицу).Вот как важны эти микроэлементы.

6. Домашняя работа

Откройте дневники и запишите домашнее задание с учебника №1076 и творческое задание: составьте кроссворд с ключевым словом “ВИТАМИН”. Потому что на следующем уроке мы продолжим беседу о витаминах. Кроссворд должен состоять из математических понятий.

7. Итог урока

Что вы прошли сегодня на уроке? А чтобы оценить свою работу на уроке возьмите на столах кружочки и нарисуйте на них смайлик:

  • Улыбается - все понятно;
  • Равнодушен - все понятно, но можно еще порешать;
  • Грустный - все не понятно.

Вот вам мой смайлик (показываю детям свой смайлик, а они показывают свои). Я вами очень довольна на уроке и вижу вам понравился урок.

Вы свободны. Спасибо за урок.

Кроссворд

1. Какое математическое действие обозначает дробная черта?

2. Как называется число, стоящее над дробной чертой?

3. В дроби число 1 называют....частью.

4. Две равные дроби обозначают одно и тоже дробное....

5. Как называется число, стоящее под дробной чертой?

6. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется......

7. Дробь, в которой числитель равен или больше знаменателя называется....

8. Равные части называют....

Разработка урока по математике, 5 класс

Учитель математики
Куртушан Марина Анатольевна

2011-2012 уч.год

Дата:_________________

Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями»

Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями».

Задачи:
Обучающие : обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способностей;
развивающие : развитие интереса к предмету, математической грамотности, расширение кругозора учащихся;
воспитательные : воспитание ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, товарищества.

Тип урока : урок –игра.

Орг.момент.

Пусть каждый и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас,
А сердце умным будет.
С.Маршак.

Здравствуйте, ребята, садитесь. 1,2,3,4… с этим мы вступаем в страну чисел. Она не имеет границ. За числами - сама жизнь. Для человека очень важно подружиться с числом и уметь с ним работать. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, в страну «Дробей». Все ли готовы? Всем ли удобно? Ну тогда поехали.

1 станция «Теоретическая»

  1. Дробь называется правильной, если …
  2. Чтобы сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями, нужно…
  3. При сравнении дробей с разными знаменателями, нужно …
  4. Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, нужно…
  5. При вычитании дробей с разными знаменателями, надо…
  6. Как из неправильной дроби сделать смешанное число?
  7. Чтобы умножить дробь на дробь, надо…
  8. Чтобы разделить дробь на дробь, надо…


2 станция «Смекалкино»

Для решения многих задач недостаточно одних знаний. Необходима еще внимательность и смекалка. А сейчас мы с вами и проверим кто из вас самый внимательный. Внимание на доску.

3 станция «Спортивная»

Задачка на внимание, умение, терпение,
А также вычитание, деленье, умножение.

Две пары цифровых боксеров,
Однажды встретились в финале.
И ты узнать сумеешь скоро,
По сколько все очков набрали,
Какие заняли места?
Задача в общем-то проста,
Но, чтоб очки те подсчитать.
Необходимо лишь узнать,
В каком бою их умножали,
В каком делили, вычитали…
А результат вписать в кружки,
Где не проставлены очки.

Итак, внимательно посмотрите на боксеров, какие математические действия были выполнены? Решите и запишите ответы.


4 станция «Вычислялкино»
Выполнить умножение:

Выполните деление:

3. Задача.

Сторона треугольника равны Найдите периметр.

4. Задача.

Айман и Шолпан собрали 48 яблок. Количество яблок, собранных Айман, в раза больше, чем количество яблок, собранных Шолпан. Сколько яблок собрала Шолпан? Решите задачу, составив уравнение.

Подведение итогов.

1)Оценивание степени участия каждого ученика.

2)Подсчитывание жетонов.

3)Выставление оценок.

Все сегодня молодцы. Каждый получает мини-грамоту за сегодняшний урок.

При вычитании дробей с разными знаменателями, нужно… Чтобы умножить дробь на дробь, надо… Чтобы разделить дробь на дробь, надо…

2 станция Смекалкино

Сколько будет, если 2 десятка умножить на 3 десятка? 600 Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км пробежала каждая лошадь? 30 км. На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает кусок в 1 м. Через сколько минут она распилит бревно в 6 метров? 5 минут Мотоциклист ехал в деревню и встретил 3 машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? 1 мотоциклист

3 станция Спортивная

4 станция Вычислялкино

Выполните действия 1

Самостоятельная работа Задача №

Домашнее задание № 916; № 921.

Урок построен по требованиям ФГОС. Данный урок: урок-путешествия.


«конспект урока»

Урок по теме: «Действия с обыкновенными дробями»

Концептуальная цель учителя: показать значимость формирования и развития творческого мышления у школьников в современном обществе через проектную деятельность

Задачи учителя на данном уроке:

    Создать условия для проявления познавательной и творческой деятельности.

    Показать осуществление формирования и развития творческого мышления через проблемное обучение.

    Показать первичный результат использования развивающих заданий в формировании и развитии творческого мышления у школьников.

Цели урока:

    Общеобразовательные – обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях,закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями, подготовиться к изучению нового действия с дробями – деления.

    Развивающие – развитие памяти, внимания, творческого мышления и познавательной активности, развивать навыки самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений

    Воспитательные – воспитание активных, жаждущих к знаниям, неравнодушных, любознательных обучающихся.

Задачи урока:

1) создание для обучающихся комфортных условий, творческого микроклимата, ситуации успеха;

2) облегчение процесса учения обучающихся.

Стратегическая цель: На протяжении всего урока обеспечивать связь изучаемой темы с жизнь Проблема: Зная первоначальные сведения об обыкновенных дробях, обучающиеся не задумываются над их ценностью.

Проблемный вопрос: Часто ли используют дроби в современной жизни? Давно ли они появились и как?

Варианты решения:

Через специальные тренировочные задания с обыкновенными дробями показать связь математики с жизнью и используя ИКТ.

Эпиграф урока: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели» А.И. Маркушевич

Ход урока: Слайд 1

Здравствуйте! Возьмитесь за руки, пожелайте друг другу удачи. Садитесь.

Сегодня я предлагаю эпиграфом к нашему уроку взять высказывание советского математика и педагога Алексея Ивановича Маркушевича: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели».(Слайд 2)

Ребята, я не зря взяла этот эпиграф к уроку. Еще раз прочитайте слова Алексея Ивановича Маркушевича. Как вы думает, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (развивать внимание, тренировать мозг, воспитывать в себе настойчивость и упорство в достижении цели) . Но каждый урок имеет еще и конкретную цель. А чтобы ее поставить начнем наше путешествие. Сегодняшний урок - это урок путешествия по различным станциям. Я желаю вам успеха в преодолении всех трудностей. Чтобы нам отправиться в путь нужно ответить на вопросы, отвечаем по поднятой руке.

    Как называется деление числителя и знаменателя на одно и то же число.

    Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.

    Каким действием можно заменить дробную черту.

    Для того чтобы сравнить дроби с разными знаменателями нужно…

    Какие числа называются взаимно обратными.

    Какая дробь называется правильной.

    Расскажите правило сложения дробей.

    Расскажите правило вычитания дробей.

    Расскажите правило умножения дробей.

    Расскажите правило деления дробей.

Какое слово ключевое?..... Что такое обыкновенная? (Обыкновенная дробь)

Итак, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Что мы будем повторять?

(Действия с дробями ).

А какие действия с дробями вы уже можете выполнять? КАКУЮ ЦЕЛЬ ПОСТАВИМ НА УРОК?

(Сложение, вычитание, умножение, делении, сокращение, выделять целую часть из неправильной дроби, переводить смешанную дробь в неправильную).

Итак, мы сегодня на уроке обобщим и систематизируем знания об обыкновенных дробях,закрепим и усовершенствуем навыки выполнения действий с обыкновенными дробями, для того, чтобы подготовиться к изучению новой темы, нового действия с обыкновенными дробями. Что это за действие? (Деление.)

Откройте, пожалуйста свои тетради, запишите число сегодняшнее 26 марта, классная работа и тему урока.

Зеленый свет светофора загорелся, отправляемся дальше. Прибываем на станцию

1 станция. «Третий лишний» (Слайд 3)

Работа в парах. Если ваши мнения разошлись, то можно работать самостоятельно. (Даю на разных листочках) На задание дается 2 мин. (Выполняя задание, на листочках дети вычеркивают ручкой лишнюю дробь.)

Выбери лишнее, и объясни почему.

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2.
лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3.
лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4.
лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

Слайд 4

Проверяем с помощью слайдов. У вас на столах лежат Критерии по которым вам нужно оценить задания.

Наш поезд снова отправляется в путь. Прибываем на следующую станцию

2 станция «Ты мне – я тебе» (Слайд 5)

На выполнение задания отводится 10 минут.

На карточках записаны примеры. Среди них есть верные, есть неверные. Ваша задача помощью символов нарисовать диаграмму по следующему правилу: если пример верный ^ , если неверный -.

1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23

3) · = 4) 6 + 4 = 10

5)
6) 5 · =

Слайд 6

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте решение соседа по эталону. Поставьте необходимое количество баллов по критериям.

Наш поезд снова отправляется в путь. Прибываем на следующую станцию.

3 станция “Исследовательская ” (Слайд 7)

Исследование: Профессия и дроби!!!

Мы подготовили задачи, которые приходится решать нашим родителям в своей профессиональной деятельности. Ребята, давайте попробуем решить некоторые из этих задач все вместе!

Слайд 8 Задача 1: Врач-терапевт:

В структуре заболеваемости в осенне-зимний период первое место занимает ОРЗ. Это составляет 3/5 от общего количества заболевших. Сколько человек переболели ОРЗ, если общее количество заболевших 660 человек?

660 ÷ 5 · 3 = 396 (чел)

Ответ: 396 человека переболели ОРЗ.

(задача на нахождение дроби от числа, решается полу устно, комментируя с места.) (Вспоминаем алгоритм решения таких задач)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, здесь две задачи от швеи. Как хотелось бы их успеть решить на уроке. Но время урока ограничено. Как же нам поступить? (решить по вариантам)

Слайд 9. Задачи 2 и 3 Эти две задачи от Портных. Давайте эти задачи решим по вариантам.(по 1 чел. решают у доски на закрытых досках, проверяем по решению на доске)

    Швея может выполнить заказ за 3 дня, а ее ученица – за 6 дней. Какую часть заказа они могут выполнить за один день, работая вместе?

1/3 + 1/6 = 2/6 + 1/6 = 3/6 = ½

Ответ: ½ часть заказа швея и ученица могут выполнить за один день, работая вместе.

    Швея сшила костюм. На юбку ушло 2 1/2 м ткани, а на жакет – на ¾ м ткани больше. Сколько ткани пошло на костюм?

1) 2 ½ + ¾ = 2 2/4 + ¾ = 2 5/4 = 3 ¼ (м) - пошло на жакет

2) 2 ½ + 3 ¼ = 2 2/4 + 3 ¼ = 5 ¾ (м) - пошло на костюм.

Ответ: 5 ¾ м ткани пошло на костюм.

Слайд 10. Задача 4: маляр:

Покрасили четверть длины всего забора, а потом еще 8 метров. В результате покрасили половину забора. Какова длина всего забора?

(можно рассмотреть разные способы решения)

(8 + 8) · 2 = 32(м) или

8 · 4 = 32 (м)

Ответ: 32 м длина всего забора.

Ребята, решая эти задачи мы сталкивались с дробями? Для чего же еще в жизни нужны дроби и умение выполнять действия с дробями? (для того, чтобы сдавать статистические отчеты, чтобы знать сколько ткани потребуется на костюм, сколько краски потребуется)

Людям разных профессий необходимо уметь решать задачи на дроби, знать правила сложения и вычитания, умножения и деления дробей.

Ребята, так незаметно мы прибыли на станцию итоговая.

4 Станция «Итоговая» (Слайд 40)

Итог урока:

Ребята, достигли ли мы целей урока? (Да) Что мы повторили?

(-Действия с дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, сокращение дробей.)

(-Решение задач на дроби.)

Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

Рефлексия: (Слайд 11)

Я понимал всё, о чём говорилось и, что делалось на уроке.

Я принимал активное участие в работе. Мне было интересно.

Мне было достаточно комфортно на уроке, но я принимал в нём не

Очень активное участие. Мне было не очень интересно

К ответам на уроке я был не готов.

Мне было скучно на уроке.

Заключительное слово учителя:

Вот и закончилось наше путешествие. Я очень рада, что сегодняшний урок был для вас интересен и поучителен. Вы выяснили неясные моменты, если они у вас были. Поднялись на ступеньку выше в своих знаниях. А закончить урок я хотела бы словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: (Слайд 12)

"Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«Оценочные листы»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Критерии

Баллы

1 станция. «Третий лишний»

Нашел лишнее и смог объяснить

Допустил ошибки

2 станция «Ты мне – я тебе»

Выполнено верно

Допущена одна ошибка

Выполнено неверно

3 станция «Исследовательская»

Решил все задачи

Не решил одну задачу

Не решил две задачи


Критерии

Баллы

1 станция. «Третий лишний»

Нашел лишнее и смог объяснить

Нашел лишнее и не смог объяснить

Допустил ошибки

2 станция «Ты мне – я тебе»

Выполнено верно

Допущена одна ошибка

Выполнено неверно

3 станция «Исследовательская»

Решил все задачи

Не решил одну задачу

Не решил две задачи

Не решил ни одной верно задачи

Оценка:

7 баллов – «5»

6-5 балла – «4»

4-3 балла – «3»

2 и меньше – «2»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

7 баллов – «5»

6-5 балла – «4»

4-3 балла – «3»

2 и меньше – «2»

Просмотр содержимого документа
«карточки»

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23

3) · = 4) 6 + 4 = 10

1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23

3) · = 4) 6 + 4 = 10

1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форм проведения : урок-путешествие.
Цели урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме: «Все действия с обыкновенными дробями»;
развивающие: развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков, математической речи, внимания;
воспитательные: увеличение степени дисциплинированности, организованности, воспитание трудолюбия, чувства коллективизма, воспитание осмысленной учебной деятельности.
Межпредметные связи: история, география.
Формы работы на уроке : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Необходимые материалы и оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями, презентация.
Время: 40 минут.
Этапы урока:
1. Организационный момент. (2 минуты)
2. Постановка цели урока. Викторина. (10 минут)
3. Эстафета. (10 минут)
4. Поиск ошибок и исправление. (8 минут)
5. Работа в парах. Решение задач. (8 минут)
6. Подведение итогов. Домашнее задание. (1 минута)
7. Рефлексия. (1 минута)
1. Организационный момент.
1 слайд
Здравствуйте, дети.Сегодня у нас с вами будет необычный урок. У нас будут сегодня необыкновенные
игры с обыкновенными дробями.
2 слайд
Мы отправимся в путешествие на волшебном математическом поезде по странам мира. И немножко
узнаем об истории математики. Но главное для нас сегодня повторить пройденный
ранее материал об обыкновенных дробях и действий с ними. Откройте тетради,
запишите число, 17 февраля. Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями».
Итак, путешествовать мы будем на математическом поезде, у которого три вагона. Вагоны это наши ряды.
Первый, второй, третий. Это наши команды. На доске вы видите таблицу, в которую
мы будем записывать результаты. Поехали.
2. Постановка цели урока. Викторина.
3 слайд
Сначала мы попадаем в столицу нашей родины - Москву. Вы видите, где она расположена на карте.
4 слайд
Москва очень древний город. Считается, что он основан в 1147 году, хотя это точно не известно и,
скорее всего он еще более древний. Основал Москву князь Юрий Владимирович
Долгорукий, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Первый отечественный
учебник по математике вышел в 1703 году. Леонтий Филиппович Магницкий издал
«Арифметику». По этому учебнику учился Михаил Васильевич Ломоносов, назвавший
этот учебник вратами учености. Кто слышал о нем? Что вы о нем знаете?
Михаил Васильевич Ломоносов очень хорошо учился.
А как учитесь вы? Какие правила нам необходимо знать, чтобы написать контрольную работу по теме:
«Действия с обыкновенными дробями»?
5 слайд
Ученики называют правила.Они появляются на слайде.
- Наша цель сегодня - повторить эти правила и закрепить умение ими пользоваться.
А теперь проведем викторину. Я буду задавать вопросы, а вы поднимать руку и отвечать на них.
Каждый, верно ответивший, зарабатывает один балл для своего вагона. За выкрики
вычитается один балл.
- Как складывать или вычитать дроби и с разными знаменателями?
- Как складывать или вычитать смешанные числа?
- Основное свойство дроби.
- Как умножить дробь надробь?
- Как умножить дробь на натуральное число?
- Как можно умножить смешанное число на натуральное?
- Как перемножить два смешанных числа?
- Как поделить дробь на дробь?
- Как поделить дробь на натуральное число?
- Как можно поделить смешанное число на натуральное?
- Как поделить смешанное число на дробь или смешанное число?
- Как поделить натуральное число на дробь или смешанное число?
3. Эстафета
6 слайд
Какие мы молодцы!(Помощники подводят промежуточные итоги) Мы справились с заданием и теперь
отправляемся в Грецию. На презентации показана карта, где отмечено расположение Греции и ее столицы.
7 слайд
Столица - Афины
Греция считается колыбелью западной цивилизации. Сами греки до сих пор называют свою страну
Элладой, а себя эллинами. Древняя Греция образовалась примерно в 3-ем тысячелетии до н. э.
Математика - самая древняя из наук. Само слово «математика» греческого происхождения, означает:
«наука, изучение». Считается, что математика как наука родилась именно в Греции.
Греки говорили, что числа правят миром или, как сказал Галилей: «книга написана на языке математики».
В Греции жило множество великих ученых, таких как Пифагор, Архимед, Фалес, и т. д. Каких греческих ученых вы знаете?
Греция - родина олимпийских игр. Поэтому, здесь нам нужно принять участие в эстафете.
Эстафета. Устный счет.
На каждый ряд раздается по две карточки с вычислительными примерами.
Карточка с надписью: «Туда» дается каждому человеку, сидящему на первом варианте первой
парты. Карточка с надписью: «Обратно» дается каждому человеку, сидящему на втором варианте последней парты.
Итак, у нас три ряда и три команды. Каждый решает по одному примеру, записывает ответ на карточке и передает ее следующему
участнику. Карточка с надписью: «Туда» двигается с первой парты на последнюю, а с надписью: «Обратно» - с последней парты на первую.
За каждый верно решенный пример ставится один балл в общий зачет. Проверка происходит сразу после того, как дети выполнят задание, помогают приглашенные старшеклассники.
Задание есть на 8 слайде
4. Поиск ошибок и исправление.

9 слайд
Молодцы! Теперь наш поезд волшебным образом оказывается в Пекине, столице Китая.
10 слайд
Возникновение китайской цивилизации на берегах реки Хуанхэ относится к началу II тыс. до н.э.
Математика зародилась в Китае в глубокой древности. В Китае была создана «математика в девяти книгах»,
суммирующая математические знания, накопленные за века. Китайцы впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, знали действия с обыкновенными дробями, умели их сокращать, решали задачи на проценты и т. д.
Цифры обозначались специальными иероглифами. Китайцы считали на специальной
доске «суаньпань», аналогичной русским счетам.
Вы сейчас превращаетесь в китайских мудрецов и должны определить, верно ли решены примеры, и, если нет -
указать ошибку и исправить. За верно найденную ошибку вагонам начисляются баллы.
Неверно решенные примеры дети решают в тетрадях (задания на 11, 12 слайдах).
5. Работа в парах. Решение задач .
13 слайд
А теперь мы в Индии.Сейчас ее столица - Нью-Дели.
14 слайд
В долине реки Инда еще вIII тыс. до н. э. существовала развитая цивилизация. Индийцы изобрели
десятичную запись числа. В 5-м, 6-м веке жил Ариабхати, великий индийский
математик и астроном. В его трудах встречается множество решений вычислительных
задач. В 7-м веке работал другой известный математик и астроном - Брахмагупта.
Начиная с Брахмагупты, индийские математики свободно обращались с отрицательными числами, трактуя их как долг.
Кто знает, что такое отрицательные числа? Привести пример задачи. - У меня было три овцы. Я должен
соседу четыре. Сколько у меня овец?
В 1-м тысячелетии до н.э. появляются священные книги «Веды» (знания). Веды сначала передавались устно
в стихотворной форме в течение тысячелетий, затем были собраны в 1-м тысячелетии до нашей эры.
Задача, которая стоит сейчас перед нами, за 8 минут решить как можно больше задач в парах. Все баллы,
набранные вами, суммируются и идут в общий зачет. Можете разделить задачи, решайте их в тетради, а ответы записывайте на карточках.
Все задачи весят по одному баллу.
Первой парте каждого ряда дается первый вариант, второй парте - второй и так далее.
Помощники проверяют правильность решения задач, пока не вышло время можно указывать детям на ошибки.
По истечении времени, все карточки собираются, подсчитываются баллы, набранные каждым рядом, выставляются в таблицу.
Задания есть на 15 слайде
6. Подведение итогов. Домашнее задание.
После истечения времени,мы подводим итоги. Всем молодцы. Домашнее задание на 16 слайде.
7. Рефлексия
Что вам больше всего понравилось на уроке? Что оказалось труднее всего? Что нового вы сегодня
узнали?
Спасибо за урок! До свидания!

Действия с обыкновенными дробями

Тема урока: урок повторения, по теме: «Действия с обыкновенными дробями».

Цели урока:

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме.

    Расширить межпредметные связи, повысить интерес к предмету в процессе повторения пройденного материала, развитие логического мышления.

    Формирование доброго отношения друг к другу.

    Развитие логического мышления.

Оборудование : раздаточный материал.

Ход урока: 1. Организационный момент. Ребята, вы в прошлом учебном году изучили большую тему: «Действия с обыкновенными дробями». Сегодня мы еще раз вспомним все. 2. Устная работа с классом.

Учитель организует детский коллектив на повторение ранее изученного материала.

Вопросы классу:

    Как выполнить сложение двух дробей с разными знаменателями?

    Что нужно сделать, чтобы сложить смешанные числа?

    Что нужно сделать, чтобы выполнить вычитание смешанных чисел?

    Как выполнить вычитание двух дробей с разными знаменателями?

    Как выполнить умножение двух дробей?

    Как выполнить умножение двух смешанных чисел?

    Как выполнить деление двух дробей?

    Как выполнить деление двух смешанных чисел?

3. Проверка усвоения ранее изученного.

    Какое слово получится?

Задание 1

Расшифруйте название однолетнего растения. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.

7 1 / 3 + 5 3 / 5 =
6 2 / 3 - 1 2 / 5 =
7 / 8 · 64 =
1 / 6: 2 2 / 3 =

Это однолетнее растение семейства зонтичных высотой 60 см, которое применяется в хлебопекарном и кондитерском производстве, используется также для ароматизации некоторых квашений и солений. (Анис )

Задание 2

Расшифруйте название светящихся кругов, наблюдаемых вокруг дисков Солнца или Луны. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы. (Гало )

44 - 43 3 / 8 =
5 1 / 3 - 3 1 / 4 =
11 / 12 · 8 / 9 =
7 2 / 9 + 4 =

Задание 3

Отгадайте название животного, которое живет в Австралии. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы. (Коала )

7 4 / 5 · 3 1 / 3 =
9 / 10 · 5 / 6 =
2 7 / 9 - 2 5 / 18 =
4 7 / 30 - 1 1 / 15 =
13 / 14 * 7 / 25: 13 / 25 =

Задание 4

Расшифруйте название бабочки семейства парусников, размах крыльев которой достигает 10 см. Эта бабочка имеет желтую окраску с черным рисунком. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы. (Махаон )

4 1 / 3 + 1 1 / 2 =
3 2 / 5 - 3 =
1 / 4 · 3 / 5 =
1 24 / 35 - 1 2 / 7 =
5 / 19 · 3 4 / 5 =
4 / 5: 2 / 5 =

Задание 5

Этими примерами зашифровано имя древнеримского императора, который жил в 39 - 81 гг. н.э. Решите эти примеры и выберите из таблицы буквы, соответствующие полученным ответам (если, конечно, такие цифры там будут) и вы узнаете это имя.

а) 4 4 / 5 · 2 1 / 2 + 6 3 / 8 · 16 / 17 =
б) (4 - 5 / 7) · 21 =
в) 5 · 14 / 15 + 34 · 16 / 17 =
г) 12 1 / 2 · 2 2 / 5 - 5 1 / 5 ·2 4 / 13 =

Ребята! Как звали этого императора? (Тит)

Он правил всего два года, но оставил о себе самую светлую память и был прозван “любовью и отрадой рода человеческого”. Он считал, что никто не должен уходить от него огорченным. Античные историки передают: однажды, вспомнив, что за весь день он не совершил ни одного благодеяния, император воскликнул: "Друзья, я потерял день!"

Задание 7

Расшифруйте название животного, хвост которого контрастно раскрашен в черно-белые полоски. Это необходимо для того, чтобы не потерять друг друга на охоте. Для этого решите примеры и выберите из таблицы буквы, соответствующие полученным ответам. (Лемур )

4 / 5 + 3 / 7 =
5 / 9 - 7 / 18 =
5 / 9 · 4 / 7 =
15 / 17 · 34 / 45 =
5 / 12 + 9 / 20 =

  1. Домашнее задание.
Ребята должны ответить, из какого литературного произведения этот отрывок?

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе,
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу.
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.

(И. Ершов)

а) Определи, какой урожай сняли братья с трёх полей, если размеры полей были такими: первое поле длиной 5 3 / 8 км, шириной 2 км; второе поле диной 4 км, шириной 2 3 / 8 км; третье поле длиной 2 3 / 4 км, шириной 2 2 / 11 км, а урожайность везде одинаковая – 2 4 / 5 тонн с 1 км 2 .

б) Сколько денег выручили братья за свою пшеницу, если за 1 т они брали 5 1 / 5 руб.?

Объяснение домашнего задания.

Ребята должны ответить, из какого литературного произведения этот отрывок? Как ответить на первый вопрос задачи (как найти площадь поля; как найти площадь трех полей; как найти урожай, снятый с трёх полей)? Как ответить на второй вопрос? Как найти расстояние от села до столицы?

6. Выставление оценок.

Учитель выставляет оценки ребятам, отличившимся на уроке. Собирает работы учащихся и к следующему уроку выставит оценки в журнал остальным ученикам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!