Делать несколько дел одновременно — хорошая или плохая привычка? Чем знаменит Юлий Цезарь.

Бюст Юлия Цезаря из коллекции Британского музея. Фотография Роджера Фентона, сделанная по заказу Британского музея. Ориентировочно 1856 год Royal Photographic Society

Юлий Цезарь, наверное, самый известный персонаж античной, да и всей древней истории. Соперничать с ним может разве что Александр Македонский. Про Цезаря написаны бесчисленные тома научных трудов, популярных биографий и художественной литературы. В кино его играли такие выдающиеся актеры, как Джон Гилгуд, Рекс Харрисон, Клаус Мария Брандауэр и Киран Хайндс. Вокруг любой выдающейся исторической личности рано или поздно нарастает шелуха мифов и преданий. Не избежал этого и Цезарь.

Миф 1. Его звали Кай Юлий Цезарь

Начнем с имени. У Цезаря, как практически у каждого римского мальчика из хорошей семьи, было три имени: во-первых, преномен, или личное имя (Gaius), — их в Древнем Риме было очень немного, Гай входило в число самых распространенных; во‑вторых, номен, или родовое имя (Iulius), и в-третьих, когномен, изначально прозвище с каким‑то словарным значением, прикрепившееся к ветви рода и ставшее наследственным (Cicero — Горошина, Naso — Носатый). Что значило слово Caesar — неизвестно. Объяснений было много: сам Цезарь утверждал, что это «слон» на «мавританском языке», а Плиний Старший возводил слово к глаголу caedo, «резать, вырезать», утверждая, что самый первый Цезарь (не наш, а кто‑то из его предков) появился на свет из разрезанной матки, то есть в результате процедуры, впоследствии известной как кесарево сечение. Уже благодаря славе именно нашего Юлия Цезаря его когномен в разных формах вошел во многие языки мира как синоним правителя — кесарь, кайзер, царь.

Вариант Кай (а не Гай) Юлий Цезарь в обыденной речи бытует очень давно. Встречается он и в литературе: например, в фантастической повести «Призраки» Тургенева, в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова или в «Белой гвардии» Булгакова. Поиск по корпусу текстов русской литературы выдает 18 результатов по запросу «Кай Юлий» против 21 — «Гай Юлий», практически поровну. Иван Ильич у Толстого вспоминает пример из «Логики» немецкого философа-кантианца Иоганна Готтфрида Кизеветтера: «Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен» (у Кизеветтера: «Alle Menschen sind sterblich, Caius ist ein Mensch, also ist Caius sterblich»). Это тоже, конечно, «Кай» Юлий Цезарь. В языках с графикой на основе латиницы вариант Caius вместо Gaius также продолжает встречаться — не только в романах, но и, например, в книгах современного британского популяризатора античности Эдриана Голдсуорти. Такое написание — результат не то чтобы недоразумения, но своеобразного древнеримского представления о верности традициям.

Хотя в латинском языке звуки [k] и [g] всегда различались, на письме это различие поначалу не отражалось. Причина была в том, что в этрусском (или каком-то другом североиталийском) алфавите, из которого развился латинский, не было смычного [g]. Когда объемы письменной информации стали увеличиваться, а грамотность распространяться (в античности в принципе было не так много свободных людей, не умеющих хотя бы на примитивном уровне читать и писать), возникла необходимость как-то различать буквы, обозначающие непохожие звуки, и к C приделали хвостик. Как отмечает лингвист Александр Пиперски, буква G — это нововведение с диакритическим значком типа буквы Ё, только более успешное в исторической перспективе. Букву Ё, как известно, популяризовал Карамзин, а римские любители древностей зафиксировали, что G ввел в алфавит некий Спурий Карвилий — вольноотпущенник и первый в Риме владелец частной начальной школы — в III веке до н. э.

Большая буква C, обозначающая звук [g], часто использовалась в качестве инициала имен Гай и Гней (C и CN соответственно). Такие инициалы встречались в посвятительных надписях, на надгробиях и в других контекстах повышенной важности. Римляне к подобного рода вещам относились очень невротично и предпочитали ничего в них не менять. Поэтому в надписях начиная со II века до н. э. мы нередко видим букву G там, где ей быть положено (например, в слове AVG, сокращении от Augustus), но при этом имя Гай сокращается по старинке как С. То же самое с именем Гней, которое сокращается как CN (однако форма «Кней», насколько мне известно, по-русски нигде не встречается).

Скорее всего, именно эта двусмысленность и стала причиной раздвоения популярного римского имени на правильное Гай и ошибочное Кай. Кай из «Снежной королевы» Андерсена с большой вероятностью не имеет отношения к Цезарю — это распространенное скандинавское имя, и про его происхождение есть много других этимологических гипотез, в основном восходящих к фризским языкам.

Миф 2. Мы знаем, как он выглядел

Давайте посмотрим на несколько скульптурных портретов.

Первый — так называемый тускуланский портрет, раскопанный в 1825 году Люсьеном Бонапартом (братом Наполеона I). Он хранится в Музее древностей города Турина. К этому же типу относится еще несколько скульптурных изображений, хранящихся в Национальном римском музее, Эрмитаже, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и др.

Тускуланский портрет из Музея древностей Турина. Датируется 50–40 годами до н.э. © Gautier Poupeau / Wikimedia Commons

Копия с тускуланского портрета. I век до н. э. - I век н. э. © J. Paul Getty Trust

Копия с римского оригинала I века н. э. Италия, XVI век © Государственный Эрмитаж

Второй распространенный тип портретов Цезаря — так называемый бюст Кьярамонти (сейчас хранится в Музеях Ватикана). К нему примыкает еще один бюст из Турина, скульптуры из Пармы, Вены и ряд других.

Бюст Кьярамонти. 30-20 годы до н.э. ancientrome.ru

Знаменитый «Зеленый Цезарь» хранится в Берлинском античном собрании.

«Зеленый Цезарь» из экспозиции Старого музея. I век до н. э. Louis le Grand / Wikipedia Commons

Наконец, осенью 2007 года со дна реки Роны в районе французского города Арля был поднят еще один предполагаемый бюст Юлия Цезаря.

Бюст Юлия Цезаря из Арля. Ориентировочно 46 год до н. э. IRPA / Musée Arles Antique / Wikipedia Commons

Хорошую подборку скульптурных портретов Цезаря можно также посмотреть вот .

Заметно, что даже внутри одного типа портреты не очень схожи между собой, а если сравнивать один тип с другим, и вовсе неясно, как это может быть один и тот же человек. При этом древнеримская портретная скульптура отличалась очень высоким уровнем реализма и стабильно достигала портретного сходства. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на многочисленные портреты более поздних императоров — Августа, например, или Марка Аврелия. Их нельзя перепутать ни между собой, ни с кем-либо еще.

В чем же дело? Дело в том, что почти все дошедшие до нас античные скульптурные портреты не подписаны и их атрибуция — дело в высшей степени гадательное. Подписанные портретные изображения встречались только на монетах, причем Цезарь был первым из римлян, чье изображение появилось на монетах при его жизни (произошло это в 44 году до н. э., а уже 15 марта этого года, в приснопамятные Мартовские иды, он был убит). Денарий Цезаря, отчеканенный чиновником по делам монетного двора Марком Меттием, стал образцом для всех позднейших монет императорского времени.


Аверс дена-рия Мар-ка Мет-тия с изображением Юлия Цезаря. 44 год до н. э. Museum of Fine Arts / Bridgeman Images / Fotodom

55-летний Цезарь изображался на денарии с реализмом, характерным для позднереспубликанской эпохи: очень длинная шея со складками, выступающий кадык, морщинистый лоб, худое лицо, в некоторых версиях — морщины в уголках глаз, венок, которым, по слухам, Цезарь камуфлировал плешь. Но все-таки монета — особый жанр, и атрибуция скульптурного бюста на основании стилизованной нумизматической картинки — дело ненадежное. Конечно, археологи из Арля хотели, чтобы про римский бюст выдающегося качества — что, бесспорно, редкая находка — узнало как можно больше народу, да и финансированию работ это тоже должно было помочь. А для такой цели «бюст Юлия Цезаря» подходит больше, чем «бюст неизвестного римлянина». С той же осторожностью надо относиться и ко всем остальным скульптурным изображениям «Юлия Цезаря».

В том, как публика представляет себе того или иного персонажа, репутация нередко оказывается важнее правдоподобия. Если поискать по картинкам в Google императора Вителлия, нам в первую очередь покажут бюст из Лувра, изображающий тучного, высокомерного человека с тройным подбородком. Это хорошо соотносится с образом императора, который, по словам Светония, «больше всего отличался обжорством и жестокостью». Но сохранившиеся монеты показывают совершенно другое лицо — человека тоже нехудого, но уж точно не курносого.

Бюст мужчины (псевдо-Вителлий). Копия с более ранней скульптуры. XVI век © Wikimedia Commons

Денарий императора Вителлия. 69 год © Wikimedia Commons

Миф 3. Он мог делать несколько дел одновременно

Вам никогда не приходилось слышать от мамы или бабушки «Не читай за едой, ты не Гай (или Кай) Юлий Цезарь»? В основе этого предупреждения — представление о том, что Цезарь мог делать несколько дел одновременно и что такого рода многозадачность была его уникальным свойством, большинству людей недоступным.

Во-первых, этот мем больше всего распространен в России. В западно-европейских культурах нет такого устойчивого выражения, хотя сам факт известен и иногда упоминается. Однако найти его в источниках не так просто. Светоний в жизнеописании Цезаря об этом не говорит ничего. Плутарх, со ссылкой на некоего Оппия, отмечает, что Цезарь «во время похода упражнялся еще и в том, чтобы, сидя на коне, диктовать письма, занимая одновременно двух или даже... еще большее число писцов». Это замечание вставлено между упоминанием залихватской физической ловкости («Он умел, отведя руки назад и сложив их за спиной, пустить коня во весь опор» — если вам кажется, что это не так уж и сложно, напоминаю, что античные всадники не пользовались стременами) и рассказом об изобретении СМС («Говорят, что Цезарь первым пришел к мысли беседовать с друзьями по поводу неотложных дел посредством писем, когда величина города и исключительная занятость не позволяли встречаться лично»).


Юлий Цезарь диктует свои изречения. Картина Пеладжо Паладжи. XIX век Palazzo del Quirinale / Bridgeman Images

Несколько подробнее об этой особенности говорит Плиний Старший в своем монументальном труде «Естественная история». Он находит живость ума, отличавшую Цезаря, беспрецедентной: «Сообщают, что он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим — то и по семь писем». Наконец, Светоний в жизнеописании Августа замечает, что Юлий Цезарь во время цирковых игр «читал письма и бумаги или писал на них ответы», за что подвергался нареканиям, — и Август прилагал усилия к тому, чтобы не повторять этой пиар-ошибки приемного отца.

Мы видим, что речь идет не о настоящем параллельном процессинге, а (как это происходит и у компьютеров) о быстром переключении с одной задачи на другую, о грамотном распределении внимания и расстановке приоритетов. Жизнь публичного человека в античности ставила перед его памятью и вниманием задачи, несопоставимые с теми, которые приходится решать современным людям: например, любая речь, даже многочасовая, должна была заучиваться наизусть (возможности для импровизации, конечно, существовали, но общую канву в любом случае приходилось держать в голове). Тем не менее даже на этом фоне способности Цезаря производили на современников неизгладимое впечатление.

Наполеон Бонапарт, чье стремление имитировать и превзойти Цезаря хорошо документировано, тоже славился умением диктовать до семи писем одновременно и, согласно воспоминаниям одного из секретарей, барона Клода Франсуа де Меневаля, относил эту свою сверхспособность к виртуозному владению техникой, которая на современном менеджерском жаргоне называется компартментализацией. «Когда я хочу отвлечься от некоторого дела, — говорил, по словам Меневаля, Наполеон, — я закрываю ящик, в котором оно хранится, и открываю другой. Два дела никогда не смешиваются, не беспокоят и не утомляют меня. Когда я хочу уснуть, я закрываю все ящики». Эта система с пространственной визуализацией тем или задач тоже восходит ко временам классической древности.

Бонус-трек. Где был убит Юлий Цезарь?


Смерть Юлия Цезаря. Картина Жана Леона Жерома. 1859-1867 годы Walters Art Museum

Цезарь был убит по пути на заседание Сената. Этот факт, совмещенный с авторитетом Шекспира (который помещает сцену покушения куда-то возле Капитолия — то есть, возможно, на Форум, над западной частью которого и возвышается Капитолийский холм), создает у многих ошибочное впечатление, что он был убит непосредственно в здании Сената. Здание Сената стоит на Форуме и сейчас и даже называется Юлиевой курией. Но во времена Цезаря его там не было: старая курия сгорела во время беспорядков, предшествовавших его правлению, он велел построить новую, но не успел ее увидеть (она была достроена при Августе; сохранившееся до наших дней здание еще более позднее, времен императора Диоклетиана).

Пока постоянное место для заседаний отсутствовало, сенаторы собирались где придется (эта практика существовала всегда и не прекратилась после строительства курии). В данном случае местом заседания был портик недавно возведенного Театра Помпея; там заговорщики и набросились на Цезаря. В наши дни эта точка находится на площади, которая называется Ларго-ди-Торре-Арджентина. На ней в 1920-х годах были обнаружены развалины четырех очень старых храмов республиканской эпохи. При Августе место убийства Цезаря было замуровано как проклятое, а рядом устроили общественную уборную, остатки которой можно разглядеть и сегодня.

Источники

  • Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Юлий.
  • Кай Плиний Секунд. Естественная история.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь.
  • Balsdon J. P. V. D. Julius Caesar and Rome.
  • Goldsworthy A. Caesar: Life of a Colossus.

    New Haven; London, 2008.

  • A Companion to Julius Caesar.

5 выбрали

Когда учебы много, а времени мало, велико искушение попробовать совмещать ее с другими делами. Например, писать курсовую и прослушивать новый музыкальный альбом. Готовиться к экзамену и параллельно болтать с подружкой. Записывать лекцию и чатиться с приятелем. В такие минуты, бывает, думаешь: "Эх, почему я не Юлий Цезарь?!" Который, как мы помним, славился умением делать несколько дел одновременно. Сегодня, кстати, день рождения великого правителя. Предлагаю в честь этого вместе подумать, как научиться делать несколько дел одновременно и стоит ли это делать.

Может ли человеческий мозг решать несколько задач одновременно? Ученые склоняются к выводу, что нет. На самом деле, мы делаем эти дела не параллельно, а переключаемся с одной задачи на другую. Так что скорость и качество выполнения обоих заданий обычно страдает.

С другой стороны, с помощью тренировок можно повысить скорость этих переключений, что в целом позволит работать быстрее. То есть в ситуации, когда вы можете сделать свои дела последовательно, лучше так и поступить – это будет эффективней. Но когда вам нужно делать одно дело постоянно (например, писать курсовую), а другое – через определенные промежутки времени (например, отвечать на телефонные звонки), умение быстро переключаться поможет эффективно расходовать время.

Кроме того, можно совмещать действия, которые не требуют нашего полного внимания и сосредоточения, то есть то, что мы делаем "на автомате". Например, моя знакомая преподавательница музыки рассказывала, что в юности иногда ставила на пюпитр вместо нот "Три Мушкетера" и проигрывала заученные произведения, читая книжку. Или возьмем распространенный пример из жизни: многие водители совершенно спокойно совмещают вождение автомобиля с разговором по телефону. Впрочем, только до тех пор, пока движение идет спокойно. Если на дороге возникает какая-то нелинейная ситуация, требующая большей концентрации внимания, водитель немедленно отвлечется от разговора.

Чтобы повысить свою многозадачность в делах, не требующих полной концентрации, нужно научиться распределять внимание. Для этого существует ряд упражнений. Например, писать одновременно левой и правой рукой разные слова. Руки будут пытаться синхронизироваться, что серьезно усложнит задачу. Или считать вслух от одного до 50, одновременно записывая цифры в обратном порядке – от 50 до одного. Рисуйте разными руками круги в разные стороны, а для усложнения описывайте какую-нибудь фигуру ногой. Существует даже такое направление как несимметричная гимнастика, в рамках которой разные части тела выполняют различные движения. Таким образом человек не только развивает тело, но и тренирует мозг контролировать сразу несколько действий.

Польза или вред?

Стоит ли применять многозадачность в учебе? Вопрос неоднозначный. В большинстве случаев, совмещая умственную работу с другой деятельностью, мы отвлекаемся и, в результате, скорость и качество работы только страдает. Хотя бывают и исключения. Например, некоторым людям комфортно запоминать информацию под музыку. Более того, услышав ту же мелодию, они сразу вспоминают, что под нее учили.

Гай Юлий Цезарь – величайший полководец и государственный деятель всех времён и народов, имя которого стало нарицательным. Цезарь родился 12 июля 102 года до н.э. Будучи представителем старинного патрицианского рода Юлиев, Цезарь ещё юношей окунулся в политику, став одним из лидеров партии популяров, что, однако, противоречило семейной традиции, поскольку члены семьи будущего императора принадлежали к партии оптиматов, представлявшей в сенате интересы старой римской аристократии. В Древнем Риме, как впрочем и в современном мире, политика тесно переплеталась с семейными отношениями: тётка Цезаря, Юлия, была женой Гая Мария, являвшегося в свою очередь тогдашним правителем Рима, а первая супруга Цезаря, Корнелия – это дочь Цинны, преемника всё того же Мария.

На развитие личности Цезаря повлияла ранняя смерть его отца, который скончался, когда юноше было всего 15 лет. Поэтому воспитание и образование подростка полностью легло на плечи матери. А домашним наставником будущего великого правителя и полководца был известный римский педагог Марк Антоний Гнифон – автор книги «О латинском языке». Гнифон обучил Гая чтению и письму, а также привил любовь к ораторскому искусству, воспитал в молодом человеке уважение к собеседнику – необходимое для любого политика качество. Уроки учителя, настоящего профессионала своего времени, дали возможность Цезарю по-настоящему развить свою личность: прочесть древнегреческий эпос, труды многих философов, познакомиться с историей побед Александра Македонского, освоить приемы и хитрости ораторского искусства – одним словом, стать чрезвычайно развитым и разносторонним человеком.

Сдача в плен Цезарю галльского вождя Версиренгеторикса. (Картина Лионеля Ройера. 1899г.)

Однако особый интерес молодой Цезарь проявлял к искусству красноречия. Перед Цезарем представал пример Цицерона, сделавшего свою карьеру во многом благодаря великолепному владению ораторским искусством – потрясающему умению убеждать слушателей в своей правоте. В 87 г. до н.э., уже через год после кончины отца, в год своего шестнадцатилетия, Цезарь облачился в одноцветную тогу (toga virilis), что символизировало его зрелость.
Возмужавший Цезарь начал свою карьеру, став жрецом верховного бога Рима Юпитера, и просил руки Корнелии. Согласие девушки позволило молодому политику получить нужную поддержку во власти, что станет одной из отправных точек, предопределивших его великое будущее.

Однако политической карьере юного Цезаря не было суждено взлететь слишком быстро – власть в Риме захватил Сулла (82 г. до н.э). Он велел Гаю развестись с молодой женой, но, услышав категорический отказ, лишил его титула жреца и всего имущества. Лишь покровительственная позиция родственников Цезаря, находившихся в ближайшем окружении Суллы, спасла ему жизнь.

Тем не менее, этот крутой поворот в судьбе не сломил Цезаря, а лишь внёс свою лепту в становление его личности. Лишившись жреческих привилегий в 81 г. до н.э., Цезарь начинает военную карьеру, отправившись на Восток для принятия участия в своей первой военной кампании под началом Минуция (Марка) Терма, целью которой было подавление очагов сопротивления власти в римской провинции Азия (Малая Азия, Пергам). В ходе кампании к Цезарю пришла первая воинская слава. В 78 году до н.э при штурме города Митилен (остров Лесбос) за спасение жизни римского гражданина он был награждён знаком «дубовый венок».

Однако Цезарь решил не посвящать себя исключительно военному делу. Он продолжил карьеру политика, вернувшись в Рим после смерти Суллы. Цезарь выступал на судебных процессах. Речь молодого оратора была столь увлекающей и темпераментной, что послушать его собирались толпы людей с улицы. Так Цезарь множил своих сторонников. Хотя Цезарь не одержал ни одной судебной победы, речь его записывалась, а фразы расходились на цитаты. Цезарь был по-настоящему увлечён ораторским искусством и постоянно совершенствовался. Для развития своих ораторских талантов он отправился на о. Родос, чтобы поучиться искусству красноречия у прославленного ритора Аполлония Молона.

В политике Гай Юлий Цезарь сохранял верность партии популяров – партии, верность которой уже приносила ему определённые политические успехи. Но после того как в 67-66 гг. до н.э. сенат и консулы Манилий и Габиний наделили Помпея огромными полномочиями, Цезарь в своих публичных выступлениях стал всё чаще высказаться за демократию. В частности, Цезарь предлагал возродить подзабытую процедуру проведения суда народным собранием. Помимо демократических инициатив, Цезарь был образцом щедрости. Став эдилом (должностное лицо, наблюдавшее за состоянием городской инфраструктуры), он не скупился на украшение города и организацию массовых мероприятий – игр и зрелищ, чем завоевал огромную популярность среди простого народа, за что его избрали ещё и великим понтификом. Одним словом, Цезарь стремился всячески усиливать свою популярность среди граждан, играя всё большую роль в жизни государства.

62-60 годы до н.э. можно назвать поворотным моментом в биографии Цезаря. В эти годы он служил наместником в провинции Дальняя Испания, где впервые по-настоящему раскрыл свой незаурядный управленческий и военный талант. Служба в Дальней Испании позволила ему разбогатеть и рассчитывается с долгами, долго не дававшими ему вздохнуть полной грудью.

В 60 году до н.э. Цезарь с триумфом возвращается в Рим, где через год избирается на должность старшего консула Римской республики. В связи с этим на римском политическом олимпе оформляется так называемый триумвират. Консульство Цезаря устраивало как самого Цезаря, так и Помпея – оба претендовали на лидирующую роль в государстве. Сторонников у Помпея, распустившего своё войско, которое с триумфом подавивило испанское восстание Сертория, было недостаточно, нужно было своеобразное сложение сил. Поэтому союз Помпея, Цезаря и Красса (победителя Спартака) был как нельзя кстати. Коротко говоря, триумвират был своеобразным союзом взаимовыгодного сотрудничества денег и политического влияния.

Началом полководческого пути Цезаря стал его галльский проконсулат, когда в ведение Цезаря поступили крупные военные силы, позволившие ему начать своё вторжение в Трансальпийскую Галлию в 58 году до н.э. После побед над кельтами и германцами в 58-57 гг. до н.э. Цезарь приступает к покорению галльских племен. Уже в 56 году до н. э. обширная территория между Альпами, Пиренеями и Рейном оказались под властью Рима.
Цезарь стремительно развивал успех: форсировал Рейн и нанёс ряд поражений германским племенам. Следующим головокружительным успехом Цезаря стали два похода в Британию и её полное подчинение Риму.

Не забывал Цезарь и о политике. Пока Цезарь и его политические компаньоны – Красс и Помпей – находились на грани разрыва. Их встреча состоялась в городе Лука, там они вновь подтвердили действительность принятых соглашений, распределив провинции: Помпею досталось управление Испанией и Африкой, Крассу - Сирией. Полномочия Цезаря в Галлии были продлены на следующие 5 лет.

Однако положение в Галлии оставляло желать лучшего. Ни благодарственными молебнами, ни устраиваемыми в честь побед Цезаря празднествами не удавалось укротить дух свободолюбивых галлов, которые не оставляли попыток избавиться от Римского владычества.

С целью предотвращения восстания в Галлии Цезарь решил придерживаться политики милосердия, основные принципы которой легли в основу всей его политики в будущем. Избегая чрезмерного кровопролития, он прощал раскаивающихся, считая, что живые и обязанные ему жизнью галлы, нужнее мёртвых.

Но даже это не помогло предотвратить надвигающуюся бурю, и 52 год до н. э. ознаменовался началом Общегалльского восстания под руководством молодого вождя Вирцингеторикса. Положение Цезаря было очень сложным. Численность его армии не превышала 60 тысяч человек, тогда как число восставших доходило до 250300 тысяч человек. После ряда поражений галлы перешли к тактике партизанской войны. Завоевания Цезаря оказались под угрозой. Однако в 51 году до н. э. в битве под Алезией римляне, хоть и не без труда, но разбили восставших. Сам Вирцингеторикс был пленён и восстание стало стихать.

В 53 году до н. э. произошло судьбоносное для римского государства событие: в парфянском походе погиб Красс. С этого момента судьба триумвирата была предопределена. Помпей не желал соблюдения прежних соглашений с Цезарем и стал проводить самостоятельную политику. Римская республика оказалась на грани развала. Спор Цезаря и Помпея за власть стал приобретать характер вооружённого противостояния.

При этом закон не был на стороне Цезаря – он был обязан подчиниться сенату и отказаться от своих властных претензий. Однако Цезарь решает бороться. «Жребий брошен» - произнёс Цезарь и вторгся в Италию, имея в распоряжении лишь один легион. Цезарь выдвинулся в направлении Рима, а доселе непобедимый Помпей Великий и сенат сдавали город за городом. Римские гарнизоны, первоначально верные Помпею, присоединялись к армии Цезаря.

Цезарь вошел в Рим 1 апреля 49 года до н. э. Цезарь осуществляет ряд демократических реформ: отменён ряд карательных законов Суллы и Помпея. Важным нововведением Цезаря было наделение жителей провинций правами граждан Рима.

Противостояние Цезаря и Помпея продолжилось в Греции, куда бежал Помпей после захвата Рима Цезарем. Первое сражение с армией Помпея при Диррахии стало для Цезаря неудачным. Его войска с позором бежали, а сам Цезарь едва не погиб от рук своего же знаменосца.

Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона Жерома (1866 г.)

Следующая битва при Фарсале, состоявшаяся 9 августа 48 года до н. э., стала для Цезаря гораздо более успешной, закончившись полным разгромом Помпея, в результате которого он был вынужден бежать в Египет. Цезарь же приступил к подчинению Греции и Малой Азии. Теперь дорога Цезаря лежала в Египет. Впрочем, Помпей уже не представлял для Цезаря никакой угрозы – он был убит египтянами, почувствовавшими, в каком направлении дует ветер политических перемен в мире.

Почувствовал глобальные перемены и сенат, который полностью перешёл на сторону Цезаря, провозгласив его бессрочным диктатором. Но, вместо того чтобы воспользоваться благоприятной для себя политической конъюнктурой в Риме, Цезарь углубился в решение египетских дел, увлекшись египетской красавицей Клеопатрой. Активная позиция Цезаря по внутриполитическим вопросам вылилась в восстание против римлян, одним из центральных эпизодов которого было сожжение знаменитой Александрийской библиотеки. Однако Цезарь не оставил своих интервенческих намерений, и Клеопатра взошла на трон, а Египет перешёл под римское покровительство. После этого последовали девять месяцев, в течение которых Цезарь, сражённый красотой Клеопатры, оставив все государственные и военные заботы, пребывал в Александрии.

Однако беззаботная жизнь Цезаря вскоре закончилась. В Риме и на окраинах империи назревала новая смута. Парфянский правитель Фарнак угрожал владениям Рима в Малой Азии. Ситуация в Италии тоже накалилась - бунтовать начали даже преданные ранее ветераны Цезаря. Армия Фарнака 2 августа 47 года до н. э. была разбита войском Цезаря, известившем римлян о столь быстрой победе коротким сообщением: «Пришёл. Увидел. Победил.»

И в сентябре 47 года до н. э. Цезарь вернулся в Рим, одного его присутствия оказалось достаточно для прекращения волнений. Возвратившись в Рим, Цезарь справил пышный триумф, посвященной победе сразу в четырёх операциях: Галльской, Фарнакской, Египетской и Нумидийской. Щедрость Цезаря была беспрецедентной: в Риме было накрыто 22000 столов с угощениями для граждан, а игры, в которых участвовали даже боевые слоны, превзошли по зрелищности все массовые мероприятия, когда-либо устраиваемые римскими правителями.

Василий Суриков. Убийство Юлия Цезаря. Около 1875

Цезарь становится пожизненным диктатором, ему присваивается титул «император». Его именем называют месяц его появления на свет – июль. В его честь возводятся храмы, его статуи ставятся среди статуй богов. Клятвенная форма «именем Цезаря» становится общеобязательной при проведении судебных заседаний.

Пользуясь огромной властью и авторитетом, Цезарь разрабатывает новый свод законов ("Lex Iulia de vi et de majestate"), реформирует календарь (появляется юлианский календарь). Цезарь планирует постройку в Риме нового театра, храма Марса, нескольких библиотек. Кроме того, начинается подготовка к походам против парфян и даков. Однако этим грандиозным планам Цезаря было не суждено осуществиться.

Даже политика милосердия, неуклонно проводимая Цезарем, не смогла предотвратить появления недовольных его властью. Так, несмотря на то что бывшие сторонники Помпея были прощены, для Цезаря этот акт милосердия окончился плохо.

Среди римлян поползли слухи о стремлении Цезаря к дальнейшей абсолютизации власти и переносе столицы в Малую Азию. Многие из считавших себя незаслуженно обделёнными при распределении чинов и званий, а также искренне обеспокоенные судьбой Римской республики граждане составили заговор, число участников которого достигало примерно 60 человек. Так Цезарь внезапно оказался в политической изоляции.

15 марта 44 до н.э., за два дня до даты своего выступления в поход на Восток, на заседании сената Цезарь был убит заговорщиками, возглавляемыми бывшими сторонниками Помпея. Планы убийц были реализованы на глазах многочисленных сенаторов – толпа заговорщиков набросилась на Цезаря с кинжалами. По легенде, заметив среди убийц своего верного сторонника юного Брута, Цезарь обречённо воскликнул: «И ты, дитя мое!» (или: «И ты, Брут») и пал к ногам статуи своего заклятого врага Помпея.

Литература:
Грант М. Юлий Цезарь. Жрец Юпитера. - М.: Центрполиграф, 2005.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Юлий Цезарь. М., 1964. Т. 3.
Утченко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1984.
Фриман Филипп Юлий Цезарь. - СПб.: АСТ, Астрель, 2010

Таким вопросом я задалась, изучая последние новомодные методики планирования.

Гуру тайм менеджмента горячо спорят по этому вопросу - одни утверждают, что многозадачность - это способ успеть больше, другие возражают, что невозможно качественно выполнить сразу несколько дел.

Кому верить больше?

Мой вывод из собственного опыта такой - все зависит от каждого конкретного человека, его характера и темперамента. Например, женщины более многозадачны - вести авто, красить губы и говорить по телефону - это наша чисто "девочковая" фишка.

Если вы умеете быстро и без потерь выполнять сразу несколько важных задач - это крутой навык, его можно и нужно использовать!

Например, я отношусь к той самой породе Юлиев Цезарей, которым просто скучно делать что-то одно. Но при этом мне иногда очень сложно сосредоточиться на важной задаче, чтобы довести ее до конца. Это серьезный недостаток, над которым приходиться работать уже в ручном режиме.

Итак, многозадачность - классная штука, если соблюдать несколько простых правил:

  1. Старайтесь совмещать занятия из разных областей - например, физическую и умственную активность - слушать аудиокниги во время утренней пробежки, мыть посуду и продумывать планы на день, говорить по телефону и вытирать пыль. Это чисто женский совет, основанный на возможности задействовать сразу два полушария головного мозга. И это очень выручает в ежедневной рутине.
  2. Одно из выполняемых дел обязательно должно быть навыком, доведенным до автоматизма. То есть, выполняя его, вы вообще не должны задумываться ЧТО и КАК делаете - руки сами выполняют нужные манипуляции. Тогда можно спокойно добавить еще одно дело.
  3. Используйте "помощников". Например, одновременно приготовить обед и вести переговоры с клиентом по скайпу - моя ежедневная практика. Благодаря такому чудо-устройству, как мультиварка.
  4. Одно из выполняемых дел - всегда в приоритете. То есть, если вы замечаете, что запарились, нужно оставить второстепенные вещи и довести до конца основное. Как правило, это задача с временным ограничением или та, от которой зависит работа других. Ее вы не можете не выполнить.
  5. Оценивайте результаты по окончанию работ. Устраивает ли вас качество выполнения? Если бы вы делали только одно из двух дел - было бы оно выполнено лучше?
  6. Ну и наконец, мое личное правило - не совмещать игры и занятия с ребенком и работу. Лучше увлечь малыша чем-то интересным и выполнить свои дела, чем, перекрикивая плач и возмущения, пытаться сделать все сразу.

На паре:
Препод:-Александр,как Вы можете писать и слушать музыку одновременно?
Александр:-Между прочим,давно доказано что музыка стимулирует мозговую деятельность и помогает усваивать материал
Препод:-Да, я тоже видел передачу в которой говорили о том что благодаря музыке у коров на ферме стали отличные надои...



XX: надо дома организовать

ХХ: что такое полудуплексный обмен данными?
YY: Это последовательный режим - когда один говорит, то второй обязан слушать. Одновременно слушать/говорить друг друга не могут.
XX: надо дома организовать

Откуда пошли поговорки?
Никогда не задумывались, откуда пошли некоторые выражения, ставшие уже
поговорками? Люди слышат где-то броское выражение, запоминают его,
используют сами... И пошло-поехало. Сейчас поговорки рождаются в
основном из реплик героев популярных кинофильмов и высказываний
политиков. В прошлом ситуация была примерно такая же, несчитая того, что
тв и кино не было. Множество поговорок пришло к нам из древнего Рима,
где ораторское искусство было на высоте - соответственно, и языковых
перлов рождалось много. Впрочем, с течением времени многие поговорки
потеряли часть слов, в результате чего их смысл несколько изменился.
Хрестоматийный пример: далеко не все знают, что римская поговорка "В
здоровом теле - здоровый дух" полностью звучала так: "В здоровом теле -
здоровый дух - редкая удача." :)
Ниже речь пойдет о знаменитом высказывании, что "Цезарь может делать
сразу три дела". Недавно выяснил, откуда пошла эта фраза. Ведь казалось
бы, ученые доказали, что человек, в силу особенностей строения мозга,
может одновременно заниматься только одним видом интеллектуальной
деятельности: т.е., скажем, одновременно писать и разговаривать
невозможно. Толком не получится ни то, ни другое. А тут Цезарь, на тебе,
сразу три дела может... Как? Гений?
... В Древнем Риме гладиаторские бои были не просто развлечением, они
несли в себе важную религиозную нагрузку. Фактически, это были
жертвоприношения богам. Поэтому на тех, кто на бои не ходил, смотрели
довольно косо - примерно как в России косо смотрят на тех, кто водку не
пьет:) Гай Юлий Цезарь как раз был из тех, кого гладиаторские бои не
интересовали. Вряд ли из-за того, что он не выносил вида крови, скорее
потому, что после всех проведенных им войн гладиаторские бои смотрелись
так же, как дворовый футбол после чемпионата мира. Однако, как
"пожизненный консул" он на боях вынужден был присутствовать. Популизм в
те годы был куда круче, чем сейчас:) Чтобы не терять времени, Цезарь в
своей ложе занимался работой с корреспонденцией. (В то время главе
государства приходило столько бумажных писем, сколько сейчас нам всем
приходит электронных, но только спама тогда не было:)) Так вот, когда
один из приближенных людей упрекал Цезаря - как он может одновременно и
смотреть бои, и писать письма? - Гай Юлий неизменно отвечал, не отрывая
глаз от письма, что "Цезарь может делать не только два, но и даже три
дела одновременно - и смотреть бои, и писать письма, и разговаривать."
Вот так ОТГОВОРКА со временем стала ПОГОВОРКОЙ.

(Сведения почерпнуты из книжки "Жизнь 12 цезарей" древнего автора Гая
Светония Транквилла).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!