Деление слов на слоги задания для дошкольников. Разработка занятия обучение грамоте на подготовке к школе "деление слов на слоги"

Деление слова на слоги. Правила переноса слов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА: Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении. Например: Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный Сколько букв может быть в слоге? Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге. Гласный звук образует слог. Как определить количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: Лист, ко-ра, де-ре-во, лист-вен-ни-ца, при-клю-че-ни-е Как слова делятся для переноса? Для переноса слова делятся на две части. Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку. Какие слова переносить нельзя? Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя. Например: класс, осы, юла. Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ? Буква Й при переносе не отделяется от гласной. Например: май – ка, зай - ка. Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной. Например: боль - шой, подъ - езд. Как можно перенести слова с двойными согласными буквами? При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится. Например: кас - са, рас - сказ. ЗАПОМНИ! 1. Слог разрывать нельзя. 2. Слова из одного слога не переносятся. 3. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать. КАРТОЧКА №1 Допиши слог так, чтобы получилось слово. ре… но… печ… ша… лу… лу… гор… но… ко… ре… боч… коч… чай… ме… ко… КАРТОЧКА №2 Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова. Облака, кора, отмель - … Сало, ступа, вата - … Купи, перо, снежок - … Пальма, орлы, ерши - … Много, чучело, носок - … Муза, поезда, удача - … КАРТОЧКА №3 Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово. Пример: каша, река, тарелка – карета. колос, рота, ваза – ___________________________ молоко, невод, таракан – _____________________ коса, лото, боксёр – __________________________ баран, рана, банка – __________________________ КАРТОЧКА №4 Раздели слова, где можно, на слоги. утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы КАРТОЧКА №5 Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей. хороша, дворе, горка, нашем, в её, ребята, сделали Наташа, возили, Яков, снег, и скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________ __________________________________________________________ КАРТОЧКА №6 Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги. ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ КАРТОЧКА №7 Подчеркни слова, которые нельзя переносить: Крайний, змейка, ежи, оса, олени, сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла. КАРТОЧКА №8 Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса: Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять, уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна. КАРТОЧКА №9 Запиши слова - названия предметов с делением для переноса. ________________________________________________________ ______________________________________________ КАРТОЧКА №10 Прочитайте текст. Раздели слова для переноса. Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают. КАРТОЧКА №11 Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса. Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ КАРТОЧКА №12 Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Придумай свои два примера. Дом - __________, ____________ - ______________ , клён - __________, ____________ - ______________ . КАРТОЧКА №13 Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса. Я – ластик, я – резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста – Помарку стёрла я с листа. ________________________________________________________ ________________________________________________________ _________________________________________ КАРТОЧКА №14 Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. День настал. И вдруг стемнело. Свет зажгли, глядим в окно. Снег ложится белый – белый… Отчего же так темно? КАРТОЧКА №15 Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно – красен, И реки блестят извивы. КАРТОЧКА №16 Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя. Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью, угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень. КАРТОЧКА №17 Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса. Авось и к нам на двор солнышко взойдёт. Без собаки зайца не поймать. Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет. Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Бобы не грибы, не сеешь – не взойдут. Не зная броду, не суйся в воду. КАРТОЧКА №18 Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся. У кого жить, тому и служить. Умей шутить, умей и отшучиваться. Что ни день, то новость. Семь дел в одни руки не берут. Добро и во сне хорошо. Худ обед, коли хлеба нет. КАРТОЧКА №19 По определению угадай слова с двойными согласными. Запиши их. Раздели для переноса. Солёная вода для засолки овощей - ________________ . Помещение в школе, где идёт урок - _______________ . Шестой день недели - __________________________ . Обучение животных послушанию - ________________ . Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой __________________________________ . Асфальтированная дорога - ______________________ . Игра с мячом или шайбой на льду - ________________ . КАРТОЧКА №20 Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса. В марте воробьи гнёзда вьют. Парит – перед дождём. Солнечный дождь быстро пройдёт. Снег прилипает к деревьям – к теплу. Длинные сосульки - к долгой весне. Большая роса в мае – к урожаю огурцов.

Конспект урока по русскому языку

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

на тему « ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ »

Тип урока: закрепление пройденного материала

Цели: Образовательная

    Закрепить умения делить слова на слоги

    Закрепить знания детей о слоге

    Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов

    Расширять словарный запас

Коррекционная

    Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов

Воспитательная

    Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.

- Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным .

Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

- рапорт дежурного.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

    Введение в тему

Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

На что делятся слова? (на слоги)

Тема сегодняшнего урока « Деление слов на ……..» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)

Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).

Кто назовет тему урока? (Деление слов на слоги.)

К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)

Сколько гласных в этом слове?

Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.

Сколько гласных?

Сколько гласных в каждом слоге?

Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……

    Игра «Самый внимательный»

- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)

3. Пальчиковая гимнастика

У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.

Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.

Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём - трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!

(Выполняют движения руками в соответствии со словами)

Открываем тетради, записываем число и классная работа.

4. Минутка чистописания.

    Как воет волк? УУУУУУУ

    Как плачет малыш? УА-УА-УА

    Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_

    Как кукует кукушка? КУ_КУ_КУ

Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.

Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

Звук (У)-какой? (гласный). Звук(у) на письме обозначается какой буквой (У).

Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.

5. Письмо по памяти.

Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

I II . ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. Работа на доске и в тетради.

Продолжаем работу в тетрадях.

Откройте учебники на странице 62.

Кого видим на рисунке к упражнению 6?

Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
- Кто из вас отдыхал на природе?
- Каких насекомых вы там видели?
- Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
- Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило.)

Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз

Физминутка.

Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.

Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.

Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.

На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах.)

    Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16

Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.

Какие слова получились?

Сколько слогов в каждом слове? Почему?

IV . Домашнее задание

Стр. 62 упр. 7(Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V . ИТОГ УРОКА.

Чему учились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8

Конспект открытого занятия для воспитателей.

Тема: «Деление слов на слоги»

Составитель: воспитатель

Быкова Наталья Сергеевна

Сарапул -2016

Конспект открытого занятия для воспитателей.

Тема: «Деление слов на слоги»

1.закрепить понятие слога как части слова;

2. закрепить основное правило слогоделения и умение составлять слова из слогов;

3.расширять и обогащать словарь по теме «Животные»; развивать фонема тические процессы; воспитывать интерес к учебной деятельности .

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три медведя», предметные картинки, с изображением животных, наборы для звукового анализа слов.

Ход занятия.

1.Орг. момент. Сядет тот, кто назовет животное, в названии которого два слога (заяц, олень, енот, кабан, лиса, коза, медведь, барсук и другие).

2 Введение в тему.

К какой сказке подходит данная иллюстрация? Словарная работа со словом иллюстрация.(картинка к какому-то произведению)

- «Три медведя».

3. Работа по теме.

Сегодня мы побываем в гостях у трех медведей и будем учить Мишутку делить слова на слоги.

Что такое слог?

Слог это часть слова.

Послушайте стихотворение и скажите, как зовут девочку.

Девочка в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась.

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

Дети: Её зовут Маша.

Выкладываем с помощью фишек звуковую схему данного слова.

Сколько гласных звуков в слове?

Два гласных звука, это А.

Сколько слогов в слове?

Тоже два.

Вспоминаем основное правило слогоделения – сколько в слове гласных, столько и слогов.

Мы в гостях у трех медведей

Папа - медведь, мама - медведица, сын - медвежонок.

Разделите слова на слоги и проверьте себя, прохлопав или отстучав, данные слова.

Пальчиковая гимнастика.

Есть в лесу большая ёлка,

А на ней растут иголки,

Есть еще на елке шишки,

А внизу берлога Мишки.

Как называется берлога у медведей, какая она?

Берлога медвежья.

4.Закрепление.

Машенька огорчилась, что сломала стульчик у Мишутки. Она решила подарить ему подарки и попросить прощения. Помогите Маше подобрать подарки медведям.

Что любят есть медведи?

Мед, малину, рыбу(Все слова, названные детьми разделить на слоги).

Какие игрушки подарит Машенька, в названии которых три слога?

Как одним словом назвать стол и стул?

Мишутка выполнил домашнее задание. Давайте проверим все ли у него сделано верно.

Игра «Рассели животных по этажам»

На первом этаже должны быть животные, в названии которых 1 слог.

На втором этаже должны быть животные, в названии которых 2 слога.

На третьем этаже должны быть животные, в названии которых 3 слога.

Д/и. «Добавь словечко».

Активизация глагольной лексики.

Мы с Машенькой в лес …………, на машине ………., бегом ………, тропинку ………., к домику ……….., подарки ………… .

5. Физ. минутка.

6. Упражнение на развитие интонации.

Произнести 1предложение весело, 2- грустно, 3 - требовательно.

Мёд медведь в лесу нашёл.

Мало меда, много пчел.

Мам, Мам, меда нам!

7. Мама медведица предлагает нам поиграть.

На панно картинки, с изображением игрушек. Игра «Запомни, повтори».

Записать слова в тетрадь с выделением гласного

Пирамидка __и___а____и____а

Грузовик ____у____о_____и

Кукла ____у_______а

Домино ___о____и____о

8.Еще одно задание от папы медведя

Составьте слова из слогов.

Мон ли, но ки, ва хал, ша МА.

9.Мишутка хочет рассказать нам и Машеньке о том, что ему нравиться в лесу

больше всего.

Дети составляют предложения от лица Мишутки.

Я люблю дикий мед. Мне нравиться в лесу тишина.

Запись схемы одного предложения на выбор.

10.Машенька подарила подарки, а поблагодарить медведей забыла. Как вы думаете, за что она может их поблагодарить?

Дети выражают благодарность от имени Машеньки.

Уважаемые медведи, я благодарю вас …..

Выделение слогов в словах – важный этап обучения чтению. Чтобы научить ребенка правильно делить слова на слоги, а затем из различных слогов складывать целые слова, необходимо найти верный подход и правильно подобрать комплекс упражнений. Существуют методики, позволяющие знакомить дошкольников с чтением и слогоделением в домашних условиях. Начав занятия с раннего возраста, вы существенно облегчите труд своего ребенка в дальнейшем, когда придет пора идти в школу.

Этапы обучения чтению

Чтобы освоение материала проходило легко и эффективно, стоит знать основные этапы обучения чтению. Торопливость и несвоевременность в этом вопросе не приведут к быстрым результатам, а скорее надолго отобьют желание учиться у ребенка. Также важно знать, какое место в обучении чтению занимает слогоделение.

Рассмотрите следующие этапы:

  1. звуковой (приобретение навыков выделять в слове звуки и называть их);
  2. буквенный (изучение букв);
  3. слогоделение (деление слов на слоги, определение слогов на слух, сложение их в слова);
  4. чтение слов по отдельности, в словосочетаниях и предложениях.

Самый главный признак того, что ребенок готов начать учиться читать – это его интерес к буквам и словам. «А что это за буква?», «А как ее написать?», «Что это за слово?» — все эти вопросы сигнализируют о том, что пора начинать активные занятия чтением.

Методики обучения чтению

Существует пять популярных методик.

  1. Звукобуквенная, или метод Эльконина. Это достаточно сложная система, ориентированная на возраст 6-7 лет, поэтому не подходит для дошкольников.
  2. Традиционно-логопедическая. По этой системе составлен букварь Н. С. Жуковой. Сочетание классических и современных технологий обучения популярно в школах. К такому методу стоит подводить детей постепенно к 6 годам, чтобы упростить обучение в школе.
  3. Метод Домана. Гленн Доман – ученый-нейрофизиолог. Он разработал систему обучения чтению умственно-отсталых детей. На данный момент по этой системе занимаются и со здоровыми детьми на ранних этапах развития. Метод заключается в том, чтоб показывать ребенку слова, написанные яркими красными буквами, и повторять их по несколько раз в день. Таким образом развивается зрительная память, запоминаются буквы и слова.
  4. Метод Зайцева. Основывается на сложении готовых слогов, прописанных на кубиках. Подходит для дошкольников. Метод популярен, но официально не применяется в школах.
  5. Система Монтессори. Дети сначала учатся писать буквы, используя рамки и специальные вкладыши, а потом изучают сами буквы и соответствующие звуки.

В методике Домана изучаются сразу целые слова, а у Зайцева – слоги плюс слова, поэтому если вы выбрали данные методики, этап обучения слогоделению сливается с буквенным этапом. Когда ваш ребенок будет знать названия некоторых букв и звуков и у него будет хороший словарный запас, вы можете подключать следующие упражнения к занятиям.

Комплекс игр и упражнений

Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.

Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?

  1. Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
  2. «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
  3. «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
  4. «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
  5. «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
  6. «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
  7. «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
  8. «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
  9. Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.

Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте № 6

Тема: « ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ»

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей умение выделять гласные звуки из удобной позиции, делить слова на части, удобные для звукового анализа.
  2. Развивать фонематический слух детей.
  3. Воспитывать интерес к школе.
  4. Формировать навыки учебной деятельности: быть внимательными, успевать выполнять задание со всеми детьми.

Подготовка к занятию:

  1. Изучить методические рекомендации кабинета начального обучения Университета педагогического мастерства.
  2. Подобрать иллюстрации, стихи, загадки к словам:

лиса дом

совы мак

часы волк

ваза кошка

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Вступительная часть.

Ребята, с какими звуками вы познакомились на предыдущем занятии? /с гласными/. Назовите гласные звуки, которые вы знаете? (а о у ы э). Почему эти звуки называются гласными? Назовите знакомые согласные звуки (м, к, р, п, с). Почему они называются согласными? Докажите.

Основная часть.

Сегодня на занятии мы будем учиться делить слова на части.

Давайте попробуем это сделать, ведь каждое слово можно разделить на части. Сейчас я вам прочту стих.-загадку, а вы подскажите мне последнее слово:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее... /ЛИСА/

/показать картинку лисы/

Алгоритм работы.

  1. Показать слово на картинке.
  2. Произнести его медленно /"Будем играть: говорить медленно, делать

остановки, искать их"/ ЛИ - СА.

  1. Назвать слово четко, по частям: 1 часть - ЛИ, 2 часть - СА.

4. Определить количество частей в слове.

Вывод : При медленном произнесении слова оно распадается на части.

Весь век идет Яремушка,

Ни сна ему, ни дремушки.

Везде он точный счет ведет,

А вот ни с места не сойдет.

/часы/

Мягкие лапки,

На лапках цап-царапки.

/кошка/

Кто зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

/волк/

Контрольные вопросы к детям:

Что происходит со словом, если его

произносить медленно?

Заключительная часть.

Игра "Подбери кукле одежду". Материал: 2 куклы и кукольная одежда

  1. Как зовут куклу? Придумайте имя из двух частей. /Таня, Ира/
  2. Назовите куклу именем из 3 частей. /Марина, Наташа/.
  3. Рассмотрите одежду, распределите ее: Тане - одежду, в названии рой 2 части, Наташе - 3 части.
  4. Другие упражнения: цвет одежды /в названии 2,3 части/, действия кукол.
  5. Работа со словом Марина:
  • сколько частей;
  • повторить первую часть, протягивая звук (маа);
  • повторить последний звук (а), какой он (гласный), почему?
  • назвать первый звук (м), какой он (согласный), почему?
  • МА - сочетание согласного и гласного звуков.

Графическое изображение:

I задание : ВА - ЗА



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!