День подводника в России: когда отмечают, история и традиции праздника. День подводника в России: когда отмечают, история и традиции праздника Морская слава России

19 марта в России празднуется День моряка-подводника. Дата появилась в календаре праздников Военно-морского флота благодаря событию 1906 года, когда император Николай II включил в состав российского флота подводные лодки. Речь идёт о двадцати субмаринах, типы которых носили название обитателей морских глубин: «Касатка», «Форель», «Сом», «Осётр», «Карп».

Первой подводной лодкой, вошедшей в состав российского флота, являлись лодка типа «Форель», подаренная Николаю II его кузеном германским кайзером Вильгельмом II. Однако немецкую субмарину нельзя считать полноценным подарком. Подарить её – подарили, но «подарок» увязали с заключением контракта на постройку трёх подводных лодок типа «E» Карп. Принято считать, что «Карп» - это тип российских подводных лодок начала XX века, однако строились они в Германии. Строительство трёх лодок этого типа велось на средства Российской империи. Все они (а это субмарины, названные: «Карась» (заводской номер 109), «Карп» (заводской номер 110) и «Камбала» (заводской номер 111)) были введены в состав флота России в 1907 году.

Менее чем через два года после вхождения в состав флота и прибытия в Севастополь трагическая участь постигла «Камбалу» и её экипаж.

Лодка в ходе выполнения учебных маневров была буквально разрезана броненосцем «Ростислав» и затонула на глубине 56 метров. Трагедия, в результате которой погибли капитан II ранга Н.М. Белкин, мичман Д.А. Тучков, минный кондуктор Ф. И. Сальников и ещё 17 членов экипажа, произошла в мае 1909 года. Катастрофа была расследована специально созданной комиссией, которая и пришла к выводу, что виновником трагедии стал единственный выживший член экипажа – находившийся в момент столкновения с броненосцем на мостике лейтенант по фамилии Аквилонов. Лейтенанта приговорили к 6-ти месяцам заключения. В память о погибших членах экипажа подводной лодки «Камбала» - на месте захоронения 12-ти из них – на мемориальном военном кладбище Севастополя - установлена рубка субмарины.

Две другие субмарины того же типа – «Карась» и «Карп» - находились в строю до прекращения существования Российской империи в 1917 году. Новые власти приняли решение поместить подводные лодки на консервацию, после чего те оказались в руках немцев, а затем и у того, что к тому времени осталось от Антанты. Но, как оказалось, для Антанты они были обременительны. «Карася» и «Карпа» затопили 26 апреля 1919 года близ Севастополя. Правда, уже через 7 лет советские власти решили поднять «Карп» на поверхность, но только лишь с одной целью – разрезать субмарину на металл. Пошёл ли этот металл на создание новых кораблей – умалчивает.

В советский период масштабная работа по строительству новых подводных лодок была начала в 1929 году. За десять лет в составе подводного флота появились около 180 субмарин, из которых 20 относились к классу больших. К 1941 году в составе флота, по одним данным, имелось 198, по другим – 212 подводных лодок, экипажам которых предстояло проявить себя на всех морских, если можно так выразиться, фронтах.

За годы войны экипажами подводных лодок одного только Балтийского флота были потоплены 144 транспортных и боевых корабля противника. Общее водоизмещение потопленных кораблей составило более 347 тыс. тонн. Ещё шесть немецких боевых кораблей были выведены из строя после торпедных атак. Эти корабли уже не могли противостоять флоту СССР.

К числу наиболее известных подводных лодок времён Великой Отечественной войны можно отнести С-13, вступившую в строй 31 июля 1941 года. Это единственная субмарина в своей серии (серия E), которая в течение всех лет войны выполняла боевые задачи и встретила Победу на Балтийском море.
Экипаж именно этой подводной лодки совершил торпедные атаки, которые до сих пор считаются образцовыми. В результате этих атак, состоявшихся 30 января 10 февраля 1945 года, С-13 потопила два немецких транспортника Wilhelm Gustloff и General Steuben. Командовал субмариной С-13 прославленный Александр Маринеско, который получил звание Героя Советского Союза лишь спустя 45 лет после окончания Великой Отечественной войны – в 1990 году – спустя 37 лет после своей смерти.

Потопление лайнера Wilhelm Gustloff назвали «Атакой века». Экипаж С-13 в своё время подвергся нападкам со стороны представителей так называемой западной общественности. Основное направление претензий – на борту Wilhelm Gustloff находились около 5 тысяч беженцев (гражданских лиц). Однако «общественности» пришлось успокоиться, так как впоследствии появились подробности «Атаки века». Оказалось, что немцы решили просто прикрыться гражданскими лицами, перевозя свыше 2 тысяч военных, военную технику, различных типов. При этом командир экипажа лайнера решил не использовал систему идентификации судна как гражданское, надеясь на то, что для Wilhelm Gustloff останется неуязвимым для советских субмарин.
В честь Александра Ивановича Маринеско названа одна из улиц Северной столицы России. Могила прославленного героя-подводника находится на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Грозная сила подводных лодок ВМФ СССР несоизмеримо выросла после появления в составе флота атомных подводных лодок. Это настоящие подводные города, которые могут выполнять поставленные боевые задачи практически в любой точки мирового океана. Оружие, которое несут на своём борту эти субмарины, сводят на нет все попытки «доброжелателей» обставить Россию системами ПРО, дабы снизить оборонный потенциал.

Подводный флот пополняется новыми субмаринами различных классов, что является одним из ключевых звеньев программы модернизации ВМФ Российской Федерации.

Запуск межконтинентальной ядерной ракеты "Булава" с подводной лодки. Видео телеканала (YouTube)

«Военное обозрение» поздравляет моряков-подводников и членов их семей с праздником! И главный тост в этот день: Пусть число погружений всегда равняется числу всплытий!

День моряка-подводника - профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации. В торжествах участвуют члены экипажей подводных лодок, вспомогательный персонал, инженеры и разработчики подводных лодок, преподаватели и студенты военных учебных заведений.

В России в 2020 году День моряка-подводника отмечается 19 марта и проходит на официальном уровне 24-й раз.

Значение: праздник приурочен к указу императора Николая II от 19.03.1906 о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

К торжеству приурочивают праздничные концерты, встречи ветеранов. Виновникам торжества вручают грамоты и награды, вносят благодарственные записи в личные дела.

Содержание статьи

История праздника

День моряка-подводника учредил приказ Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Ф. Громова № 253 от 15 июля 1996 года. Дата приурочена к выходу 19 марта 1906 года указа императора Николая II о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

Традиции праздника

В День моряка-подводника первые лица России, главнокомандующий ВМФ поздравляют всех, кто имеет отношение к подводному флоту. Командование вручает награды, внеочередные воинские звания, грамоты, благодарности, ценные подарки отличившимся морякам. Проходят праздничные концерты. Ветераны устраивают встречи и вспоминают службу на флоте, погибших товарищей.

В городе Сестрорецке в храме святых апостолов Петра и Павла служится молебен о здравии моряков-подводников, проводится митинг у Стены Памяти, проходит реконструкция боя морской пехоты.

Задание на день

Посмотрите документальный или художественный фильм о моряках-подводниках.

  • Русско-японская война 1904-1905 гг. стала первой войной, в которой приняли участие подводные лодки.
  • Первую в мире атомную подводную лодку спустили на воду в 1954 году в США.
  • Наибольшая глубина погружения подводной лодки - 1027 метров. Рекорд установила в 1985 году субмарина ВМФ СССР К-278 «Комсомолец».
  • Наибольшая в мире подводная лодка - субмарина ВМФ СССР проекта 941 «Акула». Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное - 48000 т.
  • В период с 1953 по 1996 год в Балаклаве в горе Таврос существовал Объект 825 ГТС - сооружение противоатомной защиты первой категории. Он был предназначен для укрытия, обслуживания и ремонта подводных лодок, а также хранения боеприпасов. В горе имеется вход и выход, а общая длинна каналов составляет 602 метра. Объект одновременно мог размещать 7 подводных лодок. В 2003 году в штольнях бывшего военного завода был основан Балаклавский подземный музейный комплекс.
  • В Колумбии наркокартели специально разработали подводные лодки из стекловолокна, которые используют для контрабанды кокаина.

Тосты

«Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все моряки-подводники нашей страны. Мне хочется поздравить вас всех с вашим праздником, а также пожелать вам мирной и спокойной службы. Не забывайте, что вас дома ждут ваши семьи, которые не только сильно скучают, но и безмерно гордятся своими моряками. Пусть этот праздничный день даст вам возможность немного передохнуть и отметить свой профессиональный праздник. Здоровья вам, наши дорогие! Выдержки и выносливости! Я поздравляю вас, дорогие ребята, с тем, что наступил ваш день».

«Поздравляю с Днем моряка-подводника России! Желаю плавных погружений, легких подъемов, попутных течений и никаких преград на жизненном пути. Будьте здоровы, гордитесь своим призванием, развивайтесь и постигайте новое. Безопасности, мира, семейного и личного благополучия, радости и искренних чувств»!

«Сегодня ваш праздник - День моряка-подводника! Я от чистого сердца хочу пожелать вам счастья и везения, а так же большой удачи - ведь она не помешает никогда, а уж тем более пригодится в вашем деле! Пусть все только хорошее происходит в жизни! Радости и жизненных сил»!

Подарки

Домашняя метеостанция. Домашняя метеостанция с часами и барометром послужит прекрасным тематическим презентом, который украсит интерьер.

Рында. Рында - корабельный колокол - станет прекрасным тематическим сувениром, который внесет морские нотки в домашний интерьер.

Настольные игры. Дорожный набор настольных игр: нарды, шахматы, шашки, домино, монополия, послужит отличным подарком моряку, который длительно бывает в плаваниях. Такой подарок позволит разнообразить досуг.

Книга. Подарочное издание любимого автора или книга о подвигах моряков-подводников послужит отличным презентом.

Конкурсы

Песенный конкурс
Участники конкурса делятся на две команды. Каждая команда по очереди должна исполнять песни, в которых упоминается море или океан. Побеждает та команда, которой удалось вспомнить больше музыкальных композиций.

Лучший кок
Участникам конкурса дается нож и неочищенная картошка. Под музыку конкурсанты приступают к чистке клубней. По команде работа останавливается. Ведущий подсчитывает, сколько очищенных картофелин на счету у каждого участника. У кого их окажется больше, тот и становится победителем.

Осушение
Перед каждым участником в ряд ставятся стаканы с различными напитками: сок шампанское, вода, виски, вино, водка и т.д. Каждому участнику дается соломинка для коктейлей, при помощи которой необходимо осушить содержимое всех стаканов, не используя рук и не вытаскивая ее изо рта. Побеждает тот участник, который быстрее всех справится с задачей.

О профессии моряка-подводника

Моряки-подводники служат на подводном флоте. Они наблюдают за безопасностью территориальных вод Российской Федерации, проводят разведывательную деятельность, применяют по приказу высшего командования оружие в случае нападения. Служащий на подводной лодке должен быть здоровым, выносливым, не бояться замкнутого пространства.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. Двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник - День моряка-подводника. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта - именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей - подводные лодки. Таким образом, 19 марта 2016 г. отмечается 110 лет российскому подводному флоту. За более чем вековую подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники - это элита Военно-Морского Флота России. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.

Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. Хотя официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году, в действительности разработки отечественных изобретателей в сфере подводного кораблестроения начались гораздо раньше. История сохранила имя мастера Ефима Прокофьевича Никонова, еще в 1718 г. обратившегося к Петру I с челобитной, в которой он предлагал построить «потаенное судно». Экспериментальный экземпляр «потаенного судна» даже удалось построить, но при испытаниях лодка получила пробоину. За время ремонта судна умер Петр I, Никонова разжаловали в простые работники верфи, поэтому задумка так и не была доведена до конца. В 1834 г. под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854) была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Это был первый в истории подводный корабль, построенный целиком из железа и вооруженный шестовой миной с пороховым зарядом в 16 кг. Однако и этот проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

Лишь во второй половине 70-х годов XIX в. российское военное руководство более-менее серьезно отнеслось к проектам создания подводных судов. В 1878 г. свою подводную лодку презентовал Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - российский изобретатель польского происхождения. Первая модель Джевецкого была одноместной, а вторая модель, презентованная в 1879 г., включала экипаж из четырех человек и приводилась в движение силой ног матросов - с помощью педалей они вращали гребной винт. После этого был дан государственный заказ на постройку пятидесяти аналогичных подводных лодок. Их распределили по крепостям, но реального применения лодки не имели. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем.

Однако подлинным «автором» российского подводного флота с уверенностью можно назвать Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919) - русского морского инженера, конструктора опытных моделей подводных лодок, которые уже могли быть пригодными для выполнения боевых задач. Под руководством Бубнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева и инженера-механика И.С. Горюнова была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 узлов. Она в выгодную сторону отличалась от лучших образцов зарубежного подводного кораблестроения. С этим согласилось и морское ведомство, принявшее решение заказать 10 подводных лодок типа «Дельфин». Но вскоре началась русско-японская война, из-за чего строительство подводных лодок пришлось осуществлять ускоренными темпами. К началу боевых действий на Дальнем Востоке, на Тихом океане базировалось уже тринадцать подводных лодок, однако в боевых действиях они практически не участвовали. В 1903 г. Иван Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, оставаясь в этой должности до 1908 г. Бубнов руководил разработкой проектов подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»).

27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В его задачи входила, в первую очередь, подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава. Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное - 630 т., подводное - 758 т., а двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз. Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания - 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.

Ко времени начала Первой мировой войны Российская империя располагала подводным флотом в 58 лодок, из которых 24 лодки относились к типу «Барс». Основные подводные силы российского императорского флота были сосредоточены на Балтийском море. Здесь базировались учебный отряд подводного плавания и бригада подводных лодок, включавшая в свой состав два дивизиона подводных лодок. Несмотря на непродолжительный срок существования, уже в годы Первой мировой войны российский подводный флот проявил себя очень достойно. Только в 1915 г. российские подводники захватили и потопили 16 германских транспортных судов с ценными грузами на борту. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили еще 7 лодок типа «Барс» и 5 лодок типа «АГ», приобретенных у Соединенных Штатов Америки. Великобритания направила для усиления российского флота в Балтийском море 10 подводных лодок типов Е и С (две из них, правда, погибли во время пути). После увеличения количества кораблей, бригада подводных лодок Балтийского флота была реорганизована в дивизию подводных лодок. К 1917 г. дивизия подводных лодок состояла из семи дивизионов, в каждом из которых было по 4-5 подводных лодок, и это - без английских подводных кораблей. Первые три дивизиона дивизии подводных лодок полностью укомплектовали лодками типа «Барс», еще один дивизион - лодками «АГ», а остальные три дивизиона имели смешанный состав. Кроме того, в состав дивизии входила плавучая база «Тосна». За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки, но лишь 4 из них относились к типу «Барс». Остальные «Барсы» продолжили службу уже в советском военно-морском флоте, последняя из лодок этого типа была разобрана в 1937 году - спустя тридцать лет после создания в России подводного флота.

События первых месяцев революции стали трагическими для российского подводного флота, как и для вооруженных сил страны в целом. Однако советская власть быстро осознала необходимость сохранения военно-морской мощи страны, в том числе и подводного флота. Именно советский период отечественной истории стал определяющим в развитии подводного кораблестроения страны и превращения подводного флота в одну из основ ВМФ. Первое время советский военно-морской флот использовал доставшиеся от императорского флота и переименованные старые подводные лодки. Однако, уже в середине 1920-х гг. началось строительство советских подводных лодок. Фактически советский подводный флот начался с шести подводных лодок типа «Декабрист», строительство которых было включено в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. На вооружении лодок «Декабрист» находились восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Службу на лодке проходил экипаж из 53 человек.

Практически сразу же после революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ), была упорядочена и система подготовки личного состава советского подводного флота. Примечательно, что преемственность с дореволюционным подводным флотом практически не разрывалась. Так, еще в годы Первой мировой войны из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания. Революцию преподаватели и слушатели отряда встречали в Петрограде. К этому времени в отряде проходили службу командиры, преподаватели и 56 слушателей. Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания. На вооружении РККФ к 1941 г. находилось 212 подводных лодок. Начавшаяся война стала главным испытанием советского подводного флота «на прочность». О героизме советских моряков-подводников написано огромное количество литературы. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Гвардейскими и Краснознаменными. Двадцать моряков советского подводного флота за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили высокие звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории советского подводного флота. Учитывая, что практически сразу же после окончания войны наметилось резкое ухудшение отношений между Советским Союзом с одной стороны, США, Великобританией и другими странами Запада - с другой стороны, возросла потребность в дальнейшем наращивании вооружений и укреплении военно-морской мощи страны. Началось строительство атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное . Соответственно, вырос и спрос подводного флота на большое количество прекрасно подготовленных офицеров - специалистов высокой квалификации. Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на базе 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, готовившего вахтенных офицеров для флота, нового военно-учебного заведения подводного флота. В 1954 г. 1-е Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола». Под этим названием училище просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института. Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе - и для подводных лодок.

Развитие атомной энергетики и совершенствование ракетно-ядерного оружия превратило подводный флот не просто в один из важных компонентов военно-морских сил страны, а в часть ядерного щита страны, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Нелегкие для армии и флота времена первого постсоветского десятилетия, когда на флоте происходили сокращения офицеров, а продолжавшие службу моряки буквально совершали подвиг чести, сменились с началом нового тысячелетия периодом постепенного подъема военной сферы, в том числе - и военно-морского флота.

Сегодня обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна. В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находятся многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Подводный флот вновь становится гордостью российского государства. Стоит ли говорить о том, что сегодня растет и престиж службы на подводных кораблях. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной квалификации. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек - офицеры. Это - вполне понятно, так как справиться со сложнейшими техническими системами, установленными на подводных лодках последнего поколения, под силу лишь специалистам экстра-класса. В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота - как действующим, так и ветеранам, - мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.

МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Андрей Чаплыгин. Подводные силы Военно-морского флота России встречают свое 110-летие на пороге серьезного обновления корабельного состава и смены поколений подлодок, которое будет сопровождаться переходом к принципиально новым принципам подводного кораблестроения.

В России 19 марта отмечается День моряка-подводника, дата для которого выбрана не случайно — именно в этот день в 1906 году подводные лодки в российском флоте приказом морского министра были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.

В День моряка-подводника РИА Новости подводит промежуточные итоги крупномасштабного обновления российского подводного флота, проводимого в рамках государственной программы вооружений до 2020 года.

Смена поколений

Сегодня основу современных подводных сил ВМФ РФ составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами. В ближайшие несколько лет атомный костяк подводных сил будет серьезно обновлен: госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает строительство и введение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 "Борей".

В настоящее время в боевой состав ВМФ приняты три РПКСН этого класса: "Юрий Долгорукий" (Северный флот), "Александр Невский" и "Владимир Мономах" (обе — Тихоокеанский флот). Четыре подводных крейсера — "Князь Олег", "Князь Владимир", "Генералиссимус Суворов" и "Император Александр III" — сейчас строятся на "Севмаше". Несмотря на то, что последняя закладка "Борея" состоялась всего три месяца назад, уже летом 2016 года в Северодвинске будет заложен еще один ракетоносец, который станет последним в запланированной на сегодняшний день серии.

Учитывая планы по непрерывному и поступательному обновлению подводных сил, которые строит командование флота и руководство Минобороны, возникает закономерный вопрос — что дальше? Наиболее простым ответом является продление серии "Бореев" с модернизацией проекта. Такой исход представляется весьма вероятным, учитывая, что проект 955 уже уступил место модернизированному 955А, по которому будут строиться все корпуса, начиная с четвертого. Лодки проекта 955А будут обладать более низким уровнем физических полей и, соответственно, повышенной скрытностью, а также более современными средствами связи и обнаружения. Также в них будут улучшены условия жизни экипажа.

Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин", разработавшего проект, Игорь Вильнит не исключил, что на смену "Бореям А" придут "Бореи Б", поскольку государство всегда нуждается в таких лодках. С этим трудно спорить, учитывая, что "Бореи" являются одной из составляющих ядерной триады России, а значит — гарантом национальной безопасности. Подводные крейсеры данного проекта обладают водоизмещением 24 тысячи тонн и могут нести по 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 "Булава-30" с дальностью поражения более 9 тысяч километров.

Тем не менее, модернизационный потенциал этих подлодок, хотя и огромен, но не безграничен. Приход нового поколения подводных крейсеров стратегического назначения неизбежен, и с каждым годом его образ становится все отчетливее. О разработке следующего (пятого) поколения атомных подводных лодок не раз упоминал ранее подавший рапорт об отставке главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. По его словам, основные усилия при проектировании новых поколений ракетных подводных лодок стратегического назначения направлены на модернизацию вооружения и "обеспечение скрытности, значительное снижение шумности хода, совершенствование средств связи и управления, а также оснащение автоматизированными средствами разведки и оповещения".

Работа над качественными изменениями, обозначенными адмиралом Чирковым, уже ведется — в Крыловском государственном научном центре для АПЛ нового поколения разрабатываются элементы конструкции на основе композитных материалов, которые значительно превосходят традиционный металл по эксплуатационным характеристикам. Помимо значительного коэффициента звукопоглощения, который позволяет сделать подлодку менее заметной для локаторов противника, композиты обладают меньшей массой и большей надежностью, так как не подвержены коррозии. Натурные испытания композитных агрегатов для подлодок нового поколения планируется начать в 2018 году.

Примечательно, что все упомянутые усовершенствования, как заявил Чирков, в перспективе коснутся также и многоцелевых АПЛ. Основой многоцелевого атомного подводного флота России в ближайшее время должны стать подлодки проекта 885 "Ясень". Эти субмарины призваны значительно "омолодить" корабельный состав — последняя многоцелевая АПЛ предшествовавшего "Ясеням" проекта "Щука-Б" была заложена более 20 лет назад.

Пока что в составе ВМФ России служит лишь один "Ясень" — "Северодвинск", однако уже в этом году к нему должна присоединиться вторая лодка "Казань". Еще три корпуса в настоящее время строятся, а всего к 2020 году флот должен получить семь подлодок данного проекта. Все субмарины в серии, начиная со второй, строят по модернизированному проекту 885М, который отличается от головной подлодки обновленным оборудованием, оптимизированными обводами корпуса, а также пониженной шумностью. Кроме того, важной деталью проекта "Ясень-М" является отказ от оборудования из стран бывшего СССР — лодки строятся исключительно силами российских предприятий.

В перспективе на смену атомным подлодкам проекта "Ясень", которые сейчас строятся и поступают в боевой состав ВМФ, придут многоцелевые АПЛ проекта "Хаски" пятого поколения. Накануне Дня моряка-подводника и 110-летия подводных сил ВМФ России Объединенная судостроительная корпорация сообщила, что "в настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается тактико-техническое задание для выполнения эскизного проектирования корабля".

Сведения о проекте "Хаски" являются секретными — известно лишь о том, что его ведет санкт-петербургское конструкторское бюро "Малахит" и что на вооружении многоцелевых АПЛ пятого поколения будут гиперзвуковые ракеты "Циркон".

Ближе всего к смене поколений сегодня находится неатомный подводный флот России. На прошедшем в июле Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге адмирал Чирков заявил, что строительство подлодок с анаэробной силовой установкой начнется в 2018 году. На том же салоне начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов пояснил РИА Новости, что ЦКБ МТ "Рубин" по заказу Минобороны РФ уже разработало проект неатомной подводной лодки проекта "Калина" с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).

Официальный представитель ОСК сообщил РИА Новости, что строительство новейших неатомных подлодок проекта "Калина" и их количество будет определено новой государственной программой вооружений (ГПВ) России до 2025 года, которую планируется принять в 2016 году. "Вопрос о строительстве подлодок будет зависеть от готовности штатной ВНЭУ, которую планируется создавать по линии Федеральной целевой программы ОПК", - уточнил собеседник агентства.

Главными особенностями проекта "Калина" разработки Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" станет штатная воздухонезависимая силовая установка и крылатые ракеты "Калибр-ПЛ".

По своим тактико-техническим характеристикам подлодки "Калина" должны значительно превзойти предшественников проектов 636 "Варшавянка" и 677 "Лада".

ЦКБ МТ "Рубин" в последние годы занималось разработкой анаэробной энергетической установки и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ), которые значительно увеличивают скрытность подводных лодок, позволяя им длительное время находиться под водой без всплытия. По словам генерального директора предприятия Игоря Вильнита, стендовые испытания воздухонезависимой установки в Балтийском море начнутся уже этой весной, а значит есть все основания полагать, что строительство головной "Калины" начнется в срок, указанный адмиралом Чирковым.

Как сообщил РИА Новости накануне дня моряка-подводника официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), конструкторские бюро "Рубин" и "Малахит" приступили к разработке беспилотных подводных аппаратов (БПА) для возможности размещения на подлодках пятого поколения. "Решение об оснащении этими аппаратами и возложении на них задач будет принято при формировании облика подводных лодок пятого поколения", — сказал представитель ОСК.

Как заявил агентству высокопоставленный представитель ВМФ РФ, концепция применения беспилотных (автоматизированных) подводных аппаратов, то есть роботов, предполагает их наличие на борту подводных лодок будущего. "Они будут выпускаться из подлодки для мониторинга окружающей среды при помощи различной аппаратуры или для атаки противника. В качестве оружия на таких носителях могут применяться торпеды. Мы пока их называем подводными роботами", — сказал представитель флота.

Обновление здесь и сейчас

Тем не менее, строительство анаэробных "Калин" — это хотя и ближайшее, но все же будущее российского флота, а обновление корабельного состава на некоторых направлениях необходимо проводить в настоящем. Строительство серии из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 "Варшавянка" для Черноморского флота подходит к концу — четыре подлодки уже зачислены в боевой состав ВМФ, а еще две, включая спущенную накануне праздника на воду субмарину "Великий Новгород", будут переданы до конца года.

Следующим шагом, который в настоящее время рассматривает командование ВМФ, станет возможное строительство дополнительной серии из шести "Варшавянок" в интересах Тихоокеанского флота. По словам замглавкома ВМФ вице-адмирала Александра Федотенкова, соответствующее решение будет принято "с большой долей вероятности".

По всей видимости, задуматься о продлении серии "Варшавянок" командование ВМФ заставило успешное боевое крещение этого проекта — в декабре 2015 года подлодка "Ростов-на-Дону" выполнила залповый пуск крылатых ракет морского базирования "Калибр", поразив инфраструктуру и места базирования боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ) в Сирии. Ракетный удар, нанесенный из подводного положения, стал неожиданностью не только для террористов, но и для всего мирового сообщества, по достоинству оценившего возможности "Варшавянки".

Ключевым качеством проекта 636 является малозаметность. По этому показателю "Варшавянки" являются одними из лучших в мире — неслучайно они были прозваны НАТО "Черная дыра". Современный гидроакустический комплекс и системы шумоподавления позволяют подлодкам проекта 636 обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может засечь потенциальный противник.

На вооружении подлодок стоит впечатляющий арсенал — не только упомянутый ракетный комплекс "Калибр", но также торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки всего 15 секунд) и мины. Это вооружение в совокупности с высокой скрытностью делает "Варшавянку" одним из лучших проектов в области неатомного подводного кораблестроения.

Строительство "Варшавянок" для Тихоокеанского флота практически ставит крест на проекте 677 "Лада", головная подлодка которого — "Санкт-Петербург" — проходит опытную эксплуатацию на Северном флоте аж с 2010 года. Действительно, судьбу "Лады" нельзя назвать простой — эти лодки должны были прийти на смену "Варшавянкам" еще в конце 1990-х годов, однако бывший главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий из-за проблем с силовой установкой и акустической изоляцией отправил проект на доработку.

В прошлом году, когда третья подлодка серии после долгого простоя на стапелях была перезаложена под новым именем "Великие Луки", казалось, что проект сдвинулся с мертвой точки, однако этой "Ладе", судя по всему, суждено стать последней.

Тем не менее, создание укороченной серии подлодок данного проекта нельзя назвать напрасным — "Санкт-Петербург", а также строящиеся "Кронштадт" и "Великие Луки" станут настоящими платформами для испытания принципиально новых видов вооружения и оборудования, которыми в перспективе будет оснащаться новое поколение подлодок. Заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков, рассказывая об инновационном проекте "Калина", неспроста подчеркнул, что он возьмет лучшие качества своих предшественников — "Варшавянки" и "Лады".

Как не раз заявляло командование ВМФ РФ, исследовательская работа в области подводного кораблестроения не останавливается ни на минуту, поскольку лишь постоянное совершенствование уже существующих разработок и использование принципиально новых научных подходов может обеспечить планомерное развитие подводных сил.

В начале 20 века были изобретены корабли, способные долгое время находиться под водой. Все это время они видоизменялись и, соответственно, расширялась область применения - от простых исследований до проведения военных операций.

Основным преимущества такого транспортного средства является способность вести разведывательную деятельность, при этом оставаясь незаметным. Всем, кто имеет отношение к подводным лодкам, посвящается данный профессиональный праздник.

История

Дата празднования была выбрана не просто так. В 1906 году Николай II ввел в состав Военно-Морского флота совершенно новый вид кораблей – подводные, которых к тому времени было построено 20 единиц. В связи с введением в эксплуатацию нового рода транспорта был сформирован отряд по обучению подводному плаванию.

С того момента День моряка-подводника стали отмечать ежегодно, вплоть до Октябрьской революции. И только через 80 лет, в 1996 году приказом адмирала Ф.Н.Громова, который на тот момент руководил Военно-Морским Флотом России, праздник был возобновлен.

Особенно субмарины проявили свою мощь в Русско-японской войне и в Первой мировой. После удачной демонстрации сил они были сформированы в самостоятельный отряд Военно-Морского Флота. В середине 20 века появилась возможность плавать автономно, благодаря использованию ядерных энергетических установок. Сегодня в России насчитывается множество видов подводных лодок в зависимости от назначения.

Традиции

Служащие субмарин, ветераны, обслуживающий персонал подводных лодок, конструкторы и кораблестроители принимают 19 марта поздравления от коллег, родных, друзей и близких. Руководство страны награждает передовых сотрудников грамотами, выражает благодарности, повышает в звании, поощряет премиями. Праздник знаменуется проведением торжественных мероприятий и концертов.

Моряк-подводник – очень престижная профессия в России, так как служащие выполняют задания государственной важности стратегического назначения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!