Диалог между учителем и учеником пример. Кинопедагогика – диалог между учителем и учениками

Помогите пожалуйста ответить на вопросы 1. Какова численность людей говорящих на русском языке 2. В каких формах существует современный национальный

русский язык? 3. Назовите периоды в истории русского языка 4. Назовите источники формирования и пополнения литературного языка и его нормы? 5. Назовите пути пополнения русской лексики?

Расставить знаки препинания и начертить схему предложения Когда например мы считаем что русский язык красив когда мы называем его богаты

м великим то наше право на это основывается не на том будто русский дательный величественнее и красивее чем соответствующие формы других языков или будто в русском языке больше слов чем в других языках а только на том что формы и слова русского языка это формы и слова великого народа корифеев русской литературы создателей нашей изумительной по ее духовной мощи и красоте культуры.

написать сочинение по тексту НЕ НАШ РУССКИЙ За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона,

искаженных «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово-связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменен уродливым «ложить». Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всем должны быть логика, здравый смысл, чувство меры. И если это - великий, могучий русский язык, о нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов? («Аргументы и факты», 25 июня 2003 г.)

Определить главную мысль каждого абзаца и коротко записать. В наши дни русский язык, несомненно, активизирует

свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития.

Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак - это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно, видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процессах будут такие явления, как научно-технический прогресс, превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе; усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Ведь без языковой точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.

нужно будет два тезиса: " русский язык очень богат глаголами " и " Глаголы придают речи выразительность". Подумай и запиши аргументы к каждому из тезису.

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Занятие для подростков

Цель: развивать умение понимать причины конфликтов и способы их разрешения.

Материал: анкеты для каждого ученика, тетрадные листы и ручки.

Ход занятия

Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
Диалог читают два ученика.
- Кирилл, почему ты ударил его?
- Он первый ударил меня.
- А он говорит, ты ударил его первым.
- Нет, не я. Он первый ударил меня.
- Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
- Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
- И поэтому ты его ударил?
- Он первый меня ударил...
Учитель. Что произошло?
Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).
Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.
Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.
Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?
Учащиеся:
- Ой, ну зачем они нужны?
- Да, без них невозможно найти истину.
- Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
- Конфликты причиняют боль и страдание людям.
- Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.

Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.
Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты.
Детям раздается анкета.

Учитель. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта - поставьте цифру «3»; если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда - «2»; если редко или никогда - «1».
Учащиеся работают с анкетой (анкета и бланк для ответов приведены в приложении).
Учитель. Перенесите в бланк для ответов соответствующие каждому вопросу баллы. Подсчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

А - трезвый подход - вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что «можно», а что «нельзя».

В - проблемно-разрешающий подход - вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.

С - компромиссный подход - вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что «немножко» лучше, чем «ничего».

D - затушевывающий (сглаживающий) подход - вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимания.

Е - игнорирование - вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.

Учитель. Но, конечно же, в зависимости от ситуации и от типа конфликта подходят разные способы поведения из перечисленных выше. Как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы разрешить тот или иной конфликт?
Учащиеся. Сначала нужно узнать, почему он возник, из-за чего.
Учитель. Да, чтобы конфликт принес пользу, надо узнать сначала, из-за чего он возник. Существует три вида конфликтов. К первому виду можно отнести конфликты из-за того, что не удалось что-то приобрести или получить. Приведите примеры.
Учащиеся:
- Когда я была маленькой, я часто капризничала, если мне что-то не покупали.
- А я совсем недавно устроил родителям скандал, когда они не захотели купить мне компьютер. Сказал, что учиться не буду.
- А я не отдал своему другу диск (уж очень игра мне понравилась), мы даже поссорились и «раздружились».

Учитель. Можно ли эти конфликты уладить?
Учащиеся. Да, их очень легко уладить.
Учитель. Второй вид конфликтов - это конфликты потребностей: сталкиваются различные интересы людей. Приведите примеры.
Учащиеся:
- Я помню, как переживала, что ко мне ребята из класса относились хуже, чем к той девочке, которая училась намного хуже меня. Я считала, что она недостойна такого отношения ребят к ней.
- А я до сих пор не могу понять, почему меня в том классе невзлюбили. Я и дискотеки устраивал, и к себе домой водил ребят, чтобы на компьютере позаниматься, и палатку приносил на турслет. А ребята в классе все равно меня не уважали, даже били, часто издевались, совсем на переменках не общались со мной.

Учитель. Такой конфликт сложнее, так как причины не так просто выяснить. Третий вид конфликтов - это конфликт ценностей, то есть когда человек видит угрозу своему благополучию и поэтому с особым жаром отстаивает свои позиции.
Все мы преследуем те или иные цели, а степень упорства при этом свидетельствует о том, какую ценность представляет для нас каждая из наших целей.
Как вы думаете, к какому типу относится следующий конфликт: двое ребят смотрят и не могут решить, чья очередь кинуть мяч.

Учащиеся. Потребность во власти, в силе, оба претендуют на ограниченные ресурсы.
Учитель. Скорее всего - и то, и другое. Различия иногда очень трудно обнаружить. Но если мы обозначим вид конфликта (то есть найдем причину его возникновения), то нам это поможет выбрать подходящие способы его разрешения.
А вот еще пример: Коля, весьма популярный ученик, подозревает Мишу, не пользующегося среди ребят симпатией, в том, что...
(послушаем их разговор).
Ребята читают диалог.
К. Ты взял мои деньги на завтрак!
М. Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?
К. Да.
М. Почему ты думаешь, что это я?
К. Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.
М. Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.
К. Но ты же был возле моей парты?
М. Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и все.
К. Надо обыскать тебя.
М. А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?
К. Я не делал этого. Деньги лежали сверху.
М. Почему бы не поискать деньги еще раз?
(Коля ищет и находит у себя деньги.)
М. Так, что теперь ты должен делать?
К. Прости меня, Миша.
М. Хорошо, но ты обвинил меня перед всем классом.
Учитель. Итак, здесь уже конфликт потребностей перерос в конфликт ценностей. Почему?
Учащиеся. Была затронута честь, доброе имя
Учитель. Конфликт завершится на этом? У мальчика и так неважный авторитет. Что должен еще сделать Коля?
Учащиеся. Извиниться, чтобы слышали другие ученики. А иначе может быть большая драка.
Учитель. Как вы думаете, а в этой песне есть конфликт?

М. Исаковский

И КТО ЕГО ЗНАЕТ

На закате ходит парень
Возле дома моего.
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Чего он моргает.

Как приду я на гулянье,
Он танцует и поет,
А простимся у калитки -
Отвернется и вздохнет.
И кто его знает,
Чего он вздыхает.

Я спросила: Что не весел?
Иль не радует житье?
Потерял я, - отвечает, -
Сердце бедное свое.
И кто его знает,
Зачем он теряет.

А вчера пришло по почте
Два загадочных письма:
В каждой строчке -
только точки, -
Догадайся, мол, сама.
И кто его знает
На что намекает.

Я разгадывать не стала, -
Не надейся и не жди, -
Только сердце почему-то
Сладко таяло в груди.
И кто его знает
Чего оно тает.

Учащиеся:
- Мальчик любит, а она им играет.
- У нее есть другой.
- Да нет. Он ей тоже нравится.
- Они не могут высказать словами свои чувства, это бессловесная игра, а конфликта нет.
- Раз мальчик не может сказать, то девочка могла бы сказать, что понимает его.

Учитель. Это тоже своеобразный конфликт, но отличается от других тем, что происходит внутри человека и называется внутриличностным конфликтом. Молодой человек не находит в себе смелости произнести нужные слова и написать их тоже не решается. Девушка, может быть, очень гордая или самолюбивая и не хочет первая помочь парню. А может быть, ей нравится видеть терзания другого человека. Как может закончиться эта история?
Учащиеся. Никуда не денутся, будут вместе. Но если девочка гордячка, а парень стеснительный, будут только намеками говорить, то их отношения «затормозятся» и ничего не будет. А потом будут всю жизнь жалеть об этом.
Учитель. А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия вы записывали свои воспоминания, связанные со словом «конфликт», и свои эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте, что эти записи исчезают. А теперь зачеркните их. Удалось ли вам увидеть, как исчезают те эмоции, которые там записаны? Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете?
Учащиеся. Радость, облегчение, успокоение, как будто груз свалился с плеч.
Учитель. Иногда можно уменьшить свои переживания следующим способом. Нужно написать слова, обозначающие наше отрицательное настроение, а потом эту бумажку сжечь или разорвать. Можно писать слово столько раз, сколько длится чувство обиды или злости: «Я злюсь, я злюсь, я злюсь...» И постепенно (а иногда вдруг) чувство это проходит и приходят успокоительные мысли: «Чего я злюсь? Все это глупости. Я уже успокоился и внимания больше обращать на это не буду». На следующих занятиях мы попробуем найти другие способы улучшения своего состояния.Хотелось бы вам узнать о приемах разрешения конфликтов? Почему?
Учащиеся:
-
Было бы хорошо, если бы мы научились правильно реагировать на конфликтные ситуации, научились разрешать конфликты.
- Нам это поможет в любой жизненной ситуации.
- Мы могли бы поменьше ссориться с друзьями, с родителями.
Учитель. Знания о приемах разрешения конфликтов укажут нам на безопасный путь смягчения отрицательных эмоций.
Наше занятие мне хочется закончить словами из песни Булата Окуджавы: «Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»

УПРАЖНЕНИЕ. Составьте диалог между учителем и учеником: (вопросы учителя)

Составьте диалог между учителем и учеником: (вопросы учителя)

Иванов, что ты вчера натворил?

Вчера после занятий?

Вы затеяли скандал и драку.

Имейте виду для вас это плохо кончится?

А где же вы были?

Затем повторите этот диалог так же как и впервые. С теми же словесными воздействиями.

Органическое творчество рождения слова происходит не через память, а через сердце. Поэтому ваш текст должен выражать не только цель, но и чувство, при этом не забывать про художественность. А если через сердце то одна и та же сцена не может быть повторена дважды без всяких изменений, как точно не была она простроена. Здесь и появляется место актёрской настоящей импровизации.

УПРАЖНЕНИЕ

Надо сделать событие. Естественно оно должно состоять из действия и противодействия. Работают двое. Затем научиться отыгрывать событие. Затем учимся выражать отношение к событию. Например: резкое осуждение, мягкий упрёк, наставление, отчуждённость, сожаление, строгость, сочувствие. Каждое изменение ведёт к изменению логики действия поведения и появлению новых окрасок в действии.

Надо знать что активность нападения в действии определяет и активность обороны или контрнападения, а это в свою очередь меняет тактику нападающего. Как говорил Гоголь, - Тон вопроса, даёт тон ответа». Действие станет тем активнее, чем больше вызовет сопротивление.

Также не забывать что речь актёра зависит ещё и от окружающей среды, от обстоятельств, которые идут либо как шлейф либо сопровождают речь.

УПРАЖНЕНИЕ

Двое сочиняют диалог. А потом выдают этот же диалог под разными обстоятельствами: первое любовное знакомство, любовное объяснение, расставание перед долгой разлукой, примирение после ссоры, первый выход на улицу после болезни, неожиданная встреча на дороге.

Тема : ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – ОСНОВА СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ. СОЗДАНИЕ КИНОЛЕНТЫ ВИДЕНИЙ

Словесное действие вытекает из физических действий и не отрывается от него. Они работают одновременно. Допустим нельзя скомандовать вперёд при это пятиться назад.

Если текст идёт с одной целью, а физика не соответствует цели то это ложь, если конечно это делается не специально по роли.

Словесное действие всегда опирается на физическое, более того физическое действие предшествует словесному, т.е. идёт раньше слов. И если вдруг на сцене слова опережают действия физические происходит нарушение органичности и тогда речь превращается в механичность, т.е. демонстрацию выученного текста.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Тема: «Организация учебного диалога на уроке»
Л.С. Выготский говорил: «Наш ребенок бы и знал, и умел, и мог, но главное, что он прежде всего не хочет». Нет мотивации ничего не получится. Поэтому мотивацию развития личности ставят во главу всего понимания новых образовательных стандартов. Ученик будет иметь положительную мотивацию если на уроке ему будет интересно.

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества».

Для достижения данных целей незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Диалог (от греческого разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Обучение учащихся ведению диалога в начальной школе включает в себя 3 этапа:
- Обучение учащихся постановке вопросов:
- Обучение учащихся работе в группе, парах;
- Обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Организация данной работы начинается на кружках внеурочной деятельности, где детей учат работать в паре, группах, умению задавать вопросы, вести беседу и т.д «Я учусь в школе», «Маленький исследователь».

Практическая работа.
- Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?) (слайд)
- Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос.

Задание 1.
Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе? (На слайде появляется предмет... Нужно задать к нему как можно больше разных вопросов.) (слайды)
Задание 2.
Найди загаданное слово.
Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Учащиеся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».
Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.
Например: это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово - это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей.)

Правила работы в диалоге:
. Отвечать на поставленный вопрос
. Каждый имеет право на свою гипотезу
. Каждый имеет право критиковать гипотезу другого
. Каждый имеет право поддерживать гипотезу другого

Учебный диалог имеет свои особенности:
. наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
. наличие двух и более собеседников;
. возможности свободного изложения материала, отстаивание своей точки зрения;
. наличие обратной связи;
. наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом,учителем и учеником.

Учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях:
. Он ставит учебную задачу
. Он является активным участником диалога
. Он помогает детям в формулировке ответа.

В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:

Учитель-класс (вопросно-ответный диалог) - характерен для беседы.

Он имеет следующую структуру:
1. Сообщение темы.
2. Постановка учебной задачи.
3. Совместный поиск решения учебной задачи; выслушивание разных точек зрения собеседников; корректировка.
4. Получение совместного окончательного решения.
5. Обобщение.

Постановка учебной задачи (Фрагмент урока Бегишевой Галины Николаевны)

Учитель: Один ученик придумал задачу и утверждает, что ее можно внести в «Сборник задач». Прочитайте ее. Стоит ли вносить эту задачу в «Сборник»? Ответ покажите сигнальными карточками («да» - зеленый цвет, «нет» - красный цвет, сомневаюсь - желтый цвет.)
У каждого ученика на парте имеется карточка с текстом.

Текст задачи. Выехали одновременно две машины. Одна красная, а другая зеленая, одна машина - маленькая, другая большая. Красная машина ехала со скоростью 600 км/ч, а большая зеленая машина со скоростью 800 км/ч. Пассажиры ехали, весело разговаривали и не заметили, как проехали 4 часа. Куда приехали пассажиры, и сколько их было?
Учитель: Я вижу, что среди вас много сомневающихся. Почему?
Ученики: Вряд ли это задача - ее текст очень длинный.
И в нем много лишних слов.
Какая разница, какого цвета машины!
И почему нужно знать, что пассажиры весело разговаривали!
И скорости у машин ненастоящие: с такими скоростями летают только самолеты.
И вопрос задачи какой-то странный…

Учитель: У многих из вас возникли сомнения. Давайте внимательно исследуем текст задачи. (Дети соглашаются.)
Учитель: Что должно быть в любой задаче?
Ученики: Условие и вопрос, на который надо найти ответ.
Учитель: Данный текст похож на задачу на движение?
Ученики (неуверенно): Наверное, похож, ведь в тексте говорится о скорости, о времени…
Но ничего не говорится о расстоянии, которое прошли машины…
Учитель: Что еще вы заметили в условии задачи?
Ученики: В условии есть лишние данные - цвет и размер машин. А от этого ведь решение задачи не зависит.
Есть и недостающее данное - не сказано, в каких направлениях движутся машины.
Еще - странные скорости машин.
Учитель: Что скажете о вопросе задачи?
Ученики: На такой вопрос по данным условия нельзя ответить.
Вопрос не соответствует условию задачи.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Такую задачу в «Сборник» записать нельзя.
Ее надо исправить.

Ученик - класс. Ученик обобщает, систематизирует полученные на предыдущих уроках знания и выступает как носитель информации (дискуссия, групповой диалог).

Пример организации учебного диалога.
- Дайте характеристику слова стекло!
- Все ли согласны с данной характеристикой? Коллизия (Стекло имя сущ., стекло глагол)

Задание для работы в группе.
Придумайте еще слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное грамматическое значение. (пила - пила)

Ученик-ученик (внутриструктурный диалог) - применяется при работе в парах, группах, коллективном диалоге, споре.

Учебное задание для коллективного диалога в группах.

Даны картинки с животными: Белый медведь, бурый медведь, заяц, мышь, чайка, пингвин.
Распределите данных животных по природным зонам.

Что произойдет если мышь поселить в арктическую пустыню, а пингвина на берег Азовского моря?

Распределите в группе кто будет отвечать на первый вопрос, кто на второй.
Постарайтесь, чтобы ответ был кратким, но доказательным.

Учитель-ученик - беседа, дискуссия.
Люди говорят: «Там, где есть вода, есть жизнь».
Почему? (Потому, что без воды не будут расти растения, не будет животных и людей)
Около рек, озер и других водоемов растут растения, поселяются животные.
А почему же встречаются растения в горах, на лугах, в пустынях, в местах далеких от водоемов?
(потому, что растения растут везде, потому, что в земле есть вода, от дождей).

Тайга бы не была тайгой, если бы заросли леса не перемежались болотами.
Раньше в природе все было одушевленно. Болото имело своих духов Идешь по лесу никого … и вдруг тебе кажется, что кто-то окликает тебя, зовет - уж не леший ли? Леший - лесной дух, очень любят лешие прятаться в стволах деревьев. С виду дерево как дерево, а в стволе леший сидит.
Самые переувлажненные участки болота называются топи. Немало людей и животных погибло - не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью.
Люди пытались задобрить духов, оставляя хлеб, ягоды.
- Почему так происходило? (ответы детей)
- Если люди не могли объяснить многие явления происходящие на болоте. Откуда в темноте появляются огни, Слышны стоны. Почему исчезают люди на болотах, почему тогда люди селились рядом с болотами?
С одной стороны болото беда, а с другой кладезь добра.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Выделяют еще один вид диалога ученик-учебный материал - встреча субъекта и учебного материала. «Мне это известно…», «Мне это знакомо … интересно или неинтересно»

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.
1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?
2. В чем мы не достигли успеха и почему?
3. Отклонялись ли мы от темы?
4. Все ли принимали участие в обсуждении?
5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

В системе уроков-дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

Педагогический совет "Учитель и ученик в творческом диалоге"

Цель: Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно-образовательного пространства школы и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности .

Задачи:

Оформление:

Презентация (приложение 7);

Высказывания (приложение 1);

Карточки для игры «Life comics» (приложение 2);

Проектор, экран, монитор;

Видеоматериалы фрагментов уроков: урок обществознания в 6 классе , урок математики в 8 классе , урок химии в 11 классе , урок литературы в 4 классе

Вопросы для обсуждения (работы в микрогруппах) (приложение 6);

Проект «Профессионального Кодекса Учителя школы» (приложение 3);

Тест «Диалогичная ли Вы личность?» (приложение 4).

Эпиграф

Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем

М. Булгаков

Ход заседания

Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем

М. Булгаков (слайд).

1. Психологический настрой: игра «Life Comics» (создаем комиксы)

Люди часто испытывают трудности в общении. Я предлагаю провести игру, она как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.

Участники игры делятся на пары. Анализируют представленную на картинке ситуацию. Сначала каждая пара репетирует свой диалог. А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом, каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться (слайд ).

1. Анализ ситуации

Между кем идёт разговор?

О чём они разговаривают?

2. Работа над диалогом

Составьте диалог.

Прочитайте и разыграйте диалог

Мы все убедились в том, что вы прекрасно умеете общаться, т. е. слушать друг друга и отвечать терпеливо друг другу.

2. Вступительное слово заместителя директора по УВР

Тема нашего педсовета "Учитель и ученик в творческом диалоге". Цель: Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно-образовательного пространства школы и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности.

Задачи:

1. Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы;

2. Сформировать у педагогов представление об учебном процессе как основе сотворчества педагога и учащегося, о диалоге как основе обновляемого образования;

3. Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов в культурно-образовательном пространстве школы;

4. Разработать «Профессиональный Кодекс Учителя нашей школы».

Знакомство участников с результатами тестирования среди учащихся (слайд) .

Чтобы узнать, как же наши старшеклассники умеют общаться, слушать и слышать, как они относятся к себе, было проведено анкетирование «Умеете ли вы слушать?» и «Любите ли вы себя?» Опрошено 13 человек. Результаты 1 анкеты: 40,5% школьников не идеальные слушатели, но все же с ними приятно общаться. В большинстве случаев это - внимательные, тактичные собеседники; 59,5% - отличные слушатели и интересные собеседники. Результаты 2 анкеты: 40% школьников любят себя, значит, любят и других, что в большой степени предопределяет их успехи и жизнерадостность. Благодаря этому, получают от окружающих положительные стимулы, и корабль их жизни плывет под парусами. Чувствуют свою необходимость и считают, что жизнь имеет смысл, во всяком случае, способны придать ей необходимый индивидуальный смысл. Умеют оценивать достоинства других. Помогает им и то, что они считают себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями; 60% - трудно сказать про них, любят ли они себя. Наверняка просто редко думают об этом. Они не всегда используют все свои способности, обращая чрезмерное внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызвать у них минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.

3. 1. Теоретический ввод

Немного о понятии творческого диалога, о характерных признаках диалоговых отношений расскажет учитель начальных классов

Актуальной проблемой современности является восстановление целостности единства обучения и воспитания. Первый существенный шаг по приближению обучения в школе к особенностям современного диалогичного мышления в науке и культуре был сделан проблемным обучением. Центральным звеном усвоения знаний стала постановка перед учащимися проблемы, организации особых проблемных ситуаций, для решения которых у учащихся не было готовых средств. Это потребовало от учащихся не просто воспроизведения эталонных способов мышления, а поисковых действий по решению проблем.

Предзаданность ответа ограничивает сознание рамками готовых образцов, предаваемых учителем. Противостоять такой ситуации может идея множественности (множественность вариантов, путей исследования, ответов и др.), открывается для ученика тогда, когда он, например, будет опровергать или доказывать точку зрения другого ученика, или учителя, или свою. Задача учителя - создать ситуацию удивления: почему так, а не иначе? А потом дать возможность ученику «открыть» возможность существования множества если не решений, то подходов к ним, точек зрения.

подчеркивал, что учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный мир, выражает сам себя. Подчеркнуто обезличенная манера (стиль) изложения может быть уместна как дидактический прием, но она заведомо ущербна как стиль, принцип взаимодействия и общения учителя с учащимся. Гораздо плодотворнее открытая позиция учителя, которая при определенных условиях вызывает у школьников ответное желание раскрыться.

Когда учитель передает учебный материал, пропуская его через призму своего восприятия, личного опыта, он тем самым моделирует определенное отношение к этому материалу учащихся (2 слайда). Есть пять условий значимого учения по К. Роджерсу):

1) Первое касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.

2) Второе условие обозначается как "реальность личности учителя", который должен быть конгруентным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками.

3) Третьим условием является принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. К. Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику.

4) Четвертое условие касается позиции учителя в отношении к источникам и способам получения знаний. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся. Обучение не должно быть директивным, ученик должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы.

5) Наконец, пятое условие значимого учения состоит в необходимости учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. "Его обучение должно строиться на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций"

Содержание образования развертывается в контексте культуры учителя и ученика. При этом реализуются специфические отношения между их сознаниями, а само понимание становится результатом сотворчества. Чтобы обеспечить понимание, учителю необходимо раскрыть не только значение того или иного элемента содержания образования, но и его смысл в контексте и в связи с другими элементами «чужого» и личного опыта: знаний, умений и навыками, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений. Контекстуальные же смыслы существуют лишь в сфере субъектно-субъектных отношений, т. е. в диалоге. Давайте посмотрим и сравним традиционную и личностно-ориентированную системы образования (слайд).

Диалогические отношения в обучении предопределены не только природой (происхождением) содержания образования, но и самим процессом обучения. Вследствие своей универсальности диалог - не фрагмент учебного занятия, он не заканчивается с той или иной учебно-познавательной ситуацией, независим от нее, хотя ее подготовлен. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учебник», «ученик-компьютер» - это диалог человека с человеком, а не обучающего и обучающегося. В диалоге исчезает жестко закрепленные социальные роли «учителя» и «ученика». «Движущими силами общения должны быть обе стороны - и взрослые, и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые».

Взаимодействие учителя и учащихся на уроке является центральным звеном в педагогике сотрудничества. Педагогическая идея творческого сотрудничества определяет новые методы обучения, способы воспитательных коллективов , отношения между взрослыми и детьми, самими детьми. Идеи педагогики сотрудничества зрели давно, они развивались в работах прогрессивных педагогов-мыслителей прошлого, развиваются и сегодня, это непрерывно развивающаяся концепция.

Диалог в обучении между учителем и учеником - это не только спор, полемика, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Он дает множественность ракурсов, на пересечении которых проявляется, по, «доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла, согласие, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния (но не отождествление), дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого». Перед вами структура урока-диалога (2 слайда).

Во власти учителя создать гармонию или диссонанс опыта учащихся со своим собственным и с опытом науки.

Говоря словами Януша Корчака, пусть обучением движут вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчество учителя и ученика, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и ученика и учителя.

Познакомит вас с системой воспитания и обучения педагога-новатора (слайд). Он большое внимание уделил теме «Ребенок и взрослый в творческом диалоге», раскрыл главные личностные качества учителя.

3.2. Система воспитания и обучения Шалва Александровича Амонашвили.

Известный педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики. Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Разработанная им система воспитания и обучения - «педагогика целостной жизни детей и взрослых» - строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчества и сотрудничества педагогов с детьми.

Гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни.

Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т. п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.

Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными (слайд ).

* Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого (слайд ).

* Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании (слайд ).

* В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития (слайд ).

* В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни (слайд ).

4. Просмотр видеоматериала фрагментов уроков (слайд ).

Учить и воспитыватьэто как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Какой должна быть эта соединяющая мысль? Вашему вниманию предлагается просмотр видеоматериалов фрагментов уроков (видеофайлы).

Урок химии в 11 классе (учитель) – это урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперед по дороге познания.

Урок обществознания в 6 классе (учитель) – здесь каждый урок – открытие. Оно-то и ведет на урок и ученика, и учителя, вселяя обоюдную радость творчества, сотрудничества, заинтересованное отношение к необычному.

Урок математики в 8 классе (учитель) – пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научиться трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремится педагог, организуя свои уроки.

Урок литературы в 4 классе (учитель) – доброта и любовь к детям не позволяют грубо обращаться с ними, ущемляя их самолюбие и достоинство, кричать на них и пугать, не замечать огорчений и не радоваться успехам каждого из них, не приходить к ним на помощь без замедления.

5. Работа в микрогруппах (5 микрогрупп) - слайд.

Итак, вы посмотрели умение учителя и учеников общаться в творческом диалоге в нашей школе, на наших уроках, давайте обсудим, так нужен ли все-таки диалог?

Вопросы для обсуждения :

Сегодня в подавляющем большинстве случаев дети на уроках молчат, даже на так называемых устных предметах. Тем самым ребенок не получает навыка высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, размышлять вслух, учиться говорить на публике. Как вернуть диалог на уроки?

Какова функция учебника в диалоге на уроке? Современный учебник - ретранслятор (активный) научных знаний. Как сделать его «собеседником»?

Чем помогают, а что разрушают на уроке модные технические средства обучения (интерактивная доска, презентации и т. п.). Каковы разумные границы применимости этих средств для пользы дела?

Какими новыми компетенциями должен обладать учитель, будучи посредником в осуществлении диалога ученика и социума?

Диалог на уроке это хорошо или плохо? Возможно ли отрицательное воздействие воспитания в диалоге?

Представление каждой микрогруппой выработанного мнения.

6. Работа в группах:

Вашему вниманию предлагается «Профессиональный Кодекс Учителя школы», послушаем Проект «Профессионального Кодекса Учителя»

Преамбула.

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса - определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения.
Раздел 1.

1.1.Источники этики учителя.
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права , а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2.Принципы этики учителя.
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: гуманность; законность; демократичность; справедливость; профессионализм; взаимное уважение.

1.Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников
2.Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
3.Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
4.Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
5.Учитель соблюдает правила русского языка , культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
6.Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки , ни ее дача.
7.Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а так же свое рабочее время для личных нужд.

Взаимоотношения учителя с учениками .
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учитель должен стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом.

3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь , уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения.
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации образовательного учреждения. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы образовательного учреждения. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников

3.21. Учителя должны уважительно и дружелюбно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений целей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством.

3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Принимаем мы его или нет? Дополнения, исправления.

Разработка «Профессионального Кодекса Учителя школы»

Обобщение предложений о создании Профессионального Кодекса Учителя школы (6 слайдов ).

7. «Диалогичная ли Вы личность?» (слайд).

Тест для учителей

Ключ к тесту:

а) – 1 балл; б) – 2 балла.

Монологичная личность (слайд ).

Если вы набрали от 17 до 21 балла, то, скорее всего, вы не нуждаетесь в других людях как собеседниках и интересных, самобытных личностях, у которых можно чему-то поучиться. Вас больше волнует то, какую выгоду (лучше – материальную) вы могли бы получить от конкретного человека или от деятельности. Наверное, вы недовольны окружающей действительностью и считаете, что часто к вам относятся несправедливо. В большинстве случаев вы недопонимаете кого-то или вас недопонимают. Когда к вам приходит успех, вы не хотите делить его ни с кем. Чужое мнение, если оно не совпадаете с вашим, раздражает вас. Видимо, вы монологичны, и подлинная, глубокая, созидательная “встреча” с самим собой, со своим “Я” у вас еще не произошла. Это не значит, что вы плохой человек – просто, как нам кажется, вы не узнали еще одну радость жизни – радость диалогического взаимодействия с миром.

Мотивационно-диалогичная личность (слайд ).

Если вы набрали 22–29 баллов, то можно предположить, что вы стремитесь к гармонии с миром и с самим собой. Вам хотелось бы жить с людьми в мире и согласии, но часто этому мешают какие-то обстоятельства или люди недостаточно готовы идти вам навстречу. Вам пока еще трудно найти свое место в команде, наступив “на горло собственной песне”, вы не получаете удовлетворения от коллективного дела и общения с людьми. У вас есть желание стать диалогичной личностью, но вы пока еще не очень хорошо знаете, как это следует сделать, боитесь ущемить свою независимость. Может быть, вам надо научиться слушать “чужой” голос (дело не в том, чтобы уметь молчать, а именно – слушать и слышать).

Диалогичная личность (слайд ).

Если при подсчете у вас оказалось 30–34 балла, то вполне можно считать вас человеком, рядом с которым всем уютно. И самому с собой вам тоже очень комфортно. Хотя это не означает, что вам известны ответы на все вопросы. Просто вы способны услышать правду другого, не привыкли сваливать вину на других и в любом деле в первую очередь спрашиваете с себя. Вы знаете, что часто нельзя изменить обстоятельства, но можно изменить свое отношение к ним. Без лишней суеты вы пытаетесь решать проблемы, выходить из конфликтов. Наверное, вас очень любят в коллективе и многие втайне мечтают научиться жить также, как вы: содержательно, интересно, бесконфликтно, в согласии с миром и с людьми, с интересом к собственному самосовершенствованию.

8. Итог.

Педагогика как наука необычайно сложна. И сложность её, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч её компонентов. Мера же ответственности её – человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни.

9. Решение: Педагогам школы

Принять «Профессиональный Кодекс Учителя школы» и руководствоваться им. опираясь на полученные в ходе педсовета знания, умения, навыки, стремиться овладеть ими. в учебном процессе взять за основу сотворчество педагога и учащегося.

10. Рефлексия "ЗАВЕРШИ ФРАЗУ"

Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какую-либо фразу.
Например:

«Я пришел сюда...»;
«А знаете ли вы, что...»;
«А еще хочу сказать, что...»;

«Если бы я был учителем, то я...» , «Я хочу пожелать…», «Я хочу предложить…», «Сегодня мне понравилось…», «По моему мнению, не получилось…», «В своей работе буду использовать…».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!