Дифференциация з с парные согласные слова. Дифференциация парных согласных звуков и букв Г и К

Логопедическая тетрадь

«Дифференциация парных согласных»

Дидактический материал для логопедов.

Различай согласные «в – ф» ……………3-7

Различай согласные «д –Т». 7 - 12

РАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «З – С» 12 - 16

рАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «Б – П» 16 - 21

рАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «Г – К» 21 - 26

рАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «Ж – Ш» 26 - 31

Обощение по теме «парные согласные»……. 32 - 35

литература…………………………………………..……. 35 - 36

Различай согласные «В-Ф»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Флажок
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Собака
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

Кошка
А кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.

Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

ФА-ФО-ФЫ-ФУ-ФЭ
ФЫ-ФО-ФУ-ФЭ-ФА
ЫФ-АФ-ОФ-УФ-ЭФ
ФЫ-ФУ-ФО-ФА

ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ
ВЫ-ВУ-ВО-ВЭ-ВА
АВА-ОВО-УВУ-ЭВЭ
ВЭ-ВУ-ВЫ-ВО-ВА

Задание № 4. Прочти и запомни чистоговорки:

Ва-ва-ва - на суку сидит сова.
Во-во-во - по реке плывет бревно.
Фа-фа-фа – нет шарфа.
Фы-фы-фы – играли арфы.

Задание № 6. Прочти слова:

ФАРА, ФОРМА, ВАЗА, ФРАК, ВАТА, ФАЗАН, ВАННА, ВАГОН, ФЛАГИ,
САРАФАН, ФАНТИК, ФОКУС, ВОРОТА, ФАКТЫ, КРОВАТЬ, ПОВОРОТ.

Задание №7. Зачеркни букву «В», подчеркни букву «Ф»

В О А В Р Н Ф З М Е Ч Ф И В К С Н А З В О Л Д Ф Н Т Ы Е З Ф С Ц Н В Я С И К В А Е Ч З В Р С Ы Ф Д О Ф Щ Ш В Д Ф Т С Н Ы Ф Д Н З В А Л В С Ф Н З К Ф Г С Д З Г В Ф Р С В Н В Ф Т К Д В Б З Ф Д И В Е З О Ф В Ы З Ь В Ы Ф Т Р Н В Д

У медведя голова (ЧЬЯ?)________________________
У белки уши __________________________________
У волка хвост __________________________________
У лисы лапы ___________________________________
У оленя рога ___________________________________

Музыкант настроил ар. у.
За рулем сидит шо. ёр.
Делают из хлопка. ату.
Молочный продукт – ке.ир.
На столе стоит красивая. аза.
В море высокие.олны.
В магазине продаётся со. а.
Ночная птица – это со. а.
Во ржи вырос. асилек.
Баскетболист получил штрафной.ол.
Весной на полях много. лаги.
На крышах домов развеваются. лаги.

Задание № 10.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

_____________________________________

Одна конфета – пять конфет

Одна фигура – пять __________________.

Один официант – пять ____________________.

Один фонарь – пять _____________________.

Одна ферма – пять _____________________.

Задание № 15. Прочти и запиши по памяти:

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Д-Т»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Крокодил.
Крокодил плывёт по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зелёный весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Зайчик в норке
У елки на пригорке
Спрятала зайчишка в норке.

ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ
ДО-ДЭ-ДЫ-ДУ-ДА
ТА-ТО-ТЭ-ТУ-ТЫ
ТО-ТЭ-ТА-ТЫ-ТУ
ДА-ТУ-ДЫ-ТЭ-ДО

Задание № 5. Повтори чистоговорку:

Да-да-да - в пруду чистая вода.
Ды-ды-ды - я несу стакан воды.

Задание № 6. Повтори скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Задание № 7. Зачеркни букву «Д», подчеркни букву «Т»:

В О Д А Р Н З М Т Е Ч И В К С Н Д А З О Л Д Н Т Г Ы Е З С Т Д Ц Н Я С Т У Д И К А Е Т

Ч З В С Ы Д И Т Г Р Д О Щ Д З С В Д П Т С Н Ы Ф Д Н З АТ Л В С Т Ф Н З Д К Г С Д З Г

В Ф Р Т С Н В Т К Д Б З В Д И М Ю Т Д Е З О Ф Ы З Ь Ю Е Т О

Задание № 8. Прочти слова:

ДУШ, ДОМ, ТАНК, КУСТ, СУДНО, ТОК, СОДА, ФАТА, ДОМБРА, ТРУБА, ЛАДОНЬ, ТРАМВАЙ, ПОТОК, ПОДАРОК, ДРАКОН, МЕТРО, СТУК, ЛЕТО, ДОРОГА, БИДОН.

Задание № 9. Вставь буквы Д или Т:

Награ_а, побе_а, _анк, ме_кий, наря_ы, у_очка, с_ук, пор_фель, дож_ик, _уча.

Вот тележка. Это _ачка.
Дом в саду зовётся _ачка.
Я в тетрадке ставлю _очку.
Мама любит свою _очку.
По реке плывут пло_ы.
Зреют на ветвях пло_ы.
Соловей выводит _рель.
Слесарь в сеть включает _рель.

Задание №11. Игра "Наоборот", запиши слова противоположного значения:

Сильный – _________________

Здоровый – __________________

Быстрый – __________________

Длинный – ___________________

Задание № 12. Отгадай ребус, запиши слово:

_________________________________

Задание № 13. Допиши предлоги:

Миша сел _________ скамейку.

Петух взлетел ___________забор.

Мячик закатился ____________шкаф.

Птичка сидит _______________ ветке.

Задание № 14. Вставь буквы «Т» или «Д».

У ко…а – ворко…а
Не закры…ы воро…а.
Не закры…ы воро…а
Для честного наро…а.
Прохо…и, наро… в огоро…,
И мы при…ём, лебе…ы нарвём!

отря.

пара.

огоро.

горо.

медве. ь

Проверка знаний:

По небу летит самолё . . Наш пру. богат рыбой. У нас в городе работает заво. .
В берлоге спит медве. ь. Мальчик от дерева отломал пру. . Подпиши тетра. ь.

Различай согласные «З–С»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Стул
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивление.

Стол
У стула четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поёт.

Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
Я снела тебе яйцо.

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ
СУ-СЫ-СА-СО-СЭ
СЭ-СО-СА-СУ-СЫ
АС-ОС-УС-ЫС-ЭС

ЗО-ЗУ-ЗЭ-ЗА-ЗЫ
ЗУ-ЗЭ-ЗА-ЗО-ЗЫ
ЗО-ЗЭ-ЗЫ-ЗУ-ЗА
ОЗО-УЗУ-ЭЗЭ-ЫЗЫ-АЗА

Задание № 5.

Са-са-са – бежит рыжая лиса,
Со-со-со – катит лиска колесо,
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы,
Су-су-су – нарисую я лису.

За-за-за – бежит серая коза,
Зу-зу-зу – догоняю я козу,
Зы-зы-зы – есть козлята у козы.

Задание № 6. Читай слова:

ЗУБ, СОК, ЗАЯЦ, РОЗЫ, ПАС, РОСТ, ЗОБ, НОС, ЗОЛА, ЗОНТ, СУК, ЗОЛОТО,

СОМ, ОСА, МЫС, ОСТРОВ, ВАЗА, ПАСТА, КОСЫ, ГЛАЗА, КЛАСС, ЛИСА, ЗАЛП.

С В О А Р Н З М Е Ч И С В К С Н А З О Л Д Н С Т Ы Е З С Ц Н Я С И К А Е Ч З В

С Ы Д О Щ Ш З Д Т С Н Ы Ф Д Н З А Л В С Ф Н З К Г Ц С О Д З Г В Ф Р С Н В Т

К Д Б С З В Д И Е З О Ф С Ы З Ь Ю Е З О А С В Ф Ы З Ы В С А П Р З О

Задание № 8. Прочитай зашифрованные слова:

Задание № 9. Повтори скороговорку:

Коси коса пока роса, роса долой и мы домой.

Задание № 10: Запиши прилагательные:

Варенье из груш – (какое?) ______________________

Запеканка из творога – (какая?) __________________

Сок из яблок – (какой?) _________________________

Оладьи из тыквы – (какие?) ______________________

Задание № 11: Вставь правильно буквы С или З:

На столе лежала.айка,
А по лесу бегал. айка.
На цветах сверкают ро. ы,
Распустились утром ро. ы.
Пестрой лентой притворяясь,
Извиваясь, изгибаясь,
В зелени листвы скользя
По земле ползет.мея.
Щиплет травушку ко. а,
Косит травушку ко. а
Рыжая пушистая ли. а ловит.айку.
У девочки Ли. ы интересная книга.

Задание № 12. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 13: Определи лишнее слово:

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.

ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «С» или «З», подбери и запиши проверочное слово:

Задание № 15: Переставь буквы, запиши слова:

БУЗ _______, ЗОКА ________, ТОНЗ ________, АЗАВ ________, ЗАРО ______.

Задание № 16: Отгадай ребус, запиши слово:

________________________________________

Задание № 17. Прочти слова, отметь, чем они различаются

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Б-П»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Зайчик и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.

ПА-ПА-БА-ПА-БА-БА-ПА-БА-БА
ПО-БО-БО-ПО-ПО-БО-БО-БО-ПО
ПЫ-ПЫ-БЫ-БЫ-ПЫ-БЫ-ПЫ-БЫ
ПА-БО-ПЫ-ПУ-БО-ПЭ-БЫ-ПЭ-БУ

Задание № 5. Зачеркни букву «П», подчеркни букву «Б»:

В О А Р П Б Н З М Е Ч Б И В К С Т П Н А З О Б Л Д П Н Т Б Ы Е З СЛ Ц Н Я П Б С И К

А Е Ч З Б В С Ы Д О Щ П Ш З Д Б Т С Н П Ы Ф Д Н З А Л Б В С Ф Н П З К Г П С Б Д З Г

В П Ф Р Б С Н В Т К Д П Б З В Б Д И П Е З О Ф Ы З П Ы М Б О А

Задание № 6 . Прочти слова:

ПОЛКА, БАНКА, БУФЕТ, СОБАКА, САПОГИ, ЗАБОР, САБЛЯ, ПУШИНКА,
БАШНЯ, СОПКА, КАПКАН, БАРАБАН, БОЛОТО, РАБОТА, ЛАПА, ШАПКА.

Задание № 7. Повтори скороговорку:

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ

Задание № 8. Вставь в слова буквы «П» или «Б»

Ре_а, жа_а, шля_а, _улка, _ ара_ан, _акет, са_ог, вер_а.

В саду стояли с водой _очки.
На дереве распустились _очки.
В городе есть высокая _ашня.
Трактор возделывает _ашню.
В небе вижу звезды _леск.
Слышен волны _леск.

Мяч лежит_______ столе.

Мяч закатился ________ стол.

Маша сидит________ кровати.

Ежик залез ________шкаф.

Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 12. Подчеркни угощения, в названии которых есть согласный звук «П» - желтым карандашом, а угощения, в названии которых есть согласный звук «Б» - синим карандашом.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, пай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!

Задание № 13. Распредели слова в таблице:

Задание № 15. Вычеркни буквы П и Б

Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.

Задание № 16. Составь предложения из слов, данных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П и Б:

Голу_ому, не_у, _о, _лыли, о_лака.

____________________________________________________________________________

Проверка знаний:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Г-К»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Лодочка
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя в ней колечки

Параход
Параход плывёт по речке,
И пыхтит он словно печка.

Колоколчик
Колоколчик всё звенит,
Язычком он шевелит.

Задание № 3. Прочитай и запомни чистоговорки:

Ки-ки-ки – вот идут быки
Ке-ке-ке – сумочка в руке
Га-га-га – здесь огромная тайга
Гу-гу-гу – люди прибыли в тайгу
Ка-га-ка – мне нужна сейчас мука
Ги-ки-ги – испекли мы пироги
Ке-ге-ке – все вокруг у нас в муке
Га-ка-га – хочешь, Галя, пирога?

КА-КО-КУ-КЫ-КЭ
ГА-ГО-ГУ-ГЭ-ГЫ
КО-ГО-КЫ-ГЫ-КА
ГЭ-КО-ГУ-КА-ГО

Прочти слова:

ГОРА, НОГА, КУСТ, ДУГА, УКОЛ, ГОД, УРОК, УГОЛ, КРОТ, ГУСИ, ГРУЗ,
ГЛИНА, КОЗА, КОРЕНЬ, ВАГОН, ТАНК, МАСКА, ИГРА, ВЕТКА, ГРОЗА.

Задание № 6. Зачеркни букву «К», подчеркни букву «Г»:

В Г О А Р К Н З М Е Ч Г И В К С К Н А З Г О Л Д К Н Т Ы Е Г З С Ц Н Г Я С И К А Е Ч Г З В С Ы Д Г О Щ К Ш З Д Т Г С Н Ы Г П Ф Д К Н З А Л Т Г В С Ф Н К З К Г С Д З Г В Г Ф Р К С Н В Т К Д Б З В К Д И Е З О Г Ф Ы З Ь Ю К Е З О

Задание № 7. Запиши новые слова по образцу:

Задание № 8. Прочти и запомни скороговорку:

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь!

Задание № 9. Прочти и запиши по памяти:

Купили Егорке салазки для горки.
Всю зиму, Егорка, катайся на горке!

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 10. Исправь ошибки:

Лена пьет (клюква) кисель – Лена пьет клюквенный кисель.

Мама купила (яблока) ______________________сок.

Миша съел (клубника) ________________________мороженое.

Бабушка сварила (вишня) _________________________варенье.

Папа купил (липа) _________________________мед.

Ели вкусную и.ру.
Подарили нам и.ру.
Зреет красная.алина,
Соберет ее. алина.
Затвердела снега. орка,
Будет скользкой наша. орка.
Жаворонка слышен.олос,
Зреет в поле спелый. олос.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама. осы.
Землю роет старый. рот.
Под землёю он живет.

Задание № 15. Отгадай ребус, запиши слово:

_____________________________

Задание № 16. Игра «Наоборот», запиши слова противоположного значения:

Далеко – ______________

Небо – ______________

Начало – ______________

Чисто – ______________

Потолок – ______________

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Ж–Ш»

Карандашный диктант.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шарик лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Лошадка
у лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво.

Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

ша-шо-шу-ши-шэ
шо-шэ-ши-ша-шу
ша-шо-шу-ши-шэ
шо-шэ-ши-ша-шу

жа-жу-же-жо-жи
жи-же-жо-жу-же
жи-жу-же-жо-жа
же-жу-жи-жо-жа

Задание № 5. Прочитай и запомни чистоговорки:

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу - молока несу... (ежу).

Ша-ша-ша - у Оли два карандаша,
Шо-шо-шо - мы читаем хорошо.

жи-жи-жи – в лесу живут ежи,
жа-жа-жа – нашли в лесу ежа,
жу-жу-жу – молоко даем ежу.

Задание № 6. Читай слова:

ШАГ, ШАР, ШОК, ЖУК, ШУМ, ШИК, ШОВ, ШЁЛ, ЖИЗНЬ, ШАЛЬ, ШИРЬ, ЖАРА, ШИТЬ, НОЖ, МУЖ, ЖИРАФ, ШУМ, ЗАЖИМ, ДУШ, ТУШЬ, ПОЖАР, МЫШЬ

Задание № 7. Зачеркни букву «Ш», подчеркни букву «Ж»:

Ш В О А Ж Р Н М Е Ш Ч И В К Ж Н А О Л Д Ш Н Т Ы Ж Е Ц Н Ж Я С И К Ш А Е Ч Ж В Ы Д О Щ Ш Д Т С Н Ж Ы Ф Д В Ш В Ф Р С Ж Т К Д Ж Б З В Ш Д И Е О Ш Ф Ы Ж Ь К Ш Ю Е Ж О А В Ф Ш Ы ВА Ж П Р О Ш Л Д Ж Э Я М Ч Ж И Ц

Задание № 8. Прочти зашифрованные слова:

а

ж

п

р

О

а

ш

к

у

т

к

к

о

е

о

р

ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

Задание № 9. Повтори скороговорку:

Шапкой Сашка шишку сшиб.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Задание № 10. Запиши прилагательные:

Напиток из брусники – (какой?) ___________________

Пирог с яблоками – (какой?) ______________________

Кисель с клубникой – (какой?) ____________________

Сок из слив – (какой?) ___________________________


Задание № 11.
Вместо точек поставь правильно буквы «Ш» или «Ж»:

Или-были старик со старухой.
Портные. или брюки.
Не нужно бояться у. ей.
У рыси кисточки на кончиках у. ей.
У насекомых по.есть пар ножек.
На крыше выложили.есть.
Лена надела на голову.аль.
Ваза разбилась – очень.аль.
Женя болеет, у него.ар.
Лера держит красный.ар.

Задание № 12. Назови новые слова по образцам:

Образец: Голова - головуШка
сторона, изба, борода.
Образец: Трус - трусиШка
заяц, волк, вор, плут.
Образец: Сапог - сапоЖок
пирог, друг, круг, долг, творог.

Задание № 13. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 14. Определи лишнее слово.

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

Задание № 15. Определи правильно парную согласную в конце слова «Ж» или «Ш», подбери и запиши проверочное слово.

камы.

стри.

каранда.

гара.

экипа.

бага.

Задание № 16. Раздели предложения на слова вертикальными палочками, запиши цифрой сколько слов в предложении:

Прошёлдождь.

СерёжаиАлёшавышлинаулицу.

Последождябольшиелужи.

Мальчикишлёпалиполужам.

Дедушкагрозилшалунам.

Задание № 17. Помоги собачке и белочке добраться до своих домиков.

Задание № 20. Прочти. Вычеркни предложения, которые не подходят к тексту по смыслу.

Весна.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. Птицы засобирались на юг – холодно и голодно им. С пригорка побежали ручейки. Пожелтела и засохла трава. На проталинах важно расхаживают грачи. Они ковыряют крепким клювом землю – ищут червячков. На деревьях набухают почки. Опадают желтые листья. На все лады поют птицы. Природа празднует приход весны!

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Обобщение по теме «парные согласные»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Задание № 2. Разукрась желтым цветом шары, в которых написаны звонкие согласные.

Задание № 3. Подбери картинки к схемам, соедини их линиями:

Запиши эти слова, зачеркни парные согласные:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 5: Прочти. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы, объясни их написание.
Далеко мой сту.
Слышится вокру.
Червякам я вра. ,
А деревьям дру. .

Через речку лё . ,
Пробежать помо. .

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лодочка, кружок, бабочка, санки, девочка, грузовик, картина, слон, речка.

Задание № 9. Вставь правильно буквы:

ДУ. , САПО. , ОТРЯ. , ФЛА. , ТЕТРА. Ь, ГОЛУ. Ь, ЭТА. , СА. , ПЛЯ. , СУГРО. , МОРО. , ШКА. , РУКА. .

Задание № 10. Прочитай. Вставь правильно нужные буквы:

Летом мальчики ездили в деревню к бабушке. Любимым занятием у ребят было купание.
Утром они бежали через огоро. на пру. . Весело бросались они в воду, ныряли, плавали, плескались, громко кричали, смеялись. Потом они выходили на бере. и грелись на песке.
В августе вода стала холодной. Кончилось весёлое купание. Пожелтели листья бере. и ли. . Пора в горо. , в школу.

Подбери и запиши проверочные слова:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 11. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Вставь правильно буквы:

На что кла. , коли в семье ла. .
Кто любит тру. , того люди чту. .
Лучше хле. с водой, чем пиро. с бедой.
Добрая пословица не в бро. ь, а в гла. .

Задание № 12. Вставь правильно буквы:
ОГОРО. , ШАЛА. , ОВРА. , СТОЛ. , ЗАВО. , ЛОША. Ь, ЭТА. , СНО. , ГЛА. , УТЮ. , ПЛО. , ГРИ. .

Литература

    Пфафенродт А.Н., Произношение – 3. М.: Просвещение, 2002.

    Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

    Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.

    Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

    Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

    Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

    Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

    Филиппова А.Д., Шуравина Н.Д. Говори правильно. Сборник упражнений в картинках для устранения недостатков произношения у дошкольников. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР.1963.

    Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение.1966.

Полина Шакирова
Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]»

Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся с диагнозом «ринолалия » .

Тема : Дифференциация парных согласных «В – Ф» .

Цель : 1. Развитие артикуляционной моторики, диафрагмально реберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.

2. Создание условий для формирования навыка дифференцировать согласные парные в-ф .

Задачи :

1. Формировать фонематический слух.

2. Формировать умение дифференцировать буквы в-ф и соответствующие им звуки.

3. Совершенствовать умение чтения, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.

4. Развивать внимание, память, мышление, мотивацию.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед : Сегодня на уроке мы с тобой поговорим о буквах В-Ф.

2. Комплекс массажа твердого и мягкого неба.

Логопед проводит массаж мягкого и твердого неба учащегося.

2. Формирование ритмической организации речи

Проводится игра «Барабанщик» . (логопед выстукивает ритм карандашом, ученик должен повторить комбинацию за логопедом; большой круг обозначает более громкий звук.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Логопед показывает упражнение, учащийся повторяет упражнение за логопедом, контролируя выполнение упражнения, наблюдая за движениями в зеркало.

Работа по нормализации моторики нижней челюсти :

двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.

Для губ и щек :

поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы) ; надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади) .

Артикуляционная гимнастика для языка :

выполнить упражнения «Часики» , «Качели» , «Почистим зубки» , покусывать язычок.

Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки :

покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.

4. Упражнения на дыхание.

Дыхательная гимнастика (формирование - диафрагмального дыхания, силы ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания).

Логопед даёт учащемуся инструкцию по выполнению дыхательного упражнения, ребенок выполняет упражение. Сила выдоха контролируется с помощью ватного шарика.

1. Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (Ф__)

2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф) .

5. Работа по презентации.

1. Акустические образы звуков в-ф.

Логопед : Отгадай загадки.

Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый … волк

Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках- это … ёжик

Логопед : Скажи, почему к нам на занятие пришли волк и ёж ?

Ученик : Потому что мы сегодня будем говорить о буквах В и Ф.

2. Характеристика звуков в-ф.

Логопед «в» ?

Ученик : Звук «в» согласный , твердый, звонкий

Логопед :Вспомни и расскажи, что ты знаешь о звуке «ф» ?

Ученик : Звук «ф» согласный , твёрдый, глухой. Эти звуки парные .

Согласные , звонкая- глухая, твердые, парные .

3. Связь звуков с буквами Вэ –эФ.

Логопед :

Звук «В» обозначается буквой Вэ.

Давай с помощью рук создадим букву Вэ.

Посмотри как записать письменную букву В.

Логопед :

Звук «Ф» обозначается буквой эФ.

Давай с помощью рук создадим букву эФ.

Посмотри как записать письменную букву Ф.

Физминутка.

Упражнение с су-джок шариком.

Цель массажа : воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Логопед : Сейчас мы с тобой выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» .

(данный массаж выполняется специальным массажным шариком)

Логопед : Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а ты повторяй за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодец, у тебя хорошо получилось.

Практический блок :

1. Звуковой анализ слов со звуками в-ф.

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это воробей.

Логопед

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это свиристель.

Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это дрофа.

Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?

2. Дифференциация звуков в-ф в слогах .

Логопед : Прочитай слоги с буквой Вэ. Найди похожие слоги с буквой эФ. Прочитай их.

Какие слоги выбрал бы ёжик? Почему?

Ученик : читает слоги. Ёжик выбрал слоги с буквой Ф, потому что это его буква. Когда он пыхтит, он произносит звук «ф-ф-ф» .

3. Дифференциация звуков в-ф в словах .

Логопед : Подбери нужную букву к слову. Если ты верно подберёшь букву, ты увидишь изображение.

Ученик : Сова, фламинго, ворона.

Логопед : Как назвать этих животных одним словом?

Ученик : Это птицы.

3. Дифференциация звуков в-ф в предложениях.

Логопед : Перед тобой рассыпавшееся предложение.

Посмотри внимательно и собери предложение.

Какое слово будет первым? Вторым? …

Прочти предложение, которое получилось.

В каких словах встретились буквы занятия ?

Ученик : У совы большой клюв. Жираф живёт в Африке. Буквы занятия встретились в словах «совы» , «клюв» , «жираф» , «Африке» .

6. Итог урока.

Логопед : Чему ты научился сегодня на уроке? Что тебе понравилось?

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1. Развитие мышления. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти. 3. Исследование внимания. Задачи: 1. Познавательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Лошадка» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Лошадка». Цель: усвоение и расширение словаря по теме. Задачи: Образовательные: расширять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» Цель: Воспитание навыки правильного произношения звука Р в речи. Задачи: Выработка полноценных движений и определенных положений органов.

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»

Конспект группового логопедического занятия

для обучающихся 2 класса

с общим недоразвитием речи

Тема: Дифференциация парных согласных Б-П

Учитель-логопед:

Сухман Наталья Борисовна

с. Амурзет, 2016 г.

Класс: 2

Продолжительность занятия: 40 минут.

Тема: Дифференциация парных согласных Б-П.

Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить умение сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков [б-п]; формировать умение соотносить звуки с буквами; дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;

Закрепить понятия: звук – буква; звонкий – глухой, слог;

- профилактика буквенных замен;

Обогатить и расширить словарный запас;

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематические процессы;

Развивать психические процессы: память, внимание, мышление;

Развивать коммуникативные навыки .

Воспитательные:

Воспитывать умение работать коллективно, в группе;

Развивать навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать аккуратность, усидчивость на занятиях .

Оборудование : рабочие тетради, карточки с буквами, с заданиями, предметные картинки, мяч.

Ожидаемые результаты:

После изучения данной темы обучающиеся могут:

Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении звуков [б, п], понятие звук – бука, звонкий – глухой, слог.

Уметь: соотносить звуки с буквами, давать артикуляционную и акустическую характеристику звуков [б, п], дифференцировать звуки [б-п] на уровне слогах, слова и предложения.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Психогимнастика.

- Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия

1. Развитие логического мышлении.

Послушайте и отгадайте загадки.

    Смастерили из досок
    И надели поясок.
    И хранит посуда эта
    С грядки собранное лето.
    (Бочка.)

    На ветках –
    Плотный комочек.
    В нем дремлет
    Зеленый листочек.
    (Почка.)

2. Формулировка темы занятия.

Какими звука отличаются эти слова? С каким звуками будем сегодня работать?

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Б] - [П]

2.Сравнительная характеристика звуков (сходство и отличие)

Возьмите зеркала и произнесите эти звуки Б, П.

В чем сходство и различие звуков?

Сходство - Какое положение принимают органы артикуляции при произнесении этих звуков?

Губы: смыкаются, воздушная струя встречает преграду.

Язык и зубы: не работают.

Различие – голосовые связки:

Б - работают (тактильное ощущение – руку на горлышко).

П – не работают (тактильное ощущение – руку на горлышко).

Значит звук Б – какой? (согласный, звонкий)

Звук П – какой? (согласный, глухой).

Значит это звуки парные. Почему они парные? (органы речи работают одинаково, кроме голосовых связок).

3. Соотнесение звуков с буквами.

- На письме звук Б, какой буквой обозначается? (показ буквы на карточке, запись в тетрадь заглавной и строчной буквы).

- А звук П, какой буквой обозначается? (показ буквы на карточке, запись в тетрадь заглавной и строчной буквы).

4. Дифференциация звуков и букв на уровне слога.

Ребята, скажите, на что можно поделить слова? (слоги)

Что обязательно должно быть в каждом слоге? (гласная) Зачем нам нужно уметь делить слова на слоги? (чтобы правильно переносить слова)

1. Хлопните в ладоши один раз, если услышите слог со звуком [б].

По – бо – пу – бы – бу – пы – ба

Хлопните в ладоши один раз, если услышите слог со звуком [п].

Бу – по – пэ – ба – по – па - бы

2. Игра с перебрасыванием мяча «Скажи наоборот».

Ба -…, бо - …, бу - …,бэ - …, бы - ….

Пу-…, по-…,пы-…, пэ-…, пы-…

3. Повтори в той же последовательности слоги.

По – бо – по

Па – ба – па

Пы – бы – пы

Бу – пу – бу

Бу – пу – бу

Что мы сейчас учились делать? (Мы учились различать звуки [б - п] в слогах).

5. Дифференциация звуков и букв на уровне слова.

1. Отгадайте загадки.

Определите, какой звук в отгадке и поместите картинку под соответствующие звуки [б, п].

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

(лопата)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнух.)


Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он взял и улетел.
(Бабочка.)


2. Работа с цифровым рядом – определите место звука [б,п] в словах (поднять соответствующую цифру):

[б] – заб³отливый, приб оры, б¹аб³ушка, об²езьяна, буб³ен;

[п] – ламп а, п¹рип омнил, п¹ереп ёлка.

Ш. Динамическая пауза.

Упражнения на дифференциацию правых и левых частей тела:

а) Это левая нога, это правая рука.

Ухо левое у нас, а вот это - правый глаз.

Это правая нога, это левая рука,

Ухо правое у нас, а вот - это левый глаз.

б) На одной ноге постой – ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Дети выполняют движения по заданной инструкции в соответствии с текстом.)

3. Работа по индивидуальным карточкам:

Вставь П – зеленым цветом, Б – синим.

аук, …ара..ан, …анан, а…тека, …уговица, а..ельсин, …енал, …улка, шай…а

4.Работа по карточке. (Дети работают по вариантам.)

Рассуждай по образцу: так как в слове «рыба» перед а четко слышно б, поэтому в слове «рыбка» пишу б.

рыба -ры...ка

лепить -ле...ка

ястребы – ястре…

хрупок - хру...кий

клубок - клу...ки

крепок - кре...кий

робок - ро...кий

щепочка - ще...ка

улыбочка - улы...ка

шапочка - ша...ка

Что мы сейчас учились делать? (Мы учились различать звуки [б - п] в словах).

6. Дифференциация звуков и букв на уровне предложения.

На доске пары слов:

Плещут – блещут

Бочки – почки

Пропел - пробел

Чем отличаются слова? (одной буквой)

Правильно! А еще чем?

Слова различаются смыслом. Давайте докажем это.

Работа по карточке:

Списать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

В синем небе звезды… .

(плещут, блещут)

В синем море волны… .

На траву выкатили… .

(почки, бочки)

На деревьях набухают… .

Во дворе … петух.

(пропел, пробел)

Надо устранить … в знаниях.

- Чему научило нас это задание? ( нельзя путать буквы, иначе меняется смысл слова).

IV . Итог занятия.

- Наше занятие подходит к концу, и напоследок предлагаю вам игру «Бывает ли такое?» Исправьте предложения:

Паутина плетет паука.

Бутон сидит на пчеле.

Ботинки купили брата.

Под лампой потолок.

На почках появилась береза.

Петух съел медведя.

Парикмахер печет хлеб.

Блокноты растут на деревьях.

Какие звуки различали на занятии?

Чем они похожи? Чем различаются? (обучающие дают артикуляционную и акустическую характеристику звукам)

Список использованных источников.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М., Просвящение, 2001.

    Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007.

    Межецкая Т.Г. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи, М., 2009.

    Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

    Интернет-ресурсы.

Коррекционная цель: Учить различать звонкие и глухие согласные [п-б] в устной речи и на письме.

Лексическая тема: Обогащать активный и пассивный словарный запас по теме «Искусство. Его виды»

Развитие неречевых процессов:

Развивать фонематические процессы;
- Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Искусство. Его виды», трафареты (береза, тополь), раздаточный материал каждому учащемуся в виде бревен и плотов, перфокарты, манка, разносы, рабочие тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационная часть.

Приветствие. Рассаживание по рабочим местам.

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня у нас на занятие гости. Посмотрите, кто это? (Девочка и мальчик) Они брат с сестрой. Живут наши герои в Волшебной стране. Давайте с ними познакомимся. Представьтесь, как вас зовут.

А вот они так просто вам свои имена не назовут, вы должны сами догадаться. У меня есть лишь одна подсказка. Имена этих детей начинаются с согласных звуков [п] и [б].

Вы правильно догадались. Их зовут Полина и Борис. С какого звука начинаются имена детей?

Охарактеризуйте данные звуки. Какие они?

Работа с индивидуальными зеркалами, сравнение артикуляционных укладов.

Сегодня на занятие мы будем различать парные согласные звуки [п-б] в слогах и словах.

III. Изложение нового материала.

Злой волшебник забрал наших героев из их замка. И что бы вернуться назад домой им нужно преодолеть разные испытания. Давайте поможем им.

1. Первое испытание – это болото. Что бы через него пройти Полине и Борису придется перепрыгивать по болотным кочкам. А вы будете им в этом помогать.

Я буду называть слоги, а вы должны их запомнить и повторить в такой же последовательности. Если вы допустите ошибку, то один из героев провалится в болото. И вам придется его спасать, еще два раза повторить данные слоги.

па-ба-па бу-бу-пу по-бо-по-бо па-ба-ба-па пу-пу-бу-пу по-бо-бо-бо
ба-па-па пу-бу-бу бо-бо-по-по ба-па-па-ба бу-пу-бу-бу бо-бо-по-бо

2. Молодцы вы помогли преодолеть первое препятствие. Полина и Борис отправились в дальнейший путь и очутились на краю обрыва. Что бы перебраться на другую сторону нашим героям нужно пройти по узкой подвесной лестнице. Некоторые из дощечек прогнили, и чтобы не упасть в пропасть, вам нужно выполнить следующие задание.

Зашифровать слова с буквами «П» и «Б», цифрой указывая их место в слове. По образцу: Опера – П 2, балет – Б 1.

Слова: опера, балет, спектакль, премьера, публика, певец, билет, писатель, поэт, мольберт, палитра.

Вы справились и с этим заданием, и наши герои успешно добрались до другого берега. А теперь давайте вспомним, какие слова вы шифровали. Все эти слова, мы можем объединить в общую тему? Какую? (Искусство)

Кто может сказать, что такое искусство? Что мы понимаем под этим словом?

Искусство – это творческое отражение действительности в художественных образах.

Какие виды искусства вы знаете? Работа с сюжетными картинками, изображающими различные виды искусства (архитектурные строения, скульптура, живопись, театральное и балетное представления)

Посмотрите на картинки и скажите, как называется данный вид искусства.

3. Полина и Борис перебрались на другой берег и оказались в сказочном лесу. В этом лесу растут деревья, посмотрите какие. Это тополь и береза.

Сейчас я вам раздам трафареты, которые вы должны будете обвести, береза должна располагаться на рабочем листе справа, а тополь – слева.

Какие парные согласные встречаются в названиях деревьев, которые вы обвели? Напишите под березой букву «Б», а под тополем – «П». Чтобы нашим героям пройти сказочный лес. Нужно правильно записать слова, под каждым деревом, подчеркивая согласные «п, б».

Слова: пой, бой, палка, балка, борт, порт, бочка, почка, пашня, башня, забор, запор, бабочка, папочка.

4. И с этим заданием вы справились, Полина и Борис очутились на поляне, около реки. Но вдруг налетел сильный ветер, небо затянули темные тучи, и пошёл дождь. Чтобы он скорее закончился, и наши герои смогли продолжать путешествие, вы должны сложить слова из букв записанных в беспорядке. При этом нужно отгадать, какая буква превратилась в капельку «П» или «Б».

Слова: палка, гриб, забор, лопата

5. Дождь закончился, но маленький ручеек превратился в широкую реку. И чтобы через нее перебраться, нужно построить плот из бревен. Сейчас я вам раздам «бревна», и вы должны будете их соединить.

«Бревна» будут прочно соединены, когда вы правильно выполните задание. Нужно в каждое бревно вписать слова. В бревно, где написана цифра 1 вы будете записывать слова, в которых звук [б] находится в начале слова. В бревно, с цифрой 2 – слова, где [б] находится на втором месте, и т.д.

Слова: бока, горб, обои, дуб, лоб, болт, хлеб, обоз.

Ну, вот плот готов, теперь на нем нужно переправиться через реку. Вы должны выполнить аналогичное задание, только теперь со звуком [п].

Слова: палец, спад, карп, запах, суп, плот, залп, спуск.

6. Наши герои добрались до берега. Они очень устали и решили сделать привал. Давайте и мы отдохнем и сделаем небольшую гимнастику.

Все вышли из-за столов и стали на ковер. Сейчас я буду произносить стихотворение, а вы должны внимательно слушать его и выполнять те движения, о которых говорится.

Мы – туристы, мы – в дороге. Веселей шагайте, ноги!
Легче выдох, глубже вдох. Путь не близок, путь далек.
У речного плёса, взяли в руки весла.
Пусть скрепят уключины: Мы грести научены.
Тихо к берегу пристанем и на цыпочки привстанем.
Вверх потянемся слегка – станут ближе облака.
Мы в дремучей лес зашли, ветви гнутся до земли:
Ниже, ниже наклонись, под ветвями проберись.
На поляне отдохнем, и букет цветов нарвем.

IV. Закрепление.

Вот мы и размялись, а теперь давайте продолжим наше путешествие.

1. Следующим препятствием в пути стали – горы. Чтобы их преодолеть, вам нужно правильно заполнить перфокарты, которые я сейчас раздам, прочитав слова и вставив пропущенные буквы «п» или «б».

Слова: …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои, …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда,…о…оище, …ро…олка.

2. Горы остались позади, но вот еще одно испытание – это жаркая пустыня. Посмотрите, что у меня на разносах. Это манка. Сейчас мы будем по ней писать буквы «П» или «Б», а это будет зависеть от того, какой звук встречается в словах, которые я буду называть.

Слова: плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пузырек, браслет.

3. Вот показался замок. Но его охраняют стражники. Что бы они пропустили Бориса и Полину, вы должны ответить на вопросы одним словом. Ответ записать в тетрадь, буквы «П», «Б» - подчеркнуть.

1. Кто ловит рыбу?
2. Какое дерево имеет белую кору?
3. Где растут рожь и пшеница?
4. Где растут клюква и брусника?

V. Итог занятия.

Стражники пропустили наши героев. Они оказались в замке и очень обрадовались возвращению домой. За путешествие они узнали много нового. А что узнали вы? Какие парные согласные мы различали сегодня на занятие?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!