Рассуждение о тезисе паустовского русском языке

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́ стика (языкозна́ние, языкове́дение; отлат. lingua-язык) -наука, изучающаяязыки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.

Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

! Данная информация оглашению не подлежит.

Как сформулировано задание 15.1? Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению. Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.

Итак, озвучим основные требования к сочинению. НЕОБХОДИМО: 1. раскрыть смысл высказывания , т.е. написать о том, как вы поняли цитату; 2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале; 2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста , аргументируя свой ответ; 3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов. МОЖНО: 1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование; 2. писать работу в научном или публицистическом стиле; 3. начать сочинение с высказывания. НЕЛЬЗЯ: 1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст ; 2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст. Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

    о богатстве, выразительности, точности русской речи;

    о средствах выражения мыслей;

    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

    о взаимосвязи лексики и грамматики;

    о роли синтаксиса в человеческом общении;

    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Составляем план сочинения Предлагаю 3 варианта. План 1 1. Объясняем смысл высказывания. 2. Приводим 2 примера из прочитанного текста. 3. Делаем вывод. План 2

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

4. Делаем вывод. План 3 1. Цитируем высказывание. 2. Приводим пример №1 из прочитанного текста. 3. Приводим пример №2 из прочитанного текста. 4. Объясняем смысл высказывания.

! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац . Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3. За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.

Пишем сочинение по плану 2.

Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл

Не забудьте о логическом переходе к аргументам!

В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.

К.Г.Паустовский сказал : "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного

высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:

    утверждал

    рассуждал

  • считал и т.д.

Можно обойтись и без цитирования , например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал , что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева. или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том , что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева. Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:

    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)

    Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста)

    Докажем эту мысль на примерах из текста...

    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста...

Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:



Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

    примеров должно быть 2;

    примеры должны быть из прочитанного текста ;

    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте .

Например: Аргумент 1. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- , который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте). При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых ", "во-вторых " и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 6. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ...

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что...

Например:

Таким образом , приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Примерный образец экзаменационного сочинения: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской . Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини . Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный , т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения . Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Описание темы: Давайте попробуем раскрыть смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» Попробуем - и - раскроем!

"Учимся выразительности языка у Паустовского".

Фраза известного писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» посвящена богатству и гибкости русского языка. В нем достаточно слов, синонимов, выражений, чтобы рассказать о любом событии, передать любое чувство.

К сожалению, в бытовой речи человек пользуется лишь определенной лексикой, но если подумать, то можно найти определения для самых невероятных явлений и чувств. Очень часто люди, пытаясь что-то рассказать, говорят: "Не хватает слов!" Это у них, в их личном словаре не хватает слов, в русском языке слов достаточно. Чтобы лучше знать и понимать русский язык, нужно больше читать литературы, книги помогают расширять словарный запас. Пословицы и поговорки, фразеологические выражения делают речь более яркой, выразительной.

Кроме того, русский язык гибкий, он развивается, не стоит на месте, он адаптирует и создает новые слова, необходимость в которых диктуется самой жизнью. Например, слово "космонавт" когда-то казалось кому-то невероятным, фантастическим. Сейчас это слово привычное и означает человека определенной профессии, хоть и редкой, но вполне понятной. А некоторые слова, которые мы сегодня употребляем ежедневно, появились буквально у нас на глазах. Например, слова "интернет", "сайт", "чат", "видеоконференция" и другие, связанные с компьютерной сферой. Для каждого нового явления и предмета нашлось абсолютно новое слово.

А иногда бывает и так, что старое, хорошо известное слово приобретает новое значение. Например, слова "сеть", "мышка" - мы чаще употребляем их в новом значении, чем в старом. Так язык меняется вместе с жизнью, всегда давая нам возможность внятно описать или передать любую информацию. Неважно, идет ли речь о техническом вопросе или просто о передаче эмоций - только с помощью языка мы можем выразить буквально все.


Конечно, многое зависит от культуры речи каждого из нас. Именно поэтому мы должны заботиться о культуре речи, культуре языка - чтобы нас понимали и мы понимали. Сам Паустовский известен как обладатель очень хорошего поэтического языка, умевшего словами очень точно передавать чувства, состояния природы, рассказать интересно о самых простых событиях. Его книги помогают и речь его внимательных читателей сделать ярче и пластичнее.

2 апр 2015 ... Изменение имён числительных 2, 3, 4, 5 - 20, 30 по падежам.... Введение (Вступ) Язык - это история народа. ... 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите анто нимы в пословицах. ... ным текстом и высказываниями русских писателей о языке? 1. ..... (По К. Г. Паустовскому) 24 ... 15 фев 2015 ... 7 Русский язык как развивающееся явление. .... Спишите, встав ляя пропущенные буквы, объясните условия выбора... (К. Г. Паустовский) Найдите в толковом словаре значение слова... Прочитайте высказывания о русском языке. ... 2. Лесная; серебристого; дождевые; гусиный; болотный. 3. Г61 Русский язык (8-й год обучения) для общеобразова- ... Типы предложений по цели высказывания. .... есть использование языка для передачи информации. ... примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят..... Спишите словосочетания, раскрывая скобки. ..... управление. 35. ... писателями? Практикум по методике преподавания русского языка в основной школе... Тренировочные упражнения (различные виды практических работ с.... 2. Брат пришил на китель новую погону. 3. Едкая шампунь попадает в глаза. 4. ..... что слушатель считает нужным запомнить, например тезиса высказывания, ... Спишите высказывание о языке писателя К. Паустовского из упр. 2 Используя это высказывание как тезис, постройте рассуждение. Приведите примеры из произведений художественной литературы. ... Спишите высказывание о языке писателя К. Паустовского из упр 2 (Для всего в русском языке есть множество хороших слов) Используя это высказывание как тезис, постройте рассуждение.Приведите примеры из произведений художественной литературы. ... Задание: Спишите высказывание о языке писателя К. Паустовского (для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.Используя это высказывание как тезис, постройте рассуждение.Приведите примеры из произведений художественной литератыры. ... Описание упражнения: Спишите высказывание о языке писателя К. Паустовского из упр. 2. Используя это высказывание как тезис, постройте рассуждение. Приведите примеры из произведений художественной литературы. ... В 3 упражнении нужно списать высказывания о языке писателя К. Паустовского из упражнения 2. Используя это высказывание как тезис, необходимо построить рассуждение и привести примеры из произведений художественной литературы. ... Главная английский язык. Спишите высказывание о языке писателя К.Паустовского из упр.2. Используя это высказывание как тезис,построите рассуждение.приведите примеры из. 5-9 класс. ... 2. Используя это высказывание как тезис, постройте рассуждение. ... Создатель учебника Т.А.Ладыженская Текст вот: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (К.Паустовский). ...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!