Дистанционное обучение с Moodle. Система дистанционного обучения Moodle

Дистанционные обучение (ДО) устроено таким образом, что преподавателю и ученику нет необходимости вступать в непосредственный контакт, а обучение проходит с помощью передачи учебного материала слушателям и обратной связи с преподавателем.

Дистанционное обучение основано на новом способе представления учебного материала в электронном виде (веб страницы с гипертекстовой разметкой, встроенными звуком и видео, интерактивность при работе с данными) и использовании интернет-технологий для доставки электронных учебных материалов студентам.

Технологии дистанционного обучения успешно применяются и в учебных заведениях разного уровня, а также в корпоративном обучении.

Одним из самых надежных вариантов использования интернет-технологий в обучении является СДО (система дистанционного обучения) Moodle - модулярная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда. Moodle представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Система Moodle бесплатна.

С помощью данной СДО можно решить несколько разноплановых задач, ее использование будет выгодно как учебным организациям и преподавателям, так и студентам.

Решаемые задачи


Для учебных заведений


популяризация и косвенная реклама в глобальной сети
повышение престижа учебного заведения
количество учеников может гораздо большим, чем при традиционных видах обучения
привлечение высококвалифицированных преподавателей вне зависимости от их места проживания
экономия средств на проведении учебного процесса с применением современных дорогих мультимедийных проекторов, камер и другого оборудования.
участие в инфраструктуре образовательного комплекса на всей территории нашей страны и интеграция в мировое образовательное пространство

Для администрации


отслеживание работы преподавателей и слушателей, автоматическое создание электронных отчетов о деятельности
мониторинг активности слушателей на сайте (формирование логов ученика, группы учеников по всему курсу, по определенному заданию)
доступ к учебным материалам сайта и работам студентов
установка различных степеней доступа, их широкое варьирование
оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений

Для преподавателей


вероятность свободного графика, потому что аудиторные занятия сведены до минимума или отсутствуют
автоматизация системы оценки знаний, применение широкого спектра шкал оценивания
использование современных мультимедийных технологий, что не всегда возможно при очных занятиях в аудитории, включение дополнительных учебных материалов из интернета
широкие возможности в подаче информации и варьирование типов заданий
оперативный доступ к работам учеников
возможность индивидуализации обучения, отслеживания прогресса каждого учащегося
асинхронное общение студентов между собой и с преподавателем. Так сохраняется взаимодействие преподавателя с аудиторией студентов курса

Для студентов и слушателей


доступность обучения для огромного числа желающих учиться, но территориально далеко проживающих от места учебного заведения
легкий доступ к учебным материалам и пособиям в электронном виде непосредственно из обучающей среды
система оценки знаний (электронные тесты) объективна и независима от преподавателя
повышается творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и освоения новейших информационных технологий
своевременный доступ к отзывам преподавателей и отчетам о своей успеваемости

Участники образовательного процесса


  1. слушатели дистанционных курсов
  2. преподаватели-тьюторы или сетевые преподаватели
  3. авторы дистанционных курсов или преподаватели-эксперты
  4. разработчики учебных курсов
  5. администратор(ы)

Для каждой роли предусмотрен свой порог доступности. Как можно видеть из таблицы, в системе moodle самые широкие права принадлежат администраторам, наименьшие - слушателям.

Степени доступа участников



администратор
разработчик
преподаватель-
эксперт
преподаватель-
тьютор
слушатель
доступ к тем курсам, на которых он зарегистрирован, теории и практическим работам




сопровождение учебного процесса на основе уже подготовленных учебных материалов, просмотр результатов тестов своего курса и успеваемости слушателей курса





создание и редактирование учебных курсов и тестов




обработка всех материалов, подготовленные автором курса, верстка всех материалов, размещение материалов на сайте




регистрация слушателей, групп, тьюторов, экспертов, других администраторов, контроль и анализ статистики




Виды ресурсов теоретической части курса в moodle


Пояснение – краткая заметка. Пояснение немного отличается от других ресурсов, оно представляет собой текст и изображение, которые отображаются непосредственно на главной странице курса прямо среди других ресурсов и элементов курса.

Текстовая страница – самый простой способ представления материала, в котором отсутствует возможность вставлять в текст картинки, изменять размер текста и стиль шрифта. Вы можете использовать несколько доступных видов форматирования, позволяющих вам сделать из простого текста прекрасно оформленную web-страницу. Целесообразность использования текстовой страницы мне не совсем понятна, когда есть возможность добавить веб страницу или ссылку на нее.

Веб страница – учебный материал представляется в виде отдельной веб страницы в пределах moodle. Такие страницы имеют возможность подробного форматирования текста (в том числе таблицы, списки), добавления рисунков, встроенного звука или видео или ссылок на них (как на сторонних веб ресурсах, так и на файловую область в самой системе moodle). Есть функция embed - отражение видео из youtube, яндекс видео и других сайтов такого вида без скачивания. Имеется встроенный HTML-редактор. Кроме того, вы можете использовать любые возможности HTML, включая и JavaScript. Все страницы могут открываться и во всплывающем окне, в зависимости от настроек.

Ссылка на файл – ссылка на существующий учебный материал в виде файла, который можно сохранить на персональном компьютере. Последующая работа с этим документом не требует подключения к сети Интернет. Обычно это презентации, документы в текстовых форматах или pdf, архивы. Фактически это может быть что угодно: картинки, звук, видео, флеш-анимация. Однако нужно учитывать максимальное ограничение по размеру загруженных файлов в систему moodle - 8 Mb. Для каждого курса устанавливаются свои ограничения. Естественно, ссылки могут вести и на сторонние ресурсы.

Словарь терминов , содержащий поиск слов по алфавиту, категории, автору, дате обновления. Делать записи могут и студенты, если позволяют настройки.

Виды ресурсов практической части курса в moodle


Задание. В moodle существует три типа заданий:
  • Ученик отвечает на вопрос в специальном окошке для ответа, ему не приходится сохранять какие-либо файлы на своем компьютере. Это задание в виде текста.
  • Ответ в виде файла, который студент формирует и отправляет для проверки преподавателю (прикрепляет к заданию на сайте), учитель скачивает файл для проверки на свой компьютер.
  • Задание с ответом вне сайта. Это означает, что студент предоставил свой ответ каким-либо другим путем (по e-mail, Skype, лично, по телефону, да мало ли как еще). Проверяющему нужно только зафиксировать оценку в ведомости соответствующего курса moodle.
Количество попыток (для первых двух видов) устанавливается в настройках учителем.

Лекция. Состоит из теоретического материала и практической части. В Лекции используются различные типы вопросов: с выбором одного или нескольких верных ответов, на соответствие, с коротким или числовым ответом. В некоторых Лекциях может встретиться вопрос типа Эссе. Ответ-эссе пишется в свободной форме, после сохранения его должен проверить учитель. Чтобы результаты Лекции отобразились в отчетах, нужно пройти ее до конца, нельзя оставлять ее незавершенной. Завершает Лекцию всегда страница с поздравлениями. В дальнейшем оценки за Лекцию Вы можете просматривать через блок "Элементы курса – Лекции".

Тест. Каждый преподаватель имеет возможность создавать свой набор тестовых вопросов. Все вопросы хранятся в базе данных и затем могут быть снова использованы в этом же курсе moodle (или в других). Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также некоторые другие виды. Ученикам разрешается проходить тест несколько раз. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку, которая выставляется в автоматическом режиме.

Hot Potatoes. Модуль "HotPot" позволяет управлять этими тестами через систему moodle. Тесты создаются на компьютере разработчика и затем загружаются в курс moodle. После того, как ученики сделали попытку прохождения теста, доступны отчеты, которые показывают, как отвечали ученики по каждому вопросу и сколько времени у них это заняло (через Элементы курса). Сами же студенты видят свои неправильные ответы и автоматически подсчитанные баллы сразу после прохождения теста. Освоить программу JavaHotPotatoes несложно, она бесплатна и требует только регистрации на сайте производителя. Представлены практически все необходимые виды тестов. Внешнее оформление выбираете по своему вкусу. Возможна вставка ссылок (звук, картинки, т. д.). Вообще, программа для создания тестов Hot Potatoes - находка для разработчиков курсов.

Форум. Возможны нескольких видов: новостной, стандартный для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ. Оценивается по произвольной шкале. Может быть ограничен по времени. На каждый форум в moodle записывает администрация или преподаватель курса.

У многих преподавателей, начинающих работать на сайтах с системой moodle, возникает такой технический вопрос:

Как проверить выполненное задание ученика?

После каждого выполненного и проверенного преподавателем задания, появляется оценка и комментарий/рецензия преподавателя, видные ученику. Преподаватель, вернувшийся на страницу с заданием, может видеть в правом верхнем углу надпись с указанием количества попыток выполнения данного задания в виде ссылки. (Это не относится к заданиям в формате Hot Potatoes.) Нажав на эту ссылку, вы попадаете в ведомость оценок по конкретному заданию. Там необходимо найти своего ученика в общем списке и щелкнуть по ссылке Оценка напротив его/ее фамилии. Вы увидите выполненное задание и окошко для написания отзыва/комментария/рецензии преподавателя. Заполните его и выберите оценку в выпадающем меню оценок в правом верхнем углу. Нажмите на кнопку Сохранить. Вы всегда можете вернуться в ведомость оценок по конкретному заданию и редактированию своего отзыва и оценки. Это может понадобиться, если в задании установлена функция, допускающая несколько попыток выполнения задания учеником. При этом сохранится последняя версия работы ученика, а ваш отзыв, оставшись прежним, станет не актуальным.

Если задание приложено в виде файла, следует загрузить его на свой рабочий стол, просмотреть, а затем вернуться на сайт и поставить оценку, написать отзыв также, как было описано выше.

Задания в Hot Potatoes и Тесты проверяются автоматически.

Задания в Лекции проверяются автоматически, кроме заданий в форме Эссе. Его необходимо проверить, нажав на вкладку Оценить Эссе.

Для тьюторов и администрации актуален следующий вопрос:

Как отследить деятельность ученика?

У преподавателя есть возможность следить за результатами учебы слушателей (комментирование ученических работ, формирование ведомости оценок) и мониторить активность учеников на курсе (формирование логов учащегося, группы студентов по всему курсу, по конкретному заданию). Контроль может быть осуществлен несколькими способами. Давайте рассмотрим каждый.

Конечно, преподаватель всегда может пройтись по каждому заданию и оттуда попасть в ведомость оценок по конкретному заданию. Задания в Hot Potatoes, Тесты проверяются автоматически (отчеты в блоке Элементы курса). Лекции проверяются также автоматически (кроме Эссе), отчеты просматриваются по вкладе Отчеты в конкретной Лекции. Но это достаточно трудоемко и не видна общая картина. Поэтому лучше вернуться на страницу учебного курса и в боковом меню (слева или справа) найти блоки Люди, Управление, Элементы курса.

В блоке «Люди» всего одна строка «Участники». Щёлкнув мышью по слову "Участники", вы попадёте на страницу со списком всех, кто работает на курсе. Они записаны на курс с разным правом доступа. Нам нужно выбрать учеников (Студенты). А в этом списке искать того, кто нужен.

Но вы можете облегчить себе поиск нужной фамилии. Щелкните на букве алфавита, с которой начинается имя или фамилия участника. Останется только несколько имен, и вы сможете выбрать из них нужное. Вернуться к полному списку можно, нажав на слово «Все».

Строчки с фамилиями работают как ссылки. Щелкнув по чьей-либо фамилии или фотографии, вы попадете на его/ее личную страницу. Здесь вы можете узнать на каких курсах учится данный ученик, найти контактную информацию, если, конечно, учащийся ее там оставил.

Далее необходимо пройти по вкладке Отчеты о деятельности. Вам станут доступны следующие виды отчетов: Краткий отчет, Полный отчет, Сегодняшние логи, Все логи, Оценка. В зависимости от целей, выбирайте форму отчета.

Так, выбрав вкладку Краткий отчет вы попадете в общую ведомость оценок учащегося с общим списком всех заданий и соответствующих оценок по ним, а также с указанием количества просмотра ресурсов на учебном курсе.

Можно воспользоваться другим блоком - "Управление". Здесь вы можете получить отчет о деятельности слушателя на вашем курсе, проследить все его логи (вкладки Оценки, Отчеты).

В блоке "Элементы курса" можно получить отчет по отдельным видам заданий. Все виды заданий, используемые в учебном курсе, отражены в этом блоке. Другими словами, чтобы в данном блоке появился отчет, этот вид задания, будь то Лекция, Тест, Ответ в виде текста или файла должны присутствовать на этом курсе moodle. Для каждого вида заданий формируется своя ведомость оценок. Так, именно здесь можно получить подробный отчет по заданиям в формате Hot Potatoes, выбрав соответствующую строку в блоке, а затем просматривая отчеты по дате выполнения задания, напротив нужного ученика в общей ведомости оценок заданий в Hot Potatoes.

Итак, надеюсь, вы получили общее представление о СДО Moodle, ее особенностях и преимуществах. Конечно, были рассмотрены не все модули и возможности этой системы дистанционного обучения (например, подключение модуля OpenMeeting, электронного деканата, внутренняя переписка, блоги). К недостаткам можно отнести некоторую запутанность админки, относительно большое потребление ресурсов, небыструю загрузку сайта, проблемы с поисковой оптимизацией для яндекса. Однако на работе тьюторов, преподавателей и разработчиков курсов moodle это никак не сказывается.


Обучающая среда Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это свободная система управления обучением, ориентированая прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Ипользуя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может высталять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

Основной сайт проекта: http://moodle.org/ .

Сайт с русскоязычной документацией: http://docs.moodle.org/ru/ .

Системные требования

Moodle является web-ориентированной средой. Для его работы требуется:

web-сервер с поддержкой PHP (например Apache2);

сервер баз данных (по умолчанию используется MySQL).

Настройка Moodle в среде Школьный Сервер

Обучающая среда Moodle устанавливается при установке дистрибутива Школьный Сервер автоматически и сразу готова к использованию. Так как Moodle использует для своей работы Web-сервер Apache2 и базу MySQL, надо убедиться, что соответствующие этим серверам службы запущены. Сделать это можно в модуле «Системные службы» Центра управления системой. Необходимо проконтролировать состояние и при необходимости запустить службы httpd2 и mysqld.

После того, как Apache2 и MySQL запущены можно сразу обращаться на стартовую страничку Moodle, расположенную по адресу: http://ip-адрес/moodle/.

Например, если ip-адрес вашего сервера 192.168.0.1, то адрес, по которому будет доступен Moodle такой: http://192.168.0.1/moodle/.

Естественно, при использовании в вашей сети DNS-сервера, ip-адрес может быть заменён на имя, например http://www.school-server.localnet/moodle/.

Использование нестандартной базы данных

По умолчанию Moodle настраивается на использование БД MySQL, работающей на той же машине, что и сам Moodle. Это является рекомендуемым вариантом, при котором все настройки могут управляться централизованно из "Центра управления системой".

Однако, при необходимости, вы можете использовать и другую поддерживаемую БД, например PostgreSQL. При этом следуем учесть, что PostgreSQL придётся доустановить с установочного диска, т.к. по умолчанию он не устанавливается, а создание самой базы, необходимой для работы Moodle, необходимо будет произвести самостоятельно.

Другой возможной случай - это использование уже существующей БД, расположенной на отдельной машине в сети. Для использования такой внешней БД, неоходимо будет указать её при первоначальной настройке Moodle.

Note: Для выполнения подобных операций вам может потребоваться доступ к консоли настраиваемой системы: локальный или удалённый (например по SSH).

Некоторые вопросы администрирования Moodle

Мы коснемся только тех параметров настройки системы, которые необходимы для управления учебным процессом.

Администрирование выполняется при помощи команд блока Администрирование, расположенного на главной странице системы (доступен только администратору). По названиям пунктов меню этого блока, вы можете определить круг административных возможностей.

Поскольку в справочной документации достаточно подробно освещаются вопросы администрирования, остановимся лишь на некоторых задачах администрирования системы.

Создание учетных записей. Работа со списком пользователей

В блоке Администрирование выбираем Пользователи - Учетные записи - Работа со списком пользователей. Открывается страница «Редактирование списка пользователей».

Здесь можно добавлять (регистрировать), удалять и редактировать учетные записи пользователей системы. Щелчок по имени пользователя открывает форму, в которой хранятся личные данные этого пользователя, его блог, полные отчеты о деятельности, его сообщения на всех форумах, в которых участвует пользователь. Здесь же можно назначить роль (права) пользователю, причем эта роль будет глобальная, на уровне системы, т.е. пользователь будет иметь назначенные ему права во всех курсах системы. Локальные роли назначаются на уровне курса (Управление - Назначить роли).

В Moodle используются следующие роли:

    Администратор (может делать все на сайте и в любом курсе);

    Создатель курса (может создать курс и учить в нем);

    Учитель (может многое делать внутри курса, редактировать материалы курса);

    Учитель без права редактировать (может учить студентов, оценивать их);

    Студент (имеет доступ к материалам курса)

    Гость (может иметь доступ к каким-либо курсам при разрешении гостевого доступа).

Резервное копирование курсов

Moodle позволяет делать резервные копии курсов (Администрирование - Курсы - Резервные копии). Вы можете выбрать какие файлы и какую служебную информацию резервировать. Можно назначить автоматическое копирование через определенный промежуток времени.

Кроме того, резервное копирование курса можно осуществлять и на уровне курса (если вы не администратор) через блок Управление - Резервное копирование.

Настройка элементов курса

На уровне системы производится настройка всех модулей Moodle (элементов курса, блоков, фильтров). Эти настройки являются настройками по умолчанию для всех используемых в курсах элементов.

Внешний вид

Оформление образовательного сайта имеет большое значение. Мы использовали стандартное оформление. Однако, можно очень быстро сменить его и преобразить сайт, придать какие-то индивидуальные черты. Нужно просто поменять тему оформления (Администрирование - Внешний вид - Темы - Выбор темы). В Интернете можно найти много свободных тем, разработанных для Moodle. Конечно, предварительно нужно загрузить тему на сервер.

Так выглядит созданный нами курс в новом оформлении.

Настройки главной страницы

Очень важно правильно оформить главную страницу сайта (Администрирование - Главная страница - Настройки главной страницы). Именно здесь вы даете имя сайту (в нашем случае - WEB–Учеба), определяете, какие элементы будут на этой странице, что увидит пользователь, еще не прошедший авторизацию.

Возможности LMS Moodle

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) - систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах организовано дистанционное обучение. Moodle - это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Moodle - аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Благодаря своим функциональным возможностям система приобрела большую популярность и успешно конкурирует с коммерческими LMS. Moodle используется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти на 80 языков, в том числе и на русский. Более подробную информацию о Moodle можно узнать на официальном сайте проекта (http://www.moodle.org/).

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Используя удобный механизм настройки, составитель курса может, даже не обладая знанием языка HTML, легко выбрать цветовую гамму и другие элементы оформления учебного материала.

Учитель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.

Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.

Таким образом, LMS Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Администрирование учебного процесса достаточно хорошо продумано. Учитель, имеющий права администратора, может регистрировать других учителей и учащихся, назначая им соответствующие роли (создатель курса, учитель с правом редактирования и без него, студент, гость), распределять права, объединять учащихся в виртуальные группы, получать сводную информацию о работе каждого ученика. С помощью встроенного календаря определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Используя инструмент Пояснение и Форум, публиковать информацию о курсе и новости.

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.

Moodle имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как Задание, Форум, Wiki, Глоссарий и т.д., причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Существует возможность оценивания статей Wiki, глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в учебном процессе традиционной школы и вуза.

Общие принципы работы в Moodle

Интерфейс системы

Работа с системой начинается с инициализации. Вызов диалога «Вход в систему ДО» осуществляется с помощью ссылки «Вход», расположенной в строке «Вы не прошли идентификацию (Вход)», как правило, расположенную в верхнем правом углу окна.

Вы вводите свой логин и пароль и входите в систему. Если вы еще не зарегистрированы в системе (не имеете логина и пароля), то, в зависимости от настроек системы, вы можете самостоятельно зарегистрироваться или войти гостем. Если ни то, ни другое не возможно, то необходимо обратиться к администратору.

При входе в систему, открывается главная страница СДО. В центре страницы содержится список доступных электронных курсов, а по краям расположены функциональные блоки, позволяющие настраивать работу системы и производить определенные действия, и информационные блоки, содержащие дополнительную информацию для учителей и учащихся. Количество и содержание блоков зависит от настроек системы, а также определяется правами пользователя. Так, например, блок «Администрирование» присутствует только у администраторов системы. При необходимости можно свернуть блок, нажав на кнопку «-» в верхнем правом углу блока.

Название курса в списке курсов является гиперссылкой, щелчок по которой открывает главную страницу курса.

Так выглядит типичная главная страница курса. В центральном блоке страницы представлено содержание данного курса, выделены тематические разделы курса, а по бокам - функциональные и информационные блоки, часть которых доступна и видна только пользователям с правами администратора и учителям курса. В стандартном оформлении Moodle используются маленькие пиктограммы, связанные с определенными объектами или действиями. Посмотрите, например, в блоке «Элементы курса» с какими пиктограммами связаны элементы Moodle, используемые в данном курсе. Теперь вы без труда сможете определить, просмотрев содержание курса, где форум, где лекция, а где задание для студентов.

Режим редактирования

Обратите внимание на кнопку «Редактировать» в правом верхнем углу на главной странице или на странице курса. Эта кнопка доступна только тем пользователям, у которых есть права редактировать и изменять материалы курса (администратору, создателю курса, учителю с правом редактирования). При нажатии на кнопку «Редактировать» меняется интерфейс, в каждом блоке у объектов, которые можно редактировать, появляются кнопки инструментов, позволяющих изменять содержание и вид этого объекта (блока, ресурса, элемента курса, темы и т.д.). В режим редактирования можно перейти и с помощью пункта меню Редактировать в блоке «Управление».

Нажатие на кнопку «Закончить редактирование» соответственно закрывает этот режим.

Рассмотрим назначение каждой кнопки

    «Помощь» контекстная, т.е. выводится справочная информация именно по нужному объекту.

    «Переместить вправо», «переместить влево», т.е. передвинуть объект вправо (влево).

    «Переместить вверх», «переместить вниз».

    «Перенести», т.е. переместить элементы и ресурсы выше или ниже по курсу.

    «Перенести сюда», появляется при попытке перенести элемент или ресурс курса (после нажатия). Этим знаком помечаются места, куда возможно переместить объект, щелчок по одному из них поместит перемещаемый элемент в данное место.

    «Открытый глаз» означает, что объект виден студентам. Нажатие на него сделает этот объект невидимым и изменит пиктограмму на "Закрытый глаз".

    «Закрытый глаз» означает, что объект скрыт от студентов. Нажатие на него сделает элемент видимым для студентов («Открытый глаз»).

    «Удалить» удаляет объект.

    Выделение темы как текущей.

    Скрыть все остальные разделы и показывать только текущий.

    Показывать все разделы курса.

    Редактировать, открывается страница, содержащая настройки для данного объекта, в том числе и окно встроенного текстового редактора, в котором можно редактировать и форматировать текст, относящийся к объекту.

Встроенный текстовый редактор имеет интуитивно понятный интерфейс. При желании можно увеличить размер окна редактора. Редактор поддерживает все основные операции форматирования текста, позволяет вставлять таблицы, рисунки (предварительно должны быть загружены на сервер), гипертекстовые ссылки и др.

Выход со страницы редактирования текущего объекта, как правило, осуществляется нажатием на кнопку «Save and return to course», расположенную в самом низу страницы редактирования объекта.

Управление файлами

Для каждого курса система Moodle создает отдельный каталог, в который можно загружать файлы, сохранять созданные в системе ресурсы курса (текстовые и веб-страницы) и т.д.

Доступ к корневой папке курса осуществляется с главной страницы данного курса. Для этого в блоке «Управление» нужно выбрать пункт меню «Файлы».

Пока корневой каталог курса пуст.

Создать каталог

    Войти в каталог, в котором планируется создать новый каталог (подкаталог).

    Нажать кнопку «Создать каталог».

    Ввести имя каталога.

Переименовать каталог, файл

    Для соответствующего каталога (файла) выбрать действие «Переименовать»

    Ввести новое имя каталога (файла).

Удалить каталоги, файлы

    Рядом с именем удаляемых каталогов и файлов поставить галочку

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Полное удаление».

    Подтвердить удаление.

Переместить каталог, файл в другой каталог

    Рядом с именем перемещаемого каталога, файла поставить галочку

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Переместить в другой каталог».

    Войти в нужный каталог.

    Нажать кнопку «Переместить сюда».

Закачать файл

    Войти в каталог, в который предполагается сохранить файл.

    Нажать кнопку «Закачать файл».

    С помощью кнопки «Обзор» открыть окно файлового менеджера и выбрать нужный файл.

    Нажать кнопку «Отправить».

Распаковать архив

    Поместить архив в каталог, в котором предполагается его распаковать.

    Для файла-архива выбрать действие «Распаковать».

    Нажать «ОК».

Действие «Список» для архивного файла выводит оглавление архива.

Создание архива

    Отметить галочкой файлы, подлежащие архивации.

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Создать zip архив».

    Ввести имя архива и подтвердить создание.

Создание электронного учебного курса в Moodle

Создадим небольшой курс, иллюстрирующий основные возможности Moodle по созданию курса и его управлению. Пусть это будет курс, знакомящий с гуманно-личностным подходом в образовании.

Для удобства ориентации в большом количестве создаваемых курсов, в Moodle предусмотрена структуризация их по категориям и подкатегориям. Поэтому при создании курса следует указать, к какой категории (подкатегории) будет относиться данный курс, если подходящей категории не существует - создать ее.

Вы должны войти в Moodle как Администратор.

    В открывшейся странице «Категории курсов» перечислены все имеющиеся категории, по умолчанию в Moodle создана только одна категория - «Разное».

Нажмите кнопку «Добавить категорию»

    В открывшейся странице «Добавить категорию» введите название категории в поле «Имя категории» («Category name»).

Для создаваемого нами курса в поле «Имя категории» запишем - «Педагогика».

Можно (но не обязательно) создать краткое описание категории в окне текстового редактора. Нажатие на кнопку «Сохранить» завершает процесс создания категории.

В дальнейшем с помощью кнопок инструментов, расположенных в колонке «Редактировать» на странице «Категории курсов» можно вносить изменения, удалять, переименовывать категории, делать их подкатегориями других категорий, передвигать категорию выше/ниже в списке категорий, делать название категории невидимым для студентов.

Создание курса

    В блоке Администрирование выберите пункт меню «Курсы - Добавить/редактировать курсы».

    В открывшейся странице «Категории курсов» выберите категорию, в которой предполагается создать курс (в нашем случае - «Педагогика»).

    Нажмите на кнопку «Добавить курс»

    На странице «Редактировать настройки курса» заполните обязательные поля («Полное имя курса» и «Короткое имя курса») и выберите подходящие для вашего курса настройки.

Полное имя курса

название курса, которое будет отображаться в перечне курсов. Нашему курсу дадим полное имя, например, «Гуманная педагогика».

Короткое имя курса

имя, которое используется для сокращенного обозначения курса, в частности, в верхней части окна в строке, показывающий «путь».

Присвоим короткое имя нашему курсу - «ГП».

Заполнение остальных полей не обязательно, Moodle по умолчанию присваивает наиболее подходящие значения всем параметрам курса.

Рассмотрим наиболее важные их них.

если до создания курса вы не выбрали категорию, то можно сделать это теперь. Из выпадающего списка нужно выбрать подходящую категорию курса.

Краткое описание

краткое описание содержания курса.

Для нашего курса можно написать следующее: «Краткое изложение идей гуманной педагогики». Формат курса:: форма организации курса. Moodle предлагает следующие форматы:

Календарь (CSS)

календарная организация расписания курса (неделя за неделей) с точным сроком начала и окончания.

Структура

организация курса по темам.

Сообщество (форум)

курс организуется на основе одного большого форума. Может использоваться не только как курс, но и как одна большая доска сообщений.

Для создаваемого нами курса используем тематическую организацию (Формат курса - Структура).

Количество тем/недель

этот параметр определяет, сколько секций нужно создать на главной странице курса (для каждой темы/недели - отдельная секция). В нашем случае будет достаточно 3 тем.

Группы

использование групповых режимов работы в курсе.

Нет групп

ученики не делятся на группы, каждый является частью одного большого сообщества.

Отдельные группы

группы изолированы друг от друга, работа учеников одной группы не видна для других групп.

Доступные группы

ученики каждой группы могут видеть, что происходит в других группах.

Примечание: Если групповой режим определен здесь, на уровне курса, то он является режимом по умолчанию для всех элементов, создаваемых в курсе. Если предполагается только для некоторых элементов курса организовать групповую работу, то группой режим лучше установить на уровне элементов курса.

О значении остальных настроек курса вы можете узнать, используя кнопку помощи (знак вопроса), относящуюся к соответствующему элементу.

Что такое Moodle? Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Так E-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).


Возможности Moodle Сайт администрируется пользователем admin, который определен по умолчанию. Moodle имеет простой, эффективный, совместимый с разными web-браузерами интерфейс (модуль "themes" позволяет администратору изменить дизайн сайта, включая цвета, шрифты, разметку и т.д. в соответствии с нуждами). Модули различных видов могут быть добавлены к существующей инсталляции Moodle для расширения возможностей системы (например, модуль языковых пакетов позволяет локализовать Moodle для любого языка, на текущий момент доступно 40 языковых пакетов). Список курсов содержит описание каждого курса на сервере, предоставляя доступ к этой информации, в том числе и гостю. Курсы разбиваются на категории. Имеется механизм поиска курсов по ключевому слову. Moodle может поддерживать тысячи курсов.




Права доступа Пользователь с правами администратора контролирует создание курсов и назначает преподавателей курсов, а так же студентов. Пользователь с правами создателя курса может создавать курс и назначать преподавателей курса. Для преподавателей, работающих неполный день (на полставки), можно отменить право на редактирование курса. Учителя могут добавить "кодовое слово" для доступа к курсу, чтобы ограничить доступ лицам, не являющимся студентами курса. Кодовое слово они могут передать студентам при личной встрече или отправив по электронной почте. Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо.


Права доступа Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо. Если студент не посещает курс в течение определенного периода времени (настраивается администратором), то он автоматически исключается из курса. Студенты могут настраивать свой профиль, включая фотографии и описание. Адрес электронной почты студента другим студентам курса или пользователям системы в целом может не показываться, если это необходимо. Каждый пользователь может указать свою временную зону и каждый день Moodle будет корректировать для этой зоны даты отправки заданий, сдачи тестов и т.д. Каждый пользователь может выбрать язык интерфейса Moodle, если это разрешено администратором системы. Преподаватель может назначить определенный язык для конкретного курса. Пользователи, использующие гостевой вход не имеют возможности проходить тесты, отвечать на задания и т.д.




Ресурсы системы Moodle "Текст" "HTML-текст" "Wiki-текст" "Каталог" (список файлов для загрузки) "Web-ссылка" "Программа" (ссылка на загрузку программы) "Ссылка" "Файл"-изображение "Файл" в формате MP3 "Файл" в формате Flash "Файл" в формате Windows Media "Файл" MS Office "Файл" в формате PDF "Файл" в формате Quicktime "Web-страница"


Фильтры системы Moodle В системе Moodle широко применяется система фильтров. Каждый фильтр изменяет входящую информацию и на выходе представляет ее же, но в качественно новом виде. Фильтр Автоссылка Фильтр внедрения мультимедиа файлов Фильтр конструкций TeX Алгебраический фильтр


Фильтр Автоссылка Некоторые модули Moodle поддерживают фильтр Автоссылка. Вы видите автоматическую ссылку на ресурс каждый раз, когда имя этого ресурса упоминается, или на термин из словаря там, где он указывается. Автоссылку можно не создавать, для этого необходимо текст заключить в тег (выполняется в режиме HTML, но не в визуальном редакторе).




Фильтр конструкций TeX Этот фильтр позволяет ввести любой фрагмент текста в формате TeX, используя символы доллар, в любой части Moodle (включая форумы), например, введя: $$\Bigsum_{i=\1}^{n-\1}\frac1{\Del~x} \Bigint_{x_i}^{x_{i+\1}}\{\frac1{\Del~x}\ big[(x_{i+1}-x)y_i^{5$\star}\big]-f(x)\}^\2dx$$ получим:


Алгебраический фильтр Алгебраический фильтр очень похож на предыдущий, позволяет вводить формулы с использованием стандартных функций внутри символов:






Модуль «Чат» Позволяет участникам принять участие в обсуждении в реальном времени. Это хороший способ узнать друг друга и познакомиться с обсуждаемой темой. Режим работы чата отличается от режима работы форума. Данный модуль содержит ряд возможностей для администрирования и просмотра обсуждений чата.


Модуль «Опроса» Учитель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответа. Этот вид задания может быть очень полезен в качестве голосования, чтобы стимулировать размышления над темой, чтобы позволить классу выбрать направление изучения курса или для другого исследования. (Опросы могут проходить анонимно).


Модуль «Форума» Этот модуль может быть достаточно важным, так как, используя его, может проводиться большое число дискуссий. Форумы могут быть разной структуры и могут включать оценку (рейтинг) сообщений. Сообщения могут просматриваться в различных форматах и могут содержать вложения. Подписавшись на форум, участники будут получать копии сообщений на свой адрес электронной почты. Учитель может подписать всех студентов курса, если это необходимо.




Модуль «Учебная работа» (Семинар). Данный модуль позволяет давать задания студентам в удобной форме. Он состоит из определяемого количества страниц. Каждая страница заканчивается вопросом и определяемым количеством ответов на него. В зависимости от выбора ответа студентом он переходит на следующую страницу (в случае правильного ответа) или на ту же самую (в случае неправильного ответа). Навигация по данному модулю может быть поступательной или смешанной, в зависимости от структуры представляемого материала.


Модуль «Тесты» Этот модуль позволяет учителю создавать тесты, состоящие из вопросов с несколькими ответами, ответами "Да"/"Нет" и кратким ответом. Эти вопросы сохраняются в базе данных по определенным темам и могут быть использованы в нескольких курсах и между курсами. Для сдачи тестов может быть определено несколько попыток. Каждая попытка автоматически отмечается, и учитель может выбрать дать комментарий или показать правильные ответы. Этот модуль включает систему для оценивания. Модуль «Анкетирование» Обеспечивает ряд проверенных вариантов опросников, которые могут быть полезны в оценке качества и стимулировании обучения в онлайновых системах обучения. Учителя могут использовать их, чтобы собрать информацию о своих студентах. Данная информация может быть полезна им, чтобы узнать больше о студентах и влиять на их обучение.


Основные функциональные возможности Автоматический контроль результатов тестирования. Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов. Обеспечение быстрой обратной связью. Анализ учета потребностей обучающихся, основанных на результатах анкет и опросов. Формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.


Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) Реализация данного проекта будет осуществляться на базе созданных в рамках проекта «Информатизация системы образования» Межшкольных методических центров, Региональных координационных центров и образовательных учреждений, расположенных на территории Ставропольского края, Калужской области и Республики Карелия.

Moodle - система управления дистанционным обучением, известная также как виртуальная обучающая среда. Moodle представляет собой бесплатное веб-приложение, которое встраивается в сайты и используется учебными заведениями для дистанционного онлайн обучения.

Фишка 1. Интернет-магазин готовых курсов

В профессиональной версии платформы Moodle есть возможность принимать электронную оплату за доступ к изучению курсов.

Как это реализовано?

  1. Преподаватель создает курсы, изучение которых хочет сделать платным;
  2. Если курсов очень много, их можно распределить категориям;
  3. В настройках каждого курса активирует режим оплаты, указывает стоимость и срок подписки;
  4. На главной странице студентам отображается витрина магазина курсов, студент видит список всех платных курсов и выбирает подходящий (при желании используя поиск / фильтрацию);
  5. Система предлагает выбрать удобный способ оплаты (платежная карта, QIWI-кошелек, Яндекс.Деньги, WebMoney);
  6. Студент вводит номер карты/электронного кошелька, подтверждает оплату;
  7. Деньги списываются, и слушатель автоматически подключается к курсу.

Фишка 2. Отслеживание выполнений

Преподаватели и методисты могут отслеживать динамику и прогресс обучения студентов. Система наглядно показывает, какие элементы курса уже пройдены (возле них автоматически ставится галочка), а какие только предстоит выполнить (отображается пустой квадратик). По каждому курсу также формируется общая статистика продвижения студентов. Все критерии преподаватель задает самостоятельно через настройки элементов (просмотреть видео-урок, набрать определенное количество баллов, пройти тестирование и т.д). Студент, в свою очередь, также может отслеживать свой прогресс обучения в личном кабинете в %.


Фишка 3. Отчет «Участие в курсе»

В отчете отображается вовлеченность студентов в учебный процесс и их активность по выбранным элементам курса. Преподаватель видит тех, кто отстает или вовсе не приступил к работе в данном материале и, опираясь на полученную информацию, имеет возможность отправить текстовое сообщение с призывом приступить к изучению материала.


Фишка 4. Выборочное отображение материалов курса

По умолчанию всем студентам отображается полное содержание курса и все доступные элементы. Но можно задать режим, когда материалы отображаются по мере того, как слушатели продвигаются по курсу, либо с учетом других критериев.

Например, после каждого модуля преподаватель дает контрольные задания, которые проверяет вручную. Зачастую студенты игнорируют теорию и сразу переходят к выполнению практической части. В итоге они получают низкие баллы, а на преподавателя ложится дополнительная нагрузка в виде повторной проверки и рецензирования одних и тех же работ студентов.

Можно упростить этот процесс и снизить нагрузку на преподавателя. Для этого в настройках завершения каждого элемента устанавливаем правило, по которому контрольное задание будет доступно только после того, как студент, например, набрал 75% в итоговом тесте, успешно выполнил предыдущий элемент и т.д.

Здесь также присутствуют элементы геймификации (значки/ награды/ уровни). В зависимости от того, какие награды система выдала студенту за предыдущие достижения, будут определяться доступные материалы и элементы курса.

Более сильным студентам можно показывать сложные задания, а вместо итогового теста настроить “зачет-автомат”.

Кроме того, у преподавателя могут быть сформировано несколько групп студентов, которые оплатили курс по разным тарифам (бесплатные, со скидкой, по полной стоимости). Здесь также можно выбирать, какие элементы будут доступны всем группам, а какие - только платным.


Фишка 5. Электронные сертификаты

Когда курс успешно пройден, преподаватель задается вопросом: как выделить студента и отметить его достижения. Для этой цели в системе есть возможность выдачи электронных сертификатов.

В настройках ограничений устанавливается критерий, по которому сертификат станет доступным студенту. После выполнения критерия, документ автоматически появится в личном кабинете слушателя.

Вид сертификата можно настраивать (система автоматически наложит на дизайн ФИО, дату, название курса, оценку, QR-код для распечатки).


Фишка 6. Портфолио студентов

Эта функция установлена только в профессиональной версии. Она актуальна для ВУЗов, работающих по стандартам ФГОС 3+, где за каждым студентом должно закрепляться портфолио с рецензиями на работы и профессиональными достижениями.

ВУЗ формирует структуру портфолио (категории) и типы достижений (например, участие в конференции с датой, названием, приложенным докладом и рецензией). Как только все типы достижений будут определены администратором, слушатель в личном кабинете может самостоятельно вписывать свои достижения. Новая запись переходит в режим модерации, и после подтверждения администратором она появляется в портфолио.

Можно внедрить элементы геймификации для мотивации студентов и выработки духа соперничества. Например, за каждое достижение система дает балы, затем общий балл суммируется и выстраивается рейтинг.


Фишка 7. Модуль “Семинар” в системе Moodle

Во-первых эта функция удобна тем, то помогает снизить нагрузку на преподавателя, что особенно актуально в массовых курсах (МООК). А во-вторых, она повышает вовлеченность студентов, дает им возможность поработать с одним и тем же материалом/заданием несколько раз.

Как это выглядит?

  • Преподаватель создает задание, настраивает критерии оценки, студенты выполняют и сдают свои работы на проверку;
  • Преподаватель переключается из фазы «предоставление работ» в фазу «оценивания» (система автоматически или преподавателем вручную обменивает работы между учениками, чтобы ученики проверили работы друг у друга и оценили по заданным критериям);
  • Преподаватель оценивает процесс оценивания и задание закрывается.

Фишка 8. Проверка работ на плагиат

В системе дистанционного обучения Moodle реализована удобная возможность, при которой преподаватель собирает работы, рецензирует их, оставляет свой комментарий, указывает пожелания. Но если преподаватель хочет проверить работу на плагиат, используя при этом сторонние сервисы, ему приходится вручную скачивать работы и загружать в сервис проверки на плагиат. Что отнимает уйму времени.

С целью облегчить работу преподавателям, совместно с компанией Antiplagiat был разработан модуль интеграции, который подходит для любой актуальной версии Moodle.

После его установки, все или некоторые работы, которые ученик загружает в модуль задания, автоматически отправляется в сервис Antiplagiat.ru. Преподаватель видит статус проверки работ на заимствования, получает ссылку на отчет с подробной информацией о совпадениях.

Здесь же можно добавить качественные работы в индекс антиплагиата, чтобы избежать последующего списывания студентов.


Фишка 9. Оффлайн - тестирование

В систему встроена очень мощная и удобная система тестирования с бланками вопросов, бланками заданий и отчетами по пройденным попыткам. Но есть одно неудобство - для проведения тестирования требуется обеспечить студентов терминалами с подключением к Интернет.

Функция оффлайн-тестирования позволяет обойтись традиционными бумагой и ручкой.

Используя тот же банк вопросов, преподаватель формирует бланки заданий и бланки ответов. В бланки ответов студент кодирует № зачетной книжки, указывает вариант и вписывает ответы на вопросы из бланка заданий.

Бланки заданий сканируются, загружаются обратно в систему для распознавания. Система их проверяет и выставляет оценку. При этом, полная статистика всех прошедших тестирований сохраняется.


Фишка 10. Импорт из MS Word

Когда преподаватели готовят материалы курса в офисном пакете Word, они часто сталкиваются с проблемами при публикации этих материалов в интернет-системах. И система Moodle здесь не исключение (пропадают изображения, некорректно отображаются формулы, форматирование и т.д).

В системе реализована специальная функция «Импорт из MS Word», которая позволит избежать этих проблем и сделает процесс конвертации материалов автоматизированным.


Фишка 11. Интеграция вебинаров в учебный процесс

Известно, что в системе обучения Moodle на достаточно высоком уровне реализована поддержка таких типов учебной активности, как конспекты, опросы, тесты, рабочие тетради, электронные учебники, презентации. Но эти инструменты носят традиционный характер и сохраняют эффект пассивного контакта с преподавателем.

В рамках курсов, размещенных в Moodle, если и проводятся “живые” мероприятия, то на сторонних ресурсах, что не совсем удобно как для студентов, так и для преподавателей.

Теперь это можно делать непосредственно на платформе Moodle. Система интегрирована с платформой для проведения онлайн-мероприятий eTutorium Webinar. Что это значит? Преподаватели получили возможность встраивать в курсы такие форматы взаимодействия со студентами, как вебинары, онлайн-тренинги, «живые» мастер-классы и другие формы дистанционного общения. Это позволит сделать учебный процесс интерактивным, интересным и обеспечить максимальную вовлеченность слушателей.


Пошаговую инструкцию по внедрению вебинара в учебный процесс на СДО Moodle смотрите




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!