Для чего и как мы дышим учитель бутнару. Для чего и как мы читаем

Окружающий мир

Урок 6.
РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Тема: Для чего и как мы дышим
Цели:
– сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания.
Оборудование: иллюстрации с изображением строения дыхательной системы, ноутбук, интерактивная доска, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов

·.Самоопределение деятельности.

II. Проверка Д/з.

III. Постановка проблемы.

IV. Актуализация знаний
Тема урока:
План действий 3

3 4 3
- У нас сегодня гости. Поприветствуйте.
- Давайте вспомним правила работы в группе.

Строение и работу каких систем органов мы уже изучили?
- Чтобы проверить как вы поработали дома, разгадайте кроссворд.
(У групп на парте)
- Какое слово получилось по вертикали? (Дыхание) Оцените свою работу. Все ли поняли эту тему?
- Как вы думаете сколько человек может прожить без еды? (Несколько недель) Почему так долго? (Питательные вещества накапливаются в организме)
- А без воды? (Несколько суток) Какие последствия? (обезвоживание)
- А как долго человек может прожить без воздуха?
- Я бы предложила вам эксперимент, задержать дыхание, но не могу, как вы думаете почему? (Питательные вещества и воду можно запасти в организме, а воздух не запасёшь – он быстро расходуется.)
- А для чего мы дышим?
- Много ответов, как вы думаете, какой из них верный? Можете ответить?
- А как проходит процесс дыхания?
- На эти вопросы сегодня мы найдём ответ.
– Какой возникает вопрос?
Для чего и как мы дышим?
- Как мы это узнаем? (Цели: узнать для чего дышит человек, как происходит дыхание, из каких органов состоит дыхательная система, правила здорового дыхания.)
- Чем отличаются живые организмы от неживых? (питаются, размножаются, дышат, растут)
- Что необходимо живым организмам для роста, развития, размножения? (Энергия)
- Откуда мы берём энергию? (из пищи)
_Но получить энергию из питательных веществ организм может только из кислорода.
-Какие органы обеспечивают организм кислородом? (органы дыхания)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

V.
Совместное открытие знаний.

VI. Работа в группах.

Доктор Айболит

Практическая работа

VII. Физминутка

VIII. Практическая работа
4 3 7 2 4 3
Работа в учебнике.
– В чём заключается роль органов дыхания?
- Используя текст на с. 30, определите, почему мы должны непрерывно дышать. (Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и удаляют из него углекислый газ. Кислород требуется клеткам нашего организма для получения энергии из органических веществ.)
– Представьте себе, что каждый из вас превратился в «воздушный пузырёк», проникающий в наш организм. Давайте по рисунку на с. 31 проследим, какой путь он пройдёт. Перечислите этапы этого пути.

На партах лежат листочки. Запишите путешествие пузырька кислорода.
Перечисляют этапы продвижения кислорода по рисунку: носовая полость – гортань – трахея – бронхи – лёгкие.
-- Работа с текстом на с. 30-31 в группах: «носовая полость», «гортань», «трахея», «бронхи», «лёгкие». Задание: определить роль этих органов в процессе дыхания.
– Как должны быть устроены органы, чтобы выполнить свою роль?
1 группа – носовая полость
2 группа – гортань
3 группа – трахея, бронхи
- Рассказ учителя о работе лёгких.
Презентация работы групп.
- Какая группа выполнила работу без ошибок?
– Какой из перечисленных органов мы уже встречали, в какой системе? (гортань)
Доктор Айболит.
- Почему к нам пришёл Айболит?
Какие правила поведения необходимо соблюдать, чтобы при приёме пищи не возникло неприятностей в дыхании и питании? (Когда мы изучали пищеварительную систему, нам уже встречалась гортань. Это орган, работающий в двух системах. Во время еды нельзя разговаривать, иначе можно поперхнуться.)
На доске пословица: Когда я ем, я глух и нем.
Какие ещё правила надо соблюдать при дыхании? (дышать носом, не пить холодную воду, не есть много мороженого, не переохлаждаться)
- Что надо делать в период простудных заболеваний? (промывать нос, не переохлаждаться, носить маску)
– Какие признаки простуды вам известны? (Чихание, кашель.)
– А знаете ли вы, почему человек чихает и кашляет?
(Работа с учебником на с. 33.) (Чихание и кашель защищают наш организм от посторонних частиц, попавших в дыхательные пути.)

А теперь попрошу вас встать. Положите руку на грудь и по моей команде сосчитайте количество вдохов и выдохов. Начали. (Засечь 30 сек)
А теперь сделайте 10 приседаний.
Теперь опять сосчитайте количество вдохов и выдохов. (Засечь 30 сек)
Что заметили? (При нагрузке дыхание учащается, а в покое оно реже)
Когда вы взволнованы, сделайте несколько дыхательных упражнений и вам станет легче. («Дыхание ступеньками» - Делаем 3-4 коротких вдоха, а затем 3-4 коротких выдоха)

Человек дышит постоянно и не замечает этого.
– Как же мы дышим? Понять это нам помогут рисунки внизу на с. 32 и наши наблюдения.
Рассматривают рисунки, делают вывод, как человек дышит, наблюдают результаты опытов.
(Вдох – межрёберные мышцы поднимают ребра, диафрагма опускается, объём легких увеличивается- лёгкие расширяются и втягивают воздух
Выдох – мышцы расслабляются диафрагма поднимается, объём лёгких уменьшается и они сокращаясь выталкивают воздух)
- Сделайте вывод как же мы дышим?
Задание (шарик)
Проведение опыта по наблюдению за работой мышц грудной клетки (межребёрных мышц.)
Учитель просит одного ученика надуть шарик (вдох), затем сдуть (выдох)
У кого больше объём в лёгких, тот быстрее надует шарик. (2 ученика)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

·X. Самостоятельное применение знаний.
1 2 3 1
1. Работа в рабочей тетради. Или на листочках. (Зачем нужен чистый воздух, что помогает возобновлять воздух, где дышится легко)
Задания из рабочей тетради на выбор.
Выполняют задания.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

X. Домашнее задание.
Чтение учебника (тема 6). Вопросы 5, 6 на с. 31 (на выбор). Задания из рабочей тетради на выбор.

XI. Рефлексия
и итог.
4
Обмен мнениями по выполнению заданий.
– Почему дыхательную систему относят к органам, восстанавливающим истраченные силы? (Органы дыхательной системы снабжают организм кислородом, который необходим для получения энергии.)
– Можно ли управлять работой этой системы по своему желанию? (Мы можем ненадолго задержать дыхание, а в остальном управлять этой системой по своей воле мы не можем, ведь кислород требуется нам постоянно и сбоев в его доставке в организм не должно быть.)

Достигли мы целей, которые ставили вначале урока?
- Кто испытывал затруднения?
- Прикрепите бабочку к той стороне, где записаны органы дыхания.

– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?

Возможные ответы на задания рабочей тетради.
Задание 1 посвящено заболеваниям дыхательных путей. Ребята должны соединить названия болезней с органами, которые они поражают, следующим образом: насморк – с носовой полостью, трахеит – с трахеей, воспаление лёгких – с лёгкими, ангину – с глоткой и гортанью, бронхит – с бронхами. Как видно, большинство болезней получили своё название по органу, в котором они локализуются. Возбудителями воспаления лёгких являются бактерии, ангины – бактерии и дрожжевые грибы, остальных болезней – как правило, вирусы.
Задание 2 содержит разумные советы, которые позволяют избежать простудных заболеваний. Ученики могут написать, например, такие советы: «Заболел – сиди дома»; «Сними мокрую одежду»; «Не стой на сквозняке»; «Одевайся по погоде».
При выполнении задания 3 ученики должны обратить внимание на то, что состав воздуха, поглощаемого и выделяемого берёзой и всеми остальными организмами, различен: растения в результате фотосинтеза поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Задание 4 объясняет наличие в стенках трахеи хрящевых колец: они придают стенкам трахеи прочность. Расширение объёма грудной клетки и вслед за тем лёгких приводит к отрицательному давлению в дыхательном тракте, что и обеспечивает всасывание воздуха. Однако если бы стенки трахеи были мягкими, то они могли бы просто сплющиться за счёт этого отрицательного давления. По той же причине инженеры вставили металлические кольца в шланг, чтобы не дать ему сжаться, когда воздух всасывается. Ученики могут объяснить это, например, так: «Чтобы при вдыхании воздуха стенки трахеи не сжимались, они укреплены хрящевыми кольцами».
Задание 5 позволяет школьникам на опыте убедиться в том, что в выдыхаемом воздухе содержится вода.Задание 6 также основано на проведении опыта, в результате которого учащиеся удостоверятся в том, что частота дыхания возрастает по мере увеличения физической нагрузки. Может быть сделан, например, следующий вывод: «При физической нагрузке клеткам требуется больше кислорода, поэтому частота вдохов возрастает».

Кажется, нелепый вопрос, однако даже великие люди, вся жизнь которых связана с чтением и осмыслением прочитанного, по-разному отвечают на него. Попытаемся разделить этот вопрос, ответить сначала на первую его часть: «Для чего?».
Читающие запоем скажут: «Для наслаждения. Мы наслаждаемся игрой духа, игрой интеллекта и воображения».
А большинство ответит: «Задача чтения - в облегчении и ускорении познания жизни».
Обращаясь к произведениям великих мастеров слова: Толстого и Достоевского, Гете и Гейне, Стендаля и Мопассана, Теккерея и Диккенса, мы испытываем истинное наслаждение, праздник и раскрытие души. А изучая научные законы и гипотезы, мы постигаем мир во всем его многообразии.
Гораздо сложнее ответить на вторую часть вопроса: «Как мы читаем?» и «Как мы должны читать?». Даже великие ученые прошлых веков не имели единого мнения на этот счет. Эразм Роттердамский, например, считал, что человек, читая, должен все основательно продумывать, «чтобы прочитанное впилось в плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-либо словаре».
В прочитанном мы ищем то рациональное зерно, тот опыт, который мы можем использовать или преломить так, чтобы он был полезен. При этом очень важно, чтобы полученные знания читатель не направил на зло другому, а сумел бы развивать новые полезные идеи, о какой бы области знания ни шла речь - будь то экология или медицина, правоведение или социология, экономика или техника - главное - не навредить, принести окружающим тебя людям добро и благо.
Иоганн Вольфганг Гете, подводя итог многочисленных раздумий, написал: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов, и времени стоит научиться читать. Я и сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». А как вы оцениваете свое умение читать? Как и для чего вы читаете?
Если вы никогда над этим не задумывались и не готовы сразу дать ответ, то обратитесь к вопросам наших тестов. Тесты высветят ваши глубинные представления о сути чтения, и тогда вы сможете понять, что мешает вам читать быстро, с полным пониманием и осмыслением читаемого. К результатам теста отнеситесь с юмором. Вспомните слова великого Гете. Не исключено, что через 80 лет вы скажете то же самое о себе.
ЗАДАНИЕ № 1
Ответьте на вопросы теста № 1. Будьте искренни в ваших ответах.
ВОПРОСНЫЙ ТЕСТ № 1 Обращаете ли вы внимание на документальные факты? Обращаете ли вы внимание на последовательность изложения фактов, событий, идей, действий?
3» Обращаете ли вы внимание на способ изложения, наименования фактов, идей, оценок? Обращаете ли вы внимание на противоречия, имеющиеся в тексте? Следите ли вы за логикой рассуждений автора? Обращаете ли вы внимание на то, как выстраивается доказательство? Принимаете ли вы на веру излагаемые автором факты, события, идеи? Систематизируете ли вы воспринимаемую информацию? Оцениваете ли вы воспринимаемую информацию? Можете ли вы заметить, что выбор проблемы для рассмотрения случаен и свидетельствует о неумении или нежелании автора выделить именно тот аспект, изучение которого привело бы к решению проблемы? Есть ли у вас какая-нибудь методика, чтобы оценить, предлагает автор действительное решение проблемы или мнимое?
Ответы оцениваете в пятибалльной системе: «всегда» - 5 баллов, «часто» - 4 балла, «редко» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов. В этой системе вы оцениваете ответы на первые 10 вопросов. При ответе «да» на одиннадцатый вопрос вы ставите 10 баллов. Дайте пошаговое описание Вашей методики. Проанализируйте, есть ли различия в том, как Вы читаете тексты на русском, а как на английском языках.
ЗАДАНИЕ № 2
Проведите стартовый анализ скорости чтения. Определите глубину понимания, осмысления читаемого текста. Для этого прочитайте контрольный текст № 1. Результаты контрольного чтения занесите в таблицу в вашей рабочей тетради.
При работе с контрольными текстами руководствуйтесь следующими указаниями: Читайте текст в обычном для вас темпе так, как вы привыкли читать. Затем ответьте на вопросы к тексту, не заглядывая в текст. Ответы запишите. Обязательно зафиксируйте время чтения и вычислите - скорость чтения. По ответам на вопросы определите коэффициент понимания текста. Рекомендации по определению скорости чтения и коэффициента понимания текста даны ниже. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: знакомиться с вопросами до прочтения текста, читать текст дважды! При оценке ответов помните, что восприятие всегда субъективно, а поиск ответа на вопрос - это творческий процесс. Следовательно, возможны разные варианты ответов. Важно, однако, установить, все ли ФАКТЫ или ИДЕИ отражены в ваших ответах и какова глубина осмысления текста. Коэффициент понимания, характеризующий эффективность чтения, устанавливается следующим образом: Полный и правильный ответ - коэффициент понимания равен 0,1. Отсутствие ответа или неправильный ответ - коэффициент равен 0. Если вы правильно ответили на все вопросы, то коэффициент равен 1,0 (для удобства вычисления мы даем десять вопросов). При правильном ответе на один вопрос коэффициент будет равен 0,1. При двух правильных ответах он равен 0,2 ит. д. Для определения абсолютной скорости чтения вам достаточно знать количество знаков в тексте и время чтения текста. Скорость чтения вычисляется по формуле:

где Va - абсолютная скорость чтения, Q - количество знаков в тексте, Т - время чтения. Введя в формулу коэффициент понимания К
к=--^
(Формула принимает следующий вид: Т), вы
можете вычислить относительную скорость чтения Vr. Именно относительная скорость чтения приводится в нормативных таблицах. Существуют нормативные таблицы скорости чтения. С помощью этих таблиц вы можете установить, быстро ли вы читаете. Ниже мы даем некоторые из нормативов.
Таблица № 1
Нормативные скорости чтения
Итак, вы познакомились с требованиями к контрольному чтению.
Не забудьте зафиксировать время чтения!

Цели:

  • формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания (газообмене, дыхательных движениях);
  • дать представление о механизме дыхания;
  • развивать навыки правильного дыхания;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, негативное отношение к курению;
  • развивать учебно-информационные умения;
  • осознанно читать научно-популярный текст;
  • подбирать материал по определенной теме;
  • отделять новое от известного знания;
  • определять главное, существенное;
  • создавать план текста;
  • литературным языком выражать свои мысли;
  • работать с дополнительными источниками информации.

Оборудование: карточки с заданиями, 2 презентации (приложение 1 , приложение 2), рисунки. Таблица “Органы дыхания”. Энциклопедии, толковые словари.

ТСО: компьютер, телевизор.

ХОД УРОКА

1. Постановка проблемы.

Задержите дыхание на несколько минут.

Можете долго не дышать?

А жить без дыхания у нас получится?

Догадались, о чем будем говорить на уроке?

Работа на уроке сопровождается демонстрацией рисунков из презентации. (Приложение 1)

<Рисунок 1>. На экране тема урока

А сможем мы сейчас сразу объяснить, почему без дыхания человек не может жить?

И так, проблема выявлена.

<Рисунок 2>. На экране отображается проблема

Назовите ваши версии. (Учащиеся перечисляют свои версии)

Отрабатываются версии. (Подвести к гипотезе о необходимости энергии для жизни и значимости кислорода для получения энергии)

Станет ли эта гипотеза ответом на наш проблемный вопрос, проверим.

Работа с учебником. (Стр. 23. 1, 2 абзац читают самостоятельно)

2. Актуализация знаний.

Вспомним, что нам известно.

Назовите основные отличия живых организмов от неживых тел.

А что необходимо живым организмам, чтобы они могли жить, расти, размножаться? (Энергия)

Откуда берут живые организмы эту энергию? (С помощью кислорода из органических веществ клетки нашего организма получают энергию)

Так для чего необходим кислород нашему организму? (Для получения энергии, необходимой для обеспечения всех жизненных процессов нашего организма)

А что обеспечивает наш организм кислородом? (Органы дыхания)

От чего избавляют организм органы дыхания? (От углекислого газа)

Мы на правильном пути, ребята.

3. Совместное открытие знаний.

Познакомимся с органами дыхания.

а) Работа с толковым словарем (работа в группах).

Объясните понятия: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие. (Объяснения учащихся сопровождаются показом слайдов)

<Рисунки 3, 4, 5, 6>. Органы дыхания

б) Работа с учебником. (Чтение нового материала, беседа)

Проследим, какой путь проходит кислород к легким.

<Рисунок 7> .“Путь кислорода к легким”

Отметим основные функции органов дыхания. (Учащиеся называют дыхательную, защитную функции, зачитывают материал о носовой полости, подчеркивая защитную роль)

Можно выделить еще одну функцию, благодаря которой мы говорим. Давайте в этом убедимся. (Дети проводят перед зеркалом наблюдение за положением губ, языка при произношении звука [о], положив на гортань свою ладонь, ощущают дрожание голосовых связок)

<Рисунок 8>. “Как мы говорим”

Какой вывод можно сделать? (Органы дыхания участвуют в образовании голоса, следовательно, эту функцию можно назвать голосообразующей)

Посмотрим, что происходит с воздухом в легких.

<Рисунок 9>. “Газообмен”

Но воздух сам не заходит в легкие. Посмотрим, как это происходит.

<Рисунки 10, 11>.“Вдох-выдох”

Физминутка. (Дети выполняют дыхательные упражнения)

4. Закрепление. Вывод.

Подтвердилась наша гипотеза? (Да)

Для чего же мы дышим? (Чтобы обеспечить организм кислородом для получения энергии, необходимой для жизнедеятельности)

Как правильно нужно дышать?

5. Беседа о гигиене дыхания.

Что нужно делать, чтобы не испытывать недостатка в воздухе? (Проветривать помещение, делать влажную уборку, гулять на свежем воздухе …)

В воздухе много микробов и не всегда организм справляется с ними. Человек заболеет, появится кашель, насморк. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Чихание и кашель приносят вред организму?”

<Рисунок 12>. Вопрос

Учащиеся в учебнике ищут ответ на поставленный вопрос.

А 1-я группа выполнит задание № 5. (Необходимо дать разумные советы к четырем ситуациям)

<Рисунки 13, 14, 15, 16>. “Ваши советы”

Проверка выполнения заданий.

Физминутка. (Дыхательные упражнения)

6. Работа в группах. (Четырем группам предлагаются научно-популярные тексты с заданиями из энциклопедии, пятой группе – материал о вреде курения)

Задание 1.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Составьте план текста.

Для дыхания живым организмам необходим содержащийся в воздухе кислород. При непрерывной подаче кислорода идут процессы “медленного горения” (или, точнее, окисления) и выделяется энергия, необходимая для жизни. Дыхание происходит в клетках. Поэтому самый простой тип дыхания – клеточный. Его мы встречаем у простейших водных организмов, например, у амебы. У некоторых многоклеточных, например, у медуз и плоских червей.

У сухопутных животных, избравших для себя кожный тип дыхания (например, у саламандр и у дождевых червей), кожа постоянно выделяет слизь и влагу.

У насекомых кожа покрыта панцирем и кожное дыхание для них невозможно. Дышат они особым способом – трахейным.

Большинство водных животных избрали жаберный тип дыхания. Жабры густо пронизаны кровеносными сосудами: кровь разносит кислород по всему телу.

Наземные позвоночные и человек пользуются легочным типом дыхания. По воздухоносным путям кислород поступает в легкие и через легочные пузырьки происходит газообмен.

Задание 2.

  1. Объясните значение слова альвеолы.
  2. Отделите новое знание от известного знания.
  3. Прочитайте новые сведения.
  4. Как дышит человек.

Человек и наземные животные пользуются легочным теплом дыхания. Они оригинально решили проблему поддержания дыхательной поверхности влажной. Просто поместили ее внутри своего тела! Внутренняя поверхность легких дробится на тысячи отдельных альвеол. В результате у человека общая внутренняя поверхность легких возрастает до 100 кв.м.

Человек дышит не только легкими, но и кожей, хотя кожное дыхание незначительно (1-2 % общего объема дыхания)

Задание 3.

  1. Дополните текст, чтобы у вас получилась убеждающая речь.
  2. Из чего состоит воздух, которым мы дышим?
  3. Сколько кислорода человеку необходимо на один вдох?
  4. Говорят, что для дыхания человеку необходим кислород. Так ли это?

Воздух, которым мы дышим, состоит из кислорода (21%), углекислого газа (0,03%), азота (78%) и других газов (0,97%). В воздухе, который мы выдыхаем, содержатся те же газы, но уже в другом количестве: кислород (примерно 16%), углекислый газ (примерно 5%), азот (78%), другие газы (0,97%).

Нетрудно заметить разницу: в выдыхаемом воздухе содержится меньше кислорода и больше углекислого газа, чем во вдыхаемом. А это значит, что….

Задание 4.

  1. Собрать текст из частей.
  2. Выделить главную мысль.
  3. Озаглавить текст.

Дыхание через нос (а не через рот) считается единственно правильным, так как при нем меньше опасность надышаться пыли, простудиться, или заболеть.

Дети, привыкшие дышать ртом, не только чаще страдают от инфекций и простуды, но и хуже развиваются в умственном отношении. Связано это с тем, что при ротовом дыхании ухудшается кровоснабжение головного мозга. Привычка дышать ртом плохо сказывается и на работе других органов. В том числе и сердца. При дыхании носом воздух проходит через носовую полость. Потом он попадает в носоглотку, гортань, трахею, бронхи и попадает в легкие в легочные пузырьки. Там и происходит газообмен. При дыхании через нос вдыхаемый воздух нагревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. В носовой полости выделяется слизь, к которой прилипает пыль и микробы. Поэтому надо всегда стараться дышать через нос.

Мы дышим постоянно и часто даже не задумываемся о том, как это происходит и какое дыхание правильное.

Задание 5.

  1. Выберите сведения о вреде курения.
  2. Прочитайте стихотворение в лицах.

Знаете ли вы?

  1. Курение опасно для здоровья.
  2. Завершать любые споры лучше добрыми словами.
  3. Никотин – яд, люди вдыхают никотин при курении.
  4. Нельзя приносить животных из леса домой, они могут погибнуть.
  5. В каждой сигарете содержится около 15 вредных веществ, приводящих к раку.
  6. Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь курильщика на 8 минут.
  7. Курильщик за год вбирает в свои легкие литр смолы.
  8. Недружелюбный тон общения может стать причиной конфликта.
  9. Дым сигарет делает зубы и пальцы курильщика желтыми.
  10. Аппетит приходит во время еды.
  11. Изо рта курящего плохо пахнет, он не различает вкус еды.
  12. Курящий человек становится раздражительным.
  13. Орган слуха у кузнечика находится на ногах.
  14. Курение – это тяжелое заболевание, от которого можно умереть.

Мое имя – сигарета.

“Мое имя – сигарета,
Я красива и сильна.
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
Скажем прямо – слабакам”.
Запомни – человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать
“Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить,
Я – человек! Я должен сильным быть!”

Каждая группа представляет и защищает свою работу.

7. Обобщение. <Рисунок 17>

Урок 6. Для чего и как мы дышим

Цели:

Сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания.

Ход урока:

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Вопрос 1. Назови основные отличия живых организмов от неживых тел.

Живые организмы отличаются от неживых тел способностью к обмену веществ (питание, дыхание, выделение), способностью реагировать на внешнюю среду, расти и размножаться.

Вопрос 2. Какое значение имеет кислород в жизни организма?

Кислород нужен организму для жизнедеятельности его клеток: он использует кислород для дыхания.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды — несколько суток, а без воздуха — несколько минут. Каждое мгновение клетки нашего организма нуждаются в кислороде, с помощью которого они получают из органических веществ энергию, необходимую для жизни. Без неё клетки погибают.

В отличии от питательных веществ, кислород нельзя запасти впрок. Вот почему питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.

Как же мы дышим? Воздух через ноздри попадает в носовую полость .

Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.

Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в гортань — дыхательное горло. Как вы помните, пища тоже поступает в глотку. Однако во время глотания пищи отверстие в гортань всегда закрывается. Но если во время еды человек вдруг заговорит или рассмеются, пища может попасть в дыхательное горло — человек поперхнётся, закашляет (защитная реакция организма). Об этих опасностях предостерегали еще в древние времена, об этом мы узнали из известной народной мудрости — пословицы: "Когда я ем, я глух и нем"

Из гортани воздух попадает в трахею . Это небольшая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец. Трахея разветвляется сначала на две крупные трубки — бронхи , затем на более мелкие. Они ведут в лёгкие — парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки, затем — на очень мелкие и заканчиваются множеством лёгочных пузырьков, которые оплетены тонкостенными кровеносными сосудами. Здесь происходит обмен газов между кровью и воздухом в лёгких.

А вы знаете, что в спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час. При напряженной работе или занятии спортом клетки тела расходуют в 10-20 раз больше энергии и соответственно требуют больше кислорода: человек дышит глубже и чаще.

Но воздух сам не заходит в лёгкие. Как же мы дышим? Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка — диафрагма — опускается. Объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При вдохе мышцы расслабляются, и объём грудной клетки уменьшается.

А вы знаете зачем человек чихает и кашляет? При вдохе вместе с воздухом в дыхательные пути попадает множество микробов. Организм в большинстве случаев с ними справляется. Но если иммунитет человека ослаблен, то человек может не осилить микробы, и тогда человек заболевает.

Иммунитет -защита организма, это невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям.

Когда человек болеет, он частенько чихает и кашляет. И это, как не странно, хорошо. Ведь при этом организм избавляется от ненужных частиц. При чихании, например, прочищается носовая полость, при кашле — трахея, бронхи и лёгкие. Мы чихаем, когда в нос попадают частички пыли. Кашель спасает нас, когда в дыхательное горло попадают частички пищи. А во время болезни чихание и кашель освобождает дыхательные пути от слизи.

Смотрим фильм…

Берегите себя! Почаще бывайте на свежем воздухе! Проветривайте комнаты! Убедите ваших родителе, что курение — это самое опасное занятие для органов дыхания…

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Задание 1. Рабочая тетрадь стр.11

Задание посвящено заболеваниям дыхательных путей. Учащийся должен соединить названия болезней с органами, которые они поражают. Большинство болезней получили своё название оп органу, в котором они локализуются.

Задание 2. Рабочая тетрадь стр.11

Задание 3. Рабочая тетрадь стр.12

Задание 4. Рабочая тетрадь стр.12

"У пылесоса внутри шланга вставлены металлические кольца. Они делают шланг прочным и не дают ему сжиматься, когда воздух всасывается. Объясни, почему внутри стенок трахеи расположены прочные хрящевые кольца."

Это задание объясняет наличие в стенках трахеи хрящевых колец: они придают стенкам трахеи прочность. Расширение объема грудной клетки и вслед за тем лёгких приводит к отрицательному давлению в дыхательном тракте, что и обеспечивает всасывание воздуха. Однако если бы стенки трахеи были мягкими, то они могли бы просто сплющиться за счет этого отрицательного давления. По той же причине инженеры вставили металлические кольца в шланг, чтобы не дать ему сжаться, когда воздух всасывается. "Чтобы при вдыхании воздуха стенки трахеи не сжимались, они укреплены хрящевыми кольцами" .

Задание 5. Рабочая тетрадь стр.12

Задание 6. Рабочая тетрадь стр.12

"Посчитай, сколько вдохов ты делаешь за 1 минуту. Сделай 20 приседаний и посчитай число вдохов в минуту после этого. Сравни результаты и сделай вывод. Объясни, почему изменилась частота дыхания".

Задание основано на проведении опыта, в результате которого учащиеся удостоверятся в том, что частота дыхания возрастает по мере увеличения физической нагрузки. "При физической нагрузке клеткам требуется больше кислорода, поэтому частота вдохов возрастает".

ТЕПЕРЬ ТЫ ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Для чего и как мы дышим Учитель: Бутнару О. В. МОУ СОШ № 24 Город Гуково

Почему Волку стало плохо? Для чего Волк начал курить сразу несколько сигарет? Зачем это нужно было Волку? Что же случилось с Волком дальше? Волк отравился, ведь он выкурил столько сигарет сразу! Но почему же закашлялся Зайчик, ведь он совсем не курил?

В горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ.

Поверхность зоны обоняния носа всего 5 см(квадратных), но на ней размещается около миллиона нервных окончаний. Ощущение запаха возникает при возбуждении не менее 40 нервных окончаний. Самая холодная часть человеческого тела – нос. Температура его кончика обычно не превышает 22 гр Цельсия. Нос обеспечивает рефлекторную регуляцию дыхания и дополнительно регулирует кровообращение. При слабой выносливости нервной системы в случаях более или менее сильных возбуждений человек падает в обморок. При этом, если сильно раздражить рецепторы внутренней полости носа, например давая понюхать нашатырный спирт, то человек приходит в себя.

Гортань – это вход в трахею. Гортань состоит из хрящей. У мужчин щитовидный хрящ образует кадык. Связки: у мужчин длиннее и толще, поэтому их голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, поэтому их голос более высокий. Из гортани воздух попадает в трахею.

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея состоит из хрящевых полуколец. Внизу трахея ветвится на 2 главных бронха(левый и правый). Главные бронхи входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют «воротами легких» . Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Каждое легкое одето оболочкой – легочной плеврой. Пристеночная плевра выстилает грудную полость с внутренней стороны.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!