Для всех и обо всем. История и этнология

В ночь на 8 февраля 1651 г. Париж был разбужен набатом. Проснувшиеся парижане сообщали друг другу тревожную новость: королева-мать Анна Австрийская и малолетний король Людовик бежали из города и присоединились в замке Сен-Жермен к кардиналу Мазарини.

Ненавистный французам итальянец, волею судьбы и по завещанию покойного кардинала Ришельё ставший первым министром Франции, уже четвертый год не мог справиться с Фрондой - массовым движением против королевской власти, охватившим всю Францию. После смерти Ришельё, железной рукой обуздавшего аристократическую вольницу, подняли голову представители высшей знати, уже давно тяготившиеся опекой центральной власти, которая одну за другой отбирала у них старые вольности и ставила их на службу государству. В своем стремлении вернуться в золотую эру феодальной самостийности они соединились со все более твердо становившимся на ноги городским сословием, которое в конце 1640-х гг. изнывало под тяжким бременем налогов, шедших на покрытие расходов по участию Франции в первом глобальном общеевропейском конфликте - Тридцатилетней войне.

Аббатство Сен-Жермен де Пре в 1687 году. Вид с севера. (Литография из книги А.Peigné-Delacourt. Le monasticon gallicanumю 1870).

У этих двух сил был общий враг - центральная королевская власть. Фрондеры активно прикрывались монархическими лозунгами, заявляли, что выступают лишь против Мазарини, однако все прекрасно понимали, что речь на самом деле идет о будущем монархии и самой династии Бурбонов. Лучше многих других это осознавал 12-летний мальчик, насмерть перепуганный ворвавшейся в ночь на 10 февраля 1651 г. в королевский дворец вооруженной толпой, желавшей убедиться, что молодой монарх остался верен своей взбунтовавшейся столице. Эта унизительная сцена навсегда останется в его памяти. Он будет помнить о страшной ночи 10 февраля 1651 г. и когда через много лет лишит Париж столичного статуса, а гордую аристократию превратит в статистов грандиозного театра, главную роль в котором будет всегда играть он сам - Король-Солнце Людовик XIV.

Анна Австрийская с сыном Людовиком. Неизвестный автор, ок. 1639 г. Версаль, Франция.

Будущий король родился 5 сентября 1638 г. в семье Людовика XIII и Анны Австрийской. Его появление на свет современники считали настоящим чудом: в течение более чем 20 лет королевская чета оставалась бездетной, и шансы на то, что у почти сороколетних короля и королевы все-таки появится наследник, таяли с каждым годом. Тем больше была радость двора, когда королева разрешилась от бремени долгожданным наследником - дофином, которого тут же окрестили «Богоданным». С рождением двумя годами спустя второго сына Людовика XIII Филиппа будущее династии можно было считать на время обеспеченным. Более ста лет спустя Вольтер запустит в обиход красивую легенду о «Железной Маске» - якобы жившем на самом деле брате-близнеце Людовика XIV, заточенного в каменный мешок с целью избежать борьбы за престол между похожими друг на друга как две капли воды принцами. Интересная с художественной точки зрения, она не имеет никакого отношения к реальности.

Большой парадный портрет Людовика XIII. (Филипп де Шампань, Британская Королевская коллекция).

Пяти лет от роду после смерти своего отца дофин Людовик взошел на французский престол. Назначенная покойным Людовиком XIII регентшей Анна Австрийская слабо подходила на роль вершителя судеб огромного европейского государства. Фактическую власть над королевством при ней получил оборотистый итальянец кардинал Джулио Мазарини, с которым, как толковали, Анну связывало нечто большее, чем совместное управление страной.

Анна Австрийская, королева Франции. Портрет. Питер Пауль Рубенс, 1620-е гг. Музей Нортона Саймона, США.

Когда-то молодая супруга Людовика XIII позволяла себе в сфере политики гораздо больше, чем приличествовало королеве Франции. Образ бедной, брошенной самодуром-мужем и преследуемой коварным Ришельё женщины, созданный Дюма в романе «Три мушкетера», не имеет ничего общего с реальной биографией Анны Австрийской, непосредственно участвовавшей в заговорах против супруга и шпионившей в пользу врагов Франции. Однако одно дело - нелюбимый муж, и совсем другое - собственный сын. Став опекуншей малолетнего короля, Регентша столкнулась с теми же проблемами, которые когда-то сама активно создавала для Людовика XIII и Ришельё. Война, выкачивающая из страны ресурсы, ропщущее население Парижа, заговоры знати, как обычно активизировавшейся в условиях ослабления королевской власти - со всем этим пришлось справляться Анне Австрийской и Мазарини. Пока маленький король и его младший брат беззаботно играли в просторном саду дворца Пале-Рояль, над королевской семьей сгущались тучи. 1648 г. Очередная попытка кардинала провести через парижский парламент новый налог закончилась массовым вооруженным выступлением парижан, перекрывших город баррикадами. Король с матерью и братом бежали из Парижа. Страну охватила гражданская война, которая бушевала с затишьями в течение 5 лет. Францию попеременно опустошали королевские войска, армии повстанцев и интервентов-испанцев.

Дворец кардинала, будущий "Пале-Рояль" ("Королевский дворец") на литографии сер. XVII века.

Малолетний Людовик по большей части являлся лишь пассивным зрителем разворачивавшихся событий. Его именем страной правил Мазарини. В свое время Ришельё политически предусмотрительно сделал своего преемника крестным новорожденного дофина, но тогда, в 1643 г. мало кто догадывался, что этому импульсивному итальянцу, который так никогда и не стал «своим» для французов, на самом деле будет суждено заменить маленькому королю родного отца. В 1646 г. волею Регентши Мазарини стал официальным воспитателем Людовика XIV. Король проявлял не много усердияв науках и древних языках. Книжная ученость утомляла его быстрый и острый ум. Подлинной же страстью короля стало искусство. Заядлый коллекционер, Мазарини в полной мере передал своему юному воспитаннику склонность к прекрасному. До конца жизни Людовик будет большим поклонником живописи, скульптуры, музыки. С него начнется формирование музейного собрания Лувра. Именно он, ценивший актерское мастерство, чтивший талант Мольера и сам не чуждый лицедейству, станет основоположником французского театра. Эмблемой своего правления Людовик выберет Солнце - символ бога Аполлона, покровителя искусств. Потомки навсегда запомнят его как Короля-Солнце.

Кардинала Джулио Мазарини. Портрет работы Пьера Миньяра, 1660 г. Музей Конде, Франция.

В 1653 г. Мазарини и Регентше удалось покончить с Фрондой. Лишь далеко на окраинах продолжали тлеть очаги сопротивления, которое возглавлял самый опасный враг королевской власти - герцог Конде. 7 июня 1654 г. в древнем готическом соборе Реймса 16-летний Людовик XIV был коронован. С того момента, как епископ Суассонский помазал короля на царство священным елеем, возложил на его голову корону, а главные пэры королевства вручили ему меч Карла Великого, совершеннолетие Людовика наступило официально. Однако фактически власть осталась в руках Мазарини, который еще 7 лет будет приобщать короля к государственным делам и делиться с ним своим бесценным политическим опытом. Параллельно с этим Людовик постигает основы военного дела под руководством одного из прославленных полководцев Франции – Тюренна. Война ему явно по душе. Он лично участвует в боевых действиях против испанцев и окопавшегося в Нидерландах Конде. Оружие, мундиры, маневры, сражения – все это настолько захватывает короля, что Мазарини в письмах королеве открыто высказывает свое опасение за его жизнь и здоровье.

Собор в Реймсе. Художник Доменико Квальо, начало XIX в.

Впрочем, кроме войны у Людовика в это же время появляется другая, гораздо более сильная страсть – молодая Мария Манчини, племянница кардинала. Эта худая брюнетка полностью завладела сердцем короля к великому недовольству Анны Австрийской и самого Мазарини. Людовик не скрывал своих намерений жениться на Марии, однако его мать и крестный не хотели об этом и слышать. Дело было не только в том, что король Франции не мог взять вжены особу некоролевских кровей. Гораздо важнее было то, что королева-мать и кардинал в своих проектах уже выбрали Людовику пару – его двоюродную сестру испанскую инфанту Марию-Терезию. Речь шла о многоходовой внешнеполитической комбинации, целью которой было прекращение затянувшейся войны с Испанией, которая уже более 20 лет высасывала из Франции все соки. В будущем Король-Солнце сам будет проворачивать подобные династические комбинации в политических целях, однако для 20-летнего юноши, захваченного первым чувством, замысел матери и Мазарини казался кощунством. Лишь после многодневных увещеваний и призывов руководствоваться разумом во благо государства Людовик уступает. В 1659 г. с Испанией подписан выгодный для Франции Пиренейский мир, а дочь испанского короля Филиппа IV, племянница Анны Австрийской Мария-Терезия становится французской королевой. Однако маленькая итальянка Манчини останется в сердце Людовика. Поговаривали, что она была его первой и последней настоящей большой любовью.

Мария-Терезия Австрийская и Великий дофин Франции. Портрет. Шарль Бобран, ок 1665 г. Музей Прадо, Испания

1661 г. стал отправной точкой более чем 50-летнего единоличного правления Людовика XIV. 9 марта на 59-ом году жизни скончался неутомимый Мазарини. Молодому королюпредстояло взять рычаги управления королевством в свои руки.

кандидат исторических наук А.А. Вершинин,
специально для сайта Всеобщего просветительского общества

Король Франции из династии Бурбонов, правивший в 1643--1715 гг. Сын

Людовик XIII и Анны Австрийской. Ж.: 1) г 1660 г. Мария Терезия, дочь короля

Испании Филиппа IV (род. 1638 г. Умер 1683 г.); 2) с 1683 г. Франсуаза

Сен-Жермен-о-Лэ. До этого на протяжении двадцати двух лет брак его родителей

был бесплодным и, казалось, останется таким и впредь. Поэтому современники

встретили известие о появлении на свет долгожданного наследника изъявлениями

живейшей радости. Простой народ видел в этом знак Божьей милости и называл

новорожденного дофина Богоданным. Сохранилось очень мало известий о его

раннем детстве. Едва ли он хорошо помнил своего отца, который скончался в

1643 г., когда Людовику было всего пять лет. Королева Анна вскоре после

этого оставила Лувр и переселилась в бывший дворец Ришелье, переименованный

в Пале-Рояль. Здесь в очень простой и даже убогой обстановке юный король

провел свое детство. Вдовствующая королева Анна считалась правительницей

Франции, но фактически всеми делами вершил ее фаворит кардинал Мазарини. Он

был очень скуп и почти совсем не заботился о доставлении удовольствий

ребенку-королю, лишал его не только игр и забав, но даже предметов первой

необходимости: мальчик получал всего две пары платья в год и принужден был

ходить в заплатах, а на простынях его замечали огромные дыры.

На детство и отрочество Людовика пришлись бурные события гражданской

войны, известной в истории как Фронда. В январе 1649 г. королевское

семейство в сопровождении нескольких придворных и министров бежало в

Сен-Жермен из охваченного восстанием Парижа. Мазарини, против которого,

главным образом, и было направлено недовольство, пришлось искать убежище еще

внутренний мир. Но зато в последующие годы, вплоть до самой смерти, Мазарини

твердо держал в своих руках бразды правления. Во внешней политике он также

добился немаловажных успехов. В ноябре 1659 г. был подписан Пиренейский мир

с Испанией, положивший конец многолетней войне между двумя королевствами.

Договор был скреплен брачным союзом французского короля с его кузиной,

испанской инфантой Марией Терезией. Этот брак оказался последним деянием

всесильного Мазарини. В марте 1661 г. он умер. До самой смерти, несмотря на

то что король уже давно считался совершеннолетним, кардинал оставался

полноправным правителем государства, и Людовик во всем послушно следовал его

указаниям. Но едва Мазарини не стало, король поспешил освободиться от всякой

опеки. Он упразднил должность первого министра и, созвав Государственный

совет, объявил повелительным тоном, что решил отныне сам быть своим первым

министром и не желает, чтобы кто-либо от его имени подписывал даже самые

незначительный ордонанс.

Очень немногие в это время были знакомы с настоящим характером

Людовика. Этот юный король, которому исполнилось только 22 г.ода, до той

поры обращал на себя внимание лишь склонностью к щегольству и любовными

интригами. Казалось, он создан исключительно для праздности и удовольствий.

Но потребовалось совсем немного времени, чтобы убедиться в обратном. В

детстве Людовик получил очень плохое воспитание -- его едва научили читать и

писать. Однако от природы он был одарен здравым смыслом, замечательной

способностью понимать суть вещей и твердой решимостью поддерживать свое

королевское достоинство. По словам венецианского посланника, "сама натура

постаралась сделать Людовика XIV таким человеком, которому суждено по его

личным качествам стать королем нации". Он был высок ростом и очень красив.

Во всех его телодвижениях проглядывало нечто мужественное или геройское. Он

обладал очень важным для короля умением выражаться кратко, но ясно, и

говорить не более и не менее того, что было нужно. Всю жизнь он прилежно

занимался государственными делами, от которых его не могли оторвать ни

развлечения, ни старость. "Царствуют посредством труда и для труда, -- любил

повторять Людовик, -- а желать одного без другого было бы неблагодарностью и

неуважением относительно Господа". К несчастью, его врожденное величие и

трудолюбие служили прикрытием для самого беззастенчивого себялюбия. Ни один

французский король прежде не отличался такой чудовищной гордостью и

эгоизмом, ни один европейский монарх так явно не превозносил себя над

окружающими и не курил с таким удовольствием фимиам собственному величию.

Это хорошо видно во всем, что касалось Людовика: в его придворной и

общественной жизни, в его внутренней и внешней политике, в его любовных

увлечениях и в его постройках.

Все прежние королевские резиденции казались Людовику недостойными его

персоны. С первых дней царствования он был озабочен мыслю о строительстве

нового дворца, более соответствующего его величию. Он долго не знал, какой

из королевских замков превратить во дворец. Наконец, в 1662 г. выбор его пал

на Версаль (при Людовике XIII это был небольшой охотничий замок). Однако

прошло более пятидесяти лет, прежде чем новый великолепный дворец был готов

в своих основных частях. Возведение ансамбля обошлось примерно в 400

миллионов франков и поглощало ежегодно 12--14% всех государственных

расходов. В течение двух десятилетий, пока шло строительство, королевский

двор не имел постоянного местопребывания: до 1666 г. он располагался в

основном в Лувре, потом, в 1666-- 1671 гг. -- в Тюильри, в течение следующих

десяти лет -- попеременно в Сен-Жермен-о-Лэ и строящемся Версале. Наконец, в

1682 г. Версаль стал постоянной резиденцией двора и правительства. После

этого до самой своей смерти Людовик бывал в Париже всего 16 раз с короткими

визитами.

Необыкновенной пышности новых апартаментов соответствовали

установленные королем сложные правила этикета. Все здесь было продумано до

мелочей. Так, если король желал утолить жажду, то требовалось "пять человек

и четыре поклона", чтобы поднести ему стакан воды или вина. Обыкновенно по

выходе из своей спальни Людовик отправлялся в церковь (король исправно

соблюдал церковные обряды: каждый день он ходил к обедне, а когда он

принимал лекарство или был нездоров, то приказывал служить обедню в его

комнате; он причащался по большим праздникам не менее четырех раз в году и

строго соблюдал посты). Из церкви король шел в Совет, заседания которого

продолжались до обеденного часа. По четвергам он давал аудиенцию всякому

желавшему говорить с ним и всегда выслушивал просителей с терпением и

любезностью. В час королю подавали обед. Он был всегда изобилен и состоял из

трех отличных блюд. Людовик съедал их один в присутствии придворных. Причем

даже принцам крови и дофину не полагался в это время стул. Только брату

короля, герцогу Орлеанскому, подавали табурет, на котором тот мог присесть

позади Людовика. Трапеза обыкновенно сопровождалась общим молчанием.

После обеда Людовик удалялся в свой кабинет и собственноручно кормил

охотничьих собак. Затем следовала прогулка. В это время король травил оленя,

стрелял в зверинце или посещал работы. Иногда он назначал прогулки с дамами

и пикники в лесу. Во второй половине дня Людовик работал наедине с

государственными секретарями или министрами. Если он бывал болен, Совет

собирался в спальне короля, и он председательствовал на нем, лежа в постели.

Вечер был посвящен удовольствиям. К назначенному часу в Версаль

съезжалось многочисленное придворное общество. Когда Людовик окончательно

поселился в Версале, он приказал отчеканить медаль со следующей надписью:

"Королевский дворец открыт для всеобщих увеселений" Действительно, жизнь при

дворе отличалась празднествами и внешним блеском. Так называемые "большие

апартаменты", то есть салоны Изобилия, Венеры, Марса, Дианы, Меркурия и

Аполлона, служили чем-то вроде прихожих для большой Зеркальной галереи,

которая была длиною 72 метра, шириной -- 10 метров, вышиною -- 13 метров и,

по словам г-жи Севинье, отличалась единственным в мире царским великолепием.

Продолжением для нее служили с одной стороны салон Войны, с другой стороны

Салон Мира. Все это представляло великолепное зрелище, когда украшения из

цветного мрамора, трофеи из позолоченной меди, большие зеркала, картины Ле

Брена, мебель из цельного серебра, туалеты дам и царедворцев были освещены

тысячами канделябров, жирандолей и факелов. В развлечениях двора были

установлены неизменные правила. Зимой три раза в неделю происходило собрание

всего двора в больших апартаментах, продолжавшееся с семи до десяти часов. В

залах Изобилия и Венеры устраивались роскошные буфеты. В зале Дианы

происходила игра в бильярд. В салонах Марса, Меркурия и Аполлона стояли

столы для игры в ландскнехт, в риверси, в ломбер, в фараон, в портику и

прочее. Игра сделалась неукротимой страстью и при дворе, и в городе. "На

зеленом столе рассыпались тысячи луидоров, -- писала г-жа Севинье, -- ставки

бывали не меньше пяти, шести или семи сот луидоров". Сам Людовик отказался

от крупной игры после того, как в 1676 г. проиграл за полгода 600 тысяч

ливров, но, чтобы ему угодить, нужно было рисковать на одну партию огромные

суммы. В другие три дня представлялись комедии. Сначала итальянские комедии

чередовались с французскими, но итальянцы позволяли себе такие

непристойности, что были удалены от двора, а в 1697 г., когда король стал

подчиняться правилам благочестия, изгнаны из королевства. Французская

комедия исполняла на сцене пьесы Корнеля, Расина и в особенности Мольера,

который всегда был любимым королевским драматургом. Людовик очень любил

танцевать и много раз исполнял роли в балетах Бенсерада, Кино и Мольера. Он

отказался от этого удовольствия в 1670 г., но при дворе не переставали

танцевать. Масленица была сезоном маскарадов. По воскресеньям не было

никаких увеселений. В летние месяцы часто устраивались увеселительные

поездки в Трианон, где король ужинал вместе с дамами и катался в гондолах по

каналу. Иногда в качестве конечного пункта путешествия избирали Марли,

Компьен или Фонтеб-ло. В 10 часов подавали ужин. Эта церемония была менее

чопорной. Дети и внуки обычно разделяли с королем трапезу, сидя за одним

столом. Затем, в сопровождении телохранителей и придворных Людовик проходил

в свой кабинет. Вечер он проводил в кругу семьи, однако сидеть при нем могли

только принцессы и принц Орлеанский. Около 12 часов король кормил собак,

желал доброй ночи и уходил в свою спальню, где со многими церемониями

отходил ко сну. На столе подле него оставляли спальное кушанье и питье на

В молодости Людовик отличался пылким нравом и был очень не равнодушен к

хорошеньким женщинам. Несмотря на красоту молодой королевы, он ни на одну

минуту не был влюблен в свою супругу и постоянно искал любовных развлечений

на стороне. В марте 1661 г. брат Людовика, герцог Орлеанский, женился на

дочери английского короля Карла 1, Генриэ-те. Сначала король проявил

живейший интерес к невестке и стал часто навещать ее в Сен-Жермене, но потом

увлекся ее фрейлиной -- семнадцатилетней Луизой де ла Вальер. По словам

современников, эта девушка, одаренная живым и нежным сердцем, была очень

прихрамывала и была чуть-чуть рябовата, но имела прекрасные голубые глаза и

белокурые волосы. Любовь ее к королю была искренней и глубокой. По словам

Вольтера, она доставила Людовику то редкое счастье, что он был любим только

ради себя самого. Впрочем, чувства, которые король питал к де ла Вальер,

тоже имели все свойства истинной любви. В подтверждение этого ссылаются на

множество случаев. Некоторые из них кажутся столь необыкновенными, что с

трудом можно в них верить. Так однажды во время прогулки разразилась гроза,

и король, скрывшись вместе с де ла Вальер под защитой ветвистого дерева, в

течение двух часов стоял под дождем, прикрывая ее своей шляпой. Людовик

купил для ла Вальер дворец Бирон и ежедневно навещал ее здесь. Связь с ней

продолжалась с 1661 по 1667 г. За это время фаворитка родила королю четверых

детей, из которых выжили двое. Людовик узаконил их под именами графа

Вер-мандуа и девицы де Блуа. В 1667 г. он пожаловал своей любовнице

герцогский титул и с тех пор стал постепенно отдаляться от нее.

Новым увлечением короля стала маркиза де Монтеспан. И по внешности, и

по характеру маркиза была полной противоположностью ла Вальер: пылкая,

черноволосая, она была очень красива, но совершенна лишена томности и

нежности, которые были свойственны ее сопернице. Обладая ясным и

прак-тичньГм умом, она хорошо знала, что ей нужно, и готовилась очень

недешево продать свои ласки. Долгое время король, ослепленный любовью к ла

Вальер, не замечал достоинств ее соперницы. Но когда прежние чувства

потеряли свою остроту, красота маркизы и ее живой ум произвели должное

впечатление на Людовика. Особенно сблизил их военный поход 1667 г. в

Бельгию, превратившийся в увеселительное путешествием двора по местам

военных действий. Заметив равнодушие короля, несчастная ла Вальер однажды

осмелилась сделать Людовику упреки. Разгневанный король бросил ей на колени

маленькую собачку и, сказав: "Возьмите, сударыня, для вас довольно и этого!"

Ушел в комнату г-жи де Монтеспан, находившуюся поблизости. Убедившись,

что король окончательно разлюбил ее, ла Вальер не стала мешать новой

фаворитке, удалилась в монастырь кармелиток и постриглась там в 1675 г.

Маркиза де Монтеспан, как женщина умная и высокообразованная,

покровительствовала всем писателям, прославившим царствование Людовика XIV,

но при этом она ни на минуту не забывала о своих интересах: сближение

маркизы с королем началось с того, что Людовик выдал ее семейству 800 тысяч

ливров для уплаты долгов, да сверх того 600 тысяч герцогу Вивонь при его

женитьбе. Этот золотой дождь не оскудевал и в дальнейшем.

Связь короля с маркизой де Монтеспан продолжалась шестнадцать лет. За

это время у Людовика было множество других романов, более или менее

серьезных. В 1674 г. принцесса Субиз родила сына, очень похожего на короля.

Затем вниманием Людовика пользовались г-жа де Людр, графиня Граммон и девица

Гедам. Но все это были мимолетные увлечения. Более серьезную соперницу

маркиза встретила в лице девицы Фонтанж (Людовик пожаловал ее в герцогини),

которая, по словам аббата Шуазли, "была хороша, как ангел, но до

чрезвычайности глупа". Король был очень влюблен в нее в 1679 г. Но бедняжка

слишком быстро сожгла свои корабли -- она не умела поддерживать огонь в

сердце государя, уже пресыщенного сластолюбием. Скорая беременность

обезобразила ее красоту, роды оказались несчастливыми, и летом 1681 г. г-жа

Фонтанж скоропостижно скончалась. Она была подобна метеору, промелькнувшему

на придворном небосводе. Маркиза Монтеспан не скрывала злорадной радости,

однако время ее фавора тоже подошло к концу.

Пока король отдавался чувственным удовольствиям, маркиза Монтеспан на

протяжении многих лет оставалась некоронованной королевой Франции. Но когда

Людовик начал охладевать к любовным приключениям, его сердцем овладела

женщина совсем иного склада. Это была г-жа д"Обинье, дочь знаменитого

Агриппы д"Обинье и вдова поэта Скаррона, известная в истории под именем

маркизы де Ментенон. Прежде чем сделаться фавориткой короля, она долгое

время состояла гувернанткой при его побочных детях (с 1667 по 1681 г.

маркиза де Монтеспан родила Людовику восемь детей, из которых четверо

достигли зрелого возраста). Все они были отданы на воспитание г-же Скаррон.

Король, очень любивший своих детей, долгое время не обращал внимания на их

воспитательницу, но однажды, беседуя с маленьким герцогом Мэном, он остался

очень доволен его меткими ответами. "Государь, -- отвечал ему мальчик, -- не

удивляйтесь моим разумным словам: меня воспитывает дама, которую можно

назвать воплощенным разумом". Этот отзыв заставил Людовика более внимательно

взглянуть на гувернантку сына. Беседуя с ней, он не раз имел случай

убедиться в справедливости слов герцога Мэна. Оценив г-жу Скаррон по

заслугам, король в 1674 г. пожаловал ей поместье Ментенон с правом носить

это имя и титул маркизы. С тех пор г-жа Ментенон начала борьбу за сердце

короля и с каждым годом все сильнее прибирала Людовика к своим рукам. Король

целыми часами беседовал с маркизой о будущем ее воспитанников, навещал ее,

когда она болела, и вскоре сделался с ней почти неразлучен. С 1683 г., после

удаления маркизы де Монтеспан и смерти королевы Марии Терезии, г-жа де

Ментенон приобрела безграничное влияние на короля. Их сближение завершилось

тайным браком в январе 1684 г. Одобряя все распоряжения Людовика, г-жа де

Ментенон при случае давала ему советы и руководила им. Король питал к

маркизе глубочайшее уважение и доверие; под ее влиянием он сделался очень

религиозен, отказался от всяких любовных связей и стал вести более

нравственный образ жизни. Впрочем, большинство современников считали, что

Людовик из одной крайности перешел в другую и от распутства обратился к

ханжеству. Как бы то ни было, в старости король совершенно оставил шумные

сборища, праздники и спектакли. Их заменили проповеди, чтение нравственных

книг и душеспасительные беседы с иезуитами. Через это влияние г-жи Ментенон

на дела государственные и в особенности религиозные было огромно, но не

всегда благотворно.

Стеснения, которым с самого начала царствования Людовика подвергались

гугеноты, увенчались в октябре 1685 г. отменой Нантского эдикта.

Протестантам позволили оставаться во Франции, но запретили публично

совершать свои богослужения и воспитывать детей в кальвинистской вере.

Четыреста тысяч гугенотов предпочли изгнание этому унизительному условию.

Многие из них бежали с военной службы. В ходе массовой эмиграции из Франции

было вывезено 60 миллионов ливров. Торговля пришла в упадок, а в

неприятельские флоты поступили на службу тысячи лучших французских матросов.

Политическое и экономическое положение Франции, которое в конце XVII века и

так было далеко не блестящим, ухудшилось еще больше.

Блестящая обстановка Версальского двора часто заставляла забывать,

насколько был тяжел тогдашний режим для простого народа и в особенности для

крестьян, на которых лежало бремя государственных повинностей. Ни при одном

прежнем государе Франция не вела такого количества широкомасштабных

завоевательных войн, как при Людовике XIV. Начало им положила так называемая

Деволюци-онная война. После смерти испанского короля Филиппа IV Людовик от

имени своей жены объявил претензии на часть испанского наследства и

попытался завоевать Бельгию. В 1667 г. французская армия овладела

Армантьером, Шарлеруа, Бергом, Фюрном и всей южной частью приморской

Фландрии. Осажденный Лилль сдался в августе. Людовик показал там личную

храбрость и всех воодушевлял своим присутствием. Чтобы остановить

наступательное движение французов, Голландия в 1668 г. соединилась с Швецией

и Англией. В ответ Людовик двинул войска в Бургундию и Франш-Конте. Были

взяты Безансон, Салин и Грэ. В мае, по условиям Ахенского мирного договора,

король вернул испанцам Франш-Конте, но сохранил завоевания, сделанные во

Фландрии.

Но этот мир был только передышкой перед большой войной с Голландией.

Она началась в июне 1672 г. с внезапного вторжения французских войск. Чтобы

остановить нашествие врага, штатгальтер Вильгельм Оранский приказал открыть

шлюзы плотин и залил всю страну водой. На сторону Голландии вскоре встали

император Леопольд, протестантские немецкие князья, король Датский и король

Испанский. Эта коалиция получила название Великого Союза. Военные действия

велись частью в Бельгии, частью на берегах Рейна. В 1673 г. французы взяли

Мастрихт, в 1674-м овладели Франш-Конте. Голландцы были разбиты в

кровопролитном сражении у Сенефа. Маршал Тюренн, командовавший французской

армией, разбил имперские войска в трех сражениях, заставил их отступить за

Рейн и захватил весь Эльзас. В следующие годы, несмотря на поражение при

Консарбрюке, успехи французов продолжались. Были взяты Конде, Валансьен,

Бушен и Комбре. Вильгельм Оранский потерпел поражение под Касселем

(1675--1677 гг.). В то же время французский флот одержал несколько побед над

испанцами и стал господствовать на Средиземном море. Тем не менее

продолжение войны оказалось очень разорительно для Франции. Дошедшее до

крайней нищеты население поднимало восстания против чрезмерных налогов. В

1678--1679 гг. были подписаны мирные договоры в Нимвегене. Испания уступила

Людовику Франш-Конте, Эр, Кассель, Ипр, Камбре, Бу-шень и некоторые другие

города в Бельгии. Эльзас и Лотарингия остались за Францией.

Поводом к новой европейской войне послужил захват французами в 1681 г.

Страсбурга и Казале. Испанский король объявил Людовику войну. Французы

одержали несколько побед в Бельгии и взяли Люксембург. По Регенсбургско-му

перемирию к Франции отошли Страсбург, Кель, Люксембург и еще ряд крепостей.

Это было время наивысшего могущества Людовика. Но оно не было

продолжительным. В 1686 г. стараниями Вильгельма Оранского создалась новая

коалиция против Франции, известная как Аугсбургская Лига. В нее вошли

Австрия, Испания, Голландия, Швеция и несколько немецких княжеств. Война

началась в октябре 1687 г. вторжением дофина в Пфальц, захватом

Филиппсбурга, Мангейма и некоторых других городов. Многие из них, в том

числе Шпейер, Вормс, Бинген и Оппен- гейм, были разрушены до основания. Эти

бессмысленные опустошения вызвали волну ненависти по всей Германии. Между

тем в Англии произошла революция, кончившаяся низложением Иакова II.

Вильгельм Оранский сделался в 1688 г. английским королем и сейчас же включил

своих новых подданных в Аугсбургскую Лигу. Франции пришлось вести войну

против всей Европы. Людовик постарался поднять католическое восстание в

Ирландии в поддержку низложенного Иакова II. Английский флот был разбит в

двух сражениях: в Бэнтрийской бухте и подле мыса Бичи-Геда. Но в битве на

берегах Бойоны Вильгельм нанес ирландской армии решительное поражение. К

1691 г. вся Ирландия оказалась вновь завоеванной англичанами. В 1692 г.

французская эскадра понесла сильный урон во время сражения в Шербургской

гавани, после чего англо-голландский флот стал господствовать на море. На

суше война шла одновременно на берегах Мозеля, Рейна, в Альпах и восточных

Пиренеях. В Нидерландах французский маршал Люксембург одержал победу подле

Флеру-са, а в 1692 г. разбил Вильгельма Оранского возле Штейнкерке и на

Неервинденской равнине. Другой французский маршал Катина разбил в 1690 г.

армию герцога Савой-ского при Стаффарде. В следующем году он овладел Ниццей,

Монме-лианом и графством Савойей. В 1692 г. герцог Савойский вторгся за

Альпы, но отступил в большом беспорядке. В Испании в 1694 г. была взята

Жирона, а в 1697 г. -- Барселона. Однако, сражаясь без всяких союзников с

многочисленными врагами, Людовик вскоре истощил свои средства. Десять лет

войны стоили ему 700 миллионов ливров. В 1690 г. король вынужден был

отправить на монетный двор для расплавки великолепную мебель своего дворца

из цельного серебра, а также столы, канделябры, табуреты, рукомойники,

курильницы и даже свой трон. Собирать налоги с каждым годом становилось все

труднее. В одном из донесений 1687 г. говорилось: "Повсюду значительно

уменьшилось число семейств. Нищета разогнала крестьян в разные стороны; они

уходили просить милостыню и потом погибали в госпиталях. Во всех сферах

заметно значительное уменьшение людей и почти повсеместное разорение".

Людовик стал искать мира. В 1696 г. он подписал договор с Савойским

герцогом, вернув ему все завоеванные области. В следующем году был заключен

общий Рисвикский договор, тяжелый для Франции и унизительный лично для

Людовика. Он признал Вильгельма королем Англии и обещал не оказывать никакой

поддержки Стюартам. Императору были возвращены все города за Рейном.

Лотарингия, занятая в 1633 г. герцогом Ришелье, отошла к ее прежнему герцогу

Леопольду. Испания вновь получила Люксембург и Каталонию. Таким образом, эта

кровопролитная война закончилась удержанием одного Страсбурга.

Однако самой разрушительной для Франции стала война за Испанское

наследство. В октябре 1700 г. бездетный испанский король Карл II объявил

своим наследником внука Людовика XIV, Филиппа Анжуйского, с тем, однако,

условием, чтобы испанские владения никогда не присоединялись к французской

короне. Людовик принял это завещание, но сохранил за своим внуком (который

после коронации в Испании принял имя Фи липпа V) права на французский

престол и ввел французские гарнизоны в некоторые из бельгийских городов.

Ввиду этого Англия, Австрия и Голландия стали готовиться к войне. В сентябре

1701 г. они восстановили Великую коалицию 1689 г. Война началась летом того

же года с вторжения имперских войск под командованием принца Евгения в

Миланское герцогство (которое принадлежало Филиппу как испанскому королю).

Поначалу военные действия в Италии развивались успешно для Франции, но

измена в 1702 г. герцога Савойского доставила перевес австрийцам. В Бельгии

высадилась английская армия во главе с герцогом Мальборо. Одновременно

началась война в Испании, осложненная тем, что португальский король перешел

на сторону коалиции. Это позволило англичанам и сыну императора Карлу начать

успешные действия против Филиппа непосредственно в его государстве.

Четвертым театром военных действий стала зарейнская Германия. Французы

заняли Лотарингию, вступили в Нанси, а в 1703 г. выдвинулись к берегам Дуная

и стали угрожать самой Вене. Мальборо и принц Евгений поспешили на выручку

императору Леопольду. В августе 1704 г. произошла решительная битва при

Гехштедте, в которой французы потерпели полное поражение. Вся южная Германия

после этого была утрачена ими, и началась длинная чреда неудач,

преследовавших великого короля до самой смерти. В Версале царила грусть под

влиянием неприятных известий, беспрестанно получаемых со всех сторон. В мае

1706 г. французы были разбиты при Рамильи, неподалеку от Брюсселя и должны

были очистить Бельгию. Антверпен, Остенде и Брюссель, сдались герцогу

Мальборо без всякого сопротивления. В Италии французы потерпели поражение

под Турином от принца Евгения и отступили, бросив всю свою артиллерию.

Австрийцы завладели герцогствами Миланским и Мантуанским, вступили на

неаполитанскую территорию и были хорошо приняты местным населением.

Англичане завладели Сардинией, Миноркой и Балеарскими островами. В июне 1707

г. сорокатысячная австрийская армия перешла Альпы, вторглась в Прованс и

пять месяцев осаждала Тулон, но, не добившись успеха, отступила в большом

беспорядке. В то же время в Испании дела шли из рук вон плохо: Филипп был

изгнан из Мадрида, северные провинции отложились от него, и он удержался на

престоле только благодаря отваге кастильцев. В 1708 г. союзники одержали

победу при Уденарде и после двухмесячной осады взяли Лилль. Войне не было

видно конца, а между тем французы начали испытывать ужасные лишения. Голод и

нищета были усилены небывало суровой зимой 1709 г. Только в Иль-де-Франс

умерло около 30 тысяч человек. Версаль стали осаждать толпы нищих, просивших

милостыни. Вся золотая королевская посуда была отправлена в переплавку, и

даже за столом г-жи де Ментенон стали подавать черный хлеб вместо белого.

Весной произошла ожесточенная битва у Мальплакэ, в которой с обеих сторон

пало более 30 тысяч человек. Французы опять отступили и сдали неприятелю

Монс. Однако продвижение неприятеля в глубь французской территории стоило

ему все больших жертв. В Испании Филиппу удалось переломить ход войны в свою

пользу, и он одержал несколько важных побед. Ввиду этого англичане стали

склоняться к миру. Завязались переговоры, но военные действия продолжалась.

В 1712 г. принц Евгений сделал еще одно вторжение во Францию, закончившееся

кровопролитным поражением у Денэна. Эта битва положила конец войне и

позволила Людовику завершить ее на достаточно приемлемых условиях. В июле

1713 г. в Утрехте был подписан мирный договор. Мирные условия с Австрией

согласовали в следующем году в Риштадтском замке. Потери Франции оказались

не очень значительны. Гораздо больше потеряла Испания, лишившаяся в этой

войне всех своих европейских владений вне Пиренейского полуострова. Кроме

того, Филипп V отказался от всяких претензий на французский трон.

Внешнеполитические неудачи сопровождались семейными несчастьями.

Вапреле 1711 г. в Медоне от злокачественной оспы умер сын короля, великий

дофин Людовик. Наследником престола был объявлен его старший сын герцог

Бургундский. Следующий 1712 г.од, предшествовавший заключению Утрехтского

мира, стал годом тяж-кия утрат для королевского семейства. В начале февраля

внезапно умерла жена нового дофина, герцогиня Бургундская. После ее кончины

открылась переписка, которую она вела с главами враждебных держав, выдавая

им все французские секреты. Вскоре сам герцог Бургундский занемог лихорадкой

и умер через десять дней после кончины жены. По закону, преемником дофина

следовало быть его старшему сыну, герцогу Бретанс-кому, но и этот ребенок

герцогу Анжуйскому, в то время грудному ребенку. Но несчастья на этом не

прекратились -- вскоре и этот наследник заболел какой-то злокачественной

сыпью, соединенной с худосочием и признаками сухотки. Врачи ожидали его

смерти с часу на час. Когда же он все-таки выздоровел, это было воспринято

как чудо. Но на этом чреда смертей не прекратилась: второй внук Людовика

XIV, герцог Беррийский, внезапно умер в мае 1714 г.

После смерти детей и внуков Людовик сделался печален и угрюм. Нарушая

все законы этикета, он перенял ленивые привычки старца: вставал поздно,

принимал и кушал, лежа в постели, сидел по целым часам, погрузившись в свои

большие кресла, несмотря на все старания г-жи Ментенон и врачей расшевелить

его -- он уже не мог противиться своей дряхлости. Первые признаки старческой

неизлечимой болезни обнаружились у короля в августе 1715 г. 24-го числа у

больного на левой ноге показались пятна антонова огня. Сделалось очевидным,

что дни его сочтены. 27 числа Людовик отдал последние предсмертные

распоряжения. Бывшие с ним в комнате камер-лакеи плакали. "Зачем вы плачете?

Сказал король. -- Когда же умирать, если не в мои годы. Или вы думали,

испустил последний вздох.

Буккер Игорь 23.11.2013 в 17:07

Легкомысленная публика охотно верит в сказки о любвеобилии французского короля Людовика XIV. На фоне тогдашних нравов количество любовных побед "короля-солнца" просто блекнет. Робкий юноша, познавая женщин, не стал записным развратником. Луи были свойственны приступы великодушия по отношению к оставленным им дамам, которые продолжали пользоваться многими милостями, а их отпрыски получали титулы и поместья. Среди фавориток выделяется мадам де Монтеспан, дети которой от короля стали Бурбонами.

Брак Людовика XIV с Марией Терезией был браком политическим и французский король скучал со своей супругой. Дочь короля Испании была миловидной женщиной, но в ней напрочь отсутствовало обаяние (несмотря на то, что она была дочерью Елизаветы Французской, французского шарма в ней ни на гран) и не было веселости. Сначала Луи заглядывался на Генриетту Английскую, жену своего брата, которая испытывала отвращение к мужу, поклоннику однополой любви. На одном из придворных балов герцог Филипп Орлеанский, проявлявший на поле брани мужество и командирские качества, переоделся в женское платье и танцевал со своим красавцем-кавалером. Непривлекательная 16-летняя дылда с отвисшей нижней губой обладала двумя преимуществами - прелестным опаловым цветом лица и сговорчивостью.

Современный французский писатель Эрик Дешодт (Eric Deschodt) в написанной им биографии Людовика XIV свидетельствует: "Отношения Людовика и Генриетты не остаются незамеченными. Месье (титул Monsieur давался родному брату короля Франции, следующему за ним по старшинству - ред. ) жалуется матери. Анна Австрийская бранит Генриетту. Генриетта предлагает Людовику, чтобы отвести от себя подозрения, сделать вид, будто он ухаживает за одной из ее фрейлин. Они выбирают для этого Луизу де ла Бом ле Блан (Françoise Louise de La Baume Le Blanc), девицу Лавальер (La Vallière), семнадцатилетнюю уроженку Турени, восхитительную блондинку (в те времена, как и позже в Голливуде, мужчины предпочитают блондинок), - голос которой способен растрогать даже вола, а взгляд - смягчить тигра".

Для Мадам - титул Madame давался жене родного брата короля Франции, следующего за ним по старшинству и имевшего титул "Месье" - результат оказался плачевным. Нельзя сказать, чтобы не глядя, но Луи променял сомнительные прелести Генриетты на белокурую красотку. От Марии Терезии, которая в 1661 году разродилась Великим дофином (старшим сыном короля), Людовик таил свой роман в величайшей тайне. "Вопреки всякой видимости и легендам, с 1661 по 1683 год Людовик XIV всегда старается держать свои любовные связи в большом секрете, - пишет французский историк Франсуа Блюш (François Bluche). - Он это делает в первую очередь, чтобы пощадить королеву". Окружение пылкой католички Анны Австрийской пребывало в отчаянии. Лавальер от "короля-солнце" родит четверых детей, но в живых останутся только двое. Людовик их признает.

Прощальным подарком любовнице будет герцогство Вожур, затем она удалится в парижский монастырь кармелиток, но какое-то время она стоически переносила издевательства новой фаворитки Франсуазы Атенаис де Рошешуар де Мортемар (Françoise Athénaïs de Rochechouart de Mortemart) или маркизы де Монтеспан (marquise de Montespan). Историкам трудно установить точный список и хронологию любовных связей Луи, тем более что он, как отмечают, нередко возвращался к своим прежним пассиям.

Остроумные соотечественники еще тогда отмечали, что Лавальер любила монарха, как любовница, Ментенон - как гувернантка, а Монтеспан - как госпожа. Благодаря маркизе де Монтеспан 18 июля 1668 года состоялся "грандиозный королевский праздник в Версале", были построены Банные апартаменты, фарфоровый Трианон, созданы Версальские боскеты, сооружен удивительный замок ("дворец Армиды") в Кланьи. И современники, и нынешние историки твердят нам, что привязанность короля к мадам де Монтеспан (где духовная близость играла не меньшую роль, чем чувственность) продолжалась и после прекращения их любовной связи.

В 23 года мадмуазель де Тонне-Шарант (Mademoiselle de Tonnay-Charente) выдали замуж за маркиза де Монтеспана из дома Пардайянов (Pardaillan). Супруг постоянно опасался ареста за долги, что крайне раздражало Атенаис. Она ответила на зов короля, который уже стал менее робким и застенчивым, чем во время амуров с Луизой де Лавальер. Маркиз мог бы увести жену в провинцию, но почему-то этого не сделал. Узнав, про измену маркизы, в рогоносце проснулась гасконская кровь и однажды он прочитал нотацию монарху и заказал панихиду по своей жене.

Людовик не был самодуром и, хотя гасконец ему прилично поднадоел, не только не посадил его в тюрьму, но и всячески продвигал по службе законного сына маркиза и маркизы де Монтеспан. Сначала он сделал его генерал-лейтенантом, затем генеральным директором строительных работ и, наконец, пожаловал ему титулы герцога и пэра. Мадам де Монтеспан, удостоенная звания maîtresse royale en titre - "официальной любовницы короля, родила Людовику восьмерых детей. Четверо из них достигли зрелого возраста и были узаконены и сделаны Бурбонами. Трое из них вступили в брак с особами королевской крови. После рождения седьмого бастарда, графа Тулузского, Людовик избегает близости с Монтеспан.

Даже не на горизонте, а почти в королевских покоях появляется прибывшая из Оверни Мария Анжелика де Скорай де Русий (Marie Angélique de Scorraille de Roussille), девица Фонтанж (Fontanges). Стареющий король влюбляется в 18-летнюю красавицу, по мнению современников, "какой уже давно не видели в Версале". Их чувства взаимны. С Монтеспан девицу Фонтанж роднит высокомерие, проявляемое по отношению к прежним и позабытым Луи фавориткам. Пожалуй, не хватало ей лишь язвительности и острого язычка де Монтеспан.

Мадам де Монтеспан упорно не желала за здорово живешь отдавать свое место, а король по складу характера не был склонен идти на открытый разрыв с матерью своих детей. Людовик позволил ей и дальше жить в своих роскошных апартаментах и даже время от времени посещал свою прежнюю любовницу, наотрез отказавшись от интима с располневшей фавориткой.

"Мария Анжелика задает тон, - пишет Эрик Дешодт. - Если во время охоты в Фонтенбло она подвязывает лентой выбившуюся прядь волос, то на следующий день этто делает весь двор и весь Париж. Прическа "а-ля Фонтанж" до сих пор упоминается в словарях. Но счастье той, что ее придумала, оказалась не столь уж продолжительным. Год спустя Людовик уже скучает. Красотке находится замена. Похоже, она была глупа, но вряд ли это было единственной причиной опалы". Герцогине де Фонтанж король назначил пенсию в 20 тысяч ливров. Год спустя после потери преждевременно родившегося сына, она скоропостижно скончалась.

Подданные прощали своему монарху его любовные похождения, чего не скажешь о господах историках. "Царствование" маркизы де Монтеспан и ее "отставку" историографы связали с неблаговидными делами, такими, как "дело об отравлениях" (L"affaire des Poisons). "На следствии очень скоро заговорили о выкидышах, о сглазах, о колдовстве, о порчах, черных мессах и о всякой другой чертовщине, а вначале речь шла только об отравлениях, как явствует из его названия, под которым он фигурирует до сегодняшнего дня", - уточняет историк Франсуа Блюш.

В марте 1679 года полиция арестовала некую Катрин Деэй (Catherine Deshayes), мамашу Монвуазен, которую называли просто Вуазен (la Voisin), подозреваемую в колдовстве. Спустя пять дней был арестован Адам Кере или Кобре, он же Дюбюиссон, он же "аббат Лесаж" (abbé Lesage). Их допрос выявил или позволил вообразить, что в руки правосудия угодили ведьмы и колдуны. Этими, по выражению Сен-Симона "модными преступлениями", занимался, учрежденный Людовиком XIV, особый суд, прозванный Chambre ardente - "Огненная палата". В эту комиссию входили высокопоставленные чиновники под председательством Луи Бушра, будущего канцлера.

14 мая - 1 сентября Коронация 7 июня , Реймсский собор , Реймс , Франция Регент Анна Австрийская (1643-1651) Предшественник Людовик XIII Преемник Людовик XV Наследник - : Филипп I Орлеанский
- : Людовик Великий Дофин
- : Людовик, герцог Бургундский
: Людовик, герцог Бретонский
- : Людовик, герцог Анжуйский
Король Наварры
14 мая - 1 сентября
Регент Анна Австрийская (1643-1651) Предшественник Людовик XIII Преемник Людовик XV
Дофин Франции
5 сентября - 14 мая
Предшественник Людовик XIII Преемник Людовик Великий Дофин Вероисповедание католичество Рождение 5 сентября (1638-09-05 ) […]
Сен-Жерменский дворец , Сен-Жермен-ан-Ле , Королевство Франция Смерть 1 сентября (1715-09-01 ) […] (76 лет)
Версальский дворец, Версаль , Королевство Франция Место погребения Базилика Сен-Дени , Париж , Франция Род Бурбоны Отец Людовик XIII Мать Анна Австрийская Супруга Дети От 1-го брака:
сыновья: Людовик Великий Дофин , Филипп-Шарль , Луи-Франсуа.
дочери: Анна-Елизавета, Мария-Анна, Мария-Тереза .
Имел множество внебрачных детей (некоторые узаконены).
Автограф Награды Людовик XIV на Викискладе

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды , стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство - это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика - время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век . Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло , отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.

Биография

Детство и молодые годы

Людовик был старшим сыном короля Людовика XIII и королевы Анны Австрийской, первым ребенком за 23 года их совместной жизни. После него у правящей четы родился ещё один сын, Филипп . Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему ещё не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской , которая правила в тесном тандеме с первым министром кардиналом Мазарини . Ещё до окончания войны с Испанией и Австрийским домом принцы и высшая аристократия, поддерживаемые Испанией и в союзе с Парижским парламентом , начали волнения, которые получили общее название Фронда (1648-1652) и окончились лишь с подчинением принца де Конде и подписанием Пиренейского мира (7 ноября ).

Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан - герцога Мэнского и графа Тулузского , и дал им фамилию Бурбонов . Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие . Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и начинавший уже блекнуть декор своего «великого века».

Семья

История возникновения прозвища Король-Солнце

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нём солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг - граф де Сент-Эньян . Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошёл со сцены лишь в 1670 году .

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важное культурное событие эпохи барокко - Карусель Тюильри 1662 года . Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года , данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию .

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Образ Людовика XIV в массовой культуре

Художественная литература

  • Людовик XIV является одним из основных исторических персонажей трилогии о мушкетёрах Александра Дюма .
  • Михаил Булгаков . Кабала святош .
  • Герой цикла романов «Анжелика» Анны и Сержа Галлон .
  • Герой романа Франсуазы Шандернагор «Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д’Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции» (англ.) русск.
  • А. А. Гурштейн «Звезды Парижа» 2016. (Роман-хроника из жизни астрономов времен Людовика XIV).

Кино

  • Железная маска / The Iron Mask (США ; ) режиссёр Аллан Дуон , в роли Людовика Уильям Бэйкуэлл.
  • Человек в Железной маске / The Man in the Iron Mask (США ; ) режиссёр Джеймс Уэйл , в роли Людовика Луис Хейуорд .
  • Железная маска / Le masque de fer (Италия , Франция ; ) режиссёр Анри Декуэн , в роли Людовика Жан-Франсуа Порон .
  • Захват власти Людовиком XIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция ; ) режиссёр Роберто Росселлини , в роли Людовика Жан-Мари Патт.
  • Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (Великобритания , США ; ) режиссёр Майк Ньюэлл , в роли Людовика Ричард Чемберлен .
  • Путь короля / L’allée du roi (Франция; ) режиссёр Нина Компанеец , в роли короля Людовика XIV Дидье Сандр (фр.) русск. .
  • В 1993 году Роже Планшон снял биографический фильм «Луи, король-дитя» о детских годах и юношестве Людовика XIV.
  • В фильме 1998 года «Человек в железной маске » Людовик XIV представлен жестоким, эгоистичным, любящим всевозможные развлечения, а также слабым политиком. По сюжету фильма у Людовика есть брат-близнец, который впоследствии занимает место короля и приводит Францию к «Золотому веку». Сыграл Людовика XIV Леонардо Ди Каприо .
  • Также ему посвящён фильм режиссёра Жерара Корбьё «Король Танцует» , в котором раскрывается тема взаимоотношения власти и искусства.
  • Людовик XIV является одним из главных героев и драмы Ролана Жоффе «Ватель» . В фильме принц Конде приглашает короля в свой замок Шантильи и пытается произвести на него впечатление, дабы занять пост главнокомандующего в предстоящей войне с Голландией. Людовика XIV играет Джулиан Сэндс .
  • Людовик XIV предстаёт в образе прекрасного соблазнителя в фильме «Анжелика и король », где его сыграл Жак Тожа (фр. Jacques Toja ), также появляется в первых двух фильмах киноэпопеи «Анжелика - маркиза Ангелов » и «Великолепная Анжелика ».
  • В фильме Олега Ряскова «Слуга государев » роль короля Людовика XIV исполнил артист Московского Нового драматического театра

Смерть Людовика XIV

Людовик XIV умер утром в воскресенье, 1 сентября 1715 г. Ему исполнилось 77 лет, и процарствовал он 72 года, из которых 54 правил единолично (1661–1715).

Вплоть до своей кончины он сумел сохранить тот "декорум", те строгие правила официального этикета, которые сам и установил. Чувствуя приближение смерти от охваченной гангреной ноги, он сыграл до конца свою роль короля. В субботу, 31 августа, он велел собрать придворных, у которых просил прощения "за плохие примеры, которые им подавал". Затем он пригласил наследника престола, своего пятилетнего правнука, будущего короля Людовика XV, и сказал: "Дитя мое, вы станете великим королем. Не следуйте моим пристрастиям к роскошным дворцам, ни к войнам. Стремитесь облегчить жизнь ваших подданных. Я этого сделать не смог и поэтому чувствую себя несчастным".

Царствование Людовика XIV было важным не только из-за своей исключительной продолжительности.

Людовик XIV хотел и сумел стать "великим королем", утвердив свою личную власть и придав окончательную форму абсолютной монархии. Он был велик и тем, что, следуя политике престижа, построил Версальский дворец, покровительствовал искусствам и словесности, вел завоевательные войны. В последнем результаты не столь очевидны, о чем свидетельствует его "самокритика" в конце жизни.

Вместе с его смертью мы вступаем в новую историческую эпоху, и примечательно, что его современники это сознавали.

Король-Солнце

Ко времени смерти его отца Людовика XIII в 1643 г., за которой вскоре последовала кончина премьер-министра Ришелье, Людовику XIV не было и пяти лет. Его мать Анна Австрийская, став регентшей, доверила правление Мазарини. Этот итальянец, служивший прежде папе римскому, был сделан Ришелье кардиналом, хотя и не был священником. Экономика страны переживала тогда период упадка. Расходы, связанные с внешней политикой Ришелье (война против Австрийской династии), довели нищету народа до крайнего предела. Мазарини увеличивает поборы и тем самым усиливает недовольство. Знать и парижский парламент (судебное учреждение, члены которого покупали свои должности; не имеет ничего общего с английским парламентом) посчитали, что настал удобный момент вмешаться в политику и ограничить королевскую власть в лице Мазарини. Это была Фронда, о которой Людовик XIV сохранил тяжелые воспоминания. Он был признателен Мазарини за подавление Фронды и оставил у власти до его смерти в 1661 г.

В этот момент Людовику XIV исполнилось 22 года, опыта руководства государством он не имел никакого. Когда он объявил советникам, что отныне будет "своим собственным премьер-министром", произошло легкое замешательство.

Он сдержал свое слово. Людовик XIV в полном объеме, сознательно и прилежно осуществлял то, что он называл "ремеслом короля". Он ежедневно, многими часами трудился, сам или с одним из министров изучая дела.

Сознавая ограниченность своих возможностей, он слушал советы всех, кого считал компетентным, но решения принимал единолично.

Убежденный, что власть его от Бога и что никаких отчетов смертным он давать не обязан, он хотел иметь абсолютную власть и выбрал своей эмблемой Солнце, отсюда его прозвище Король-Солнце, а в качестве девиза латинские слова "Nec pluribus impar" ("несравненный", "превыше всех").

Забота о престиже заставляла его уделять значительную часть дня "представительству". Он создал культ личности короля, который поддерживался этикетом, на испанский манер. Это означало, что строгий церемониал окружал каждый акт его жизни, от подъема до отхода ко сну, с участием самых знатных вельмож. Последние, получавшие за исполнение "службы" у короля огромные пенсии, находились в зависимости от него, были устранены от политической власти.

Век Людовика XIV

В царствование Людовика XIV Франция приобрела высокий авторитет в области культуры дополнительно к политическому и военному, к чему мы еще вернемся. Она стала, по словам Тэна, "источником элегантности, комфорта, прекрасного стиля, утонченных идей и искусства жизни". Одним словом, для имущих классов всей Европы она стала образцом цивилизованности.

Однако вся интеллектуальная и артистическая жизнь находилась под королевским контролем; посредниками стали различные "академии". К созданной Ришелье Французской академии Людовик XIV добавил академии точных наук, живописи и скульптуры, музыки и др. На каждую из них была возложена обязанность трудиться во славу короля, поддерживать установленные принципы и руководить своей сферой деятельности.

Раздача пенсий артистам, писателям, ученым, французским и иностранным, поддерживала дисциплину среди них.

Это был золотой век художественной литературы с ее классическими шедеврами, с театром (Корнель, Расин, Мольер), поэзией (Лафонтен, Буало). Успехи в живописи и музыке не столь блестящи. Лебрен, придворный художник, кажется весьма посредственным. То же можно сказать об итальянце Люлли, осуществлявшем в музыке настоящую диктатуру.

Наиболее выдающимся творением искусства этой эпохи стал Версальский дворец, куда Людовик XIV, опасаясь народных движений, перенес из Парижа свою резиденцию. Над его строительством трудился архитектор Лево, а после 1676 г. – Мансар. К концу царствования Людовика XIV он был далек от завершения.

Внешняя политика Людовика XIV

Стремление Людовика XIV к славе втянуло страну в повторяющиеся и дорогостоящие войны с сомнительными результатами. К концу царствования против него поднялась коалиция европейских держав, которая едва его не раздавила.

Он присоединил Франш-Конте, отнятое у Испании, несколько городов Фландрии, а также Страсбург.

В 1700 г. умер без прямого наследника последний отпрыск Карла V из старшей ветви Габсбургов. Власть Карла II распространялась над Испанией с колониями (Америка, Филиппины), над Нидерландами (нынешняя Бельгия), обеими Сицилиями и Миланским герцогством в Италии.

Опасаясь распада этой империи и зная, что Франция не потерпит, чтобы эти владения, как при Карле V, соединились с австрийскими землями Габсбургов (перешедшими к младшей ветви) и с императорской короной, умирающий Карл II завещал свои владения внуку Людовика XIV, герцогу Анжуйскому. При этом было поставлено условие, что ни при каких обстоятельствах короны Франции и Испании не соединятся под властью одного государя. Такое завещание объясняется тем, что герцог Анжуйский имел права на испанскую корону через свою бабушку, Марию-Терезию, жену Людовика XIV и старшую дочь испанского короля Филиппа IV.

Людовик XIV пожертвовал интересами Франции ради славы династии, ведь он имел возможность в соответствии с планом раздела, составленным европейскими державами, овладеть Нидерландами. Он предпочел видеть представителя династии Бурбонов на престоле Испании (кстати, они там царствуют и поныне). Однако герцог Анжуйский, став испанским королем под именем Филиппа V, сохранил только Испанию и ее колонии, утратив в пользу Австрии все свои европейские владения.

Абсолютная монархия

Установленная Людовиком XIV форма абсолютной монархии сохранялась до конца "старого порядка".

Людовик XIV не допускал к власти титулованную знать, "приручив" ее придворными должностями.

Он выдвигал в министры людей низкого происхождения, щедро одаривая их и награждая дворянскими титулами. Поэтому они полностью зависели от воли короля. Наиболее известны Кольбер, министр финансов и экономики, и Лувуа, военный министр.

В провинциях Людовик XIV ограничил власть губернаторов и оставил им лишь почетные обязанности. Вся реальная власть сосредоточилась в руках "интендантов финансов, правосудия и полиции", которых он назначал и снимал по своей прихоти и которые, по его словам, были "самим королем в провинции".

В религиозной сфере Людовик XIV стремился навязать свою волю и мнение всем. Он вступил в конфликт с папой римским относительно контроля над католической церковью во Франции. Он преследовал янсенистов, непримиримых и строгих католиков. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт, которым Генрих IV даровал протестантам религиозную свободу. Теперь их силой принуждали к смене веры, многие эмигрировали, что привело в запустение целые области. Несмотря на все усилия, протестантизм во Франции так и не был искоренен.

Конец царствования Людовика 14

Постоянные войны, и особенно последняя, называемая войной за испанское наследство, разорили страну. Нищета усилилась из-за нескольких неурожайных годов, и в частности из-за морозной зимы 1709 г. (температура опускалась ниже 20° по всей Франции на протяжении всего января, а снег лежал до конца марта).

Тяжесть налогов почти исключительно падала на "незнатных", в то время как духовенство, дворяне и часть буржуазии были от них освобождены. Людовик XIV пытался в конце царствования ввести налоги, уплачиваемые всеми в зависимости от доходов (капитация, десятина), но привилегированные сословия очень скоро от них освободились, а часть, падавшая на других, еще более возросла.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!