Доклад: Любовная лирика Афанасия Фета. Лишение дворянского титула

Поэзия – это одна из форм любви. С приведенным высказыванием трудно не согласится, в особенности, если речь идет о любовной лирике такого классика русской литературы, как Афанасий Фет. Стихи о любви были его спутниками не только в юности, но и в преклонные годы. Что побуждало поэта к созданию строк, известных сейчас многим и чем произведения Фета выделяются среди других?

Любовная лирика Фета: предыстория

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что любовь – это самый мощный катализатор поэзии. Ни один поэтический шедевр не был написан на пустом месте. Авторами двигала как мимолетная влюбленность, так и чувство, перенесенное через всю жизнь. В жизни Афанасия Фета присутствовало как первое, так и второе. Но ключевая роль в стихах о любви Фета всё-таки принадлежит Марии Лазич. Именно ей посвящено одно из самых известных произведений поэта – «Шепот, робкое дыханье».

Фет влюблялся не раз, но лишь чувство к Марии Лазич было с ним всегда. Этой женщине он посвящал стихи и во время отношений, и когда надежды увидеться с ней уже не было. С Марией Фет познакомился, служа в гарнизоне под Херсоном. Девушка была из семьи обедневшего военного в отставке. Марии тогда исполнилось 22, а Фету – 28. Лазич считалась образованной барышней и ещё до встречи с поэтом была хорошо знакома с его творчеством. Мария не входила в число ослепительных красавиц, но вскоре после знакомства Фет признал в ней родственную душу. Тем не менее, отсутствие средств у обоих помешало воссоединению.

Ещё некоторое время длилась переписка, но, в конце концов, Фет стал инициатором полного разрыва. В1850 году поэта сразила страшная новость: Мария погибла. Случайно загорелось платье девушки. От полученных травм она умерла спустя несколько дней. Трудно сказать, был ли это суицид или нелепая случайность, но Мария скончалась со словами: «Он не виноват...».

Любовь в произведениях Афанасия Фета

Описанная выше история оставила немалый след в стихотворениях о любви Фета. Мало того без знания этой предыстории трудно понять всю глубину его произведений. Так, помимо чувства надежды и упования, в них присутствует изрядная доля трагизма. В угоду обстоятельствам Фет отказался от любви, но его произведения ясно показывают, что на самом деле чувство к той единственной не покидало его и в преклонные годы. О чем хорошо свидетельствуют знаменитые «Вечерние огни», сборники которые писал уже находившийся на склоне жизни Фет.

Стихи о любви, написанные классиком, полны любви-переживания, слитой с образом природы. При этом многие произведения – это воплощенная память о Марии. Трагический оттенок этой лирике придают мотивы наказания и вины. Подчеркивая последнюю, Фет иногда называет своего лирического героя «палачом». Единственная возможность искупить вину – это смерть. Неспроста в одной из анкет поэт признался, что хотел бы жить «наименее долго».

Кроме того, любовной поэзии Фета свойственен устойчивый мотив горений, что, несомненно, имеет некую связь с обстоятельствами смерти Лазич. Например, стихотворение «На заре ты её не буди» начинается с описания тихого и спокойного сна девушки, но в конце ждут страшные слова: «Здесь человек сгорел!».

В итоге в лирике Фета четко прослеживается противопоставление образов – лирической героини и героя. Первая давно умерла, но живет в памяти героя и его стихах, второй жив, но мертв в душе. Образ Лазич стал для поэта нравственным идеалом, а его жизнь превратилась в стремление к этому идеалу, в надежде воссоединится с ним. Поэтому в произведениях Фета земная жизнь часто окрашена в темные тона, тогда как небесная – ослепительно яркая. Женская красота для него подобна природе, а созерцание любимой женщины сравнимо с любованием природой.

По мнению многих исследователей, любовные стихи Фета – это единственная область его творчества, где в полной мере отразились жизненные впечатления этого мастера слова. Поэтому названные произведения так отличаются от остальных. В них отсутствует то неимоверное ощущение счастья жизни и радости, которые прослеживается в пейзажной лирике классика. Цикл произведений, посвященных Лазич, охватывает едва ли не 4 десятилетия. В него вошло множество поэтических миниатюр: «Неотразимый образ», «Ты отстрадала…», «Старые письма», «Долго снились мне вопли…», «Нет, я не изменил…» и др.

Фет принадлежит к той удивительной категории поэтов, которые повествуя о своих переживаниях, пробуждают у читателей их любовь и их воспоминания. Его стихи можно сравнить со смычком, пробуждающим музыку мыслей и чувств.

Величайший поэт своего времени – Афанасий Афанасьевич Фет, огромное внимание уделяет теме любви. Так, в своих произведениях, Фет представляет нам лирического героя, который обладает тонкой душевной организацией. Писатель в своих произведениях, использует приём параллелизма: настроение лирического героя, его чувства и эмоции, которые часто находят отражение в природе. Природа для него – это часть светлого чувства. Фет убежден в том, что и природе свойственны всё эти чувства и многообразие красок, которое присутствуют в любви.

Любовная лирика Фета – нечто волшебное и неземное. В своих стихотворениях он описывает любовь как тёплое и светлое чувство, отражает её в бесконечном разнообразии. Он считает, что любовь – это чувство, которое никогда не угасает и остаётся надолго в памяти каждого из нас. Зачастую, работы автора имеют форму воспоминания. Так, например, в своём стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад.» Афанасий Афанасьевич Фет наделяет лирического героя воспоминаниями. Данная работа автора имеет свою историю. Так, поэт, услышав песни в исполнении Татьяны Берс, находит в ней музу. Татьяна заставила его сердце испытать любовь, о которой он и рассказал в своём стихотворении. Фет пишет о любви, которая по воле случая оказалась несостоявшейся. Автор, передавая всё через лирического героя, повествует о своём состоянии.

С первый строк мы узнаём о том, что поэт полон переживаний, он наделён воспоминаниями о прошлом, которые, к сожалению, терзают его. Описывая возлюбленную, которая играет со струнами инструмента, он проводит некую грань между человеческим сердцем и струнами инструмента. Он хочет слышать голос возлюбленной, но, увы, не может… Читая стихотворение, читатели всё больше погружаются в любовную лирику Фета, которая наполнена воспоминаниями и переживаниями.

В своём творчестве, великий поэт Афанасий Афанасьевич Фет описывает любовь во всей её красе. Вероятнее всего, жизнь поэта была открыта для искренних чувств и теплых воспоминаний, которые будоражили Афанасия Афанасьевича. Наверняка автор убежден в том, что такое светлое чувство должно быть представлено во всей гамме чувств. Он с огромным рвением доносит до каждого человека чувства лирического героя, заставляет сопереживать ему. В своих произведениях он пытается пробраться в душу читателя и надолго поселить там свою мысль, которая затрагивает самое прекрасное чувство в мире – любовь. Ведь любовь - чувство душевной привязанности, который испытывал каждый человек на Земле. В глазах Афанасия Афанасьевича Фета, любовь - это то, что никогда не забывается и заставляет нас вспоминать всё, что происходили в определенный момент счастья, связанный с любовью. Читая его работы, читатель погружается в рассуждения, проникает и понимает взгляды поэта. Всё его творчество легко для понимания и оставляет неизгладимое впечатление.

Сочинение Тема любви в лирике Фета

Афанасий Афанасьевич Фет являлся известным русским поэтом, первый свой сборник он написал в 1840 году, и название его было «Лирический пантеон». В 1860 годах, когда покой народа был нарушен революцией, Афанасий Афанасьевич встал на сторону помещиков. Фет перестает писать и возвращается к своему творчеству лишь к склону лет и издает четыре сборника и выпускает их под одним названием «Вечерние огни».

Афанасий Афанасьевич необычный писатель его стихотворения музыкальны и затрагивают каждую нотку сердца. Лирика Фета наполнена любовью и эта самая отличительная черта ото всех. Важную роль в его лирических стихотворениях сыграла трагическая любовь. Афанасий Афанасьевич был влюблен в очень умную девушку по имени Мария Лазич. Любовь к ней окрыляла писателя, но все закончилось трагедией. По непонятным причинам девушка погибла, а Афанасий Афанасьевич Фет до конца своих дней испытывал чувство вины из-за ее гибели.

Афанасий Афанасьевич был человеком холодным и расчетливым, но в своих произведениях он так красиво лирически описывал чувство любовь, что многие в это не верили. После смерти Лазич чувство вины Фета настолько велика, что это является некоторым толчком для двоемирия Афанасия Фета. Возможно поэтому в реальной жизни он неприступный и холодный, а в своих произведениях его герои лиричны и их переполняет чувство любви.

Много стихотворений Афанасий Афанасьевич написал о своей любви и разлуке с Марией Лазич. В стихотворениях он говорит, что она уже отмучалась, а ему еще предстоит, мается на этой земле. Всю свою жизнь он надеялся на воссоединение со своей любимой и пронес к ней любовь чувственную и крепкую.

Афанасий Афанасьевич жил своей поэзией и это был для него совсем другой мир, в котором он хотел показать всю красоту лирических героев. Афанасий Афанасьевич хотел показать всем читателям, насколько можно изменить мир, если наполнить его любовью.

Фет писал об утраченной любви и как ему не хватает его любимой, и он хочет с ней скорее встретиться. Он посвятил много произведений своим искренним, светлым чувствам. Афанасий Фет в своих стихотворениях писал о Марии как о живой девушке.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение господин Простаков в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образ

    Одним из второстепенных персонажей произведения является господин Терентий Простаков, представленный писателем в образе мужа главной героини помещицы Простаковой, отца их незадачливого сына Митрофанушки, фигурального владельца фамильного поместья.

  • Сочинение Мой товарищ 5 класс

    У меня есть замечательный товарищ, которого я считаю настоящим другом. Знакомы мы с ним с первого класса и с самых первых дней общения, я понял, что нашел родственную душу. Зовут его Егор.

  • Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

    В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

  • Характеристика и образ Дмитрия Коршунова (Митьки) в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

    В романе Тихий Дон, написанном Михаилом Александровичем Шолоховым в период с 1925 по 1940 года, присутствует герой по имени Дмитрий Коршунов.

ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ ФЕТА

Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее широко в русской литературе отраженной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое новое преломление и зазвучала несколько по-новому. Салтыков-Щедрин в 70-е годы писал, что теперь никто не отважит­ся уже воспевать соловьев и розы. Для Фета тема любви, напротив, явилась основополагающей всего его творчества до конца жизни.

Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только бо­жеским даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет и реальную автобиографическую подоплеку. Вдохновением для Фета являлась любовь его молодости - дочь сербского поме­щика Мария Лазич. Любовь их была столь высока и неугасаема, сколь и трагична. Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, тем не менее ее последними словами перед смертью было восклица­ние: “Виноват не он, а я!” Обстоятельства ее смерти так и не выяс­нены, как и обстоятельства рождения Фета, но есть основания по­лагать, что это было самоубийство. Сознание косвенной вины и тя­жести утраты тяготило Фета на протяжении всей его жизни, и ре­зультатом этого явилось двоемирие, чем-то сродни двоемирию и Жуковского. Современники отмечали холодность, расчетливость и даже некоторую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст это составляет с другим миром Фета - миром его лири­ческих переживаний, воплощенных в его стихотворениях. Всю жизнь Жуковский верил в соединение с Машей Протасовой в дру­гом мире, он жил этими воспоминаниями. Фет также погружен в свой собственный мир, ведь только в нем возможно единение с лю­бимой. Фет ощущает себя и любимую (свое “второе я”) нераздельно слитыми в другом бытии, реально продолжающемся в мире поэзии: “И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить”. (“Alter ego”.) Поэт постоянно ощущает ду­ховную близость со своей любимой. Об этом стихотворения “Ты от­страдала, я еще страдаю...”, “В тиши и мраке таинственной ночи...”. Он дает любимой торжественное обещание: “Я пронесу твой свет через жизнь земную: он мой - и с ним двойное бытие” (“Томительно-призывно и напрасно...”).

Поэт прямо говорит о “двойном бытии”, о том, что его земную жизнь поможет ему перенести лишь “бессмертие” его любимой, что она жива в его душе. Действительно, для поэта образ любимой жен­щины на протяжении всей жизни являлся не только прекрасным и давно ушедшим идеалом другого мира, но и нравственным судьей его земной жизни. В поэме “Сон”, посвященной также Марии Лазич, это ощущается особенно четко. Поэма имеет автобиографи­ческую основу, в поручике Лосеве легко распознается сам Фет, а средневековый дом, где он остановился, также имеет свой прототип в Дерпте. Комическое описание “клуба чертей” сменяется неким морализаторским аспектом: поручик колеблется в своем выборе, и ему вспоминается совсем иной образ - образ его давно умершей любимой. К ней он обращается за советом: “О, что б сказала ты, кого назвать при этих грешных помыслах не смею”.

Литературовед Благой в своих исследованиях указывает на со­ответствие этих строк словам Вергилия к Данте о том, что “как язычник, он не может сопровождать его в рай, и в спутники ему дается Беатриче”. Образ Марии Лазич (а это, несомненно, она) для Фета является нравственным идеалом, вся жизнь поэта - это стремление к идеалу и надежда на воссоединение.

Но любовная лирика Фета наполнена не только чувством на­дежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво, это не только радость, но и муки, страдания. В стихах часто встречаются такие сочетания, как радость - страда­ние, “блаженство страданий”, “сладость тайных мук”. Стихотворе­ние “На заре ты ее не буди” все наполнено таким двояким смыс­лом. На первый взгляд перед нами безмятежная картина утреннего сна девушки. Но уже второе четверостишие сообщает какое-то на­пряжение и разрушает эту безмятежность: “И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон”. Появление “странных” эпитетов, таких, как “утомительный сон”, указывает уже не на безмятежность, а на какое-то болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объясняет­ся причина этого состояния, стихотворение доходит до кульмина­ции: “Все бледней становилась она, сердце билось больней и боль­ней”. Напряжение нарастает, и вдруг последнее четверостишие со­вершенно меняет картину, оставляя читателя в недоумении: “Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит”. Эти строки представляют контраст с серединой стихотворения и возвращают нас к гармонии первых строк, но уже на новом витке. Призыв “не буди ж ты ее” звучит уже почти истерично, как крик души. Такой же порыв страсти чувствуется и в стихотворении “Сияла ночь, луной был полон сад...”, посвященном Татьяне Берс. Напряжение подчеркивается рефреном: “Тебя любить, обнять и плакать над тобой”. В этом стихотворении тихая картина ночного сада сменяет­ся и контрастирует с бурей в душе поэта: “Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали, как и сердца у нас за песнею твоей”.

“Томительная и скучная” жизнь противопоставлена “сердца жгучей муке”, цель жизни сосредоточена в едином порыве души, пусть даже в нем она сгорает дотла. Для Фета любовь - костер, как и поэзия - пламя, в котором сгорает душа. “Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: там человек сгорел!” - восклицает Фет в стихотворении “Когда читала ты мучительные строки...”. Мне ка­жется, что так же Фет мог сказать о муке любовных переживаний. Но один раз “сгорев”, то есть пережив настоящую любовь, Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он сохранил в памяти свежесть этих чувств и образ любимой.

Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по-юношес­ки писать о любви? Он ответил: по памяти. Благой говорит, что “Фет отличается исключительно прочной поэтической памятью”, и приводит в пример стихотворение “На качелях”, толчком для на­писания которого явилось воспоминание 40-летней давности (стихо­творение написано в 1890 году). “Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трещало от ветра”, - пишет Фет в письме к Полонскому. Такая “звуковая де­таль” (Благой), как платье, которое “трещало от ветра”, наиболее памятна для поэта-музыканта. Вся поэзия Фета построена на зву­ках, переливах и звуковых образах. Тургенев говорил о Фете, что ждет от него стихотворение, последние строки которого надо будет передавать лишь безмолвным шевелением губ. Ярким примером может служить стихотворение “Шепот, робкое дыханье...”, которое построено на одних существительных и прилагательных, без едино­го глагола. Запятые и восклицательный знак тоже передают вели­колепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, “ряд волшебных”, неуловимых для челове­ческого глаза “изменений”, а в отдалении - точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, а в частности описа­ние любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгуще­ние, но не смешение красочных мазков, как на картинах Монэ, придает описанию любовных переживаний кульминационность и предельную четкость образу любимой. Какая же она?

“Я знаю твою страсть к волосам”, - говорит Григорьев Фету о его рассказе “Кактус”. Эта страсть не раз проявляется в фетовских стихах: “люблю на локон твой засматриваться длинный”, “кудрей руно златое”, “тяжким узлом набежавшие косы”, “прядь пушистая волос” и “косы лентой с обеих сторон”. Хотя эти описания и носят несколько общий характер, тем не менее создается довольно четкий образ прекрасной девушки. Чуть по-другому Фет описывает ее глаза. То это “лучистый взор”, то “недвижные очи, безумные очи” (аналогично стихотворению Тютчева “Я очи знал, о эти очи”). “Твой взор открытой и бесстрашней”, - пишет Фет, и в этом же стихотворении он говорит о “тонких линиях идеала”. Любимая для Фета - нравственный судия и идеал. Она имеет большую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850 году, вскоре после смерти Лазич, Фет пишет: “Идеальный мир мой раз­рушен давно”. Влияние любимой женщины на поэта чувствуется и в стихотворении “Долго снились мне вопли рыданий твоих”. Поэт называет себя “несчастным палачом”, он остро чувствует свою вину за гибель любимой, и наказанием за это явились “две капельки слез” и “холодная дрожь”, которые он в “бессонные ночи навек перенес”. Это стихотворение окрашено в тютчевские тона и вбирает в себя и тютчевский драматизм.

Биографии этих двух поэтов во многом сходны - оба они пере­жили смерть любимой женщины, и безмерная тоска по утерянному давала пищу для создания прекрасных любовных стихотворений. В случае с Фетом этот факт кажется наиболее странным - как можно сначала губить девушку, а затем всю жизнь писать о ней возвышенные стихи? Мне кажется, что потеря произвела на Фета столь глубокое впечатление, что поэт пережил некий катарсис, и результатом этого страдания явился гений Фета - он был допущен в высокую сферу поэзии, все его описание любимых переживаний и ощущение трагизма любви так сильно действует на читателя пото­му, что Фет сам пережил их, а его творческий гений облек эти переживания в стихотворную форму. Только могущество поэзии смогло передать их, следуя тютчевскому изречению: мысль изре­ченная есть ложь, Фет сам неоднократно говорит о могуществе поэ­зии: “Как богат я в безумных стихах”.

Любовная лирика Фета дает возможность глубже проникнуть в его общефилософские, а соответственно, и эстетические взгляды, как говорит Благой, “в решение им коренного вопроса об отноше­нии искусства и действительности”. Любовь, так же как и поэзия, по Фету, относится к другому, потустороннему миру, который дорог и близок Фету. В своих стихах о любви Фет выступал “не как воинствующий проповедник чистого искусства в противовес шести­десятникам, а создавал свой собственный и самоценный мир” (Бла­гой). И мир этот наполнен истинными переживаниями, духовными стремлениями поэта и глубоким чувством надежды, отраженными в любовной лирике поэта.

Это вечность, длящаяся день.

Это жизнь, прожитая в неделю.

А. С. Пушкин

Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально по­трясает, несмотря на то, что, как правило, кончают­ся они светло, мажорно.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклон­нице его поэзии, девушке весьма талантливой и обра­зованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Ла­зич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт по­мнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание. Поэзия Фета ра­достна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Превосходно передает Фет и «благоухающую све­жесть чувств», навеянных природой, ее красотой, пре­лестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих пе­реживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, жи­вые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Свет ночной, ночные тени,

Серебро и колыханье Сонного ручья,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Это стихотворение о любви, о свидании, о приро­де. Здесь ничто не изображается целиком, нет едино­го образа. Возлюбленная - это «шепот, робкое дыха­нье», милое лицо. Свидание - «и лобызания, и слезы». В стихотворении нет ни одного глагола, пото­му что глагол обозначает действие, процесс, а стихот­ворения Фета, наоборот, останавливают мгновения красоты, любви, счастья.

Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, по­казало, что она нужна нам, людям XX в., потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

Square

Многие школьники с трудом отличают поэзию Фета от тютчевских творений — несомненно в этом вина учителя, несумевшего правильно преподнести шедевры двух метров российской литературы. Уверяю, после этой статьи про интересные факты из жизни Фета, вы слету научитесь отличать поэтику Афанасия Афанасьевича от творчества Федора Ивановича Тютчева, постараюсь очень кратко!

В поэзии Тютчева мир представлен космическим, даже силы природы оживают и становятся природными духами, окружающими человека. Мотивы в творчестве Фета более приближены к реальности (приземлены). Пред нами описание настоящих пейзажей, образы реальных людей, любовь Фета — такое же сложное чувство, но земное и доступное.

Тайна фамилии поэта

В детстве А.Фет испытал потрясение — его лишили дворянского титула и отцовской фамилии. Настоящая фамилия писателя Шеншин, его отец — отставной российский ротмистр, а мать — немецкая красавица Шарлотта Фет. Родители познакомились в Германии, где у них моментально закружился бурный роман. Шарлотта была замужем, но совершенно несчастна в браке, муж любил выпить и часто поднимал на нее руку. Встретив благородного российского военного, она отчаянно в него влюбилась, и воссоединению двух сердец не помешали даже материнские чувства — у Шарлотты была дочь. Уже на седьмом месяце беременности Шарлотта сбегает в Россию к Афанасию Шеншину. Позже Шеншин напишет мужу Шарлотты письмо, но в ответ получит телеграмму нецензурного содержания. Ведь влюбленные совершили нехристианский поступок.

Будущий поэт родился в Орловской губернии, в метрической книге был записан Афанасием Шеншиным. Повенчались Шарлотта и Шеншин только через два года после рождения сына. В возрасте 14 лет Афанасий признан незаконнорожденным, ему вернули фамилию Фет и именуют «иностранцем». В итоге мальчик теряет свое дворянское происхождение и наследство отца помещика. Позже он восстановит свои права, но через много-много лет.

Фет и Толстой

В работах Лотмана встречается упоминание об одном необычном случае из жизни двух великих литераторов. В карточные игры в те времена играли все, особенно любил поазартничать (но сейчас не о нем). Так вот, процесс игр был достаточно эмоциональным, в порыве игроки рвали и бросали карты на пол, вместе с ними падали и деньги. Но поднимать эти деньги считалось неприлично, они оставались лежать на полу до конца игры, а потом их забирали лакеи в виде чаевых.

Однажды светские особы (в том числе Фет и Толстой) играли в карточную игру, и Фет нагнулся, дабы поднять упавшую ассигнацию. Всем было немного странно, но только не Толстому, писатель нагнулся к своему другу, чтобы подсветить свечой. Ничего нет постыдного в этом поступке, ведь Фет играл на свои последние деньги, в отличие от соперников.

Фет писал и прозу

В 60-х года 19 века Фет начал работу над прозой, в итоге опубликовано два прозаических сборника, состоящих из очерков и коротких рассказов-зарисовок.

«Нас нельзя разлучать» — история несчастной любви

С Марией Лазич поэт познакомился на балу в доме известного офицера Петковича (это случилось в 1848 году, когда безжалостно солнце палило на границе Киевской и Херсонской губерний). Мария Лазич была обворожительная — высокая, стройная, смуглая, с копной темных густых волос. Фет сразу понял, что Мария для него словно Беатриче для Данте. Тогда Фету было 28 лет, а Марии — 24 года, на ней лежала вся ответственность за дом и младших сестер, потому что она была дочерью небогатого сербского генерала. С тех пор вся любовная лирика писателя посвящена именно этой прекрасной барышне.

По словам современников, Мария не отличалась несравненной красотой, но была приятна и соблазнительна. Так Афанасий и Мария начали общаться, писать друг другу письма, проводить совместные вечера в обсуждении искусства. Но однажды перелистывая ее дневник (тогда все девушки имели дневники, в которые переписывали любимые стихи, цитаты, прикрепляли фотографии), Фет заметил нотные знаки, под которыми стояла подпись - Ференц Лист. Ференц известный композитор того времени, который гастролировал в 40-х годах по России, познакомился с Марией и даже посвятил ей музыкальное произведение. Сначала Фет был расстроен, на него нахлынула ревность, но потом когда услышал, как великолепно звучит мелодия для Марии, просил постоянно ее играть.

Но брак между Афанасием и Марией был невозможен, у него нет средств для существования и титула, а Мария хоть из бедной семьи, но из дворянской. Об этом родственники Лазич не знали и совершенно не понимали, почему Фет общается с их дочерью в течение двух лет, но не делает предложения. Естественно по городу пошли слухи и домыслы о самом Фете и безнравственности Марии. Тогда Афанасий сказал своей возлюбленной, что их брак невозможен, а отношения нужно срочно прекратить. Мария попросила Афанасия просто быть рядом без брака и денег.

Но весной 1850 года случилось страшное. В отчаянии Мария сидела в своей комнате, пыталась собраться с мыслями, как жить дальше, как добиться вечного и нерушимого союза с любимым. Внезапно она резко встала, отчего лампада упала на длинное кисейное платье, в считанные секунды пламя охватило волосы девушки, она успела лишь крикнуть «Спасите письма!». Родственники потушили огонь безумия, но количество ожогов на теле было несовместимо с жизнью, через четыре мучительных дня Мария умерла. Последними ее словами стали «Он не виноват, а я..». Есть предположение, что это было самоубийство, а не просто случайная смерть.

Брак по расчету

Через годы Фет женится на Марии Боткиной, но уже не из-за сильной любви, а по расчету. В его сердце и стихах навсегда сохранится образ высокой и черноволосой Марии Лазич.

Как Фет титул возвращал

Поэту потребовалось несколько лет службы в пехотных войсках, чтобы добиться офицерского чина и получить дворянство. Ему совершенно не нравился армейский уклад жизни, Фет хотел заниматься литературой, а не войной. Но чтобы вернуть себе свой законный статус, он был готов вынести любые трудности. После службы Фету пришлось проработать 11 лет судьей и только тогда литератор стал достоин получить дворянский титул!

Попытка самоубийства

После получения дворянского титула и родового поместья, добившийся главной в своей жизни цели Фет под каким-то предлогом попросил жену съездить к кому-нибудь в гости. Сам 21 ноября 1892 года закрылся в кабинете, выпил бокал шампанского, вызывал секретаря, продиктовав последние строчки.

«Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному. 21 ноября, Фет (Шеншин)»

Достал стилет для разрезания бумаги и занес руку над виском, секретарь успела вырывать стилет из рук писателя. В этот момент Фет выскочил из кабинета в столовую, попытался схватить нож, но тут же упал. Секретарь подбежала к умирающему литератору, который сказал лишь одно слово «добровольно» и умер. Наследников поэт после себя не оставил.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!