Досрочный огэ по литературе кимы. Подготовка к ЕГЭ по литературе

Общефедеральная экзаменация по литературе входит в число ЕГЭ по выбору. В те времена, когда ученики и их родители не имели ни малейшего представления о такой форме выпускного испытания, как , литература входила в число обязательных выпускных экзаменов в школе. Тогда её сдавали в виде сочинения, а отметка в аттестат выставлялась сразу по двум предметам: грамотность влияла на , а стилистика – на литературу.

Сегодня данный ЕГЭ вряд ли можно назвать популярным: литература нужна только тем одиннадцатиклассникам, которые поступают на филолога, лингвиста или учителя русского языка и литературы, а эти профессии, к сожалению, не считаются . Многие ученики полагают, что этот ЕГЭ можно сдать с наскока, не уделяя много времени на трудоемкую подготовку, выехав лишь на остаточных знаниях и умении связно выражать мысли.

Тем не менее, подготовка к сдаче литературы потребует значительного времени и усилий, особенно в случае, если ваша цель сдать её на отметку «четыре» или «пять». Давайте узнаем, какие новшества в КИМах 2017 года подготовили специалисты из , когда будет сдаваться литература и на что стоит обратить особое внимание при подготовке к этому ЕГЭ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2017

Даты ЕГЭ по литературе

Специалистами из Рособрнадзора для данного экзамена зарезервированы такие дни:

  • Досрочный период. Досрочная экзаменация пройдет 24 марта 2017 года, а 3 апреля 2017 года выделено в качестве резервного дня. Напомним также перечень лиц, которые могут написать заявление на ЕГЭ в досрочный период. К таким ученикам отнесены: те, кто собирается выехать на учебу или ПМЖ за границу, участники международных или общероссийских смотров, конкурсов, олимпиад или спортивных соревнований, ученики, которым во время основного экзамена было предписано пройти реабилитацию, лечебные или профилактические процедуры. Сдать ЕГЭ досрочно также могут школьники, которые выпустились из общеобразовательного учреждения до 2016/2017 учебного года, ученики, обучавшиеся в вечерней школе, и юноши, которые сначала желают пройти , а уже потом поступать в ВУЗ;
  • Основной этап. Основное ЕГЭ пройдет 13 июня 2017 года.
  • Резервная дата. Резервным днем для литературы определено 20 июня 2017 года (на всякий случай есть еще один резервный день для всех предметов – 30 июня 2017 года).

Кстати, если вы относитесь к категории учеников, которые могут и желают сдать экзамен до основного срока, не забывайте, что заявление нужно будет подать до 1 марта 2017 года. В противном случае придется сдавать экзамен вместе с основной волной выпускников.

Статистическая информация

Стоит отметить, что количество ребят, которые выбирают литературу в качестве вариативного ЕГЭ, растет из года в год. Например, в 2016 году число таких экзаменующихся составило 43,5 тысячи человек, а это на 6 тысяч больше, чем в 2015 году. Статистика говорит и об увеличении количества выпускников, сумевших пройти испытание с высочайшим тестовым баллом.


Согласно статистике, большое число школьников сдает литературу успешно

Так, в 2016 году было выявлено 256 стобалльных работ, что на 26 работ больше чем в 2015 году. Минимальный порог, составляющий 32 балла, не смогли преодолеть всего 4,3% учеников, а это гораздо лучше итогов прошлых лет (5,3% и 8% в 2015 и 2014 годах соответственно). В среднем итоги 2016 года таковы:

  • от 41 до 60 баллов за работу получили 43,5% ребят;
  • от 61 до 100 баллов сумели набрать 44,3% учеников.

Как проходит сдача ЕГЭ по литературе?

Работать с экзаменационным листом вы сможете на протяжении 235 минут. Напомним, что ЕГЭ по литературе не предусматривает использование никаких дополнительных предметов или справочных материалов. Заблаговременно проверьте карманы на наличие мобильного телефона, снимите с запястья смарт-часы и ни в коем случае не пытайтесь пронести с собой шпаргалки. Любая аппаратура с подсказками будет изъята на входе в аудиторию – каждый выпускник проходит перед началом экзамена через рамку металлоискателя.

В классе ведется видеонаблюдение, а следить за порядком на российских ЕГЭ будут около 20 тысяч наблюдателей, которым даны строгие инструкции: любой нарушитель регламента экзамена должен быть удален из аудитории! Когда вы войдете в класс и займете отведенное место, не стоит заводить разговоров с соседями, вставать или покидать аудиторию без разрешения. Чтобы посетить туалетную комнату или медпункт, нужно будет обратиться к наблюдателям, которые обязаны сопроводить вас до места назначения.


Сдача данного ЕГЭ не предусматривает использования справочных материалов

Структура КИМ ЕГЭ-2017 по литературе

Последняя информация, которая касается нововведений в ЕГЭ по литературе образца 2017 года, говорила о том, что этот экзамен вскоре будет состоять только из заданий творческого характера. Этот факт подтверждают и руководители образовательной сферы РФ – Ольга Васильева, занимающая пост министра образования и науки, и Сергей Зинин, осуществляющий руководство Федеральной комиссией разработчиков ЕГЭ по литературе.

Новая модель экзамена была разработана в марте 2016 года и даже успела пройти тестирование у школьников из шести десятков образовательных учреждений. В новых КИМах будут полностью исключены задания, предусматривающие короткий ответ, увеличено количество заданий, предполагающих множественный выбор, а также повысятся требования к . В структуре экзамена предположительно будут выделены три основных блока:

  • первый, в котором нужно будет продемонстрировать навыки анализа произведений;
  • второй - предполагающий, что ученик покажет свое умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами;
  • третий – сочинение на одну из пяти тем, которые предполагают глубокий анализ произведения и его главных проблем.

Тем не менее, выпускники 2017 года могут вздохнуть спокойно. Такая модель войдет в силу лишь в 2018 году. На сегодняшний момент было принято решение, что перспективные КИМы сначала будут доработаны и размещены на портале ФИПИ для демонстрации, и только потом методсовет примет окончательное решение. В целом, структура билета 2017 года не претерпела значительных изменений. Билет состоит из 17 заданий, распределенных на две части:

  • часть 1, включающую два комплекса заданий. Первый из них объединит фрагменты эпических, лироэпических и драматических произведений с вопросами к ним. На первых 7 заданий ученики должны будут дать короткий ответ, и еще на 2 – развернутый ответ из 5-10 предложений. Второй комплекс заданий предполагает, что выпускник решит еще 5 заданий, в которых проанализирует лирическое произведение. На задания под номерами с 10 по 14 нужно будет дать короткий ответ, а номера 15-16 предполагают наличие развернутого ответа;
  • часть 2 – это сочинение в объеме не менее 200 слов на одну из трех предложенных тем.

Не недооценивайте важность сочинения - к нему нужно хорошо подготовиться!

Отметим также, что ФИПИ рекомендует грамотно распределять время, отведенное на экзаменационную работу. Для первой части билета стоит выделить не более 120 минут из всего отведенного на ЕГЭ времени, а всё оставшееся время посвятить написанию сочинения.

Оценивание ЕГЭ по литературе

В 2009 году было принято решение, что баллы, полученные за ЕГЭ, не влияют на аттестационную отметку ученика и не переводятся в привычную шкалу от двойки до пятерки. Однако с 2017 года общегосударственный экзамен может стать возможностью, которая позволит улучшить отметку, выставленную школьным учителем. При переводе системы оценивания ЕГЭ в пятибалльную картина будет выглядеть следующим образом:

  • баллы в промежутке от 0 до 31 означают, что ученик не подготовлен к экзамену и получает отметку «2»;
  • баллы в промежутке от 32 до 54 означают, что ученик готов к экзамену по литературе удовлетворительно и получает отметку «3»;
  • баллы в промежутке от 55 до 66 означают, что ученик хорошо знает литературу и получает отметку «4»;
  • баллы в промежутке от 67 до 100 означают, что ученик подготовился на отлично и получает заслуженную «5».

Ознакомиться с заработанными на ЕГЭ по литературе баллами можно будет на официальном портале ЕГЭ. Для этого школьнику нужно будет авторизоваться, введя данные из своего паспорта.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Чтобы грамотно подготовиться к экзамену по этому предмету, стоит начать заблаговременную проработку демо-версий КИМов, которые уже разработаны представителями ФИПИ. Скачать демонстрационный КИМ можно на нашем сайте (см. начало статьи). Такой подход сориентирует вас на примерное содержание билета, поможет выявить свои слабые места и настроит на реальный ЕГЭ психологически. Такой настрой очень важен, ведь многие ученики допускают глупые ошибки просто от стресса и напряженности.


При подготовке к экзамену 2017 года важно проработать демо-версии ЕГЭ

Помните о важности подготовки к написанию сочинения во второй части КИМа. Ознакомьтесь с тематикой, которая была предложена выпускникам в прошлом году, и попробуйте написать сочинение по каждой из этих тем. Запаситесь рекомендованными Минобразования пособиями по литературе и прочтите критику по произведениям из рекомендованного списка литературы.

Специалисты отмечают важность общей эрудиции и начитанности, которые помогут аргументировать высказанное мнение. Тем более что в качестве аргумента нужно привести не менее двух примеров из разных произведений. В целом, при написании этой части ЕГЭ рекомендовано придерживаться следующего подхода:

  • сначала стоит прочесть все предложенные темы и определить, какая из них является самой удачной для выражения ваших мыслей;
  • попробуйте подобрать подходящий эпиграф. Он не обязателен, но знание точных и подходящих по контексту цитат делает работу выигрышнее. Помните о том, что эпиграф рекомендуется писать без применения кавычек, а фамилию автора помещать в скобки;
  • продумайте ключевые аспекты темы, основные вопросы, ответы и доказательства вашей точки зрения. Запишите тезисы на черновике;
  • запишите подходящие цитаты из произведений. Но не увлекайтесь цитированием. Желательно, чтобы каждая из цитат включала не более 2-3 небольших предложений;
  • (0 оценок)

— напротив предмета установлен статус «Результат скрыт»

— напротив предмета установлен статус «Экзамен обработан» и при этом значение тестового балла пустое

Вам необходимо обратиться в РЦОИ Вашего региона для получения результатов.

Обращаем Ваше внимание, что результаты ЕГЭ могут быть изменены в связи с проведением процедур апелляции и/или перепроверок результатов на региональном и федеральном уровнях. Рекомендуем осуществлять периодические повторные проверки Ваших результатов ЕГЭ.

График публикации результатов ЕГЭ-2017

Информатика и ИКТ

География, Информатика и ИКТ

Литература, Химия, Физика, Обществознание

Математика (базовый уровень), Математика (профильный уровень)

По всем учебным предметам

График обработки апелляций о несогласии с выставленными баллами основного этапа ГИА-11 в 2017 году

Результаты егэ 2017 официальный сайт

Организаторы единых государственных экзаменов продолжают публиковать результаты ЕГЭ 2017 года. Те, кто сдавал географию, информатику и ИКТ, а также математику профильного уровня по выбору, а также все выпускники, сдававший обязательный экзамен по математике базового уровня, уже знают количество набранных баллов по этим предметам. На очереди - остальные предметы. Как узнать результаты ЕГЭ по литературе 2017 года по паспортным данным на официальном сайте и с помощью портала “Госуслуги”.

Результаты ЕГЭ по литературе 2017 года должны появиться не позже 22 июня. Сам экзамен сдавался 7 числа, и согласно плану, объявленному организаторами экзаменов, 22 число является крайним сроком, когда будут окончательно подведены итоги экзамена, а одиннадцатиклассникам - объявлены результаты.

Чтобы узнать результаты ЕГЭ по литературе 2017 года по паспортным данным в интернете, нужно зайти на официальный сайт ЕГЭ 2017 - . Заполнив необходимые поля для входа в личный кабинет, выпускник сможет посмотреть, результаты каких сданных им экзаменов уже доступны.

Учитывая, что результаты ЕГЭ могут появляться и раньше крайнего срока, стоит проверять, есть ли информация, заранее.

Узнать результаты сданных экзаменов можно также и при помощи портала государственных услуг. , которая существует там, позволяет воспользоваться тем же функционалом, что и на портале ЕГЭ. Для того, чтобы воспользоваться услугой, нужно иметь учетную запись на данном портале.

Такой альтернативный способ проверки результатов хорош в том числе и как запасной вариант на тот случай, если технические мощности портала единых госэкзаменов не выдержат нагрузки.

На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по литературе был в 2017 году .

Общее число участников ЕГЭ 2017 г. по литературе составило 41 267 человек, что чуть ниже числа экзаменовавшихся в 2016 г. (43 585 человек), но выше, чем в 2015 г. (37 512 человек). Указанные данные свидетельствуют об определенной стабильности в выборе ЕГЭ по литературе выпускниками, поступающими в вузы соответствующего профиля.

Наибольшее число участников отмечается в следующих субъектах РФ: г. Москва (5392 человека), г. Санкт-Петербург (2556 человек), Московская область (2679 человек), Краснодарский край (1368 человек), Ростовская область (1090 человек), Свердловская область (1035 человек), Нижегородская область (931 человек).

Средний тестовый балл в 2017 г. составил 59,68, что чуть выше показателей 2016 г. (57,91) и 2015 г. (57,12).

Наиболее многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших 41–60 и 61–80 т.б. (41% и 40% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет более 8,6% от общего числа участников. В сравнении с 2016 г. в 2017 г. уменьшилась доля экзаменуемых с результатами в диапазоне низких баллов (0–40 т.б.). Наметилась тенденция к увеличению доли хорошо подготовленных участников с результатами 61–80 т.б. (увеличение на 2%), что объясняется, в частности, тенденцией к повышению качества преподавания предмета «Литература» в связи с введением итогового сочинения.

Минимальный балл ЕГЭ 2017 г. составил 8 п.б. (32 т.б.), как и в 2016 г. Доля выпускников, не набравших в 2017 г. минимального количества баллов, равна 2,9%, что на 1,4% меньше, чем в 2016 г. (4,3%) и на 2,4% меньше, чем в 2015 г. (5,3%). Данный результат также свидетельствует об улучшении качества подготовки выпускников к экзамену по литературе.

100 баллов за ЕГЭ по литературе в 2017 г. получили 343 человека. (0,83%), что в абсолютном исчислении больше, чем в 2016 г. (256 человек). Динамика количества 100-балльников связана с повышением качества подготовки выпускников, мотивированных на успешную сдачу экзамена по литературе.

Анализ результатов ЕГЭ 2017 г. подтверждает сохранение измерительных свойств экзаменационной модели и позволяет констатировать, что степень сложности заданий КИМ в целом адекватна познавательным возможностям экзаменуемых и дает возможность дифференцировать их для поступления в вузы с различными требованиями к уровню подготовки по литературе.

Единый государственный экзамен по литературе назначен на 7 июня 2017 года . Экзамен включает 17 заданий, разделенных на две части. Для ответа на вопросы первой части дается фрагмент произведения. Ответы даются в краткой и развернутой форме. Вторая часть экзамена подразумевает развернутый ответ в форме сочинения.

Проверка результатов экзамена включает несколько уровней. На региональную обработку отводится до 4 дней, затее следует федеральная проверка. Общее время проверки составляет не более 2 недель .

Обработка результатов ЕГЭ по литературе подразделяется на следующие стадии:

  • проверка работ регионами – до 11.06;
  • проверка на федеральном уровне – до 1&.06;
  • отправка итогов в регионы – до 20.06;
  • утверждение итогов экзамена – 21.06;
  • официальный день объявления итогов – 22.06 .

Результат ЕГЭ по литературе 2017 года можно узнать следующими способами:

  • Открытые телефонные линии Рособрнадзора.

По номеру +7 (495) 984 – 89 – 19 могут позвонить организаторы тестирования, учителя, родители и участники ЕГЭ. Сотрудники ответственного органа отвечают на вопросы касательно прохождения процедуры, оформления заданий, организационных требований и результатов экзамена. Прием звонков осуществляется с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00 (время московское).

Региональные представительства также открывают собственные линии, где можно узнать об особенностях экзамена и набранных баллах. Номера телефонов в регионах доступны на официальном портале госэкзамена в разделе «Контакты».

На официальном ресурсе госэкзамена ege.edu.ru нужно перейти в раздел «Участникам ЕГЭ», где выбирается вкладка «Проверить результаты ЕГЭ». В адресной строке браузера можно набрать адрес страницы check.ege.edu.ru.

После перехода на данную страницу откроется форма, куда вносится фамилия, имя и отчество участника, его код регистрации или номер паспорта, затем выбирается регион. После ввода необходимо информации указывается проверочный код с картинки и производится вход в систему.

Итоги тестирования публикуются на информационных стендах и доступны для всех желающих. Если экзамен сдавал выпускник прошлых лет, то ему результаты предоставит пункт проведения экзамены.

  • Местные ресурсы комитета образования.

В регионах созданы специальные порталы, информирующие на бесплатной основе граждан об итогах экзамена. Адреса таких порталов приведены на официальном сайте ЕГЭ в подразделе «Контакты». На местном ресурсе нужно выбрать раздел касательно ЕГЭ.

При личном обращении проверить итоги тестирования можно по данным паспорта или коду, полученному при регистрации. Сведения об итогах тестирования предоставляются родителю ребенка или его представителю при наличии подтверждающих документов.

Получить копии своей работы участники могут только в том случае, если направят запрос на апелляцию. Заявки изучает апелляционная комиссии, целью работы которой является защита прав участников госэкзамена.

Если участник не согласен с полученной суммой баллов, то он имеет право подать апелляцию . Для этого необходимо направить письменное обращение в школу или другую организацию, направившую участника на экзамен. На апелляции имеют право присутствовать участники, их представители, общественные наблюдатели.

На прием заявки отводится 2 рабочих дня с момента официального утверждения итогов тестирования. Рассмотрение апелляции занимает до 4 рабочих дней. В ход процедуры участник получает копии выполненной работы для ознакомления.

По литературе апелляцию принимают до 26 июня . В результате сумма заработанных баллов может измениться в большую или меньшую сторону. В случае изменения результатов производится их утверждение на региональном и федеральном уровне. Окончательное подтверждение выносится до 10 июля.

Работа участника оценивается в балльной системе. Для поступления в высшие учебные заведения при сдаче экзамена нужно набрать минимально 32 балла по литературе.

Выставление оценок производится по следующей схеме:

  • 2 – при количестве баллов от 0 до 31;
  • 3 – от 32 до 54;
  • 4 – от 55 до 66;
  • 5 – от 67.

Право на досрочную сдачу ЕГЭ имеют следующие категории участников:

  • в случае окончания школы в предыдущие годы;
  • выпускники текущего года, выполнившие учебную программу, при успешном написании итогового сочинения и полной сдаче задолженностей;
  • ученики, завершившие обучение по школьной программе, при наличии удовлетворительных оценок по всем предметам;
  • при окончании школы со справкой в предыдущие годы.

К досрочной сдаче экзамена допускаются ученики при наличии медицинского заключения или других уважительных обстоятельств.

Досрочный экзамен по литературе прошел 7 апреля . Дополнительно учащиеся могли пройти ЕГЭ 12 апреля.

В этот период экзамен прошли 3,2 тысячи человек. Результаты досрочного ЕГЭ по литературе 2017 года известны с 18 апреля.

Пересдать экзамен по литературе допускается при наличии неудовлетворительной оценки. Допускается повторное выполнение работы, если участник намерен улучшить свой результат. Пересдача предмета по выбору по причине неудовлетворительной оценки возможна только в следующем году.

Процедура пересдачи обычно проходит в сентябре . О точной дате станет известно в середине августа. Пересдать можно только один предмет по выбору участника.

Для повторной сдачи направляет заявление в комиссию учреждения, где проводилась регистрация на тестирование.

ЕГЭ по литературе в 2017 году сдало 41 500 выпускников. Экзамен проводился в 2500 пунктах по всей стране.

Свои результаты школьники и выпускники прошлых лет смогут узнать не позднее 22 июня . Минимальный балл , который им необходимо было набрать, составляет 32 .

В этом году с экзаменом не справились 2,9%. Результат лучше, ем в 2016 году, тогда экзамен не сдали 4,4% выпускников.

Литература занимает одно из последних мест по популярности среди выпускников, тем более, что она никогда не входила в списки обязательных предметов. Но если вы хотите поступать на такие профессии как: учитель, филолог, и другие, то скорее всего университет потребует от вас обязательной сдачи литературы либо в формате егэ, либо как вступительного экзамена.

В процессе программы улучшения системы егэ по литературе 2017, баллы и оценки изменялись соответственно. Ужесточались правила прохождения в пункт проведения экзамена (обязательная проверка металлоискателем, обязанность организатора проверять все бумажные носители перед выходом ученика в туалет, и многое другое), менялись критерии выставления баллов.

Именно поэтому и без того непопулярный предмет оказывается на последних строчках рейтинга.

Чтобы ученики не оказались в затруднительном положении на самом экзамене, все учителя изо всех сил пытаются помочь выпускникам справится с психологическими нагрузками и «натаскать» их на выполнение сочинения, изложения и всего теста. К сожалению, постоянные изменения - традиция ЕГЭ, и ближе к экзамену вы можете узнать о совершенно новой системе оценок, или глобальных изменениях.

Мы постараемся помочь вам разобраться во всём и предоставить актуальную информацию.

«Не так страшен чёрт, как его малюют» - замечательная русская пословица, которая прекрасно характеризует обстановку перед егэ во многих школах, гимназиях, в кругу друзей, и, конечно же, дома. Не стоит забывать, что всевозможные слухи о штабелях не сдавших в вашем регионе, ужасных правилах прохождения экзамена, и т.д. - скорее всего не более чем слухи.

Чем меньше вы будете себя накручивать, тем легче будет сдавать экзамен и готовиться. Ведь согласитесь - гораздо легче настроиться на работу, когда в голове не вертятся страшные мысли вроде «Я не сдам», «Меня завалят» и другие ужасы. Достаточно отбросить все мысли в сторону, взять материал и работать, работать, работать.

Предварительно договоритесь со своим учителем, классным руководителем о проведении «пробного» егэ для всего класса, обычно такая практика присутствует во многих школах. Грамотно распределите время, которое потратите на каждую часть, и адекватно оцените свои знания.

Не забывайте, что если оценивание егэ по литературе 2017, баллы и оценки вам не понравились, и вы уверены, что они выставлены неверно, подавайте аппеляцию как можно быстрее!

Как мы уже говорили, за прошедшие года система сдачи Единого Государственного Экзамена претерпела немало изменений, и каждое поколение всё больше и больше страдает (или радуется) от этих самых изменений. В пример можно поставить систему проведения экзамена на пунктах. Всем известно, что она ужесточается при помощи проверки всех школьников на телефоны, шпаргалки и т.д.

Но главные изменения касаются КИМов и всего, с ними связанного. Вполне может оказаться так, что все книги, по которым вы готовились к егэ, или пробные варианты, могут вмиг стать неактуальными из-за изменений, принятых министерством образования. Важнее всего быть готовым именно к этому, и вовремя собраться, не паниковать.

В последние несколько лет основные критерии оценки первых (тестовых) частей не менялись, но в 2016 году все тестовые задания убрали, и угадать стало практически невозможно. В остальном всё также - критерии оценивания егэ по литературе 2017, баллы и оценки не менялись - сочинением можно окупить полностью проваленный тест, но не наоборот.

Отдельная тема, которую стоит обсудить - сочинение на егэ по литературе 2017. Для многих выпускников сочинение остаётся спасительным кругом, на тот случай, если они полностью завалили егэ. Часто бывало так, что человек писал сочинение на максимальный балл, а тест выполнял лишь на треть, и всё равно выходил сухим из воды.

Именно поэтому учителя так долго вдалбливают в головы учеников систему написания - правильно выделить проблему, оформить мнение автора, комментарий, правильно выбрать книгу, статью или другой источник, из которого вы собираетесь основать аргумент, - всё это вы должны знать.

Мы покажем вам наглядно, как блестяще написать (или завалить) егэ, для этого существует таблица, которая показывает критерии оценивания егэ сочинения по литературе 2017, баллы и оценки за которое будут полностью зависить от того, как хорошо вы будете знать, что от вас требуется на экзамене.

2) Чётко выделено 2 доказательства, выбор аргументов доказан

3) Не присутствует смысловых, лингвистических и орфографических ошибок.

2) Выделены доказательства, аргументированный выбор или допущены не грубые ошибки

3) Не присутствует смысловых, орфографических, иных ошибок или допущено 1/2 ошибки.

2) Допущены грубые ошибки, искажено мнение автора.

3) Ошибки в аргументировании выбранных источников.

3) Не обоснован выбор аргументов

3) Не присутствует обоснованных аргументов

4) Допущены орфографические, пунктуационные и смысловые ошибки

Одна из самых интересных частей жизни школьника начинается после сдачи самого экзамена. Многие называют это «стрессовым периодом» - можете спросить у прошлого выпуска своей школы, каково пришлось им и их родителям после сдачи егэ. «На сколько я сдал», «Когда уже придут результаты» и так далее - типичные мысли после экзамена.

Важно рассчитывать сразу на несколько вариантов, и заранее подготовить себя на тот случай, если ожидания не оправдаются. Например, решить - будете ли вы просить в таком случае пересдачи, или же вам хватит и этих баллов для поступления в желаемый университет/на желаемый факультет.

Также следует заранее изучить правила подачи аппеляции в случае, если вы будете уверены, что организаторы были несправедливы при выставлении оценок, или были допущены иные грубые ошибки, которые можно оспорить. Думаем, вам пригодится перевод баллов егэ по литературе 2017, баллы и оценки при помощи которого вы сможете увидеть в 2 системах: 100-бальной и 5-бальной.

Не забывайте, что официально перевода в оценку не существует уже с 2008 года, в таблице представлены примерные значения!

А пока вы ожидаете свои результаты егэ по литературе 2017, баллы и оценки предыдущих поколений могут вас развлечь, в таблице представлены официальные средние баллы всех выпускников за предыдущие года.

Для тех, кто в танке, - средний балл рассчитывается посредством сложения всех баллов и учеников и деления получившегося числа на количество сдаваемых. (Вася получил 5, Петя 3, (5+3):2=4. Средний балл = 4).

Из таблицы можно выяснить, что сдают литературу довольно плохо, учитывая что средний балл по русскому в определённые года доходил до 70, что означает большинство экзаменов, которые были сданы на «хорошо».

В конце хочется сказать ещё раз - на результатах егэ жизнь не заканчивается - есть ещё пересдача и целая куча возможностей. Надеемся, что шкала перевода егэ по литературе 2017, баллы и оценки предыдущих поколений помогли вам справится с томительным ожиданием или просто пополнили вашу копилку знаний перед сдачей егэ.

Следите за новостями и будьте всегда в курсе событий!

Когда будет ЕГЭ по литре? Ответ на вопрос ниже.

Итак, гласит, что.

ЕГЭ 2017 по литературе в рамках досрочного этапа пройдет.

Резервный день досрочного этапа - .

В рамках основного этапа ЕГЭ по литературе пройдет.

Резервный день основного этапа - .

Методика прохождения ЕГЭ меняется каждый год. Специалисты изобретают новые способы определения уровня знаний учеников, разрабатывают перечень вопросов, обновляя их тематику, меняют количество обязательных предметов. Такое положение вещей чрезвычайно настораживает и пугает будущих выпускников, ведь им также необходимо знать, к чему готовиться и чего ожидать от важного для их жизни экзамена.

В нашей статье мы расскажем основные этапы прохождения ЕГЭ по литературе 2017 года, а также озвучим возможные изменения, которые коснутся этого экзамена.

До главных школьных экзаменов осталось не так уж много времени. Не за горами пора, когда “покой нам только снится”, а на письменном столе собираются горы учебников по разным предметам. Конечно, подготовка к ЕГЭ отнимает много свободного времени, сил и нервов. Предварительное расписание будущих экзаменов уже составлено и выглядит оно следующим образом:

  • Досрочный этап - 24 марта 2017 года. Резервный день досрочного этапа - 3 апреля 2017 года.
  • Основной этап - 13 июня 2017 года, а резервный день закреплен за 20 июня 2017 года.

Это наиболее животрепещущая тема, стремительно переходящая от одного ученика к другому. Многие школьники переживают, что список обязательный предметов значительно расширится и им придется еще больше времени прозябать за учебниками, вместо заслуженного отдыха после уроков.

На сегодняшний день нет окончательного списка новых обязательных предметов, ведь на рассмотрении у чиновников было несколько дисциплин: от истории до физики.

  • - необходим для поступления в любой ВУЗ страны.
  • Математика - экзамен разделен на два уровня (базовый и профильный).

Ближе к 2018 году экзамен по литературе должен быть в корне пересмотрен и в некоторые его пункты внесут кардинальные изменения. В частности, специалисты намерены полностью убрать задания с короткими ответами, оставив лишь небольшие сочинения и одно полноценное.

Впрочем, пока еще рано бить тревогу и панически бояться окончания года - ЕГЭ по литературе в 2017 году придет по привычной всем схеме:

  • 1 блок - Смысловой. Здесь ученикам представлен небольшой отрывок эпического или драматического произведения с 7 вопросами по его содержанию (краткими). Кроме того, выпускник должен написать пару мини-сочинений по заданной тематике.
  • 2 блок - Лирическое произведение с несколькими вопросами к нему, а также два мини-сочинения.
  • 3 блок - Развернутое сочинение на любую из трех заданных тем.

Тем не менее, небольшие изменения все-таки произойдут. Они будут касаться построения вопросов - в уклон сделают на знание реалий текста, а не на знание основных литературных терминов. Из этого следует, что для сдачи экзамена недостаточно обладать узкими познаниями в литературе.

Также хочется заострить внимание еще на одной особенности экзамена по литературе - на стихотворения. Как правило, ученики надеются, что в бланках они найдут стихотворное произведение определенного автора из школьной программы.

Тем не менее, исходя из правил КИМы, если поэт был включен в кодификатор, то на экзамене для анализа могут подать любое его произведение. Это достаточно правильный подход, ведь во время прохождения итогового испытания выпускник должен показать в мини-сочинении, насколько правильно он умеет анализировать, не ссылаясь на страницы учебников.

Уже в 2016 году “нешкольные” стихотворения можно было отыскать во многих вариантах КИМов, поэтому в 2017 году этот ход обязательно повторится.

Для хорошей оценки по этому блоку недостаточно просто взять и изложить свои мысли на бумаге. Необходимо тщательно продумать каждое предложение, грамотно оформить и выразить свое мнение в понятной и простой форме. Орфографические и пунктуационные ошибки привлекают внимание проверяющих, поэтому нужно их избегать.

Кроме того, каждый ученик должен постараться раскрыть заданную тему полностью, используя не только свои жизненные примеры, но и аргументы из области литературы. Структура текста должна выглядеть следующим образом: введение, несколько аргументов и примеров, заключение.

Чтобы итоговое сочинение было качественным, выпускнику уже сейчас доступен перечень произведений, которые вынесены на ЕГЭ по литературе. Прочитав их, а также ознакомившись с дополнительной информацией про автора, историей написания, ключевыми моментами и другими подробностями, вы обязательно напишете достойное произведение, которое заслуживает высочайшей оценки.

Единый государственный экзамен по литературе назначен на 7 июня 2017 года . Экзамен включает 17 заданий, разделенных на две части. Для ответа на вопросы первой части дается фрагмент произведения. Ответы даются в краткой и развернутой форме. Вторая часть экзамена подразумевает развернутый ответ в форме сочинения.

Проверка результатов экзамена включает несколько уровней. На региональную обработку отводится до 4 дней, затее следует федеральная проверка. Общее время проверки составляет не более 2 недель .

Обработка результатов ЕГЭ по литературе подразделяется на следующие стадии:

  • проверка работ регионами – до 11.06;
  • проверка на федеральном уровне – до 19.06;
  • отправка итогов в регионы – до 20.06;
  • утверждение итогов экзамена – 21.06;
  • официальный день объявления итогов – 22.06 .

Где узнать результаты ЕГЭ по литературе

Результат ЕГЭ по литературе 2017 года можно узнать следующими способами:

  • Открытые телефонные линии Рособрнадзора.

По номеру +7 (495) 984 – 89 – 19 могут позвонить организаторы тестирования, учителя, родители и участники ЕГЭ. Сотрудники ответственного органа отвечают на вопросы касательно прохождения процедуры, оформления заданий, организационных требований и результатов экзамена. Прием звонков осуществляется с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00 (время московское).

Региональные представительства также открывают собственные линии, где можно узнать об особенностях экзамена и набранных баллах. Номера телефонов в регионах доступны на официальном портале госэкзамена в разделе «Контакты».

  • Официальный портал ЕГЭ.

На официальном ресурсе госэкзамена ege.edu.ru нужно перейти в раздел «Участникам ЕГЭ», где выбирается вкладка «Проверить результаты ЕГЭ». В адресной строке браузера можно набрать адрес страницы check.ege.edu.ru.

После перехода на данную страницу откроется форма, куда вносится фамилия, имя и отчество участника, его код регистрации или номер паспорта, затем выбирается регион. После ввода необходимо информации указывается проверочный код с картинки и производится вход в систему.

  • В учебной организации, направившей учащегося на сдачу экзамена.

Итоги тестирования публикуются на информационных стендах и доступны для всех желающих. Если экзамен сдавал выпускник прошлых лет, то ему результаты предоставит пункт проведения экзамены.

  • Местные ресурсы комитета образования.

В регионах созданы специальные порталы, информирующие на бесплатной основе граждан об итогах экзамена. Адреса таких порталов приведены на официальном сайте ЕГЭ в подразделе «Контакты». На местном ресурсе нужно выбрать раздел касательно ЕГЭ.

При личном обращении проверить итоги тестирования можно по данным паспорта или коду, полученному при регистрации. Сведения об итогах тестирования предоставляются родителю ребенка или его представителю при наличии подтверждающих документов.

Как посмотреть свою работу?

Получить копии своей работы участники могут только в том случае, если направят запрос на апелляцию. Заявки изучает апелляционная комиссии, целью работы которой является защита прав участников госэкзамена.

Если участник не согласен с полученной суммой баллов, то он имеет право подать апелляцию . Для этого необходимо направить письменное обращение в школу или другую организацию, направившую участника на экзамен. На апелляции имеют право присутствовать участники, их представители, общественные наблюдатели.

На прием заявки отводится 2 рабочих дня с момента официального утверждения итогов тестирования. Рассмотрение апелляции занимает до 4 рабочих дней. В ход процедуры участник получает копии выполненной работы для ознакомления.

По литературе апелляцию принимают до 26 июня . В результате сумма заработанных баллов может измениться в большую или меньшую сторону. В случае изменения результатов производится их утверждение на региональном и федеральном уровне. Окончательное подтверждение выносится до 10 июля.

Работа участника оценивается в балльной системе. Для поступления в высшие учебные заведения при сдаче экзамена нужно набрать минимально 32 балла по литературе.

Выставление оценок производится по следующей схеме:

  • 2 – при количестве баллов от 0 до 31;
  • 3 – от 32 до 54;
  • 4 – от 55 до 66;
  • 5 – от 67.

Досрочный экзамен по литературе

Право на досрочную сдачу ЕГЭ имеют следующие категории участников:

  • в случае окончания школы в предыдущие годы;
  • выпускники текущего года, выполнившие учебную программу, при успешном написании итогового сочинения и полной сдаче задолженностей;
  • ученики, завершившие обучение по школьной программе, при наличии удовлетворительных оценок по всем предметам;
  • при окончании школы со справкой в предыдущие годы.

К досрочной сдаче экзамена допускаются ученики при наличии медицинского заключения или других уважительных обстоятельств.

Досрочный экзамен по литературе прошел 7 апреля . Дополнительно учащиеся могли пройти ЕГЭ 12 апреля.

В этот период экзамен прошли 3,2 тысячи человек. Результаты досрочного ЕГЭ по литературе 2017 года известны с 18 апреля.

Пересдача ЕГЭ по литературе в 2017 году

Пересдать экзамен по литературе допускается при наличии неудовлетворительной оценки. Допускается повторное выполнение работы, если участник намерен улучшить свой результат. Пересдача предмета по выбору по причине неудовлетворительной оценки возможна только в следующем году.

Процедура пересдачи обычно проходит в сентябре . О точной дате станет известно в середине августа. Пересдать можно только один предмет по выбору участника.

Для повторной сдачи направляет заявление в комиссию учреждения, где проводилась регистрация на тестирование.

Вариант № 414136

ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

К какому роду литературы относится «Тихий Дон» М. А. Шолохова?


(М. А. Шолохов, «Тихий Дон» )

Ответ:

Назовите роман А. С. Пушкина о восстании Пугачёва, в котором, как и в «Тихом Доне», изображена стихия русского бунта.


С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. - Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, - берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон» )

Ответ:

Пантелей Прокофьевич использует обороты вроде «маковой росинки во рту не было», «что спромыслишь - то и полопаешь». Как называются подобные образные народные изречения?


С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. - Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, - берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон» )

Ответ:

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном романе, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. - Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, - берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон» )

Ответ:

Укажите фамилию Пантелея Прокофьевича и его сыновей.


С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. - Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, - берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон» )

Ответ:

Каким термином обозначается значимая подробность, несущая в себе художественную функцию (например, полуведёрный чугун постных щей, на которые набросился голодный Пантелей Прокофьевич)?


С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. - Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, - берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон» )

Ответ:

Укажите жанр, к которому относится шолоховский «Тихий Дон».


С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. - Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, - берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон» )

Ответ:

К какому литературному направлению относится поэтическое творчество Н. А. Некрасова?


ШКОЛЬНИК

– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок -

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н. А. Некрасов, 1856 )

Ответ:

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой автор использует анафору.


ШКОЛЬНИК

– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок -

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н. А. Некрасов, 1856 )

Ответ:


ШКОЛЬНИК

– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок -

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н. А. Некрасов, 1856 )

Ответ:

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) неологизм

2) гротеск

4) инверсия

5) риторическое восклицание


ШКОЛЬНИК

– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок -

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н. А. Некрасов, 1856 )

Ответ:

Определите размер, которым написано стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник» (без указания количества стоп).


ШКОЛЬНИК

– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок -

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н. А. Некрасов, 1856 )

Ответ:

Как в приведённом фрагменте отображена трагедия Гражданской войны?


С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. - Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, - берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон» )

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

В каких произведениях отечественной литературы звучит военная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с шолоховским «Тихим Доном»?


С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. - Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, - берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н. А. Некрасов, 1856

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!