Достоевский идиот читать краткое содержание. Особенности сюжета и композиции

Среди писателей русской эмиграции Владимир На­боков был, пожалуй, так же знаменит, как и Иван Бу­нин, который стал первым российским Нобелевским лауреатом. Именно Бунин - прославленный мэтр, который, как правило, скептически высказывался по поводу всех молодых литераторов, заметил о Набокове: «Этот-то уже принадлежит к истории русской литературы. Чу­довище, но какой писатель!» Биография Владимира Набокова очень разнообразна и непроста.

Критики тоже безошибочно угадали в Набо­кове поразительный талант, поддержали и безо­говорочно признали его. Владимир Владимиро­вич Набоков относился к младшему поколению первой волны русской эмиграции, среди кото­
рой преобладали поэты, а не прозаики, - Газданов, Поплавский, Фельзен. И сам Набоков начи­нал со стихов, возможно, отсюда появился и его псевдоним - Сирин, связанный с фантастичес­кой певчей птицей из русских сказок. Публи­куя свои первые произведения под псевдонимом, Набоков хотел в то же время отделить себя от отца, известного политического деятеля, кото­рый в 1917 году был членом Временного прави­тельства от кадетов, а в 1922 году погиб в Пари­же от рук монархистов, собиравшихся убить П.Милюкова.

В тридцатые годы в Европе складывается сложная политическая и общественная атмосфе­ра, в Германии, где в это время живет писатель, появляется фашизм. В этих условиях русская современная литература мало кого интересует. Тем не менее литературная жизнь не прекраща­ется, несмотря на то, что писателей трудно и мало печатают. Быт их неустроен, а положение в обществе зыбко и неопределенно.

Конечно, все это находилось в резком кон­трасте с привычным для Набокова еще с детства налаженным бытом, множеством слуг, учебой в самом дорогом и престижном Тенишевском училище и летними каникулами в родовом име­нии. Правда, и в эмиграции Набокову удалось все-таки закончить знаменитый Кембриджский университет.
Творчество Владимира Набокова как бы рас­падается на два периода - европейский и аме­риканский.

В 1926 году появляется первый роман Набо­кова «Машенька», который критика встречает благосклонно, но без всяких восторгов. После него следуют «Король, дама, валет» (1928) и «Защита Лужина» (1930), который многие сочли «наду­манным». Так, критик Адамович отметил, что в нем видна «новизна повествовательного мастер­ства, но не познавания жизни».

Именно после этого романа заговорили о бли­зости Набокова к заграничным, а не русским образцам. Такую оценку роману дал, в частно­сти, поэт, литератор и мемуарист Г.Иванов. Дан­ное восприятие творчества писателя во многом закрывало ему путь к читателям, так как издате­лей пугала излишняя «западность» Набокова.

Тридцатые годы становятся в творческом отношении весьма важным временем для Набо­кова. В это время он опубликовал шесть рома­нов, несколько рассказов и две пьесы, из кото­рых одна была поставлена в Париже. Среди них наиболее значительны «Камера обскура» (1932, 1934), «Приглашение на казнь» (1935, 1938), «Дар» (1937-1938, 1952).

Что же привлекало во всех этих произведе­ниях Набокова? Несомненное мастерство, вирту­озное обращение со словом и органический дар композиции. Содержание многих произведений Набокова трудно пересказать, это скорее настро­ение, размышление, какая-то идея. В другом случае их суть ясна уже с первой страницы, но они завораживают читателя магией слова, и он уже не может оторваться от дальнейшего пове­ствования. Не случайно автор исторических ро­манов М.Алданов писал «о беспрерывном пото­ке самых неожиданных формальных, стилисти­ческих, психологических, художественных нахо­док», которые он обнаруживает в произведени­ях Владимира Набокова.

Несмотря на то, что Набоков много печатает­ся, материально он живет нелегко, поэтому, кро­ме литературных занятий, ему приходится под­рабатывать уроками английского языка и тенни­са, выступать с лекциями. Однако вскоре писа­тель вынужден был уехать из нацистской Гер­мании во Францию, так как боялся за свою жену-еврейку.

Но во Франции тоже было неспокойно. Угро­за войны нависла над всей Европой, поэтому в 1940 году Набоков с семьей уезжает в Америку. Первые годы жизни в Новом Свете оказались нелегкими. Порой писатель даже впадал в отча­яние, поскольку ему приходилось перебиваться случайными заработками. Однако он никогда не терял достоинства, не унижался и не вставал в позу «обиженного русского писателя», каких в то время в Америке было достаточно. К тому же Набоков твердо знал, чего он хотел, и не был лишен практической хватки. Постепенно поло­жение поправилось. С 1948 по 1959 годы Набо­ков уже был профессором литературы в Корнелл­ском университете, что принесло ему не только достаток, но и психологическую стабильность. Теперь он мог себе позволить большую часть времени отдавать литературным занятиям.

В Америке Набоков практически полностью переходит в своем творчестве на английский.
Конечно, он и до этого часто переводил сам себя. Теперь же именно на английском появляются его романы «Подлинная жизнь Себастьяна Рай­та» (1947), «Другие берега» (1950), «Лолита» (1955), «Пнин» (1957). В 1964 году Набоков из­дает свой перевод на английский «Евгения Оне­гина», снабдив его пространным комментарием, в 1969-м выходит его новый роман «Ада», ко­торый тоже имел огромный успех. Так русский писатель, волей судьбы оказавшийся за предела­ми родины, превратился в американского писа­теля.

Владимир Набоков привлек к себе внимание критики сразу же, как только издал в Америке свои первые романы. Однако только с появлени­ем «Лолиты», вокруг которой разразился скан­дал, он превратился в писателя с мировым име­нем. История двенадцатилетней нимфетки и ее любовные взаимоотношения с сорокалетним мужчиной поразила общество, а цензура объя­вила этот роман «порнографическим». Мир еще не был готов к сексуальному раскрепощению. Но тем не менее пора его приближалась. Вот поче­му впоследствии популярность «Лолиты» воз­росла. Этот роман не только переиздавался - по нему было поставлено несколько фильмов, са­мым известным из которых считается фильм С.Кубрика.

Вместе с тем Владимир Набоков проявил себя как великолепный художник. Критик Адамо­вич писал о творчестве Набокова, что дар вопло­щения «соединялся у него с безудержной стили­стической фантазией». Действительно, увлеченность Набокова деталью, метафорой и цветом просто поразительна: «Она вся состояла из роз и меда: на ней было ее самое яркое ситцевое пла­тье с узором из красных яблочек; руки и ноги покрывал густой золотисто-коричневый загар; царапинки на них походили на пунктир из кро­шечных запекшихся рубинов…» Возможно, изыс­канность в описании цвета в прозе Набокова была связана и увлечением писателя энтомологией. Многие годы Набоков собирал коллекцию бабо­чек и даже открыл несколько редких видов. Еще при жизни он передал часть своей коллекции в музеи. Так что вряд ли его занятия энтомологи­ей можно назвать просто увлечением.

Оказавшись в Америке и прожив там двад­цать лет, Владимир Набоков утверждал, что он не русский, а американский писатель: «Америка - единственная страна, где я чувствую себя ин­теллектуально и эмоционально дома».
Тем не менее остаток своей жизни Набоков прожил в Швейцарии, причем обосновался в ста­рой гостинице, которая чем-то напоминала ему детские годы. После смерти мужа Вера Набокова прожила там же еще четырнадцать лет и поки­нула эту гостиницу лишь тогда, когда ее закрыли на капитальный ремонт. Однако и потом она да­леко отсюда не уехала, их с Владимиром Набоко­вым сын купил поблизости дом, из которого от­крывался такой же вид на окрестности.
Признавая заслуги писателя, ЮНЕСКО объя­вило 1999 год годом Набокова. Примечательно, что двух выдающихся авторов - Пушкина и Набокова, один из которых считал себя амери­канским писателем, разделяет ровно столетие: их юбилеи празщновались в один и тот же год.

Владимир Владимирович Набоков - русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.

Набоков о себе:
Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце - по-русски, и моё ухо - по-французски.

Родился в аристократической семье известного российского политика Владимира Дмитриевича Набокова. В обиходе семьи Набокова использовалось три языка: русский, английский, и французский, - таким образом, будущий писатель в совершенстве владел тремя языками с раннего детства. По собственным словам, он научился читать по-английски прежде, чем по-русски. Первые годы жизни Набокова прошли в комфорте и достатке в доме Набоковых на Большой Морской в Петербурге и в их загородном имении Батово (под Гатчиной).

Образование начал в Тенишевском училище в Петербурге, где незадолго до этого учился Осип Мандельштам. Литература и энтомология становятся двумя основными увлечениями Набокова. Незадолго до революции на собственные деньги Набоков издаёт сборник своих стихов.

Революция 1917 года заставила Набоковых перебраться в Крым, а затем, в 1919-м, эмигрировать из России. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в Кембридже, где он продолжает писать русские стихи и переводит на русский язык «Алису в стране Чудес» Л. Кэррола.

В марте 1922 года был убит отец Владимира Набокова Владимир Дмитриевич Набоков. Это произошло на лекции П. Н. Милюкова «Америка и восстановление России» в здании Берлинской филармонии. В. Д. Набоков попытался нейтрализовать стрелявшего в Милюкова радикала, но был застрелен его напарником.

С 1922 года Набоков становится частью русской диаспоры в Берлине, зарабатывая на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова. В 1927-м году Набоков женится на Вере Слоним и завершает свой первый роман - «Машенька». После чего до 1937 года создаёт 8 романов на русском языке, непрерывно усложняя свой авторский стиль и всё более смело экспериментируя с формой. Романы Набокова, не печатавшиеся в Советской России, имели успех у западной эмиграции, и ныне считаются шедеврами русской литературы (особ. «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь»).

Политика нацистских властей Германии в конце 30-х годов положила конец русской диаспоре в Берлине. Жизнь Набокова с женой-еврейкой в Германии стала невозможной, и семья Набоковых переезжает в Париж, а с началом Второй мировой войны эмигрирует в США. С исчезновением русской диаспоры в Европе Набоков окончательно потерял своего русскоязычного читателя, и единственной возможностью продолжить творчество был переход на английский язык. Свой первый роман на английском языке («Подлинная жизнь Себастьяна Найта») Набоков пишет ещё в Европе, незадолго до отъезда в США, с 1937 года и до конца своих дней Набоков не написал на русском языке ни одного романа (если не считать автобиографию «Другие берега» и авторский перевод «Лолиты» на русский язык).

В Америке с 1940-го до 1958 года Набоков зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах. Его первые англоязычные романы («Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Bend Sinister», «Пнин»), несмотря на свои художественные достоинства, не имели коммерческого успеха. В этот период Набоков близко сходится с Э. Уилсоном и другими литературоведами, продолжает профессионально заниматься энтомологией. Путешествуя во время отпусков по Соединённым Штатам, Набоков работает над романом «Лолита», тема которого (история взрослого мужчины, страстно увлекшегося двенадцатилетней девочкой) была немыслимой для своего времени, вследствие чего даже на публикацию романа у писателя оставалось мало надежд. Однако роман был опубликован (сначала в Европе, затем в Америке) и быстро принёс его автору мировую славу и финансовое благосостояние. Интересно, что первоначально роман, как описывал сам Набоков, был опубликован в одиозном издательстве «Олимпия», которое, как он понял уже после публикации, выпускало в основном «полупорнографические» и близкие к ним романы.

Набоков возвращается в Европу и с 1960 живёт в Монтрё, Швейцария, где создаёт свои последние романы, наиболее известные из которых - «Бледное пламя» и «Ада».

В 1967 году Набоков получил первое письмо из Советского Союза. Оно было послано 25-летним Александром Горяниным на адрес нью-йоркского издательства и поразило писателя. Это было письмо ЧИТАТЕЛЯ - о «Даре»... Несколько писем позже переслало радио «Свобода». С 1969 года ездила в Ленинград как турист Елена Владимировна, сестра Набокова. В 1977 году с Набоковым встретилась Бэлла Ахмадулина. Сергей Ильин, Горянин, Михаил Мейлах переводили его романы с английского без надежды опубликовать.

1974 год - пик политической активности Набокова. В мае 1974 года он публикует воззвание в защиту Владимира Буковского. В декабре по просьбе Карла Проффера посылает телеграмму в Ленинградское отделение Союза писателей в защиту Владимира Марамзина. Осенью впервые встречается с уехавшими из Советского Союза Виктором Некрасовым и Владимиром Максимовым. 6 октября этого же года по недоразумению произошла его историческая «невстреча» с Солженицыным, обратившимся в 1972 году в Нобелевский комитет с просьбой о рассмотрении кандидатуры Набокова.

Все 1970-е годы Набоковы систематически посылали деньги диссидентам и их семьям через Профферов. Особенно пронзительно последнее письмо Веры Набоковой, предлагающей Профферам взять одежду покойного мужа для диссидентов...

Биография и эпизоды жизни Владимира Набокова. Когда родился и умер Набоков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Владимира Набокова:

родился 10 апреля 1899, умер 2 июля 1977

Эпитафия

«Плыви, ладья, в туман суровый,
В залив играющий влетай,
Где ждет нас городок портовый,
Как мы, перенесенный в рай».
Из стихотворения Владимира Набокова «Воскресение мертвых»

Биография

Владимир Набоков родился в семье Владимира Набокова, сына министра юстиции, и Елены Рукавишниковой, дочери богатого золотопромышленника. Биография Владимира Набокова должна была стать историей жизни писателя из обеспеченной и хорошей семьи, а стала историей вечного эмигранта.

Когда Набокову было 11 лет, он поступил в Тенишевское училище - кузницу «культурных кадров» России начала XX века. После Октябрьской революции семья Набокова переехала в Крым, а в 1919 году - в Лондон, где Владимир поступил в Кембриджский университет и окончил его, получив степень доктора французской литературы. А спустя шесть дней после окончания Владимир остался без горячо любимого отца - тот погиб на лекции в Берлинской филармонии в попытке нейтрализовать черносотенца, стрелявшего в российского деятеля Милюкова. Позже в том же году Владимир уехал в Берлин, где жил до 1937 года, пока нацистские настроения в Германии не стали отражаться на судьбе его жены Веры Слоним, с которой они поженились в 1925 году. Вера Слоним сыграла важную роль в жизни Набокова и в биографии Набокова, в том числе и писательской. Набоков снова был вынужден уехать - сначала во Францию, а затем, когда немецкие войска начали наступать на Париж, в США.

В США писатель Набоков начал преподавать в университетах русский язык, русскую и мировую литературу - сначала в женском колледже Уэллсли, затем в университете Корнелл и даже прочел курс лекций в Гарварде. Начиная с 1937 года, когда писатель уехал из Германии, он больше не написал ни одной книги на русском языке, кроме автобиографии и авторского перевода «Лолиты». К слову о «Лолите»: этот роман сначала был чуть ли не запрещен к печати, но вскоре сделал Набокова писателем, известным во всем мире. Вскоре после выхода книги она была экранизована Стенли Кубриком, сценаристом к фильму выступил сам писатель Набоков.

В 1960 году Набоков с семьей переехал в Европу, где и жил до конца своей жизни. Его сын Дмитрий учился оперному пению в Италии, а верная помощница и спутница жизни Набокова Вера Слоним поселилась с мужем в отеле в красивом швейцарском городке Монтре. Смерть Набокова наступила 2 июля 1977, причиной смерти Набокова стала тяжелая бронхиальная инфекция. Спустя пять дней после смерти Владимира Набокова его тело было кремировано, а на следующий день состоялись похороны Набокова на кладбище Кларан, недалеко от Монтре. На могиле Набокова написано по-французски «Владимир Набоков, писатель». Его жена была похоронена рядом, пережив писателя на четырнадцать лет. Сын писателя, Дмитрий, стал его издателем и переводчиком произведений отца на русский язык, занимаясь литературным наследием Набокова вплоть до своей смерти в 2012 году. В память о Набокове его именем в 1985 году был назван астероид.



Владимир Набоков с женой Верой Слоним

Линия жизни

10 (22) апреля 1899 г. Дата рождения Владимира Владимировича Набокова.
осень 1916 г. Получение имения Рождествено и наследства от дяди, Василия Рукавишникова, издательство первого поэтического сборника «Стихи».
15 ноября 1917 г. Переезд в Крым.
апрель 1919 г. Переезд в Лондон.
1922 г. Окончание Кембриджского университета, переезд Набокова в Берлин к родителям.
март 1922 г. Смерть отца Владимира Набокова.
25 апреля 1925 г. Брак с Верой Слоним.
10 мая 1934 г. Рождение сына Дмитрия.
1926 г. Завершение первого романа «Машенька».
1926-1937 гг. Выход восьми книг Набокова на русском языке.
1937 г. Переезд во Францию.
май 1940 г. Побег из Франции, переезд в США.
1940-1948 гг. Преподавательская деятельность в колледже Уэллсли.
1941-1948 гг. Работа научным сотрудником в Гарвардском музее сравнительной зоологии.
сентябрь 1948 г. Переезд в Итаку (штат Нью-Йорк), преподавательская деятельность в Корнелльском университете.
1957 г. Выход романа «Пнин».
1958 г. Издание романа «Лолита» в США.
19 января 1959 г. Последняя лекция Набокова в Корнелле.
1962 г. Выход фильма «Лолита», публикация романа «Бледное пламя».
1964 г. Выход перевода на английский язык поэмы «Евгений Онегин».
15 сентября 1960 г. Переезд в Швейцарию, издание последних романов Набокова.
2 июля 1977 г. Дата смерти Набокова.
7 июля 1977 г. Кремация Набокова.
8 июля 1977 г. Похороны Владимира Набокова.

Памятные места

1. Дом Набокова в Санкт-Петербурге, где он родился и жил с родителями в 1899-1917 гг. и где сегодня установлена мемориальная доска писателю и находится музей Набокова.
2. Село Рождествено, где находится усадьба Набокова (ныне музей Набокова), доставшаяся ему в наследство от дяди.
3. Тенишевское училище, где учился Набоков (ныне здание учебного театра «На Моховой» Академии театрального искусства).
4. Кембриджский университет, который закончил Владимир Набоков.
5. Музей сравнительной зоологии Гарвардского университета, где Набоков работал в 1941-1948 гг.
6. Колледж Уэллсли, где Набоков преподавал в 1940-1948 гг.
7. Университет Корнелл, где преподавал Набоков в 1948-1959 гг.
8. Отель Le Montreux Palace, где Набоков жил с женой последние годы своей жизни.
9. Кладбище Clarens в Швейцарии, где похоронен Набоков.

Эпизоды жизни

Выход романа «Лолита» не обошелся без скандала. Набокова еще долгие годы обвиняли в том, что подобный сюжет для романа он наверняка взял из собственной жизни, даже делали предположения, что, мол, у писателя были романы с американскими студентками. А Набоков, давая интервью, нередко шутливо обращался к своей жене с вопросом: «В действительности я не встречал никаких Лолит, не правда ли, дорогая?» Он очень любил Веру, писал ей полные нежности и любви письма и не давал никакого повода для обвинения его в неверности.

Набоков считал себя американским писателем с русским сердцем. Известная цитата Набокова: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию… Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце - по-русски, и мое ухо - по-французски».



Набоков внёс значительный вклад не только в литературу, но и в лепидоптерологию, именем Набокова названы свыше 20 видов бабочек и даже целый их род

Завет

«Жизнь - большой сюрприз. Возможно, смерть окажется еще большим сюрпризом».


Документальный фильм «Владимир Набоков. Русские корни»

Соболезнования

«Как бы ни был погружён в сочинение романа, всегда имел для меня время. Каким бы знанием со мной ни делился, выражал мысль, будь то простую или сложную, оригинально и забавно, как и моя мать. Делился со мной счастьем, оптимизмом, юмором, честью и гением. Многие эти качества в нём ценят. Другие не могут ему простить, как не могут примириться с тем, что его гений наконец был признан и что дожил жизнь в тепле идеального семейного счастья».
Дмитрий Набоков, сын Владимира Набокова

В конце ноября в поезде, подходящем к Петер­бургу, встретились два человека. Они оказались друг напротив друга в третьеклассном вагоне. Оба люди молодые, не щегольски одетые. Оба почти налегке. Один из них - Парфен Рогожин, неболь­шого роста, лет двадцати семи, с курчавыми чер­ными волосами, с серыми маленькими, но огнен­ными глазами, отличался мертвой бледностью. Он первым заговорил с соседом, белокурым человеком лет двадцати шести, со впалыми щеками и боль­шими голубыми и пристальными глазами, впослед­ствии оказавшимся князем Львом Николаевичем Мышкиным.

Молодые люди познакомились. Рогожин узнал, что его сосед возвращается из Швейцарии, где лечился от какой-то странной нервной болезни вроде падучей. После смерти господина Павлище­ва, содержавшего за границей князя, перестали по­ступать деньги. Доктор, еще два года продержав па­циента за свой счет, на свои деньги отправил его в Россию. Теперь Лев Николаевич ехал к своей даль­ней родственнице генеральше Епанчиной.

К беседе присоединился угреватый господин, чиновник Лебедев.

Рогожин ехал в Петербург получать оставлен­ное его отцом огромное наследство. Пять недель назад молодой человек, страшась родительского гнева, убежал в Псков к тетке, где в слег в горяч­ке. У Парфена были свои вопросы к брату, кото­рый стравливал его с родителем. Рогожин расска­зал историю о своей внезапно вспыхнувшей любви к некоей княжне Настасье Филипповне Ба­рашковой, о том, как знакомый Парфена Залеж-

нев сказал ему, что Настасью Филипповну можно увидеть в Большом театре сегодня же вечером. Молодой человек, не побоявшись гнева жестокого отца, выкроил время и снова увидел девушку. На следующий день он по приказанию отца продал два пятипроцентных билета, однако вместо того, чтобы уплатить в лавке, купил бриллиантовые подвески и отправился вместе с Залежневым пря­мо к Настасье Филипповне. Девушка сама приня­ла гостей. Рогожин стоял рядом, а его знакомый передал подарок, сообщив, что это от Парфена Ро­гожина. Настасья Филипповна поблагодарила за подвески и вышла. Отец молодого человека, узнав, что натворил его сын, поехал к девушке и плакал, выклянчивая обратно подвески. Она отдала серь­ги со словами, что ей они в десять раз дороже, ко­ли из-под такой грозы добыты. Парфен же, пока отец не вернулся, махнул к тетке.

На вокзале Рогожина встречали. Он попрощал­ся с князем и пригласил его в гости.

Семья генерала жила в собственном доме, кроме того, Епанчин сдавал внаем еще один огромный дом. Под Петербургом у него было выгодное поместье, существовала еще приносящая доход фабрика, поэтому сам генерал слыл человеком с большими деньгами. Женился он рано на девице из обеднев­шего княжеского рода Мышкиных. У довольно бла­гополучной четы родились три дочери. Девочки под­росли и были замечательно хороши собой. В обществе они были скромны, однако все знали, что цену они себе понимают.

Было около одиннадцати, когда князь позвонил в дверь. Его сначала не пустили к генеральше. Князь находился в приемной, пока не пришел мо­лодой человек с бумагами в руках, Гаврила Арда­лионович Иволгин. Он сообщил генералу о приез­де дальнего родственника генеральши. Епанчин пригласил гостя в кабинет. Князь Мышкин сооб­щил генералу, что никакого дела к нему не имеет, а хотел только познакомиться. Гаврила Ардалио­нович показал генералу портрет Настасьи Филип­повны, к которой он был приглашен вечером на день рождения. Барашковой исполнялось двадцать пять лет, и ее хотели выдать замуж за молодого человека, чтобы освободить Тоцкого, помещика, у которого она выросла. Увидев портрет, князь Мыш­кин рассказал про встречу с Рогожиным. Он сде­лал вывод, что женщина, изображенная на порт­рете, ужасно страдала.

Лев Николаевич оказался талантливым каллиграфистом. Генерал пообещал ему найти местеч­ко в канцелярии и определил его на жилье к Гане Иволгину.

Настасья Филипповна Барашкова была дочерью беднейшего помещика. В семь лет она осталась сиротой на попечении Афанасия Ивановича Тоц­кого и стала воспитываться вместе с детьми упра­вляющего Афанасия Ивановича. Помещик совер­шено забыл о сироте, разъезжая «по заграницам». Однако по прошествии пяти лет, заглянув в свое поместье, он вдруг заметил резвую, милую девоч­ку, обещавшую стать необыкновенной красавицей. Тоцкий распорядился, чтобы к девочке была вы­писана гувернантка. Спустя четыре года Настю поселили в небольшом, но очень изящном домике, куда Афанасий Иванович четыре года приезжал каждое лето отдыхать. Однажды до девушки дошел слух, что ее покровитель собирается составить ей блестящую и солидную партию. Тогда она одна явилась в Петербург прямо к Тоцкому. Тот вдруг понял, что перед ним совершенно другая женщина. Она необыкновенно много знала и понимала, при­чем даже в вопросах юриспруденции. Настасья Фи­липповна заявила, что ничего, кроме презрения, к нему не испытывала, однако по злости намерена не допустить этот брак. Афанасий Иванович был трусоват и не хотел портить свою репутацию, он смирился и уступил Настасье Филипповне. Он за­думал выдать ее замуж за какого-нибудь бла­горазумного и порядочного человека, поселил ее в Петербурге и окружил комфортом. Прошло пять лет. Тоцкий несколько побаивался Настасьи Фи­липповны, поскольку не понимал, чего та хочет. За­муж за него она не собиралась, жила уединенно, очень скромно, много читала и даже училась, зна­комств имела мало - несколько бедных и смеш­ных чиновниц. Знакомства с мужчинами ее тоже не интересовали. С большим трудом с ней позна­комился генерал Епанчин, однако легко и без тру­да вошел к ней в доверие неприличный и сальный шут Фердыщенко. Познакомился наконец и Гав­рила Ардалионович. Настасья Филипповна сла­вилась своей красотой. Но больше о ней никто ни­чего не мог сказать.

Когда Тоцкий решил жениться на одной из до­черей генерала, он сразу же рассказал о своем бед­ственном положении Епанчину. Тот сам поехал к Барашковой, чтобы уговорить ее выйти замуж за Гаврилу Ардалионовича Иволгина. В наследство ей определялось семьдесят пять тысяч рублей. Ответ Настасьи Филипповны удивил приятелей. Она наговорила комплиментов в адрес дочерей ге­нерала и семьи Гани. Еще она сказала, что возьмет эти деньги как вознаграждение за исковерканную судьбу, а за Иволгина выйдет замуж только в том случае, если его семья ее хорошо примет.

Тоцкий стал уже было верить в возможность успеха, однако здесь запротестовала семья Гани.

Настасья Филипповна знала об этом, но молчала. Наконец она дала обещание дать ответ на своем дне рождении.

Генеральша Елизавета Прокофьевна несколь­ко обеспокоилась, когда муж сообщил ей, что по­следний из князей Мышкиных является жалким идиотом. Дочери Александра, Аделаида и Аглая, восприняли новость спокойно. Генеральша все- таки благосклонно приняла дальнего родственни­ка и даже обрадовалась, когда тот заверил ее, что припадки у него случаются очень редко. В разго­воре Аглая пыталась как-то задеть князя Мыш­кина, однако он, казалось, совершенно не замечал ее провокации. Князь очаровал всех своим добро­душием, хотя дочери генерала посчитали его слиш­ком простым.

Через Мышкина Ганя передал Аглае письмо, в котором умолял решить его судьбу. Дочь гене­рала поняла, что молодой человек взамен ста ты­сячам желает получить определенные гарантии на ее расположение. По совету князя она остави­ла письмо без ответа, чем сильно разозлила Ганю.

В семье Иволгина князя встретили очень ра­душно, тогда как сам Ганя довольно сухо поздоро­вался с матерью Ниной Александровной и совсем не поздоровался с сестрой Варварой Ардалионов­ной. Младший брат Гани Коля отвел князя в его комнату. Скоро к нему постучался Фердыщенко и, познакомившись, предупредил нового жильца, чтобы тот ни под каким предлогом не одалживал ему денег.

Чуть позже проходя мимо дверей, князь заме­тил, что кто-то пытается позвонить в колоколь­чик. Молодой человек открыл дверь и столкнулся взглядом с Настасьей Филипповной. Та приняла его за слугу и велела доложить о своем приходе.

В гостиной Варя нападала на брата из-за его пред­стоящей женитьбы, когда князь зашел и доложил.

Воцарилось молчание. Ганя так растерялся, что сначала отрекомендовал гостью Варе, а потом уж матери. Настасья Филипповна маскировалась ве­селостью. У Гани было такое лицо, что даже гостья заметила это и засмеялась. Князь подал хозяину стакан воды и всю его злобу обратил на себя. Ганя с силой схватил нового постояльца за плечо, но быстро опомнился и представил князя Настасье Филипповне. В комнату вошел отец Гани генерал Иволгин, который года два назад был исключен из общества и предавался без удержу некоторым своим слабостям. Познакомившись с гостьей, он стал рассказывать случай, вычитанный им в газе­те. Однако сам он выдавал себя за участника про­исходящего и был тут же уличен Настасьей Фи­липповной во лжи.

Вдруг раздался громкий звон колокольчика в пе­редней. В залу вошло несколько человек во главе с Рогожиным, который стал спрашивать гостью, венчается она с Ганей или нет. Посмотрев на всех собравшихся, Настасья Филипповна ответила от­рицательно. Рогожин обрадовался и положил пе­ред ней восемнадцать тысяч, гостья засмеялась, тогда молодой человек закричал, что будет сорок тысяч. Потом дошел до ста тысяч. Настасья Филип­повна только поддразнивала его. Наконец Варя, не выдержав и обозвав гостью бесстыжей, попро­сила кого-нибудь ее вывести. Настасья Филиппов­на собралась уходить. Ганя набросился на сестру и хотел ее ударить, однако получил отпор в лице князя. Ганя дал Льву Николаевичу пощечину. Тот отошел к стене и сказал, что Ганя будет сам сты­диться своего поступка. Вдруг князь Мышкин об­ратился к Настасье Филипповне, постыдив ее, что она представляется совершенно не той, какой яв­ляется. Гостья что-то шепнула Нине Александров­не и быстро вышла из комнаты.

Позже князь попросил генерала Иволгина вве­сти его сегодня вечером к Настасье Филипповне. Та удивилась, но встретила Мышкина довольно миролюбиво. На вечере она сказала, что не соби­рается замуж за Ганю, а те семьдесят пять тысяч отдает Тоцкому обратно просто так.

Пришел Рогожин и принес сто тысяч. Настасья Филипповна сказала, что уже устала копить зло­бу. Все до последней тряпки она оставляет и ухо­дит, поскольку такая она никому не нужна. Фер­дыщенко возразил, сказав, что князю нужна. Лев Николаевич признался хозяйке в любви, говоря, что она много страдала и страданием искупила все свои грехи.

Случайно выяснилось, что князь стал наслед­ником большого капитала.

Настасья Филипповна, поговорив с князем, ре­шила, что не нужно ей такого младенца губить, и отправилась с Рогожиным в Екатерингоф. На­последок она захотела еще раз проверить Ганю, предложив ему вытащить из огня сто тысяч, кото­рые принес Рогожин. Она бросила деньги в огонь, Ганя стоял не шевелясь. Пачка медленно начала заниматься. Отвергнутый жених упал в обморок, а хозяйка щипцами вытащила немного подпален­ную пачку из огня. Настасья Филипповна отдала всю эту пачку Гане и уехала с Рогожиным.

4.2 (83.16%) 19 votes

Глава VI. Князь рассказывает ещё трогательную историю о бедной и больной швейцарской девушке Мари. Соблазнённая проезжим коммивояжёром, она за этот грех была отвергнута всеми земляками, но под влиянием князя деревенские дети стали заботиться о несчастной, и она умерла в окружении доброты и забот.

Князь производит сильное впечатление на генеральшу и её дочерей, очень нравится им всем.

Достоевский. Идиот. 2-я серия телесериала

Глава VII. Видя, что князь вошёл в доверие у дам-Епанчиных, Ганя Иволгин украдкой передаёт через него записку младшей из трёх сестёр, Аглае . Позор брака с обесчещенной Настасьей Филипповной всё же томит Ганю, и он пытается найти себе другую богатую невесту. Как то раз Аглая проявила к нему сострадательное участие, и Ганя теперь пишет ей в записке, что готов за одну надежду взаимной любви порвать с Настасьей Филипповной. Аглая сразу с презрением замечает, что Ганя не хочет расставаться с 75-ю тысячами без получения гарантий такой надежды. Она показывает записку князю, а Гане даёт высокомерный ответ: «Я в торги не вступаю».

Раздосадованный Ганя проникается неприязнью к князю, узнавшему многие его секреты. Между тем, князь, по рекомендации генерала, идёт снять комнату, которую Ганя сдаёт в своей квартире.

Глава VIII. На квартире у Гани князь видит его родственников. Энергичная сестра Гани, Варя, узнав, что сегодня будет окончательно решен вопрос о женитьбе её брата на «камелии», закатывает Гане бурную сцену. Князь в это время слышит звук дверного колокольчика. Он отворяет – и с изумлением видит перед собой Настасью Филипповну. Скрывая явное волнение под маской напускной надменности, та идёт «знакомиться с семьёй» своего жениха.

Глава IX. Неожиданное появление Настасьи Филипповны ошеломляет всех в доме. Родные Гани теряются. Пьяный отец Гани, известный врун и фантазёр генерал Иволгин, рассказывает Настасье Филипповне выдуманную историю о том, как он якобы раз в вагоне поезда выбросил в окно болонку, принадлежавшую двум дамам. Настасья Филипповна, хохоча, уличает генерала во лжи: этот случай был за границей, о нём печатали в газете «Indépendance Belge». Родные Гани возмущены тем, что «камелия» откровенно смеётся над их отцом. Назревает резкая сцена, но её прерывает новый сильный удар колокольчика.

Глава X. В дверь вваливается пьяная компания во главе с Парфёном Рогожиным: прознав, что Настасью Филипповну хотят женить на Гане, он приехал предложить этому «подлецу и шулеру» отступиться от неё за три тысячи.

Раздражённый Ганя пытается гнать Рогожина, но тот предлагает тогда не три тысячи, а 18. Настасья Филипповна, хохоча, кричит: «Мало!» Рогожин повышает цену до 40 тысяч, потом и до 100.

В негодовании на этот унизительный торг Варя просит, чтобы кто-нибудь вывел отсюда «эту бесстыжую». Ганя бросается на сестру. Его хватает за руки князь, и Ганя в исступлении даёт ему пощёчину. Кроткий князь лишь выговаривает в сильном волнении, что Ганя будет стыдиться своего поступка, а затем обращается к Настасье Филипповне: «А вам не стыдно? Разве вы такая, какою теперь представлялись?»

Потрясённая проницательностью разгадавшего её князя, та вдруг прекращает смеяться. Надменная маска спадает с неё. Поцеловав руку ганиной матери, Настасья Филипповна поспешно уходит. Уводит свою компанию и Рогожин, обсуждая по пути, где можно быстро достать 100 тысяч наличными под любые проценты.

Глава XI. Ганя приходит к князю в комнату извиняться за пощёчину. Князь обнимает его, но убеждает оставить мысль о женитьбе на Настасье Филипповне: это не стоит 75 тысяч. Но Ганя настаивает: женюсь непременно! Он мечтает не просто разбогатеть, а превратить эти 75 тысяч в огромное состояние, стать «королём иудейским».

После ухода Гани его младший брат Коля приносит князю записку от генерала Иволгина с приглашением в соседнее кафе.

Достоевский. Идиот. 3-я серия телесериала

Глава XII. Пьяный Иволгин в кафе просит у князя взаймы. Мышкин отдаёт ему свои последние деньги, но просит, чтобы генерал помог ему попасть на сегодняшний вечер к Настасье Филипповне. Иволгин берётся отвести князя к ней, но приводит в квартиру своей любовницы, капитанши Терентьевой, где валится на диван и засыпает.

К счастью тут же оказывается добрый Коля, пришедший к своему другу, больному сыну Терентьевой Ипполиту. Коля знает адрес Настасьи Филипповны и доводит князя до её дома.

Глава XIII . Князь сам толком не понимает, зачём он идёт к Настасье Филипповне. У той на дне рождения уже сидят Тоцкий, генерал Епанчин, мрачный Ганя и ещё несколько гостей. Хотя князь является незваным, Настасья Филипповна, сильно заинтересовавшаяся им на ганиной квартире, сама с радостью выходит его встречать.

Один из гостей, нагловатый Фердыщенко, предлагает «игру»: «пусть каждый из нас расскажет вслух то, что сам он считает самым дурным своим поступком в жизни».

Глава XIV. Часть присутствующих соглашается на это. Вначале сам Фердыщенко описывает, как один раз, не зная зачем, украл три рубля на даче у одного знакомого. За ним генерал Епанчин вспоминает случай, когда он молодым прапорщиком изругал из-за пропавшей миски бедную, одинокую старуху-вдову, которая в ответ лишь молча смотрела на него – и, как потом оказалось, в этот момент умирала. Затем Тоцкий рассказывает, как в молодости, по случайной блажи разбил любовь одного своего друга, и тот из-за этого уехал искать смерти на войне.

Когда Тоцкий кончает, Настасья Филипповна вдруг обращается к князю с вопросом: выходить ли ей замуж за Гаврилу Ардалионовича? «Нет… не выходите!» – тихо отвечает князь. «Таков и будет тебе, Ганя, мой ответ, – объявляет Настасья Филипповна. – Я в князя как в первого, во всю мою жизнь, истинно преданного человека поверила, потому что и он в меня с одного взгляда поверил».

Настасья Филипповна говорит, что не возьмёт у Тоцкого 75 тысяч и завтра же съедет с нанятой им квартиры. Её слова прерывает звонкий удар дверного колокольчика.

Глава XV. В квартиру вваливается рогожинская компания. Впереди идёт он сам со ста тысячами, завёрнутыми в грязную газету. За Рогожиным крадётся и низкий подхалим Лебедев.

«Вот, господа, – говорит Настасья Филипповна. – Рогожин купил меня за сто тысяч, а ты, Ганя, хоть торговля эта шла в твоём доме, при матери и сестре, все-таки после того свататься приехал! Чем с тобой или Тоцким жить – да лучше на улицу, с Рогожиным! Тоцкому все деньги отдать, а без денег ведь и Ганя меня не возьмёт!»

«Князь возьмёт!» – вставляет ехидный Фердыщенко. «Правда?» – оборачивается Настасья Филипповна к князю. «Правда, – подтверждает тот. – И я вас не низкую, а честную беру, Настасья Филипповна. Я ничто, а вы страдали… Вы Тоцкому семьдесят пять тысяч назад бросаете… Этого никто здесь не сделает. Но мы с вами, может быть, будем не бедны, а богаты: я получил в Швейцарии письмо из Москвы о том, что мне следует большое наследство от умершего родственника, богатого купца».

Глава XVI. Гости застывают от неожиданности. «А не стыдно тебе, князь, потом будет, что твоя невеста у Тоцкого в содержанках жила?» – спрашивает Настасья Филипповна. «Вы горды, Настасья Филипповна, – отвечает Мышкин, – и от этого зря виновною себя считаете. А мне, когда я давеча ваш портрет увидал, тотчас показалось, что вы как будто уже звали меня…»

«Я, князь, давно о таком, как ты, мечтала! – восклицает она. – Но могу ли я тебя сгубить? Едем с тобой, Рогожин! Тебе, князь, надо Аглаю Епанчину, а не такую бесчестную, как я!»

«Ганька! – кричит Настасья Филипповна, выхватив пачку у Рогожина. – Эти сто тысяч я за ночь взяла и сейчас брошу их в камин! Если вытащишь пачку голыми руками из огня – вся твоя!»

Она бросает пачку в огонь. Ганя, глядя на неё с безумной улыбкой, падает в обморок. Настасья Филипповна щипцами выхватывает пачку из огня: «Вся пачка Гане! Не пошел-таки, выдержал! Значит, самолюбия больше, чем жажды денег».

Она уезжает на тройке с Рогожиным. На другом извозчике за ними бросается князь.

Достоевский «Идиот», часть 2 – краткое содержание

Глава I. Прошло шесть месяцев от памятного дня рождения Настасьи Филипповны. В семье Епанчиных узнали, что после оргии с Рогожиным в ту ночь в Екатерингофском вокзале она сразу скрылась. Вскоре выяснилось: она в Москве, и туда сразу выехали, друг за другом, Рогожин и князь; впрочем, у князя в Москве было и дело о наследстве. Ганя наутро после той оргии принёс пачку со 100 тысячами вернувшемуся в его квартиру князю. Секретарскую службу у генерала Епанчина он бросил.

Рогожин нашёл Настасью Филипповну в Москве, но там она ещё дважды сбегала от него, и в последний раз вместе с нею пропал из города и князь Мышкин. Полученное им наследство оказалось не так велико, как ожидали, да он ещё и раздал немалую его часть разным сомнительным претендентам.

Генеральша Лизавета Прокофьевна и её дочери очень интересуются судьбой князя. Проект брака Тоцкого со старшей из трёх сестёр Епанчиных, Александрой, тем временем расстраивается. Зато дело идёт к скорой свадьбе Аделаиды с молодым красавцем и богачом, князем Щ. Друг Щ., Евгений Павлович Радомский, светский остроумец и сердцеед, начинает ухаживать за Аглаей.

Варя Иволгина после того, как брат её потерял служебное место, вышла замуж за ростовщика Птицына и переехала к нему со всеми родственниками. Варя и её младший брат Коля сближаются с семьёй Епанчиных.

Перед Пасхой Коля неожиданно передаёт Аглае странное письмо от князя Мышкина: «Вы мне нужны, очень нужны. Я от всей души желаю вам счастья и хочу спросить, счастливы ли вы?» Аглая очень рада этому письму.

Глава II. Ровно через полгода после дня рождения Настасьи Филипповны князь Мышкин вновь приезжает в Петербург, получив перед этим письмо Лебедева. Тот сообщает в нём, что Настасья Филипповна вернулась в Петербург, и здесь её вновь разыскал Рогожин. Сойдя с поезда, князь в вокзальной толпе вдруг чувствует на себе горячий и неприятный взгляд двух чьих-то глаз.

Князь посещает Лебедева, который рассказывает, что Рогожин вновь склоняет Настасью Филипповну выйти за него. Уже зная мрачный, ревнивый характер Парфёна, та в ужасе от такой перспективы, но Рогожин очень настойчив. «А от вас, князь, – добавляет Лебедев, – она ещё пуще желает скрываться, и здесь – премудрость!»

Глава III. От Лебедева князь едет в мрачный, грязно-зелёный дом Рогожина. Парфён встречает его без особой радости. Князь случайно замечает: у Рогожина тот же взгляд, который он поймал на себе в вокзале.

Князь уверяет Рогожина: «мешать твоей женитьбе на Настасье Филипповне я не буду, хотя чувствую, что за тобою ей непременная гибель, да и тебе тоже. А сам я её не любовью люблю, а жалостью». От вида и голоса князя Парфён немного смягчается. Он рассказывает, как Настасья Филипповна старалась порвать с ним в Москве, как он избил её, а потом, прося прощения, «полторы сутки не спал, не ел, не пил, на коленки перед ней становился». Она же то ругала его, то зарезать хотела, а когда спать пошла, не заперла за собой комнаты: «не боюсь тебя!» Но, видя его отчаяние, всё же обещала выйти замуж: «Пойду за тебя, Парфен Семенович: всё равно погибать-то». Однако потом опять сбежала, а найденная здесь, в Петербурге, пока насчёт свадьбы ничего не сулит. «У тебя, говорит, Парфен Семеныч, сильные страсти и большой ум есть. Без любви ко мне ты сел бы, как отец, деньги копить и, пожалуй, накопил бы не два миллиона, а десять, да на мешках своих с голоду бы и помер, потому у тебя во всем страсть, всё ты до страсти доводишь».

Князь потрясён: «Что же она сама под нож идет, за тебя выходя?» – «Да потому-то и идет за меня, что за мной нож ожидает! Она не меня, а тебя любит, пойми! Только думает, что выйти ей за тебя невозможно, потому что этим она тебя опозорит и сгубит. «Я, говорит, известно какая». Она поэтому тогда от тебя и убежала…»

Князь, в волнении слушая, рассеянно берёт лежащий у книги на столе нож. Рогожин тут же нервно вырывает его у Мышкина из рук…

Глава IV . Рогожин провожает уходящего князя. В коридоре они проходят мимо картины – копии «Мёртвого Христа» Гольбейна, где Спаситель изображён во гробе избитым и почерневшим, как обычный смертный человек. Остановившись, Рогожин спрашивает князя, верит ли он в Бога: «Я вот на эту картину люблю смотреть». «Да от этой картины вера может пропасть!» – восклицает Мышкин. «Пропадает и то», – подтверждает Парфён.

Мёртвый Христос. Художник Гольбейн-младший

Князь рассказывает ему, как остановившись недавно в гостинице, он узнал, что за ночь до этого один крестьянин с молитвой «Господи, прости!» зарезал другого за серебряные часы. Потом князь услышал от случайно встреченной простой бабы сравнение Божьей радости о раскаявшемся грешнике с радостью матери, которая заметила первую улыбку у своего младенца. Мышкин подивился глубине этой мысли, «выразившей разом всю суть христианства».

Парфён вдруг предлагает князю обменяться крестами – побрататься. Тянет его на другую половину дома, к своей слабоумной по старости матери. Та крестит Мышкина. Но при прощании князь видит, что Рогожин с трудом заставляет себя обнять его. «Так бери же ее, коли судьба! Твоя! Уступаю!.. Помни Рогожина!» – говорит он Мышкину дрожащим голосом и быстро уходит.

Глава V. Князь собирается ехать на дачи в Павловск, но, уже сев в вагон, вдруг выходит обратно. Перед посадкой на вокзале ему вновь померещились в толпе глаза Рогожина. Быть может, он следит: не отправится ли князь к Настасье Филипповне? Зачем? Что хочет сделать в этом случае?.. В витрине привокзальной лавки князь вдруг видит такой же, как на столе у Рогожина нож…

На улице душно. Охватившая князя душевная тягость напоминает приближение эпилептического припадка, какие случались с ним раньше. Мышкин гонит от себя мысль о том, что Рогожин способен покуситься на его жизнь. Но ноги сами несут его к дому, где поселилась Настасья Филипповна. Князь знает этот адрес от Лебедева и испытывает мучительное желание проверить, пойдёт ли Рогожин за ним. Дойдя до дома и обернувшись от двери, он видит стоящего через перекрёсток Парфёна.

Ни один из них не подходит друг к другу. Князь идёт в свою гостиницу. В воротах он замечает мелькнувшего впереди человека, а когда поднимается по лестнице – из тёмного угла на него бросается Рогожин с ножом. От удара князя спасает лишь внезапно наступивший припадок: от него он внезапно падает со страшным криком, и Рогожин, смешавшись, убегает.

Князя находит ждавший его в гостинице Коля Иволгин и перевозит на дачу Лебедева в Павловск: Мышкин ещё раньше договорился снять её.

Глава VI. Князь быстро оправляется на даче от припадка. К нему сюда ходят друзья и знакомые, вскоре навещает и семейство Епанчиных. В шутливом разговоре Аделаида и Коля случайно упоминают про «рыцаря бедного», лучше которого нет на свете. Красавица Аглая сначала конфузится от этих слов, а потом объясняет матери: она с сёстрами недавно вспоминала про пушкинское стихотворение об этом рыцаре. Поставив себе идеалом «образ чистой красоты», рыцарь поверил ему и отдал ему всю свою жизнь. Объявив: «Я люблю рыцаря бедного и уважаю его подвиги!», Аглая выходит на середину террасы и становится прямо перед князем, чтобы прочесть это стихотворение.

Глава VII. Она декламирует его с большим чувством, но заменяет буквы надписи на щите рыцаря A. M. D. (Славься Матерь Божия!) на Н. Ф. Б. (Настасья Филипповна Барашкова). Князь гадает, что хочет выразить Аглая: насмешку над ним или истинное чувство восторга. Как раз вошедший с саркастическим видом Евгений Павлович Радомский, похоже, склоняется к первому объяснению.

Дочь Лебедева, Вера, сообщает князю, что к нему рвутся четыре молодых человека. Один из них называет себя «сыном Павлищева», умершего опекуна князя, который лечил его в Швейцарии на свои средства. Мышкин уже слышал об этом мутном деле, пятнающем его репутацию. Слышали о нём и Епанчины. Аглая с горящими глазами советует князю тут же решительно объясниться с пришедшими. Лебедев объясняет: это – крайние нигилисты.

Князь просит впустить их. Входят «сын Павлищева» (Антип Бурдовский), племянник Лебедева (Докторенко), отставной поручик-боксёр Келлер из бывшей пьяной рогожинской компании и сын капитанши Терентьевой Ипполит, юноша в последней стадии чахотки.

Глава VIII. Нигилисты стараются вести себя развязно и нагло. Лебедев приносит «прогрессивную» газетёнку со статьёй о князе, которую они опубликовали. Коля читает статью вслух.

Князь высмеивается там, как идиот, игрою судьбы получивший крупное наследство. Затем рассказывается, что «сладострастный крепостник» Павлищев якобы обольстил в молодости крестьянскую девушку – мать Бурдовского, и теперь князю «не по закону, а по справедливости» следовало бы отдать Бурдовскому («сыну Павлищева») «десятки тысяч», которые Павлищев потратил на его лечение в Швейцарии. Статья оканчивается гнусным, безграмотным стихом-эпиграммой на князя.

Друзья князя ошеломлены гадким тоном статьи: «Точно пятьдесят лакеев вместе сочиняли». Но сам Мышкин объявляет, что решил выдать Бурдовскому 10 тысяч рублей. Он разъясняет: всё дело, по-видимому, затеял адвокат-мошенник Чебаров, а Бурдовский, скорее всего, искренне уверен в том, что он «сын Павлищева». Князь просит, чтобы о деле подробнее рассказал присутствующий здесь Ганя Иволгин, который уже занимался им по его просьбе.

Глава IX. Ганя рассказывает: Павлищев когда-то питал чистое чувство к сестре матери Бурдовского, крестьянской девушке. Когда та умерла молодой, он отложил крупное приданое её сестре, много помогал ей и после замужества и рождения сына. Отсюда и вправду возникли слухи о его связи с этой сестрой, но легко доказать, что они – ложь. Мать Бурдовского теперь сильно нуждается, и князь недавно оказал ей поддержку деньгами.

Услышав всё это, Бурдовский кричит, что отказывается от своих претензий. Лизавета Прокофьевна Епанчина в возмущении бранит нигилистов. «Сумасшедшие! Да вы от тщеславия и гордости и друг друга потом переедите». Она негодует и на князя: «А ты ещё у них прощения просишь?» Однако генеральша смягчается, когда Ипполит Терентьев начинает сильно, с кровью кашлять и объясняет, что ему осталось жить всего недели две.

Глава X. Князь и Лизавета Прокофьевна угощают Ипполита чаем. Евгений Павлович смотрит на эту сцену с издёвкой. «Да ведь от ваших теорий легко прямо перескочить на право силы и даже убийства» – замечает он Ипполиту. «Ну и что?» – небрежно бросает тот. «Да просто по моим наблюдениям никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь свое особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или чем-нибудь хуже», – отвечает Евгений Павлович.

Ипполит прощается, говоря, что едет домой умирать: «Природа очень насмешлива… Она создает самые лучшие существа с тем, чтобы потом насмеяться над ними». Он начинает рыдать, однако, тут же сконфузившись от своей слабости, накидывается на князя: «Я вас ненавижу, иезуитская, паточная душонка, идиот, миллионер-благодетель!»

Нигилисты уезжают. Недовольные чрезмерной добротой князя Епанчины сходят с террасы – и тут неожиданно появляется блестящая коляска с двумя барынями.

Одной из них оказывается Настасья Филипповна. Она кричит Евгению Павловичу о каких-то его долгах и векселях, которые, по её просьбе, выкупил Рогожин и теперь подождёт со взысканием. Радомский потрясён оглаской неприятных для него сведений. Коляска уезжает. Князь Мышкин, услышавший голос роковой для него женщины, близок к обмороку.

Глава XI. Князь и Епанчины ломают голову над целью загадочного поступка Настасьи Филипповны. Ганя подтверждает слух о том, что Радомский имеет крупные долги. Постепенно проясняется, что Настасья Филипповна, видимо, старалась расстроить помолвку Радомского с Аглаей, изобличив его в неблаговидных делах.

После появления Настасьи Филипповны князем овладевает тяжёлое чувство: рок неудержимо втягивает его во что-то страшное.

Глава XII. Через три дня после ссоры с князем из-за Ипполита Лизавета Прокофьевна вбегает к нему и требует откровенных объяснений: любит ли он Аглаю и не женат ли на Настасье Филипповне, как об этом ходят слухи?

Князь отвечает, что на Настасье Филипповне он не женат, и показывает Лизавете Прокофьевне только, что полученную от Аглаи записку, где она в дерзком тоне запрещает ему посещать их семью. Лизавета Прокофьевна хватает князя за руку и тащит к себе на дачу. «Невинный простофиля! Это она с горячки. Досадно было, что ты не идешь, только не рассчитала, что так к идиоту писать нельзя, потому что буквально примет…»

Достоевский «Идиот», часть 3 – краткое содержание

Глава I. Князь на даче Епанчиных слушает речь Евгения Павловича: русские либералы до сих пор были только из двух слоев: помещичьего и семинарского. Но оба эти сословия давно отделились от остальной нации. Поэтому и наши либералы имеют взгляды совершенно ненациональные, нападают не на порядки вещей, а на саму Россию, являясь, сами того не замечая, тупыми консерваторами.

Князь соглашается с этим. Соглашается и с тем, что нынешние теории нигилистов о том, что у человека бедного естественно может появиться мысль прибегнуть для поправки своего положения хотя бы и к убийствам – очень опасное явление. «А как же вы в деле Бурдовского не заметили точно такого же извращения идей?» – спрашивает Радомский. Лизавета Прокофьевна в ответ рассказывает, что князь получил письмо от Бурдовского с раскаянием – «а мы такого письма не получали, и не нам нос перед ним задирать». Каялся перед князем и Ипполит.

Лизавета Прокофьевна зовёт всю семью на музыку к вокзалу.

Глава II. По доброте души князь не только не держит обиды на высмеивавшего его Радомского, но и извиняется перед ним. Аглая, слыша это, восклицает: «Вы честнее, благороднее, добрее и умнее всех! Для чего же вы себя ставите ниже их?» Потом кричит в истерике: «Меня все дразнят, что я за вас выйду замуж!» Эту слишком откровенную сцену выражения Аглаей своих чувств к князю удаётся сгладить лишь общим хохотом.

Все идут на музыку. По пути Аглая потихоньку указывает князю на зелёную скамейку в парке: «Я люблю по утрам здесь сидеть». У оркестра князь сидит рядом с Аглаей в рассеянности. Внезапно появляется Настасья Филипповна в сопровождении компании лиц сомнительного вида. Проходя мимо Епанчиных, она вдруг громко заговаривает с Радомским, сообщая о самоубийстве его дяди, оказавшегося крупным казнокрадом. «А ты в отставку заблаговременно вышел, хитрец!»

Лизавета Прокофьевна тут же уводит за собой семью от скандала. «Для этой твари нужен хлыст!» – восклицает тем временем по поводу Настасьи Филипповны один офицер, друг Евгения Павловича. Она, услышав эти слова, хлещет его по лицу тонкой тросточкой. Офицер бросается на неё, но его удерживает за руки князь. Настасью Филипповну уводит неизвестно откуда появившийся Рогожин.

Глава III. Князь идёт за Епанчиными и в задумчивости одиноко садится на террасе их дачи. Как бы невзначай к нему выходит Аглая. Она вначале заводит с ним посторонний разговор, а потом суёт в руки записку.

Князь уходит с дачи вместе с генералом Епанчиным. По пути тот рассказывает: Аглая только что заявила всем: Настасья Филипповна «забрала себе в голову во что бы то ни стало меня замуж за князя выдать, а для того Евгения Павлыча от нас выживает».

Расставшись с генералом, князь разворачивает записку Аглаи и читает в ней приглашение на свидание утром у зелёной скамейки. От счастья у него кружится голова. Вдруг появляется Рогожин. Он рассказывает князю, что Настасья Филипповна действительно жаждет повенчать его с Аглаей и даже пишет той письма. Рогожину она пообещала выйти за него сразу после свадьбы Аглаи и Мышкина.

Князь рад Рогожину. Он ничуть не винит его за попытку убийства: «Я знаю, что ты в таком положении был, что только о ней думал». Хотя Рогожин не слишком кается в своём поступке, князь ведёт его на дачу Лебедева праздновать свой день рождения.

Глава IV. Там уже довольно много народа. Пьяный Лебедев произносит глубокомысленную речь о том, что всё научное и практическое направление последних веков проклято. Его поборники надеются материальным ростом обеспечить всеобщий достаток, но «телеги, подвозящие хлеб человечеству, без нравственного основания, могут прехладнокровно исключить из наслаждения подвозимым значительную часть человечества, что уже и было. Друг человечества с шатостию нравственных оснований есть людоед человечества». В нищем средневековье людей объединяла сильнейшая нравственная, религиозная мысль, а теперь – где она? Все уповают на тягу человечества к самосохранению, но людям не менее свойственно и стремление к саморазрушению.

Глава V. Сидящий тут же взволнованный Ипполит вдруг объявляет, что сейчас прочтёт написанную им статью. Он начинает с того, что скоро умрёт от чахотки. Затем в статье рассказывается, как он видел кошмарный сон : отвратительный гад, вроде скорпиона, пытался укусить его в комнате, но, к счастью, был разгрызен домашней собакой.

Ипполит объявляет, что решил: раз жить осталось несколько недель, то и не стоит их жить. Но сознаётся, что когда на террасе у князя страстно спорил, настаивая на праве Бурдовского, то втайне мечтал, «как все они вдруг растопырят руки, и примут меня в свои объятия, и попросят у меня в чем-то прощения, а я у них».

Глава VI. Нервный Ипполит рассказывает далее о своих противоречивых душевных порывах: раньше он то начинал намеренно мучить окружающих, то поддавался приступам великодушия и раз сумел помочь одному потерявшему место бедному провинциальному врачу.

Будучи знакомым с Рогожиным, Ипполит раз побывал у него дома и видел ту самую картину гольбейновского Христа. Она потрясла и его. При виде обезображенного тела Христова у Ипполита возникла мысль, что Природа – это просто громадная, бесчувственная машина, темная, наглая и бессмысленная сила, захватившая и раздробившая бесценное существо, ради которого и создавался мир.

В новых снах Ипполита кто-то показывает ему Природу в виде отвратительного тарантула. «Нельзя оставаться в жизни, которая принимает такие обижающие меня формы» – решает он.

Глава VII. «Я решил застрелиться в Павловске, при восходе солнца, – объявляет Ипполит. – Что мне во всей красоте мира, если я в нём изгой?» Закончив чтение статьи, он ждёт большого впечатления от неё у слушателей, но видит вокруг одну досаду. Тогда он выхватывает из кармана пистолет, стреляет себе в висок – но происходит осечка! Тут же под общий хохот выясняется, что в пистолете не было капсюля.

Плачущего от позора Ипполита укладывают спать, а князь идёт гулять в парк. Он тоскует: исповедь Ипполита напомнила ему собственные мысли во время болезни в Швейцарии. Князь засыпает на зелёной скамейке – и утром его будит там Аглая.

Глава VIII. Аглая вначале по-детски предлагает князю бежать вместе с ней за границу и заняться там полезным трудом. Но тут же начинает интересоваться, любит ли он Настасью Филипповну. «Нет, – отвечает князь, – она принесла мне слишком много горя. Но она и сама глубоко несчастна. Эта несчастная женщина убеждена, что она – самое павшее, самое порочное существо и мучает себя сознанием своего позора! В беспрерывном сознании позора для нее заключается какое-то ужасное, неестественное наслаждение».

Аглая рассказывает, что Настасья Филипповна пишет к ней письма. В них она убеждает, что лишь Аглая может составить счастье князя. «Это сумасшествие», – считает князь. «Нет, это ревность! – восклицает Аглая. – Она не выйдет за Рогожина и убьет себя на другой день, только что мы обвенчаемся!» Князь поражён такой проницательностью и понимает: Аглая, только что выглядевшая такой ребячливой, на самом деле далеко не дитя.

Глава IX. У Лебедева пропадают 400 рублей. Улики клонят к генералу Иволгину. Он украл, чтобы можно было опять пойти к любимой капитанше Терентьевой, которая без денег принимать его не хочет.

Глава X. Князь с мукой читает полные самобичевания письма Настасьи Филипповны, отданные ему Аглаей. Н. Ф. воспевает в них Аглаю как невинное совершенство, а себя называет падшей и конченой женщиной. «Я уже почти не живу. Рядом со мной два ужасных глаза Рогожина. Я уверена, что у него в ящике спрятана бритва. Он до того меня любит, что уже не мог не возненавидеть меня. И он убьёт меня ещё до нашей с ним свадьбы».

Вечером князь в тоске скитается по парку. Случайно забредает на дачу Епанчиных, но спохватившись, что очень поздно, уходит оттуда. В парке из-за деревьев навстречу ему вдруг выходит Настасья Филипповна: «Ты был у неё? Ты счастлив?» Она бросается перед ним на колени.

Настасью Филипповну уводит подошедший Рогожин. Потом он возвращается и объясняет: они с ней специально вечером приехали в парк. Настасья Филипповна хотела видеть князя, выходящего от Аглаи. «Письма-то читал? – спрашивает Рогожин. – Про бритву помнишь?» Князь потрясён тем, что Настасья Филипповна давала читать Парфёну такие свои слова о нём. «Так ты что же, счастлив?» – с усмешкой спрашивает Рогожин. «Нет, нет, нет!» – восклицает князь.

Достоевский «Идиот», часть 4 – краткое содержание

Глава I. Ганя Иволгин не оставляет видов на Аглаю. В его пользу у Епанчиных долго интригует сестра, Варя. Однако теперь она рассказывает Гане: все надежды рухнули, Аглая собирается выходить замуж за князя. Завтра Епанчины собирают у себя важных гостей – видимо, чтобы объявить о помолвке.

Ганя раздражён ещё и новостью о краже отцом 400 рублей. От своей матери про кражу уже знает и Ипполит, злорадствуя по этому поводу.

Глава II. Ссора генерала Иволгина с Ипполитом, который с издёвкой высмеивает новые сказки генерала (большого любителя приврать). Досадуя на то, что родственники не хотят поддержать его против Ипполита, Иволгин уходит из дому.

Стычка между Ипполитом и Ганей. Ипполит высмеивает Ганю, который тщетно пробовал сделать его своим орудием в борьбе против князя за руку Аглаи. Ганя в ответ издевается над неудавшимся «самоубийством» Ипполита.

Глава III. Ещё до всех этих событий Лебедев рассказывает князю: после одной его совместной пьянки с генералом Иволгиным пропавший бумажник с деньгами вдруг нашёлся под стулом, где раньше не лежал. Лебедев, однако, сделал вид, что бумажника не замечает. Тогда после нового визита генерала Иволгина он оказался в поле его сюртука, куда провалился через кем-то аккуратно прорезанный карман. Генерал в последние дни стал от досады обращаться с Лебедевым грубовато, а тот в отместку выставляет перед ним на вид встопорщенную полу сюртука, по-прежнему как бы не замечая лежащего там бумажника.

Глава IV. Генерал Иволгин приходит к князю и жалуется на Лебедева. Тот не хочет верить, что Иволгин в 1812 году ребёнком был в Москве пажом у Наполеона . В насмешку над генералом Лебедев сочинил собственную байку: якобы французские солдаты в детстве отстрелили у него ногу, и он похоронил её на кладбище, а его жена потом во всё время брака не замечала, что у мужа искусственная нога.

Вскоре после визита к князю генерал и уходит из дому (см. главу 2), но на улице падает на руки сына Коли, поражённый ударом.

Глава V. Этими несколькими комическими главами Достоевский лишь оттеняет глубокий трагизм близящейся развязки романа.

Епанчины ещё не решили твёрдо, отдавать ли Аглаю за князя. Ипполит предупреждает Мышкина, что Ганя «подкапывается» под него. Потом опять напоминает, что скоро умрёт, и спрашивает мнения князя: как сделать это всего достойнее. «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье!» – отвечает князь.

Глава VI. Перед званым ужином, который должен окончательно решить вопрос о свадьбе, Аглая просит князя не говорить во время него на серьёзные темы, и остерегаться каким-нибудь неосторожным движением разбить дорогую китайскую вазу в гостиной.

Вечером князь приходит на ужин. У Епанчиных собираются весьма высокопоставленные лица, но тон их разговора кажется князю приветливым и доброжелательным. В душе его растёт восторженное настроение.

Глава VII. Князь живо ввязывается в общую беседу, коснувшуюся темы о католицизме. Мышкин настаивает: это вера нехристианская и даже хуже атеизма. Католицизм проповедует не просто нуль, а оболганного, противоположного Христа, ибо основан на тяге западной церкви к государственной власти , «к мечу». Именно из отвращения к духовному бессилию католицизма вышли атеизм и социализм. А русские эмигранты склонны страстно предаваться европейским учениям, так как наш образованный слой давно оторвался от родной почвы и тоже не имеет духовной родины. Надо вернуться к национальным истокам – и весь мир, возможно, спасётся русским Христом.

Горячо взмахнув во время своей речи руками, князь разбивает ту самую китайскую вазу. Его потрясает сбывшееся пророчество . Воодушевившись ещё сильнее, он начинает хвалить русское высшее общество, которое сейчас видит перед собой. Оно оказалось лучше, чем слухи о нём, и ему надо поддержать своё первенство в обществе бескорыстным служением народу. «Станем слугами, чтоб быть старшинами», – восторженно призывает князь, и, переполнившись чувствами, падает в припадке.

Глава VIII. На следующий день после припадка князя навещают Епанчины – дружески, но давая понять, что по причине тяжести его болезни мысль о браке с Аглаей оставлена. Однако Аглая улучает момент тайком передать князю: пусть он ждёт её к себе сегодня вечером. Пришедший вскоре Ипполит открывает князю потрясающую новость: по просьбе Аглаи он помог устроить ей свидание с Настасьей Филипповной, и оно назначено на сегодняшний вечер.

Князь в ужасе. Пришедшая вечером Аглая, ведёт его с собой в одну дачу, где их уже ждут Настасья Филипповна и Рогожин.

Аглая начинает говорить сопернице о своей любви к князя, обвиняя, что сама Настасья Филипповна измучила и бросила его из себялюбия. «Вы способны полюбить только один свой позор и беспрерывную мысль о том, что вас оскорбили. Вы кривляетесь. Зачем вы просто не уехали отсюда, вместо того чтобы мне письма писать? Если вы хотели быть честною женщиной, так отчего вы не бросили тогда вашего обольстителя, Тоцкого, просто… без театральных представлений, и не пошли в прачки?»

Настасья Филипповна в ярости заявляет, что Аглая неспособна её понять и что она пришла к ней из трусости: лично удостовериться, «больше ли он меня, чем вас, любит, или нет, потому что вы ужасно ревнуете». В истерике она кричит Аглае: «Хочешь, я сейчас ему при-ка-жу, и он тотчас же бросит тебя и останется при мне навсегда? Если он сейчас не подойдет ко мне и не бросит тебя, то бери же его, уступаю!..»

Обе женщины смотрят на князя. С мольбой указывая на Настасью Филипповну, он говорит Аглае: «Разве это возможно! Ведь она такая несчастная!» Аглая выбегает из дома, закрыв лицо. Князь бросается за ней, но сзади его судорожно хватает Настасья Филипповна: «За ней? За ней?». Она выгоняет Рогожина и долго потом хохочет и плачет в кресле, а князь сидит рядом и гладит её по голове.

Глава IX. Весь Павловск узнаёт, что назначена свадьба князя с Настасьей Филипповной. Аглая после рокового свидания, стыдясь идти домой, бросается к Птицыным, где Ганя, пользуясь её состоянием, пытается сделать ей любовное признание, но она его отвергает. Через час на дачу к Епанчиным приходит князь. Однако те, узнав от Мышкина о том, что произошло, тут же отказывают ему от дома. Князь потом ходит к Епанчиным каждый день, прося увидеться с Аглаей. Ему каждый день указывают на дверь, но он назавтра, как бы не помня об этом, приходит снова, хотя не расстаётся и с Настасьей Филипповной.

Глава X. В последние дни перед свадьбой Настасья Филипповна сильно возбуждена. Она старается выглядеть весёлой, но временами впадает в отчаяние. Раз ей мерещится, что дома у них спрятался с ножом Рогожин.

В день свадьбы Настасья Филипповна гордо выходит ехать в церковь перед огромной толпой враждебных зевак. Но внезапно увидев в толпе Рогожина, она бросается к нему: «Спаси меня! Увези меня!» Тот быстро увозит её в экипаже к поезду.

Князь, узнав об этом, лишь тихо говорит: «В ее состоянии это совершенно в порядке вещей». Вечером Вера Лебедева застаёт его в страшном отчаянии. Он просит, чтобы она разбудила его завтра к первому утреннему поезду.

Глава XI. Утром князь приезжает в Петербург. В доме Рогожина ему говорят, что Парфёна нет. Князь ищет его и Настасью Филипповну в других местах, потом задумчиво идёт по улице.

Сзади его дёргает за рукав Рогожин: «Пойдём ко мне, она у меня». Они идут молча, не разговаривая. Парфён находится в каком-то полузабытьи.

Он тайком проводит князя к себе в дом, в ту самую комнату, где они уже раз сидели вместе. В полумраке на постели видно неподвижное тело зарезанной Парфёном Настасьи Филипповны. Рогожин предлагает переночевать вдвоём на полу рядом с ней, пока не пришла полиция.

Князь вначале ошеломлён, но потом вдруг ясно понимает непоправимость случившегося. Рогожин же рядом словно забывает о его присутствии и бормочет что-то про себя, вспоминая о ней . Князь горько плача, начинает обнимать и успокаивать его.

Такими их и застают вошедшие люди. Князь в полном безумии не узнаёт никого.

Глава XII. Рогожина осуждают на 15 лет каторги. На суде он не пытается смягчать своей вины.

Князя стараниями Евгения Павловича Радомского и Коли Иволгина перевозят в прежнюю швейцарскую клинику Шнейдера, который объявляет, что теперь этот пациент вряд ли излечим. Оставшийся за границей Радомский навещает безумного князя. Раз он встречается в клинике с приехавшей пожалеть несчастного семьёй Епанчиных. Аглаи, впрочем, среди них нет: в Европе эта склонная к идеализму девушка до страсти увлекается одним проходимцем, выдавшим себя за польского графа-патриота, борца за освобождение отчизны…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!