Рисование с натуры натюрморта

Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Во фрагменте настенной росписи Древнего Египта «Яства» мы видим сосуды и чаши, богов и героев, ритуальные предметы.

В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.

Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей. Но в эпоху Возрождения появляется интерес к материальному миру. Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков. В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир.

Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников: А. Матисс Красные рыбки», А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами», М.С. Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами».

Давайте определим цель нашего урока.

Верно, сегодня мы поучимся в простом карандаше изображать натюрморт с натуры, а на следующем уроке продолжим, но уже в цвете натюрморт с натуры.

Красота предметного мира, воспеваемая в натюрморте, - лишь одна из граней привлекательности этого жанра. В нем, как в зеркале, отражались история и культура народа, рукотворность мира и индивидуальность каждой вещи, эстетические предпочтения человека, сословия, времени, мысли, чувства и миропонимание самого художника.

Достижению такой смысловой глубины жанра способствовало мастерство художника – умение отобрать предметы, расставить их на предметной плоскости так, чтобы композиция несла определенную смысловую нагрузку, вписать в выбранный формат, объединить колористическими характеристиками.

Перед тем как рисовать, художник отбирает предметы, которые интересны ему по форме и цвету, и составляет из них натуральную постановку.

Обратите внимание на нашу постановку. Композицию нашего натюрморта составляет кувшин и два яблока.

Композиция – это цельное объединение всех частей произведения искусства для наиболее яркого изображения его содержания.

Что нам нужно знать, чтобы нарисовать этот натюрморт?

Нам предстоит понять, как правильно компонуется натюрморт. Понять расположение предметов в композиции.

Работа над натюрмортом начинается с определения композиционного расположения всей группы предметов на плоскости листа бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрморта, начиная с самых крупных. Каждый предмет имеет свою форму. Форма предмета определяется конструкцией – строением. В основе любой формы или её конструкции лежат простейшие геометрические тела.

Какие геометрические тела лежат в основе формы предметов нашего натюрморта? (Выявляется конструктивная основа формы.)

Чтобы предметы смотрелись естественно, его необходимо правильно изобразить – построить.

Выбирается точка зрения на группу предметов, которая позволяет показать красоту каждого из них и подчеркнуть их смысловое единство. Построить – значит нарисовать предмет так, чтобы изображение сохранило все его характерные признаки, соразмерность частей, чтобы была соблюдена в композиции симметрия, пропорции и создавалась иллюзия объема.

Каждый предмет имеет свои определенные пропорции. Пропорции предметов – это соотношение величин частей предмета, соотношение части предмета и целого.

Необходимо найти соотношение между предметами и форматом листа. Ограничив поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены.

Какой предмет в нашей постановке стоит ближе к вам, а какой дальше?

Какой предмет самый высокий в натюрморте? Самый низкий? (уточняется место каждого предмета по относительно друг друга, определяются их пропорциональные отношения).

Обратите внимание на таблицу с расположением предметов натюрморта на листе.

Какое расположение предметов на ваш взгляд является правильным?

Изображение предметов не должно быть очень крупным и выходить за пределы листа бумаги. Изображение не должно быть слишком мелким или сдвинуто, к какому- то краю.

Скажите, на какой, из этих композиций, предметы расположены правильно, а на каких - нет? Объясните почему?

Далее педагог при помощи педагогического рисунка показывает последовательное выполнение практического задания. Главное в натюрморте - это компоновка. Начинаем рисования с определения плоскости, на которой будут стоять все предметы. Плоскость выбирается с учетом перспективного искажения. Мы обобщаем изображение всех предметов натюрморта до прямоугольников, компонуем их на листе, начиная с самого крупного. В данном случае с кувшина. Наметив все предметы натюрморта, приступаем к построению кувшина. Работу начинаем с изображения осевой линии. Затем размечаем на ней точки, которые сформируют силуэт кувшина. Соединяем точки с помощью эллипсов. Эллипс это круг, который лежит в плоскости. В нашем случае мы смотрим на предметы немного сверху. Поэтому эллипс основания кувшина буде более открытым, чем сверху. Затем обрисовываем контур. Затем намечаем маленькое яблоко. Потом строим большое яблоко. Делаем легкую светотеневую раскладку. Определяем куда падает свет. Легким тоном отделяем теневую сторону предметов, и натюрморта в целом. Постепенно насыщаем рисунок тоном. Штрихи на предметах кладем по форме.

Ощущение объема достигается передачей разницы в освещении сторон (граней) предмета в зависимости от их расположения по отношению к источнику света.

Работу по выявлению формы мы продолжим на следующем уроке. А пока приступайте к графическому изображению натюрморта с натуры.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр эстетического воспитания детей «Творчество»

Открытое занятие

по теме: « Натюрморт как жанр изобразительного искусства»

Составитель:

педагог дополнительного образования

Келехсаева Э.Ю.

Тема: «Натюрморт как жанр изобразительного искусства»

Цель занятия: н аучить рисовать натюрморт с натуры

Задачи:

Образующие:

п ознакомить с понятием натюрморт, с этапами работы над натюрмортом в живописи и графике.

Развивающие:

развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие.

Воспитывающие:

Воспитывать эстетический вкус

Воспитывать понимание роли искусства в жизни общества

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: рисование с натуры

Материалы и инструменты: рисунок педагога, ткань, фрукты, овощи, чайник, бумага, акварельные краски, простые карандаши, ластики.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2. Вводная беседа педагога

Термин «натюрморт» происходит от французского nature morte - «мертвая природа».

Натюрморт является одним из жанров изобразительного искусства, в основе которого лежит изображение неодушевленных предметов.


Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту.

Этапы работы над натюрмортом. Графика.

Первый этап.

Композиционное размещение рисунка на листе. Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Если натюрморт имеет одинаковую протяженность по вертикали и по горизонтали, целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, размещая изображение в разных форматах, и наиболее выразительный вариант перенести на основной лист.

На этом этапе необходимо выделить композиционный центр, т.е. главный предмет в смысловом отношении. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.

Начиная работу на основном листе, намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций (рис а).

Второй этап.

Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов (рис б).

Третий этап.
Выявление объемности предметов с помощью светотени. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий. Когда все предметы постановки прорисованы, приступают к прокладке светотени, легко намечая основные большие плоскости света, полутона и тени. Легким штрихом намечают падающие тени. Определив основные тональные отношения (рис в), приступаем к дальнейшей лепке формы предметов тоном. В процессе этой работы необходимо выявить не только объем, но и разность фактур. Для передачи пластики предметов штрих следует класть по форме. Необходимо обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. Необходимо учесть, что фон играет вспомогательную роль и способствует выявлению характера предметов натюрморта, поэтому не стоит его тщательно прорабатывать.
В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном.


Задачи, которые ставятся при рисовании натюрморта с натуры:
1. Определение пропорций;
2. Взаимное расположение предметов в пространстве;
3. Линейно-конструктивное построение с учетом законов перспективы;
4. Лепка светотенью объемной формы каждого предмета;
5. Передача тоновых отношений между предметами натюрморта;
6. Тональное и композиционное обобщение рисунка.

Этапы работы над натюрмортом. Живопись.


Важно продумать, как лучше расположить натюрморт на листе бумаги - в вертикальном или горизонтальном положении.
Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, разместив изображение в разных форматах. Наиболее выразительное композиционное решение переносят на основной лист.
При рисовании натюрморта необходимо выделить его композиционный центр, т. е. главный в смысловом отношении предмет. Остальные предметы постановки являются второстепенными и подчинены композиционному центру.
Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. Удачным будет такое композиционное размещение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть рисунок в ту или иную сторону.



4. Практическая работа.

Рисование натюрморта из чайника, овощей и фруктов.

5. Итог занятия . Организация выставки детских работ.


Теперь по этой схеме сделаем светотональную раскладку предметов натюрмортов.

Работу в цвете ведем по следующей схеме

Схема




4 пропорции (анализ совместно с детьми), ,

5 пространственное положение предметов и их характер в целостном живописном натюрморте

Ребята давайте рассмотрим последовательность выполнение натюрморта.

Первый этап. Композиционная группировка предметов на плоскости, линейно – конструктивное построение форм по опорным точкам сквозной прорисовкой

Выполнение построения натюрморта

Ребята, если мы в натюрморте определили самый светлый (предмет или плоскость), то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим более насыщенным по тону предметам. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном. Далее переходим к освещенной части предмета, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении пишем свет на драпировке – на самом темном и насыщенном предмете натюрморта, который находится на первом плане.
Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предыдущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.
Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Далее сравниваем собственные тени на предметах, далее падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.
Мазки наносятся по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.

Второй этап. Нанесение основного цвета предметов и драпировок при соблюдении тональных изменений цвета на свету и в тени. (выполнение цветом данной задачи)

Третий этап. Завершение работы. Методом лессировки добиваются впечатления материальности керамики и драпировок. Для бликов на посуде используют белую бумагу.

(Прорисовывание детали, обобщение цветовое решение натюрморта для достижения цельности)

Анализ своей работы по предложенным схемам.

Подведение итогов, выставка работ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!