Древний город уничтоженный атомным взрывом. Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро)

Мохенджо-Даро (урду موئن جودڑو, синдхи موئن جو دڙو; буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. По некоторым версиям, его обитатели подверглись истреблению во время нашествия ариев.

Город (или "холм мертвецов") был обнаружен в 1922 г. индийским археологом Ракхалом Банарджи. А впервые серьёзно исследован он был в 1930-х годах экспедицией британского археолога Джона Маршалла, который не преминул отметить «идентичность» находок в Мохенджо-Даро с теми, что были обнаружены в Хараппе, в 400 км выше по течению Инда. Последние крупные раскопки Мохенджо-Даро проводились американской экспедицией в 1964-1965 годах, но были прекращены из-за эрозионных повреждений раскопанных строений.

В более ранних исследованиях «холм мертвецов» описывался как пограничная крепость месопотамской цивилизации.Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Древний город занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие.Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений). В период расцвета население составляло от 30.000 до 40.000 человек.Ширина улиц в городе достигала 10 м. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной. За 4500 лет уровень воды (почвы) поднялся на 7 метров.

И по сей день многих археологов волнует тайна гибели 4500 лет назад города Мохенджо-Даро.В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт - катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.Упадок культуры - процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было - это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область - эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией" Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились" - Что это - просто метафора? Д.Девенпорт считает, что в ее основе заложены реальные события.

1922 году на одном из островов реки Инд в Пакистане археологи обнаружили под слоем песка развалины древнего города. Назвали это место Мохенджо-Даро , что на местном языке означает «Холм мертвых».

Считается, что город возник около 2600 года до нашей эры и просуществовал порядка 900 лет. Предполагается, что во времена своего расцвета он являлся центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. Жили в нем от 50 до 80 тысяч человек. Раскопки в этом районе шли до 1980 года. Соленые подпочвенные воды стали заливать район и разъедать обожженный кирпич сохранившихся фрагментов зданий. И тогда по решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы. Пока удалось откопать около десятой части города.

Как же выглядел Мохенджо-Даро почти четыре тысячи лет назад? Однотипные дома располагались буквально по линейке. В центре домостроения был двор, а вокруг него — 4-6 жилых комнат, кухня и помещение для омовения. Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были очень широкими. Одни шли строго с севера на юг, другие — с запада на восток.

По улицам протекали арыки, из них в некоторые дома подавалась вода. Были и колодцы. Каждый дом был связан с системой канализации. Нечистоты по подземным трубам из обожженного кирпича выводились за пределы города. Впервые, пожалуй, археологи обнаружили здесь древнейшие общественные туалеты. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище бассейн для общих ритуальных омовений площадью 83 квадратных метра и «цитадель» на возвышении — по всей видимости, чтобы спасать горожан от наводнений. Нашлись и надписи на камне, которые, правда, пока не удалось расшифровать.

Катастрофа

Что же произошло с этим городом и его жителями? По сути Мохенджо Даро перестал существовать одномоментно. Тому есть множество подтверждений. В одном из домов были найдены скелеты тринадцати взрослых и одного ребенка. Люди не были убиты или ограблены, перед гибелью они сидели и что-то ели из мисок. Другие же просто ходили по улицам. Смерть их была внезапной. В чем-то это напомнило гибель людей в Помпеях.

Археологам пришлось отбрасывать одну за другой версии гибели города и его жителей. Одна из таких версий — город был внезапно захвачен врагом и сожжен. Но на раскопках не нашли ни оружия, ни следов сражения. Скелетов довольно много, однако все эти люди погибли не в результате борьбы. С другой стороны, скелетов для такого большого города явно недостаточно. Создается впечатление, что большая часть жителей покинула Мохенджо-Даро еще до катастрофы. Как это могло случиться? Сплошные загадки…

— Я проработал на раскопках в Мохенджо-Даро целых четыре года, — вспоминал китайский археолог Джереми Сэнь. — Главная версия, которую я слышал до приезда туда, — в 1528 году до нашей эры этот город был уничтожен взрывом чудовищной силы. Все наши находки подтверждали это предположение… Мы всюду натыкались на «группы скелетов» — в момент гибели города люди явно были застигнуты врасплох. Анализ останков показал удивительную вещь: смерть тысяч жителей Мохенджо-Даро наступила… от резкого повышения уровня радиации.

Стены домов были оплавлены, и среди обломков мы обнаружили пласты зеленого стекла. Именно такое стекло видели после ядерных испытаний на полигоне в пустыне Невада, когда плавился песок. И расположение трупов, и характер разрушений в Мохенджо-Даро напоминали… события августа 1945 года в Хиросиме и Нагасаки… И я, и многие члены той экспедиции сделали вывод: существует вероятность, что Мохенджо-Даро стал первым городом в истории Земли, подвергшимся ядерной бомбардировке.

Расплавленный слой

Подобной точки зрения придерживаются английский археолог Д. Девенпорт и итальянский исследователь Э. Винченти. Анализ образцов, привезенных с берегов Инда, показал, что плавление грунта и кирпича произошло при температуре 1400-1500°С. Такая температура в те времена могла быть получена только в кузнечном горне, но никак не на обширной открытой территории.

О чем говорят священные книги

Значит, это был ядерный взрыв. Но возможно ли такое четыре тысячи лет назад? Однако не будем торопиться. Обратимся к древнеиндийскому эпосу «Махабхарата». Вот что происходит при применении загадочного оружия богов пашупати:

«…вздрогнула земля под ногами, вместе с деревьями зашаталась. Всколыхнулась река, даже большие моря волновались, растрескались горы, поднялись ветры. Померк огонь, затмилось лучезарное солнце…

Белый горячий дым, который был в тысячу раз более ярким, чем солнце, поднялся в бесконечном блеске и сжег город дотла. Вода кипела… лошади и военные колесницы были сожжены тысячами… трупы упавших были искалечены ужасной жарой так, что они больше не напоминали людей…

Гурка (божество. — Прим. автора), прилетевший на быстрой и мощной вимане, послал против трех городов один снаряд, заряженный всей мощью Вселенной. Сверкающий столб дыма и огня вспыхнул как десять тысяч солнц… Погибших людей было невозможно распознать, а выжившие прожили недолго: у них выпали волосы, зубы и ногти. Солнце, казалось, дрогнуло на небесах. Земля дрожала, опаляемая ужасной жарой этого оружия… Слоны вспыхивали пламенем и в безумии бежали в разные стороны … Пали все животные, придавленные к земле, и со всех сторон языки пламени лились дождем непрерывно и беспощадно».

Ну что ж, можно только в очередной раз поражаться древнеиндийским текстам, которые веками тщательно сохранялись и донесли до нас эти страшные предания. Большую часть таких текстов переводчики и историки конца XIX — начала XX века считали просто жуткой сказкой. Ведь до ракет с ядерными боеголовками было еще далеко.

Вместо городов — пустыня

В Мохенджо-Даро нашли много резных печаток, на которых, как правило, изображались звери и птицы: обезьяны, попугаи, тигры, носороги. Видимо, в ту эпоху долина Инда была покрыта джунглями. Теперь же там пустыня. Под песчаными заносами погребены и прежде великие Шумер и Вавилония.

Руины древних городов скрываются в пустынях Египта и Монголии. Следы поселений ученые теперь обнаруживают и в Америке на совершенно непригодных для жизни территориях. Согласно древнекитайским хроникам, высокоразвитые государства находились когда-то в пустыне Гоби. Следы древних построек находят даже в Сахаре.

В связи с этим возникает вопрос: почему некогда цветущие города превратились в безжизненные пустыни? Взбесилась погода или климат изменился? Допустим. Но почему же при этом расплавлялся песок? Именно такой песок, превратившийся в зеленую стекловидную массу, исследователи обнаружили и в китайской части пустыни Гоби, и в районе озера Лобнор, и в Сахаре, и в пустынях Нью-Мексико. Температура, необходимая для превращения песка в стекло, на Земле естественным образом не возникает.

Но четыре тысячи лет назад люди не могли иметь ядерное оружие. Значит, его имели и применяли боги, иными словами, пришельцы, жестокие гости из дальнего космоса.

Василий МИЦУРОВ, кандидат исторических наук

Или Махенджадара (переводится как «холм мертвецов») - город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья.

Мохенджо-Даро обнаружили в 1920 году вместе с городом Хараппу на территории Пакистана. Города явно воздвигнуты по Ведической традиции.

Город Мохенджо-Даро — история и фото

Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений).
Ширина улиц в городе достигала 10 м.

В были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной.

Находка 5000 летней давности доказала что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация. И веками устоявшаяся культура. Судите сами если городу высокой цивилизации 5000 лет, то сама цивилизация не могла возникнуть за один день, и у этой цивилизации есть не менее продолжительная предистория. Что означает что цивилизация и разум построившие эти города еще древнее. Отсюда следует простой логический вывод. Что к возрасту найденных городов можно смело добавить 2000 лет.

Загадки Мохенджо-Даро

Итого возраст самой самой цивилизации был не меньше 7000 лет.
Самое интересное, что город был уничтожен ядерным взрывом. В костях скелетов обнаруженных на месте раскопок города уровень радиации превышал в несколько раз. Река, которая протекала рядом, испарилась в одно мгновенье.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо-Даро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Назвали руины, породившие такие .

Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…
Читайте про еще одно интересное сооружение прошлого, оставшееся пока без ответа — .

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Мохенджо-Даро — ядерный взрыв

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).

Вероятно песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются. Наиболее сохранились окраинные строения. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией». Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе «Махабхарата» говорится о некоем «взрыве», который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились» Что это – просто метафора». Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Город Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад.
Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой «тортовой» формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).

Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.

Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

Очень люблю исторические драмы особенно с замахом на более древние периоды человеческого существования.

Фильм «Махенджо-Даро» снять по всем каноном такого жанра, весь историзм и событийность замыкается на одном историческом персонаже, который наделен ну просто всеми положительными качествами. Он и красив, и силен, и храбр, и умен, и хитер в меру, и добр, и отважен, в общем не наделен никакими человеческими качествами, кроме желания любить и получить объект своего вожделения.

Сюжет не содержит ничего сверх кардинального, как это всегда бывает, несправедливо лишенный своего трона и отрешенный от него герой, в полном неведении, что было с его родителями, приезжает торговать в величественный город Махенджо-даро. И… и находит в нем все что искал. И прекрасную девушку Чаани, и историю своего происхождения, и свое предназначение, и конечно же становится спасителем всего городского населения, попутно приложив руку к созданию великой реки Ганг. Все это на фоне древнего города, с песнями, танцами, причудливыми (скорее фантазийными, чем реальными) обрядами, драками, пучеглазыми злодеями и пр.

Фильм скорее не понравился, чем понравился.

Сценарий будто писан на коленке, не знаю на счет исторической точности, но на счет проработки героев, очень плохо. Создается впечатление, что над внешним видом каждого персонажа работали больше, чем над внутренним, что не свойственно для индийского кино. Все герои лишены человечности и оттого кажутся пустыми.

Возможно из-за недоработки сценария все актеры кажутся слабоватыми и натуженными.

Ритик Рошан (главный герой Сарман) старался изо всех сил вытянуть хоть что-то из этого образа, старательно сверкал глазами и пафосно закидывал подбородок, гневно дергал ноздрями. Но создать полноценный образ не получилось. Он в отличной физической форме, как всегда потрясающая работа в сценах с драками, как всегда отлично чувство ритма и танца, но на этом все, нет внутреннего переживания, нет того эмоционального толчка от экрана, который заставит зрителя немного встрепенуться.

Пуджа Хегде (Чаани) ну тут совсем без стараний. Очень плохо, одной внешней красоты недостаточно, недостаточно пристального взгляда на камеру, пусто. Особенно когда происходили рыдания или патетические речи, ужас. Роль не такая большая как кажется и не такая сложная, да Чаани возлюбленная главного героя, да именно ее замужество подтолкнуло на большие поступки Сармана, но где эмоция? Где??? У меня в голове возникала ассоциация белого шума, когда я видела ее. Нет эмоции, нет посыла, нет ни страсти, ни всеобъемлющей любви, нет вдохновения. Единственно, что отлично удалось, уж не знаю как этого добились, эта сцена удушения Чаани, очень реалистично. Может ее и взправду немного придушили, дабы вытянуть хоть что-то (сарказм, злой).

Кабир Беди (Махам) злой злодей, очень злой и очень индийский. Чем то напомнил мне главного индийского злодея Амриша Пури, когда пучил глаза. Кабир поработал на столько, на сколько позволяет это режиссер, опять же недостатки не актера, а скорее сценариста и режиссера, нет внятного мотива и развития его злобы. Почему в нем оказалось столько алчности, где развитие злобы на весь мир, нет генеральной идеи.

Арунодай Синкх (Мунджа) один из немногих, у кого более-менее внятные эмоции и переживания. Симпатичный бородатый наследник лже-властителя, с замашками нисколько на власть, сколько на единоличную любовь. В нем есть и хорошее и плохое, показано немного нравственные колебания героя, что дает образу Мунджи более реалистичные черты. Чего нет у главного героя, вопрос почему? Ведь Ритик куда опытнее.

Мэниш Чаудхари (священник) обратил на себя внимание в «Клянусь тобой любимая», но здесь опять же не дали раскрыться, создалось впечатление, что актеру немного тесновато в этом образе. Из всех доступных выражений лица, актеру скорее всего предоставили маску «удивление», «крайнее удивление», «обескураженность», «стыдливое удивление».

Уж не помню как звали жену злодея и тем более актрису, которая ее играла, но вот единственная кому можно выставить 6,0 за технику и актерское мастерство. Живой и полный образ, видимо из-за незначительности персонажа, нашли время на внутреннюю наполненность.

Некоторые сцены и вовсе вызвали недоумение:

1. Сцена с прогулкой Чаани в простом одеянии. Почему она громит все вокруг? С чего она обливает прохожих, бьет горшки у мастеров, портит имущество чужих людей? К чему??? Она вышла первый раз в простой одежде, никто ее не узнает, и вместо любопытства, беспечности, радости, откровенное хулиганство. Непонятно! Никак не характеризует героиню, никак не выражает чувство свободы, да и еще в разрез идет с ее благопристойным образом.

2. Сцена с разрезанием веревки Махамом перед потопом. Ну уж начал резать, так чего не дорезал, понимаю, хотели показать его борьбу до конца, слабый лучик надежды на спасение, но почему он остался на столбе? Куда сильнее было бы если бы он разрезал вервку и бросился бежать, а поток воды настиг его где-то в городе или на выходе из города. Осталось чувство, что пытались изобразить, ничего не пришло другого на ум, начали делать и в итоге не доделали и забыли.

3. Скорее не сцена, а то что меня покоробило, наряд главного героя на время пребывания его в Махенджо-Даро меняется раз пять! Как?! он простой крестьянин, одежда тогда была дорога, вернее откуда столько? А головной убор Чаани меняется всего три раза! и то один из них свадебный. По-моему, на лицо недоработка или перереработка.

4. Все сцены с единорогом! Ну почему компьютерная графика? Зачем? Рог в чалме Сармана смотрелся куда реалистичнее этого существа. Не то что реалистичности не хватило, не хватило красоты и эстетики в этом животном, ведь единорог символ сакральный, вдохновляющий.

Что точно понравилось: музыка и танцы!

Фильм скорее похож на чью-то дипломную работу с большим бюджетом. Могу его сравнить с незрелой грушей, которую купил достаточно дорого. С одной стороны есть и замах и именитые актеры и только из-за этого пытаешься найти хоть что-то достойное, но увы. Даже большая цена не сделает зеленую грушу спелой.

Город Мохенджо-Даро это еще одно из достояний древних цивилизаций и свидетельство их существования. Город расположен в долине реки Инд, а именно в Пакистане, в провинции Синд. Город Мохенджо-Даро является одним из самых древнейших городов в мире и самым первым городом в Южной Азии. (11 фото )

Город был построен 2 тысячи лет до н.э, жил и активно развивался порядка девяти ста лет. Город до сих пор увенчан занавесом тайны, о нем очень мало известно, а так же остается открытым ряд вопросов, кто построил? когда именно? как им удалось построить такой город? и главный вопрос — почему город был оставлен жителями? Пока что Мохенджо-Даро является главным предметов среди археологов и историков. Считается что Мохенджо-Даро был «административным центром древних жителей Индийской цивилизации.

До наших дней дошли лишь не многие останки города, сами понимаете сколько времени прошло, но при помощи новейших технологий ученым удалось установить что в городе проживало порядка 50 000 человек. Это очень большой город для того времени. Город был выполнен из глиняных кирпичей, неправда ли интересно, 2000 год до н.э это и кирпичи, причем не просто какие то лепешки, а обожженные кирпичи. В последствии местные жители растащили их на строительство своих домов и всяких нужд.

Удивительно еще и то, что город уже в то время имел четкую архитектурную сосредоточенность, все переулки и улицы были четко вымерены и имели прямой угол, в городе не было каких либо тупиков и непонятных лабиринтов, какие мы можем видеть в других древних городах. Улицы в городе были четко скоординированы, причем длина составляла 8 метров, то есть на такой дороге свободно могли разъехаться две телеги, соответственно на улице не было толкотни.

К уникальным качествам архитектуры можно отнести и наличие централизованной национализации, и полное водоснабжение. Думали что первое и единственно водоснабжение появилось в великом древнем Риме, как видите древние жители Мохенджо-Даро тоже достигли этой стадии развития. Если говорить более конкретно, то в городе был «общественные бани» оснащенные подачей горячей воды, так же в большинство домов была устроена примитивная (для нашего времени) и не постоянная пода воды, но все же, это говорит о высоком интеллекте цивилизации. Все канализационные воды стекались в специальные сливные ямы, расположенные обычно за городом.

Высота домов достигала 7 метров в высоту, архитектура города имела довольно четкую форму сооружений, город даже подразделялся как бы на два яруса, конечно же основная жизнь протекала внизу, но дома имели второй этаж, а крыша первых этажей служили балконами. Город так же высоко был развит в экономическом плане, Мохенджо-Даро был в отличном географическом положении, рядом с ним находилась река Инда, по сути Мохенджо-Даро являлся торговым центром, сюда со всей Азии съезжались торговцы, для обмена товаров.

Так же было обнаружено большое здание с хорошим вентиляционными ходами, возможно это был амбар для хранения зерна. Можно предположить что религия в городе тоже находилась на особом уровне, была найдена древняя мечеть, к которой ведет длинна улица. К сожалению сейчас большая часть города погружена под многометровым слоем ила, раскопкам так же мешают грунтовые воды которые покрывают город.

Непонятно почему такая умная и хорошо развитая цивилизация бесследно исчезла, все люди буквально испарились, археологи нашли останки лишь порядка 2 000 человек из 50 000. На этот счет имеются различные теории, возможно люди просто покинули город из-за постоянно разливающегося русла реки, это мнение возникло после нахождения большой стены, которой возможно жители пытались защититься от наводнений.

Останки горожан найдены совершенно целыми, то есть они умерли не насильственной смертью, так же в городе не были найдены останки какого либо оружия. Что автоматически отменяет теорию о нападении арийской цивилизации. Любители мистического мира активно утверждают о перемещении людей в другое время, и похищение людей инопланетянами.

Доподлинно неизвестно от чего город был заброшен, возможно это было небывалой силы землетрясение, или уникальный разряд нескольких шаровых молний, по силе взрыва можно приравнять к ядерному. Останки жителей были радиоактивными что позволяет ученым утверждать о взрыве атомной бомбы, но какая в то время бомба, это по крайней мере не логично, значит как нибудь взрыв природного происхождения, разряд электричества как вариант.

Не смотря на все старания археологов и историков как и почему город был оставлен, Мохенджо-Даро упорно хранит все тайны. А нам с вами остается лишь гадать и комментировать статью)




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!