Две капли брызнули в стекло от лип. Анализ стихотворения фета "весенний дождь" и творчество поэта

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета

А. Фет был непревзойденным мастером в художественном описании природы. Ему было присуще удивительное чувство понимания окружающего мира. В самым обыденных и незначительных деталях поэт мог увидеть проявление великого таинства природы. Ярким примером огромного таланта Фета является стихотворение «Весенний дождь» (1842 г.).

Произведение открывается картиной природы, ожидающей близкого дождя. Еще ярко светит солнце. Поэт обращает внимание на воробья, который радостно копошится в песке. При этом он использует глагол «купается», тем самым намекая на приближение благодатного дождя. Это уже становится заметно вдалеке в двигающейся «завесе», которая окрашивает горизонт в золотые краски.
Для Фета было очень важно заметить самые первые признаки природного явления, запечатлеть это неуловимое мгновение. Кульминационным событием становятся всего лишь два капли, которые сразу же преображают весь окружающий мир. Кардинальные изменения заметны даже в запахах («от лип душистым медом тянет»).

В стихотворении автор ни разу не упоминает самого слова «дождь». Этим он подчеркивает свое восторженное преклонение перед ним. Фет боготворил природу. Он считал, что она, подобно человеку, имеет собственную душу. Поэтому хлынувший дождь для поэта – не просто физическое явление, а появление особого таинственного существа. Он описывает его в безличной форме: «что-то… подошло». Рассудок человека ограничен и подчинен законам логики. Для истинного восприятия дождя нужно отрешиться от всего земного и раскрыть свою душу. Изменения в природе естественным образом повлияют на внутренний мир человека.

Стихотворение «Весенний дождь» является классическим образцом пейзажной лирики. Фет очень точно подметил главные приметы, сопровождающие дождь. Поэт всегда подчеркивал прочную связь человека с природой. В произведении нет лирического героя, но он незримо присутствует в роли восторженного наблюдателя. Становится понятно, что все изменения в природе находят отклик в его душе. Автор делится своими впечатлениями с читателем и надеется, что повлияет на восприятие окружающего мира, научит любить его и уважать.

Самоанализ по литературному чтению. Игнатович Е.С.

Тема урока: «Образ дождя в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»

Цель урока: формирование умения анализировать художественное произведение А.Фета «Весенний дождь»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Структура:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний. Постановка проблемы.

    Учебно – познавательная деятельность.

    Физкультминутка.

    Продолжение учебно – познавательной деятельности

    Рефлексия

    Домашнее задание

Задачи: проанализировать стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь»; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас. развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное; воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно - поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, фронтальный опрос, синквейн.

I Орг.момент

Здравствуйте.

Я рада вас приветствовать.

Сегодняшний урок у вас необычный, новый учитель и много новых интересных людей. Поздороваемся.

Хочу наш урок начать с фразы: удивительное рядом…..

Как понять эту фразу? Каким должен быть человек чтобы увидеть это удивительное? Попробуйте продолжить… я продолжила ее так

Девиз нашего урока сегодня: «Удивительное рядом, умей видеть, наблюдать»

Сегодня мы будем работать с вами под этим девизом.

Сейчас попрошу закрыть глаза, расслабиться и попробовать представить, то о чем я сейчас вам расскажу.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла... весна

Какие образы возникли? Что увидели? Что почувствовали?

II этап. Актуализация знаний. Постановка проблемы

Что происходит весной с природой? (какие явления природы весной вы знаете?)

Дождевая капля – это дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представляют нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть картины на тему дождя.

Какие чувства возникли? Появились ли новые ощущения? Новое восприятие дождя?

Каждый из вас видел дождь, причем это явление природы никогда не оставляет равнодушным. Для каждого дождь представляется по-особенному.

Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить?

Сегодня я предлагать вам познакомиться с одним из произведений о весеннем дожде. Переверните листы, которые у вас есть. Прочитайте название произведения. На что еще следует обратить внимание? (автор) Обратите внимание на портрет Фета. Судя по портрету, что вы можете сказать об этом человеке? В какое время жил поэт? Наш ли это современник? Что присущи людям той эпохи? Знаком ли он вам? Может вы знаете какие произведения он писал? О чем он писал?

Фета называют мастером пейзажной лирики. Его произведения музыкальны и напевны. Именно на его стихи многие русские композиторы слагали песни.

Перед тем как познакомиться с этим произведением какие вопросы у вас возникают по данной теме? – все ваши вопросы я объединила в одну группу – учебные задачи:

Познакомиться с произведением….какие еще????

Познакомиться с новыми литературными приемами;

Расширить словарный запас;

Научиться выразительно читать стихотворение;

Ответив на эти вопросы, мы сможем увидеть образ дождя, представленный поэтом.

(это цель)

Тема нашего урока «Образ дождя в стихотворении А. Фета «Весенний дождь».

III Этап. Учебно – познавательная деятельность

Сегодня мы попробуем разобраться, какими приемами пользуется автор, чтобы создать свой образ дождя.

Из всех времён года Афанасий Фет больше всего любил весну. Ей он посвятил немало проникновенных, “задушевных” поэтических строк. Вот одни из них. (аудиозапись)

Какое настроение подарило вам это стихотворение?

Изменился ли образ дождя после прослушивания стихотворения?

Дождь – кажется обычное явление, но здесь автор пытается показать нам, что удивительное рядом.

Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова.

Прошу сейчас жужжащим чтением перечитать стихотворение и выделить те слова, которые вам не понятны. Попробуйте объяснить друг другу. Что это значит? Когда я готовилась к уроку, в словаре я нашла такие определения.

На доске

Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена, окутывающая что-либо.

Трепещет – дрожит, колеблется.

Что общего и чем отличаются наше восприятия дождя и восприятие Фета? (вернись к слайду) Почему?

- Ответы учащихся (объясняем, что Фет иначе, чем мы воспринимает дождь, потому что он поэт, чтобы выразить свое восприятие автор использует средства языковой выразительности).

Физминутка . Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. Бег. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово. Кап-кап, кап-кап. Свободные движения пальчиками. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. Соединить руки над головой

С лексич. значением слов мы разобрались. Кто может прочитать нам это произведение?

В) Пошаговый анализ стихотворения.

Давайте посмотрим какие приемы использует автор чтоб показать нам образ дождя.

Прочитайте внимательно первую строфу. Какие ощущения возникли? Создается ли ощущение, что скоро хлынет дождь? (Да, небо уже затянуто облаками)

Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь)

Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

Прочите вторую строфу. Что происходит во второй строфе?

Как вы поняли, что дождь уже начался?

(строка "качаясь, движется завеса)

Обратите внимание, что Фет не употребляет самого слова "Дождь". Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем.

Какие слова заменяют слово "дождь"? (качаясь, движется завеса)

Какой литературный приём использует для этого автор?

Этот литер. прием называется метафора. Вспомните определение метафоры.

На слайде: Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве или различии предметов и явлений.

В этой же строфе поэт использует и прием сравнения. Найдите его. (будто в золотой пыли)

Что такое сравнение?

На слайде: Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Подчеркните слово, которое помогло вам узнать сравнение. (будто)

Прочитайте последнюю строфу. В каких строчках автору удается передать описание дождя? (Что-то к саду подошло и барабанит по листьям). Что помогло оживить додь? Что происходит с образом дождя?

Какой прием использует Фет? (Олицетворение)

Какие слова вам помогли понять, что это олицетворение? (подошло, барабанит)

Вспомните, что такое олицетворение?

На слайде: Олицетворение – придание неживому объекту свойств живого существа.

Давайте теперь попробуем передать все те чувства, которое передал нам автор и прочитать стихотворение еще раз друг другу. Похвалите своего соседа. Поблагодарите его за чтение.Кто нам может порекомендовать своего соседа?

6. Развитее образного видения лирического текста

И теперь когда мы познакомились с образом дождя который представляет на А. Фет, что-то изменилось в представлении дождя.

Мы с вами попробуем составить Синквейн. Кто знает что это такое?

Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»

(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам. 1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о.
2 строка - два п р и л а г а т е л ь н ы х.
3 строка - три г л а г о л а.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).

Составление синквейна. В парах или сами.

Итог . Возращаюсь к задачам урока. А как вы оцениваете наш урок и свой вклад в достижение задач урока. Продолжи предложения:

Самым интересным было…

Мне было трудно…

Я научился…

Действительно удивительное рядом, стоит иногда остановиться и оглянуться вокруг и тебе откроются тайны природы.

Афанасий Афанасьевич Фет - это еще один русский поэт с нелегкой судьбой. Великий композитор П. И. Чайковский называл его музыкантом из-за легкости, яркости и лиричности его строк.

А. А. Фет любил природу, умел видеть ее красоту. Эту красоту он пытался донести до читателей его стихов.

Жизнь А. А. Фета

Как говорилось выше, А. А. Фет - поэт с нелегкой судьбой. Фет был сыном известного помещика А. Н. Шеншина. Но из-за того, что поэт родился за несколько месяцев до бракосочетания родителей - А. Шеншина и Шарлотты Фет - духовные власти посчитали, что маленький Афанасий не может быть наследником Шеншина. Ему дали фамилию матери и лишили

Лишенный дворянского положения, А. А. Фет всю жизнь пытался его себе вернуть. Сначала он пытался заслужить дворянский чин путем военной карьеры, но вскоре поэт вышел в отставку. Затем он решил заняться сельской деятельностью. Фет женился и купил небольшое имение в Мценском уезде. Там он прожил около 17 лет, и там его застал приказ о возвращении титула дворянина.

Творчество А. Фета

Литературная карьера А. Фета также была не из простых. Можно сказать, что его стихи пришлись "не на ту эпоху". Литературу венчали прозаики, у которых были средства на публикации своих произведений. А. Фет публиковал свои стихи в прессе, но их попросту не замечали.

Тем не менее в 1840 году был создан первый сборник стихов А. Фета - "Лирический пантеон". Чуть позже - цикл "Снег" и "Вечера и ночи".

Стихотворения, посвященные красоте природы, объединены в 4 знаменательных цикла. Каждый цикл - определенное время года. Таким образом, стихотворения о природе А. Фета представляют собой циклы "Весна", "Лето", "Осень", "Снега".

Анализ стихотворения Фета "Весенний дождь"

Стихотворение "Весенний дождь" относится к циклу "Весна". Если говорить о жанре, то произведение можно отнести к некой пейзажной зарисовке, на фоне которой - размышления лирического героя.

Одной из особенностей А. Фета как поэта считается его фотографичность: практически каждое стихотворение представляет собой картину, которую можно воплотить на холсте. Таково и стихотворение "Весенний дождь" (Фет). Анализ стихотворения показывает, что перед нами предстает следующая картина: солнечный сумеречный свет, небольшой туман, неподалеку - лес. Особую роль играют запахи - пахнет липой и медом. Необязательно делать анализ стихотворения Фета "Весенний дождь", чтобы почувствовать себя свидетелем этого чуда природы. Сам поэт смотрит на природу, вглядывается в каждый ее элемент, делает его анализ. Стихотворения Фета - "Весенний дождь" и многие другие - представляют собой удивительную красоту, увиденную в привычных, банальных на первый взгляд явлениях.

Очень важен мотив света, пронизывающий все строки. Свет виден в начале стихотворения ("Светло перед окном...") и в конце - лес в "золотой пыли".

Таков семантический анализ стихотворения Фета "Весенний дождь". Обратимся к особенностям слога и рифмы.

Размер и в стихотворении "Весенний дождь" (Фет)

Анализ стихотворения с литературоведческой стороны следующий. Во-первых, отметим стихотворный размер (он определяется посредством расстановки ударений в словах). В стихотворении ударение чередуется, начинаясь с безударного слога, а в начале 3-ей строки оно пропущено. Стихотворение написано с пиррихием (пропуском ударения).

Во-вторых, отметим наличие наречий "еще" и "уж". Это важно, если делать анализ стихотворения Фета "Весенний дождь". 5 класс включает данное стихотворение в учебную программу. Наречия указывают на скорое приближение дождя.

В-третьих, следует акцентировать внимание на изобразительных средствах. Продолжаем анализ стихотворения Фета "Весенний дождь": эпитеты - неотъемлемая часть любого стихотворения. В рассматриваемом нами это лес в "золотой пыли", т. е. освещенный солнцем, "душистый мед", "свежие листья".

В-четвертых, обратим внимание на рифму. Она перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с четвертой). По характеру падающего ударения на последние слоги используемая рифма и мужская (2 и 4 строчки каждой строфы), и женская (1 и 3 строчки каждой строфы).

А. Фет был гениальным романтиком, несмотря на тяготы жизни, которые ему предстояло выдержать. Он сумел сохранить в себе бережное, внимательное отношение к миру.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!