Екатерина Зеленко – единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран. Советские герои

Единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

Екатерина Ивановна Зеленко, Герой Советского Союза (посмертно), родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощино, Ровенской области (Украина). Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем - авиационный техникум и Воронежский аэроклуб в 1933 году. По комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова.

Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила такие типы самолётов, как У-2 (ПО-2), Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2.
Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Документы авиаполка свидетельствовали: «На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчётлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объёма задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой».
Р-Z авиаполка, в котором воевала Екатерина.

После окончания войны с белофиннами, Зеленко служила в 19-й авиационной бригаде Харьковского военного округа. В мае 1940 года, как опытный пилот, она была назначена командиром звена во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку. Знания, полученные в авиатехникуме, помогли ей быстро разобраться в новых самолётах. Она бывала в цехах, где собирали Су-2, проводила их испытания. С октября 1940 года по май 1941 года в качестве лётчика - инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава 9 авиационных полков на новый самолёт Су-2. Кате было неполных 24 года, когда она помогала осваивать новые самолёты командному составу, где встречались ученики гораздо старше её по возрасту. Но умела молодая лётчица учить других так, что никто не считал зазорным учиться у женщины, сдавать ей технику пилотирования и не обижался на суровую требовательность.
Бомбардировщик СУ-2.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. В июле 1941 года, ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска (ныне Славгород, Беларусь). Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток. Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны. Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. За период своего участия в Великой Отечественной войне, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Таран и гибель.
Тот роковой день, 12 сентября 1941 года, выдался серый, пасмурный, словом, «невесёлый», как говорят лётчики. Командир 135-го ближнебомбардировочного авиаполка полковник Янсен вернулся из разведывательного полёта с тревожной вестью: к Лохвице (Украина) с двух сторон движутся танковые соединения. В полку после тяжёлых боёв первых недель войны осталась едва половина самолётов, а из оставшихся - многие повреждены. Истребителей, которые должны сопровождать бомбардировщики, на фронте не хватало. Выручал железный закон бомбардировщиков – плотный боевой строй.
- Товарищ командир! Разрешите мне лететь? - подошла к Янсену старший лейтенант Зеленко.
За плечами Екатерины Зеленко, к 12 сентября было 40 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 60 уничтоженных танков и автомашин и до батальона немецкой пехоты. Командование полка собиралось представить её к высокой правительственной награде. Но было в полку и негласное решение: Катю беречь, в боевые полёты пускать пореже - единственная она в полку была женщина. И Янсен отдал приказание лететь экипажу Лебедева. А Катя не уходила, стояла навытяжку, смотрела умоляюще.
- Летите в паре с Лебедевым, - решил командир.
- Можно на вашем самолёте? - спросила Катя, обратившись к Пушкину.
- Можно.
Уже из кабины Су-2 Катя крикнула:
- Товарищ командир! Тут ваши планшет и краги.
- Ладно, пусть там будут! - махнул рукой Пушкин.
- «Синенький, скромный платочек!» - донеслось сквозь рокот мотора: с этой песней всегда уходила в полёт Катя Зеленко.
Су-2 капитана А. И. Пушкина. Именно на нём Е. И. Зеленко провела свой последний бой.

Пушкин ждал экипажи минут через 45 - 50, а пока занялся неотложными делами: из штаба ВВС 21-й армии извещали, что вероятно срочное перебазирование полка в город Лебедин Сумской области. К Берестовке, где располагался полк, подходили немцы.
Но ни через 45, ни через 50 минут экипажи не вернулись. Только через час из штаба Воздушной армии позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым находятся на аэродроме в Лебедине. На них напали 7 Ме-109, бомбардировщики приняли бой, но в облачности потеряли друг друга. О судьбе экипажа Зеленко он ничего не знает.
Вслед за звонком Лебедева в полку появился усталый, раненный в руку штурман Кати, лейтенант Павлык. Все бросились к нему:
- Что с Катей? Где она?
- "После выполнения задания мы возвращались на аэродром. Самолёты атаковали 7 Ме-109. Экипаж Лебедева потеряли в ходе боя. Я вёл заградительный огонь. Катя, атакуя «Мессеров», вела огонь из крыльевых пулемётов. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. У нас в кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» - закричала Катя, подумав, что меня ранили и приказала прыгать. Я успел вывалиться из самолета, увидев, как Зеленко ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета".

Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от своего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Однополчане не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:
- Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский - на лес, а наш - на край поля, в казацкую могилу - так у нас скифские курганы зовут.
Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы.
- Це дивчина! Та яка молодэнька! - печально сказал старый Мусий и склонил голову.
Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы - удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет.
- Комсомольский билет № 7463250… Екатерина Ивановна Зеленко… Год рождения 1916-й…
- Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, - спохватился старый Хоменко.
Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск). А вечером Анастасьевку заняли немцы…
Памятник Кате в Курске.

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.
Екатерина Ивановна Зеленко - единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.
В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».

Зеленко Екатерина Ивановна (1916-1941).

Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. Он был произведен 12 сентября 1941 года близ села Анастасьевка, Роменского района, Сумской области на легком бомбардировщике Су-2 .

К воздушному тарану, или к тарану совершенному в воздухе, относятся по разному. Некоторые считают, что это неумение по-полной использовать бортовое оружие, другие считают таран мерой отчаяния, третьи — желание любой ценой выполнить поставленную задачу.

Как бы то ни было, таран это поступок очень смелых и целеустремленных и отважных людей. Для пилота самолет не только возможность находится в воздухе, в небе. Во время войны это твое боевое оружие, которое надо беречь, ведь от него зависит твоя жизнь. И пойти сознательно на уничтожение врага таким крайним методом как повреждение своего оружия, поступок, требующий не только точного и мгновенного расчета, но и психологической подготовки, смелости. Тем более если речь идет о самолете, от исправности которого зависит твое здоровье и твоя жизнь.

Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже практически 72 года, не все еще достаточно хорошо известно о некоторых эпизодах этой страшной войны. Конечно, я не беру в расчет историков, архивариусов и прочих людей, которые по долгу своей работы должны знать больше чем простой человек, даже интересующийся историей. И если про воздушные тараны совершенные пилотами мужчина достаточно много писали и пишут, то про таран совершенный 24-х летней летчицей Екатериной Зеленко, знают немногие.

Екатерина Ивановна Зеленко, родилась в 14 сентября 1916 года в селе Корощино Олевского района Житомирской области. Дата гибели: 12 сентября 1941 года. Место последнего боя: село Анастасьевка, Роменский район, Сумской области (УССР).

Судьба молодых людей 20-30 годов в Светском Союзе была во многом похожа. Призывы «Комсомолец на самолет!», «Даешь Воздушный Флот!», романтика первых рекордов и дальних перелетов, первые Герои Советского Союза, никого не оставляли равнодушными. Тысячи, сотни тысяч юношей и девушек осваивали небо, на планерах на самолетах. И если у мужчин дальнейшая судьба была определена вполне четко и ясно, девушкам было много сложнее.

Екатерина Зеленко у самолета У-2.

По окончании обычной семилетки, Катя поехала поступать в воронежский авиационный техникум, здесь же, в Воронеже поступила в аэроклуб. Небо оказалось сильнее чертежной доски. Здесь, в воронежском аэроклубе, Екатерина познакомилась с Ниной Русаковой (впоследствии ставшей единственной женщиной заслуженным летчиком-испытателем!).
Утренние полеты, изучение теории и матчасти, учеба в техникуме и снова полеты – они успевали все и везде. Курсантка Екатерина Зеленко одной из первых в своей группе вылетела самостоятельно.

В 1933 году, в аэроклуб приехала комиссия летчиков-инструкторов Оренбургского военного училища летчиков. Из шести девушек курсанток отобрали только двоих: Катю Зеленко и Нину Русакову. Обучение в училищах летчиков происходило по индивидуальным программам. Это означало, что выпуск курсанта и присвоение ему звания происходило тогда, когда его инструктор считал подготовку оконченной. Екатерина окончила курс обучения за 11 месяцев. Уже в декабре 1934 года, 18-и летняя девушка получила звание военного летчика и поехала к месту службы – в Харьковскую авиабригаду.

Ночные, дневные и полеты в сложных метеоусловиях. Первое место по огневой подготовке. Освоение шести типов машин. Получение звания «старший лейтенант» и назначение командиром звена. О такой карьере военного летчика мог мечтать каждый в то время, и не только девушки, но и многие молодые люди.
С самого начала советско-финской войны Екатерина забрасывает руководство ВВС рапортами об отправке на фронт. По всей вероятности (женщин не привлекали тогда к военным действиям из политических соображений) по ошибке, ее рапорт был подписан. В личном деле было указан послужной список (весьма впечатляющий), налет в различных условиях и значилось: ст. лейтенант Е.И. Зеленко. Никому и в голову не могло прийти, что это 20-и летняя девушка. Так Катя Зеленко стала единственной девушкой летчицей не только в 11-м легкобомбардировочном полку, но и на всем Карельском перешейке. Ее самолет Р-Z всегда был одним из первых при всех боевых заданиях. Орден Боевого Красного Знамени она получала в Кремле, из рук Калинина.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). До 12 сентября 1942 года, в составе 135 ЛБАП, Екатерина провела 12 воздушных боев в 40 боевых вылетах. Она была одной из лучших на (новых тогда) легких бомбардировщиках Су-2. Была летчиком-инструктором и затем инспектором по пилотированию.
12 сентября, в паре с экипажем Лебедева, Зеленко вылетела на бомбардировку механизированной колонны. Прошло уже 45 минут (обычное полетное время для Су-2), а о вылетевшей паре не было никаких известий. Из звонка ведомого пары капитана Лебедева, которому удалось добраться до аэродрома Лебедин Сумской области, стало известно что пара Су-2 приняла бой с семеркой «Bf-109». В бою и в низкой облачности пара потерялась. Экипаж Лебедева израсходовав боеприпасы вышел из боя. Из рассказа штурмана Зеленко выяснилось что после того как был сбит один из самолетов противник, Су-2 Зеленко получил серьезные повреждения. Штурману удалось выпрыгнуть по приказу командира.

Позднее, очевидцы этого боя рассказали о последних минутах жизни Екатерины Зеленко. В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:
«Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский — на лес, а наш — на край поля.»

Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. На месте её гибели установлен обелиск. В Берестовке, где находился аэродром, и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В Курске улица Весёлая называется теперь её именем.

В 1971 году на месте гибели Е.И.Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара.

Звание «Героя Советского Союза» Екатерина Ивановна Зеленко получила 5 мая 1990 года (посмертно).

В истории Великой Отечественной войны особое место занимают события, участниками которых стали женщины-летчицы. Уйти на фронт - это уже пример бескрайнего мужества, отваги и любви к своей Родине.

А подняться в небо и ни в чем не уступая опытным летчикам, вести бой с противником, смогли немногие. И лишь одна авиатриса смога повторить подвиг Петра Нестерова Западные журналисты назвали ее русской Валькирией. Имя этой героини - Екатерина Ивановна Зеленко.

Катя Зеленко родилась в селе Корошин, ныне Бельского района Ровенской области в многодетной семье, была десятым ребенком. По воспоминаниям старшей сестры, Катя была отчаянной и смелой девочкой. Её не пугала высота, при «испытаниях парашюта-зонтика» она спрыгнула с крыши сарая, хотя никто из мальчишек не рискнул повторить прыжок.

После окончания 7 классов в Курске, Катя откликнулась на призыв страны советов «Комсомолец - на самолет!» и поступила в 1933 году в авиационный техникум и Воронежский аэроклуб. Затем, по комсомольской путёвке она была направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова. Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю лёгкобомбардировочную авиационную бригаду.

Наряду со службой в бригаде Екатерина Зеленко испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолётов.

Вот какую характеристику в конце 30-х годов молодой летчице дал один из ее первых командиров, Герой Советского Союза, Николай Каманин: «Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может. Уверенно летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания старший лейтенант…»

Екатерина Зеленко была единственной женщиной-летчицей, принимавшей участие в финской кампании. На бомбардировщике Р-Z совершила восемь боевых вылетов. Уничтожила артиллерийскую батарею и крупный склад боеприпасов противника. За это ее наградили орденом Красного Знамени. Вернувшись в Харьков, успешно освоила новый самолет Су-2 и в качестве летчика-инструктора учила на нем летать командный состав девяти авиационных полков (всего перед войной этот бомбардировщик получили 14 авиаполков ВВС.

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА ЗЕЛЕНКО

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго - Западный фронт).

Июль 1941 года. 135-й бомбардировочный авиационный полк базировался близ Полтавы. Ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска. Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток.

Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны.

Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. Лётчики вывели из строя 45 танков, 20 автомашин с пехотой и боеприпасами, до батальона солдат противника.

От полёта к полёту росло мастерство и боевой опыт отважной лётчицы. Она уверенно выполняла любые боевые задания как днём, так и ночью.

За период своего участия в Великой Отечественной войне, старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника. 12 сентября 1941 года отважная лётчица не вернулась с очередного боевого задания.

«12 сентября, Екатерина дважды вылетала на разведку. После обеда понадобилось найти крупную группировку немецких танков в районе Ромны — Нежин — Прилуки — Пирятин — Лубны. Самолет Зеленко имел повреждения, поэтому в третий боевой вылет она отправилась на моем самолете в паре с командиром эскадрильи капитаном Лебедевым, который летел ведущим.

Воздушные разведчики добыли ценную информацию. Ее надо было немедленно доставить командованию. Но когда Лебедев и Зеленко возвращались на свой аэродром, в районе города Ромны их атаковали семь истребителей «Мессершмитт-109». У наших летчиков был приказ не вступать в бой. А фашисты наседали. Чтобы самолет Лебедева смог уйти от преследования, Зеленко решила отвлечь противника.

На первом этапе войны мы чуть ли не все время летали на бомбежки без прикрытия истребителей. И нам часто удавалось успешно уходить от истребителей противника. Думаю, были шансы уйти и у Екатерины Зеленко. Но она приняла бой. Атакуя, вела огонь из четырех расположенных в крыльях пулеметов. Как рассказывал штурман лейтенант Николай Павлык, он сидел в задней кабине и стрелял из двух пулеметов по самолетам, пытающимся зайти «сушке» в хвост. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. Вдруг по бронеспинке ударили вражеские пули. В кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» — закричала Катя и подумала, что товарища, наверное, убили. Раненый штурман был жив, но у него кончились патроны. Командир самолета приказала ему прыгать. Павлык успел вывалиться из самолета, увидел, как Катя ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета.

….Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от нашего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Мы, к сожалению, не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

О погибшей позаботились жители села Анастасиевка. Имя Кати они установили по комсомольскому билету и орденской книжке. Ее похоронили в селе. После войны останки были перезахоронены в Курске, где прошла ее юность.» из воспоминаний Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Анатолия Пушкина (в 1941-м заместитель командира полка)

ПОСТСКРИПТУМ: ,Светлая память,.. память о тех отчаянных и великих девчушках и парнях, которые отдали самое дорогое, что у них было — молодую жизнь. Осталась только Память о себе и своих делах..."

Екатерина Ивановна Зеленко (14 сентября 1916, село Корощино ныне Олевского района Житомирской области - 12 сентября 1941, близ села Анастасьевки Сумской области) - лётчица, старший лейтенант, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза (5 мая 1990).

Биография

Окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска, прошла курс обучения в Воронежском аэроклубе (1933), окончила 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова (1934, с отличием). Член ВЛКСМ. Была замужем за лётчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи того же 135-го БАП, погибшим в воздушном бою в 1943.

Служила в 19-й лёгкой бомбардировочной авиационной бригаде, расквартированной в Харькове. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования, в течение четырёх лет освоила семь типов самолётов. Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Затем вернулась в 19-ю авиабригаду, с мая 1940 служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку в качестве лётчика-инструктора.

С первого дня Великой Отечественной войны участвовала в боях, будучи заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Всего успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь.

12 сентября 1941 года совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолёта были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, таранила второй немецкий самолёт. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама.

Погибшая лётчица была похоронена местными жителями в центре села Анастасьевка Сумской области. После войны её останки были перевезены в город Курск. Посмертно еще в 1941 году представлялась к званию Героя Советского Союза, однако тогда была награждена только орденом Ленина. 5 мая 1990 указом президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

По словам Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина:

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (5 мая 1990, посмертно) - за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
  • орден Ленина (декабрь 1941, посмертно);
  • орден Красного Знамени (1940).

Память

  • В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.
  • Ей также установлены памятники в Берестовке (там находился аэродром, с которого она совершила свой последний боевой вылет) и в Курске.
  • Её именем были названы улицы в Курске, Воронеже, Ромнах, Сумах, школы и пионерские дружины.
  • В честь неё была названа малая планета Солнечной системы (1900) Катюша.
  • В Курске на доме № 23 по улице Горького, где она жила, установлена мемориальная доска.
  • В Анастасьевке и в школе № 10 города Курска, в которой она училась, созданы музеи Екатерины Зеленко.
  • В честь Зеленко было названо сухогрузное судно, построенное на ЛСЗ им. Д. Д. Жданова.
  • В честь Е. И. Зеленко на родине Героя в Олевском районе Житомирской области проводится ежегодный волейбольный турнир среди школьников.
  • В 1998 году решением главы администрации г. Воронежа аэроклубу присвоено имя Е. И. Зеленко.

Екатерина Зеленко - единственная женщина-летчик, совершившая таран вражеского самолета во время Великой Отечественной войны

Каждому человеку постсоветского пространства дорог праздник 9 мая - День Победы. В этот день мы всегда вспоминаем те далекие военные годы, когда народ объединился в борьбе с фашистскими захватчиками.

Общее важнее личного. Жизнь не страшно отдать за то, чтобы жила страна. Бесстрашие ради будущего, чтобы жили следующие поколения. Именно эти ментальные качества позволили каждому жителю нашей необъятной страны вложить свой вклад в дело Победы. Каждый делал все, что только мог, отдавая здоровье, силы, а порою и жизнь за то, чтобы будущее нашей страны было безоблачным и мирным.


Накануне 70-летия Победы мне хочется вспомнить тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы Победа стала нашей реальностью. Среди них есть люди, которые отличаются особым героизмом и бесстрашием,для которых их собственная жизнь - ничто, а жизнь человеческого общества - все.

Герой-летчик Екатерина Зеленко. Истоки героизма

Яркий тому пример - подвиг Екатерины Ивановны Зеленко, которая была единственной женщиной-летчиком, совершившей таран вражеского самолета во время Великой Отечественной войны. Она была не только ярким представителем нашего героического менталитета, но и сама обладала уретральным вектором. Ее жизнь, как яркая короткая вспышка, была наполнена служением своему народу.

Екатерина Зеленко родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин Ровенской области. В детстве она вела себя как все уретральные девочки, маленькие вождицы: лучше всех мальчишек с ее родной Веселой улицы лазила по деревьям, училась прыгать с крыши сарая с раскрытым зонтиком. Катя всегда прыгала первой и кричала: «Я буду летчицей!»

Бесстрашие было у Кати с самого детства . Уретральное желание совершать прорывы в неизведанное способствовали тому, что Екатерина Зеленко серьезно увлеклась совсем не женским занятием и сделала его делом всей своей жизни.

В 1933 году после окончания авиационного техникума и Воронежского аэроклуба Екатерина Зеленко по комсомольской путевке была направлена в 3-ю Оренбургскую школу пилотов и летчиков-наблюдателей им. Ворошилова, которую окончила с отличием осенью 1934 года и была распределена в 19-ю бомбардировочную авиабригаду. Наряду со службой Екатерина испытывала самолеты и авиационное оборудование. За четыре года она освоила семь типов летных машин.


В 1939-1940 годах она участвовала в советско-финской войне, во время которой совершала разведполеты в тыл противника и бомбила вражеские объекты.

Герой Советского Союза Николай Каманин, командир авиабригады, в которой служила отважная летчица, так отзывался о ней: «...Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может... Летает на самолетах: У-2, Р-1, Р-5, Р-10 УТ-1, УТ-2, ББ-1. Достойна внеочередного присвоения звания старшего лейтенанта».

Военные будни Екатерины Зеленко

Екатерина Зеленко принимает участие в боях с самых первых дней Великой Отечественной войны на Юго-Западном фронте. Служит в 135 авиационном бомбардировочном пункте близ Полтавы. С каждым полетом растет мастерство и опыт бесстрашной летчицы. Днем и ночью она уверенно выполняет любые задания командования.

За первые три неполных месяца войны Екатерина сделала более 40 боевых разведвылетов с нанесением бомбовых ударов по противнику, приняла участие в 12 воздушных боях. На счету ее звена бомбардировщиков 60 подбитых танков, 20 машин с пехотой и боеприпасами, батальон немецких солдат.

12 сентября 1941 года летчица совершила 2 разведывательных вылета, в результате которых ее боевая машина была повреждена. В тот день разведка сообщила, что немецкие танки прорвали фронт и стягиваются к Лохвице. Екатерина Зеленко попросила отправить ее на задание в машине заместителя командира полка Анатолия Пушкина.

Она вылетела вместе с экипажем капитана Лебедева.В районе города Ромны их атаковали семь вражеских истребителей «Мессершмитт-109».Вскоре самолет Лебедева был подбит и вышел из строя. Зеленко осталась одна против семи «Мессеров», которые взяли ее машину в кольцо.


Уничтожив один вражеский самолет, Зеленко стала стрелять по другой машине. Когда у нее закончились патроны, она могла выпрыгнуть с парашютом, но не остановила бой. Люди с уретральным вектором всегда идут вперед до конца, до полной победы.

Не задумываясь, Екатерина Зеленко повела свой падающий бомбардировщик на немецкий «Мессершмитт» со скоростью пикирования и, не отклоняясь от курса ни на градус, врезалась своей тяжелой машиной в тело «Мессера», проломив его. После этого самолет Кати Зеленко стал резко падать. Молча наблюдали жители деревни Анастасиевка, как обломки нашего «СУ» и немецкого «Мессершмитта» рухнули на золотистые поля и багряный лес.

Когда жители села приблизились к упавшему самолету, они увидели тело летчицы, которые было выброшено на землю при ударе. В левом кармане гимнастерки они нашли комсомольский билет на имя Екатерины Ивановны Зеленко. Она не дожила двух дней до своего двадцатипятилетия. Ее завернули в уцелевший парашют и похоронили в селе Анастасиевка.


В декабре 1941 года Екатерина Зеленко посмертно была награждена орденом Ленина. А 5 мая 1990 года указом президента СССР ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Екатерина Зеленко. Вектор отдачи

Ее жизнь была короткой, но очень яркой. Близкие запомнили ее светлую, сияющую улыбку и полные оптимизма слова.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!