Экономическая мысль России. М.И

Биография Туган - Барановского:

ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Михаил Иванович (1865--1919) -- экономист, ученый-теоретик.

Родился в семье отставного штаб-ротмистра гусарского полка Ивана Яковлевича Туган-Барановского в д. Соленое под Харьковом. Семья принадлежала к старинному роду, корни которого прослеживаются с XVв. Отец Туган-Барановского Ибрагим Якубович в связи с принятием православия переименовал себя в Ивана Яковлевича. После окончания гимназии в 1883 г. Туган-Барановский поступил на первый курс естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Его товарищами по университету были студенты, ставшие вскоре очень известными людьми. Это будущие писатели В.В. Вересаев и А.С. Серафимович, ученый-естественник И.Н. Чеботарев.

В конце 1885 г. были организованы студенческие землячества, члены которых выезжали «в народ» агитировать против монархии. Но когда в деревне под Петербургом крестьяне закричали: «На вилы их!», агитаторы-студенты бросились бежать. Туган-Барановский говорил потом, что этот случай его многому научил.

Во время выступления Союза землячеств на панихиде 17 ноября 1886 г. по случаю 25-летней годовщины со дня смерти Н.А. Добролюбова Туган-Барановский был задержан и отправлен в полицейский участок. Его выслали в Харьковскую губернию по месту проживания родителей. Высылка означала исключение из Петербургского университета. Отцу Туган-Барановского удалось выхлопотать для сына разрешение продолжить обучение в Харьковском университете, в 1888 г. Туган-Барановский окончил физико-математический факультет. Вскоре он приступил к изучению юриспруденции. Свое образование продолжил в Москве.

Первая научная работа (1890) была посвящена учению о предельной полезности. Увлечение политэкономией, возможно, пришло к нему в Харьковском университете. Он защитил магистерскую диссертацию на тему «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь». Туган-Барановский много печатался в «Мире Божьем», как, впрочем, и в других изданиях. Одновременно работал над книгой «Русская фабрика в прошлом и настоящем», которую защитил как докторскую диссертацию в Москве в 1898 г.

Весной 1901 г. он вновь принял участие в студенческой демонстрации у Казанского собора. Туган-Барановский и Струве были арестованы, затем правительство запретило им проживание в обеих столицах, университетских городах, а также Риге и Ярославле. Струве выехал за границу, а Туган-Барановский поселился в с. Лохвицы Полтавской губернии. В изгнании он жил до 1905 г. Полтавский период был творчески очень плодотворным, хотя с 1899 по 1905 г. он был отстранен от преподавательской деятельности и в Москве, и в Петербурге.

Во время Революции 1905--1907 гг. Туган-Барановский вернулся к преподаванию в Петербургском университете и в Политехническом институте, вступил в партию кадетов, преподавал на Бестужевских высших курсах и в Народном университете. В 1912 г. Совет университета избрал его профессором, но министерство не утвердило это постановление -- виной тому были его Политические взгляды.

Туган-Барановский переселился окончательно в Петербург в 1911 г., когда получил правительственное разрешение. Он не только возглавлял журнал «Вестник кооперации», но и был активным участником кооперативного движения.

В августе 1917 г. Туган-Барановский принял предложение главы Украинской Центральной Рады руководить финансами. Он активно включился в работу на Украине, преподавал в Киевском университете, в 1918 г. стал деканом юридического факультета Киевского университета. В конце 1917 -- январе 1918 г. был министром финансов. Свое увлечение кооперативным движением реализовал в должности председателя Центрального кооперативного украинского комитета и редактора журнала «Украинская кооперация».

После падения Центральной Рады Туган-Барановский в январе 1918 г. приехал в Москву, читал лекции, председательствовал в совете кооперативных съездов. В эти дни он близко сошелся с анархистом П. Кропоткиным. В июле 1918 г. Туган-Барановский поселился в имении в Лохвице, затем вернулся в Киев. Отошел от политической деятельности: получил кафедру в университете, одновременно являлся деканом юридического факультета, занимался созданием Украинской Академии наук. В те дни он закончил работу «Влияние политэкономии на естествознание и философию», которая была опубликована уже после его смерти. Скончался в возрасте 54-х лет 8 января 1919 г.

Основные работы:

  • 1. «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898)
  • 2. «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903)
  • 3. «Современный социализм в своём историческом развитии» (1904)
  • 4. «Теоретические основы марксизма» (1905)
  • 5. «Основы политической экономии» (1909)

Исторический контекст развития экономической мысли:

Историко-хозяйственный аспект: Если мы обратимся к истории, то увидим, что русская экономическая наука к началу нынешнего века прошла довольно сложный и своеобразный путь, объяснявшийся особенностями развития России. И без понимания итогов развития русской экономической мысли ХIХ в. нам трудно было бы понять ее историю в нынешнем столетии.

Россия продвигалась к капитализму лишь по мере осуществления крестьянской реформы 1861 г., со всеми осложнениями, вызванными сознательно и целенаправленно сохранявшимися остатками феодализма. До этого ни о каком капитализме в России говорить все-таки не приходится. Процесс этого движения был осложнен тем, что проводимая реформа по своему содержанию и последствиям не была равнозначна буржуазно-демократическим революциям, прошедшим в Европе еще в XVII - XVIII вв. и открывшим широкий простор для капитализации экономики, быстро разрушив основы предшествующих отношений. В России же реформа проводилась, естественно, сверху, довольно долго и мучительно. Поэтому основное внимание русской экономической мысли в пореформенный период было сосредоточено на вопросе о крестьянском и помещичьем землевладении, о налогах и повинностях крестьян, о последствиях реформы 1861 г., наконец, на вопросе о перспективах русского национального хозяйства и будущего общественного устройства страны.

Рассмотрение всех этих, равно как и других, вопросов строилось зачастую на позициях, близких к классической буржуазной политической экономии. И это понятно, поскольку история последней связана с процессом разложения феодализма и становления капитализма. Именно этот процесс постепенно происходил в России, и потому идеи классиков были созвучны проблемам времени, наступившему в России.

Нельзя, однако, характеризуя экономическую мысль России второй половины 19-начала 20 века, на этом и ограничиваться. В Европе в период становления капитализма господствовала классическая школа. В России такого господства мы не наблюдали, и те характеристики науки, о которых речь шла выше, относились, и то не в полной мере, лишь к одному из направлений отечественной экономической мысли - буржуазно-демократическому.

К тому же многие представители этого направления с большой долей симпатии относились и к К.Марксу и, естественно, ко многим его принципиальным идеям. Дело дошло до того, что в рамках данного направления оформилось течение, получившее название "легальный марксизм".

Крупнейшим теоретиком легального марксизма был М. И. Туган-Барановский. Энциклопедически образованный мыслитель, он создал ряд фундаментальных трудов по теории социализма, развитию капиталистического производства и социально-политических отношений.

Историко-методологический и культурный аспект: Важное методологическое значение имеет концептуальное положение Туган-Барановского о согласовании теории предельной полезности и трудовой теории стоимости. Эти две теории противоположны, но совсем не противоречивы. Существует определенная связь между ценностью продукта и его трудовой стоимостью. В соответствии с этим Туган-Барановский обосновал положение, согласно которому предельные полезности воспроизводимых продуктов пропорциональны их трудовым стоимостям. Трудовая стоимость - определяющий фактор, полезность блага - определяемый.

Историко-идеологический аспект: М.И. Туган-Барановский рассматривал политическую экономию как науку о народном хозяйстве. Последнему он безоговорочно отдавал предпочтение в общественной жизни и ее развитии. Народное хозяйство он определяет как совокупность юридически самостоятельных, но связанных в процессе обмена единичных хозяйств, подчиненную специфическим закономерностям.

Научная ценность политико-экономических исследований М.И. Туган-Барановского в значительной степени обусловливается идеологией -сочетанием теоретического и исторического подходов. Это позволило ученому при разработке теорий денег, циклов и кризисов, кооперации сделать заслуживающие и сегодня внимания выводы.

Мнение М.И. Туган-Барановского об особенностях русской экономической истории, отразивших многие политические, идейные, нравственные процессы в нашей стране, стало еще более актуальным в настоящее время. Ученый был одним из первых аналитиков, обративших внимание на особую роль среднего промышленного класса в процессе формирования и развития капиталистической системы. Но он считал, что в России нет традиционного для западных стран, унаследованного ими со времен цехового городского хозяйства среднего промышленного класса, и этот фактор оказывает влияние ни процесс концентрации производства, развитие присущих рыночной экономике противоречий. Большой вклад внес ученый а исследование макроэкономической сферы.

Внутри - научный аспект: Взгляды на социализм

Переход к социализму М. И. Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И. Канта), М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

  • 1. государственный - строй, при котором единицей хозяйствования является государство;
  • 2. синдикальный - строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;
  • 3. коммунальный - строй, при котором роль государства незначительна.

Вклад Туган-Барановского в экономическую науку:

  • · Глубокий анализ работ теоретиков различных направлений;
  • · Вклад в теорию экономических циклов и промышленных кризисов;
  • · Научная социология русской промышленности 19 века - пример историко - экономического; исследования, поднятого до высот теории хозяйственного развития;
  • · Разработка проблем кооперативного движения;
  • · Исследование социализма как положительного учения; разработка принципов этического социализма, в центре которого- возможно большая свобода каждой личности.

Очень велик был его вклад в дело российской кооперации. В 1916 году была написана книга «Социальные основы кооперации», которая является образцом достижений в методологии. Данная работа включала сочетание исторического и теоретического анализа, социально-экономический подход, «проверка теории фактами», совершенно конкретные предложения в области хозяйствования. Впервые рассматриваются такие вопросы теории, над которыми западные экономисты задумались лишь через десятилетия. Оригинальные идеи Туган-Барановского были подхвачены и развиты уже в 20-е годы его учеником Н.Д. Кондратьевым в разработанной им теории планирования. «Работы Михаила Ивановича по вопросам кооперации, несомненно, нужно признать выдающимися, одними из лучших не только у нас в России», - писал Н.Д. Кондратьев в 1923 г.

О новаторском труде «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», который вышел в свет в России в 1894 году, и, который был опубликован в 1901 году на немецком языке, произвел ошеломляющее впечатление на Западе. Известный американский экономист Э. Хансен заметил, что эта теория Туган-Барановского «ворвалась в науку, как свежий морской ветер...». В рассматриваемой книге проводится специальный анализ динамики положения рабочего класса в условиях капитализма и под влиянием его циклического развития. Русский ученый был в то время едва ли не единственным исследователем циклов и конъюнктуры, обратившим внимание на их социальную составляющую. Сделанное Туган-Барановским исследование места и роли профсоюзов и других общественных организаций в развивающейся рыночной экономике - свидетельство поиска какой-то социальной модели, каких-то методов социальной ориентации капиталистической экономики, поиска, который был продолжен в последующих работах ученого. Автор первым из русских ученых-экономистов получил мировую известность. Еще при жизни Туган-Барановского увидели свет немецкий (1902) и французский переводы «Промышленных кризисов»; были издания в Англии (1954 г.), ФРГ (1969г.), Японии (1972 г.).

Ученые разных стран, принадлежащие к разным направлениям экономической науки, развивали и поддерживали идеи Туган-Барановского. Среди отечественных экономистов к его концепции присоединилось В.Я. Железнов, И.М. Кулишер, В.К. Дмитриев. Как выдающееся по своему значению исследование в области конъюнктуры оценивал теорию своего учителя Н.Д. Кондратьев, подчеркивая, что она настолько оригинально и глубоко ставила и решала проблему, «настолько ярко вскрыла природу капиталистического народного хозяйства в его целом и настолько в общем подтверждалась действительностью, что по справедливости доставила ему мировую известность», создала в этом вопросе целую школу, к которой с теми или иными оговорками примкнули столь видные экономисты западных стран, как Шпитгоф, Эйленбург, Поль, Шмоллер, Лескюр и др. Даже противники его теории, как В. Зомбарт, признали ее чрезвычайным шагом вперед. Один из западных последователей Туган-Барановского - А. Шпитгоф назвал его лучшими теоретиком экономической конъюнктуры. Автор наиболее обширного в то время труда, посвященного промышленным кризисам, профессор Жан Лескюр назвал его книгу самым оригинальным и самым значительным произведением во всей экономической литературе этого времени.

М.Туган-Барановский «придал новое направление анализу этой проблемы», - писал десятилетия спустя известный американский экономист А. Ноув о теории промышленных кризисов. Исследования Туган-Барановского продолжил в 20-е годы Н.Д. Кондратьев, сделавший гигантский шаг вперед в этой области, также получивший мировую известность и признание.

Научное и публицистическое наследие Туган-Барановского является достаточно обширным. Ленин назвал когда-то Туган-Барановского «кадетским профессором». А этот профессор предупреждал: если социальная среда не готова, то социализм в ней не удастся, он окажется системой более низкой производительности, нежели капитализм. Общество придет не к прогрессу, а к регрессу. И социализм - вместо того, чтобы стать царством свободы и всеобщего богатства - станет «царством рабства и всеобщей нищеты».

Туган-Барановский дал объяснение своеобразию черт русского развития. Оно, прежде всего в том, что наша страна не знала такой категории, как европейский вольный город вольных мастеров. В средние века говорили, что «городской воздух дает свободу». У нас же не веял этот воздух промышленного города - и потому не было почвы для свободы. На Западе крепостное право медленно отмирало - у нас эволюционировало и, наконец, превратилось в чистое рабство.

Всё это наложило тяжелый отпечаток на экономический, нравственный, политический облик страны. Следы этого отпечатка ощущаются еще и сегодня. А в XIX-XX веках, по Туган-Барановскому, это дало только крупных собственников, у нас не было многочисленной армии зажиточных мелких предпринимателей.

На рубеже XX и XXI столетий спорными остаются убеждения Туган-Барановского насчет социализма. Он - за социализм, но «современный», подлинный, без искажений. Словом, за такой, какого еще не было. Государственный социализм, по его мнению, должен защищать человека от государства. И важнейшей гарантией этого должны быть свободные, не использующие наемный труд, кооперативы.

Вопрос о стоимости и ценности товара занимает особое место в трудах М.И. Туган-Барановского. Тут он спорит и с Марксом, и с его теорией стоимости. Существующие теории, считал он, верны каждая по-своему, но односторонни, поскольку объясняют ценность производимых благ или только на основе объективных факторов (теория трудовой стоимости) или - только субъективных (теория предельной полезности). А их нужно рассматривать вместе, так как они неразрывно связаны. «При пропорциональном распределении производства предельные полезности продуктов должны быть пропорциональны трудовым стоимостям последних... В действительности же товары расцениваются по предельной полезности, причем товарные цены сохраняют известную грубую пропорциональность по отношению к трудовым стоимостям продуктов».

Таким образом, М.И. Туган-Барановский обосновал положение о том, что предельная полезность свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональна их трудовым стоимостям. В экономической литературе данное положение называют теоремой М.И. Туган-Барановского.

Значительный вклад был внесен в теорию распределения. В ней процесс распределения рассматривался как борьба различных классов за долю в общественном продукте. В росте самого продукта, т.е. в развитии производства, одинаково заинтересованы все классы. Этот подход позднее нашел развитие в трудах многих западных экономистов (Шумпетер, Хикс и др.)

Наследие Туган-Барановского стало фундаментом, на котором строились первые теории экономического роста, концепции государственного регулирования экономики. О вопросах государственной экономической политики, об историческом подходе к экономике, о синтезе макро- и микроэкономики, о проблемах социального распределения и многом другом он всегда судил ярко, оригинально и неожиданно для современников.

Выдающийся русский ученый-экономист Н.Д. Кондратьев, замученный в сталинских застенках, писал: «Михаил Иванович в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьезно прислушаться к движению ее на Востоке, в России... Он стал не только в уровень с эпохой, не только в уровень с научно-экономической мыслью передовых стран, но он содействовал прогрессу ее, и в силу этого он больше, чем кто-либо, способствовал тому, чтобы поставить русскую экономическую науку в ряд с европейской».

Список используемой литературы

  • 1. История экономических учений: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям/под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009 - 471 с.
  • 2. История экономических учений: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. ЯдгаровЯ.С. - М.:ИНФРА-М, 2004.- 480с.
  • 3. Экономисты теоретики прошлого и настоящего: Учебное пособи /Колл. авторов; Рук. авт.кол. Антонова И.В./Под общ.ред. А.А. Зубарева. - Тюмень: Феликс, 2005.-254с.
  • 4. История экономических учений: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2008. - 271с.

Алексей Чичкин


Многие экономические воззрения выдающего российского учёного, которому посвящена эта статья, сохраняют актуальность и в наше время. Некоторые из них нашли применение в других странах.

«Можно смело утверждать, что М. И. Туган-Барановский в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьёзно прислушаться к движению её на востоке Европы, в России… Анализируя проблемы, даже в их общих основах, он сплошь и рядом оттеняет те особенности, которые приобретают эти проблемы в условиях русской действительности, он ориентирует их и на материале русской жизни», - так оценивал Михаила Ивановича великий русский экономист Николай Кондратьев.

В 23 года Михаил Туган-Барановский (1865-1919) закончил Харьковский университет сразу по двум факультетам: естественному и юридическому. Но основной сферой своей исследовательской деятельности он избрал политическую экономию и экономику. В 1894-м, опубликовав работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», стал учёным-экономистом с мировым именем.

Титульный лист книги М. Туган-Барановского «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь».

Положением о том, что в основе периодических кризисов лежит разрыв между процессами сбережения и инвестирования, востребованным наукой спустя десятилетия, Туган-Барановский предвосхитил идею кейнсианской инвестиционной теории циклов, войдя именно в качестве её автора в учебники экономики на Западе. В 1901-м книга была переведена на немецкий язык, а в 1905-м - на французский. За эту работу М. И. Туган-Барановский в1894 годубыл удостоен степени магистра Московского университета. А в 1895-м становится приват-доцентом по экономике Петербургского университета.

В том же году его принимают в члены Императорского Вольного экономического общества. Однако в 1899-м по причине политической неблагонадёжности - близости к социал-демократам, Туган-Барановский, несмотря на все ученые степени, был лишён права преподавания в вузах Петербурга.

Спустя шесть лет он вернулся на кафедру Петербургского университета - снова в качестве приват-доцента. Стать профессором ему помешал донос коллеги, завидовавшего популярности учёного.

В 1898-м Туган-Барановский на основе своих социально-экономических исследований заканчивает фундаментальный труд «Русская фабрика в прошлом и настоящем», где представлены основные варианты развития капитализма в России, особенно в промышленных отраслях. Учёный прогнозировал бурный промышленный рост и социально-политическую стабильность в нашей стране - в том случае, если капитализм будет не компрадорским, не антисоциальным… В том же году Туган-Барановский с успехом защитил эту работу в Московском университете как докторскую диссертацию. Защита стала событием и вызвала большой резонанс. Приходится удивляться тому, как быстро (с 1894 года) он написал эту работу. По нынешним временам только на сбор материалов ушло бы не менее 10 лет. Причём нужно учесть, что до этого автор книги занимался совершенно другими проблемами. Конечно, ему очень помогла работа в 1890-х годах в библиотеках Европы.

Учёный увлечённо занимался вопросами кооперативного движения. С 1908 года он - член руководства Всероссийского Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ. В 1909-м стал издавать журнал «Вестник кооперации», а в 1916-м выходит один из его главных трудов - «Социальные основы кооперации».

В сборнике «К лучшему будущему», выпущенном в 1912 году, Туган-Барановский выделяет десять видов кооперативов: кредитные, потребительские общества, строительные общества, закупочные товарищества, товарищества по сбыту, товарищества по переработке продуктов мелких производителей, общества взаимного страхования, производительно-подсобные артели, трудовые артели, производительные артели.

Кооперативная мастерская по производству дорожных экипажей.

Кооперативы трактуются как некапиталистические формы. Они существуют как средства самозащиты трудящихся и только в их среде. Не гоняются за прибылью, а увеличивают общие трудовые доходы своих членов или уменьшают их расходы на потребительские нужды.

По мнению учёного, кооперативное движение может не просто стимулировать социально-экономическое развитие России, особенно её сельского хозяйства и пищевых отраслей, но и стать своего рода конкурентом крупных монополий, что, в свою очередь, позволит избежать диктата во всех сферах экономики.

Учёный обращал внимание на успешное развитие различных форм кооперации в Скандинавии, прежде всего в Швеции, которое обеспечило высокий уровень занятости, социальной и хозяйственной взаимопомощи населения, а в более широком контексте - «общенациональной экономической солидарности».

Он уделял большое внимание проблемам возможного перехода России на социалистический путь развития. Два главных противоречия капитализма, по мнению мыслителя, превращали этот строй в тормоз для раскрытия созидательных сил: во-первых, между производством как средством удовлетворения человеческих потребностей и как целью в себе ради создания капитала; а во-вторых, между организованностью труда в пределах отдельного предприятия и неорганизованностью всего народного хозяйства.

В то же время он предупреждал, что «в неподготовленной социальной среде социализм, вместо того, чтобы стать царством свободы и всеобщего богатства, должен стать царством рабства и всеобщей нищеты».

Обе существующие теории прибыли - исходящие из трудовой теории и из предельной полезности - Туган-Барановский не считал верными. Он выдвинул иное, собственное объяснение, но в то же время согласованное и с той, и с другой теориями. В целом обществе, а не частном хозяйстве, прибыль возникает, как показывал учёный, по причине количественного увеличения совокупного продукта. Доля предпринимателей при этом может расти одновременно с ростом доли средств производства, которые играют совершенно такую же роль в образовании прибыли, как и рабочие.

Положение учёного, при всей его известности, было весьма противоречивым. В университетах и вузах, где преподавал Михаил Иванович, он пользовался необычайной популярностью и авторитетом. Его считали энциклопедистом, обращались к нему как к арбитру в научных спорах. В Петербургском университете он читал лекции только в актовом зале, так как все другие аудитории не вмещали желающих. В то же время его отказ «слепо верить в догму» марксизма, критика ряда постулатов, которая вначале преследовала целью их «более прочное обоснование», вызвали неприязнь будущих ниспровергателей режима. Приняв экономическую теорию Маркса и обосновав ею свои лозунги, российская интеллигенция не хотела возвращаться к теоретическому анализу и критике своего учителя. Зато, будучи переведены на европейские языки, труды Туган-Барановского высоко оценивались в научных кругах, его выводы за рубежом воспринимались как прорывные.

Социализм рассматривался Туган-Барановским в узком и широком смысле. В узком - как специфическая форма товарного хозяйства, где рационально сочетаются элементы капитализма и т. н. «индикализма». Под последним понималась система, при которой рабочие конкретного предприятия непосредственно участвуют в управлении и в распределении произведённого продукта.

Именно эта концепция реализовывалась в Югославии в «титовский» период (1948-1980) и в 1981-1991 годах - в рамках рабочего самоуправления, когда предприятиями практически всех отраслей, за исключением оборонных, руководили выборные советы, а не назначаемые «сверху» директора и парторги.

Схожая система была внедрена в Китае в 60-е - начале 70-х годов в виде «народных коммун», руководство которых выбиралось из числа их участников. Там она продолжает частично существовать в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Аналогичные «советы народного управления» или «комитеты трудящихся» существовали с начала 1970-х в Ливии в соответствии с концепцией «Народного самоуправляемого государства». Некоторые элементы рабочего самоуправления внедрены на Кубе. Работы Туган-Барановского не единожды издавались и в СФРЮ, и в КНР.

Но конечный «продукт развития» - социализм в широком смысле - представал таким обществом, где более высокий уровень производительных сил сопровождается появлением нового типа человека. Происходит «органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов». Здесь просматриваются элементы ряда теорий - «народного государства» Сунь Ятсена, концепций Ивана Ильина, Петра Струве, Дмитрия Мережковского, социалистов-утопистов Шарля Фурье, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.

Артельный труд применялся в большинстве крестьянских промыслов. Семеновские ложкари. Их товар имел постоянный спрос.

Туган-Барановский утверждал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать сформулированная Иммануилом Кантом этическая идея о равноценности человеческой личности, о личности как цели в себе.

«Люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, с каким мы должны относиться к интересам их всех; они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них», - отмечал Туган-Барановский. При социализме, по его мнению, «развитие отдельной личности становится главной общественной целью».

В рамках этой сферы своих исследований Туган-Барановский выделял социализм государственный, коммунальный и синдикальный. Он считал, что «именно государственный социализм придаёт общественному производству пропорциональность и планомерность и даёт возможность быстрого роста общественного богатства». Причём государственным социализмом, по
мнению учёного, может быть назван такой строй, при котором если не единственной, то основной хозяйственной единицей является государство.

Под синдикальным социализмом Туган-Барановским понималась такая форма, при которой средства производства принадлежат не только государству, но и отдельным группам рабочих, использующих эти средства. Причём каждая из групп является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Но здесь, опять-таки, «государство может согласовывать действия различных рабочих ассоциаций». Что практиковалось в Югославии в 1948-1991 годах. Однако другие базовые, прежде всего социально-экономические условия не «дотягивали» там до максимальной эффективности самоуправляемого социализма. Зависимость от импорта нефти и газа, растущие внешняя задолженность, экономико-географические диспропорции между регионами и национально-конфессиональная напряжённость - все это вместе взятое нивелировало самоуправляемый социализм, а в итоге привело к распаду СФРЮ.

При коммунальном же социализме, как считает Туган-Барановский, роль государства сводится к очень незначительным функциям. Попытка внедрения именно такой формы была предпринята в Китае в 1950-х - середине 1970-х годов.

Причём все эти типы социализма Туган-Барановский считал не последовательными этапами развития, а разновидностями. Учёный был ещё и историком социализма, с увлечением изучал программы, основные особенности идеологии, литературную и практическую деятельность лидеров различных его направлений, в том числе и утопистов.

Туган-Барановский считал, например, вполне актуальной концепцию «гарантизма» Фурье. Речь шла о строе, при котором частному интересу будут противопоставлены гарантии общественного интереса: государственное страхование, регулируемое фабричное законодательство, помощь безработным, создание общественных ассоциаций, право на труд и достойная оплата. Развитие муниципалитетов, рабочих союзов, растущее кооперативное движение мелких производителей, особенно крестьян, по мысли Туган-Барановского, подготавливало почву для грядущего социалистического общества.

Титульный лист сборника статей М. Туган-Барановского «Вопросы мировой войны».

В работах по этой проблематике учёный исследовал и вопросы ценообразования. По его мнению, для построения хозяйственного плана социалистическое общество «будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов». И в этом прогнозе великий русский учёный оказался провидцем. В 1960-70-е годы в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) Академии наук СССР велись глубокие исследования по разработке системы оптимального управления на основе широкого использования экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Были созданы модели текущего, среднесрочного и долгосрочного развития народного хозяйства и его звеньев.

Рассматривая государственный социализм, Туган-Барановский отмечал, что хотя последний обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, он всё же сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития личности. Поэтому, «хотя создание общественного богатства и обладает значительной положительной ценностью, оно не может идти за счёт принижения человеческой личности».

Первым из всех благ Туган-Барановский (как, впрочем, и Бердяев, и Булгаков) считал личную свободу, без которой сытость - ничто. Не соглашаясь с Владимиром Соловьёвым, он заявлял, что социализм - не мещанство, а средство спасения от мещанства. «Я убеждён, - писал экономист, - что марксистский социализм приходит к концу и что теперь необходимо идеалистическое истолкование и обоснование социализма…»

Важной особенностью России Туган-Барановский считал «идеалистическую» природу русской интеллигенции, которая всегда стояла вне буржуазной культуры по той простой причине, что таковой в нашей стране не было. Для Михаила Ивановича важнее остального выступает именно эта черта - одухотворённость социалистической идеей, а не собственными классовыми инстинктами. Социалистический идеал, по его мнению, даётся этикой и метафизикой, а не вытекает непосредственно из экономического положения рабочих и их групповой борьбы.

Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма - в тесном сочетании с кооперацией. «Общество совершенно свободных людей», полагал он, - конечная цель развития общественного прогресса.

Ученый впрямую, можно сказать, «причастен» к современной теории инвестиционных циклов. В ряде работ он отмечал, что главным фактором их цикличности является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов. А фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования. Нарушение же ритма экономической активности, приводящее к кризису, происходит, по мнению Туган-Барановского, «из-за отсутствия параллелизма на рынках разных сфер в период экономического подъёма, несовпадения между сбережениями и инвестициями, из-за диспропорциональности в движении цен на капитальные блага и потребительские товары. В свою очередь, рост ссудного процента является верным признаком того, что свободного ссудного капитала в стране слишком мало для нужд промышленности». Отсюда Туган-Барановский делал вывод, что непосредственной причиной кризисов является не избыток ссудного капитала, не находящего применения, а его недостаток.

Обоснованность этой теории показывает, например, современный кризис в евровалютной зоне, где изначальная неравномерность социально-экономического развития многих стран-членов ЕС дополнилась диспропорциями в монетарной политике как Европейского Центробанка (ЕЦБ), так и частных финансовых структур стран еврозоны. А дополняющая эти факторы ограниченность банковских, в том числе ссудных ресурсов той же еврозоны не позволяет ЕЦБ планомерно выводить из нынешнего кризиса Грецию, Португалию, Ирландию, Италию. К тому же число кризисных стран в этом регионе постоянно растёт…

Туган-Барановский обоснованно критиковал теории, объясняющие кризисы нарушениями только в сфере денежного и кредитного обращения. Заметим, что такие воззрения, фактически игнорирующие теснейшую взаимосвязь положения в финансовой сфере с состоянием и перспективами производственной экономики, ныне весьма популярны. В том числе в России…

Словом, идеи Михаила Ивановича Туган-Барановского не только вызывают теоретический интерес, но и заслуживают того, чтобы быть практически востребованными. Прежде всего - для предотвращения системных социально-экономических кризисов.

Биография М.И. Туган-Барановского

Туган-Барановский Михаил Иванович (8.1.1865, Харьковская губерния, -- 21.1.1919, близ Одессы), русский экономист, историк, один из представителей "легального марксизма". Вступил в партию кадетов в период Революции 1905--07. В конце 1917 -- январь 1918 был министром финансов контрреволюционной Центральной рады. Окончил Харьковский университет (1888). В 1895--99 приват-доцент Петербургского университета по кафедре политэкономии; с 1913 профессор Петербургского политехнического института. Получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" (1894). Главную причину кризисов Туган-Барановский видел не в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, а в особенностях движения ссудного капитала, в ограниченности банковских ресурсов. Итогом изучения истории русской промышленности явилась книга "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (т. 1, 1898), фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне.

В 90-е гг. Туган-Барановский изучал работы К. Маркса, но встал на позиции "легального марксизма"; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал "Теоретические основы марксизма" (1905), в которых объявил теорию Маркса только "отчасти верной", и "Основы политической экономии" (1909). В. И. Ленин относил Туган-Барановского к буржуазным демократам, "... для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 96). Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная "Социальные основы кооперации" (1916). В 1917--1918 гг. был министром (секретарем) финансов Украинской народной республики. Принимал участие в создании Украинской академии наук. Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.

М.И. Туган-Барановский о социализме

Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более того, уравнительное начало рассматривалось "народниками" как движущий элемент перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л.Лаврова.

Ведущим направлением конца девятнадцатою века были представители марксистского направления, получившего название "легального марксизма" (П.Б.Струве, Тюган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических конъюнктур. Н.А.Бердяев (1874-1948) и С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия.

Известный русский экономист М.И.Туган-Барановский также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России. В 1906 г. он выпустил специальную работу "Современный социализм в своем историческом развитии", а в 1918 г. - "Социализм как положительное учение". В этих работах социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле слова представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и индекализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта.

Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов.

В отличие от представителей народничества М.И.Туган-Барановский считает, что Россия уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет капитализм - гибель или "с ним загорается заря надежды". В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая что при данном строе огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения 6лагосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает М.И.Туган-Барановский, устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И.Кантом - Идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе. М.И.Туган-Барановский пишет, "...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них". При социализме, по его мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.

Большое внимание М.И.Туган-Барановский уделяет анализу типов социализма, выделяя государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при этом, что именно государственный социализм придает общественному производству пропорциональность и планомерность и дает возможность быстрого роста общественного богатства. государственным социализмом, по мнению М.И.Туган-Барановского, может быть назван такой строй социализма, при котором хозяйственной единицей являлось бы все государство. Под синдикальным социализмом М.И.Туган-Барановский понимает такую форму социалистического строя, при которой средства производства принадлежат не всему государству, как целому, но отдельным группам рабочих, работающих при помощи этих средств производства. При этом каждая из этих групп рабочих является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Однако при этом типе социализма роль государства остается очень значительной, так как только государство может согласовывать, действия различных рабочих ассоциаций.

При коммунальном же социализме государство совершенно исчезает или его роль сводится к очень незначительным функциям. Самым замечательным представителем коммунального социализма М.И.Туган-Барановский считал Ш.Фурье.

В работе "Социализм как положительное учение" М.И.Туган-Барановский подчеркнул, что для построения хозяйственного плана социалистическое общество будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов.

Рассматривая государственный социализм М.И.Туган-Барановский отмечает, что хотя последний и обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, но он сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития человеческой личности.

И потому, согласно убеждению М.И.Туган-Барановского, хотя создание общественного богатства и обладает "значительной положительной ценностью", но оно не может идти за счет принижения человеческой личности. Не может считаться общественным благом низведение трудящегося человека до простого винтика огромного государственного механизма, до "простого подчиненного орудия общественного целого". Поэтому М.И.Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма. Он считает, что в наибольшей степени соответствует Идеалу свободного развития человека такая форма организации труда как кооперация, поскольку она строится на взаимном согласии членов при свободе вступления и выхода из кооперативной организации.

В тенденции, по мнению М.И.Туган-Барановского, общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных ладей - стать насквозь свободным кооперативом.

Следует обратить внимание, что социальным идеалом М.И.Туган-Барановского является не социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей - вот, по его мнению, конечная цель общественного прогресса. В приближении к социалистическому идеалу и заключается весь исторический прогресс человечества. Это положение явно имеет много общего с идеей Маркса, рассматривающего будущее общество как союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общую силу.

туган барановский марксизм инвестиционный цикл

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865-1919) - выдающийся российский экономист, историк, социолог, автор работ по истории и теории социализма, один из представителей «легального марксизма». В конце 1917 - январе 1918 г. министр финансов Украинской Центральной рады.

Ученый экономист с мировым именем Туган-Барановский родился в дворянской семье. Его род ведет начало от литовских татар, предки которых ведут свою родословную от Чингиз-хана. Вторая линия выходит на род польских шляхтичей Барановских. Еще будучи гимназистом, он увлекся философией Канта.

Окончив классическую гимназию, поступил в 1888 г. на физико-математический факультет Харьковского университета, из которого за участие в студенческом революционно-демократическом движении был исключен. В 1894 г. после чрезвычайно напряженной работы в крупнейших библиотеках Лондона и Петербурга М.Туган-Барановский представил в качестве магистерской диссертации обширное исследование «Промышленные кризисы». Диссертация сразу сделала известным имя ученого в отечественных и мировых научно-экономических кругах (через несколько лет работа была переиздана на немецком, а затем и французском языках). В 1895 г. М.Туган-Барановский становится приват-доцентом Петербургского университета, читая курс политической экономии, однако в 1899 г. был уволен министром народного просвещения как неблагонадежный. В 1898 г. он получил от Московского университета степень доктора за диссертацию “Русская фабрика в прошлом и настоящем”, но только после Февральской революции 1917 г. был утвержден в звании профессора.

В марте 1901 г. за участие в демонстрации был арестован и выслан из Петербурга. До 1904 года жил на Полтавщине, где принял участие в кооперативном движении. В 1904 г. М.Туган-Барановский возвращается в столицу на прежнюю должность, но уже всерьез увлеченным идеями кооперативного строительства. С 1908 г. М.Туган-Барановский становится одним из лидеров российского кооперативного движения, прежде всего как теоретик. С 1914 г. становится профессором политической экономии в Петербургском политехническом институте. В 1915-1916 годах он - гласный Петроградской думы. Февральскую революцию воспринял с воодушевлением. В апреле 1917 г. возглавил аграрную комиссию, которая разрабатывала программу аграрной реформы в России. Октябрьской революции не принял. Сотрудничал в журналах «Мир Божий», «Начало», «Вестник Европы» и других. Совместно с М.М. Ковалевским и М.С. Трушевским редактировал издание «Украинский народ в его прошлом и настоящем». Октябрьской революцию не принял. После короткого пребывания (1917-1918) на посту министра финансов Украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от общественной деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. 21 января 1919 года в поезде по дороге в Париж (между Киевом и Одессой) скончался от приступа стенокардии. В многочисленных некрологах современники, потрясенные неожиданной и нелепой смертью 54-летнего ученого, в самых высоких словах оценивали и личность, и научные заслуги М.И.Туган-Барановского. Полный список его работ к настоящему времени, включая переиздания, насчитывает около 300 наименований .

Его неоднозначная и во многом противоречивая личность до сих рождает у историков и специалистов немало споров. Туган-Барановский ценил учение К. Маркса, хотя не разделял всех его взглядов. В 1890-е гг. он изучал работы К. Маркса, но встал на позиции «легального марксизма» ; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал «Теоретические основы марксизма» (1905), в которых объявил теорию Маркса только «отчасти верной», и «Основы политической экономии» (1909). Считавший себя последовательным сторонником марксизма Туган-Барановский, однако, не был принят в лагере ортодоксальных марксистов-ленинцев. В.Ленин причислял его к лагерю меньшевиков. Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная «Социальные основы кооперации» (1916).

Две работы - о фабрике и кризисах - сделали их автору не только всероссийскую, но и общеевропейскую известность. Теоретические работы Туган-Барановский - «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903), «Теоретические основы марксизма» (1905), «Социализм как положительное учение» (1918) и др. - формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, - прообраз будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журнале «Вестник кооперации», которым руководил с 1909 г.

Главным трудом о капитализме является его сочинение о промышленных кризисах, в котором он разрабатывает теорию реализации продуктов в капиталистическом обществе. В первом издании этой книги затруднения при реализации продуктов, обостряющиеся до депрессии и кризисов, объяснялись исключительно неорганизованностью капиталистического производства. Во втором, серьезно переработанном издании книги , Туган-Барановский ставит процесс реализации в связь не только с «отсутствием планомерной организации», но и с другими чертами капиталистического строя, при котором производство перестает служить средством удовлетворения человеческих потребностей, а становится целью само по себе, техническим моментом создания капитала. Законы капиталистической конкуренции требуют не только чрезмерной эксплуатации человека, но и технически совершенного развития организации в пределах одного предприятия, которая, как это ни парадоксально, сочетается с неорганизованность всего национального производства.

Указанные особенности капиталистического производства делают общее перепроизводство, как момент развития капиталистического хозяйства, необходимым. Глубокий анализ истории кризисов позволил ученому выделить три их общих основных характеристики: состояние товарного рынка, определенное им как перепроизводство, изменения в области денежного обращения и колебания кредита. По его мнению, главной из этих характеристик является первая - «перепроизводство», которое и послужило причиной большинства экономических кризисов в мире. В противоположность теории воспроизводства К.Маркса, М.Туган-Барановский считал, что причина кризисов, периодически потрясающих капиталистическую экономику, коренится не в абсолютном недопотреблении народных масс, а в диспропорциональном развитии базовых отраслей народнохозяйственных систем .

В книге «Промышленные кризисы» Туган-Барановкий провел специальный анализ динамики положения рабочего класса в условиях капитализма и под влиянием его циклического развития. Его выводы опровергали положение К.Маркса о неизбежном обнищании пролетариата в условиях капитализма. М.Туган-Барановский был в то время едва ли не единственным исследователем циклов и конъюнктуры, обратившим внимание на их социальную составляющую . Его исследования продолжил в 1920-е годы Н.Д.Кондратьев, также получивший мировую известность.

Итогом длительного изучения истории русской промышленности явилась книга М.Туган-Барановского «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898) , фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне. Это один из самых капитальных трудов по экономической социологии и социологии труда. Она представляла собой докторскую диссертацию. История социально-экономической мысли знает еще один подобный пример - докторская диссертация Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893), которая также вошла в число фундаментальных монографий.

Ее автор задался целью «без излишних деталей», как он сам выразился, извиняясь, быть может, за неполный перечень всей совокупности фактов, касающихся истории отечественной промышленности, изобразить «изменения внутреннего строя русской фабрики под влиянием изменения общественно-экономической среды. Мне хотелось показать, каким образом первоначальная купеческая фабрика, возникшая на почве экономических условий петровской России, превратилась в течение XVIII в. в дворянскую фабрику, основанную на принуди-тельном труде; как эта последняя постепенно отмирала в николаевскую эпоху и замещалась новейшей капиталистической фабрикой, отчасти вы-росшей из кустарной избы; как изменялся в различные эпохи состав фабри-кантского класса и слагался класс фабричных рабочих. Я старался обрисо-вать взаимные отношения крупной и мелкой промышленности в крепостной России, когда русская фабрика еще почти не знала машины, и в наше время — время господства машины... я рассматривал фабричное законодательство и господствующие в обществе взгляды и воззрения на вопросы фабричного строя, как выражение данного соотношения общественных сил» .

Грандиозность замысла требовала для своей реализации не одного тома. К большому сожалению, второй том «Русской фабрики» так и не вышел. Точно также замысел К.Пажитнова изложить историю становления рабочего класса тоже не умещался в рамках одного тома и ему потребовалось для этого целых три их.

Не последнее место в его творческом наследии занимали проблемы социализма. Осознавая необходимость политической борьбы и мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что «как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей», и поэтому отрицал якобинство. В 1906 г. М.Туган-Барановский выпустил работу «Современный социализм в своем историческом развитии», а в 1918 г. - «Социализм как положительное учение». В них социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и синдикализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта. Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов. Сходные реформистские идеи, по мнению М.В.Шишкина, были сформулированы в работах А. Исаева, И. Иванюкова, А. Шора . Туган-Барановский полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, может быть прообразом будущего общества. Мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей, и поэтому отрицал диктатуру и насильственные методы изменения государственного строя.

Развивая трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности Туган-Барановский сформулировал известную теорему: предельные полезности пропорциональны трудовым затратам. Опираясь на данное теоретическое положение, его последователь Н. Столяров математически доказал ее истинность. М.Туган-Барановский писал, что теория предельной полезности и трудовая теория стоимости не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют и подтверждают друг друга . Он сформулировал знаменитый закон, согласно которому предельные полезности свободно воспроизводимых благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Значительный вклад был внесен Туган-Барановским в теорию распределения. В ней процесс распределения рассматривался как борьба различных классов за долю в общественном продукте. В росте самого продукта, т. е. в развитии производства, одинаково заинтересованы все классы . Этот подход позднее нашел развитие в трудах многих западных экономистов (Й.Шумпетер и др.). Туган-Барановский внес вклад и в теорию циклов, в которой предвосхитил современную концепцию «сбережения - инвестиции» главным фактором цикличности, по его мнению, является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов.

Туган-Барановский стал первым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соединения трудовой теории ценности с теорией предельной полезности. Наибольший вклад внес М.И. Туган-Барановский в теорию рынков и кризисов, анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных основ кооперации.

Работая доцентом, а в конце профессором Санкт-Петербургского университета, М.И.Туган-Барановский воспитал другого выдающегося ученого Н.Д.Кондратьева, открывшего в начале 1920-х годы большие циклы конъюнктуры. В 1923 г. вышла из печати книга Н.Д. Кондратьева о М.И. Туган-Барановском . В ней он отметил, что именно благодаря Туган-Барановскому экономическая наука в России была поднята на европейский уровень. По мнению Йозефа Шумпетера, “наиболее выдающийся русский экономист” М.Туган-Барановский впервые в мире разработал учение о закономерности цикличности экономической динамики, связанной с периодичностью промышленных кризисов, как фактора, который влияет на изменения в народной жизни .

Экономист, социолог, историк. Автор работ по истории и теории социализма. Один из самых талантливых и оригинальных представителей т.н. "легального марксизма", критиковал народничество, оставил глубокий след в политэкономической науке, разработав теорию кооперативной организации промышленного и сельскохозяйственного производства применительно к условиям России.

Происхождение и образование.

Происходил из дворянского рода литовских татар. Получив в домашних условиях начальное образование, он окончил 2-ю Харьковскую гимназию. Рано пробудившийся интерес к естественным наукам и привел любознательного юношу на физико-математический факультет Харьковского императорского университета. За участие в студенческом революционно-демократическом движении был исключен из университета, но революционером не стал. В 1888 г. окончил университет, получив звание канд. естественных наук. Экстерном сдал экзамены за юридический факультет.

Служба и первые труды.

С 1893 г. служил в департаменте Министерства финансов. В 1894 г. получил степень магистра при Московском университете за труд "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь", ставшей широко известной не только в России, но и за рубежом.

В 1895 стал приват-доцентом Петербургского университета. В 1898 г. за исследование по истории капитализма "Русская фабрика в прошлом и настоящем" Туган-Барановский получил степень доктора политической экономии в Московском университете. Принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что «никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически».

Преподавал в Женском училище коммерческого счетоводства, Санкт-Петербургском университете (в числе приват-доцентов в 1895—1897 и 1898—1899 гг.) и на Высших женских курсах. В 1899 году за марксистские убеждения и "политическую неблагонадежность" Туган-Барановский был отстранен от преподавания, а в 1901-м - выслан из столицы в Полтавскую губернию, где активно участвовал в культурном движении, а заодно - и в правительственной программе по подготовке реформы Столыпина, избирался земским гласным.

Вернуться в Петербург и продолжить свою преподавательскую карьеру смог лишь после революции 1905 г. с 1909. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Государственную думу, но не был избран. С 1913 — профессор Петербургского политехнического института.

Украинский период.

После Февральской революции, летом 1917, уехал на Украину, где занимал пост министра финансов при Центральной Раде до января 1918, после чего вернулся в Москву. Здесь он читал лекции, занимался делами кооперативного движения, ему было предложено преподавать в созданном тогда Кооперативном институте. Однако он отказался от предложения и уехал на Украину, где занимался преимущественно научной и научно-организаторской деятельностью. В 1918 г. он входил в состав созданной в Киеве под руководством В.И. Вернадского специальной комиссии, готовившей создание Украинской Академии наук. Как член комиссии он подготовил "Записку об отделе социальных наук", в которой, в частности, предлагалось создать в этом отделе институт "для статистического изучения населения Украины". Когда Академия начала работать, такой институт был создан - в составе Социально-экономического отделения Академии, которое возглавил М.И. Туган-Барановский. Новое научное учреждение получило название "Демографического института", его директором был избран М.В.Птуха.

Перу Михаила Ивановича принадлежит около 200 опубликованных работ. Из наиболее значимых - "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1898), "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Современный социализм в своем историческом развитии" (1904), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Основы политической экономии" (1909), "Социальная теория распределения" (1913), "Социальные основы кооперации" (1916), "Бумажные деньги и металл" (1917), "Социализм как положительное учение" (1918).

Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.

1. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика. 1989.

2. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. - М. РОССПЭН. 1996.

3. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. - М.: Наука. 1997.

4. Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы.-М.: Наука. РОССПЭН. 1997.

5. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. - М.: РОССПЭН. 1998.

6. Туган-Барановский М.И. Экономические очерки. - М.: РОССПЭН, 1998.

7. Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение Изд. 2-е, стереотип. М., 2003.

8. Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма Изд. 3-е, стереотип. М., 2003.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!