Экономический базис и политико идеологическая надстройка общества.  Многообразие базиса и надстройки

Производственных отношений между людьми, обусловленных определенным уровнем развития материальных производительных сил общества и определяющих его структуру. Данное понятие в экономическую теорию введено К.Марксом. Оно не разделяется представителями других направлений экономической мысли.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Базис Экономический" в других словарях:

    БАЗИС, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - экономический строй общества на данном этапе его развития, совокупность производственных отношений между людьми, обусловленных определенным уровнем развития материальных производительных сил общества и определяющих его классовую (или бесклассовую … Большой экономический словарь

    БАЗИС И НАДСТРОЙКА - основные категории марксизма; базис экономический строй общества, система производственных отношений, соответствующих определенному уровню развития материальных производительных сил. Надстройка это система идей и складывающихся в соответствии с… … Тематический философский словарь

    1) основание колонны; 2) вообще основание, подножие, постамент; 3) операционный базис часть местности в тылу действующей армии, служащая для неё опорой; в ней бывают собраны резервы, провиант, припасы и т. д.; 4) точно измеряемая прямая линия для … Словарь иностранных слов русского языка

    Категории исторического материализма, характеризующие структуру обществ. экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих её обществ. отношений, процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса, «совокупность...… … Философская энциклопедия

    Разница (премия или скидка) между ценой наличного товара и то вара с поставкой на срок, между ценой по сделкам с реальным товаром и биржевыми котировками. Обычно указывается в пунктах вверх или вниз отбиржевой котировки. Используется при… … Финансовый словарь

    Теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни. Такой теории придерживался, напр., К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединение линейно стадиального подхода к истории с Э.д … Философская энциклопедия

    См. БАЗИС И НАДСТРОЙКА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    БАЗИС, базиса, муж. (греч. basis основание, пьедестал). 1. То же, что база в 1 знач. (архит.). Базис колонны. 2. только ед. То же, что база во 2 знач. (книжн.). Подвести базу подо что н: (твердо обосновать что нибудь, подтвердить что нибудь… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. basis) надбавка к биржевой котировке или скидка с нее, являющаяся предметом торга. Она зависит от сорта и качества товара, условий поставки, платежей и др. факторов. Увеличивающийся базис указывается в пунктах вверх от биржевой котировки,… … Экономический словарь

    - (base/superstructure) Под базисом понимают экономическую основу общества, а под надстройкой – общественные и идеологические отношения, основанные на базисе. Это топографическое соотношение, приписываемое Марксу (Marx), вызвало большое… … Политология. Словарь.

Книги

  • Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики: Учебник , Сорокин Александр Владимирович. Курс "Теория общественного богатства" включен в учебный план экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и читается с 2007 г. на втором курсе бакалавриата и в магистратуре. Структура…

Базис и надстройка

В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Согласно социальной статике К. Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Производительные силы это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития общественного индивида.

Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе труда. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизированный. Данным типам труда исторически соответствуют и вполне определенные типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Понятие производительных сил и производительных отношений

Производительные силы

В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения его форму

К производительным силам относятся все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные (личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а так же их взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит прежде всего человек, как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку в ее технологическом применении, обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации, а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного производства.

Таким образом, производительные силы охватывают весь комплекс различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов, которые выполняют специфическую функцию в процессе производства.

Основой любой системы производительных сил являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда.

Рабочая сила, есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить определенные потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Он может выступать только во взаимодействии со средствами труда и предметами труда. Последние, таким образом, становятся производительными силами только тогда, когда они охвачены человеческим трудом.

Производственные отношения - это организационные формы, прежде всего отношения собственности на средства производства

Производственные отношения (отношения собственности) не вполне материальны. Отношения собственности частично являются юридическими отношениями. Феномен собственности едва ли возможен, если люди неявно не обладают понятием собственности. Так, если люди не обладают понятием вежливости, то приподнять шляпу не означает поприветствовать знакомого. Точно так же взять чей-то велосипед не означает украсть его, если люди не имеют, помимо прочих, понятия собственности. Мы не можем отделить понимание как компонент надстройки от базиса: без определенного понимания и определенной мотивации нет экономики. Следовательно, диалектическое целое более фундаментально, чем жесткое деление на материальный базис и пассивную надстройку.

Мы уже говорили, что Маркс рассматривал базис, экономику как решающую движущую силу истории. Выразим эту мысль более точно. Подлинной движущей силой являются производительные силы. Но взаимодействие человека и природы, которое опосредовано производительными силами, происходит внутри определенной организационной формы (формы собственности). До некоторого момента производительные силы развиваются свободно или, по крайней мере, без сопротивления в рамках имеющихся производственных отношений. Но рано или поздно производственные отношения начинают тормозить дальнейший рост производительных сил. В результате между ними возникает напряжение: преобладающие отношения собственности препятствуют дальнейшему развитию производительных сил. Возникшие в производительных силах изменения настоятельно требуют новых и более отвечающих им производственных отношений. Происходит революция. После установления новых производственных отношений производительные силы развиваются до тех пор, пока эти производственные отношения снова не начинают их ограничивать. Происходит новая революция.

Другими словами, производительные силы развиваются. Возникают конфликты между ними и господствующими производственными отношениями. Напряженность устраняется путем возникновения новых и лучших производственных отношений.

формационный маркс классовый история

Базис и надстройка – основные из понятий социальной философии по версии Маркса. Эти понятия дают довольно четкую картину структуры общественно-экономических формаций . Именно эти два понятия из его философии дали возможность установить значимую связь и виды взаимной зависимости экономического и идеологического вида отношений с учетом их совместных закономерностей развития.

Определения Маркса

Базис – это первичный вид экономической структуры общества, который представляет собой общность определенных историческим фоном прозводственных отношений.

Надстройкой Маркс называет совокупность нескольких видов идеологических отношений и идей или взглядов и отвечающих за их поддержку и развитие организаций и учреждений, типа государства, церквей, партий и пр. Надстроечные идеи включают в себя следующие виды воззрений:

  1. политические;
  2. правовые;
  3. нравственные;
  4. эстетические;
  5. религиозные;
  6. философские.

Согласно описанным Марксом в своей философии «формам общественного сознания», базис должен носить изменяющийся характер , должен меняться исходя из исторического фона, в том числе развития сил производства. Существенные изменения в качестве экономического общественного строя, а значит в базисе, меняют и надстройку.

Однако изменения, согласно понятиям Маркса, происходят далеко не сразу, а после нескольких звеньев, которые связывают их между собой. Например, философия связана с базисом через мораль, политику и право . Надстройка же обладает относительно самостоятельным уровнем развития, который, в зависимости от обстоятельств, может незначительно опережать базис в развитии или немного отставать от него.

Надстройка

Надстройка способна выполнять значимые для развития общества функции. К ним относятся, например, выражение и закрепление экономического вида отношений собственности, предоставленного общества изначально с использованием некоторых норм и учреждений, относящихся к праву и политике. Однако в каждом из обществ есть такие элементы надстройки, которые способны разрушить породивший ее базис . Итог: надстройка активно влияет на базис.

Разработанная Марксом версия концепция взаимодействия базиса и надстройки была одной из самых первых попыток проанализировать социум с точки зрения сложно созданной системы. С другой стороны, это был крайне упрощенный способ обобщить материалистическое решение. Именно эта концептуальная схема стала причиной волны критики от оппонентов Маркса за настрой экономического материализма.

Материалистическое понимание истории человечества

В основе материалистических взглядов на исторические события, которые были сформулированы Марксом, лежит признание факторов , влияющих на уровень производства, ведущими. Другими словами, эти факторы будут поставлены выше процессов развития и перемен в общественном сознании.

С этого ракурса все исторические процессы будут развиваться в качестве последовательной и закономерной смены формаций общественного и экономического характера. Как правило, именно они приводят к развитию производственных сил и усовершенствованию способов производства.

Маркс дал краткую вышеописанную оценку существу исторического материализма во вступлении к «Капиталу» , однако он пришел к этим выводам намного раньше. В течение последних лет жизни и после смерти Маркса Энгельс собрал все его идеи воедино, систематизировал их и изложил в своем труде под названием «Анти-Дюринг» и некоторых последовавших за ним работах.

В понятие способа производства обязательно входит надстройка, которая представлена политическими, идеологическими и юридическими институтами общества.

Смысл общественно-экономических формаций дает возможность отделить общее в установленных порядках разных стран мира, которые находятся на одном уровне развития согласно историческому фону. Так можно применить в процессе исторического исследования общенаучные критерии повторяемости, подойти к раскопкам с целью познания объективных законов общества и процессов его развития.

Каждая из общественно-экономических формаций является своеобразным «социальным организмом» . Его специфику можно определить, рассмотрев материальные производственные отношения, которые являются базисом формации.

Базис играет роль своеобразного «экономического скелета» в социальном организме, надстройка же – это «плоть и кровь» .

Базис является материальным производством, которое образуется с помощью сочетания производственных сил – массы рабочих и производственных средств , которыми они пользуются – и производственных отношений (общественные отношения, которые обязательно возникают в процессе производства). Так что базис является основой и первопричиной для каждого процесса хотя бы теоретически имеющего возможность произойти в обществе. Согласно своей роли в процессе производства, в любой формации можно выделить два условных класса: представителями первого являются трудящиеся, производящие товар или услугу, и собственники средств, задействованные в производстве.

В отличие от базиса, надстройка является совокупностью нескольких видов отношений, определяющих чувства, настроение, взгляды, идеи, теории, которые в обобщенном виде открывают общую картину психологии и идеологии общества. Вот их краткое перечисление:

Список общественно-экономических формаций

Рост уровня сил производства и борьбы упомянутых выше классов провоцирует прохождение общества через определенные формации, к которым относятся:

  1. Первобытный коммунизм или первобытно-общинное устройство. Планка экономического развития находится на низшем уровне. Орудия, используемые людьми, примитивны. Собственность – коллективная. Производство прибавочного продукта невозможно, как и классовое разделение. Труд для всех, средства производства – общие.
  2. Азиатский тип производства. В течение поздних этапов существования первобытного строя уровень сформировавшегося производства вырос настолько, что появилась возможность создания прибавочного продукта. Общины стали объединяться в более крупные образования и создавать сеть с централизованным управлением. Из представителей этой сети со временем выделилась группа ответственных за осуществление управления, которые занимались только этим. В процессе развития производства эта группа обособилась, стала присваивать себе некоторые материальные блага и создавать привилегии. Это привело к возникновению частной собственности и социального неравенства. Появились возможности и даже выгода перехода к рабовладельческому строю. Управленческий институт становится все сложнее и постепенно переходит в государство. При этом существование азиатского типа производства как отдельной формации никогда не было общепризнанным. На эту тему много дискутировали, он упоминается в некоторых работах Энгельса и Маркса, однако все еще неофициален.
  3. Рабовладельческий строй . В традициях марксизма принято давать названия формациям по имени самому прогрессивному классу. Именно поэтому эта формация названа не рабской, а рабовладельческой. На этом этапе возникает вполне четко очерченная частная собственность, приобретенная на средства производства. Непосредственно трудом занимается отдельный рабский класс. Эти люди лишены свободы, они являются собственностью рабовладельцев, которые рассматривают их не больше, чем говорящим орудием. рабы много работают, однако своей собственности не имеют. Их владельцы занимаются только организацией производства и присваиванием результатов труда их рабов. Основной механизм, который побуждает людей к труду – это страх и насильственное принуждение. В случае неповиновения, рабов жестоко наказывали.
  4. Феодальный строй . Общество начинает по-другому смотреть на землю. Формируется класс феодалов, которые обладают землей. Также существует класс крестьян, которые были от них зависимы. Главный тип производства – сельскохозяйственный. Его ведет исключительно труд крестьян, которых эксплуатируют феодалы. Этот тип общества характеризует сословная социальная структура. Основной механизм, который побуждает людей трудиться – крепостное право и экономически оформленное принуждение.
  5. Капиталистический строй . Возникает всеобщее право отнесения средств производства к частной собственности. В обществе появились класс капиталистов, или буржуазии (обладающие средствами производства) и пролетариата, у которого не было во владении средств производства и которые работали на капиталистов. Капиталисты организовывали процесс производства и присваивали прибавочный продукт, который производили рабочие. Основным побуждением к труду по-прежнему являются экономические обстоятельства. Работники, которые не способны жить не работая, были вынуждены обустраивать свою жизнь на получаемую за труд заработную плату.
  6. Социалистический строй . По окончании политической борьбы между пролетариатом и буржуазией сформировался по всему миру. Разделение на классы никуда не исчезло, так что повод для существования государства остался. Средства производства переходят из частной собственности в государственную. Производительные силы развиты недостаточно для удовлетворения всех потребностей. Товарно-денежные отношения сохранились, как и экономическое принуждение к труду. Социалистическая система стремится к осуществлению цели развития производительных сил до исчезновения классового разделения. Благодаря таким изменениям, государства будут не нужны, товарно-денежные отношения исчезнут, не будет экономического принуждения, как и других черт товарного общества. Как Маркс, так и Энгельс не отводили для социалистической системы отдельной формации. Понятия социализма и коммунизма были синонимами. Их задачей было обозначение общества, которое появилось после капитализма.

В этой статье были коротко изложены понятия надстройки и базиса, которые вывел Маркс и позднее структурировал Энгельс.

Cтраница 1


Политическая надстройка, так же как и весь политический процесс, есть результат формирующих ее социально-экономических сил. Центром ее выступает совокупность властных структур, прежде всего государство, вместе с правовой политической идеологией, призванной оправдать и защитить ее.  

Политическая надстройка не исчерпывает всей надстройки над базисом. В состав надстройки входят совокупность форм общественного сознания, идеология, политика и соответствующие им политические и другие учреждения общества.  

Политической надстройкой над новой экономикой, над монополистическим капитализмом (империализм есть монополистический капитализм) является поворот от демократии к политической реакции. Свободной конкуренции соответствует демократия. Монополии соответствует политическая реакция.  

Рассматривая далее область политической надстройки, Маркс и Энгельс специально выделяют вопрос об отношении государства и права к собственности. Здесь они впервые научно раскрывают сущность государства вообще и сущность буржуазного государства в особенности. Государство, пишут Маркс и Энгельс, есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество (то есть экономические отношения) данной эпохп находит свое концентрированное выражение. Буржуазное государство есть не что иное, как форма политической организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы - как вовне, так и внутри страны - взаимно гарантировать свою собственность и своп интересы. В Немецкой идеологии уже показано, что возникновение государства есть результат разделения общества на классы и что поэтому с уничтожением классов в результате коммунистической революции исчезнет и само государство.  

Рассматривая далее область политической надстройки, Маркс п Энгельс специально выделяют вопрос об отношении государства п права к собственности. Здесь они впервые научно раскрывают сущность государства вообще и сущность буржуазного государства в особенности.  

В вопросе о соотношении политической надстройки и базиса Н. И. Бухарин исходит из ленинского положения: политика - это концентрированное выражение экономики (см.: Ленин В. И. Поли.  

Государство как основная форма политической надстройки изучается юридическими и другими науками. Политическая экономия рассматривает государство как порожденную базисом действенную экономическую силу. Вместе с тем исследование экономических отношений людей возможно только с учетом воздействия государства на экономический базис. Маркс неоднократно указывал, что в круг проблем политической экономии входит влияние государства на производственные отношения.  

Государство как основная форма политической надстройки изучается юридическими и другими науками. Политическая экономия рассматривает государство как порожденную базисом действенную экономическую силу. Вместе с тем исследование экономических отношений людей возможно только с учетом воздействия государства на экономический базис. Маркс неоднократно указывал, что в круг проблем политической экономии входит влияние государственна производственные отношения.  

Республика есть одна из возможных форм политической надстройки над капиталистическим обществом и притом самая демократическая при современных условиях. Сказать: республика не улыбается империализму значит сказать, что есть противоречие между империализмом и демократией.  

Большое внимание в Немецкой идеологии уделено политической надстройке, и особенно отношению государства и права к собственности. Здесь впервые была раскрыта сущность государства вообще и буржуазного государства в особенности.  

В общество государство входит как важный элемент политической надстройки, но частью гражданского общества не является.  

Исследуя империализм, В. И. Ленин показал, что политической надстройкой над монополистическим капитализмом является политическая реакция по всем направлениям внутренней и внешней политики; империализм, указывал Ленин, есть отрицание демократии вообще (см. Сочинения, 5 изд. Монополистический капитализм урезывает и сводит на нет даже нормы формальной буржуазной демократии; он устанавливает свою неограниченную диктатуру. Это особенно наглядно видно на примере США, где преследуются демократические организации, проводится террор против рабочего класса и всех прогрессивных сил, политическая и расовая дискриминация.  

Это есть противоречие между экономическим строем и политической надстройкой. С империализмом у республики то же противоречие, углубленное или усугубленное тем, что смена свободной конкуренции монополией еще более затрудняет осуществление всяких политических свобод.  

Мы должны учитывать при этом, товарищи, что роль политической надстройки в социалистическом обществе поистине громадна. Нигде политическая надстройка не играет такой роли, как у нас. И ее урегулирование, приведение в соответствие с сегодняшними возможностями жизни, сегодняшними нашими задачами имеет решающее значение.  

Изменениям экономической структуры современного капитализма, разного рода передвижкам в политической надстройке капитализма сопутствуют новые социальные явления.  

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

и надстройка, понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения - надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества - это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. "В общественном производстве своей жизни, - писал Маркс, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6-7).

Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.

В классовом обществе Б. и н. носят классовый характер. В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм (существование идеологий и организаций, выражающих и отстаивающих интересы различных классов и социальных групп). Процесс возникновения и развития общественных идей - сложный и часто противоречивый; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика не создаёт ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей. Идеи и учреждения (как и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т. е. базисом) и общественными законами. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Разрыв с традициями, нормами, господствующими идеями происходит у передовых классов под влиянием общественных условий, противоречий, борьбы классов. Лишь в конечном счёте философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.

Связь Б. и н. носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка оказывает обратное и притом мощное воздействие на базис и развитие общества в целом. В этом взаимодействии определяющую роль в конечном счёте играет базис (см. Ф. Энгельс, там же, т. 37, с. 394-95). При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия). Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: "Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития - тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве" (там же, с. 417). То, что здесь сказано о роли государства, можно сказать о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе.

Надстройка общества как целое живёт одну эпоху. Однако в силу ряда исторических условий, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, неравномерности развития отдельных частей надстройки, а также в силу некоторых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, некоторые идеологические формы, общественные идеи и учреждения переживают эпоху, в которую они возникли, и существуют в последующих общественных формациях. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного Б. и н. другими Б. и н., уничтожаются, ликвидируются революционными силами реакционный базис и элементы надстройки. И, наоборот, сохраняется всё великое, передовое в области духовной культуры, нравственности и искусства, что создаёт преемственность в историческом развитии общества. В то же время некоторые элементы надстройки могут существовать как пережитки.

Понятия Б. и н. служат методологической предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти категории не содержат качественной характеристики определённых Б. и н. Кроме того, следует учитывать, что "... один и тот же экономический базис - один и тот же со стороны основных условий - благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т.д. - может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств" (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 354). Такое же многообразие можно обнаружить и в надстройке в пределах одной формации. Специфический характер Б. и н. устанавливается в результате их конкретного исследования историческим материализмом и другими общественными науками.

Лит.: Каммари М. Д., Что такое базис и надстройка общества, М., 1957; За творческое изучение и разработку теории базиса и надстройки, "Коммунист", 1957, | 4; Основы марксистской философии, 2 изд., М., 1963; Келле В., Ковальзон М., Курс исторического материализма, М., 1969.

Ф. В. Константинов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАЗИС И НАДСТРОЙКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАЗИС И НАДСТРОЙКА в Новейшем философском словаре:
    (греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в …
  • БАЗИС в Словаре финансовых терминов:
    разница (премия или скидка) между ценой наличного товара и товара с поставкой на срок, между ценой по сделкам с реальным …
  • БАЗИС
    ПОСТАВКИ - условия внешнеторговой сделки, касающиеся распределения обязанностей между продавцом и покупателем относительно оформления документов, распределения расходов, выполнения сроков поставки, …
  • БАЗИС в Словаре экономических терминов:
    (греч. basis - основание) - надбавка к биржевой котировке или скидка с нее, являющаяся предметом торга. Она зависит от сорта …
  • БАЗИС в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. basis - основание) основа, основание; опора, фундамент, база. Напр., базис колонны, базис …
  • НАДСТРОЙКА
    понятие исторического материализма, обозначающее совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определённого общества. В неё входят государство, политическая и правовая формы …
  • БАЗИС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. basis - основание), в широком смысле то же, что …
  • БАЗИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    основная линия в сети геодезических треугольников, измеряемых для топографической съемки или для определения фигуры земли. Вся триангуляция дает только отношения …
  • БАЗИС
    экономический - экономический строй общества на данном этапе его развития, совокупность производственных отношений между людьми, соответствующих определенной ступени развития материальных …
  • БАЗИС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Основа, основание чего-нибудь||Ср. БАЗА, ФУНДАМЕНТ. 2. филос. Совокупность общественных производственных отношений, являющихся основой образо-вания надстройки …
  • НАДСТРОЙКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. см. надстроить. 2. Надстроенная часть какого-н. сооружения. Палубные надстройки. Деревянная н. 3. В материалистическом социологическом учении: …
  • БАЗИС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. То же, что база (в 1 и 2 знач.). 2. В материалистическом социоло-гическом учении: совокупность исторически …
  • БАЗИС
    Б́АЗИС (геод.), линия на местности, измеряемая с высокой точностью и служащая для определения длин сторон геод. сети в …
  • БАЗИС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Б́АЗИС (греч. basis - основание), основа, основание; опора, фундамент, база. Напр., Б. колонны, Б. …
  • БАЗИС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? основная линия в сети геодезических треугольников, измеряемых для топографической съемки или для определения фигуры земли. Вся триангуляция дает только …
  • НАДСТРОЙКА
    надстро"йка, надстро"йки, надстро"йки, надстро"ек, надстро"йке, надстро"йкам, надстро"йку, надстро"йки, надстро"йкой, надстро"йкою, надстро"йками, надстро"йке, …
  • БАЗИС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ба"зис, ба"зисы, ба"зиса, ба"зисов, ба"зису, ба"зисам, ба"зис, ба"зисы, ба"зисом, ба"зисами, ба"зисе, …
  • БАЗИС
    Основа, основание, …
  • БАЗИС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Линия на …
  • БАЗИС в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: база, основа, …
  • БАЗИС в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. basis) 1) основа, основание; опора, фундамент; база; 2) б. экономический - экономический строй общества на данном этапе его …
  • БАЗИС в Словаре иностранных выражений:
    [гр. basis] 1. основа, основание; опора, фундамент; база; 2. б. экономический - экономический строй общества на данном этапе его развития, …
  • БАЗИС в Тезаурусе русского языка:
    Syn: база, основа, …
  • БАЗИС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НАДСТРОЙКА
    мезонин, рубка, …
  • БАЗИС в словаре Синонимов русского языка:
    опора, основа, основание, …
  • НАДСТРОЙКА
    1. ж. 1) Действие по знач. глаг.: надстроить. 2) Надстроенная часть чего-л. 2. ж. Совокупность исторически сложившихся общественных отношений и …
  • БАЗИС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. 2) То же, что: база …
  • НАДСТРОЙКА
    надстр`ойка, -и, р. мн. …
  • БАЗИС в Словаре русского языка Лопатина:
    б`азис, …
  • НАДСТРОЙКА
    надстройка, -и, р. мн. …
  • БАЗИС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    базис, …
  • НАДСТРОЙКА в Орфографическом словаре:
    надстр`ойка, -и, р. мн. …
  • БАЗИС в Орфографическом словаре:
    б`азис, …
  • НАДСТРОЙКА
    надстроенная часть какого-нибудь сооружения Палубные надстройки. Деревянная н. надстройка совокупность исторически сложившихся общественный отношений и взглядов - пол итических, правовых, …
  • БАЗИС в Словаре русского языка Ожегова:
    совокупность исторически сложившихся производственных отношений, лежащих в основе надстройки N3 данного общества базис == база …
  • БАЗИС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. basis - основание), основа, основание; опора, фундамент, база. Напр., базис колонны, базис программы. - в геодезии - линия на …
  • НАДСТРОЙКА
    надстройки, ж. 1. только ед. Действие по глаг. надстроить-надстраивать. 2. Надстроенная часть здания. 3. Совокупность политических и идеологических общественных отношений …
  • БАЗИС в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    базиса, м. (греч. basis - основание, пьедестал). : (твердо обосновать что-н., подтвердить что-н. какими-н. данными). Экономический базис (совокупность производительных сил …
  • НАДСТРОЙКА
    надстройка 1. ж. 1) Действие по знач. глаг.: надстроить. 2) Надстроенная часть чего-л. 2. ж. Совокупность исторически сложившихся общественных отношений …
  • БАЗИС в Толковом словаре Ефремовой:
    базис м. 1) Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. 2) То же, что: …
  • НАДСТРОЙКА
    I ж. 1. действие по гл. надстроить 2. Надстроенная часть чего-либо. II ж. Совокупность исторически сложившихся общественных отношений и взглядов …
  • БАЗИС в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки (в философии). II м. Совокупность …


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!