Элементы фабулы в рассказе пересолил. Чехов, анализ произведения пересолил, план

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гни­лушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межева­ния. До места назначения Смирнову оставалось около тридцати- сорока верст. На его просьбу о почтовых лошадях станционный жандарм только развел руками: «Тут за сто верст путевой соба­ки не сыщешь, а не то что почтовых…». Однако он посоветовал землемеру подойти к мужикам, которые иногда возили пасса­жиров. И действительно, он нашел «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти». С четвер­того удара только мужику удалось тронуть с места тощую свою лошаденку. Когда телега выехала со двора, были сумерки. Землемер только и видел замерзшую равнину с одного бока да темные бугры - не то стоги, не то деревня - с другого. Все остальное от зоркого глаза Глеба Гавриловича скрывала недюжинная мужи­чья спина. Темно. Зябко. И стало землемеру страшно. «Да и возница нена­дежный». И он начал разговаривать с мужиком. Как будто случай­но, поинтересовался, а не было ли в этой местности каких напа­дений разбойников. Клим, так звали возницу, был немногословен. Это еще больше отпугнуло землемера. Он стал привирать, что у него, дескать, за пазухой револьвер и что, не дай бог, кто на него нападет - так пожалеет. Тут телега повернула налево, и Смирнов окончательно стру­сил. Он стал безбожно храбриться и говорить, что его медом не корми - дай с разбойниками подраться. В жизни, говорит, был случай, что на него три разбойника напали. Так он с ними тут же расправился: один сразу богу душу отдал, а два других на катор­гу пошли. Клим боязливо оглянулся на Смирнова и подстегнул лошаденку. Дорога уходила в лес. Беспокойный взгляд Клима и темные лесные заросли совершенно запугали землемера: «Куда ты меня везешь? - Да нешто не видите? Лес». И чем дальше в лес, тем подозрительнее казалось все вокруг: и то, что Клим стал так часто оглядываться, и то, что лошадь бежит так быст­ро, и что так темно и пустынно. Смирнов придумал, что за ним еще едут четыре товарища, и что они должны догнать их именно в этом лесу, при этом он стал рыться в карманах, обещая пока­зать Климу свой револьвер… И в это время случилось то, чего не мог ожидать при всей своей трусости землемер. «Клим вдруг вы­валился из телеги и на четвереньках побежал к чаще. «Караул! - заголосил он. - Караул! Бери, окаянный, и лошадь, и телегу, только не губи ты моей души!» Землемер остановил лошадь и стал думать, как ему быть. Как ни звал Смирнов Клима, тот не отзывался. Часа два кричал землемер. И когда уже совершенно осип, то ветерок донес до него слабый стон. Насилу допросился землемер Клима, чтобы тот вернулся, и они продолжили путь. «Бог с тобой, барин, - проворчал Клим. Если б знал, и за сто целковых не повез бы. Чуть я не помер от страха!..» Телега трону­лась. Землемер сидел, задумавшись. Дорога и Клим ему уже не казались опасными

Любовь Бороздунова

Любовь Васильевна БОРОЗДУНОВА - учитель русского языка и литературы Эльдиканской средней школы Усть­Майского района, Республика Саха (Якутия).

Постижение особенностей жанра

Рассказ А.П. Чехова «Пересолил» в 5-м классе

П роизведения А.П. Чехова в пятом классе изучаются в рамках освоения эпических жанров литературы. В соответствии с требованиями программы под ред. А.Г. Кутузова при анализе рассказов «Лошадиная фамилия» и «Пересолил» особое внимание учащихся необходимо обратить на приёмы создания комического эффекта.

При этом следует учитывать, что вопрос о жанровой природе ранних произведений Чехова литературоведами не до конца прояснён. В работах разных исследователей одни и те же рассказы с точки зрения жанра классифицируются по$разному. В.И. Тюпа (Художественность чеховского рассказа. М.: Высшая школа, 1989) считает, что ранние рассказы писате$ля, подписывавшиеся псевдонимами, принадлежали по преимуществу к жанру литературного анекдота, не исключая и «Тоски», «Хористки», «Ваньки». По мнению А.П. Чудакова (Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971), существенное место в раннем творчестве Чехова занимала комическая новелла: юмористический рассказ, построенный по новеллистическим законам, - остросюжетный и с неожиданным разрешением. Шедеврами комической новеллистики исследователь считает такие рассказы из числа изучаемых в школе, как «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия». В подтверждение своей точки зрения А.П. Чудаков указывает характерные для этих рассказов новеллические приёмы: двойную развязку, нарушение традиций сюжетного штампа, финалы, контрастно обёрнутые к началу рассказа, кольцевую композицию, типичный для комической новеллы “мотив неоправдавшегося ожидания”. Среди более традиционных юмористических жанров в работах многих чеховедов указываются сценка, юмореска и просто юмористический рассказ.

В нашей методической разработке мы не будем останавливаться на изучении рассказа «Лошадиная фамилия», имеющего определённую литературоведческую и методическую традицию. Покажем методику анализа нетрадиционного для школьной программы юмористического рассказа «Пересолил» с точки зрения особенностей жанра.

Р аботу над рассказом мы начинали с проверки домашнего задания. На предыдущем уроке спросили у пятиклассников, ещё не читавших произведение, о чём, по их мнению, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил». Общее мнение ребят было таково: наверное, будет рассказываться о том, как “один мужчина или мальчик варил суп или кашу и положил туда много соли - пересолил”. Таким образом, в качестве домашнего задания мы предложили прочитать рассказ и выяснить, о чём же на самом деле в нем идёт речь, совпадёт ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями, а также разделить рассказ на смысловые части.

Урок по рассказу начинаем с актуализации уже имеющихся знаний (помним: работа над рассказом идёт после анализа «Лошадиной фамилии» и освоения соответствующих разделов учебника), проводим его в игровой форме: предлагаем пятиклассникам решить кроссворд.

2. Один из псевдонимов писателя Чехова. (Чехонте.)

3. Мягкий, добродушный смех в художественном произведении. (Юмор.)

4. Главный секрет юмора - именно на этом строится смешное в юмористических рассказах. (Несоответствие.)

5. Название одного их журналов, в которых печатались юмористические рассказы Чехова. («Осколки».)

6. Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из чеховских рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.)

7. Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.)

8. Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.)

9. Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.)

Разгадав кроссворд по горизонтали, по вертикали получим название чеховского рассказа, о котором мы будем говорить сегодня на уроке. («Пересолил».)

Д алее выясняем первые читательские впечатления учащихся, возникшие при самостоятельном чтении произведения. Ребята говорят о том, что рассказ им очень понравился и вызвал разнообразные чувства: “удивил”, “показался необычным”, “было смешно”, “было интересно”. Совпали ли читательские ожидания, вызванные названием рассказа, с его реальным содержанием? Оказалось, что ни о какой соли и приготовлении пищи в рассказе речи не идёт, а слово “пересолил” в названии употребляется в переносном смысле.

Далее на уроке учебную деятельность учащихся организуем таким образом, чтобы в процессе анализа они пришли к осознанию и осмыслению особенностей жанра юмористического рассказа . С этой целью используем приём групповой поисковой деятельности, для чего делим класс на четыре группы и предлагаем каждой из них своё задание.

1. Составьте план рассказа. Какая из частей рассказа оказалась самой большой по объёму? Как вы это можете объяснить?

2. Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его, прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера.

3. Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе - именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

4. На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

В течение 7–10 минут ученики работают с текстом рассказа, отвечая на предложенные вопросы и фиксируя результаты поисковой деятельности в своих тетрадях, а представители первой группы - и на доске. Переходим к обсуждению итогов работы.

Поскольку при выполнении домашнего задания ребята уже разделили текст рассказа на смысловые части, то на уроке учащиеся из первой группы сравнили свои варианты, выбрали наиболее, на их взгляд, точный и, озаглавив каждую часть, составили следующий “событийный” план рассказа.

1. Землемер приехал на станцию Гнилушки.

2. Землемер ищет лошадей для поездки в имение.

3. Землемер и возница отправились в путь.

4. Землемер испугался и начал врать.

5. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.)

6. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.

7. Землемер и возница продолжают путь.

В ыделяя смысловые части рассказа, школьники ориентировались на те действия, которые совершает главный герой: приехал, ищет, отправился в путь, испугался и так далее. Выясняется, что самая большая по объёму часть - пятая, и хотя в ней землемер Смирнов выполняет только одно действие - врёт, но это враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров. Мы, читатели, понимаем, что долго так продолжаться не может: скоро должна наступить неожиданная развязка. И действительно, землемер так запугал своим враньём возницу, что тот, бросив и телегу, и лошадёнку, на четвереньках побежал в чащу леса. Поистине, перестарался - пересолил!

Сообщаем ученикам, что особенностями чехов­ских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая его описательную характеристику и попутно называя термин) и кольцевая композиция. Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»? Если учащиеся затрудняются в ответе, формулируем вопрос по$другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану, выясняем: можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по$другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят, как каждый раз реагирует на это действие землемер , в процессе беседы выясним: если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чув­ство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.

Вторая группа учащихся начинает своё выступление с выразительного чтения пейзажа, на фоне которого разворачиваются события рассказа. Говоря о впечатлении, которое производит описание природы, ребята отмечают такие образы, как “тёмная, замёрзшая равнина”, “холодная осенняя заря”, “темнеющий воздух”, “какие$то бугры”. Мрачный пейзаж рождает у землемера чувство недоверия и страха; в голове Смирнова возникает мысль, что на него могут напасть и ограбить. На этом фоне и возница вызывает опасения: “морда у него зверская, подозрительная”.

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем пятиклассникам провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал - исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

На уроке, посвящённом изучению рассказа «Лошадиная фамилия», при помощи придуманных составителями учебника-хрестоматии героев Ивана Калиныча и Проши школьники уже осознали, что главным секретом юмора, своего рода строительным материалом для юмористических произведений являются различные несоответствия . Пятиклассники из третьей группы нашли достаточно много несоответствий и в юмористическом рассказе «Пересолил». Так, они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Подводя итоги работы третьей группы, ещё раз обращаем внимание учеников на главную особенность жанра юмористического рассказа: писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении . Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Результаты работы четвёртой группы позволяют ученикам увидеть языковые особенности чеховского рассказа. Действительно, впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается. Безусловно, подобные наблюдения могут быть сделаны только группой сильных учеников или проведены под руководством учителя.

Н а заключительном этапе урока просим школьников ещё раз дать толкование названию рассказа и отмечаем, что главная задача, которую оно выполняет, - зафиксировать внимание читателей на абсурдности, анекдотичности ситуации, в которой герои чеховского рассказа оказались по своей собственной вине.

В качестве домашнего задания предлагаем учащимся подготовить пересказ от лица Клима и определить, будет ли “новый” рассказ юмористическим.

Антон Чехов написал множество юмористических рассказов, где затрагивал актуальные вопросы современности. Например, в своей творческой работе «Пересолил» автор сделал интересное наблюдение. Люди его круга зачастую презирали выходцев из народа и открыто помыкали ими. Так же они боялись доверить им хоть немного власти, так как руководствовались своими предубеждениями, а не справедливыми рассуждениями. Из-за такого отношения многие рабочие и крестьяне хотели революции, чтобы сравнять счеты и поквитаться за унижение. Писатель хотел разорвать этот порочный круг ненависти и злобы, поэтому написал произведение о том, как смешно и нелепо выглядят такие гордецы.

«Пересолил» — это юмористический рассказ. Он лаконичен и строг по форме, каждое предложение предельно конкретно. Есть ясный сюжет, есть вполне понятные герои, описание которых, тем не менее, ограничено рамками формата. Их характеры раскрыты лишь с одной из сторон, поэтому произведение Чехова не претендует на жанр повести или новеллы.

Тема в этой истории изначально смешная, если вдуматься: герой настолько боится другого человека, одетого и говорившего не так, как он, что сам напугал его до смерти. Когда читатель понимает, насколько у страха глаза велики, его смешат незадачливый обманщик и пугливый возница. Оба они не удосужились подумать, насколько справедливы их опасения, поэтому и пережили волнение. Забавно то, что человеку проще едва не умереть от напрасного страха, чем взять себя в руки и пораскинуть мозгами. В этом комизм ситуации, воссозданной Чеховым в рассказе «Пересолил».

О чем книга?

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов нанимает «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти» Клима с лошадью, чтобы доехать до нужного имения. Землемеру стало страшно от пустынной и темной равнины, и он решил немного запугать возницу: якобы с собой у него три револьвера, «за кустиками урядники да сотские понатыканы», о четырех товарищах, которые едут за ними. В итоге возница испугался и убежал, оставив и телегу, и лошадь. Землемер «от мысли, что всю ночь придется просидеть в темном лесу на холоде и слышать только волков» стал звать «Климушку», который все-таки выходит из леса. Герои продолжают путь и теперь: «Дорога и Клим ему уже не казались опасными».

Главные герои

  1. Землемер Смирнов – человек жалкий, эгоистичный и мнительный. Больше всего он опасался за судьбу своих материальных благ, поэтому ради их сохранности был готов даже уронить свое достоинство и разыграть комедию перед крестьянином. Считает себя хитрым и увертливым типом, не брезгует обманом и подлыми трюками, так что не остается сомнений в том, каким путем он нажил благосостояние. У него хорошо язык подвешен, и хвастовство дается ему легко, но умом герой не блещет и в людях не разбирается.
  2. Возница Клим – дубиноголовый крестьянский парень, выходец из простого народа. Решил подработать на извозе, что выдает в нем любителя комфорта: тяжкий труд в деревне ему не по нутру. Трусливый и импульсивный, он и по расчетливости не походит на жителя села, ведь бросает телегу и лошаденку (все свое достояние) на большой дороге, спасая свою жизнь от бандита, который был вдвое меньше его. Он наивен и чистосердечен, хитростью на хитрость не ответил.

Характеристика героев рассказа «Пересолил» - это то же противопоставление толстого и тонкого: один побогаче, другой победнее, поэтому они не могут быть в ладу между собой. Их разделяет пропасть, вырытая еще крепостным правом и социальным неравенством. Разделение на опасных холопов и хитрых господ еще коренится в умах и мешает размеренной жизни, где провожают все-таки по уму, а не только встречают по одежке. По мнению каждого из них, в другом сословии не может быть нормальных людей, все либо воры, либо налетчики. Такое отношение вредит обеим сторонам, но они ни за что не раскаются в своей неправоте, так как оба они, по сути, являются стадными, ведомыми людьми, которым сегодня внушают то, что они будут думать завтра.

Язык рассказов Чехова изобилует просторечными выражениями того периода, которые были в ходу в тех социальных группах, которые он описывает. Герои говорят по-разному, у каждого из них вырисовывается свой языковой характер. Из пары реплик мы уже можем понять, какой уровень образования, какова сословная принадлежность, и каков характер персонажа.

Главная мысль

Она лежит на поверхности: это остроумная юмористическая зарисовка о том, как шаблонно и стереотипно мыслят и судят люди. Чтобы подчеркнуть комичность ситуации, автор называет предвзятое поведение Смирнова глаголом «пересолил». Герои изначально не доверяют друг другу. Землемер мыслит штампами, он боится деревенского здоровейшего мужика, а Клим видит перед собой городского человека, чужака, да еще и вооруженного, то есть опасного. Основная мысль в рассказе «Пересолил» — это жизненная суть, что часто внешность бывает обманчива, а виной тому невнимательное отношение людей друг к другу.

Не надо судить человека по тому, какого он сословия и происхождения. Хорошие и плохие есть везде, не стоит икать их только в одной социальной группе. Такие ложные убеждения только разжигают вражду и препятствуют установлению нормальных взаимоотношений. Так что, в юмористическом рассказе «Пересолил» смысл скрывается весьма серьезный: вековые предрассудки, управляющие нашими поступками и мыслями, уничтожают в нас самостоятельных личностей. Мы не думаем, а доверяем сложившемуся суеверию или предубеждению. Принято считать, например, что деревенские увальни только спят и видят, как бы обокрасть горожанина. Смирнов не стал задумываться, а просто пошел на поводу у мнения толпы и ошибся. Клим, хоть его и не за что было арестовывать, испугался россказней попутчика по привычке, заложенной поколениями: сторонись господ, чего доброго, проведут на мякине. Так незнакомые люди уже изначально друг друга не переносят на дух.

Вывод

Автор высмеивает человеческую трусость, которая берет свое начало от глупости. Смирнов сначала делает, а потом, вспоминая дурные байки и площадные домыслы, думает, причем, взводит на человека напраслину, заранее обвиняя во всех грехах. Чехов смеется над теми, кто всегда судит по одежке, поверхностно, не вникая в суть. Такие всегда стремятся навешивать ярлыки и выносить приговоры, не видя и не понимая происходящего.

Вместо того, что бы поговорить и узнать человека лучше, герой верит на слово своим предрассудкам, и такова черта не только Смирнова, а целого сословия. Обеспеченные люди, как правило, до сих пор брезгливо и боязливо относятся к менее обеспеченным, как горожанин к деревенскому жителю или коренной житель к приезжему. Хотя все знают, что не место и не деньги красят человека, а наоборот, предубеждения многих людей не рассеиваются. Писатель говорит об этом нелепом обстоятельстве серьезно, заставляя читателя понять, как смешно это выглядит, на самом деле. Юмор направлен на то, чтобы высмеять порок и устранить его. Мораль в рассказе Чехова «Пересолил» учит тому, что надо относиться к людям объективно, без предрассудков и предубеждений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

— талантливый автор краткого слова, который в своих небольших произведениях раскрывает актуальные вопросы, показывает истинную сущность людей и учит нас поступать по-человечески, дабы не попадать в неловкие ситуации. Прекрасным произведением является и его рассказ Пересолил, который читается быстро. Мы же предлагаем для читательского дневника, чтобы быстро познакомиться с сюжетом работы Пересолил Чехова.

Пересолил краткий пересказ

На станцию Глинушки попадает землемер, которому нужно добраться до имения генерала Хохотова. Ехать туда нужно было около сорока миль. У местного жандарма герой узнает, что здесь не ходят почтовые лошади, но все решаемо. Можно воспользоваться услугами местных мужиков, что подрабатывают извозом. Землемер идет на станцию и останавливает свой выбор на здоровенном мужике, которого зовут Клим. У того была молодая лошадь, и землемер с большой тряской отправляется в путь.

Дорога оказалась безлюдной, поэтому наш герой начинает фантазировать. Ему чудится вокруг опасности и то, что в любую минуту кто-то может напасть. Да и самого возницу уже начинает представлять разбойником. Вот и приходит ему в голову мысль напугать немного Клима. Стал он рассказывать о несуществующих револьверах, которые якобы у него в кармане. А когда телега свернула с дороги, и вовсе стал выхвалятся, как он любит драться с разбойниками, заговорил о своих несуществующих знакомствах с судьями и исправниками, о том как многим разбойникам вырвал он руки. Стал говорить, что его охраняют постоянно невидимые урядники, которые прячутся за кустами.

Когда лошадь въехала в лес, извозчик погнал ее быстрее и тут землемер завопил, чтобы Клим не гнал лошадей. Тот в недоумении стал оглядываться на пассажира, что показалось подозрительным землемеру. Тот и продолжил сочинять страшилки, рассказывая о том, что должен он здесь встретиться с друзьями, у которых, как и у него, по револьверу. Далее происходит невероятное.

Что значит пересолил?

Извозчик Клим бросается наутек, крича землемеру, дабы тот брал все, что хочет, только чтобы его души не губил. И землемер остается один, вот только дороги тот не знает, да и обвинить в воровстве его могут. Стал он звать Клима обратно. Испугался, что придется ночевать здесь в одиночестве. Кричал два часа, пока не охрип. Уже даже смирился с мыслью, что придется ночевать в холоде, как послышался шорох. Это и был Клим. Землемер стал объяснять, что запугивал мужика оттого, что было страшно, вот и врал, да пересолил со своими небылицами. Поняв, что разбойник уже давно бы ускакал на лошади, мужик вышел, сел на свое место и герои рассказа поехали дальше. При этом Клим сказал, что не вызвался доставить барина на усадьбу, если бы заранее знал о том, что ему будет так страшно. Телега тронулась и землемеру уже не казался Клим страшным, а дорога опасной.

Н.В.Леонова,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СШ №33»

г. Смоленска

Особенности жанра юмористического рассказа А.П.Чехова (урок-исследование на основе рассказа «Пересолил») 5 класс

Его язык удивителен…

Как только я вчитался,

так этот язык и захватил меня.

Л.Н.Толстой

Викторина

1.Назовите станцию и деревню, в которых происходит действие в рассказе.(Гнилушки, Девкино)

2.Кто по профессии главный герой? (Землемер)

3.Какую работу он должен выполнить? (Межевание)

4.Как звали землемера? (Глеб Гаврилович Смирнов)

5.Назовите фамилию генерала, в имение которого направлялся землемер. (Хохотов)

6.Как звали возницу? (Клим)

7.В какое время года происходит действие? («Догорала осенняя заря»).

8.Что больше всего напугало возницу и заставило его убежать в лес?(Наличие револьвера у землемера)

9.Каково расстояние от станции Гнилушки до усадьбы? (Вёрст 30 – 40)

10.С какого раза телегу удавалось сдвинуть с места? (С четвёртого).

Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает своё задание и работает над ним 5-7 минут. После этого происходит обсуждение результатов работы групп.

Задание 1 группе

Составьте событийный план рассказа. Какая из частей оказалась самой большой по объёму? Как вы это можете объяснить?

1.Землемер приехал на станцию Гнилушки.

2.Ищет лошадей для отправки в имение.

3.Отправились в путь.

4.Землемер испугался и начал врать.

5.Врёт всё больше и больше, и возница убегает.

6.Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.

7.Продолжают путь.

- Самая большая по объёму 5 часть; т.к. в ней землемер всё врёт, враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров. Землемер так запугал своим враньём возницу, что тот, бросив и телегу, и лошадёнку, на четвереньках побежал в чащу леса. Поистине, перестарался - пересолил.

- Особенностями чеховских рассказов являются двойная развязка и кольцевая композиция.

-Где можно было бы закончить расказ?

(На эпизоде бегства возницы в чащу). Но действие рассказа продолжается. Это двойная развязка.

- Сравните начало и конец рассказа. Что у них общего?

(Подробно описан процесс троганья телеги с места) . Это кольцевая композиция.

- Как каждый раз реагирует на это действие землемер?

(Первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, в конце «дорога и Клим ему уже не казались опасными»)

Задание 2 группе

Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Найдите его, прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера?

- Описание природы мрачное: «тёмная, замёрзшая равнина», «холодная весенняя заря», «темнеющий воздух», «какие-то бугры».

Мрачный пейзаж рождает у землемера чувство недоверия и страха; в голове Смирнова возникает мысль, что на него могут напасть и ограбить. На этом фоне и возница вызывает опасения: «морда у него зверская, подозрительная».

- Проведём эксперимент: заменим «чеховское» описание природы, например, таким:

«Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать…Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте … уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря. Кругом пели птицы, было тепло, солнечно».

- Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа?

(Изменилось бы настроение землемера и самого рассказа не было бы, исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно ориентироваться в сложившихся обстоятельствах).

Задание 3 группе

Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе - именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

1. «Говорящие» фамилии: землемер Смирнов, генерал Хохотов.

2.Название станции Гнилушки и деревни Девкино.

3.У здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.

4.Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги на четвереньках, побежал к чаще и заголосил: «Караул! Караул!»

5.Обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Задание 4 группе

На первый взгляд, основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

- Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит.

Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чехов использует многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

а)В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую.

Например: «Я люблю с разбойниками драться…на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что же ты думаешь?»

б)Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера.

Например: «Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!»

«Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат…На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…»

Землемер от страха даже заикается.

Домашнее задание: подготовить пересказ от лица Клима и определить, будет ли «новый» рассказ юмористическим.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!