Эмоциональные чувства человека. Эмоции и чувства в психологии

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т. д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности – искусство – непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой – особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина – «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. Некоторые психологи также склонны к их отождествлению. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции – различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния. Так, например, швейцарский психолог Э. Клапаред писал: «Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются».

Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т. д. Данный пример показывает, что, во-первых, эмоции и чувства – это не одно и то же, и, во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

Возникновение и проявление эмоций и чувств связаны со сложной комплексной работой коры и подкорковых структур головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Эмоциональные проявления определяются комплексом мозговых структур входящих в так называемую лимбическую систему мозга, которая связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволовых образованиях мозга и обеспечивающей энергетическую регуляцию деятельности коры. Исследователи обнаружили в подкорковых структурах в гипоталамусе, особые образования, которые были названы центрами удовольствия, страдания агрессии и успокоения.

Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций.

1. Физиологические компоненты эмоционального реагирования:

вегетативно-соматические реакции, сопровождающие эмоциональные состояния. Отмечаются такие изменения, как расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева, и наоборот, сужение сосудов, замедление и ослабление пульса при переживании страха Эмоциональные состояния сопровождаются изменениями темпа и ритма дыхания, размера зрачков, уровня кровяного давления, секреторной и моторной динамики желудочно-кишечного тракта, потоотделения, кожно-электрическими и электроэнцефалографическими изменениями Связь эмоций с соматовегетативными реакциями была замечена очень давно и с тех времен широко используется с целью диагностики эмоционального состояния человека. Так, например, на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемых с помощью полиграфа («детектора лжи»);

биохимические изменения. Вегетативная нервная система осуществляет регуляцию биохимической динамики организма двумя в значительной степени различными, но взаимосвязанными компонентами – симпатическим и парасимпатическим. Деятельность симпатической нервной системы связана с выделением адреналиноподобных веществ. Симпатический нерв вызывает расширение зрачка, учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, торможение деятельности кишечника, увеличение содержания сахара в крови, повышение мышечной работоспособности, усиление обмена веществ. Парасимпатический эффект, вызываемый другим веществом – ацетилхолином, характеризуется сужением зрачков, расширением сосудов, замедлением пульса и усилением перистальтики и секреции желудка, выделением обильного горячего пота, ослаблением обмена веществ. Экспериментальные исследования показывают, что в состоянии страха возрастает концентрация адреналина при незначительном изменении норадреналина, в состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает количество и адреналина, и норадреналина, астенические эмоции (грусть, тоска) сопровождаются отчетливым снижением того и другого.

2. Экспрессивные компоненты эмоционального реагирования:

выразительные движения всего Пантомимические изменения в походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека. Наиболее важным компонентом пантомимики является жест – выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на иллюстративные, поясняющие и выделяющие какую-либо мысль, и выразительные, выявляющие эмоциональное состояние человека. Некоторые виды жестов в процессе общественно-исторической практики человека приобрели определенное символическое значение. Например, сложенные в кольцо большой и указательный палец – жест «О’кей» – означает «все хорошо»; он понимается и применяется представителями разных культур;

движения лицевых мышц – мимика. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки базовых эмоций, выделив три зоны лица: область лба и бровей, область глаз и нижнюю часть лица. Так, например в соответствии с их описанием в мимике страха брови подняты и сдвинуты, морщины только в центре лба; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены; рот раскрыт, губы растянуты. Мимические проявления эмоций представляют собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в большой степени зависящие от особенностей культуры, в которой воспитывается человек;

вокализация: тембр голоса и интонация, звуковые средства экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач. Смех является выразителем нескольких эмоций, в разных ситуациях он имеет неоднозначные оттенки и смысл.

В повседневной жизни именно благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.

В психологии существует несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Еще в опубликованной в 1872 г. книге «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций. Сравнивая эмоциональные проявления у людей и животных, он сделал вывод о том, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, являются эволюционно значимыми и представляют собой рудементы (остатки) ранее целесообразных реакций, выработанных в ходе борьбы за существование.

Американский психолог У. Джемс и датский анатом КГ. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на парадоксальной идее о том, что эмоции есть результат физиологических изменений в различных системах По их утверждению, мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этой фразы заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции, – например, изображение гнева приводит к тому, что человек начинает действительно переживать это чувство.

Несмотря на то что нельзя отрицать наличие условно-рефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме. Доказательством этому служат эксперименты, в которых были блокированы все физиологические проявления, и тем не менее субъективные переживания сохранились. Физиологические сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление – например, для мобилизации резервных возможностей организма при столкновении с опасностью и порождаемом ею страхе. У. Кеннон и Ф. Бард одними из первых показали ограниченность теории Джемса – Ланге, предложив свою теорию эмоций, которая была названа таламической. Согласно этой теории, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций. Основным мозговым субстратом эмоций является таламус, связанный и с корой больших полушарий, и с вегетативной нервной системой.

П.К. Анохин рассматривал эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. С его точки зрения, эмоции важны для закрепления и стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции уберегают от повторного совершения ошибок.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов . Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели. В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий, т. е. на то, что чаще встречалось в прошлом. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций: оказавшись у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений, человек может не испытывать ни радости, ни торжества. Однако в неясных ситуациях, при отсутствии точных сведений для организации поведения по удовлетворению потребности, необходима другая тактика реагирования на сигналы. При недостатке сведений, необходимых для достижения цели, по мнению П.В. Симонова, возникают отрицательные эмоции. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.

Эмоции способствуют повышению чувствительности анализаторов, что в свою очередь приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Вышеперечисленные теории эмоций объясняют лишь отдельные случаи их возникновения. Это подтверждает мысль о принципиальной невозможности объяснить механизм такого сложного явления, как эмоции, с позиции одной теории.


| |

Воспринимая окружающий мир, человек своеобразно выражает свое личное отношение к разным предметам и явлениям. И это не просто суждения, а особые сложные переживания, которые доступны всем нам благодаря комплексу различных эмоций. Эмоции человека являются одним из наиболее важных компонентов личности, выполняя биологические и социальные функции: совершают опережающее отображение действительности, играют ключевую роль в становлении отношений с другими людьми.

Эмоции и чувства человека создают многоуровневый и многомерный мир эмоциональных явлений. Они характеризуют личность, отражая всю сложность ее взаимодействия с окружающим миром. Не понимая самого себя, невозможно понять других. Развитый эмоциональный интеллект создает возможность глубоких отношений с другими людьми, где высшим проявлением эмоциональной сферы личности является способность к эмпатии – проникновению во внутренний мир другого через механизм идентификации .

Эмоции – это состояния, которые связаны с оценкой значимости факторов, действующих на человека, определением удовлетворения актуальных потребностей. Они могут быть внутренним индикатором достижения цели. Эмоциональная сфера человека очень разнообразна. Для лучшего ее понимания следует знать, что эмоциональные явления по своей сложности можно поделить на несколько уровней.

  • Эмоциональный тон ощущений . Это базовая, наиболее простая форма эмоций в виде нечетких ощущений, генетически-обусловленное переживание, которое не относится к конкретному предмету, а сопровождает жизненно-необходимые впечатления (вкусовые, болевые, температурные) . Придает ощущениям человека различные эмоциональные оттенки.
  • Собственно эмоции. Это достаточно определенные состояния, которые возникают в связи с удовлетворением потребностей. Они характеризуют отношение человека к актуальным или возможным ситуациям. Среди них выделяют основные эмоции, присущие человеку. К примеру, это могут быть волнение, радость, удивление, страдание, гнев, стыд . Их разные комбинации создают комплексные эмоции или чувства: тревогу, депрессию, любовь.
  • Настроение . Это форма эмоций, которая не относится к конкретному объекту или событию, но обладает достаточной стойкостью и может выступать как показатель темперамента. Основной признак настроения – позитивный либо негативный тон .
  • Чувства . Это стойкие эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности. Они являются наивысшим продуктом культурного и эмоционального развития человека. Чувства можно разделить на две группы: стенические и астенические. Стенические чувства – это позитивные эмоциональные состояния, связанные с возникновением возбуждения, активности, бодрости . Они являются проявлением подготовки к большим затратам энергии. Астенические чувства связаны с переживанием печали, снижением активности и спадом энергии. Они являются свидетельством отказа от борьбы с трудностями в условиях повышенного эмоционального напряжения.

Теперь более подробно рассмотрим, какие базовые эмоции бывают у человека. Известный американский психолог Кэррол Изард включил основные эмоции человека в список, состоящий из 10 главных эмоций. Они объединяются в группы и создают эмоциональные состояния и могут стать основой психологического типа личности.

  1. Интерес – позитивная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, позитивно влияет на внимание и заинтересованность объектом интереса.
  2. Радость – максимально-желательная эмоция, которая выступает скорее продуктом действий и определенных условий, чем результатом стремления ее пережить. Состояние радости связано с уверенностью, собственной значимостью.
  3. Удивление – возникает под влиянием неожиданных событий, способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет все внимание на объект удивления.
  4. Страдание – эмоция, которая вызывает состояние «упадка внутренних сил», ощущение одиночества и жалости к себе.

  5. Гнев – связан с мобилизацией энергии, ощущением силы, храбрости и уверенности в себе.
  6. Отвращение – вызывает желание избавиться от объекта, обусловленное физической либо психологической изношенностью этого объекта.
  7. Презрение – служит способом подготовки к встрече с опасным противником, связано с чувством собственного превосходства. Это довольно «холодная» эмоция, которая вместе с гневом и отвращением часто объединяются в переживаниях человека и создают так называемую «враждебную триаду».
  8. Страх – возникает под влиянием информации про реальную или вымышленную угрозу, может быть связан с неуверенностью и плохими предчувствиями.
  9. Стыд – вызывает желание спрятаться, исчезнуть, может быть связан с личным чувством непригодности.
  10. Вина – связана со стыдом, однако стыд может появиться из-за некоторых ошибок, а чувство вины возникает в случае нарушений морального, этического или религиозного характера в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность за происходящие события.

Чувство – высшее проявление эмоций

Чувства – это выборочное и стойкое эмоциональное отношение человека. Чувства отображают основные высшие социальные и духовные потребности человека. Вы уже знаете, какие виды эмоций бывают у человека, а теперь рассмотрим и основные виды чувств.

Эмоциональный интеллект и эмпатия

Эмоциональный интеллект является характеристикой степени развития эмоциональной сферы человека. Он включает такие способности личности, как распознавание эмоциональных состояний, точную оценку эмоций, склонность сообщать о разных состояниях других людей, внимание к ним, высокую чувствительность к потребностям и чувствам других людей.

Он обеспечивает использование знаний, которые базируются на эмоциях. Это специальная способность кодировать и раскрывать эмоциональные явления. Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом способен прислушиваться к собственным чувствам, контролировать эмоциональные порывы, и быть оптимистичным.

Важной чертой человека с развитым эмоциональным интеллектом является способность к эмпатии.

Эмпатия – это вчувствование, проникновение во внутренний мир человека, к основе которого лежит интеллектуальный и эмоциональный компонент. Эмпатическая личность способна воспринимать переживания другого человека с его позиции, идентифицируя себя с этим человеком, не теряя при этом ясности понимания собственной личности. Эмпатия является крайне ценным качеством людей, профессиональная деятельность которых связана с тесным взаимодействием с другими людьми.

Видео-сюжет об эмоциях человека.

5. Эмоции и чувства

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды чувств.

3. Эмоциональные реакции и состояния.

4. Высшие чувства.

5. Развитие эмоций и чувств у детей.

1. «Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями.

Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радости за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Интересны взгляды психофизиолога П. В. Симонова , который полагал, что эмоции возникают тогда, когда появляется рассогласование между тем, что надо знать, и тем, что известно. П. В. Симонову принадлежит создание формулы эмоций:

Э = (-П)/(H-C)

где Э – эмоции,

П – потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»),

Н – информация, необходимая для удовлетворения потребности,

С – информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из формулы можно сделать следующие выводы:

1) если П = 0, то и Э = 0, т. е. нет потребности, нет и эмоций;

2) если Н = С, то Э = 0, т. е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности;

3) если С = 0, то Э – максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить. Это тот случай, о котором говорят: «Страшно не событие, а его ожидание»;

4) если С больше Н, то возникают положительные эмоции.

П. В. Симонов в книге «Что такое эмоция?» приводит такую ситуацию: «Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам.

Он знает, что только через три дня может быть источник. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на карте.

Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду, и это в ситуации, когда прогноз предсказывал три дня тяжелейших испытаний».

Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой формулы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.

Значение эмоций и чувств в жизни человека очень велико, они позволяют глубже понять все, что окружает человека и что с ним происходит.

2. В жизни человека присутствует огромное количество эмоций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций.

Назовем наиболее часто используемые:

1) положительные (вызывают приятные переживания) и отрицательные (вызывают неприятные переживания).

Следует отметить, что личные и общественные оценки знака эмоции не всегда совпадают, например, чувство вины неприятно для человека, а следовательно – это отрицательная эмоция, однако для общества эта эмоция явно положительная;

2) птенические (вызывают активность человека) и астенические (сковывают активность, провоцируя пассивное поведение);

3) В. Вундт предложил классификацию по трем направлениям:

а) удовольствие – неудовольствие;

б) напряжение – разрядка;

в) возбуждение – торможение.

4) Современный американский исследователь К. Изард («Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундаментальные и производные.

К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Еще раз подчеркнем, что из-за многообразия эмоциональных проявлений трудно дать единую классификацию эмоций.

3. Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи.

Понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека.

Исследования показали, что наиболее информативными в эмоциональных реакциях являются глаза и рот человека.

Так, подсчитано, что в произведениях Л. Н. Толстого встречаются описания 85 оттенков выражения глаз и 97 – улыбки.

В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица – глаза или рот – определяют его выражение.

В эксперименте горизонтально разрезались пополам фотографии лица одного и того же человека, где изображались различные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д.

Затем склеивались в одну фотографии с выражением различных эмоций.

Задача испытуемых – определить, какая эмоция выражается. Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция.

Язык эмоций – это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Например, в некоторых африканских странах смех выражает изумление, а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.

Если эмоции проявляются в течение относительно длительного периода, то можно говорить об эмоциональном состоянии.

Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.

Настроение захватывает человека на протяжении некоторого времени, но это относительно слабо выраженное состояние и может меняться довольно часто.

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые далеко не всегда осознаются человеком, поэтому иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.

В развитии аффективного состояния можно выделить несколько стадий. На начальном этапе человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).

При этом расстраиваются мелкие движения, проявление выразительных реакций не контролируется.

Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Стресс – это понятие ввел Г. Селье , который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на человека стресс может и мобилизовать ресурсы организма для достижения высоких результатов, например, в спортивных состязаниях.

Тем не менее если напряжение длительное и очень сильное, то оно не проходит бесследно и чревато возникновением соматических заболеваний, усталостью, безразличием, депрессией.

В протекании стресса выделяется три фазы:

1) реакция тревоги, отличающаяся большим напряжением в функционировании организма, к концу фазы устойчивость к конкретному стрессору повышается;

2) стабилизации, где выведенные из равновесия функции устанавливаются на новом уровне;

3) истощение.

Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость.

Таким образом, эмоции имеют целый ряд внешних и внутренних проявлений, которые изменяют жизнедеятельность человека.

4. Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психология не располагает общепринятой классификаций.

Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отношении человека к другим людям, обществу, в основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

В качестве примера можно выделить чувство любви (в широком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Психология располагает неопровержимыми доказательствами глубокой связи между мыслительными и эмоциональными процессами, где чувства регулируют ход интеллектуальной деятельности.

Примерами таких чувств являются любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. А. Энштейн писал:

«Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны.

В ней источник всякого подлинного знания». В. А. Сухомлинский подчеркивал значение чувства удивления в интеллектуальном развитии ребенка, отмечал, что отсутствие или утрата этого чувства не стимулирует познание тайн бытия, обедняет внутренний мир ребенка.

Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п.

Эти чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости.

Примерами является чувство прекрасного, эстетического наслаждение, чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью и обобщенностью, невозможностью сведения их к конкретным эмоциональным переживаниям.

5. Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция – крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2–2,5 месяца – «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчивы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удивление, отвращение, радость и т. п.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно формируются высшие чувства.

Младшие школьники еще недостаточно хорошо владеют своими эмоциями, но подростки на фоне роста моральных чувств достаточно хорошо осознают свои эмоциональные переживания.

Существуют самые разнообразные пути воспитания эмоций. Музыка, живопись, экскурсии на природу, художественная литература – всем хорошо известные способы развития эмоциональной сферы детей.

Полезно учить детей распознавать и передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики, это позволит им в дальнейшем лучше понимать других людей. Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции.

Эмоциональную сферу детей можно развивать через игру. Игры служат той средой, где малыш проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться.

Важно, чтобы у ребенка была такая игрушка (лучше мягкая), которой он пожалуется, поругает, пожалеет ее и т. п.

Она же защитит и от одиночества, если в силу обстоятельств малыш должен остаться один.

В развитии детской эмоциональности значительна роль сказок. Чтение сказок – это никак не просто интересное времяпрепровождения, а один из способов развития внутреннего мира самого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.

Итак, в развитии эмоционального мира детей можно использовать самые разнообразные способы и приемы.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Эмоции и чувства А сейчас переходим к анализу психоэмоциональных состояний, возникающих в бою. Разберем наиболее типичные из них: испуг, страх, ярость, агрессия и жалость.Для того, чтобы управлять своими чувствами, надо хорошо знать структуру этих понятий. Без конкретного

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

5. Эмоции и чувства 1. Понятие об эмоциях и чувствах.2. Виды чувств.3. Эмоциональные реакции и состояния.4. Высшие чувства.5. Развитие эмоций и чувств у детей.1. «Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

14 ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ Чувства и эмоции являются акцентированными проявлениями того, что мы ранее описали как черты характера. Эмоции проявляются подобно внезапной вспышке под давлением некоей сознательной или неосознанной необходимости. Подобно чертам характера, они

Из книги Формула любви: теория и методика применения автора Сушко Евгений

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия, для тех, кто чувствует. /М. Ларин/ В жизни человека в формировании и развитии его личности эмоции и чувства играют огромную роль. Эмоции возникли в ходе эволюции как способы поведения организмов в

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Эмоции и чувства Эмоции (чувства) - определенные состояния психики. Грубо эмоции можно разделить на позитивные и негативные, и также шкалировать их по степени интенсивности.Спектр человеческих эмоций довольно широк, однако это всего-лишь следствие усложнения моделей

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Сильные чувства и эмоции Если большой палец достигает сгиба первой фаланги указательного пальца, то человек может обладать взрывным характером и легко выходить из себя. Такие люди испытывают более сильные чувства, чем окружающие. Чтобы выявить эту особенность,

Из книги О чувстве юмора и остроумии автора Лук Александр Наумович

Эмоции и чувства Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… А. С. Пушкин Мышление и чувство В последние десятилетия конструкторы стали создавать кибернетические машины, которые выполняют работу, считавшуюся до недавнего времени чисто человеческой, умственной. Появление

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Эмоции и чувства Известно, что сложные психические состояния возникают, как правило, под влиянием эмоций. Если последние включены в сложные структуры, их называют настроением. Но эмоции могут протекать и как кратковременные психические процессы. Вариации более сложных и

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Эмоции и чувства В отличие от ощущения, восприятия и мышления эмоции и чувства отражают не сами предметы и явления в форме переживаний, а те отношения, которые связывают их с человеком. Эмоции – наиболее простая форма психического отражения, занимающая пограничное

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Эмоции и чувства Эмоции – наиболее простая форма психического отражения, занимающая пограничное состояние между физиологическим отражением и саморегуляцией организма в случаях воздействия на человека раздражителей, базирующихся на его потребностях. Эмоции

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

5.1. Эмоции и чувства Понятие эмоций. Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и

Из книги автора

Эмоции и чувства Недавно я имел возможность убедиться в том, что многие люди не могут ясно определить разницу между чувствами и эмоциями. Поэтому решил дополнительно разъяснить этот вопрос.Что представляет собой эмоция? Это энергия, возникающая как ответ на меняющиеся

Из книги автора

Чувства и эмоции Наше сердце – это клад: растратьте его сразу, и вы нищий. Мы не щадим ни чувства, когда оно раскрылось до конца, ни человека, когда у него нет ни одного су. О. де Бальзак В младшем школьном возрасте происходят изменения в области чувств. Дети учатся

Как много людей испытывают душевные волнения, не осознавая их, а просто переживая и ощущая. Однако, не понимая, что испытываешь, трудно управлять чувствами, мыслями, действиями и поступками, которые они вызывают.

Даже очень сильные положительные, но неконтролируемые переживания оказываются для организма стрессом и серьезным испытанием, что и говорить об отрицательных чувствах.

Научившись осознавать, понимать и контролировать усилием воли свои душевные волнения, можно сделать жизнь гармоничнее и счастливее.

Яркие эмоции и сильные чувства, захватывая сознание и руководя им, не оставляют разуму шансов проконтролировать ситуацию. Именно поэтому вплоть до середины XIX века (периода активного развития и революционных открытий в естествознании и становления науки психологии) чувственные переживания и разум противопоставлялись друг другу как два принципиально разные способа взаимодействовать с миром.

Сегодня считается, что душевные переживания человека – чувства, эмоции, настроения, аффекты, страсть и стресс – дополняют мыслительную деятельность и регулируют поведение. В экстремальных и новых ситуациях эмоции заменяют мышление. Когда человеку некогда размышлять, когда от скорости реакции зависит жизнь и здоровье, эмоции «спасают», руководя поведением на бессознательном уровне.

Ученые расходятся во мнении о том, чем отличаются чувства от эмоции и определяют их по-разному. Некоторые переживания сложно классифицировать как чувство или эмоцию, так как грань между ними бывает очень тонкой.

Если придерживаться мнения о том, что чувства – это эволюционно развитые и социально обусловленные высшие эмоции, то каждое чувство можно будет определить как комплекс эмоциональных переживаний, который связан с каким-либо объектом (предметом, поступком, событием, человеком, животным). Чувства всегда имеют предметную определенность.

Чувства – не врожденные, а развитые, «выученные» переживания. Они развиваются потому, что человек живет в социуме, среди представителей человеческого рода, воспитывается и обучается.

Предполагается, что чувства как высшие эмоции присущи и некоторых животным. В частности, доказано, что человекообразные обезьяны умеют сопереживать и сочувствовать своим сородичам. А ведь эти чувства определяются как возвышенные и благородные.

Человеческие чувства появляются и исчезают, меняется их интенсивность, тон, значимость. Одно и то же чувство может быть стимулом, мотивировать к совершению поступков, а через время потерять эту функцию. Одно и то же чувство, испытываемое к разным людям фактически разные чувства.

Чувства бывают:

  • возвышенными (например, любовь, эмпатия) и низменными (например, ненависть и зависть);
  • гармоничными (положительные или отрицательные) и амбивалентными (включают и отрицательные и положительные эмоции);
  • предметными (к неодушевленным предметам) и межличностными (к людям).

Эмоции – ситуативные и беспредметные ощущения. К примеру, испуг всегда выражается одинаково. Чего бы ни испугался человек, он вздрагивает, вскрикивает, отстраняется от пугающего объекта.

Еще одно значительное отличие эмоций от чувств в том, что их очень трудно контролировать. Чувствами легче управлять, несмотря на то, что они сложнее и богаче по содержанию.

Для чего нужны переживания

Эмоции – врожденные положительные или отрицательные переживания, связанные с удовлетворением потребностей. Если потребности удовлетворяются и организм функционирует нормально, человек испытывает положительные потребности, если нет – отрицательные. Эмоции – это сигнал о том, что все в порядке и о том, что что-то не так, если есть реальная угроза или потенциальная опасность. Грубо говоря, эмоции – это душевная реакция на внешние или внутренние раздражители. В этом суть первой, сигнальной функции эмоций.

Следующая функция определяется как защитная . Эмоции призваны защищать человека от угроз. Например, такая сильная негативная эмоция, как страх, часто воспринимается людьми как переживание, мешающее нормально жить. Но так можно сказать только о преувеличенных и необоснованных страхах. Изначально страх оберегает человека, не позволяя ему вступить в контакт с опасным явлением или объектом.

Эмоции мобилизуют организм, задействуют его резервные силы и потенциал, волнуют, вдохновляют и побуждают на защиту личности.

Мотивационная функция в большей степени присуща чувствам, нежели эмоциям. Чувства побуждают действовать в определенном направлении относительно объекта переживаний. Так, испытывая дружескую симпатию, человек стремится помочь другу, поддержать, оказать услугу и так далее.

Эмоции также регулируют поведение, а в стрессовых ситуациях и вовсе заменяют мыслительный процесс. Регуляционная функция эмоций сводится к тому, что они либо способствуют прекращению деятельности, либо, напротив, стимулируют ее.

То, как индивид выражает (или не выражает) свои чувства и эмоций по отношению к собеседнику, позволяет сделать вывод об отношениях между людьми. Кроме того, посредством чувств и эмоции от человека к человеку передается информация, в том числе и на невербальном уровне. В этом коммуникативная функция чувств и эмоций. Душевные волнения, которые можно заметить, всегда правдивее слов, так как они плохо контролируются и выражаются спонтанно.

Истинные эмоции видны по физиологическим реакциям тела (пот, покраснение кожи, расширение зрачков), мимике, пантомимике, в жестах и позах. Даже если собеседник не понимает языка тела, на подсознательном уровне эти невербальные сигналы воспринимаются им. Человек говорит: «Я не знаю точно, но чувствую, что мне лгут» или «Что-то мне подсказывает, что я нравлюсь собеседнику». Весь накопленный опыт жизни обрабатывается на подсознательном уровне за долю секунды, рождая интуитивные знания.

К сожалению, среди всего многообразия человеческих переживаний, не все люди могут назвать и дюжины их. Знание того, что такое эмоции и чувства, как они влияют на внутренний и внешний мир, развивает осознанность личности и способность контролировать свою жизнь.

Основные человеческие эмоции: страх, радость, вина, гнев, удивление, интерес, отвращение, презрение.

Некоторые человеческие чувства: любовь, симпатия, ненависть, разочарование, ревность, лень, эмпатия, совесть, тревога, гордость, чувство прекрасного, чувство долга, чувство уверенности в себе и другие.

Чувства в психологии - это одна из центральных тем, которая вызывает огромный интерес у ученых, а также и у простых людей. Это явление сопровождает человека постоянно. Едва мы просыпаемся утром, сразу же испытываем те или иные чувства, которые могут меняться в зависимости от разнообразных явлений. То, что кажется нам простым и обыденным, на самом деле представляет собой сложную систему, которая изучается специалистами вот уже на протяжении нескольких веков.

Что такое чувства

Чувства в психологии - это своего рода реакция на различные события или явления. Человеческая жизнь невозможна без них. И даже если она становится рутинной, без каких-либо ярких переживаний, то люди сами начинают искать более острых ощущений, слушая музыку, просматривая фильмы или же занимаясь спортом, творчеством. Особенно интересным является то, что человеку для полноценного существования нужны не только положительные, но также и негативные чувства, связанные со злостью, обидой или душевными страданиями.

Виды чувств в психологии

Поскольку чувства человека не могут быть одинаковыми во всех обстоятельствах, то вполне логично, что они имеют свою классификацию. Это подразумевает подразделение в соответствии с обстоятельствами или условиями, в которых они возникают. Так, виды чувств в психологии могут быть следующими:

  • Высшие чувства - это все, что связано с социумом. Здесь имеется в виду отношение к окружающим людям, коллективу, а также государству и обществу в целом. Можно сказать, что данные проявления наиболее стабильны, так как на протяжении жизни они практически не изменяются. К этому разряду стоит отнести также и те чувства, которые связаны с влюбленностью, симпатиями и антипатиями по отношению к другим людям.
  • Нравственные чувства, синонимом которых можно назвать совесть, также регулируют взаимоотношения между людьми. Руководствуясь ими, человек определяет свое поведение по отношению к окружающим. Также нравственность и мораль во многом влияют на поступки и жизненную позицию той или иной личности.
  • Неотъемлемой частью жизни человека можно считать практические чувства. Они имеют отношение к трудовой активности, которая сопровождает людей на протяжении всей их жизни. Здесь имеется в виду не только отношение к работе, но также и реакция на ее положительные или отрицательные результаты. Чувство долга - это одно из основополагающих понятий в данном разряде, которое можно считать главным стимулом к рабочей активности.
  • проявляются у человека уже с самого момента его рождения. Они связаны с непрерывным стремлением познавать что-то новое, анализировать, сопоставлять и делать выводы. С течением времени, в силу взросления человека, они обретают более высокие формы и проявления.
  • Эстетические чувства - это способность человека формировать правильные представления о прекрасном, реагируя на природу или же произведения искусства. С этим явлением мы встречаемся ежедневно, оценивая свою внешность и окружающих, сталкиваясь с чем-то красивым и уродливым, элегантным и безвкусным и так далее.

Эмоции в психологии

Говоря о таком явлении, как эмоции, многие люди, в силу недостатка знаний, сравнивают их с чувствами. Но это не совсем справедливо. Эмоции в психологии - это реакция (а именно - внешнее проявление) на те или иные явления, события или действие раздражителей. Это своего рода одна из составляющих такого понятия, как чувства. Эмоции выражают внешне то, что человек переживает глубоко внутри себя.

Эмоциональный процесс сопровождается такими проявлениями, как:

  • Интерес к каким-либо явлениям или фактам.
  • Радость от положительных событий.
  • Удивление, которое нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным эмоциям, поскольку оно не дает четкого определения отношения к тем или иным фактам.
  • Страдание отражает вызванное негативными событиями.
  • Злость может возникать как по отношению к конкретному человеку, так и к группе лиц (в некоторых случаях может перерасти в презрение).
  • Отвращение - это негативная эмоция, которая может возникать как к одушевленным или неодушевленным предметам, так и к некоторым обстоятельствам.
  • Страх появляется у человека в том случае, когда возникает угроза его безопасности (также это может быть связано с нарушением привычного жизненного уклада, переходом в новые, непривычные обстоятельства).
  • Стыд возникает тогда, когда человек боится реакции окружающих на свое поведение.

Если выразить соотношение между изучаемыми понятиями более точно, то можно сказать, что чувства - это эмоциональный процесс.

Характеристика чувств

Чувства в психологии - это явления, которые подразумевают наличие ряда характеристик:

  • Валентность - это одна из главных характеристик, определяющих чувства. В соответствии с этим человек может испытывать положительные или отрицательные эмоции. Также в некоторых случаях они могут быть нейтральными (или же, говоря научным языком, амбивалентными).
  • Интенсивность - это сила, с которой возникают те или иные чувства. Она может быть незначительной, когда практически не влияет на настроение человека. Если же интенсивность высокая, то внешнее эмоциональное проявление соответствующее.
  • Стеничность чувств - это понятие, которое определяет их влияние на активность человека. Так, в некоторых случаях они могут побуждать человека к активной деятельности, а иногда - приводить его в расслабленное, меланхолическое состояние.

Как чувства влияют на настроение

Настроение человека во многом определяется теми чувствами, которые он испытывает. В зависимости от того, какой оттенок они имеют, люди могут вести себя так или иначе, ощущая себя подавленными или же, напротив, - окрыленными. Так, можно выделить следующие положительные ощущения, которые способствуют формированию хорошего настроения:

  • благодарность, связанная с положительным отношением к человеку, совершившему хороший поступок;
  • влюбленность - привязанность к человеку противоположного пола;
  • восхищение - является проявлением ;
  • нежность - положительная эмоция, вызванная человеком или животным;
  • симпатия - предрасположенность к другому человеку, связанная с его внешностью или положительными поступками;
  • страсть - сильное влечение к человеку или же предмету.

Негативные чувства

Чувства в психологии - это явления, которые могут быть также негативными, соответствующим образом оказывая влияние на настроение. К ним можно отнести:

  • ревность - возникает в случае недостаточного внимания со стороны близких людей;
  • антипатия - беспричинная или обоснованная неприязнь к человеку;
  • вина - негативное чувство, наступающее после совершения заведомо неправильного поступка;
  • ненависть - чувство неприязни и злости, обращенное к той или иной личности;
  • страх - негативные ощущения, связанные с угрозой безопасности человека.

Как формируются чувства

Формирование чувств происходит посредством целого ряда органов, которые передают в центральную нервную систему информацию об окружающей среде. Благодаря им человек может видеть, слышать, осязать, чувствовать запах или вкус, составляя то или иное впечатление о внешней среде, окружающих людях или определенных обстоятельствах. Так, например, некоторые чувства могут возникнуть в связи с просмотром интересного фильма, прослушиванием красивой музыки, прикосновением к той или иной поверхности, а также осознанием природы вкуса или запаха.

Еще одним о котором часто незаслуженно забывают упомянуть, является Он выполняет такую важную функцию, как ощущение пространства и понимание своего положения в нем. Еще одним моментом, который вызывает множество споров в научной среде, является интуиция, или предвидение. Благодаря этому механизму человек может предвидеть наступление той или иной ситуации, заранее настраивая себя на определенную волну положительных или отрицательных чувств.

Чувства и нравственность

Это одно из высших эмоциональных проявлений человека, которое выражается в его отношении к самому себе, окружающим и обществу. Формирование данных проявлений происходит на протяжении всей жизни. В ходе взросления человек начинает ближе знакомиться с устоями и правилами общества, в котором он живет, в результате чего возникают определенные нравственные ценности. Несмотря на то что данная категория чувств считается относительно постоянной, она все же может претерпевать изменения, связанные с определенными событиями в обществе или же в личной жизни.

Одним из важнейших проявлений нравственных ощущений является чувство долга. Это явление также формируется с возрастом, в процессе воспитания и получения образования, а также самопознания. Чувство долга может иметь несколько уровней и проявлений:

  • к самому себе - обязательство достичь определенных целей и так далее;
  • к окружающим - семье, друзьям, обществу;
  • к трудовому коллективу - добросовестное и ответственное выполнение работы;
  • к государству - чувство патриотизма и национального достоинства.

Виды эмоциональных процессов

Эмоциональный процесс - это система факторов, регулирующих физическую или эмоциональную активность человека, которая возникает в качестве реакции на явления и раздражители окружающей среды. Стоит отметить, что на данный момент не существует какой-то общепринятой теории, которая давала бы точное определение данного понятия.

Говоря об эмоциональном процессе, стоит отметить существование нескольких его разновидностей:

  • аффекты - это кратковременные, но достаточно сильные эмоциональные проявления, которые могут выражаться интенсивной психологической или же физической активностью;
  • эмоции дают человеку субъективное понимание ситуации, которое никоим образом не связано с какими-либо конкретными объектами;
  • чувства, в отличие от предыдущей категории, выражают отношение и реакцию человека, связанные с какими-либо конкретными объектами;
  • настроения - это продолжительные эмоциональные процессы, которые связаны с общей окружающей обстановкой, которая включает в себя как явления, так и объекты.

Что такое желания

Недостаток в каких-либо предметах или ощущениях также может вызывать определенное чувство. Желание - это одна из распространенных форм проявления потребностей. Это не просто осознание недостатка в каких-либо предметах или ощущениях, но также и способность четко ответить на ряд поставленных вопросов:

  • Чего именно я хочу? Умение четко определить объект, в котором существует нужда или насущная потребность.
  • Почему я хочу? Умение определить мотив, который породил возникновение потребности в чем-либо.
  • Как достичь цели? Знание или поиск определенных путей или способов, которые позволяют получить желаемый объект или достичь какого-либо состояния.

Человеческие чувства, связанные с желаниями, могут возникать по целому ряду причин. Они могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Говоря о первых, стоит упомянуть личную потребность или недостаток в каких-либо благах. Еще одной причиной возникновения желаний может быть следование моде, а также желание подражать более сильным личностям или же лидерам социальной группы.

Такое чувство, как желание, может сохраняться продолжительное время, а может быть достаточно перманентным. В первом случае чаще всего можно говорить об эмоциональных потребностях, которые невозможно восполнить материальными благами. А вот желания, связанные с какими-либо конкретными объектами или предметами, могут меняться или же вовсе исчезать ввиду изменения тенденций.

Как выражаются чувства

Выражение чувств стоит рассматривать не только как определенное явление или процесс, но также и как объективную потребность, которая характерна для каждого человека. Можно выделить ряд определенных функций, которые несет в себе выражение эмоций:

  • Коммуникационная функция заключается в том, что любой человек постоянно нуждается в общении. Чувства позволяют выразить и донести другим свое отношение к тем или иным явлением, а также принять аналогичную информацию от своего собеседника или оппонента. Люди также выражают свое отношение друг к другу. Стоит отметить, что коммуникация происходит не только путем вербального общения, но также и посредством жестов, взглядов, движений и прочих проявлений.
  • Функция манипуляции (воздействия или влияния) позволяет человеку направлять в определенное русло действия и поведение других людей. Этот процесс может происходить благодаря изменению интонации и громкости голоса, активной жестикуляции, а также определенному выражению лица. Кроме того, манипулировать окружающими можно также при помощи определенных высказываний, которые отражают ваше
  • Эмоциональная функция заключается в высвобождении чувств. Суть этого явления состоит в том, что психологическое напряжение имеет свойство накапливаться независимо от того, какими событиями или явлениями оно было вызвано (положительными или отрицательными). Выражая свои эмоции, человек стремится освободиться от них. Выразив свои чувства собеседнику (вербально или при помощи жестов), человек может почувствовать эмоциональное облегчение, а также снять нервное напряжение. Психологам известны случаи, когда невозможность осуществить эмоциональную функцию приводила к серьезным психическим или поведенческим расстройствам.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!