Эпигенетическая теория личности эрика эриксона. Эпигенетическая теория эрика эриксона

Термин «эпигенез» был взят Э. Эриксоном из биологии. Согласно эпигенетическому принципу, все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

По Э. Эриксону, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Любой человек проходит все эти стадии, к какой бы культуре он ни принадлежал, все зависит от продолжительности его жизни.

Э. Эриксон принял идеи 3. Фрейда о трехчленной структуре личности, идентифицируя Id с желаниями и мечтаниями, a Super-Ego - с переживаниями долженствования, между которыми человек постоянно колеблется в мыслях и чувствах. Между ними находится «мертвая точка» - Ego, в которой, по Э. Эриксону, мы более всего и являемся самими собой, хотя и менее всего себя осознаем.

Младенческий возраст. Первая стадия: основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности. Особенность модусов состоит в том, что для их функционирования необходим другой объект или человек. В первые дни жизни ребенок «живет и любит через рот», а мать «живет и любит через грудь». В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности: его способность «получать через рот» встречает ответ со стороны матери.

Раннее детство. Вторая стадия: автономность против стыда и сомнений. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает ходить.На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных модуса - модус удержания и модус расслабления (отпускания). Общество, придавая особое значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов, их отрыва от своего органа и преобразования в такие модальности поведения, как «сохранение» и «уничтожение». Борьба за «сфинктерный контроль» в результате придаваемого ему значения со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение нового, автономного Я.

Дошкольный возраст. Третья стадия: инициативность против чувства вины. Будучи твердо уверенным в том, что он - самому себе принадлежащая персона, ребенок теперь должен выяснить, какой же именно персоной он может стать.

Школьный возраст. Четвертая стадия: трудолюбие против неполноценности. Четвертую стадию развития личности характеризует определенная дремотность инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной зрелости, необходимая для того, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности.

Отрочество и юность. Пятая стадия: личностная индивидуальность против ролевого смешения (спутанность идентичности). Пятую стадию характеризует самый глубокий жизненный кризис. К нему приводят три линии развития: 1) бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); 2) озабоченность тем, как подросток выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

Молодость. Шестая стадия: близость против одиночества. Преодоление кризиса и становление эго-идентичности позволяет молодым людям перейти на шестую стадию, содержание которой - поиск спутника жизни, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Теперь молодой человек не боится утраты Я и обезличивания, он способен «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими».

Зрелость. Седьмая стадия: производительность (генеративность) против застоя. Эту стадию можно назвать центральной на взрослом этапе жизненного пути человека. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода), как главные положительные характеристики личности на этой стадии, реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего Я, и это приводит к личностному обогащению. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Старость. Восьмая стадия: целостность личности против отчаяния. Обретя жизненный опыт, обогащенный заботой об окружающих людях, и в первую очередь о детях, творческими взлетами и падениями, человек может обрести интегративность - завоевание всех семи предшествующих стадий развития. Э. Эриксон выделяет несколько ее характеристик: 1) все возрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; 2) постнар-цисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; 3) приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; 4) новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; 5) товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.

В статье анализируются представления сторонников эпигенетической теории эволюции. Отмечается расхождение между ЭТЭ и «синтетической теорией эволюции» по базовым положениям. Несмотря на некоторые спорные утверждения, ЭТЭ является перспективной теорией, которая представляет собой «русскую версию» Evo-Devo .

Теория эволюции является фундаментом современной биологии. Поскольку современное биологическое разнообразие рассматривается как результат эволюции, то его особенности должны объясняться эволюционной теорией. Современная биота, испытывая сильный антропогенный пресс, находится в состоянии, которое можно охарактеризовать как кризисное. На эмпирическом материале показано, что эволюционное развитие биоты фактически представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов (см.: Экологические кризисы, их причины и эволюционная роль.) Также предполагается, что и филогенез представляет собой чередование периодов стазиса, когда онтогенез стабилизирован, и периодов дестабилизации, когда сильно вырастает диапазон изменчивости признаков (см.: Проблема эволюционных новообразований). Проблема заключается в том, что в рамках популяционно-генетического подхода, составляющего основу синтетической теории эволюции (СТЭ) и ориентированного на описание биоты в стабильном состоянии, невозможно наглядно выявить своеобразие кризисных периодов. Поэтому в рамках СТЭ адекватная оценка состояния биоты оказывается в значительной степени сомнительной. По большому счету, СТЭ так и не удалось связать воедино представления о процессах микро- и макроэволюции (см.: Конструктивная критика дарвинизма). Поэтому в настоящее время все большее значение приобретают представления, акцентирующие внимание на неравномерности эволюционного процесса (см.: Теория прерывистого равновесия), а также на выявлении закономерностей макроэволюции.

За рубежом в последнее время фактически сформировалась эволюционная биология развития («Evo-Devo») – направление, основанное на объединении подходов биологии развития (эмбриологии) и морфологии. Как обычно, в англоязычном пространстве не упоминаются работы А.Н. Северцова , который в первой трети прошлого века работал фактически в рамках этого же направления. Хотя в последнее время в Германии историки биологии начинают обращаться к его работам (Levit et al., 2004 , как и к работам других русских эволюционистов (Levit, 2007).

Соответствие между эпигенетическим ландшафтом и морфогенетическим паттерном: А – схема эпигенетического ландшафта в период видового стазиса – по М.А. Шишкину (1988: рис. 26, с изменениями); Б – проекция онтогенетических путей на предполагаемую плоскость модификационного спектра; В – схема эпигенетических связей между вариантами билатерального признака; Г – схема морфогенетического паттерна. N1–N6 – варианты (модусы) признака.

Для билатеральных признаков возможно построение морфогенетического паттерна путем анализа встречаемости разных вариантов (см. рисунок). Основная идея этого методического подхода заключается в том, что проявления признака на правой и левой сторонах обусловлены одним генотипом. Наличие разных вариантов билатерального признака для одной особи означает, что эти различия сформировались в процессе развития и их появление обусловлено эпигенетическими причинами. На этой основе можно построить проекцию эпигенетических связей между вариантами на структуру модификационного спектра. В этом случае для анализа пригодны выборки особей дефинитивных стадий онтогенеза (подробнее см.: Поздняков А.А., 2007. Структура морфотипической изменчивости серых полевок (Microtus: Rodentia, Arvicolidae) с точки зрения эпигенетической теории эволюции // Успехи современной биологии. Т. 127. № 4. С. 416–424).

Палеонтологические данные свидетельствуют о том, что высокий спектр морфотипической изменчивости сохраняется у полевочьих на протяжении сотен тысяч лет, фактически в течение всего времени существования вида. Таким образом, имеющиеся эмпирические данные свидетельствуют против положения ЭТЭ об обязательности сокращения изменчивости и стабилизации фенофонда после завершения видообразования. Конечно, можно предположить, что морфотипическая изменчивость полевок представляет некое исключительное явление, поэтому было бы крайне интересно проверить, как обстоит дело со структурой билатеральной изменчивости в других группах организмов.

В целом, ЭТЭ представляет интерес с разных точек зрения. Строгий преформистский подход, не объясняющий появление новизны в эволюции, ограничен, поэтому ЭТЭ, акцентирующая внимание как раз на механизме возникновения новизны, является перспективной научной теорией. Акцентированность в рамках ЭТЭ на первичности изменения фенотипа в эволюции позволяет рассматривать в одном масштабе морфологические, палеонтологические и эмбриологические данные, что, несомненно, является преимуществом по сравнению с СТЭ, в которой существует пробел между генетическими и морфологическими данными. Целостный подход, принятый в рамках ЭТЭ, позволяет более полно охватить биологические явления, по сравнению с редукционным подходом. C точки зрения методологии природа не может быть полностью описана с помощью единственной теории (Поздняков, 2008), поэтому многообразие теоретических представлений в биологии неизбежно.

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейда и создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества.

К этому выводу он пришел, наблюдая за личностными изменениями, произошедшими с людьми в послевоенной Америке. Люди стали более тревожными, жесткими, подверженными апатии, смятению. Приняв идею неосознанной мотивации, Эриксон в своих исследованиях особое внимание уделял процессам социализации.

Работы Эриксона знаменуют собой начало нового метода исследования психики – психоисторического, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического периода, в котором она живет.

С помощью этого метода Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников – взрослых и детей.

Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

Проводя полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивая их с воспитанием детей в городских семьях США, Эриксон обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный.

Однако, как подчеркивал Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит, – его племя, класс или каста.

Каждой стадии развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – групповой идентичности и эго-идентичности.

Групповая идентичность основана на том, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу и на выработку присущего этой группе мироощущения.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Опираясь на свои труды, Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.

Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

В табл. 2 представлены стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.

Кризисом развития сопровождается формирование всех форм идентичности. По мнению Э. Эриксона, основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Если процессы развития идут удачно, то происходит обретение «взрослой идентичности», а при возникновении трудностей в развитии отмечается задержка идентичности.

Интервал между юностью и взрослым состоянием Эриксон назвал «психосоциальным мораторием». Это время, когда молодой человек методом проб и ошибок стремится найти свое место в жизни.

Бурность протекания данного кризиса зависит от того, насколько удачно были разрешены предыдущие кризисы (доверия, независимости, активности и др.) и от духовной атмосферы в обществе. Если кризис на ранних этапах не был успешно преодолен, может отмечаться задержка идентичности.

Э. Эриксон ввел в психологию понятие ритуализации. Ритуализация в поведении – это построенное на соглашении взаимодействие двух и более людей, которое может возобновляться через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах (ритуал взаимного узнавания, приветствия, критики и др.).

Ритуал, однажды возникнув, последовательно включается в систему, возникающую на более высоких уровнях, становясь частью последующих стадий.

Введение

Эрик Эриксон (1902 - 1994) - один из выдающихся эго-психологов XX века, постфрейдист. Его интересовало эго и его адаптивные способности в развитии индивидуума. Э. Эриксон многое позаимствовал из теорий своих предшественников в психоанализе, и, оставаясь в рамках психоаналитической традиции, он разработал свою периодизацию развития личности, свою психоаналитическую концепцию детства.

«Детство и общество» - его первая книга, опубликованная Эриксоном в 1950 году (переиздана в 1963 году). Ее появление обязано практике психоанализа, как отметил в ней автор. В основном в данной книге рассматриваются связь детства и социальной жизни, Эриксон приводит исследования детства у двух племен африканских индейцев сиу и юрок, он говорит о развитии ЭГО, кризисах, конфликтах и рассматривает юность и идентичность.

О своей книге Эриксон говорит как о «концептуальных путевых заметках», он подчеркивает, что это - книга об исторических процессах «Детство и общество» пользовалась популярностью, и именно благодаря данной книге он был признан ведущим представителем эго-психологии.

Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона

Теория психосоциального, или как еще называют эпигенетического развития, возникла из психоанализа.

Эриксон полагает, что человек в течение всей своей жизни проходит через несколько стадий, универсальных для всего человечества. Раскрытие данных стадий регулируется с помощью эпигенетического принципа созревания. Под эпигенетическим принципом Э. Эриксон подразумевает, во-первых, что личность развивается постепенно, осуществляется переход от ступени к ступени благодаря желанию личности развиваться и двигаться вперед, а, во-вторых, общество, как считает Эриксон, устроено таким образом, что развитие социальных возможностей человека всегда одобряется обществом, оно старается сохранять и поддерживать данную тенденцию.

В своей первой книге «Детство и общество» Э. Эриксон делит всю жизнь человека на «восемь возрастов человека», то есть на стадии психосоциального развития эго. Э. Эриксон утверждает, что стадии - это исход эпигенетического раскрывающегося определенного «плана личности», который передаются генетически.

Эпигенетический принцип, равно как и эпигенетическая концепция развития заключается в том, что каждая стадия жизни человека, его определенного цикла жизни, наступает в определенный для нее момент, или как говорит Эриксон - в «критический период». Не менее важным является и то, что только путем последовательного прохождения в своем развитии таких критических периодов, личность полноценно формируется. Нужно подчеркнуть, что каждая стадия сопровождается определенным для того возраста психологическим кризисом и особой задачей развития. Каждая задача развития, которая выдвигается обществом, заключается в определенном соотношении между двумя крайними полюсами. Результат борьбы и есть развитие личности. При достижении равновесия можно говорить о приобретении новой формы эго-идентичности. При этом решение задач сводится к зависит от достигнутого уровня развития самого индивида.

Хотелось бы остановиться и чуть подробнее поговорить о каждой из восьми стадий психосексуального развития.

Первая стадия (I) - Орально-респираторно-сенсорная, как называет ее Э. Эриксон. Но общепринято называть ее орально-сенсорной стадией. Она состоит из двух фаз, подобно З. Фрейду, но Э. Эриксон вторую фазу в своей книге обозначает Второй стадией (II),которая имеет иной, в отличие от первой стадии, модус.

Понятие модус органа Э. Эриксон трактует подобно З. Фрейду - как зону концентрации сексуальной энергии, но в отличие от него, Э. Эриксону важен не столько сам орган, сколько его направленность функционирования. Например, если в младенческом возрасте эрогенная зона - это рот ребенка, то Фрейд рассматривает лишь саму эрогенную зону, т.е. рот, а Э. Эриксон способность получать (toget)через рот.

Теперь, мы можем подробнее рассмотреть данную стадию. Как было сказано выше, она состоит из двух фаз (стадий I иII):

В первой фазе (I стадии) данной стадии рассматривается эрогенной зоной орган - рот, он же формирует определенный модус развития, а именно доминирующие качества личности.Модальностью рта определяется сосание, то есть получение (toget) через рот пищи. Получение - это первая социальная модальность младенца, которую он постигает в жизни. Оптимальная совокупная ситуация, которая подразумевает готовность малыша получать то, что дают, заключается во взаимном регулировании малыша с матерью, которая позволит ему развивать способы получать по мере ее развития способов давать. За такую координацию для малыша высшая награда либидального удовольствия - удовольствие «оральное». Как пишет Э. Эриксон, - «По-видимому, рот и сосок - всего лишь центры общей ауры сердечного тепла и взаимности, которой наслаждаются и на которую отзываются релаксацией не только эти центральные органы, но и оба целых организма».

На этой стадии младенец живет и любит только посредством рта, а мать посредством своей груди. Господствующим модусом органа на данной стадии является первый из пяти - «инкорпоративный 1», при этом нельзя отвергать наличие других 4-х модусов («инкорпоративный 2», «ретентивный», «элиминативный», «интрузивный»), ведь для функционирования каких-либо телесных зон с впускно-выпускными отверстиями необходимо наличие всех модусов во вспомогательных ролях.

Как считает Э. Эриксон, младенец, получая то, что дают, и, научаясь заставлять другого делать то, чего бы ему хотелось, развивает ту необходимую основу своего эго, чтобы потом стать тем, кто дает. Этого можно достичь только посредством взаимной релаксации. Если этого не происходит, то ситуация взаимного регулирования распадается на попытки контролировать друг друга путем принуждения или фантазии, а в данном случае, младенец будет стараться получить то, чего не дополучил главным на тот момент стадии образом - сосанием, и делать он будет это посредством своей беспорядочной активности.

Во второй фазе (II стадии; возраст: Рождение - 1 год) главным органом так же является рот, но в качестве модальности выступает уже кусание, а не сосание, это происходит в связи с тем, что у ребенка режутся зубы. Социальной модальностью в данной фазе является взятие (taking) и удерживание (holdingonto) разных предметов. Модусом органа является 2-й модус «инкорпоративный 2». На данной стадии ребенок должен совершенствовать механизмы схватывания, исследования, а также присваивания всего, что будет находиться в пределах его досягаемости. Такое совершенствование происходит по мере того, как он научается перекатываться со спинки на животик, менять позы, приподниматься и садиться в своей кроватке. Однако именно в этом периоде появляются в жизни ребенка «добро» и «зло», конечно же, если прежде базисное доверие не было затронуто на первой стадии. Даже самое доброжелательное окружение, как говорит Э. Эриксон, не убережет ребенка от травматического изменения. Здесь сталкивается развитие импульсов и механизмов хватания, прорезывание зубов с возможным процессом отнятия от груди и отделения от матери. Как утверждает Э. Эриксон, момент отлучения от груди из-за кусания может быть началом разделенности, когда гнев ребенка, обращенный на зубы, мучающие его, направленный против лишающей груди матери сливается вместе с яростью, вызываемой бессилием своего собственного тела, и ведут к переживаю (садомазохистского характера) - сильного смятения, которое оставляет после себя ощущение, что когда - то давно человек разрушил единство с материнской средой.

Поэтому при внезапном отнятии от груди ребенка, мать должна компенсировать это своей эмоциональной поддержкой, успокаивающим присутствием, нежностью и лаской. При утрате любви матери ребенок же идет по пути младенческой депрессии или хроническому состоянию печали, который придаст всей будущей его жизни депрессивный оттенок.

На данной стадии возникает конфликт «базисное доверие против базисного недоверия», и в зависимости от того, в пользу какого из полюсов он разрешается, определяется особая задача развития, вследствие которой, у младенца зарождаются базисные чувства доверия или же недоверия к себе и миру.

Вторая стадия (III стадия; возраст:1-3 года), или третья стадия по Э. Эриксону называется анально-уретрально-мышечная (общепринято, как и анально-мышечная). Эрогенной зоной данной стадии являются выделительные органы, которые имеют свою модальность - опорожнение кишечника и мочевого пузыря, от чего дети получают удовольствия на данном этапе. Также на данном этапе развиваются новые социальные модальности - отпускание (lettinggo) и удержание (holdingon). Благодаря развитию мышечной системы и более регулярному стулу, ребенку становится доступным способность произвольного расслабления, выталкивания и удержания и их чередования по желанию. Анальная зона является модальной зоной двух модусов, конфликтующих между собой, которые впоследствии должны сменять друг друга. Модусы органа - «ретентивный» и «элиминативный». В этом возрасте дети то хранят или прячут различные предметы, то выкидывают их от себя, все это объясняется ретентивно-эмилинативными модусами.

Если ребенка на данном этапе его развития лишать возможности расслабленно и без принуждения удовлетворять свою потребность, то он будет искать удовлетворения и контроля, регрессируя, либо фальшиво прогрессируя, поскольку будет чувствовать себя лишенным власти в своем теле и бессильным во внешнем мире.

В данной стадии возникает второй конфликт, в котором автономия борется против стыда и сомнения. Для того, чтобы конфликт этой стадии развернулся в положительную сторону, младенец должен чувствовать, что его базисное доверие не находится под угрозой. В зависимости от того, в чью пользу разрешается конфликт, определяется его задача развития, вследствие которой, младенец может приобрести такие качества, как независимость и самостоятельность, либо стыда и сомнения в своих действиях.

Третья стадия (IV стадия по Э. Эриксону; возраст:3-6 лет) называется локомоторно-генитальная. Эрогенная зона - это гениталии. Модальностью является интерес к гениталиям обоих полов. Появляется новая социальная модальность «делания» («maling»), имеются в виду такие занятия, которые принесут выгоду, преимущество и др., т.е. занятия, приносящие личностный успех. В данной стадии господствует модус органа «интрузивный». Именно он служит признаком фантазий и «подобных» активностей. Все они заключаются в интрузии (вторжении) в другие тела, например, посредством напористого и агрессивного говорения производится вторжение в умы и уши других людей. В данной стадии мальчики сталкиваются с пониманием того, что в половой сфере он уступает родителям. Некоторые следствия такого понимания составляют эдипов комплекс, который был описан З. Фрейдом. Девочки же сталкиваются с пониманием того, что у них нет пениса, как у мальчиков, поэтому они становятся не в состоянии поддерживать мечты о сексуальном равенстве. Что касается социальной модальности, то у мальчиков акцент на «делании» фаллически-интрузивными способами сохраняется, а у девочек он смещается к «деланию» с помощью приставания и провоцирования, либо делая себя привлекательной. В данном случае ребенок развивает в себе инициативу.

Однако «Эдиповы» желания ведут к смутным фантазиям, которые граничат с насилием и убийством, следствием чего является глубокое чувство вины. Данная ситуация предполагает, что происходит разрешение третьего конфликта - конфликта между инициативой и чувством вины. На этом заканчивается теория инфантильной сексуальности.

Четвертую стадию (V стадия по Э. Эриксону; возраст:6-12 лет) Э. Эриксон называет периодом психосексуального моратория, также эта стадия известна в психоанализе как латентная. Тут имеет место рудиментарный генеративный модус. С наступлением латентного периода развитый ребенок забывает или сублимирует потребность «делания» и учится заниматься полезным трудом и ищет признания. Можно сказать про этот период - «дремлющая сексуальность». Опасность стадии заключается в чувствах неполноценности и неадекватности. Как говорит Э. Эриксон, - «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность»

В Латентной стадии ищет решения следующий конфликт - конфликт трудолюбия против чувства неполноценности, в связи с чем, решается задача развития.

Пятая стадия (Возраст:12-19 лет)- Подростковая. Главное событие нормально развивающейся личности ребенка - установление эго-идентичности или интеграции, которая представляет собой накопленный опыт возможности эго интегрировать все идентификации с проблемами либидо. Таким образом «чувство идентичности эго - есть уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры»» (Э. Эриксон, с.250). Другими словами подросток осознает образ его «Я», а также свое место в мире, он четко представляет, кем он является. Но существует опасность смешения ролей, не редко бывает сомнение в половой идентичности, но чаще подростков беспокоит неспособность понять свою профессиональную идентичность.

Тут подростку необходимо решить все свои старые задачи и обрести целостность личности. Поэтому конфликтом данной стадии является борьба между идентичностью и смешением ролей. Вследствие чего, задачей становится осознание себя и своего места в мире, а отрицательным полюсом является неуверенность в осознании собственного «Я»

Шестая стадия (Возраст:20-25 лет)называется Ранняя зрелость (или Молодость). Как пишет Э. Эриксон в своей монографии, - «Новоиспеченный взрослый, появившийся в результате поисков и упорного отстаивания собственной идентичности, полон желания и готов слить свою идентичность с идентичностью других». Это говорит о том, что настала стадия для поиска своего спутника жизни. Стремлением к этому является овладение всеми своими модальностями поведения. Все модусы органа уже подчинены самому индивиду, и не диктуют ему путь развития, как в ранее разобранных стадиях. Опасностью на данной стадии является одиночество или изоляция, люди, у которой задачей развития стало одиночество, обычно готовы изолировать или уничтожить тех людей, которые кажутся им опасными для них самих. Это говорит о отголосках непринятия своей идентичности на предыдущей стадии. Также на данной стадии мы можем сказать о генитальности в последний раз, ведь на данной стадии проявляется именно истинная генитальность. Не стоит понимать любовь как сексуальное влечение, говорил Э. Эриксон, также он полагал, что появление такого зрелого чувства любви подготавливает переход на следующую стадию.

Конфликт на данной стадии заключается в борьбе между близостью и изоляцией. Конфликт разрешается решением задачи развития в ту или иную сторону.

Седьмая стадия (Возраст:26-64 лет) называется Средняя зрелость (или Зрелость). Э. Эриксон говорит о том, что зрелый человек хочет чувствовать себя нужным, а зрелость нуждается в одобрении со стороны своих детей и внуков, о которых должна заботиться. Под генеративностью Э. Эриксон понимает полную заинтересованность в том, как устроена жизнь нового поколения и в заинтересованности его наставления. В тех случаях, когда не удается достичь генеративности, формируется регрессия с потребностью псевдоблизости, чаще всего с чувством обеднения личной жизни.

Тут имеет место конфликт между генеративностью и стагнациями. Задачей этого периода является противостояние творческих сил человека против застоя в жизни.

Восьмая стадия (Возраст:65 лет - смерть) - Поздняя зрелость (Старость). Последняя стадия включает в себя целостность эго, четкого определения Э. Эриксон не дает, но приводит несколько примеров. Целостность эго - это уверенность в стремлении к порядку и смыслу. Это - постнарциссическая любовь (не себя), как переживание опыта. Это - принятие своего цикла жизни как правильного и верного, не требующего перемен. Это - хорошие отношения с образом жизни и с прошлыми занятиями, увлечениями. В таком случае «смерть теряет свою мучительность», - как выразился Э. Эриксон. Но есть и другой исход жизни, это отсутствие или утрата всей накопленной интеграции эго, оно выражается в страхе смерти. Отчаяние выражает мысли о том, что времени осталось мало, чтобы попытаться что-то изменить.

В стадии Старости либо личность приобретает целостное представление о себе, либо разочаровывается в жизни и отчаивается. Так выражена задача развития данного периода. А решается она к конфликте между целостностью эго и отчаянием.

Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда

Эрик Эриксон являлся одним из последователей Зигмунда Фрейда. Он многое позаимствовал из его теории, но и предложил свою собственную теорию.

Начать нужно с того, что Э. Эриксон говорит о психосоциальном развитии, в отличие от З. Фрейда, выдвигает свое положение о психосексуальном развитии.

Но при этом Э. Эриксон объясняет структуру личности так же, как делал это З. Фрейд.

Их методы исследования психики различались, у Э. Эриксона - психо-исторический метод, Э. Фрейд работал посредством психоанализа.

Самым главным отличием концепции Э. Эриксона является выделение восьми стадий психосоциального развития личности, у З. Фрейда их всего пять, но первые 4 стадии имеют схожую идею.

Они оба использовали понятие сексуальной энергии либидо.

Э. Эриксон рассматривает периоды от рождения до самой смерти, З. Фрейд же ограничивает развитие личности восемнадцатью годами.

У З. Фрейда ребенок развивается только в определенной системе: отец, мать и ребенок, Э. Эриксон же больше внимания уделяет ребенку в социокультурной среде.

Эриксон рассуждает о кризисах и задачах развития, с которыми сталкивается каждый человек, проходя какую-то определенную стадию развития.

Данные ученые по-разному трактовали влияние бессознательного на жизнь человека. Э. Эриксон старался понять, каковы способности человека для преодоления каких-либо трудностей. З. Фрейд же связывал это влияние с пережитыми психическим травмами в детстве.

Как говорилась выше, модус органа они трактуют так же по-разному. Повторюсь, для З. Фрейда модусом органа являлся сам орган, как зона концентрации сексуальной энергии, а для Э. Эриксона модусом органа являлась его направленность функционирования.

Виды идентичности

Поскольку каждой определенной стадии психосоциального развития отвечают свои общественные ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, решив задачу своего развития, тогда он либо принимается обществом, либо общество отвергает его. В связи с этим положением Э. Эриксон решил выделить два главных понятия своей концепции - это понятия групповой идентичности и эго-идентичности.

Групповая идентичность - это определенным образом ориентированное на включение в социальную группу воспитание жизни ребенка с первого дня его жизни, которое направлено на формирование мироощущения характерного для данной группы.

Идентичность эго - обладает свойством формироваться одновременно с групповой идентичностью. Эго-идентичность - это такое чувство идентичности, которое формирует чувство устойчивости, непрерывности и тождественности своего «Я». Можно сказать, что эго-идентичность - это и есть целостность личности.

Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства)

Понятие модус органа Э. Эриксона разбиралось в первом разделе, но повторим.

Модус органа - это зона концентрации сексуальной энергии, которую Эриксон понимает как функциональную направленность самого органа, но не как сам орган.

Снова приведем пример, если в младенческом возрасте эрогенная зона - это рот ребенка, а модальностью будет, например, сосание или кусание, то направленностью функционирования будет способность получать (toget)или взятие (taking) и удерживание (holdingonto). Так же это называется социальными модальностями.

Если рассматривать эпигенетическую карту, которую Э.Эриксон составляет по ходу написания книги, то мы увидим там, что он дал названия пяти модусам, каждый из которых означает социальную модальность. Каждая зона взаимодействует со всем и модусами. Эриксон связывает эти модусы с тремя зонами - «орально-сенсорной», «анальной», «генитальной». Но на каждой стадии развития господствует лишь один модус.

Инкорпоративный 1 - (от лат. incorporatio)Инкорпорация - это включение в свой состав, присоединение.

Инкорпоративный 2

Ретентивный - задерживание, удерживаие, сдерживание.

Элиминативный - выведение, устранение, отпускание.

Интрузивный - (от лат. intrusus - втолкнутый) - это активное внедрение во что-либо.

Тем основным конфликтом, который можно выделить, проанализировав теорию психосоциального развития Э. Эриксона, является как раз сам факт преодоления проблем, которые возникают в результате соотнесения одного модуса с какой-либо зоной.

Изначально базисное доверие формируется у младенца в первую очередь посредством материнской груди, материнской заботы, ласки и любви.

Э. Эриксон говорит о том, что младенцу необходимо обрести базисное доверие к себе и к миру, чтобы нормально развиваться дальше.

Виды кризисов. Их характеристика и значение

Кризис, как считает Э. Эриксон - это «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Если сказать иными словами, то кризисы необходимы для достижения зрелости какого-то определенного уровня, чтобы появилась возможность соответствовать требованиям социума, которое предъявляет индивиду свои социальные требования.

Таким образом, кризис - это необходимый внезапный поворот, за которым следует либо развитие личности, либо ее регрессия.

Для разрешения кризиса на протяжении всех 8 стадий перед индивидом встают конфликты, борьба в которых происходит между двумя полюсами, между двумя крайними возможностями исхода событий в будущем индивида. Таким образом эти конфликты и являются задачами развития, ведь, только решим конфликт, перед индивидом встанет задача. Результат борьбы и есть развитие личности. Но не всегда результат бывает положительным в ситу тех или иных причин, поэтому личность, развиваясь, может в определенный момент регрессировать.

Основные конфликты и задачи мы разбирали более подробно в первой части данной анализа монографии, где указывали их характеристику, поэтому лишь повторимся. Решение этих задач - есть решение кризиса.

Базисное доверие против базисного недоверия.

Автономия против стыда и сомнения.

Инициатива против чувства вины.

Трудолюбие против чувства неполноценности

Идентичность против смешения ролей

Близость против изоляции

Генеративность против стагнации

Целостность эго против отчаяния

Название теории происходит от гречеих слов: «epi» - над, сверх, после и «genesis», что означает происхождение.

Согласно модели Эрика Эриксона , человеческое существование зависит от трёх взаимосвязанных процессов: биологического, психического и общественного.

«Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.

Решение задачи, согласно Э. Эриксону , зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живёт. В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные качества личности.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения.

Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.

Задача «игрового» (дошкольного) возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

В период обучения в школе встаёт новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного «Я» […]

Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.

При воспитании ребёнка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, Кризисы, по Э. Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера, М., «Пер’сэ», 2005 г., с. 45-46.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!