Есенин любовь к животным. Тема животных в лирике (Есенин С

Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клен, Но припомнил я девушку в белом, Для которой был пес почтальон. Не у всякого есть свой близкий, Но она мне как песня была, Потому что мои записки Из ошейника пса не брала. Никогда она их не читала, И мой почерк ей был незнаком, Но о чем-то подолгу мечтала У калины за желтым прудом.

Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... уехал... И вот Через годы... известным поэтом Снова здесь, у родимых ворот. Та собака давно околела, Но в ту ж масть, что с отливом в синь, С лаем ливисто ошалелым Меня встрел молодой ее сын. Мать честная! И как же схожи! Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе, И хоть снова записки пиши. Рад послушать я песню былую, Но не лай ты! Не лай! Не лай! Хочешь, пес, я тебя поцелую За пробуженный в сердце май? Поцелую, прижмусь к тебе телом И, как друга, введу тебя в дом... Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. 1924 г.

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб­рых друзей", - говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин - глубокий и самобытный мысли­тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений - современника не­виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: "Я пел тогда, когда был край мой болен."

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

("Матушка в купальницу по лесу ходила...", 1912);

"Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть"

("Не жалею, не зову, не плачу...", 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) - самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

"Синее небо, цветная дуга,

<...>

Край мой! Любимая Русь и Мордва!";

"Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес";

"О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку..."

"синь сосет глаза"; "пахнет яблоком и медом"; "Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей"; "Звени, звени златая Русь...".

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия "край", "Русь", "родина" ("Русь", 1914; "Гой ты, Русь, моя родная...", 1914; "Край любимый! Сердцу снятся...", 1914; "Запели тесаные дроги...", <1916>; "О верю, верю, счастье есть...", 1917; "О край дождей и непогоды...", <1917>).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления - более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него - не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: "рыжий ласковый осленок", "отрок", "схимник", "тонкогубый", "пляшет трепака". Месяц - "жеребенок", "ворон", "теленок" и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 - очень высокий коэффициент; ср. у "звездного" Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает "месяц" (18 из 20), а в поздних - луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций - "лошадиная морда", "ягненок", "рог", "колоб", "лодка"; луна - это прежде всего свет и вызванное им настроение - "тонкий лимонный лунный свет", "отсвет лунный, синий", "луна хохотала, как клоун", "неуютная жидкая лунность". Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин - создатель единственного в своем роде "древесного романа", лирический герой которого - клен, а героини - березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают "портретными" подробностями: у березы - "стан", "бедра", "груди", "ножка", "прическа", "подол", у клена - "нога", "голова" ("Клен ты мой опавший, клен заледенелый..."; "Я по первому снегу бреду..."; "Мой путь"; "Зеленая прическа..." и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения - липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с "братьями меньшими" ("Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова", "Сукин сын", "Я обманывать себя не стану..." и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни - чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности ("Этой грусти теперь не рассыпать...", 1924; "Отговорила роща золотая...", 1924; "Какая ночь! Я не могу...", 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, - разлука с отчим домом и возвращение на свою "малую родину": образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний ("Я покинул родимый дом...", 1918; "Исповедь хулигана", 1920; "Эта улица мне знакома...", <1923>; "Низкий дом с голубыми ставнями...", <1924>; "Я иду долиной. На затылке кепи...", 1925; "Анна Снегина", 1925).

Впервые с такой остротой - и опять же после Баратынского - поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: "живых коней победила стальная колесница"; "...сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе"; "как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон" ("Сорокоуст", 1920; "Я последний поэт деревни...", 1920; "Мир таинственный, мир мой древний...", 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить "каменное и стальное", разлюбить "бедность полей" ("Неуютная жидкая лунность", <1925>).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

"Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!";

"Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром...".

Есенинская поэзия природы, выразившая "любовь ко всему живому в мире и милосердие" (М.Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: "Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде..."; "не звенит лебяжьей шеей рожь"; "ягненочек кудрявый - месяц // Гуляет в голубой траве" и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина. Это, ко­нечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы совре­менности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» - это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к форме народ­ных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Показательно, что в поэзии Есенина человек - органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».

Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предста­ют у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень поэт сравни­вает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него - серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет - «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюблен­ным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.

Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы хрис­тианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.

Пойду в скуфейке, светлый инок,

Степной тропой к монастырям.

Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:

С улыбкой радостного счастья

Иду в другие берега,

Вкусив бесплотного причастья

Животный мир в творчестве С. А. Есенина. В произведениях С. А. Есенина нам представлены красочные картины природного мира. Это желтеющая осень или белая береза, которая приветливо качает своими ветками за окном. Но не меньшее место в творчестве поэта занимает и мир животных. Каждый из этого царства имеет особенные повадки и характер и живет в своей родной стихии. На какие же качества животных обращает внимание в своих произведениях поэт?

Одними их них являются стихи о собаках: «Песнь собаке» и «Собаке Качалова». Название обоих произведений говорит о том, что мы встретимся с образами собак, верных друзей человека. Поэтому лирической герой в стихотворении «Собаке Качалова» не стыдится обращаться к нему, другу знаменитого человека, со своими самыми сокровенными мыслями. Джим многих повидал на своем пути, но именно лирическому герою должен дать лапу на счастье.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Монолог лирического героя, который представлен в стихотворении, показывает нам, что жизнь ставит перед ним очень сложные вопросы. И он с помощью своего благодарного слушателя убеждается в том, что в ней есть много прекрасного и красивого. Поэтому стоит жить на свете и радоваться каждому дню, тем более когда рядом с тобой такой искренний друг. Но собака не только лирического героя, но и других гостей Качалова встречает приветливо. В ней нет ни злобы, ни предубеждения против людей и незнакомцев. Возможно, что именно такая искренность и привлекает лирического героя. Подобная простота встречается и в бесхитростном описании животного. Джим дьявольски красив, но в то же время весьма доверчив. Он всегда готов расцеловать того, кто ему приглянулся.

Именно такая простота и отзывчивость покоряет сердце лирического героя, и он приоткрывает тайну того, что гложет его душу. Это образ любимой. Возможно, что собака уже видела ее раньше, поэтому без труда может узнать. А если нет, то ей подскажут уже знакомые черты грусти и печали.

По последней строфе произведения, мы понимает, что лирический герой в чем-то виноват перед своей дамой сердца. Поэтому он надеется, что Джим сможет их, если не помирить, то хотя бы с помощью своей искренности и доброжелательности попросить прощение. И она непременно должна поверить в правдивость поведения собакии раскаяние самого лирического героя.

Она придет, даю тебе поруку

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

В стихотворении неважно, какой породы собака, какие имеет внешние признаки. Важно другое - ее душевное состояние, которое выражается в доверчивости и приветливости. Именно такие качества и нужны в данный момент лирическому герою. Поэтому он решается Джиму раскрыть душу и рассказать о своей печали. Ведь только такой искренний товарищ способен хоть на миг развеять его скуку и подарить лучик надежды, убеждающий в том, что стоит жить на этом свете.

Образы животных в стихотворениях Есенина не только являются своеобразным оформлением для отражения внутреннего мира героя. Они ценны для поэта как человека, так и в своих природных проявлениях. Такова «Песнь о собаке». Она представляет собой правдивую зарисовку из жизни животного. У собаки появилось семеро кутят. Она очень рада их рождению, поэтому не отходит на них ни на шаг. Мать старается сделать все, чтобы им было уютно и-тепло.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

Но ее счастье длится недолго. Мужик топит кутят. И собака снова остается одна. Она в очередной раз убеждается в том, что жизнь весьма несправедлива.

Поэт смог найти слова, чтобы показать тоску и грусть собаки в тот момент, когда она лишилась своих детенышей. Например, даже месяц казался ей щенком. При этом глубокая печаль отразилась в глазах самой собаки.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

По мнению В. Леденева, многие стихотворения Есенина о животных создавались в период военных действий. И они в очередной раз напоминали о том, что следует осуждать зло и насилие и хранить в своем сердце и на земле добро и человечность.

К таким вопросам поэт обращается в стихотворении «Корова». В ней тоже поднимается тема матери, которая не увидит своего сына -белого телка. Но в этот раз беда происходит не только с ее детенышем, но и с самой коровой - ее поведут на убой. Поэт и в этом произведении находит слова и краски для того, чтобы показать душевное состояние своей героини - коровы.

Сердце неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

На этом примере Есенин показывает, что и животным свойственны различные душевные порывы и сомнения. Они не чужды человеческим чувствам и всегда бесхитростны в своих стремлениях и поступках.

В стихотворении «Корова» нет пафосных слов и описаний. Течение повествования подчинено общей тональности самого произведения. В некоторых строчках даже слышна безысходность.

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

А когда это происходит с коровой, то стихотворение обрывается. Но кажется, лирический герой не хочет, чтобы и в нашей душе сохранились такая же безысходность. Поэтому он говорит о том, что в этой миг с ней была целительная сила природа. Она помогла выжить в этой страшной катастрофе. Корова, являясь частичкой природы, именно в ней она находит успокоение, так как не может найти этого его среди жестоких людей, которые смогли уничтожить не только сына, но и ее саму. Но последняя картина, которая возникает перед животным наполнена светом - белая роща, и зеленым цветом надежды - травяные луга.

Снится ей белая роща

И травяные луга.

Поведение домашних животных и так могут быть нам понятны. Мы можем догадываться о том, что с ними происходит, если знаем историю их существования. Но Есенин в своем творчестве обращается и к диким представителям природы, например лисице. В стихотворении «Лисица» главная героиня снова сталкивается с жестокостью людского общества. Но для животного он замкнут рамками его мира.

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

Тонкой прошвой кровь отмежевала

На снегу дремучее лицо.

В этом отрывке поэт использует всего одно определение для описания облика лисицы - дремучий. Так в одном слове он показывает всю грусть и боль животного, его ожесточение против того мира, который принес столько горя. Поэт весьма подробно описывает состояние лисицы после того как ей удалось уйти от погони. Кажется, что перед нами живой человек, а не загнанный в лесу зверь. В стихотворении создается контрастная картина не только на цветовом уровне, но и на уровне ощущения и изображения противоположных картин, пожара и холодного снега.

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах - как прелая морковь…

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

В своем поэтическом творчестве Есенин обращается к разным представителям животного мира. С помощью подобных образов показаны картины из жизни братьев наших меньших. При этом поэт использует очень емкие определения, для того чтобы всего с помощью нескольких строф мы могли представить быт и атмосферу их существования. В небольших поэтических творениях перед нами проходит их судьба, как в случае с коровой, или небольшой, но роковой эпизод из жизни на примере собаки и лисицы.

Однако животный мир, о чем мы часто забываем, способен приносить успокоение именно человеку. Своей искренностью и заинтересованностью его представители могут вылечить израненную душу и стать проводником к тому, кто был незаслуженно обижен. Так, животный мир входит в поэтическое полотно со своими проблемами, жизненным опытом и надеждами на то, что мир, возможно, когда-нибудь измениться к лучшему. И в этот момент рядом с нами будут надежные и верные друзья - братья наши меньшие.

1. Проводник из мира тоски и уныния.
2. Зарисовки из жизни животных.
3. Отражение душевного мира зверей.
4. Жестокий мир людей.
5. Надежда на спасение.

Человек в сущности есть дикое ужасное животное.
А. Шопенгауэр

В произведениях С. А. Есенина нам представлены красочные картины природного мира. Это желтеющая осень или белая береза, которая приветливо качает своими ветками за окном. Но не меньшее место в творчестве поэта занимает и мир животных. Каждый из этого царства имеет особенные повадки и характер и живет в своей родной стихии. На какие же качества животных обращает внимание в своих произведениях поэт?

Одними их них являются стихи о собаках: «Песнь собаке» и «Собаке Качалова». Название обоих произведений говорит о том, что мы встретимся с образами собак, верных друзей человека. Поэтому лирической герой в стихотворении «Собаке Качалова» не стыдится обращаться к нему, другу знаменитого человека, со своими самыми сокровенными мыслями. Джим многих повидал на своем пути, но именно лирическому герою должен дать лапу на счастье.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с гобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.

Монолог лирического героя, который представлен в стихотворении, показывает нам, что жизнь ставит перед ним очень сложные вопросы. И он с помощью своего благодарного слушателя убеждается в том, что в ней есть много прекрасного и красивого. Поэтому стоит жить на свете и радоваться каждому дню, тем более когда рядом с тобой такой искренний друг. Но собака не только лирического героя, но и других гостей Качалова встречает приветливо. В ней нет ни злобы, ни предубеждения против людей и незнакомцев. Возможно, что именно такая искренность и привлекает лирического героя. Подобная простота, встречается и в бесхитростном описании животного. Джим дьявольски красив, но в то же время весьма доверчив. Он всегда готов расцеловать того, кто ему приглянулся.

Именно такая простота и отзывчивость покоряет сердце лирического героя, и он приоткрывает тайну того, что гложет его душу. Это образ любимой. Возможно, что собака уже видела ее раньше, поэтому без труда может узнать. А если нет, то ей подскажут уже знакомые черты грусти и печали. По последней строфе произведения, мы понимает, что лирический герой в чем-то виноват перед своей дамой сердца. Поэтому он надеется, что Джим сможет их, если не помирить, то хотя бы с помощью своей искренности и доброжелательности попросить прощение. И она непременно должна поверить в правдивость поведения собаки и раскаяние самого лирического героя.

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

В стихотворении неважно, какой породы собака, какие имеет внешние признаки. Важно другое — ее душевное состояние, которое выражается в доверчивости и приветливости. Именно такие качества и нужны в данный момент лирическому герою. Поэтому он решается Джиму раскрыть душу и рассказать о своей печали. Ведь только такой искренний товарищ способен хоть на миг развеять его скуку и подарить лучик надежды, убеждающий в том, что стоит жить на этом свете. Образы животных в стихотворениях Есенина не только являются своеобразным оформлением для отражения внутреннего мира героя. Они ценны для поэта как человека, так и в своих природных проявлениях. Такова «Песнь о собаке». Она представляет собой правдивую зарисовку из жизни животного. У собаки появилось семеро кутят. Она очень рада их рождению, поэтому не отходит на них ни на шаг. Мать старается сделать все, чтобы им было уютно и тепло.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

Но ее счастье длится недолго. Мужик топит кутят. И собака снова остается одна. Она в очередной раз убеждается в том, что жизнь весьма несправедлива.

Поэт смог найти слова, чтобы показать тоску и грусть собаки в тот момент, когда она лишилась своих детенышей. Например, даже месяц казался ей щенком. При этом глубокая печаль отразилась в глазах самой собаки.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

По мнению В. Леденева, многие стихотворения Есенина о животных создавались в период военных действий. И они в очередной раз напоминали о том, что следует осуждать зло и насилие и хранить в своем сердце и на земле добро и человечность.

К таким вопросам поэт обращается в стихотворении «Корова». В ней тоже поднимается тема матери, которая не увидит своего сына — белого телка. Но в этот раз беда происходит не только с ее детенышем, но и с самой коровой — ее поведут на убой. Поэт и в этом произведении находит слова и краски для того, чтобы показать душевное состояние своей героини — коровы.

Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.

На этом примере Есенин показывает, что и животным свойственны различные душевные порывы и сомнения. Они не чужды человеческим чувствам и всегда бесхитростны в своих стремлениях и поступках.

В стихотворении «Корова» нет пафосных слов и описаний. Течение повествования подчинено общей тональности самого произведения. В некоторых строчках даже слышна безысходность.

Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.

А когда это происходит с коровой, то стихотворение обрывается. Но кажется, лирический герой не хочет, чтобы и в нашей душе сохранились такая же безысходность. Поэтому он говорит о том, что в этой миг с ней была целительная сила природа. Она помогла выжить в этой страшной катастрофе. Корова, являясь частичкой природы, именно в ней она находит успокоение, так как не может найти этого его среди жестоких людей, которые смогли уничтожить не только сына, но и ее саму. Но последняя картина, которая возникает перед животным наполнена светом — белая роща, и зеленым цветом надежды — травяные луга.

Снится ей белая роща
И травяные луга.

Поведение домашних животных и так могут быть нам понятны. Мы можем догадываться о том, что с ними происходит, если знаем историю их существования. Но Есенин в своем творчестве обращается и к диким представителям природы, например лисице. В стихотворении «Лисица» главная героиня снова сталкивается с жестокостью людского общества. Но для животного он замкнут рамками его мира.

На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.

В этом отрывке поэт использует всего одно определение для описания облика лисицы — дремучий. Так в одном слове он показывает всю грусть и боль животного, его ожесточение против того мира, который принес столько горя. Поэт весьма подробно описывает состояние лисицы после того как ей удалось уйти от погони. Кажется, что перед нами живой человек, а не загнанный в лесу зверь. В стихотворении создается контрастная картина не только на цветовом уровне, но и на уровне ощущения и изображения противоположных картин, пожара и холодного снега.

Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь...
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.

В своем поэтическом творчестве Есенин обращается к разным представителям животного мира. С помощью подобных образов показаны картины из жизни братьев наших меньших. При этом поэт использует очень емкие определения, для того чтобы всего с помощью нескольких строф мы могли представить быт и атмосферу их существования. В небольших поэтических творениях перед нами проходит их судьба, как в случае с коровой, или небольшой, но роковой эпизод из жизни на примере собаки и лисицы.

Однако животный мир, о чем мы часто забываем, способен приносить успокоение именно человеку. Своей искренностью и заинтересованностью его представители могут вылечить израненную душу и стать проводником к тому, кто был незаслуженно обижен. Так, животный мир входит в поэтическое полотно со своими проблемами, жизненным опытом и надеждами на то, что мир, возможно, когда-нибудь измениться к лучшему. И в этот момент рядом с нами будут надежные и верные друзья — братья наши меньшие.

Открытый урок по русской литературе в 7 классе

Учитель: Бродинская С.В.

Тема: Животный мир в творчестве С.А. Есенина.

Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями творчества С.А.Есенина.

2. Расширить знания детей по разделу «Художественные средства выразительности в произведении».

Закрепить полученные знания по теме «Рифма и ее виды», «Композиция произведения», развивать речь учащихся, их художественное воображение, творческое мышление.

3. Формировать у детей чувство сострадания и ответственности по отношению к животному миру.

Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие. Оглашение целей. На доске портрет С.Есенина.

(На интерактивной доске идёт показ слайдов, звучит фрагмент романса на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая…»)

2. Знакомство с новой темой - биографией С.Есенина, его творчеством.

Прослушивание романсов на стихи поэта: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери».

Просмотр слайдов о поэте.

3.Знакомство со стихами «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».

Задание по группам: поработать с учебником. 1 группа стр.200, 2 группа стр.201, 3 группа стр.205,прочитать информацию о животном, составить группой ответ по прочитанному (стратегия «Изображение основной идеи»), нарисовав в виде схем или рисунков.

4.Защита проектов.

5.Чтение стихотворения «Корова». Анализ стиха.

1.Стратегия « Воображение»

    Что мы видим.

    Что мы слышим.

    Какие запахи мы ощущаем.

Работа в тетрадях. Запись числа, темы, названия произведения.

2. Записать образы , встречающиеся в произведении. Найти аллитерацию, для чего она используется автором?

3.Что испытывает читатель, знакомясь с этим произведением, поэт?

Чтение стихотворения «Песнь о собаке».

О чём это произведение? Найти средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, найти в тексте эпитеты (простые).

Стратегия «Свободное письмо». Написать письмо хозяину. Зачитать письма.

Чтение стихотворения «Лисица». Анализ стиха. Определить количество строф. Работа над рифмой (смежная, перекрёстная , кольцевая или опоясанная), мужская, женская, дактилическая, клаузулическая.

Составление сказки со счастливым концом. Учащиеся устно по очереди составляют сказку с героями: лисица, собака, корова, других героев они выбирают сами. Вспомнить строение произведения: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

6. Закрепление. В классе 11 человек. Для каждого придуманы свои задания. Их необходимо найти в классе.

1.Что такое олицетворение?

2.Что называется аллитерацией?

3.Какие образы использовал С.Есенин в своих стихах?

4.Что объединяет эти три стихотворения?

5.Назвать годы жизни С.А.Есенина.

6.На какой слог падает ударение в мужской рифме?

7. На какой слог падает ударение при женской рифме?

8.Перечислить виды рифм.

7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений по группам: стр. 166, 167, 168. Нарисовать на А – 4 рисунок к произведению.

8. Итог урока, оценки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!