Есенин Сергей Александрович – краткая биография.

«Юность» Сергей Есенин

Мечты и слезы,
Цветы и грезы
Тебе дарю.

От тихой ласки
И нежной сказки
Я весь горю.

А сколько муки
Святые звуки
Наносят мне!

Но силой тертой
Пошлю все к черту.
Иди ко мне.

Анализ стихотворения Есенина «Юность»

Чувствительный и самолюбивый, Есенин-подросток влюблялся в сестер своих школьных товарищей. Самым известным из его ранних увлечений стали чувства к Анне Сардановской, которая считается прототипом знаменитой «девушки в белом». Сведения о другой юной красавице, Полине Рович, крайне скудны, но именно ей посвящен стихотворный текст 1914 г.

Субъект речи опьянен «нежной сказкой» любви. Погруженность в мечтания и впечатления, выражение глубокой преданности избраннице - все это свидетельствует об эмоциональном подъеме, полете души. Идиллическую картину дополняет ожидаемый диссонанс, разбавляющий высокое чувство нотами грусти и сомнений.

Завершающее трехстишие неожиданно обрывает классическую тему романтического томления. Освободиться от мучительных переживаний герою помогает жизненный опыт, которым он успел обзавестись. Последний получает метафорическое наименование «силы тертой», и определение, компонент разговорного стиля, способствует снижению лирической ситуации. Следующая за ним просторечная иносказательная конструкция закрепляет впечатление. Стихотворный текст заканчивается призывом к возлюбленной, выраженным повелительной формой глагола. В короткой фразе слышатся уверенные нотки: в отношениях влюбленной пары лирическое «я» выступает несомненным лидером.

Характеризуя возвышенно-мечтательное состояние героя, поэт старается воспроизвести ситуацию, характерную для романтического сюжета. Он использует типичную, шаблонную лексику и банальные рифмы, успевшие стать штампами. Не исключено, что перечисленные детали фигурируют в качестве элементов пародии на классическую трактовку любовного переживания, которую обрушивают нарочито приземленные, грубоватые интонации финала.

Среди формальных особенностей произведения стоит выделить экспрессивную короткую строфу. В ее основе лежит четырехстопный ямб, но автор, желая придать своему творению выразительность и динамичность, разделяет первую строку на два отрезка. Тем самым создается живое, энергичное впечатление, присущее двустопной ямбической строке.

В дальнейшем творчестве есенинская трактовка темы юности обрастает элегическими мотивами. Молодые годы лирического «я» отделены от современности значительной дистанцией. На расстоянии «ромашковый луг» юности выглядит особенно привлекательным - бурным и мятежным, но прекрасным и безвозвратно потерянным.

Сергей Есенин родился в деревне Константиново Рязанской области (на границе с Московской). Его отец, Александр Есенин, был мясником в Москве, а мать, Татьяна Титова, работала в Рязани. Сергей провёл большую часть своего детства в Константиново, в доме деда и бабушки. В 1904-1909 он учился в начальной школе, а в 1909 был отдан в церковно-приходскую школу селения Спас-Клепики. Его первые известные стихи относятся к этому периоду. Есенин написал их в возрасте 14 лет.

Сергей Есенин. Фото 1922

Завершив летом 1912 учёбу, Сергей уехал к отцу в Москву, где месяц работал в одном с ним магазине, а потом устроился в издательство. Уже осознав наличие у себя поэтического дара, он связался с московскими художественными кругами. Весной 1913 Есенин стал корректором в одной из самых крупных типографий Москвы (Сытина) и завязал первые контакты с революционерами из социал-демократической рабочей партии, вследствие чего попал под наблюдение полиции.

В сентябре 1913 Есенин поступил в Народный университет Шанявского на историко-философское отделение, а в январе 1914 сошёлся с одной из своих коллег, корректоршей Анной Изрядновой. Его стихи стали появляться в журналах и на страницах «Голоса правды», газеты-предшественницы большевицкой «Правды».

Начало войны с Германией (1914) застало Сергея Есенина в Крыму. В первые дни августа он вернулся в Москву и возобновил работу в типографии Чернышёва, но вскоре ушёл оттуда, чтобы посвятить себя писательству. Сергей оставил и свою подругу Изряднову, которая только что родила его первого ребёнка.

Большую часть 1915 года Есенин провёл в Петрограде, который был тогда сердцем русской культурной жизни. Великий поэт Александр Блок ввёл его в литературные круги. Есенин сдружился со стихотворцем Николаем Клюевым , встречался с Анной Ахматовой , Владимиром Маяковским , Николаем Гумилёвым , Мариной Цветаевой , которые высоко оценили его произведения. Для Есенина начался длинный ряд публичных выступлений и концертов, длившийся потом до его смерти.

Весной 1916 увидел свет его первый сборник «Радуница». В том же году Есенина мобилизовали в санитарный поезд № 143. Такую льготную форму военного призыва он получил благодаря протекции друзей. Его концерты слушала сама императрица Александра Фёдоровна . Тяготея больше к поэзии, чем к войне, Есенин подвергся в августе 20-дневному аресту за слишком позднюю явку из одной увольнительной.

Сергей Есенин и революция

Тайны Века - Сергей Есенин.Ночь в Англетере

Версия об убийстве имеет много косвенных подтверждений. Осмотр трупа и медицинское заключение о самоубийстве были сделаны с чрезмерной и непонятной спешкой. Связанные с этим документы отличаются непривычной краткостью. Время смерти Есенина в одних медицинских документах указано 27 декабря, в других – утром 28-го. На лице Сергея заметны ушибы. В «Англетере» той же ночью присутствовали видные агенты правительства. Лица, засвидетельствовавшие самоубийство поэта, вскоре исчезли. Его бывшая жена, Зинаида Райх, была убита в 1939 после заявления, что собирается рассказать Сталину всё о смерти Есенина. Знаменитые стихи, написанные кровью, не были найдены на месте смерти поэта, а почему-то отданы им 27 декабря Вольфу Эрлиху.

Сергей Есенин на смертном одре

Тайна гибели Сергея Есенина до сих пор не разгадана, но всем известно, что в те смутные годы поэты, художники и артисты, враждебные режиму, либо расстреливались, либо бросались в лагеря, либо уж слишком легко кончали с собой. В книгах 1990-х годов появились и другие сведения, подтачивающие версию о самоубийстве. Оказалось, что труба, на которой висел Есенин, располагалась не горизонтально, а вертикально, а на руках его заметны следы от связывавшей их верёвки.

В 1989 году под эгидой Института мировой литературы имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева (бывшего секретаря Московского обкома ВЛКСМ, который потом попал в Литинститут с партийной должности). Расследовав широко распространившиеся тогда гипотезы об убийстве Есенина, эта комиссия заявила, что:

Опубликованные ныне "версии" об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы.

Однако вскоре выяснилось, что «экспертизы» комиссии Прокушева, свелись к переписке с различными экспертными учреждениями и отдельными экспертами, которые ещё раньше выразили в печати своё негативное отношение к версии об убийстве Есенина . Прокурор-криминалист генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьёв, участвовавший в работе комиссии, позднее дал такую двусмысленную характеристику её «специалистам» и условиям проводимого ими «расследования»:

«Эти люди работали в строгих рамках закона и привыкли осознавать, что любое необъективное заключение может легко перенести их из служебного кресла на тюремные нары, что перед тем, как прокукарекать, нужно крепко подумать»

Мечты и слезы,
Цветы и грезы
Тебе дарю.

От тихой ласки
И нежной сказки
Я весь горю.

А сколько муки
Святые звуки
Наносят мне!

Но силой тертой
Пошлю все к черту.
Иди ко мне.

С. Есенин, 1914

В старом особняке Хейлов всегда холодно, темно, сыро: немудрено. Ведь на душе у жильца этого дома точно так же. Внутри Дерека Хейла будто бы гуляет ветер, заставляя того сжиматься и обхватывать себя руками, в надежде согреться. Но ни в одной, даже самой теплой стране, ни с каким огнем он не согреется и не наполнит себя былым теплом. Страшно. Страшно осознавать, что все вокруг живут, а ты умираешь. Нет, не в буквальном смысле, хотя… лучше бы так. Ты вроде жив, а может и мертв. Живой мертвец.
Дерек поднимается с дивана, который тут же отзывается глухим скрипом, заставляющим мужчину непроизвольно вздрогнуть. Хейл смотрит в окно, - там темно. И ночь, вроде бы должна манить его, но это не так. Даже ей, с ясным сиянием луны на черном небе, не удается заставить его делать что-то. Он бы так и сидел на старом, обветшалом диване, без движений и без слов, пока его не нашли бы. Хотя… кто его мог найти?

Около дома Стилински внутри у Дерека будто разжигается маленький огонек, но тут же меркнет, вместе со светом, только что потухшем в комнате мальчишки.

Стайлз, - почти шепотом говорит он, будто боясь, что тот услышит и поймет, что Хейл следит за ним. А он следит? Или, быть может, наблюдает?

Мужчина рвано выдыхает и опускает голову, собираясь начать свое ночное дежурство, как всегда; никто не потревожит Стайлза и его семью. И Дерек тоже не потревожит. Но вот, в комнате младшего Стилински снова загорается свет, только уже более слабый, от ночника. И дом вновь начинает излучать свет, пробивающийся сквозь терновые заросли, прямо в душу и в сердце Дерека. Метафора, но все же.

Мальчишка, потягиваясь, подходит к окну, открывая его. Потревоженный каким-то звуком, Стайлз не находит ничего лучше, чем посмотреть, что же там такое. Или, кто такой. А сколько раз Скотт и… Дерек предупреждали его: не высовывайся и не нарывайся. Но, тогда он бы не был Стайлзом Стилински.

Дерек, - негромко говорит он, усмехаясь. – Я знаю, что это ты, я тебя видел!

Игра в прятки? – Здорово.

Мужчина уходит из своего «укрытия» в виде дерева и предстает перед юношей. Волосы Хейла отражают лунный свет, переливаясь. А кожа становится мертвенно-бледной.

Привет, - тихо.

Что? – мальчишка хмурится, а после, закатывает глаза. – Прости, я не крутой оборотень и нихрена не слышу. Ну-ка, лезь сюда, - отходит от окна, чтобы Дерек поднялся к нему.

Так, что ты тут делаешь? – вскидывает брови Стилински, смотря на Дерека, который стоит в самом темном уголке его комнаты, с опущенной головой. – Эй, волчонок, кто-то обидел тебя?

Волчонок.

Стайлз, я…

Кто-то обидел тебя?

Что ты? – парень закусывает губу, смотря на мужчину. – Да ладно, - протягивает он, вскидывая руками, - ты что, приперся помолчать? Или… следил за мной? – Прищуривается.

Нет! – слишком резко отвечает мужчина, тут же выдавая себя.

Дерек выходит из тени, медленно подходя к мальчишке, смотря, неотрывно, в его глаза.

Ты только не бойся, - просит он, сглатывая.

Бояться? – нервно усмехается, невольно пятясь назад. – А я и не боюсь.

Бояться?

Стайлз, я должен сказать кое-что…

А я и не боюсь.

Ну, так говори.

Говори…

Я думал, много думал… я же не всегда был таким. Холодным. Злым. Одиноким. Все было несколько иначе, раньше, - тяжело вздыхая, мужчина останавливается. – И сейчас, все готово снова измениться, в любой момент! Только, кое-что нужно для этого. Но я не должен пользоваться этим, понимаешь?

Стайлз внимательно слушает его и понимает, что в горле стоит неприятный душащий комок. Если слова Дерека и правда, то, что ему надо от него? Хотя, все это было таким грустным. Мир Хейла рушился, это было заметно. И Стайлз замечал это. Ну, конечно, он все замечал. Он бы и рад помочь. Но, что он может сделать?

- Пошли все к черту , - пожимает плечами парень, решив, что это неплохой совет.

И все внутри у Дерека замирает. Сердце, кажется, перестает биться. Он больше не жив и сейчас упадет, словно тряпичная кукла. Но Стайлз заставляет его держаться на плаву, словно спасательный круг, брошенный потерпевшему, выброшенному в море или океан.
И Хейл делает еще один шаг вперед, видя, что мальчишка улыбается. Он смелеет, снова чувствуя, как теплеет где-то в груди. Еще секунда, и он снова оживает.

Подавшись вперед и накрывая губы мальчишки своими, тем самым, вовлекая его в поцелуй, - в самый желанный, в самый сладкий и ценный, - Дерек понимает, что все рядом со Стайлзом так просто, легко, воздушно.

Стайлз не будет отталкивать мужчину. Он лишь положит руки на его талию, притягивая того ближе к себе. Тепло Дерека, отныне, будет вместе со Стайлзом, согревать его. Всегда.

Я люблю тебя, дурак, - шепчет мальчишка в губы Хейлу, когда отстраняется, чтобы втянуть воздух. – Ждал, пока пойму, что с тобой. Думал: проблемы, не хотел мешать еще больше.

Дерек молчит, слушая его. В груди что-то тревожно, но приятно, защипало.

- Иди ко мне , - говорит он на выдохе и укладывает голову на плечо мальчика, чтобы уронить на рукав его футболки одну единственную слезу, которую Стайлз никогда не увидит.

Родился будущий поэт в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Кроме Сергея в семье росли еще две его сестры - Екатерина и Александра. Когда Серёжа был совсем маленьким, между его отцом, Александром Никитичем, и матерью, Татьяной Федоровной, возникла ссора, и несколько лет родители жили отдельно.

«С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду но матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского где пробыл всего 1 1/2 года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.» («Автобиография» Сергей Есенин, октябрь 1925 года).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!