Этапы осуществления научно исследовательской работы. Основные этапы научно-исследовательской работы

Под внедрением результатов научных исследований понимается реализация основных положений работы в промышленности. Ононачинается с передачи производству научной продукции в удобном для реализации виде: отчетов, инструкций, рекомендаций, технических заданий (ТЗ), технических условий (ТУ), технико-экономических обоснований(ТЭО) и т.д. Различают два основных этапа внедрения НИР: опытно-промышленное и серийное внедрение. Наиболее сложным является первый этап. Он требует больших финансовых затрат, значительной трудоемкости и связан с испытаниями, требующими -корректировок и переделок.

Опытно-промышленным внедрением завершаются практически все опытно-конструкторские работы (ОКР), направленные на создание новой и совершенствование существующей техники и технологии. В то же время прикладные теоретические исследования могут завершаться разработкой временных рекомендаций, указаний, инструкций и т.п., которые, в свою очередь, в дальнейшем проходят опытно-промышленную проверку в производственных условиях.

В заключении по законченной НИР Исполнитель (организация, выполняющая исследование) обязан сформулировать предложения по внедрение исследований и оценить его ожидаемые результаты. Эти предложения рассматриваются Заказчиком (организацией, финансирующей работу) направляются на производство для внедрения.

Внедрение НИР занимает значительный период времени, нередко превышающий период проведения исследований и создания научно-технических разработок. Для успешного внедрения достижений науки и техники в производство необходимы следующие основные условия:


Внедрение должно производиться по специальной разработанной программе, учитывающей производственные возможности предприятий, под постоянным авторским надзором и при помощи со стороны разработчика;

Работники предприятия, на котором планируется внедрение, должны иметь соответствующую подготовку и учитывать специфику объекта внедрения;

Должна быть обеспечена моральная и материальная заинтересованность в освоении достижений науки и техники как со стороны разработчика, и со стороны производства.

Контрольные вопросы и задачи

1.Структура отчета о научно-исследовательской работе.

2.Что должно содержаться в заключении отчета по НИР?

3.Структура статьи.

4.Подготовка рукописи к печати.

5.Составить рецензию на статью, предложенную преподавателем (или по выбору студента).

6.Что такое изобретение и полезная модель?

7.Что является и что не является предметом изобретения?

8.Структура заявки на изобретение.

9.Что такое аналог и прототип?

10.Чем отличается однозвенная формула изобретения от многозвенной.



11.Составить макет заявки на изобретение (прототип предлагается преподавателем).

12.Этапы внедрения результатов НИР.

Контрольная работа № 9

Литература

1.Основы научных исследований /В.И. Крутов, И.М. Грушко, В. В. Попов и др. /УМ.: Высшая школа. 1989. - 399 с.

2.Фрумкин Р.А., Михеев О,В. Основы научных исследований. - М. : Изд-во МГИ, 1990. - 114 с.

3.Основы научных исследований. Методические указания для самостоятельной работы студентов специальности 550600 "Горное дело" - Кемерово: ротопринт КузГТУ, 1995. - 40 с.

4.Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика М.: Наука, 1977. - 351 с.

5.Новиков Э.А., Егоров B.C. Информация и исследователь. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. - 192 с.

6.Универсальная десятичная классификация (УДК). Отраслевые таблицы по горному делу и смежным отраслям науки и техники. - М.: Изд-во ЦНИЭИУголь, 1974. - 152 с.

7.Езекиэл М., Фокс К. Методы анализа корреляций и регрессий. - М.: Статистика, 1966, - 559 с.

8.Венецкий И.Г., Венецкая В.И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. - М.: Статистика, 1976. - 447 с.

9.Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. - М.: Статистика, 1974. - 292 с.

10.Бонепкий В.А., Богатырев В.Д., Казаков С.П. Классификация и оценка выемочных полей по фактору эндогенной пожароопасности. /Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых, № 4, 1982. - С. 73 - 77.

11.Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. - М.: Статистика, 1977. - 156 с.

12.Гнеденко Б.В., Беляев Ю.К., Соловьев А.Д. Математические методы в теории надежности. - М.: Наука, 1965. - 524 с.

13.Резниченко С.С. Математическое моделирование в горной промышленности. - М.: Недра, 1981. - 216 с.

14.Рогов Е.И., Грицко Г.И., Вылегжанин В.Н. Математические модели адаптации процессов и подсистем угольной шахты. - Алма-Ата: Наука, 1979. - 239 с.


15. Вылегжанин В.Н. Физические и геомеханические основы оптимизации угольных шахт. - Новосибирск: Наука, 1981. - 210 с.

16.Потапов В.Д. Яризов А.Д. Имитационное моделирование производственных процессов в горной промышленности. М.: Высшая школа, 1981. - 189 с.

17.Седов Л.И. Методы теории размерностей и подобия в механике. - М.: Гостехиздат, 1957. - 428 с.

18.Веников В.А. Теория подобия и моделирования. - М.: Высшая школа, 1976. - 479 с.

19.Моделирование в геомеханике /Ф.П. Глушихин, Г.Н. Кузнецов, М.Ф. Шклярский и др. - М.: Недра, 1991. - 240 с.

20.Ушаков К.З., Бурчаков А.С., Пучков Л.А., Медведев И.И. Аэрология горных предприятий. – М.: Недра, 1987. - 421 с.

21.Пучков Л.А., Каледина Н.О. Динамика метана в выработанных пространствах шахт. – М.: Изд-во МГГУ, 1995. - 312 с.

22.Мясников А.А., Казаков С.П. Проветривание подготовительных выработок при проходке комбайнами. - М.: Недра, 1981. - 272 с.

23.Подготовка и оформление заявок на изобретения (методическое пособие) - М.: Госкомитет СССР по делам изобретений к открытий, 1987. - 115 с.

25.Свайрс ДЖ. Практическая физика. - М.: Мир, 1971. - 246 с.

26.Фрянов В.Н. Управление геомеханическими процессами и обоснование параметров систем разработки гидрошахт Кузбасса. Автореферат дисс. ... докт. техн. наук: Кемерово: ИУ СО РАН, 1989. - 42 с.


Темплак 1997 г., поз. 2

Сергей Павлович Казаков

Общая трудоемкость научно-исследовательской работы – 30 ЗЕТ.

Разработчики программы:

доцент каф. ГПГПиТП, доцент, к.ю.н. А.Н. Федорова

5. Структура и содержание научно-исследовательской работы

№№ пп Вид работ Сроки выполнения Исполнитель
Курс 5
1. Составление (актуализация) тематики исследовательских работ До 20 ноября Научный руководитель
2. Выбор темы исследования До 1 декабря
3. Составление библиографии по теме До 10 декабря Студент совместно с научным руководителем
4. Обоснование темы исследования и составление плана работы До 30 декабря Студент
5. Подготовка реферата по теме исследования До 1 янврая Студент
6. Один раз в семестр Научный руководитель
7. Зачет по НИР Зачетная неделя Научный руководитель, студент
Курс 6
8. Проведение НИР Студент
9. Доклады на конференциях, семинарах В течение года Студент
10. Корректировка плана исследования Один раз в семестр Научный руководитель
11. Зачет по НИР Зачетная неделя Научный руководитель
Курс 6
12. Проведение НИР Согласно Индивидуальному плану студента Студент
13. Подготовка научных публикаций Не менее 1 в год Студент
14. Завершение написания диссертации Студент, научный руководитель
15. Составление отчета о проделанной НИР и его представление на научно-исследовательском семинаре Зачетная неделя Студент, научный руководитель
Подготовка и защита магистерской диссертации Курс 7.
16. Предварительная защита диссертации За 2 месяца до ГЭК Студент
17. Подготовка автореферата магистерской диссертации За 2 месяца до ГЭК Студент
18. Подготовка заключения научного руководителя по магистерской диссертации Научный руководитель
19. Подготовка отзыва по магистерской диссертации Не менее чем за 2 недели до ГЭК Научный руководитель.
20. Защита магистерской диссертации На основании УП и графика защит Студент


Курс № 5.

1. Составление или актуализация тематики исследовательских работ. Тематика научно-исследовательских работ составляется в соответствии с научным профилем магистерской программы и должна соответствовать таким наукам как: теория государства и права; история государства и права; история учений о праве и государстве. Тематика магистерских диссертаций утверждается на заседании кафедры из числа наиболее актуальных проблем теории государства и права, истории государства и права, истории учений о праве и государстве. Преподаватели, за которыми закреплены магистранты представляют на утверждение примерную тематику магистерских диссертаций

2. Выбор темы исследования. После утверждения примерной тематики диссертационных исследований они вывешиваются на информационном стенде кафедры (института). Магистрант по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедры может предложить собственную тему исследования. Утверждение тем магистерских диссертаций происходит на заседании кафедры в октябре месяце.

3. Составление библиографии по теме. После утверждения темы исследования студент приступает к составлению библиографического списка по данной проблеме. Кроме научной библиотеки ТГУ студенту необходимо обратиться к электронным каталогам «Юридической библиотеки Спарк», Федеральному образовательному порталу «Юридическая Россия», Российской государственной библиотеки, Самарской областной библиотеки. Настоятельно рекомендуется просмотреть такие периодические издания как «Государство и право», «Правоведение», «Юрист», «Журнал Российского права», «Российская юстиция», «Законность», «Конституционное и муниципальное право и др» за последние 5 лет. Большую помощь в подборе литературы могут оказать также и информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант+». Основной акцент в подборе литературы должен быть сделан на научную литературу, использование учебников допускается только в исключительных случаях. Список подобранной литературы должен состоять из следующих основных разделов: нормативно-правовые акты; монографии; научные статьи; авторефераты диссертаций; диссертации; литература на иностранных языках.



4. Обоснование темы исследования и составление плана работы . Магистрант в декабре месяце предоставляет научному руководителю обоснование темы магистерской диссертации, в котором содержится: а) актуальность; б) объект и предмет исследования; в) цели и задачи; г) методология; д) планируемые результаты. Совместно с научным руководителем составляется план диссертации, который утверждается на заседании кафедры.

5. Подготовка реферата по теме исследования. Тема реферата исследования должна соответствовать теме диссертационного исследования. Реферат в данном случае представляет «мини» магистерскую диссертацию, в котором в сжатом виде излагаются основные проблемы исследования и возможные пути их разрешения. Реферат по теме диссертации оценивается научным руководителем. Объем реферата 25-30 страниц машинописного текста.

6. Корректировка плана исследования. Корректировка плана исследования происходит на основе реферата, в котором магистрант выявил наиболее спорные и проблематичные аспекты. Возможен и такой вариант, когда корректировка плана не требуется. Скорректированный план диссертации подлежит утверждению на заседании кафедры.

7. Зачет по НИР. Зачет принимается на основе отчета по НИР на научно-исследовательском семинаре

8. Научно-исследовательская работа студента проводится согласно индивидуального плана и включает: анализ нормативно-правовых актов; выявление пробелов в нормативном регулировании общественных отношений; анализ имеющийся научно литературы; обзор научных позиций по наиболее спорным проблемам; выработка рекомендаций, направленных на устранение пробелов правового регулирования; выработку обобщений, свойственных наукам теории государства и права; истории государства и права. Формулирование указанных проблем непосредственно в тексте диссертационной работы.

Курс № 6

9. Участие в конференциях. Составной частью научной работы студента является участие в проводимых конференциях. В качестве обязательных определяются конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», ежегодная городская научно-практическая конференция «Молодежь, наука, общество». В конференциях магистрант может участвовать как в очной, так и в заочной формах. В иных конференциях магистрант участвует по согласованию с научным руководителем. Тематика докладов на конференциях, семинарах согласовывается с научным руководителем.

10. Корректировка плана исследования. Корректировка плана исследования является факультативным элементом и проводится по мере необходимости с научным руководителем с учетом выявленных магистратом в ходе исследования проблем.

11. Зачет по НИР. Для приема зачета по научно-исследовательской работе в семестре (НИР) на зачетной неделе организуется научно-исследовательский семинар для студентов магистратуры. К участию в семинаре могут привлекаться представители работодателей и ведущие исследователи по профилю магистерской программы. В работе семинара принимают участие все сотрудники кафедры. На научно-исследовательском семинаре магистрант докладывает о основных результатах исследования, после чего следует их обсуждение, дополнительные вопросы и выставление оценки.

Курс № 6.

12. Проведение НИР студента проводится согласно индивидуального плана и включает: анализ нормативно-правовых актов; выявление пробелов в нормативном регулировании общественных отношений; анализ имеющийся научной литературы; обзор научных позиций по наиболее спорным проблемам; выработка рекомендаций, направленных на устранение пробелов правового регулирования; выработку обобщений, свойственных науки теории государства и права; истории государства и права. Формулирование указанных проблем непосредственно в тексте диссертационной работы.

13. Подготовка научных публикаций. По наиболее проблемным аспектам магистерской диссертации студент обязан подготовить одну публикацию, объемом 0,5 печатных листа. Публикация должна содержать указание на актуальность проблемы, ее описание и возможные пути разрешения, собственные выводы и рекомендации.

14. Завершение написания диссертации. К концу первого семестра второго года обучения у магистранта должен быть готов черновик диссертации, который сдается научному руководителю на проверку. Черновик диссертационного исследования обязательно должен включать введение, основную часть, заключение и библиографический список. Основная часть должна состоять из глав, а главы из параграфов. В исключительных случаях допускается наличие одной главы без деления на параграфы

15. Составление отчета о проделанной НИР и его представление на научно-исследовательском семинаре. Данный пункт тесно взаимосвязан с пунктом 14. По черновому варианту диссертации, магистрант составляет отчет о проделанной НИР. В отчете должны содержаться основные итоги диссертационного исследования. Отчет докладывается на научно-исследовательском семинаре. Для приема зачета по научно-исследовательской работе в семестре (НИР) на зачетной неделе организуется научно-исследовательский семинар для студентов магистратуры. К участию в семинаре могут привлекаться представители работодателей и ведущие исследователи по профилю магистерской программы. В работе семинара принимают участие все сотрудники кафедры. На научно-исследовательском семинаре магистрант докладывает о основных результатах исследования, после чего следует их обсуждение, дополнительные вопросы и выставление оценки.

Курс 7.

Подготовка и защита магистерской диссертации

16. Предварительная защита диссертации. Для предварительной защиты диссертации создается комиссия. Предварительная защита диссертации проводится в марте месяце. На предварительной защите диссертант излагает основные положения диссертации, после чего членами комиссии задаются вопросы, просматривается текст диссертации, заслушивается также и научный руководитель, который дает предварительный отзыв на диссертационное исследование. По итогам предварительной защиты может быть сделан одни из следующих выводов: «Допустить к защите без замечаний»; «допустить к защите с замечаниями»; «не допустить к защите». Исправление замечаний контролируется научным руководителем в рабочем порядке.

17. Подготовка автореферата магистерской диссертации. На основе диссертации составляется ее автореферат, который включает: актуальность, методологию исследования, степень разработанности проблемы, объект и предмет исследования, новизну, научно-практическую значимость, апробацию исследования, а также основное содержание работы. Объем автореферата до 1 п.л.

18-20. Подготовка отзыва научного руководителя, защита магистерскойдиссертации проводятся в соответствии с требованиям Министерства образования и науки РФ, а также локальных нормативно-правовых актов ТГУ

НИР – первая стадия НИОКР, где реально начинает создаваться научно-техническая база будущих инноваций. Как уже указывалось, основой НИР являются знания, накопленные за прошлые периоды развития. В то же время по окончании стадии НИР должна быть сформирована концепция конкретного продукта, технологии, бизнес-процессов. Таким образом, разработчик НИР, определяя основные направления исследований, решает главную стратегическую задачу сферы НИОКР – что будет делать фирма в дальнейшем.

В соответствии с постановкой задачи прикладной НИР ее обобщенные исходы могут иметь следующий характер:

Отрицательные результаты (например, вывод – создать новый образец техники не представляется возможным на основе исследованных научных направлений);

Промежуточные результаты (необходимо продолжить исследования);

Положительные результаты (на основе полученных в НИР результатов можно приступить к выполнению ОКР, в этом случае в состав итогового отчета по НИР включается проект технического задания на ОКР).

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований

Результаты исследований

Фундаментальные

Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области.

Поисковые

Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей

Прикладные

Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР по тематике НИР

На основе фундаментальных и поисковых работ осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. Их задача - дать ответ на вопрос: Возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками?

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-80. Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР;

2) выбор направлений исследования;

3) теоретические и экспериментальные исследования;

4) обобщение и оценка результатов исследований.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице.

Этапы НИР

Состав работ

Разработка ТЗ на НИР

научное прогнозирование

Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований

Изучение патентной документации

Учет требований заказчиков

Выбор направления исследования

сбор и изучение научно-технической информации

Составление аналитического обзора

Проведение патентных исследований

Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка

Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач

Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов

Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции

Разработка общей методики проведения исследований

Составление промежуточного отчета

Теоретические и экспериментальные

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений

исследования

Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных

положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов

Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования

Проведение экспериментов, обработка полученных данных

Cопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями

Корректировка теоретических моделей объекта

Проведение при необходимости дополнительных экспериментов

Проведение технико-экономических исследований

Cоставление промежуточного отчета

Обобщение и оценка результатов исследований

Обобщение результатов предыдущих этапов работ

Оценка полноты решения задач

разработка проекта тз на окр

составление итогового отчета

приемка нир комиссией

Информационное обеспечение прикладной НИР

На стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации:

Объект исследования;

Описание требований к объекту исследования;

Перечень функций объекта исследования общетехнического характера;

Перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия;

Технические решения (в прогнозных исследованиях);

Сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;

Сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований);

Сведения о материальных ресурсах;

Маркетинговые сведения;

Данные об ожидаемом экономическом эффекте.

Дополнительно используется следующая информация:

Методы решения отдельных задач и обработки информации;

Общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);

Проектируемые сроки обновления продукции;

Предложения лицензий и "ноу-хау" по объекту исследований.

На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация. Дополнительно используются:

Сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР;

Данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений;

Требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.

Предыдущая

Тема 2. Этапы научно-исследовательской работы

Этапы научно-исследовательской работы. Технико-экономическое обоснование (TЭО) темы. Обоснование актуальности и значимости работы для отрасли и народного хозяйства страны. Методы решения, задачи и этапы исследования. Предполагаемый (потенциальный) экономический эффект. Предполагаемые социальные результаты. Утверждение ТЭО. Цель теоретических исследований. Обоснование физической модели, разработка математической модели. Анализ предварительных результатов. Методические указания на проведение эксперимента. Рабочий план экспериментальных работ. Внедрение фундаментальных и прикладных научных исследований в производство. Государственные испытания.

Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Виды НИР и их основные этапы

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований Результаты исследований
Фундаментальные НИР Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований
Поисковые НИР Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей
Прикладные НИР Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР (опытно-конструкторские работы) по тематике НИР

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. Их задача - дать ответ на вопрос: возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками?

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-98.

Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

Этапы научного исследования и их краткое содержание.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

1. Выбор темы исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Определение цели и задач.

4. Формулировка названия работы.

5. Разработка гипотезы.

6. Составление плана исследования.

7. Работа с литературой.

8. Подбор исследуемых.

9. Выбор методов исследования.

10. Организация условий проведения исследования.

11. Проведение исследования (сбор материала).

12. Обработка результатов исследования.

13. Формулирование выводов.

14. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

Выбор темы исследования . Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

Обнаружение существования такого дефицита;

Осознание потребности в устранении дефицита;

Формулирование проблемы.

Предпочтительнее исследовать те проблемы, в которых человек более компетентен и которые связаны с его практической деятельностью (спортивной, учебной, организационной, преподавательской или технической и т.д.). Вместе с тем предполагаемую тему необходимо оценить с точки зрения возможности проведения эксперимента, т.е. наличия достаточного количества испытуемых для формирования опытных групп (экспериментальной и контрольной), научно-исследовательской аппаратуры, создания соответствующих условий для проведения процесса в экспериментальной группе и т.д.

Помощь в выборе темы может оказать просмотр каталогов защищенных диссертаций, обзорных публикаций в специальной научно-методической периодике.

Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.

Определение объекта и предмета исследования . Объект исследования – это процесс или явление , которые избраны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации. (Технологический процесс, управленческая задача, социальные вопросы работников).

Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Например: «Влияние добавки эфирного масла тмина на срок годности (или: вкусовые качества) колбасного изделия (колбасы Венгерской) ».

Определение цели и задач . Исходя из объекта и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка рецептур новых продуктов, новых методик определения компонентов пищевых продуктов, введение новых компонентов в пищевые продукты, разработка рецептур функционального питания и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса (например, разработкой экспериментальной методики введения нового компонента).

Четвертая – с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить...»,«Разработать...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Определить...», «Проверить…», «Доказать…» и т.п.

Формулировка названия работы . Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Разработка гипотезы . Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Все гипотезы делятся на описательные и объяснительные. В первых описывается связь между исследуемым качеством и результатом экспериментальной деятельности (например: эфирные масла обладают противомикробной активностью – может увеличить срок хранения за счет подавления патогенных микроорганизмов;) во вторых – объяснительных – раскрываются внутренние условия, механизмы, причины и следствия.

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

Составление плана исследования . План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять.

Работа с литературой . Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга и т.п.).

Подбор исследуемых . Любое исследование в конечном счете является сравнительным.

Сравнивать можно результаты экспериментальной системы (колбасное изделие) т.е. системы, в которой применялся новый компонент, с результатами контрольной системы (в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая рецептура).

Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» исследований с результатами, которые были получены раньше (например, один и тот же материал – колбасное изделие, с добавками сухого тмина или других эфирных масел)

Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной модели, с теми стандартами, которые существуют в пищевой промышленности.

Известно, что любое исследование проводится на сравнительно небольшом количестве моделей. В то же время выводы делаются применительно ко всем аналогичным системам (всем колбасным изделиям одного сорта). Подобный перенос результатов экспериментов основывается на статистическом законе больших чисел. Объективное действие данного закона позволяет использовать в статистике выборочный метод, при котором изучаются не все единицы той или иной совокупности, а лишь отобранная их часть. При этом обобщенные характеристики отобранной части (выборочной совокупности) распространяются на всю совокупность (генеральную совокупность). Основное требование к выборке – она должна максимально отражать черты генеральной совокупности (т.е. быть представительной – репрезентативной).

Применяя выборочный метод, каждый экспериментатор решает две задачи: что выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать.

Выбор методов исследования . Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных. В исследованиях широко применяются различные методы научного познания из других областей науки и техники. С одной стороны, это явление можно считать положительным, так как оно дает возможность изучить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связей и отношений, с другой - это разнообразие затрудняет выбор методов, соответствующих конкретному исследованию.

Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи . Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

В практике проведения исследований в пищевой промышленности, направленных на решение различных задач, наибольшее распространение получили следующие методы:

Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;

Опрос (беседа, интервью и анкетирование);

Контрольные испытания (тестирование);

Экспертное оценивание;

Наблюдение;

Эксперимент;

Методы математической обработки.

Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно. Например, для проведения наблюдения или эксперимента необходимо предварительно получить информацию о том, что уже есть в практике и теории, т. е. воспользоваться методами анализа научно-методической литературы или опроса. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки.

Сущность любого эксперимента состоит в сочетании нескольких перечисленных методов.

Организация условий проведения исследования . Организация эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, сырья, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

Для успешного проведения эксперимента необходимы определенные условия: наличие базы (----), соответствующий инвентарь (-----). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной договоренности экспериментатора (например, технолог-директор компании). Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента.

Проведение исследования . На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические (опытные) данные для проверки выдвинутой гипотезы.

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного процесса (применение новых средств, методов и пр.).

Временные интервалы между начальными, промежуточными и конечными исследованиями крайне изменчивы и зависят от многих причин (задач и методов исследования, реальных условий организации эксперимента и т.д.).

Исследование проводится на основе общей программы эксперимента, программ ведения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений.

В программе указывают содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства; кто будет выполнять работу и какую).

Обработка результатов исследования . Первичная обработка данных. Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, – которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

И для ручной, и для компьютерной обработки в исходную сводную таблицу чаще всего заносят начальные данные. В последнее время преимущественной формой математико-статистической обработки стала компьютерная, поэтому в таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых компьютерных программ накладывает свои ограничения.

Математическая обработка данных . Для определения способов математико-статистической обработки, прежде всего, необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Для параметров, имеющих нормальное распределение или близкое к нормальному, можно использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики. Достоинством последних является то, что они позволяют проверять статистические гипотезы независимо от формы распределения.

Важнейшими статистическими характеристиками являются:

а) средняя арифметическая

б) среднее квадратическое отклонение

в) коэффициент вариации

Ориентируясь на эти характеристики нормального распределения, можно оценить степень близости к нему рассматриваемого распределения.

Одной из наиболее часто встречающихся задач при обработке данных является оценка достоверности различий между двумя или более рядами значений. В математической статистике существует ряд способов для ее решения. Компьютерный вариант обработки данных стал в настоящее время наиболее распространенным. Во многих прикладных статистических программах есть процедуры оценки различий между параметрами одной выборки или разных выборок. При полностью компьютеризованной обработке материала нетрудно в нужный момент использовать соответствующую процедуру и оценить интересующие различия.

Формулирование выводов . Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Оформление работы . Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать (квалификационная работа- требования).

Примерный перечень работ на разных этапах НИР приведен в таблице.

Этапы НИР и состав работ на них

Этапы НИР Состав работ
Разработка ТЗ (техническое задание) на НИР Научное прогнозирование Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований Изучение патентной документации Учет требований заказчиков
Выбор направления исследования Сбор и изучение научно-технической информации Составление аналитического обзора Проведение патентных исследований Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции Разработка общей методики проведения исследований Составление промежуточного отчета
Теоретические и экспериментальные исследования Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений
Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов
Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования
Проведение экспериментов, обработка полученных данных
Cопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями
Корректировка теоретических моделей объекта Проведение при необходимости дополнительных экспериментов
Проведение технико-экономических исследований Составление промежуточного отчета
Обобщение и оценка результатов исследований Обобщение результатов предыдущих этапов работ Оценка полноты решения задач разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР разработка проекта ТЗ на ОКР составление итогового отчета приемка НИР комиссией

Разработка новой рецептуры на предприятиях пищевой промышленности заканчивается подготовкой нормативных документов (ТУ, СТО); получением Сертификатов, Деклараций; внесением поправок в технологический процесс (если требуется) – написанием инструкций и т.д.

Научные работы в высшем учебном заведении выполняются:

–профессорско-преподавательским составом ВУЗа в соответствии с индивидуальными планами в основное рабочее время;

–научными, инженерно-техническими работниками, специалистами и рабочими научных и конструкторских организаций ВУЗа в основное рабочее время;

– студентами в ходе выполнения курсовых, дипломных проектов, других исследовательских работ, предусмотренных учебными планами, в студенческих научных кружках, студенческих бюро, научно-производственных отрядах, центрах научного и технического творчества молодежи учебных заведений и других организациях студенческого научного творчества, а также на кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских и технологических организациях ВУЗа в свободное от учебы время за плату;

– докторантами, аспирантами, стажерами-исследователями и преподавателями-стажерами высшего учебного заведения в соответствии с индивидуальными планами их подготовки, а также в свободное от учебы (работы) время на кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских и технологических организациях за дополнительную плату.

К выполнению научных работ, финансируемых из средств республиканского бюджета Российской Федерации и по хозяйственным договорам, в том числе на условиях совместительства, привлекаются профессорскопреподавательский состав, научные сотрудники, руководящие и другие работники ВУЗа, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в свободное от основной работы время.

Требования к научной и (или) научно-технической деятельности высшего учебного заведения и порядок ее оценки устанавливаются федеральным органом управления образованием по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и реализацию государственной научно-технической политики.

Оценка научной и (или) научно-технической деятельности высшего учебного заведения и её взаимосвязи с образовательным процессом осуществляется органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

Результаты оценки научной и (или) научно-технической деятельности в высшем учебном заведении составляют часть общей оценки деятельности высшего учебного заведения при его государственной аккредитации и являются для федерального органа управления образованием одним из оснований для установления (под- тверждения) вида высшего учебного заведения.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице.


Этапы НИР и состав работ на них


Этапы НИР

Состав работ

Разработка ТЗ на НИР

Н аучное прогнозирование.
Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований.
Изучение патентной документации.
Учет требований заказчиков.

Выбор направления исследования

С бор и изучение научно-технической информации.
Составление аналитического обзора.
Проведение патентных исследований.
Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка.
Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач.
Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов.
Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции.
Разработка общей методики проведения исследований.
Составление промежуточного отчета.

Теоретические и экспериментальные исследования

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений.
Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов.
Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования.
Проведение экспериментов, обработка полученных данных.
Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями.
Корректировка теоретических моделей объекта.
Проведение при необходимости дополнительных экспериментов.
Проведение технико-экономических исследований.
Составление промежуточного отчета.

Обобщение и оценка результатов исследований

Обобщение результатов предыдущих этапов работ.
Оценка полноты решения задач.
Разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР.
Разработка проекта ТЗ на ОКР.
С оставление итогового отчета.
Приемка НИР комиссией



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!