Евгений иванович носов кукла краткое. Е.Н

ОБЛОМОВ

(Роман. 1859)

Обломов Илья Ильич - главный герой романа, молодой человек «лет тридцати двух - трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица... мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.

С образом О. связана основная идея романа, о которой писал Н. А. Добролюбов: «...Не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это - обломовщина, мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем... знамение времени».

Н. А. Добролюбов был первым, кто причислил О. к «лишним людям», ведя его родословную от Онегина, Печорина, Бель-това. Каждый из названных героев по-своему полно и рельефно характеризовал определенное десятилетие русской жизни. О. - символ 1850-х, «послебельтовских» времен в русской жизни и русской литературе. В личности О., в его склонности к бездеятельному наблюдению пороков доставшейся ему эпохи мы отчетливо различаем принципиально новый тип, введенный Гончаровым в литературно-общественный обиход. Тип этот олицетворяет философское ничегонеделанье, осознанное отчуждение от окружающей среды, которую отвергают душа и ум молодого провинциала, попавшего из сонной Обломовки в столицу.

«Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? - объясняет О. свое мировоззрение другу детства Андрею Штольцу. - Ты посмотри, где центр, около которого вращается это все:, нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

Природа же, по О., указала единственную цель: жизнь, как она от века протекала в Обломовке, где боялись новостей, традиции соблюдали строго, книги и газеты не признавали вовсе. Из «Сна Обломова», названного автором «увертюрой» и опубликованного значительно раньше романа, а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает достаточно полно о детстве и юности героя, проведенных среди людей, понимавших жизнь «не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями... труд сносили как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».

Гончаров изобразил трагедию русского характера, лишенного романтических черт и не окрашенного демонической мрачностью, но тем не менее оказавшегося на обочине жизни - по вине собственной и по вине общества, в котором не нашлось места об ломовым. Не имеющий предшественников, этот тип так и остался уникальным.

В образе О. присутствуют также автобиографические черты. В путевом дневнике «Фрегат «Паллада» Гончаров признается, что во время путешествия охотнее всего лежал в каюте, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, нежно любивших писателя, у Гончарова нашлось многозначное прозвище - «принц де Лень».

Путь О. ;- типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся не у дел. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками - это оказалось не по силам О., который предпочел передвижению по лестнице «карьеры» и «фортуны» лежание на диване, никакими надеждами и мечтами не окрашенное.

В О. дремлет та мечтательность, что рвалась наружу в Александре Адуеве, герое гончаровской «Обыкновенной истории». В душе О. тоже лирик, человек; умеющий глубоко чувствовать - его восприятие музыки, погружение в пленительные звуки арии «Casta diva» свидетельствуют о том, что не одна только «голубиная кротость», но и страсти ему доступны.

Каждая встреча с другом детства Андреем Штольцем, полной противоположностью О., способна всколыхнуть его, но ненадолго: решимость что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время, пока Штольц рядом с ним. А у Штольца недостает ни времени, ни упорства «вести» О. от поступка к поступку - находятся другие, кто в корыстных целях готов не отходить от Ильи Ильича. Они в конечном счете и определяют русло, по которому протекает его жизнь.

Встреча с Ольгой Ильинской на время изменила О. до неузнаваемости: под влиянием сильного чувства с ним происходят невероятные превращения - заброшен засаленный халат, О. встает с постели, как только просыпается, читает книги, просматривает газеты, энергичен и деятелен, а переехав на дачу поблизости от Ольги, по нескольку раз в день отправляется на встречи с ней. «...В нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельности, и тень исчезала... и симпатия била опять сильным и ясным ключом. Но все эти заботы не выходили пока из магического круга любви; деятельность его была отрицательная: он не спит, читает, иногда подумывает писать и план (благоустройства имения. - Ред.), много ходит, много ездит. Дальнейшее же направление, самая мысль жизни, дело - остается еще в намерениях».

Любовь, несущая в себе потребность действия, самосовершенствования, в случае О. обречена. Ему нужно другое чувство, что связало бы сегодняшнюю реальность с давними детскими впечатлениями о жизни в родной Обломовке, где от существования, наполненного тревогами и волнениями, отгораживаются любыми средствами, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, сне, приеме гостей и переживания сказок как действительных событий. Любое иное чувство кажется насилием над природой.

Не осознавая этого до конца, О. понимает, к чему нельзя стремиться именно в силу определенного склада своей натуры. В письме к Ольге, написанном почти на пороге решения о женитьбе, он говорит о страхе будущей боли, пишет горько и пронзительно: «А что будет, когда я привяжусь... когда видеться - сделается не роскошью жизни, а необходимостью, когда любовь вопьется в сердце? Как оторваться тогда? Переживешь ли эту боль? Худо будет мне».

Агафья Матвеевна Пшеницына, хозяйка квартиры, которую нашел для О. его земляк проходимец Тарантьев, - идеал обломовщины в самом широком значении этого понятия. Она так же «природна», как и О. О Пшеницыной можно сказать теми же словами, какими говорит Ольге об О. Штольц: «...Честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи... Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки; это перлы в толпе!»

Черты, сблизившие О. с Пшеницыной, указаны здесь точно. Илье Ильичу необходимо более всего чувство заботы, теплоты, ничего не требующих взамен, потому и привязался он к своей хозяйке, как к осуществленной мечте о возвращении в благословенные времена счастливого, сытого и безмятежного детства. С Агафьей Матвеевной не связаны, как с Ольгой, мысли о необходимости что бы то ни было предпринимать, как-то изменять жизнь вокруг и в себе самом. Свой идеал О. объясняет Штольцу просто, сравнивая Ильинскую с Агафьей Матвеевной: «...она споет «Casta diva», а водки сделать не умеет так! И пирога такого с цыплятами и грибами не сделает!» А потому, осознав твердо и ясно, что больше стремиться ему некуда, просит Штольца: «Что ты хочешь делать со мной? С тем миром, куда ты влечешь меня, я распался навсегда; ты не спасешь, не составишь две разорванные половины. Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать - будет смерть».

В доме Пшеницыной читатель видит О. все более и более воспринимающего «настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и отчасти времени. И зДесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой».

Спустя пять лет после этой встречи со Штольцем» вновь произнёсшим свой жестокий приговор: «обломовщина!» - и оста-вившим О. в покое, Илья Ильич «скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести». Сына О., рожденного Агафьей Матвеевной и названного в честь друга Андреем, забирают на воспитание Штольцы.

Вершиной творчества талантливого русского прозаика и критика XIX века Ивана Гончарова стал роман «Обломов», изданный в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Его эпическая масштабность художественного исследования жизни русского дворянства середины девятнадцатого столетия позволили данному произведению занять одно из центральных мест в русской литературе.

Характеристика главного героя

Главный герой романа — Илья Ильич Обломов, молодой (32-33 года) русский дворянин, праздно и беззаботно проживающий в своем имении. Имеет приятную внешность, главной особенностью которой является мягкость во всех его чертах и основным выражением его души.

Его самое любимое занятие — это апатичное лежание на диване и бессмысленное времяпровождение в пустых размышлениях и мечтательных раздумьях. Причем полное отсутствие каких-либо действий это его осознанный выбор, ведь когда-то он имел должность в департаменте и ждал продвижения по карьерной лестнице. Но потом ему это наскучило и он все бросил, сделав своим идеалом беззаботную жизнь, наполненную сонным миром и спокойствием, как в детстве.

(Старый верный слуга Захар )

Обломов отличается чистосердечностью, мягкостью и добротой, он даже не потерял такое ценное нравственное качество как совесть. Он далек от зла или плохих поступков, но в то же время уверенно сказать, что он положительный герой, нельзя. Гончаров нарисовал читателю страшную картину душевного запустения Обломова и его морального разложения. Старый и верный слуга Захар — зеркальное отражение характера его молодого барина. Он такой же ленивый и неряшливый, предан до глубины души своему барину и также разделяет с ним философию его жизни.

Одной из главных сюжетных линий в романе, которая как нельзя лучше раскрывает характер главного героя, становятся любовные взаимоотношения Обломова с Ольгой Ильинской. Внезапно вспыхнувшие в сердце Обломова романтические чувства к этой молодой и милой особе пробуждают в нем интерес к духовной жизни, он начинает интересоваться искусством и умственными запросами своего времени. Таким образом возникает луч надежды, что Обломов может вернуться к нормальной человеческой жизни. Любовь открывает в нем новые, ранее никому не известные черты его характера, окрыляет и вдохновляет на новую жизнь.

Но в итоге чувство любви к этой чистой и высоконравственной девушке становится яркой, но весьма кратковременной вспышкой в размеренной и однообразной жизни барина-лежебоки. Очень быстро развеиваются иллюзии, от том что они могут быть вместе, слишком они не похожи с Ольгой, он никогда не сможет стать тем, кого она хочет видеть рядом с собой. Происходит естественный разрыв отношений. В процессе выбора между романтическим свиданиями и безмятежным сонным состоянием, в котором он прожил большую часть своей сознательной жизни, Обломов выбирает привычный и любимый для него вариант ничегонеделанья. И только в доме Агафьи Пшенициной, окруженный такой привычной для него заботой и праздной, беззаботной жизнью, он находит свое идеальное убежище, где тихо и незаметно заканчивается его жизнь.

Образ главного героя в произведении

После своего выхода роман подвергся пристальному вниманию как со строены критиков так и читателей. По фамилии главного героя данного произведения (по инициативе знаменитого литературного критика Добролюбова) появился целое понятие «обломовщина», которое впоследствии приобрело широкое историческое значение. Оно описывается как настоящая болезнь современного русского общества, когда молодые и полные сил люди благородного происхождения заняты рефлексией и апатией, они боятся что-либо менять в своей жизни и предпочитают ленивое и праздное прозябание вместо действия и борьбы за свое счастье.

По мнению Добролюбова образ Обломова представляет собой символ крепостного общества в России XIX века. Истоки его «заболевания» кроются именно в крепостническом укладе, в технической отсталости хозяйства, в процессе эксплуатации и унижения подневольных крестьян-рабов. Гончаров раскрыл пред читателями весь путь становления характера Обломова и его полной моральной деградации,кторая распространяется не только на одного отдельного представителя дворянского сословия, но и на всю нацию в целом. Путь Обломова, как не прискорбно, это путь большинства людей, которые не имеют определенной цели в жизни и абсолютно бесполезны для общества.

Даже такие благородные и высокие чувства как дружба и любовь не смогли разбить этот порочный круг лени и безделья, так что можно только посочувствовать Обломову, что он не нашел в себе силы отбросить оковы сна и зажить новой, полноценной жизнью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!