Евгений Степанов, советский лётчик-истребитель: биография.



С тепанов Евгений Николаевич - инспектор по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка 1-й армейской группы, капитан.

Родился 22 мая 1911 года в Москве в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Окончил школу ФЗУ имени Ф.Э. Дзержинского в 1930 году. Занимался планеризмом. В 1932 году окончил школу лётчиков Осоавиахима.

В Красной Армии с 1932 года. В 1933 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П. Чкалова. Служил в Ленинградском военном округе младшим лётчиком в бригаде особого назначения. Летал на бомбардировщике. Затем переведён в истребительную авиацию, стал командиром звена.

В июле 1937 года Евгений Степанов под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем отправился в Испанию. Воевал в эскадрилье истребителей И-15 под командованием Анатолия Серова. Боевой счёт открыл в начале августа 1937 года, сбив в районе Сарагосы бомбардировщик Do-17. В августе был назначен командиром звена. Затем воевал в Валенсии. К октябрю 1937 года имел 205 часов боевого налёта, сбил 8 самолётов противника. 12 октября 1937 года в воздушном бою под Уэской пытался таранить CR-32, но в последний момент фашисту удалось увернуться.

Самый большой успех имел 15 октября 1937 года когда эскадрилья И-15 атаковала аэродром в Гараниллос, близ Сарагоссы. Согласно последующим сообщениям разведки там было уничтожено 6 Fiat CR.32, 3 Ju.52/3m и 3 He.45, повреждено около 20 других итальянских и немецких самолетов.

В ночь на 25 октября 1937 года лейтенант Степанов Е.Н. нёс боевое дежурство в районе города Барселона на самолёте И-15 (бортовой № 6) в паре с лётчиком И.Финном. Около 3.00 в 40 километрах севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями Степанову удалось поджечь сначала левое, а затем - правое крыло. Но враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом. Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Фашист камнем рухнул на землю. Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.

После отъезда Серова на Родину Евгений Степанов стал командиром эскадрильи. Свой последний бой в небе Испании провёл 17 января 1938 года в районе города Охос-Негрос, в котором сбил истребитель CR-32. Пытался таранить второй, но был сбит огнём зенитной артиллерии. Приземлился на территории противника. Полгода провёл в фашистских тюрьмах. Был приговорен к расстрелу, но Республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого пилота - капитана Мюллера, сбитого А. Гусевым. Уехал из Испании в июле 1938 года на судне, шедшем через Францию и Бельгию в Ленинград.

Всего в Испании сбил 12 вражеских самолётов, за что награждён орденом Красного Знамени.

Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (Монголия) в с 29 мая по 16 сентября 1939 года.

Инспектор по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка (1-я армейская группа) капитан Степанов Е.Н. летал на И-16 и немного на И-153. Однажды, во главе группы из 12 самолетов Степанов вступил в схватку с 30-ю японскими истребителями и лично сбил 1 самолет. Всего в ходе боевых действий совершил более 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 2 самолёта противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга капитану Степанову Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 152.

По возвращении из Монголии Е.Н. Степанов был назначен советником в части ВВС, которые участвовали в освободительном походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года.

В составе 19-го истребительного авиаполка Евгений Степанов участвовал в советско-финляндской войне 1939-40 годов.

В годы Великой Отечественной войны отважный лётчик-истребитель служил в Управлении ВВС Московского военного округа.

С апреля 1948 года полковник Степанов Е.Н. - в запасе. Работал в ЦК ДОСААФ, был начальником отдела, заместителем начальника Центрального аэроклуба имени Чкалова В.П. В течение ряда лет занимал пост вице-президента Международной авиационной федерации (ФАИ).

В последующие годы, полковник в отставке Степанов, работал в Центральном Доме Авиации и Космонавтики в городе-герое Москве. Скончался 5 сентября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (участок 3).

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, монгольскими орденами Боевого Красного Знамени и "За боевые заслуги".

Евгений Степанов (годы жизни: 1911-1996) - знаменитый советский летчик-истребитель, сумевший первым осуществить в воздухе ночной таран. Произошло это событие в октябре 1937 г. в неспокойном испанском небе. Широким массам о данном подвиге было мало что известно по причине неразглашения участия в испанской войне советских военных.

Длительное время считалось, что первый ночной таран состоялся в августе 1941 года: советский пилот Виктор Талалихин под Москвой вывел из строя бомбардировщик противника Не-111.

Ночной таран Евгения Степанова

28 октября 1937 года, неся над Барселоной на своем И-15 боевое дежурство, на высоте 2000 метров Степанов Евгений Николаевич обнаружил вражеский бомбардировщик. При попытке сблизиться был встречен вражеским огнем. Степанову удалось поджечь крылья самолета противника пулеметными очередями, однако это не остановило врага. Так как времени на перезарядку орудия не оставалось, Степанов решил идти на таран. С целью сохранения двигателя самолета и пропеллера удар, пришедшийся на хвостовую часть машины, был нанесен колесами. Скользящий и не очень сильный, тем не менее он достиг своей цели: неуправляемый бомбардировщик вместе с экипажем рухнул в море. Евгений Степанов, убедившись в возможности дальнейшего нахождения в воздухе, продолжил патрулирование и вскоре наткнулся на еще одну вражескую машину, которую путем обстрела вынудил развернуться в сторону открытого моря, где добил окончательно. После успешно проведенной операции советский пилот возвратился на аэродром Сабаделл, где аккуратно посадил поврежденный И-15. В общей сложности Евгением Степановым, носившим позывной Эухенио, в воздухе было проведено 16 боев и сбито 10 вражеских самолетов.

Штурм аэродрома Гарапенильос

До совершения знаменитого ночного тарана значимой по замыслу и методам осуществления стала штурмовка аэродрома в городке Гарапенильос (поблизости Сарагосы), состоявшаяся 15 октября 1937 года. По данным захваченного в плен итальянского летчика, стало известно о сосредоточении на аэродроме вышеупомянутого местечка около восьми десятков итальянских бомбардировщиков и истребителей. Информация подтверждалась агентурными сведениями. Предыдущие попытки разбомбить многочисленную эскадрилью были безуспешны, ведь аэродром находился под хорошим прикрытием.

Было принято решение внезапно напасть на противника силами истребителей республиканских ВВС. Главная задача по разгрому аэродрома была возложена на 2 эскадрильи «Чатос» (из участвовавших шести), командиром которых являлся Анатолий Серов, а заместителем - летчик Степанов. В результате успешно проведенной операции было уничтожено 11 самолетов врага, повреждено более 20-ти. Также сильно пострадали вражеские хранилища боеприпасов и горючего.

Бой в испанском зимнем небе

17 января 1938 года состоялся последний бой Степанова в небе Испании. Командир направил эскадрилью в сторону горного массива Универсалес с целью перехвата «юнкерсов» и сопровождавших их многочисленных «фиатов». Бой состоялся над городом Охос-Негрос, причем численность неприятеля, направлявшегося бомбардировать республиканские войска, практически втрое превосходила количество советских летчиков.

Евгению Николаевичу удалось удачно атаковать и сбить «Фиат». Затем Степанов стал преследовать второй истребитель, зашел ему в хвост и пытался обстрелять, но закончились патроны. Советский летчик принял решение идти на таран. И в эту минуту его машину накрыл беспощадный огонь зенитной артиллерии противника. Осколки повредили двигатель, перебили тросы управления. Аппарат перестал подчиняться штурману и круто пошел по направлению к земле. Степанов успел выпрыгнуть наружу и раскрыть парашют.

В плену

В процессе приземления бесстрашный летчик сильно повредился о скалы и лишился сознания. Был пленен марокканцами, содержался в одиночной камере, подвергался побоям, допросам, издевательствам и пыткам. Летчика морили голодом, трижды выводили расстреливать.

Благодаря содействию Международного Красного Креста спустя полгода Евгений Степанов был обменян на немецкого летчика. Вернувшись на родину, получил звание капитана и назначение в Ленинградский военный округ инструктором по технике пилотирования.

Биографическая справка: Степанов Евгений Николаевич

Москва - город, в котором 22 мая 1911 года появился на свет бесстрашный летчик. За плечами остались 7 классов образования и железнодорожная школа ФЗУ. Затем была работа в кузнечной мастерской, занятия в фабричном радиоклубе, учеба в столичной школе летчиков и часы летной практики. В 1932 году поступил на обучение в Борисоглебскую школу летчиков, по окончании которой был определен нести службу на бомбардировщике, а впоследствии на истребителе. Будучи старшим пилотом, нес службу в составе 12-й авиационной эскадрильи.

Заслуги бесстрашного летчика

После участия в 1939 году в событиях в районе реки Халхин-Гол в качестве командира эскадрильи принимал участие в сражениях с японцами, летал на И-16 и И-153. Выполнял задачу по передаче боевого опыта пилотам, еще не сталкивавшихся в небе с противником: знакомил их с окружающей местностью, осуществлял тренировочные полеты. Всего в Монголии капитаном Степановым было осуществлено более сотни боевых вылетов, проведено 5 воздушных сражений, сбито 4 вражеских самолета.

За проявленные в военных действиях отвагу и мужество в 1939 году Евгений Степанов был удостоен монгольского ордена «За воинскую доблесть», медали «Золотая Звезда» и звания Героя Советского Союза.

Далее жизненный путь опытного пилота продолжился участием в Советско-финской войне. В Великую Отечественную войну советский летчик инструктировал технику пилотирования при Московском военном округе. С наступлением мирного времени уволился в запас, но тесно поддерживал связь с авиацией, работая зам. начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.

Он жизнь посвятил авиации

Как и многие летчики Советского Союза, большую часть жизни Степанов посвятил авиации, работая над укреплением ее престижа и усилением могущества. Он возглавлял делегации на международных соревнованиях, проходивших в разных городах мира.

Именно Евгений Степанов первым поставил подпись на акте, подтверждавшем грандиозное событие - первое покорение космоса Юрием Гагариным.

В Международной авиационной федерации работал на посту вице-президента, в 70-е годы на Московском заводе по производству вертолетов руководил летно-испытательной станцией, являлся научным сотрудником Центрального дома космонавтики и авиации.

Не стало Степанова Евгения Николаевича 4 сентября 1996 года. Прах знаменитого летчика, покорявшего небеса во благо мирной жизни жителей своей страны, покоится на Троекуровском кладбище.

Степанов Евгений Николаевич родился 22.05.11 г. в Москве, в семье рабочего-мраморщика. Русский. В шестилетнем возрасте остался без отца. В 1928 г. окончил семилетку, в 1930 г. - школу ФЗУ им. Ф.Э. Дзержинского. Работал кузнецом. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 г. окончил школу лётчиков Осоавиахима, имея налет 80 часов.
В РККА с 1932 г. В 1933 г. окончил 2-ю военную школу лётчиков в г. Борисоглебске.
Служил в Ленинградском военном округе младшим лётчиком в бригаде особого назначения. Летал на бомбардировщике. Затем, после многочисленных рапортов его перевели в истребительную авиацию. Был командиром звена 12-й истребительной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 20.08.37 по 27.07.38 гг. под псевдонимом "Эвухеньо". Налетал 205 часов на И-15. Совершил 100 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, лично сбил 10 самолетов противника - 6 истребителей (4 Cr.32, 2 Bf.109) и 4 бомбардировщика (Ju.86, Do.17 и 2 SM.81). Награжден орденом Красного Знамени (10.11.37).
Вспоминает полковник Степанов: "Мы изображали из себя советских туристов, собирающихся на международную выставку в Париже. Мы сели на пароход от Ленинграда до Гавра и, с помощью испанской группы поддержки, прилетели оттуда в Валенсию. Другие советские добровольцы добирались в испанские порты на борту советских грузовых судов".
В августе 1937 г. Степанов сбил два истребителя лично (Fiat CR-32 над Уэской и Bf.109 над Сарагосой), а также бомбардировщик Do.17 в паре с Никитой Сюсюкаловым.
1.09.37 г. над Белчите он сбил еще один CR-32.
12.10.37 г. Степанов сбил бомбардировщик Ju.86 в группе с Анатолием Серовым и Ильей Финном. Он попытался таранить Fiat Cr.32, но в последний момент фашисту удалось увернуться.
15.10.37 г. в составе эскадрильи И-15 участвовал в атаке аэродрома Гарапинильос около Сарагосы. Согласно сообщениям разведки во время налета было уничтожено 40 самолетов, а 20 повреждено.
В ночь с 27 на 28.11.37 г. сбил два бомбардировщика SM.81. Во время этой атаки ему пришлось таранить одну из машин левой стойкой шасси своего И-15.
По словам самого Степанова "это был незапланированный таран".
Он нёс боевое дежурство в районе Барселоны в паре с лётчиком Ильей Финном. Около 3.00 в 40 км севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями ему удалось поджечь сначала левое, а затем - правое крыло. Но враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом.
Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Тот камнем рухнул на землю, а Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.
После отъезда Анатолия Серова на родину он стал командиром эскадрильи.
17.01.38 г. он провёл свой последний бой в небе Испании. В этот день Степанов повел своих летчиков к горам Универсалес на перехват "юнкерсов", летевших на бомбардировку республиканских войск в сопровождении большой группы "фиатов".
Над городом Охос-Негрос завязался бой. Степанов сбил один истребитель Cr.32. Пытался таранить второй, но был сбит огнём зенитной артиллерии. Были перебиты тросы управления, поврежден двигатель. Степанов выбросился с парашютом. При приземлении он сильно ударился о скалу и в бессознательном состоянии попал в плен.
Следующие полгода он провел в тюрьмах - в Сарагосе, Саламанке, Сан-Себастьяне. В течение месяца его держали в одиночной камере, по нескольку дней не давали пищи, трижды выводили на расстрел. В конце концов, республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на пленного немецкого пилота.
В июле 1938 г. на судне, шедшем через Францию и Бельгию, старший лейтенант Степанов вернулся в Ленинград. Был назначен инструктором по технике пилотирования ВВС Ленинградского военного округа.
2.06.39 г. вместе с группой летчиков воевавших в Испании и Китае Степанов прибыл в Монголию и был назначен командиром эскадрильи И-15бис в 22-й иап. Около трех недель он занимался подготовкой молодых летчиков, знакомил с местностью, проводил тренировочные полеты.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил более 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 2 самолёта противника. Награжден монгольским орденом "За воинскую доблесть" (10.08.39).
22.06.39 г. он повел эскадрилью в бой. Он подбил один японский истребитель и сбил другой. На его машине были разбиты стекла приборов, повреждена тяга управления двигателем. Ему с трудом удалось посадить изрешеченный самолет.
29.08.39 г. капитану Степанову Евгению Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" N 152.
Член ВКП(б) с 1939 г.
Участвовал в освобождении Западной Белоруссии.
Участвовал в советско-финской войне. Летал в составе 19-го иап.
Затем служил инспектором по технике пилотирования ВВС МВО.
В 1944 г. был назначен заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.
С апреля 1948 г. в запасе. Работал начальником отдела ЦК ДОСААФ. Был руководителем советских команд на авиационных чемпионатах мира в Праге и Париже.
В течение ряда лет занимал пост вице-президента Международной авиационной федерации. Участвовал в работе конференций ФАИ в Париже и Стамбуле.
12.04.61 г. Степанов подписал акт о первом в мире полёте в космос Юрия Гагарина.
В 1965-77 гг. он был начальником лётно-испытательной станции Московского вертолётного завода.
С 1977 г. - научный сотрудник Центрального Дома авиации и космонавтики.
Умер 5.09.96 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

Литература:
Герои огненных лет. Кн. 8. - М., 1985. С. 128-136.
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 193-195.=-

Примечания:
По официальным данным Степанов имел 8 личных и 4 групповые победы.
http://www.airforce.ru/staff/stepanov/stepanov.htm
Финн Илья Александрович (1910-1937), старший лейтенант. Еврей. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС и Серпуховскую военную авиашколу летчиков. С 1935 г. служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 5.09.37 по 26.10.37 гг. Летал И-15. Сбил 1 самолет. 26.10.37 г. погиб в авиакатастрофе. Награжден орденом Красного Знамени (10.11.37).
По официальным данным один SM.81 засчитан И. Финну.
http://www.airforce.ru/staff/stepanov/stepanov.htm.
Существует версия, что Степанова обменяли на гауптмана Мюллера, сбитого А. Гусевым.
При этом в первую очередь были учтены мужество и героизм, проявленные Степановым во время национально-революционной войны в Испании. Однако того, что он был в плену, соответствующие органы никогда не забывали.
Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968) Герой Советского Союза (14.04.61), полковник. Русский. В Советской Армии с 1955 г. В 1957 г. окончил Чкаловское военное авиационное училище. Служил летчиком-истребителем на СФ. С 1960 г. - в отряде космонавтов. 12.04.61 г. совершил первый в мире полет в космос. В 1968 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию. Избирался депутатом ВС СССР и членом ЦК ВЛКСМ. 27.03.68 г. погиб в авиакатастрофе.

Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012

Степанов Е.Н.,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой теории методики воспитания ,

Псковский областной ИПКРО, г. Псков

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЗДАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ КЛАССА
Распространение идей системного подхода в сообществе российских педагогов-воспитателей детерминировало деятельность классных руководителей по моделированию и построению воспитательных систем классов. В реальной практике воспитательного взаимодействия с детьми классные наставники смогли убедиться в справедливости утверждения В.А. Караковского: воспитание эффективно, если оно системно. Они стали направлять свои усилия на создание воспитательных систем классов. Во многих образовательных учреждениях страны появились уникальные и одновременно эффективные системы воспитания детей в классных коллективах.

Однако следует заметить, что их количество может значительно увеличиться, если классным руководителям будет оказана более действенная научно-методическая поддержка в овладении и использовании системного подхода в воспитательной практике. Системный подход - это высший пилотаж в педагогической деятельности, поэтому классные наставники нередко испытывают серьезные затруднения в процессе его применения. Наиболее часто такие затруднения возникают при программировании деятельности по созданию воспитательной системы класса. Под программированием нами понимается формирование представлений о целях, содержании, этапах, формах и способах организации деятельности по обеспечению процесса развития системы воспитания членов классного сообщества.

Классные руководители, как правило, умеют изучать и анализировать исходное состояние воспитательного процесса в классе. Большинство из них научилось моделировать будущее состояние процесса воспитания школьников, т.е. разрабатывать проектную модель в форме концепции воспитательной системы класса. Гораздо сложнее для классных руководителей программировать деятельность по обеспечению «перехода» воспитательного процесса из исходного в проектируемое состояние. Например, педагогу-воспитателю, осуществляющему классное руководство пятиклассниками, трудно определить, какие целевые ориентиры следует избрать для достижения в 7-м или 9-м классе, что целесообразно проводить с учениками через два, три, четыре года и т.п. Очевидна необходимость научно-методических подсказок учителю, в которых раскрывались бы взаимосвязи процесса развития воспитательной системы класса и организации деятельности по обеспечению его успешного протекания.

Важные сведения-подсказки для педагогов-воспитателей содержатся в работах ученых, специально изучавших процесс развития (создания) воспитательных систем. Наиболее глубоко и детально его исследовали В.А. Караковский и A.M. Сидоркин. Хотя они изучали развитие общешкольных систем воспитания детей, результаты их исследований содержат полезную информацию и для классных руководителей.

Эти ученые полагают, что можно выделить четыре этапа развития воспитательной системы.

Для первого этапа характерно следующее:


  • система пока не набрала силу, поэтому ее компоненты работают порознь;

  • структура деловых отношений только формируется, пока главенствуют эмоционально-психологические межличностные отношения;

  • происходит выбор и становление системообразующей деятельности;

  • проектируются и создаются в воспитательном процессе и жизнедеятельности школьного коллектива «опережающие ситуации», которые в последующем станут ведущими элементами новой системы воспитания;

  • идет поиск возможных связей с окружающей средой, но взаимодействие с ней носит стихийный характер;

  • разрабатывается концептуальный замысел (концепция) воспитательной системы;

  • управлению системой присущ только организационно-педагогический характер.
На втором этапе осуществляется отработка содержания деятельности и структуры системы:

  • происходит осознание целей воспитательной системы, путей и способов их достижения;

  • окончательно формируется системообразующая деятельность;

  • интенсивно протекают процессы коллективообразования и воспитания детей через коллектив;

  • развивается общение членов школьного сообщества, в т.ч. межвозрастное;

  • усложняется деятельность в сфере самоуправления;

  • рождаются традиции школьного коллектива;

  • управление системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и психолого-педагогическом уровне.
Третий этап включает в себя такие моменты:

  • окончательно оформляется система, каждый компонент которой занимает свое место;

  • упорядочивается в максимальной степени жизнедеятельность школьного сообщества;

  • усиливается внимание коллектива к личности;

  • резко возрастает интенсивность процессов самоорганизации и самодеятельности;

  • педагогизируется пространство жизни и развития детей внутри учебного заведения и за его пределами;

  • у школьного сообщества становится много друзей.
Четвертый этап A . M . Сидоркин называет кризисным. Он является прологом к новому витку обновления и перестройки воспитательной системы.

Псковские научные и практические работники осуществляли под нашим руководством изучение процесса развития воспитательной системы класса и разработку форм, приемов и методов моделирования и построения системы воспитания детей в классном коллективе. На наш взгляд, можно условно выделить следующие этапы создания воспитательной системы и соответствующие им педагогически целесообразные действия.


  1. Проектирование. Преобладает деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию его желаемого образа, определению перспектив его жизнедеятельности. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.

  2. Становление. Особое внимание уделяется формированию доминирующего (приоритетного) вида или направления деятельности, укреплению межличностных отношений, развитию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной жизнедеятельности, взращиванию классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого) «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизни классного коллектива.

  3. Стабильное функционирование. Активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного сообщества. Его жизнь строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.

  4. Завершение функционирования или коренного обновления. Для данного этапа характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»); вторая - поиск новых идей, форм и способов обновления жизнедеятельности в классе.
Интерес для классных руководителей могут также представлять наши наблюдения за проявлением основных характеристик воспитательной системы в процессе ее создания (см. таблицу).

Характеристики воспитательной системы

Этапы создания воспитательной системы

Проектирование

Становление

Стабильное функционирование

Целостность

Суммативный характер системы: слабая связь элементов и сила их взаимодействия

Ситуативное и фрагментарное проявление целостности

Целостность как постоянное и устойчивое качество системы

Открытость

Закрытость системы («карантин»)

Избирательная и периодическая открытость

Максимально возможная открытость

Индивидуальность

Скрытая (потенциальная) индивидуальность

Ситуативное и фрагментарное проявление индивидуальности

Яркое и устойчивое проявление индивидуальности

Эффективность

Низкая эффективность

Средняя эффективность

Высокая эффективность

Завершая изложение результатов исследований процесса развития воспитательной системы, еще раз следует подчеркнуть их ценность для классных наставников, программирующих деятельность по построению системы воспитания детей в классе. Без понимания логики развития системы трудно или даже невозможно гарантировать успех в планировании действий по ее созданию.

В качестве второй научно-методической подсказки классным руководителям можно рассматривать накопленные педагогами и психологами сведения о коллективе и процессе его развития (формирования). Коллектив, как известно, является ядром воспитательной системы. Продуктивная деятельность по его формированию обусловливает успешное становление и функционирование воспитательной системы, поэтому при программировании процесса построения системы воспитания детей в классе классному руководителю необходимо иметь глубокие и отчетливые представления о коллективообразовании.

В науке существует множество вариантов описания этапов (стадий) формирования коллектива и изменений, происходящих в группе в ходе коллективообразования. Изложим описание одного из них, авторами которого являются известные психологи Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин (см. таблицу).



Этапы

развития группы


Краткое описание этапов коллективообразования

I. Номинальная группа

На этом этапе группа представляет собой формальное объединение ее членов, отношения между которыми устанавливаются на основе симпатий и антипатий. Осуществляются первые попытки формирования деловых отношений во время участия в совместной работе, но фактически каждый действует сам по себе

II. Группа-ассоциация

В группе появляется общая цель. Группа имеет официальную структуру, но не действует как единое целое, так как деятельность каждого носит преимущественно индивидуальный характер. В такой группе слабо выражены подготовленность к совместной деятельности, организационное единство, психологическая взаимозависимость. Ее члены распределили между собой обязанности, но они часто не выполняются. Почти вся нагрузка по подготовке и проведению дел ложится на плечи активистов

III. Группа-кооперация

На данном этапе для группы характерны установившаяся структура, высокий уровень подготовленности ее членов к решению поставленных задач, инициативный и признанный актив, способный напряженно работать и вести за собой остальных членов группы. Однако здесь есть и отчетливо выраженный пассив. Жизнь такого сообщества разнообразна. Члены группы способны достигать высоких результатов в совместной деятельности. Но часто их работа отличается неритмичностью и повышенным эмоциональным напряжением: за все дела принимаются охотно, но быстро остывают; вспышки активности чередуются с безразличием и пассивностью. Межличностные отношения и внутригрупповое общение носят в основном деловой характер . В группе нет достаточно выраженных психологических связей

IV. Группа-автономия

Группа достигает высокого уровня развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Для нее характерны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям/антипатиям, половой принадлежности. Ее члены чувствуют в ней комфортно и защищено. Они считают свою группу эталоном и не представляют возможным променять ее на другое сообщество. В мероприятиях конкурсного характера чаще всего группа становится победителем, что формирует высокую групповую самооценку, а порой и высокомерие по отношению к другим объединениям. На этой стадии может проявиться дух группового эгоизма и индивидуализма и начаться формирование лжеколлектива

V. Группа-

коллектив


Данная группа отличается общественно значимой направленностью проводимых дел, высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, т.е. всеми основными признаками социальной зрелости. В ней избираются целевые ориентиры, которые являются одновременно и личностно значимыми, и социально ценными. Совместная деятельность отличается высокой эффективностью. Отношения между членами групп вы носят дружеский характер

Хорошие ориентиры для классного руководителя в определении траектории развития воспитательной системы класса и средств педагогического обеспечения данного процесса содержатся в разработанной М.Г. Казакиной и модифицированной нами методике «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (прилагается), в которой также дано описание этапов формирования коллектива класса.

Третьей научно-методической подсказкой могут стать выявленные учеными тенденции развития деятельности, общения и отношений. Это знание важно для классных наставников потому, что совместная деятельность, общение и отношения выступают системообразующими факторами в построении воспитательной системы. Вот каковы логика и тенденции их развития.

Совместная деятельность:


  1. Обогащение целей и содержания деятельности социально значимыми ценностями (от целей непосредственно привлекающих дел - к общественно значимым, от близких - к средним и дальним перспективам).

  2. Обеспечение ведущей роли духовно-нравственных мотивов в иерархической структуре мотивов участия школьников в деятельности.

  3. Развитие доминирующего вида (направления) деятельности, определяющего индивидуальность («лицо») коллектива.

  1. Постепенное усложнение и расширение сферы деятельности.

  1. Развитие форм организации совместной деятельности от совместно-индивидуальной к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

  2. Приобретение школьниками субъектной роли в подготовке, проведении и анализе совместных дел, овладение детьми знаниями, умениями и навыками организации коллективной творческой деятельности.

  3. Рост включенности учащихся в совместную деятельность, их инициативы и самостоятельности.

Общение:


  1. Интенсификация общения внутри классного сообщества (сначала на основе формирования эмоционально-психологических отношений, а затем благодаря развитию контактов в процессе совместной деятельности).

  2. Формирование более высокого уровня речевой культуры учащихся.

  3. Развитие толерантных, ненасильственных форм и способов общения .

  4. Овладение новыми образцами общения.

  5. Расширение сферы межгруппового общения.

Отношения:


  1. Улучшение эмоционально-психологического климата в классном сообществе.

  2. Формирование у школьников осознанного чувства принадлежности к общности (чувство «мы»).

  3. Повышение эталонности классного сообщества в восприятии его членов.

  1. Возрастание степени совпадения мнений, оценок, позиций школьников в основных вопросах жизнедеятельности классного сообщества

  2. Наполнение всех звеньев отношений ответственной зависимости деятельностным содержанием.

  1. Сближение структур эмоционально-психологических и деловых отношений.

  1. Расширение и интенсификация отношений с другими социальными общностями.
А теперь, после изложения подсказок о содержательных аспектах программы деятельности по построению воспитательной системы класса, необходимо поразмышлять о том, что должна представлять из себя составляемая программа. Сразу хочется заметить, что вряд ли программа должна быть официальным документом, тем более отдельным и обязательным. Прежде всего, программа - это сформированные и хранящиеся в сознании классного наставника представления о целях, содержании, этапах, формах и способах организации деятельности по созданию системы воспитания детей в классном коллективе. И лишь по желанию самого педагога данные представление могут быть изложены на бумажном и электронном носителях. Чаще всего они помещаются в концепцию воспитательной системы как один из ее разделов, в дневник или электронный портфолио как рабочий материал (документ).

Принадлежит классному руководителю и право выбора формы изложения программных представлений. Многие педагоги излагают программу в виде текста, другие предпочитают форму таблицы, состоящей из нескольких разделов:


Некоторые классные наставники для более наглядного изображения программируемых действий и их последовательности избирают график, в котором по вертикали составляется перечень основных действий, а по горизонтали обозначаются временные отрезки (сроки) их проведения.

Возможны и другие варианты изложения программы. Какой из них избрать, еще раз подчеркнем, решает сам классный руководитель. Г лавное, чтобы сформированные программные представления и форма их изложения способствовала успешному планированию и осуществлению деятельности по созданию воспитательной системы класса.
Литература


  1. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. - М., 2005.

  2. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.

  3. Немов Р.С, Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М.. 1988.

  4. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 2000.

  5. Сидоркин A.M. Процесс развития воспитательной системы // Советская педагогика. - 1991. - № 11.

  6. Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Психология и педагогика работы комсорга. -М., 1975.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!»

(разработана М.Г. Казакиной, модифицирована Е.Н. Степановым)


Цель: определить стадии развития коллектива класса.

Ход проведения. При проведении одного из классных часов классный руководитель предлагает учащимся совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений . Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики стадий развития коллектива. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Учащимся предлагается следующий текст.

Все начинается с интереса (первый этап)

У класса есть общая цель. Например, подружиться всем ребятам - мальчикам и девочкам.

В классе одно (или несколько) общее дело. Например, все готовятся к коллективному дню рождения, на котором предстоит защищать свое время года - когда кто родился. «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» - так будут называться творческие группы, где придется придумывать и действовать вместе мальчикам и девочкам - ведь они родились в одно время года.

Жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников.

Класс учится действовать самостоятельно. Планировать, что и как делать. Все участвуют в делах (но не так, что одни организуют, командуют, а другие только слушают и смотрят). Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.

Действует не только актив, а каждый учащийся. Когда что-то готовится, создаются специальные группы - советы дел. Например, один совет готовит устный журнал «Что? Где? Когда?», другой придумывает и организует «Бюро добрых услуг».

В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы - коллектив.

Вы узнали себя? Можно считать, что первый этап развития коллектива пройден. Но не надо думать, что жизнь класса теперь настолько налажена, что дальше и идти некуда. Достижение первого этапа - это стремительный рывок на пути ко второму.


Все дела творчески - иначе зачем? (второй этап)

У класса достаточно трудная цель. Например, стать настоящим коллективом.

В коллективе - самоуправление. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало: «для кого старался: для других или для себя?», насколько осознанно поведение: «ты не подумал, а ребята должны страдать!», насколько развито умение совершать хорошие поступки: «хотеть хорошего - это еще мало».

В составе классного самоуправления побывали почти все ребята.

В классе есть желание действовать, вглядываться в окружающую жизнь и улучшать ее.

В творческих группах или объединениях разрабатываются очень сложные дела. Но творчески проходят и самые обычные: дежурство по школе, работа на овощебазе.

Придумывать дела - самое интересное занятие. Классу очень нужны таланты, и поэтому увлечения, любимые занятия каждого помогают интересно, творчески жить всем. В классе есть даже свои специалисты по разным вопросам: «поэты», «психологи», «ученые», «техники». Ребята живут по принципу: «Все дела творчески – иначе зачем?».

В классе сложилось коллективное мнение - общие оценки по самым разным вопросам. Например: «мальчики должны быть сильными», «иметь по истории ниже четверки неприлично!».

У класса есть даже свои законы (правила, принципы), в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выполнять.

Ребята очень ценят коллектив своего класса. Они говорят, «у нас принято выкладываться без остатка», «каждый чем-то увлечен», «каждый может придумывать что-то необыкновенное», «думать, спорить, убеждать, а потом создавать - главное в нашей жизни».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!