Эволюция науки и проблема научных революций.
Эволюция науки.
Наука отпочковалась от обыденного знания в глубокой древности. В течение длительного времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Месопотамии, Индии, стали появляться первые признаки становления научного знания – возникли древняя медицина, астрология (область до сих пор не признанная официальной наукой, но накопившая много эмпирических данных), математика. В древней Греции и Риме наукой занималось больше людей, возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты.
Однако древняя наука не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, что привело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Разве что в математике - науке, зачастую не нуждающейся в проверке опытом и методологический аппарат которой был основан на общепринятых законах формальной логики - прослеживались единство мнений и преемственность знаний.
В период раннего средневековья на развитие науки огромное влияние оказывала религия. Было ли это конструктивным влиянием? Можно сказать, что нет. В самом деле, за этот период не возникло принципиально новых направлений, новых теорий (кроме, пожалуй, одной, объясняющей фундаментальные явления как результат “божьего промысла”); не много наберется и известных имен. Имел место даже регресс - веками накопленные знания были запросто уничтожены в огне александрийской библиотеки. Новые же знания и факты накапливались крайне медленно - монастыри, где они были сосредоточены, специально этим не занимались.
В эпоху возрождения и, особенно, в новое время ситуация в науке стала кардинально меняться к лучшему. Именно в новое время наука стала по настоящему развиваться.
Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и сама наука. С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и эмпирически.
К концу XX века философская теория развития науки считается в значительной степени сформированной. Концепции Т.Куна, К.Поппера и И.Лакатоса, Ст.Тулмина, П.Фейерабенда и М.Полани занимают достойное место в сокровищнице мировой философской мысли. Однако, в силу своей многогранности и актуальности вопросы философии науки продолжают приковывать к себе внимание философов и ученых различных специальностей.
Таким образом в развитии науки хорошо заметны две фазы – фаза спокойного развития науки и фаза научной революции. Совершенно очевидно, что фазой, определяющей дальнейшее направление развития науки является научная революция.
Проблема научных революций.
Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях.
Возникновение квантовой механики - это яркий пример общенаучной революции, поскольку ее значение выходит далеко за пределы физики. Квантово-механические представления на уровне аналогий или метафор проникли в гуманитарное мышление. Эти представления посягают на нашу интуицию, здравый смысл, воздействуют на мировосприятие.
Дарвиновская революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Она оказала сильное методологическое воздействие, повернув мышление ученых в сторону эволюционизма.
Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию.
Иногда перед исследователем открывается новая область непознанного, мир новых объектов и явлений. Это может вызвать революционные изменения в ходе научного познания.
Таким образом, в основе научной революции может быть обнаружение каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности.
Эволюция науки
Научный консенсус - коллективные решения, позиции и мнение сообщества ученых в определенной области науки в конкретный момент времени. Научный консенсус не является, сам по себе, научным аргументом, и не является частью научного метода, однако содержание консенсуса само по себе может быть основано на научных аргументах и на научном методе.
Консенсус, достигается как правило, через общение на конференциях, публикациях и коллегиальных обзорах. В тех случаях, когда имеется мало противоречий, касающихся темы исследования, создать научный консенсус довольно легко. Научный консенсус может быть использован в научно-популярном или политическом споре по вопросам, которые являются спорными в публичной сфере, но которые не являются спорными в рамках научного сообщества , таких, как эволюция .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Эволюция науки" в других словарях:
Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? эволюции, чему? эволюции, (вижу) что? эволюцию, чем? эволюцией, о чём? об эволюции; мн. что? эволюции, (нет) чего? эволюций, чему? эволюциям, (вижу) что? эволюции, чем? эволюциями, о чём? об… … Толковый словарь Дмитриева
Изменение адаптивных признаков и форм приспособления популяций организмов. Первая последовательная теория Э. б. была выдвинута в 1809 фр. натуралистом и философом Ж.Б. Ламарком. Для объяснения прогрессивного развития в природе во времени эта… … Философская энциклопедия
Эволюционное учение (также эволюционизм и эволюционистика) система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих ее биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть … Википедия
Эта статья о биологической эволюции. Другие значения термина в заглавии статьи см. на Эволюция (значения). Фи … Википедия
Реконструкция археоптерикса в Музее естественной истории Оксфордского университета … Википедия
Реконструкция археоптерикса в Музее естественной истории Оксфордского университета Овираптозавр Chirostenotes Энанциорнис относящийся к Enantiornithes Эволюция пт … Википедия
И; ж. [от лат. evolutio развёртывание] 1. Процесс постепенного и непрерывного изменения кого, чего л. от одного состояния к другому; вообще развитие. Э. Вселенной. Органическая э. Э. человека. Э. нравов. Э. науки. 2. Филос. Форма развития… … Энциклопедический словарь
В статьях Поэзия (см.) и Словесность (см.) намечены основные черты развития литературы и содержание этого понятия; здесь будут указаны те особенности, которые входят в понятие Э. в применении его к литературе. И в этой области, как и в других,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Понятие, которое получило ход и общее признание в XIX в. Объем этого понятия может быть более узким и более широким. Когда мы говорим о развитии человека или организма, то применяем понятие Э. к наиболее узкой сфере; когда мы говорим о прогрессе … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
- Эволюция механики в ее взаимной связи с техникой. Книга 2. 1770–1970 , Мандрыка А.П.. В настоящей книге исследуется эволюция механики в ее взаимной связи с техникой в течение периода, включающего промышленную революцию XVIII в. и современную научно-техническую революцию.…
Взаимоотношения науки с другими отраслями культуры не были безоблачными. Борьба за духовное лидерство принимала довольно жесткие, порой жестокие формы. В Средние века политическая и с нею духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпечаток на развитие науки. Вот что писал русский историк и философ Н. И. Кареев о взаимоотношении науки и религии в то время: «На человеческую мысль была наложена церковью самая строгая опека: занятие наукой и ее преподавание поручалось только церковникам, за которыми, однако, власти бдительно следили... Церковь считала себя вправе силою приводить человека к истине и предавать его светской власти для казни “без пролития крови”, если он упорствовал... Крайний аскетический взгляд на знание приводил даже к отрицанию какой бы то пи было науки как суетного знания, ведущего к гибели» .
Наука в основном должна была служить иллюстрацией и доказательством теологических истин. Как писал Дж. Бернал, «вплоть до XVIII в. наука продолжала интересоваться главным образом небом» . Первой наукой стала астрономия. Но именно изучение неба и привело к последующему могуществу науки. Начиная с Коперника стало ясно, что наука не то, что теология и обыденное знание. Борьба между наукой и религией вступила в решающую стадию. За торжество научного мировоззрения отдал жизнь Джордано Бруно, так когда-то за торжество философии и религии пожертвовали собой Сократ и Христос.
И вот парадокс. В начале IV в. до н.э. приговорили к смерти и заставили выпить чашу с ядом Сократа, и в том же веке философия победила, появились школы учеников Сократа и платоновская академия. В I в. распяли Христа, и в том же веке его ученики создали церковь, которая через два века победила философию. В 1600 г. сожгли Дж. Бруно, и в том же веке наука победила религию. Торжество смерти оборачивалось торжеством духа, который оказывался сильнее смерти. Физическая власть утверждается насилием, духовная - жертвой.
Итак, культура развивается не только эволюционным путем накопления отдельных достижений, но и революционным путем смены значения ее отраслей. Программа Сократа достичь всеобщего блага посредством философского знания оказалась нереализованной и пала под давлением античного скептицизма. Люди поверили Христу и полтора тысячелетия ждали второго пришествия, но дождались индульгенций для богатых и костров инквизиции.
В эпоху Возрождения господство религиозного мышления и церкви было подорвано как изнутри, так и снаружи. Философские и религиозные усилия по созданию общезначимых знания и веры, приносящих людям счастье, не оправдались, но потребность в систематизации и единстве знаний и счастье осталась, и теперь наука дала надежды на се реализацию.
Произошел великий поворот в развитии культуры: наука поднялась на ее высшую ступень. В современном виде наука сформировалась в XVI-XVII вв. и тогда же ей удалось одержать победу над другими отраслями культуры, и прежде всего над господствовавшей в то время религией. Наука победила в XVII в. все другие отрасли культуры и сохраняет на современном этапе доминирующую роль. Своей победой она обязана прежде всего естествознанию, которое лежит в фундаменте научного знания.
Наука занимается созданием инструментов и правильного понимания, для того, чтобы наше цивилизованное общество могло процветать и приумножать свои знания.
Наша традиционная, общепринятая логическая парадигма (культура мышления) появилась примерно 2500 лет назад. Это случилось в то время, когда появились такие значимые фигуры культурной революции как Платон, Сократ, Аристотель, Гераклит, Демосфен, Евклид и другие. Но собственно два противоборствующих лагеря, которые вели философские войны, особенно повлияли на это. С одной стороны был Аристотель, с другой Гераклит.
Аристотель соблазнил мир сказав, что если вы не знаете чего-то, нужно просто обратиться к тому кто знает, и спросить. Это звучит вполне разумно, и вот уже 2500 лет подавляющее большинство так и делает. Но все же это не означает, что утверждение справедливо.
Долгое время считалось, что Земля плоская, и цивилизация благополучно пережила эти времена. Но Галилей, глядя в телескоп обнаружил, что в реальности планеты имеют форму шара, а парадигма убеждений основанная на теории плоской Земли, не верна. Галилею и нескольким другим ученым дорого это обошлось, и понадобилось около 200 лет на то, чтобы мир признал, что Земля круглая.
История эволюции науки — Последствия победы Аристотеля в интеллектуальной войне
Победа Аристотеля в интеллектуальной войне с Гераклитом имеет более драматичные последствия , чем влияние теорий относительно устройства Вселенной. Сегодняшняя действительность — прямое последствие этой победы.
Зачастую за решением той или иной задачи мы обращаемся к источникам, которые на самом деле могут знать не больше нашего, или исповедовать ошибочную теорию. Обратите внимание, существуют теоретики и практики . Теоретики учат практиков, как то-то и то-то надо делать, предоставляют аналитику и советы, но в подавляющем большинстве, сами никогда, практически, не реализуют свои же решения (аналитики зарабатывают на анализе), но учат как надо делать!
Аристотель верил в редукционистский подход означающий, что если вы разберете что-либо на составные части, то поймете как это работает. Так начался поиск элементарной частицы, которой как предполагалось являлся атом.
Современный научный мир открыл множество субатомных частиц, что полностью изменило представление о Вселенной, и что любопытно, они были вычислены еще задолго до их открытия. Напрашивается мысль: верим ли мы тому что видим, или мы видим то, чему верим… .
Благодаря философии Аристотеля, в юриспруденции имеется «прецедент», в системе образования «авторитарный подход» учителя к ученикам. Следуя редукционистскому подходу, произошли разработки причинно-следственных концепций, «законов» движения, «законов» сохранения энергии и т.д. Новейшие результаты передовых научных исследований показали ошибочность этих утверждений!
Если бы выиграл Гераклит, то мы имели бы совершенно другую цивилизацию. Он чувствовал, что Вселенная находится в постоянном движении и изменении, что стабильность и гомеостазис не являются нормой. Он сказал: «Нельзя войти в одну реку дважды!» Это означает, что на момент повторного контакта с рекой, и сама река и ваше тело уже претерпят некие изменения.
В 20 веке произошли три фундаментальных открытия, это:
- Теория относительности.
- Квантовая механика.
- Наука о Хаосе, которая включает в себя теорию информации, кибернетику, голографию, нелинейную динамику, и фрактальную геометрию.
История эволюции науки — Влияние Эйнштейна на историю развития науки
В истории развития науки , ничего не предвещало создание Теории относительности. До 20 века классическая наука занималась изучением четырех основных элементов, как считалось не связанных между собой. Это масса, энергия, пространство, и время. Эйнштейн выдвинул теорию утверждающую, что пространство и время неразрывно связаны. Он также заявил, что вещество и энергия взаимообратимы, а значит не отличаются между собой. Он часто говорил о том, что во Вселенной существуют только два компонента: Небытие, и Конденсированное небытие, которое мы называем предметами.
Все это привело к инновационным открытиям, о которых никто и не мечтал (ядерная энергия), и к изменению представлений о Мире.
Единственная постоянная величина, которую оставил Эйнштейн - это Скорость света . Но Квантовая механика уничтожила и эту постоянную! см. в статье —
История эволюции науки — Квантовая механика говорит Все во Вселенной взаимосвязано
После того, как Квантовой механикой были открыты субатомные частицы, наш логический мир распался. Субатомные частицы ведут себя не так как им положено, а точнее не так, как мы думаем, им положено. Разрушены базовые принципы.
В 1964 году ученый Джон Стюарт Белл, представил концепцию под названием «нелокальность причин». Она подвергла сомнению всю теорию причинно-следственной связи! Белл утверждает, что отдельные причины не могут быть изолированны друг от друга. Тысячи экспериментов подтвердили, что Теория Белла является более точным описанием существующего порядка вещей. Белл поддерживал идею о том, что все во Вселенной взаимосвязано . Вы являетесь частью меня, и наоборот. Взаимосвязь эта настолько реальна, что поговорку «не рой другому яму, сам в нее попадешь» можно было бы перефразировать так:
«Если роешь яму другому, ты роешь её под собой, прямо сейчас»
Аристотель же, в свое время, утверждал, что все имеет свои собственные границы, и может быть локальным.