Эзоп. Ворон и Лисица

Цели :

  • расширять знания детей о литературном жанре, о баснописцах;
  • правильно понимать, оценивать, охарактеризовать, смысл басни, воспитывать любовь к басням;
  • развивать речь детей, логическое мышление.

Оборудование: портрет И.А.Крылова с годами жизни; карточки с краткой биографией Эзопа, А.П.Сумарокова, Жана де Лафонтена; тексты басен.

ХОД УРОКА

I. Задание: определить литературный жанр (отрывки).

1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Загадка)

2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Стихотворение)

3. Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица)

4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. (Басня)

II. Беседа. Постановка проблемы.

Дети, а каких баснописцев вы знаете? (И.А.Крылов). Назовите басни И.А. Крылова (Дети называют басни: “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и очки”, “Ворона и лисица” и др.). А ешё каких баснописцев вы знаете? (Дети затрудняются).

Побуждение к проблеме, название темы: “Баснописцы”. Предлагается басня для обсуждения “Ворона и лисица”.

Работа с карточками по группам.

Дети делятся на пять групп.

№1. Карточка: краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.

№2. Карточка: краткая биография Жана де Лафонтена, басня “Ворон и лисица”.

№3. Карточка: краткая биография А.П.Суморокова, басня “Ворона и лисица”.

№4. Повторение № 1.

№5. Повторение № 2.

Каждой группе даётся по 10 минут на выполнение заданий.

III. Поиск решения. Каждая группа знакомит детей с краткой биографией баснописца, читает басню, выносит на обсуждение класса свои выводы по содержанию текста.

1. Обсуждение краткой биографии Эзопа. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Эзопа “Ворон и Лисица” (работа с текстом):

а) вместо сыра – кусок мяса. Почему? Люди охотились, основное занятие людей в 6 веке до нашей эры – охота;

б) басня написана в прозе (что такое проза?);

г) образ Ворона и Лисицы в басне Эзопа;

д) обсуждение выражений из текста: “стать царём над птицами”, “…и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.

2. Обсуждение краткой биографии Жана де Лафонтена. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Жан де Лафонтена “Ворон и лисица” (работа с текстом):

а) басня написана не в рифму, сложным языком;

б) в клюве у ворона – сыр. Почему? Изготовляли сыр;

в) вывод в басне делает лис;

г) обсуждение выражений из текста: “благородный ворон”, “Феникс наших дубрав!”.

3. Обсуждение краткой биографии А.П.Суморокова. Диалог по басне А.П.Суморокова “Ворона и Лисица” (работа с текстом):

а) басня по объёму больше, чем басня Эзопа;

б) много старых русских слов (“сыру кус”, “не вспряну”, “уста”, “паче”, “в сию минуту”, “из роту” и т.д.);

в) басня в прочтении – сложная;

г) много сравнений, эпитетов (дети зачитывают сравнения, эпитеты);

д) в названии не ворон, а ворона;

е) нет вывода в басне.

Ученики делают вывод о баснописцах, о басне “Ворона и лисица”.

3. Физкультминутка.

Беседа о И.А.Крылове. Диалог по содержанию басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”.

Сценка басни “Ворона и лисица”. (Ученики готовят сценку к уроку)

4. Обсуждение басни И.А.Крылова, её отличие от басен других баснописцев. (“Ворона и лисица”):

а) басня И.А.Крылова читается легко, интересно, написана в рифму;

б) басня начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни;

в) басня – народная; доступна для детей;

г) образ вороны и лисы в басне И.А.Крылова.

IV. Подведение итогов. Закрепление поставленной темы.

Опрос, вопросы к детям по уроку и их ответы.

1. Назовите баснописцев.

2. Биографии писателей – баснописцев.

3. Басня “Ворон и Лисица”, “Ворона и лисица” (ответы по содержанию).

4. Что нового и интересного узнали на уроке?

Итог урока. Оценка.

Д/з на дом: Чтение басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”, нарисовать иллюстрацию к басне.

Оборудование к уроку:

№1. Карточка

а) краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.

Эзоп – древне-греческий баснописец VI века до нашей эры. Древнейшие басенные сюжеты появились в греческой литературе ёщё в VI–VII веке нашей эры, но окончательное оформление жанра устной басни относили к VI в. до н. э. и приписывали народному мудрецу Эзопу – личности легендарной. Легенды говорят, что Эзоп жил в Древней Греции на острове Самос. Он был рабом, безобразным горбуном. Но, благодаря своему уму, Эзоп добился свободы. Он написал много сборников, тексты их видоизменились и свободно перерабатывались, до нас дошло свыше 100 рукописей.

б) Особенности басни Эзопа.

Басня Эзопа “Ворон и Лисица”

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон. Кабы у тебя ещё и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.

№2. Карточка

а) краткая биография Жан де Лафонтена (1621–1695 гг.). Басня “Ворон и лисица”.

Жан де Лафонтен учился в парижской ораторианской семинарии. В 1647 г. в 26 лет отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1680 г. он издал двенадцать книг Басен и в 1683 г. был избран членом Французской Академии.

Великий французский поэт, баснописец в своей творческой деятельности обращается к басне не сразу, сначала писал героические поэмы, стихи. В XVII веке Жан де Лафонтен пишет развёрнутые, полные жизни, действий, остроумные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость, стремится передать взгляд простого человека, басни замечательны своим разнообразием.

б) Особенности басни Лафонтена.

“Ворона и лисица”

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своём клюве сыр.
Дядюшка лис, привлечённый запахом,
Повёл с ним такую речь:
“Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья,-
То вы – Феникс наших дубрав!”
Ворону этого показалось мало,
Захотелось ему блеснуть и голосом.
Разинул клюв – и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: “Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра”.
И поклялся смущённый ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.

№3. Карточка

а) краткая биография А.П.Суморокова (1717–1777 гг.).

Александр Петрович Сумороков родился в Москве в известной дворянской семье. До 15 лет обучался и воспитывался дома. В 1732–1740 г. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи. А.П.Сумороков утвердил в русской поэзии жанр басни. Смело вводит в свои произведения народные выражения, пословицы. “Склад басни должен быть шутлив” – пишет Сумороков. Для баснописца характерна резкость сатирических красок, страстность обличения ненавистных ему пороков.

“Ворона и Лисица”

И птицы держатся людского ремесла:
Ворона сыру кус когда-то унесла,
И на дуб села. Села,
Да только лишь ёщё ни крошечки не ела.
видела лиса во рту у ней кусок,
И думает она: “Я дам вороне сок:
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок”.
“Здорово, – говорит лисица, –
Дружок воронушка, названая сестрица:
Прекрасная ты птица;
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша;
И попугай ничто перед тобой, душа;
Прекраснее стократ твои павлиньих перья;
Нелестны похвалы приятно нам терпеть.
О если бы ещё умела ты и петь!
Так не было б тебе подобной птицы в мире”.
Ворона горлушко разинула пошире,
Чтоб быти соловьём,
“А сыру, – думает, – и после я поём:
В сию минуту мне здесь дело не о пире”.
Разинула уста
И дождалась поста:
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела;
Хотела есть, не ела:
Причина та тому, что сыру больше нет:
Сыр выпал из роту лисице на обед.

ВОРОН И ЛИСИЦА

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

Не верь врагам - проку не выйдет.


ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.


ЖУК И МУРАВЕЙ

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».


БЕДНЯК

У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», - молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя - ты не помог мне, хлопнул об угол - послал великое счастье».

Кто обращается с негодяем ласково - останется в убытке, кто поступает с ним грубо - в барыше.


ДВА ГОРШКА

Река несла в своем течении два горшка - глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, - просит глиняный горшок медного. - Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.


БЫК И ЖАБА

Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать - ее там не было - и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» - «Он умер, матушка, - говорят они, - сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» - «Перестань, мама, - слышит она в ответ. - Не сердись, - скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».

Опасно слабому тягаться с сильным.


КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ

В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». - «Должно быть, там зарыт клад», - думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Еще в 6-5 вв до нашей эры баснописец Эзоп написал свою басню Ворон и Лисица. Это одна из его работ, что раскрывает человеческие пороки.

Эзоп Ворон и лисица

Для того, чтобы ответить на вопрос: какова мораль работы Эзопа, следует вернуться к тексту произведения Ворон и Лисица. И здесь мы видим Ворона, который отыскал мясо. Он сел на дерево, дабы полакомиться своей добычей. Но, тут как тут, Лиса. Она прекрасно понимает, не отдаст ей мясо птица за просто так. И она начинает расхваливать Ворона. Лиса говорит, что он мог бы быть царем среди птиц и делает акцент на его прекрасном голосе. Льстивые речи Лисы привели к тому, что Ворону захотелось похвалиться перед рыжей красавицей и показать, какой у него замечательный, как утверждает Лиса, голос. И здесь птица начинает петь. Но мы ведь понимаем, каким может быть пение ворона. Уж вороны никогда соловьями не были. Закаркала птица и выпустила мясо, которое Лиса быстро унесла.

Мораль басни Эзопа Ворона и лисица

И вот здесь Эзоп в своей басне выносит следующую мораль: лесть, как притворная похвала, целью которой является лишь корысть, очень опасна. Она имеет большую силу, которая, как в случае описанного сюжета, привела к потере наживы. Поэтому не стоит развешивать уши и вестись на лесть, в противном случае, вы как и Ворон, останетесь ни с чем.

Послушать текст басни Эзопа Ворона и лисица вы можете посмотрев видеоролик ниже

Дорогие дети и их родители! Здесь вы можете читать «Басня Ворон и Лисица » а так же другие лучшие произведения на странице Басни Эзопа . В нашей детской библиотеке вы найдете собрание замечательных литературных произведений отечественных и зарубежных писателей, а так же разных народов мира. Наша коллекция постоянно пополняется новым материалом. Детская библиотека онлайн станет верным помощником для детей любого возраста, и познакомит юных читателей с разными жанрами литературы. Желаем Вам приятного чтения!

Басня Ворон и Лисица читать

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:

"Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".

Басня уместна против человека неразумного.

Мораль басни "Ворон и Лисица"

В образах животных Эзоп высмеивал многие качества людей, любящих получать в свою честь дифирамбы и всякую похвалу. Так и в морали басни Ворона и лисица сокрыт огромный кладезь будущим поколениям: не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил свою брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом.

И, конечно же, не стоит забывать и о другом персонаже Лисе, людей такого типа нам нужно избегать, потому что они всегда будут желать получить от нас все возможное и могут даже навредить.

Если вы попали в жизни в похожую ситуацию, то хороший способ – это бежать от таких «знакомых» и держать в руках то, что принадлежит вам. Это будет и смелым, и одновременно мудрым решением.

Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема урока . Басня «Ворона и лисица» И. А. Крылова и «Ворон и лисица» Эзопа.

Цель :

Учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;

Задачи:

    развивать устную речь учащихся, навык выразительного чтения и чтения по ролям;

    воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

Универсальные учебные действия:

Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной и парной деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

Предметные результаты:

Знание отличительных черт басни

Умения находить мораль, иносказание в басне;

Знание о жизни и творчестве И. А. Крылова, Эзопа;

Ход урока

1.Орг. момент

Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок

2. Актуализация знаний

1) Кроссворд (презентация)

2) Работа в паре

1 . Выбери точное определение басни

Краткий рассказ

Поучительный рассказ

Краткий иносказательный рассказ поучительного характера

(иносказательный – заключающий в себе выражение, содержащее скрытый смысл)

2 . Найди признаки басни

Написана в стихах

Герои-животные

Большое по объёму произведение

Написана в прозе

Герои- люди

Содержит мораль

Небольшое по объёму произведение

3. Разложи слова на две группы

Персей, Прометей, Эзоп, Крылов.

3.Постановка цели урока

- Познакомиться с новой басней и новым автором.

4. Повторение изученного ранее материала.

Чтение по ролям.

Давайте дадим характеристику главным героям этой басни.

Какова мораль?

5. Знакомство с новым произведением. Басня Эзопа «Ворон и лисица»

Эзоп – кто это?

Эзо́п -древнегреческий поэт- . Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках .

В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. С о дним из них мы сейчас познакомимся.

6. Первичное восприятие .

Прочитайте басню Эзопа.

Понравилась басня?

На произведение какого жанра похожа эта басня? (сказка о жив.)

Чем отличается? (мораль)

7. Анализ произведения

Что такое мораль? (нравоучение)

В какой форме написана басня? (в прозе)

Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?

Что вы можете сказать о языке басни? (на доступном языке)

Назовите героев басни.

Каким в басне показан ворон? (глупый, доверчивый)

Лисица? (хитрая, умная)

Назовите сюжет басни (она обманным путём отобрала мясо)

Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.

Из каких частей состоит басня? (вступление, основная часть, мораль)

Где в басне спрятана мораль? (в словах лисицы)

Чему учит нас эта басня? (Не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил своё брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом )

Почему так получилось, что ворон легко расстался со своей добычей? Какого испытания не выдержал он? (испытания лестью, восхваленьем)

Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить».

Кто кому льстит? Кого осуждает басня больше: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль басни.

Какой человеческий недостаток высмеивается? (глупость)

8 .Работа с иллюстрацией.

Многие художники старались отобразить эти басни с помощью кисти и карандаша, чтобы средствами изобразительного искусства мы еще ярче восприняли события, описанные в этих баснях. Это такие художники, как Д.К.Гавриленко, С.Яровой, Валентин Серов и многие другие. Особое внимание ваше я хотела бы обратить на работу Валентина Серова, она есть в вашем учебнике и на экране.

Несмотря на то, что она выполнена простым карандашом и неяркая, но посмотрите, как художник передал образы героев. Сравните величину фигурок вороны и лисицы. Что вы можете сказать? Соответствуют их размеры реальности? (Фигура вороны намного больше лисицы, создается впечатление, что художник выполнял работу, сидя высоко на ели, рядом с вороной. Создается зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы)

Как вы думаете, можно было с такого расстояния разглядеть такие подробности внешности, как «носок», «перушки», «глазки»?

Чему же учат нас эти басни ? (Не верить льстивым словам окружающих, не всегда верить своим ушам, не всегда эти слова искренни, не быть доверчивыми, глупыми )

Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.

В чём сходство басен?

Чем отличаются басни?

Работа с таблицей (в паре)

Иван Андреевич Крылов

Форма написания

Композиция

В какой басне легче представить поведение героев?

И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.

Удалось ли художникам передать характеры героев?

Какой представлена Ворона? Лисица?

Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.

Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.

Ответьте на вопросы:

1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?

2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…

3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:

-Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.

- Всякий трус о храбрости говорит.

-За глупость всегда приходится расплачиваться.

4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.

Проверьте, что у вас получилось.

Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.

Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни .

Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни .

Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни .

Выполнение какого задания вызвало затруднение?

Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?

Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.

9 .Связь с жпзнью.

Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом, выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом.

Бессмертные творения Эзопа и Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней!

Почему же спустя сотни, тысячи лет мы с удовольствием читаем басни Эзопа и Крылова? (Они интересны, полезны, несут уроки жизни)

Почему басни не устаревают? (Пороки людские, такие как лесть, зависть, лень, глупость, хитрость, были 4000 лет назад и существуют сегодня.)

Какую жизненную мудрость взяли из сегодняшнего урока, из сегодняшних басен?

(не нужно быть доверчивым, и льстить некрасиво.)

10 . Рефлексия .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!