Фаликман мария вячеславовна. Великая иллюзия сознания

  • Общая психология: Внимание. Учебник для ВУЗов. (Рекомендован МО РФ) 1-е изд. М.: Academia, 2006. 2-е изд. М.: Academia, 2010.– 480 с.
  • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. – 752 с. М.: АСТ, Астрель, 2010. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  • Психология мышления (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
  • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Ред.-сост. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

Статьи и научные сообщения в сборниках и рецензируемых журналах

  • Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. С.87-91. (Соавт. А.Г. Шмелев)
  • Эффект мигания внимания. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №1. С.89-90.
  • Внимание как проявление активности субъекта в условиях быстро сменяющейся информации и повышенной “умственной загрузки”. // Психология созидания. Ежегодник РПО. Том 7. Выпуск 2. Казань: 2000. С.22-24. (Соавт. Е.В. Печенкова, Р.С. Шилко)
  • Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. с.99-103. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Стратегия как метасредство решения перцептивной задачи в условиях быстрой смены информации и повышенной “умственной загрузки”. // Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во МГСУ, 2002. Ч.2. С.98-106. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Проблема анализа микроструктуры перцептивной деятельности в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции. // Психология как система направлений. Ежегодник РПО. Том 9, выпуск 5. М.: АНО «Инсайт», 2002. С.179-180. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Москва, 2002. С.365-376.
  • Что такое когнитивная наука. // Материалы Первой Российской Интернет-конференции по когнитивной науке / Под редакцией А.Н. Гусева, В.Д. Соловьева. М.: УМК “Психология”, 2004. С.5-8.
  • Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4, с.81-90. (Соавт. А.Я. Койфман)
  • Внимание и деятельность: двадцать лет спустя. // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы Пятых чтений памяти Л.С. Выготского / Под ред. Кравцовой Е.Е., Спиридонова В.Ф., Кравченко Ю.Е. М.: РГГУ, 2005. С.327-334.
  • Торможение возврата внимания. Часть I. Виды и свойства. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №3. С.42-48. (Соавт. И.С. Уточкин)
  • Торможение возврата внимания. Часть II. Механизмы: от сетчаточной маскировки до стратегической регуляции. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №4. С.50-58. (Соавт. И.С. Уточкин)
  • Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С.444-461. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Взаимосвязь когнитивного и двигательного развития в детском возрасте: сравнительный анализ синдрома дефицита внимания/гиперактивности и синдрома нарушения координации. // Аутизм и нарушения развития. 2006. №1. С.29-41.
  • Современные исследования взаимосвязи становления когнитивных и двигательных функций: предпосылки успешного освоения письма. // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
  • Ограничения нисходящих влияний на обработку зрительной информации в условиях «слепоты, вызванной движением // Вопросы психологии. 2009. №2. С.128-134. (Соавт. Д.В. Девятко)
  • Наследие П.И. Зинченко и когнитивная психология с человеческим лицом. // Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.38-41.
  • Исследование припоминания знаний о предметной области. // Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.68-76. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Эффекты превосходства слова в зрительном восприятии и внимании. // Психологический журнал. 2009. №6. С.68-76.
  • Принцип кольцевой регуляции в современной когнитивной психологии восприятия и внимания и проблема единиц перцептивной деятельности // Актуальные проблемы когнитивной науки. Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 2010. С.62-65. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Решение перцептивной задачи как взаимодействие между восходящими и нисходящими процессами переработки зрительной информации. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Том 3. №3. С.52-65. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Когнитивная наука в Восточной Европе: опыт Нового Болгарского Университета // Методология и история психологии. 2010. Том 5. №2. С.57-64. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Эффект превосходства слова в условиях «мигания внимания» // Вопросы психологии. 2011. №2. C.149-157. (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Contemporary Research on Learning, Remembering, and Forgetting: The Scientif Legacy of P.I. Zinchenko Today // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. С.3-10. (With A. Yasnitsky)
  • Knowledge retrieval strategies: Evidence from an artificial domain. // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. P.55-67. (With M. Minakova)

Тезисы докладов

  • Исследование феномена “мигания внимания” // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Секция “Психология”. М.: 1998. С.107-108.
  • Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции: эффект мигания внимания. // Материалы Первой Московской конференции студентов и аспирантов “Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы”. Часть I. М.: СГУ, 1999. С.199-200.
  • Роль процессов группировки в возникновении эффекта мигания внимания. // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Выпуск 5. М.: Изд-во МГУ, 2000. С.319-320.
  • Проблема средств решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции. // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Секция “Психология”. М.: РПО, 2000. С. 156-159. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Влияние семантической группировки стимулов на эффект “мигания” внимания. // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции / Под ред. А.А. Крылова. С-Пб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С.38-40.
  • Влияние индуцированных стратегий на эффект мигания внимания. // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Выпуск 6. М.: МГУ, 2001. C.312-313.
  • Эффект преимущества слова и динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции (RSVP). // Психология, педагогика и социология чтения. Материалы V Международной научно-практической конференции 26-28 марта 2001 г. В 2 частях. Ч.II. / Ред.-сост. И.В. Усачева. М.: НИЦ ИНЛОККС, 2002. С.39-40.
  • Динамика внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов: от методологии к методике исследования. // Современная психология: состояние и перспективы. / Под ред. А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2002. С.233-235. (Соавт. Г.В. Курячий)
  • Возможности и ограничения принципа кольцевой регуляции в моделях решения перцептивной задачи // Материалы Вторых Международных психологических чтений молодых ученых-психологов «Инновации в психологии». Бийск, 2002. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Нейрокогнитивный подход как катализатор психологического исследования динамики зрительного внимания. // Сборник трудов Международной конференции «А.Р. Лурия и психология XXI века». / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Таппера. Москва, 2002. С.142.
  • Word preference effect and the attentional blink: Who will have the upper hand? // 43. Kongress der Deutschen Gesellschaft fuer Psychologie. / E. Van der Meer etc. (Hrsg.) Lengerich: Pabst Science Publishers, 2002. S.324.
  • Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы. // Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.196-198. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа. // Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.237-239. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • “Units” of spatial and temporal attention and visual awareness. // Workshop on Cognitive Science and Neurophilosophy. Abstracts. Tehran: Iranian Institute of Philosophy, 2005. P.5-6.
  • Проблема «центральных ограничений переработки информации» в психологии внимания: возможные решения // Вторая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, СПбГУ: 2006. Т.2. С.641-643.
  • On the generality of word superiority effects under various masked presentation conditions. // Visual masking and the dynamics of vision and consciousness. / Eds.: U. Ansorge, G. Francis, M. Herzog, H. Ogmen. Delmenhorst, Germany, 2006. P.13.
  • Прикладные аспекты современной когнитивной науки. // Современные проблемы прикладной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006. С.83-88.
  • Проблемы и сценарии междисциплинарного взаимодействия в современных исследованиях познания // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2006. С.71-73.
  • Гуманитарный поворот в когнитивных науках. // Гуманитарные чтения РГГУ-2008. Сборник материалов. М., РГГУ, 2008. с. 137-139.
  • Эффект превосходства слова и интегративные психические процессы. // Теоретическое наследие Л.М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов. / Отв. ред. М.А. Холодная, М.В. Осорина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. С.192-194.
  • Оценка эффективности извлечения знаний из памяти. // Материалы международной конференции молодых ученых "Психология - наука будущего" под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М: ИПРАН, 2008. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Диагностика индивидуальных особенностей извлечения знаний из памяти. // Сборник материалов 2-й всероссийской конференции "Психология индивидуальности". М., 2008. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Would letters forming a word survive motion-induced blindness? // Journal of Vision, 2008, 8(6):1017, 1017a (With D. Devyatko)
  • Is there word superiority in visual search? // Third International Conference on Cognitive Science. Abstracts. Moscow, June 20-25, 2008. Vol.1. P.124-125. (With Pantyushkov A., Horowitz T.S.)
  • On the linguistic mediation of visual attention. // ISCAR 2008. Ecologies of diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms. Book of Abstracts. San Diego, September 8-13, 2008. P. 62.
  • Эффект превосходства слова в условиях невнимания // Материалы научной конференции "Ананьевские чтения - 2009", Выпуск 2. Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных областях психологии / Под ред. Л.А. Цветковой, В.М. Аллахвердова. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. С. 144-146 (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Нисходящие влияния на обработку зрительной информации в условиях быстрой смены стимулов (на примере эффекта мигания внимания) // Материалы III международной конференции молодых учёных "Психология - наука будущего" / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. С. 152-154. // (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Эффекты превосходства слова в перцептивных задачах и проблема оперативных единиц перцептивной деятельности. // Четвёртая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Томск: Томский государственный университет, 2010. Т.2. С.558-560. (Соавт. Е.В. Печенкова, В.Ю. Степанов, Д.В. Девятко, М.В. Синицына, Е.С. Горбунова)
  • Word superiority within the attentional blink. // Journal of Vision. 2010. Vol.10. No.7 P.203 (With E. Gorbunova)
  • Методологические проблемы использования функциональной магнитно-резонансной томографии: опыт организации фМРТ-лаборатории в России // Материалы конференции «В.М. Бехтерев и современная психология». Казань, 2010. (Соавт. Е.В. Печенкова, Р.М. Власова, М.В. Синицына, Е.А. Мершина)
  • Word Superiority Effect and Attention. // B. Kokinov, A. Karmiloff-Smith, N.J. Nersessian (Eds.), European Perspectives on Cognitive Science. Sofia: New Bulgarian University Press, 2011.
  • Эффект превосходства слова при разных формах индуцированного невнимания. // «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Тезисы конференции. / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: БукиВеди, 2011. С.75-80. (соавт. Е.С. Горбунова)
  • Латерализация восприятия речи и музыки у людей с разным профилем функциональной асимметрии: фМРТ-исследование. // «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Тезисы конференции. / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: БукиВеди, 2011. С.197-202. (соавт. Е.В. Печенкова, Р.М. Власова, М.В. Синицына)
  • Эффект превосходства слова в условиях полного и отвлеченного внимания. // Психология и современный мир. Архангельск, 2011. (соавт. Е.С. Горбунова)
  • Temporal processing units relocate the attentional blink // Vision Sciences Society 11th Annual Meeting. Abstracts. Naples, FL, 2011. P.30. (With V. Stepanov)

Словарные статьи

  • Большой Психологический Словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. СПб: Прайм-Еврознак, 2009. Свыше 30 статей, всего ок. 1 п.л.
  • Большая Российская Энциклопедия. Свыше 10 статей.

Предисловия

  • Предисловие // Фомин А.Е. «Ум практика: от проблемы к плану, от плана к действию». Калуга: КГПУ, 2007. С.3-5.
  • От организаторов // «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Тезисы конференции. М.: БукиВеди, 2011. С.3-4.

Фаликман Мария Вячеславовна, Москва

Доктор психологических наук.

Руководитель департамента психологии факультета социальных наук, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС.

Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке - межвузовского научного семинара, посвященного междисциплинарным исследованиям познания.

Приглашенный редактор специальных выпусков журналов Journal of Russian and East European Psychology, «Методология и история психологии», «Логос». Член редколлегии журналов «Культурно-историческая психология», «Российский журнал когнитивной науки (cogjournal.org)». Рецензент журналов «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Психологический журнал» РАН, «Культурно-историческая психология», «Вопросы языкознания», Attention, Perception & Psychophysics; Spanish Journal of Psychology.

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности «Общая психология, преподавание психологии», аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. с защитой кандидатской диссертации на тему «Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов». В 2016 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход».

С 2001 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова: ассистент (2001-2005), доцент (2006-2010) кафедры общей психологии, ведущий научный сотрудник (2011-2013) кафедры психологии личности факультета психологии; старший научный сотрудник кафедры теоретической и прикладной лингвистики и Центра когнитивных исследований филологического факультета (с 2011 г.).

В 2010-2012 гг. – ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования.

С 2011 г. работает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»: ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований.

C 2014 гг. – старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС.

Область научных интересов. Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

Читает лекционные курсы для студентов и магистрантов факультета психологии и филологического факультета МГУ по общей психологии, психологии познавательных процессов и основам когнитивной науки.

Руководитель и участник ряда научных проектов, которые финансировались РФФИ и другими российскими научными фондами (с 1997 по настоящее время), а также совместного проекта с лабораторией зрительного внимания Гарвардского университета США (программа COBASE, 2004).

  • Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия». 2006 (1-е изд.), 2010 (2-е изд.). 480 с.
  • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. М.: АСТ, Астрель, 2009(Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  • Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
  • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)
  • Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия. М.: Языки славянских культур, РГГУ, 2012. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

Награды:

  • Первая премия Всероссийского конкурса молодых ученых к 100-летию А.Р. Лурия (2003).
  • Персональная стипендия ректора Московского университета «Для молодых преподавателей и научных сотрудников, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности».
  • Победитель XIV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года в номинации «Проект года в психологическом образовании» - cерия хрестоматий «Когнитивная психология: история и современность», «Горизонты когнитивной психологии» (в соавторстве).

В чем заключается суть великой иллюзии сознания? Почему нам кажется, что мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас? Чего на самом деле мы не замечаем и почему? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Мария Фаликман.

Великая иллюзия сознания - тема, которая в последние десятилетия, буквально с начала XXI века, активно обсуждают и психологи, и физиологи, и философы. Суть ее в том, что мы с вами убеждены, будто бы замечаем, воспринимаем намного больше, чем есть на самом деле. Нам кажется, будто мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас. Эта убежденность и есть та самая великая иллюзия сознания, суть которой пытаются понять все.


В психологии подобного рода явления начали изучать примерно с 70-х годов. Возникли они как побочный продукт экспериментов в совсем другой области, это опять же были исследования зрительного восприятия, зрительного внимания человека, которые проводил психолог из Корнелльского университета Ульрик Найссер - один из основателей такого направления как когнитивная психология, то есть психология познавательных процессов. Он изучал со своими студентами и аспирантами ситуацию, когда человек видит перед собой два наложенных друг на друга фильма, и его просят отслеживать один из них, игнорируя другой.


Типичная ошибка, касающаяся именно того, что мы воспринимаем, называется "слепотой к повторению". Мы, как правило, не замечаем повторения зрительного объекта, если оно происходит в течение определенного интервала времени, или если этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели. Собственно, именно поэтому в современных текстовых редакторах повторение слова обязательно подчеркивают точно также красной чертой, как орфографическую ошибку, чтобы сделать объект другим.


Мария Фаликман, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.
Комментарии: 0

    Дэвид Чалмерс

    «Наше сознание - основа нашего существования, - считает Дэвид Чалмерс. - Нет ничего более доступного нам напрямую, и всё же оно до сих пор остаётся величайшей загадкой во Вселенной». В этом ролике философ делится с нами своим пониманием этого «кино в голове».

    Дмитрий Иванов

    Статья посвящена аргументу от отсутствия квалиа. Этот аргумент нацелен на опровержение функционалистских теорий сознания. Философы, прибегающие к этому аргументу, пытаются продемонстрировать, что функционализм не способен объяснить квалитативные, феноменальные аспекты сознательных состояний, т.е. квалиа. Согласно этим философам, квалиа являются функционально нередуцируемыми свойствами ментальных состояний. В последние четыре десятилетия этот аргумент подвергался активному обсуждению. В статье анализируются возражения выдвинутые против этого аргумента Шумейкером, Чалмерсом и Таем. В работе показывается, что эти возражения не могут опровергнуть аргумент.

    Рассудок следует отличать от других форм сознания - самосознания, разума и духа. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее. Различение разума и рассудка как двух “способностей души” намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного.

    Константин Анохин

    Гамбургский счет

    Василий Ключарев

    Гамбургский счет

    Мы знаем много способов повлиять на решение людей: убедить, запугать, загипнотизировать или воздействовать определенными приборами на некоторые участки головного мозга. Зачем ученые это делают и к чему приводят подобного рода эксперименты? Об этом мы решили спросить руководителя департамента психологии Высшей школы экономики Василия Ключарева.

    Константин Анохин

    Каковы принципы современной фундаментальной научной теории сознания? Когда были получены первые экспериментальные доказательства существования эпизодической памяти у животных? Нейробиолог Константин Анохин о научных принципах теории сознания, феномене «путешествия во времени» и эпизодической памяти у животных.

    Наши ощущения субъективны, квалиа, объяснительный разрыв, мысленный эксперимент Комната Марии, задача Салли и Энн.

Мария Вячеславовна Фаликман
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник


Родилась в 1976 г.

Образование: факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Общая психология, преподавание психологии» (1998), аспирантура факультета психологии МГУ (2001). В том же году защищена диссертация на соискание степени кандидата психологических наук "Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов" (научный руководитель -- доц. В.Я. Романов).

Работа : 2001-2010 -- ассистент, затем доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, с 2011 г. -- старший научный сотрудник отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ и ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

В настоящий момент преподает курсы: "Психология познавательных процессов" (ОТиПЛ), "Введение в когнитивную науку" (спецкурс, ОТиПЛ и факультет психологии МГУ), "Планирование эксперимента и обработка данных" (спецкурс, ОТиПЛ).

Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке (с 2002 г. по наст. время) - межвузовского научного семинара, посвященного междисциплинарным исследованиям познания.

Основные публикации (всего сыше 70)

А. Учебники и учебные пособия:

  • Общая психология: Внимание. Учебник для ВУЗов. (Рекомендован МО РФ) 1-е изд. М.: Academia, 2006. 2-е изд. М.: Academia, 2010.- 480 с.
  • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. - 752 с. М.: АСТ, Астрель, 2010. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  • Психология мышления (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
  • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Ред.-сост. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)
  • Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия. Ред.-сост. М.: Языки славянских культур, 2012. В печати. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

Б. Избранные статьи в научных журналах и сборниках:

  • Внимание и перцептивные единицы. // Когнитивные исследования. / Под ред. Т.В. Черниговской, А.А. Кибрика. 2012. В печати. (Соавт. Е.В. Печенкова, В.Ю. Степанов)
  • Perception and Attention Research in Russia: Traditions and State of the Art. Guest Editor"s Introduction // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №5. С.3-9.
  • Word Superiority Effects Across the Varieties of Attention // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №5. С.45-61.
  • Эффект превосходства слова в условиях «мигания внимания» // Вопросы психологии. 2011. №2. C.149-157. (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Contemporary Research on Learning, Remembering, and Forgetting: The Scientific Legacy of P.I. Zinchenko Today. Guest Editor"s Introduction // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. С.3-10. (With A. Yasnitsky)
  • Knowledge retrieval strategies: Evidence from an artificial domain. // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. P.55-67. (With M. Minakova)
  • Решение перцептивной задачи как взаимодействие между восходящими и нисходящими процессами переработки зрительной информации. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Том 3. №3. С.52-65. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Эффекты превосходства слова в зрительном восприятии и внимании. // Психологический журнал. 2009. №6. С.68-76.
  • Современные исследования взаимосвязи становления когнитивных и двигательных функций: предпосылки успешного освоения письма. // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
  • Ограничения нисходящих влияний на обработку зрительной информации в условиях "слепоты, вызванной движением" // Вопросы психологии. 2009. №2. С.128-134. (Соавт. Д.В. Девятко)
  • Исследование припоминания знаний о предметной области. // Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.68-76. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С.444-461. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4, с.81-90. (Соавт. А.Я. Койфман)
  • Внимание и деятельность: двадцать лет спустя. // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы Пятых чтений памяти Л.С. Выготского / Под ред. Кравцовой Е.Е., Спиридонова В.Ф., Кравченко Ю.Е. М.: РГГУ, 2005. С.327-334.
  • Что такое когнитивная наука. // Материалы Первой Российской Интернет-конференции по когнитивной науке / Под редакцией А.Н. Гусева, В.Д. Соловьева. М.: УМК “Психология”, 2004. С.5-8.
  • Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Москва, 2002. С.365-376.
  • Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. с.99-103. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. С.87-91. (Соавт. А.Г. Шмелев)


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!