Фото офицеров казачьей кавалерийской дивизии.


Барон Людинкгаузен-Вольф.
Николай Евгеньевич
Генерал-майор
Родился 3 августа 1877 г. Уроженец Санкт-Петербургской губернии. Из дворян, сын ротмистра. Православный. Окончил 1-й кадетский корпус и Павловское военное училище. 15 августа 1897 г. произведён в подпоручики и вышел в 92-й пехотный Печерский полк.

К истории рода фон Вольф
Самый известный итальянский роман оказался для Латвии практически родным - его автор венчался в Риге в православной церкви как Иосиф Юльевич, а для латышской прислуги синьор Джузеппе был Язепа кунгс.

Лампедуза венчался в Риге
Сенсацию о связях автора «Леопарда» с Латвией раскопал режиссер Гунар Пиесис (ныне покойный, но памятный в стране по фильмам хотя бы «Спридитис» и «Вей, ветерок!»).

Оказалось, что герцог де Пальма был женат на одной из латвийских представительниц немецко-русского рода баронов фон Вольфов и до Второй мировой войны регулярно наезжал в их поместье Стамериене под Гулбене в 200 километрах от Риги.

В середине 60-х Пиесис снял об этом сюжет для кинохроники.
Но ведь и не менее великий итальянец Томази ди Лампедуза предпринял такое же священнодействие в Риге. К тому же в церкви не лютеранской или католической, а русской. В рижской Благовещенской церкви, что и нынче стоит неподалеку от Центрального рынка. И Гунар, разыскав многое об этом венчании и даже прислугу из Стамериене, надеялся прорваться в Италию.

Уверовав, что быт и уклад замка фон Вольфов нашли потом отражение в романе и фильме, ибо редкий фильм Висконти так близок к первоисточнику, как «Леопард».

Запущенный, в окружении двух озер парк, где еще просматриваются остатки роскошного ландшафта... Православный храм по соседству, построенный одним из баронов в честь русской жены, княгини Софьи Потемкиной... Белокаменный в стиле французского Ренессанса дворец, восстанавливать который из руин после народного бунта пришлось братьям Паулю и Борису (отец будущей жены Лампедузы) фон Вольфам.

Поневоле вспоминаются строчки из романа, описывающие Доннафугату, фамильное владение дона Фабрицио Корберо князя Салины: «...Рядом с собором. Узкий фасад с семью окнами, выходившими на площадь, не давал представления о замке, ибо тот простирался еще и вглубь, объединяя строения разных видов...»
Прав Гунар: церковь, фасад, парк - все совпадает. Даже библиотеки размещены одинаково. И несложно представить себе азарт, с каким это великолепие крушили окрестные латышские мужики в девятьсот пятом году. Или в Италии их собратья по классу в период гарибальдийских революций 1860-70 годов, на фоне которых идет действие «Леопарда».

Подданная России, баронесса Александра Алиса Фреттин фон Вольф, та самая, что венчалась с писателем в Благовещенской церкви... Имя жены звучит почти музыкой. Но у мужа оно еще громче: Джузеппе Томази ди Лампедуза герцог Пальма.

Сегодня уже известно, что познакомились они в 1925 году в Лондоне, в итальянском посольстве. Что вполне объяснимо: баронский род Вольфов восходит к Священной Римской империи, а первым Лампедузой в Стамериене мог быть дядя будущего классика - доктор права, итальянский сенатор и посол своей страны в российской столице Пьетро Томази маркиз делла Торетта (мать нашей Алисы, чистая итальянка по происхождению и тоже Алиса, вышла за него в 1920 году, овдовев в Февральскую революцию).

И это вполне отвечает мотивам вышедшей недавно в Италии книжки 75-летнего Бориса Бьянкери, директора Римского института исследований международной политики, медиа-магната и племянника Джузеппе. Да, есть разнобой в хронологии и именах. Но это понятно. И баронесса как только за свою почти столетнюю жизнь не представлялась, включая домашние имена Люси и Люци и даже английское Элис. И у Стамериене масса вариаций в названиях. Вплоть до чисто немецкого Штомерзе...

Счастье, что в венчальной записи рижской Благовещенской церкви от 24 августа 1932-го никаких Элис не значится. А то вовек бы не распутать этого биографического клубка. Нет, там как раз чин по чину - ежели церковь русская, то и все остальное по-нашему. И невеста зовется Александра Борисовна. Но главное - и жених-то переименован! В... Иосифа Юльевича. Абсолютно на славянский манер.

На итальянском языке о совместной жизни Джузеппе и Александры вышло уже немало, даже опера под названием «Мистерия «Леопарда». Но, наверное, наиболее интересна для нас книга и поныне здравствующего Бориса Бьянкери (кстати, большой специалист по России, США и ЕС).

Озаглавлена она «Возвращение в Стомерзее». Героиня - престарелая баронесса Александра Алиса русско-немецких кровей, в революцию бежавшая от большевиков в Италию. Навестив в наши дни впервые с тех лет бывшее поместье в Латвии, она удирает в Риге от сопровождающих и а-ля бунинская или набоковская героиня умирает на скамейке нашего железнодорожного вокзала. Чтобы быть похороненной в родной земле.

В действительности не совсем так. Родилась Александра на самом деле в Ницце. С итальянским мужем в Стамериене проживала регулярно, особенно в летние месяцы, и вплоть до 1939 года. Но в войну пару раз объявилась и в одиночку. Надеялась вернуть свои владения? Но увы...

Впервые местечко под именем Gulbana упоминается уже в 1224 году, в договоре о разделе Таловских земель между рижским епископом и орденом меченосцев. В 1340 году по приказу рижского архиепископа в Гулбене построили каменный замок Шваненбург т.е. «замок лебедя». С тех пор это место, вплоть до начала двадцатого века, так и называлось.



Замок располагался на небольшом полуострове, который омывает речка Крусталице. На её берегах поселились и первые жители города. Увы, но в 16 веке во время Ливонской войны замок и поселение были разрушены, жители убиты или захвачены в плен.

Речка Крусталице



В шведские времена окрестности Шваненбурга перешли сначала во владение шведского генерала Густава фон Горна, а затем достались шведской короне. Впоследствии замок и усадьба при нём не раз переходили из рук в руки, среди владельцев были такие известный прибалтийские дворяне как Фитингхофы и Минихи, но только бароны фон Вольфы смогли превратить заштатное имение в настоящее родовое гнездо.

Герб рода фон Вольф



В Лифляндию фон Вольфы перебрались из княжества Саган, что располагалось на территории современной Польши. В Прибалтике они быстро стали самыми владетельными дворянами, только в Лифляндии им принадлежало более тридцати усадеб общей площадью около трех тысяч квадратных километров.

Шваненбург в середине 19 века



Шваненбург стал домом для семьи Иоганна Готлиба фон Вольфа. Он то и заложил главное здание усадьбы: «Белый дворец».

Иоганн Готлиб фон Вольф



Следующим владельцем имения стал Рудольф фон Вольф. Он продолжил начатое отцом дело, обустраивал усадьбу и перестроил господский дом. В своё время он объехал пол- Европы и для своего дворца выбрал стиль итальянского неоренессанса.

Белый дворец во времена Рудольфа фон Вольфа



Страстью барона были лошади и специально для них в усадьбе появился манеж.



Сейчас здесь расположилась гостиница.



А ещё на деньги Рудольфа фон Вольфа в Шваненбурге, на месте руин средневекового замка, построили новую лютеранскую церковь.



К сожалению барон Рудольф не смог завершить перестройку усадьбы, он умер не дожив и до сорока лет. Семья барона жила в Риге, затем в Германии. Там его сын учился в университете, а его дочь, Изабелла, вышла замуж за Фердинанда, графа фон Цеппелин, того самого, что придумал знаменитые на весь мир дирижабли.

Изабелла фон Цеппелин, урождённая фон Вольф



Рано оставшийся без отца, Генрих с большим пиететом отнёсся к его наследию и после окончания учёбы решил вернуться на родину. Альт-Шваненбург, как теперь называлось его имение, ожидали большие перемены.

Генрих фон Вольф

К старому дворцу пристроили две роскошные башни: одну над парадным крыльцом, вторую со стороны манежа.



Высокая трёхэтажная башня служила смотровой площадкой, откуда открывался вид на окрестности.



Фасад здания разнообразили различной скульптурой: тут были и фигура ангела, и атланты, поддерживающие арку главного входа, и лебеди, и статуи рыцарей - такие же, как в замке румынских королей.



Вход в замок охраняли фигуры волков, ведь фамилия владельцев, Вольф, по немецки означает «волк». Гостей барона встречали два волка: спокойный и скалящийся, гости ведь тоже разные бывают, добрые и злые.



Развивалось и усадебное хозяйство. Недалеко от манежа появились сыроварня и большой коровник.



Его фасад тоже украсили терракотовые рельефы с изображением домашних животных и крестьян.



Фигурный медальон украшает также хлев для овец.



Аллегории видны и на фасаде оранжереи.



Недавно здание отреставрировали и здесь расположился городской музей.



У оранжереи ещё совсем недавно стоял деревянный домик, который вл времена барона, называли «Театр Гёте». Увы, но недавно его снесли.



В 1875 году Генрих фон Вольф женился на Марии фон Этинген, дочери Лифляндского вице-губернатора. В семье её звали Мариса. Барон очень любил свою жену и специально для неё построил виллу, т.н. «Красный дворец».



В честь баронессы Марии в усадьбе был разбит большой парк. Здесь появилось «Святое озеро». Его берега украсили многочисленные скульптуры и камни, на каждом из которых выгравировали по одной букве, все вместе они образовывали имя «Мариса». Это был подарок барона жене на день рождения.

Ещё в парке по приказу барона вырыли пруд в форме буквы «М».



Увы, но Марисса не отличалась крепким здоровьем и вскоре серьёзно заболела туберкулёзом. В 1883 году её не стало, она тихо умерла во время лечения в Риме.



Генрих был убит горем. Свою жену он похоронил на семейном кладбище и на её могиле день и ночь горели семь синих фонариков, по одному за каждый прожитый вместе год.



С тех пор Генрих занимался парками усадьбы. Каждый из них барон посвятил кому-то из родственников.

Недалеко от Красного дворца появился парк Рудольфа, в честь отца барона. Туда вёл деревянный пешеходный мостик.



У могилы баронессы Марисы появились роскошные ворота, а неподалёку вырыли пруд с островком в виде слезы в центре.



Парк перед дворцом тоже преобразился: здесь тоже вырыли пруд в виде буквы «М», а на берегу появились клумбы с инициалами покойной баронессы.



Как и в большом парке, у дворца стояли скульптуры и фигурные скамейки.



А ещё в парке были павильоны, искусственные руины и декоративные фонарики. Сегодня ничего этого больше нет. Только закладной камень с именем барона Генриха ещё напоминает о былом.



Среди памятных сооружений парка были и памятники. Один из них, в виде женщины с колосьями в руках и надписью «Agricultura», барон посвятил своему садовнику по фамилии Грабе.



Второй памятник был посвящён Отто фон Бисмарку, с которым Генрих фон Вольф вместе учился в университете. Этот памятник сделали в мастерской Августа Фольца и хотя до наших дней он не сохранился, каждый может полюбоваться на похожую скульптуру на фасаде пивоварни «Алдарис» в Риге.



В 1883 году отмечалось четырёхсотлетие Мартина Лютера. В честь него у церкви посадили дуб и установили скульптуру великого реформатора. Её изготовили на фабрике терракотовых изделий в Шарлоттенбурге под Берлином. Скорее всего там же барон заказал и остальные скульптурные украшения усадьбы.



Барон Генрих фон Вольф умер в 1897 году. Роскошная усадьба отошла родственникам, но она оказалось никому не нужна.



Дворцы Альт-Шваненбурга со всей обстановкой сгорели в огне революции 1905 года.

Позднее их восстановили, но былой роскоши уже не было. Белый дворец отдали под квартиры, а красный перестроили в школу.



Что интересно, закат усадьбы совпал с расцветом самого городка, который после провозглашения независимости Латвии стал называться Гулбене. Ещё 1902 году здесь появилась ветка железной дороги и Гулбене стал важным транспортным узлом Латвии.

Старая застройка Гулбене



Городок пострадал во время Второй мировой войны, при отступлении немцы взорвали башню городской церкви и сильно повредили Белый дворец. Следы разрушений видны до сих пор.



Сегодня Гулбене тихий провинциальный городок с послевоенной застройкой у которого всё, в общем то, в прошлом.



Ухоженные улицы пусты и только у усадьбы ещё теплится жизнь.



В 2005 году у Белого дворца появились хозяева. Началась реконструкция парка, законсервировали остов дворца, обновили оранжерею и манеж. Планировалось постепенно воссоздать былую роскошь парка и восстановить здание дворца.



К сожалению в прошлом году фирма банкротировала. Владельцам удалось спасти гостиницу, расположившуюся в манеже, но на продолжение реставрационных работ рассчитывать, увы, не приходится.



Тем не менее проект реконструкции есть и очень хочется надеяться, что когда-нибудь он всё таки воплотится в жизнь!



Ну а пока память о бароне и его любимой Мариссе хранят старинные парки города и … работники узкоколейной дороги Гулбене-Алуксне, но об этом, пожалуй, в следующий раз.

Это подполковник Бургграф Цу Дона. Являлся командиром 1-го донского казачьего полка.

Цу Дона вместе с капитаном Эрихом Диненталем.

Офицеры с боевыми друзьями.

Сам Эрих Диненатель. Умер он, кстати, в 1990-ом году.

А это Гельмут фон Паннвиц, награждающий казака Ивана Кононова Железным крестом 2-й степени.

Вот он Иван Кононов, командир 5-го донского полка.

Офицеры Казачье Кавалерийской Девизии позируют для фото.


Гельмут фон Паннвиц, командир этой дивизии.

Иван Кононов, командир 5-го донского полка в Хорватии.

Немецкий подполковник барон фон Вольф, один из руководителей Казачьей дивизии, одетый в черкеску. Имеет Железный крест первого класса. Орденская планка указывает, что он ветеран Первой мировой войны. Имеются казачьи погоны. Символы третьего рейха соединены с атрибутами казаков. Так немцы ассимилировали казачьих воинов.


Ханс Фрайхерр фон Вольф

Капитан К.Лангфельдт, офицер 3-го кубанского полка. Родился он в декабре 1918 г., а умер в 1980 г.

(1940-05-23 ) (74 года) Место смерти: Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя

Образование: Учёная степень: Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Вероисповедание:

Лютеранство

Партия:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основные идеи:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Биография

В 1883 году, по окончании гимназии Цинка в Риге, поступил в Санкт-Петербургский университет , из которого в 1885 году перешел в Юрьевский университет . Окончил последний со степенью кандидата прав в 1889 году.

По окончании университета поступил на службу кандидатом на классную должность по Министерству императорского двора . С 1892 года был регистратором, а с 1893 - помощником делопроизводителя в Кабинете Его Императорского Величества . В 1895 году занял должность бухгалтера, а затем делопроизводителя канцелярии императрицы Александры Федоровны , одновременно исполняя обязанности казначея Комитета попечительства о домах трудолюбия под председательством императрицы.

В 1900-1912 годах состоял управляющим Императорскими заводами в Санкт-Петербурге. Собирал голландскую живопись, с 1907 года состоял почетным членом Общества поощрения художеств . В 1907 году на управляемом им Императорском фарфоровом заводе начал выпуск знаменитой серии статуэток «Народности России ».

В 1912 году был избран в члены Государственной думы от Лифляндской губернии съездом землевладельцев. Примыкал к фракции октябристов, после её раскола остался беспартийным. Состоял товарищем председателя финансовой комиссии, председателем библиотечной комиссии, а также членом комиссий: вероисповедной и по направлению законодательных предположений.

Напишите отзыв о статье "Вольф, Николай Борисович"

Примечания

Источники

  • Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 1 марта 1916 года. - Пг., 1916. - СС. 1259-1260.
  • 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. - Санкт-Петербург: издание Н. Н. Ольшанскаго, 1913.

Отрывок, характеризующий Вольф, Николай Борисович

Мороне!!! Ну, конечно же! Вот почему этот человек показался мне знакомым! Я видела его всего лишь раз на личном приёме Папы. Но кардинал восхитил меня тогда своим истинно природным величием и свободой своего острого ума. И помнится мне, что Караффа тогда казался очень к нему благожелательным и им довольным. Чем же сейчас кардинал сумел так сильно провиниться, что злопамятный Папа смел посадить его в этот жуткий каменный мешок?..
– Ну что ж, мой друг, желаете ли вы признать свою ошибку и вернуться обратно к Императору, чтобы её исправить, или будете гнить здесь, пока не дождётесь моей смерти... которая, как мне стало известно, произойдёт ещё очень нескоро...
Я застыла... Что это означало?! Что изменилось?! Караффа собирался жить долго??? И заявлял об этом очень уверенно! Что же такое могло с ним произойти за время его отсутствия?..
– Не старайтесь, Караффа... Это уже не интересно. Вы не имеете права меня мучить, и держать меня в этом подвале. И вам прекрасно это известно, – очень спокойно ответил Мороне.
В нём всё ещё присутствовало его неизменное достоинство, которое когда-то меня так искренне восхитило. И тут же в моей памяти очень ярко всплыла наша первая и единственная встреча...
Это происходило поздно вечером на одном из странных «ночных» приёмов Караффы. Ожидавших уже почти не оставалось, как вдруг, худой, как жердь, слуга объявил, что на приём пришёл его преосвященство кардинал Мороне, который, к тому же, «очень спешит». Караффа явно обрадовался. А тем временем в зал величественной поступью входил человек... Уж если кто и заслуживал звания высшего иерарха церкви, то это был именно он! Высокий, стройный и подтянутый, великолепный в своём ярком муаровом одеянии, он шёл лёгкой, пружинистой походкой по богатейшим коврам, как по осенним листьям, гордо неся свою красивую голову, будто мир принадлежал только ему. Породистый от корней волос до самых кончиков своих аристократических пальцев, он вызывал к себе невольное уважение, даже ещё не зная его.
– Готовы ли вы, Мороне? – весело воскликнул Караффа. – Я надеюсь, что вы порадуете Нас своими стараниями! Что ж, счастливой дороги вам, кардинал, поприветствуйте от Нас Императора! – и встал, явно собираясь удалиться.
Я не выносила манеру Караффы говорить о себе «мы», но это была привилегия Пап и королей, и оспаривать её, естественно, никто никогда не пытался. Мне сильно перечила такая преувеличенная подчёркнутость своей значимости и исключительности. Но тех, кто такую привилегию имел, это, конечно же, полностью устраивало, не вызывая у них никаких отрицательных чувств. Не обращая внимания на слова Караффы, кардинал с лёгкостью преклонил колено, целуя «перстень грешников», и, уже поднимаясь, очень пристально посмотрел на меня своими яркими васильковыми глазами. В них отразился неожиданный восторг и явное внимание... что Караффе, естественно, совершенно не понравилось.
– Вы пришли сюда видеть меня, а не разбивать сердца прекрасных дам! – недовольно прокаркал Папа. – Счастливого пути, Мороне!
– Я должен переговорить с вами, перед тем, как начну действовать, Ваше святейшество – со всей возможной учтивостью, ничуть не смутившись, произнёс Мороне. – Ошибка с моей стороны может стоить нам очень дорого. Поэтому прошу выделить мне чуточку вашего драгоценного времени, перед тем, как я покину вас.
Меня удивил оттенок колючей иронии, прозвучавший в словах «вашего драгоценного времени»... Он был почти, что неуловимым, но всё же – он явно был! И я тут же решила получше присмотреться к необычному кардиналу, удивляясь его смелости. Ведь обычно ни один человек не решался шутить и уж, тем более – иронизировать с Караффой. Что в данном случае показывало, что Мороне его ничуточки не боялся... А вот, что являлось причиной такого уверенного поведения – я сразу же решила выяснить, так как не пропускала ни малейшего случая узнать кого-то, кто мог бы когда-нибудь оказать мне хоть какую-то помощь в уничтожении «святейшества»... Но в данном случае мне, к сожалению, не повезло... Взяв кардинала под руку и приказав мне дожидаться в зале, Караффа увёл Мороне в свои покои, не разрешив мне даже простится с ним. А у меня почему-то осталось чувство странного сожаления, как будто я упустила какой-то важный, пусть даже и очень маленький шанс получить чужую поддержку...
Обычно Папа не разрешал мне находиться в его приёмной, когда там были люди. Но иногда, по той или иной причине, он вдруг «повелевал» следовать за ним, и отказать ему в этом, навлекая на себя ещё большие неприятности, было с моей стороны просто неразумно, да и не было на то никакого серьёзного повода. Потому я всегда шла, зная, что, как обычно, Папа будет с каким-то непонятным интересом наблюдать мою реакцию на тех или иных приглашённых. Мне было совершенно безразлично, зачем ему было нужно подобное «развлечение». Но такие «встречи» позволяли мне чуточку развеяться, и уже ради этого стоило не возражать против его странноватых приглашений.
Так и не встретившись никогда более с заинтересовавшим меня кардиналом Мороне, я очень скоро о нём забыла. И вот теперь он сидел на полу прямо передо мной, весь окровавленный, но всё такой же гордый, и опять заставлял точно также восхищаться его умением сохранять своё достоинство, оставаясь самим собой в любых, даже самых неприятных жизненных обстоятельствах.
– Вы правы, Мороне, у меня нет серьёзного повода вас мучить... – и тут же улыбнулся. – Но разве он Нам нужен?.. Да и притом, не все мучения оставляют видимые следы, не так ли?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!