Фронтальное занятие дифференциация звуков с ш. Конспект занятия по дифференциации звуков

Тема: «Дифференциация [С] - [Ш] в словах, предложениях» Рассказ по серии картин

«Разбитая чашка».

Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнение артикуляции звуков [С] --- [Ш];

Закрепление правильного произношения звуков [С] - [Ш];

Совершенствование грамматического стоя речи, формирование навыка

словоизменения и словообразования;

Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательно, излагая

события.

Коррекционно-развивающие :

- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового

анализа слов;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;

- улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.

Коррекционно-воспитательные :

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания

помогать другим

Планируемые результаты: дети различают звуки [С] - [Ш] в слогах, словах и

предложениях. Могут использовать речь для выражения своих мыслей и построения

речевого высказывания в ситуации общения, проявляют шпщиагиву и самостоятшносгь в

общении, активно взаимодействуют оо сверсгншсами и взрослыми, участвуют в совместных

играх.

Оборудование : проектор, компьютер, презентация, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1. Приветствие. «Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте вспомним

правила, которые помогут нам на занятии!»

Проговаривание хором:

Я спокоен всегда, говорю всегца красиво, смело и неторопливо! (і ‹ „‚ "Ёж!

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, a

выдохните через ротик все обиды, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

Логопед : А теперь, посмотрите, кго пришёл к нам B гости?

Это девочка, она говорит, что её зовут Фафа. Фафа тоже хочет с вами заниматься.

Девочка не умеет красиво говорить, потому что не может произносить некоторые звуки.

Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

- Как зовут нашу гостью? Саша.

Значит какие звуки девочка не выговаривает? (Ответы детей).

С и Ш.

- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Вы сегодня делали утреннюю зарядку?

-Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш тоже хочет

На детишек быть похожим

-Угадай гласные по артикуляции и пропой их.

Иголочка, Лопатка, Чашечка, Орешек, Лошадка, Грибок, Гармошка.

II. Сообщение темы занятия.

Сейчас мы c вами отправимся в путешествие в страну Логландию. Посмотрите на каком транспорте мы поедем?

Мы поедем на автобусе. Ho прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли

И шины туго накачали: с - с -- с.

Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим

И на деревья глядим.

Тихо дует ветерок,

Он нам с вами говорит: ш-ш-ш.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед Произнесите звук С.

Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Звук С - согласный, твёрдый, глухой

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху) Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш - согласный, твёрдый, глухой.

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино».

Повторяйте за мной.

со-шо--со ша-са-ша

ус-уш-ус аш-ос-уш

Са-са-са ~ вот коса.

Шу-шу-шу - Мише я пишу.

Иш-ис-ыш - беги сюда малыш

Шу-шу-су -- сушки Саше я несу.

4. Дифференциация звуков С - Ш в словах.

называть сначала слоги, а затем слова, если вы услышите звук [с] - поднимите карточку

со стрелкой, которая показывает вниз. Если услышите звук [ш] - поднимите карточку со

стрелкой, которая показывает вверх».

Слоги: ша, ca , ус, ш y , co , a ш.

Слова: лиса, мешок, бусы, нос, мышь, усы, уши, груша.

Дети выполняют задание.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где

есть звук Ш. Исправьте Сашу.

са -- ша сы - ши сма - шма

со - шо ста _ шта сла - шла

су - my cna ~- Inna

сутки -шутки

миска _- мишка

каска _ кашка

касса - каша

маска - Машка

плюс - плюш

6. Физкультминутка. (Видео)

7. Звуковой анализ слова Саша.

Остановка «Схемкино».

Саша: А что это за остановка?

Мы можем выложить схемой твоё имя.

А как это?

Сейчас увидишь. Дети, составьте схему слова «Саша».

- Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.

Какой первый звук в слоге СА? Второй?

Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

Какие звуки во втором слоге?

Покажите у себя на столе гласные звуки. Назовите их. Покажите согласные. Назовите их.

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка « Угадай-ка» ?

- Угадайте, каким словом нужно закончить предложение. Вам помогут картинки.

шут сук мыш-ка мас-ка

Клоун ~- это.. Кошка съела бедную..

У сосны большой… . Снегурочка подарила Маше… .

Сравнение их буквенного состава

Для чего нужна кашка? - каска? Кому нужна каска?

каш-ка кас-ка

Малыш ест вкусную. У солдата большая.

КА. КА К А _ КА

Скажите, где нарисована каска справа или слева?

Закрыть слова между картинками, а также подписи под ними.

Какой звук _- [ш] или [с] - есть в слове КАШКА? Где находится этот звук: в начале, в

конце или в середине слова?

Назови все звуки по порядку в слове КАШКА, КАСКА.

Какую букву нужно написать вместо кружка? (См. подписи под картинками.)

Прочитай слово КАШКА, КАСКА. (слова между картинками), скажите какая картинка

к нему подходит. Справа или слева. Прочитай оба слова.

- Прочитайте первый слог.

Какие буквы одинаковые, какие разные в первых слогах?

Что можно сказать о вторых слогах.

Вывод: Все буквы в словах одинаковые, кроме букв С и Ш.

Логопед Мы изменили одну букву в слове, и поручилось новое слово.

9. Чтение слов с пропущенными буквами.

А сейчас! Доставай карандаши - букву нужную пиши.

- У вас на столах лежат листочки со словами. Саша-шутница, стёрла буквы в словах.

Какие буквы стёрла Саша? Впишите их в слова.

Апка …анки...утки

Ипы...ина...ова

ква... …уба...ода

насо. .. шила. .. …умка

Прочитайте слова с буквой С (Ш).

10. Произнесение скороговорок.

Остановка «Скороговоркино».

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша шапкой шишку сшиб.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Ha голове -- каска, a в миске -- кашки

Молодцы, вы научили Сашу правильно говорить звуки С и Ш и тоже может сказать

скороговорку: Саша шустро сушит сушки.

- Дети, повторите скороговорку.

11. Составление рассказа по серии картин «Разбитая чашка».

Логопед: Ребята - Саше задали задание составить рассказ по картинкам, но у неё ничего

не получается и она просит помощи у вас.

(Логопед выставляет карточки на наборное полотно не по порядку.)

Логопед: Внимательно посмотрите на картинки. Связанны ли они общим содержанием?

Дети: Да

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Логопед: Давайте расставим картинки правильно, подумайте, какая картинка должна

быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой, шестой. Молодцы,

ребята. Давайте мальчику дадим имя, a собаке кличку. Мальчика назовем Мишей, a

собаку Тузиком.

(От наборного полотна переходим к интерактивной доске, на которой появляется первая

картинка)

Первая картинка

Беседа по картинкам:

Логопед: Что изображено на первой картинке

Деги: собака лежит на коврике, мальчик уронил чашку

Логопед: Какое выражение лица у мальчика?

Дети: Испуганное

Логопед: Почему испугался мальчик?

Дети: Мама будет ругаться

Появляется вторая картинка

Логопед: Что случилось с чашкой

Дети: Чашка разбилась

Логопед: Что спросила мама?

Дети: Кто разбил чашку

Логопед: Что ответил мальчик?

Дети: Чашку разбила собака

Логопед: Хорошо ли поступил мальчик?

Дети: Плохо, он обманул маму

Появляется третья картинка

Логопед: Что сделала мама?

Дети: Мама выгнала собаку на улицу

Появляется четвертая картинка

Логопед: Какое время года?

Дети: Зима

Логопед: Что делает собака?

Дети: Просится в дом

Логопед: Почему?

Дети: На улице холодно

Появляется пятая картинка

Логопед: Что делает собака?

Дети: Сидит под окном

Логопед: Какое у нее настроение?

Дети: Грустное

Логопед: Что делает мальчик?

Дети: Сидит у окна и смотрит на собаку

Логопед: Какое настроение у мальчика?

Дети: Грустное, ему стало жалко собаку

Появляется шестая картинка

Логопед: Что сделал мальчик?

Дети: Признался во всем маме

Логопед: Что теперь можно сказать о его поступке?

дети: Он поступил хорошо, потому что во всем признался.

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами все вместе попробуем составить весь рассказ.

Совместный рассказ:

«Тузик лежал на коврике. Миша нес чашку, нечаянно уронил ее и она разбилась. Он очень

испугался, что мама будет ругать. Когда мама пришла в комнату и спросила, кто разбил

чашку Миша струсил и обвинил Тузика Маме ничего не оставалось делать, как прогнать

Тузика на улицу. Была зима. Тузику было холодно на улице, он просилоя, чтобы его

пустили в дом. Грустный Тузик сидел под окном на снегу и не понимал, за что его

прогнали. Миша смотрел в окно на Тузика и ему стало жалко, и стыдно за свой поступок.

Ведь так не поступают со своим друзьями. Миша пришел к маме и честно признался, что

это он разбил чашку и Тузик не виноват. Мама очень обрадовалась этому и простила его»

Логопед: Вы молодцы, составили интересный рассказ.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов. С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с

вами учились четко и правильно произносить и различать на слух согласные

звуки. Кто приходил к нам в гости? Вы научили Сашу красиво говорить, помогли

составить рассказ.

2. Релаксация.

«Волшебный сон» - Дети сидят в позе покоя. Логопед предлагает им закрыть глаза,

объясняет правила игры «Волшебный сон». С закрытыми глазами вы внимательно

слушаете и про себя повторяете мои слова. Шептать не надо. Нельзя закрывать глаза и

двигаться, пока я вам не разрешу. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон»

закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Реснички опускаются. ..

Глазки закрываются. ..

Мы спокойно отдыхаем. . .(два раза)

Сном волшебным засыпаем. ‚.

Дышится легко. . .ровно. . ‚глубоко

Наши руки отдыхают. ..

Ноги тоже отдыхают.. .

Отдыхают. . ‚засыпают. . ‚(два раза)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на. ..

Губы чуть приоткрываются. ..

Всё чудесно расслабляется. (два раза)

(Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали. ..

Громче, быстрее, энергичнее:

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем. ..

Потянуться! Улыбнуться! ..

Всем открытьглазаи встать!

Пухова Е.А., учитель–логопед, г. Салехард, ЯНАО.

Тема: дифференциация [с] - [ш] в слогах, словах.

Цель: Научить дифференцировать [с] - [ш] в слогах, словах.

Задачи: Образовательная: Закрепить знания о звуках [с] - [ш].

Коррекционная: Развитие высших психических функций.

Воспитательная: Формирование контроля за собственной речью.

Оборудование: 2 разрезные картинки, картинка поезда, конверты, палочки, кружочки и прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.

Ход занятия:

I.Орг. момент

II. Введение в тему

Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое.

Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы. (Шапка, сумка).

Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки

Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].

IIIАрт. Гимнастика

Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения. (горка – чашечка, улыбка – рупор)

IVАнализ артикуляции, акустический разбор

А чем различаются звуки [с] [ш]?(Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]. Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]). А что в этих звуках общего? (какие они?)

Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.

Vдифференциация в слогах

Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ; АСА-АША;АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)

VI. Развитие мелкой моторики

Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ.

Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги.

Прочная дорога, теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.

VIIРазвитие фонематического слуха, дифференциация в словах

Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок. (КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

VIII. Развитие мышления

Не будем задерживаться на этой станции, нам нужно спешить.

Наступила ночь. - А что это виднеется впереди нашего поезда?

(Ребёнку даётся картинка с изображением силуэтов предметов). (ШАПКА, ВИШНЯ, МЫШКА, МЕШОК, САРАФАН, СТОЛ, СТУПЕНЬКИ, ДОСКА АНАНАС)

IX. Звуко-слоговой анализ

Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?

X. Развитие мышления

Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.

За ниточку хвостик Не галстук он, не воротник,

В руке я держал. А шею обнимать привык,

Ты улетел, Но не всегда, а лишь тогда,

А я побежал. (шар) Когда бывают холода. (шарф)

Не сокровище, а сверкает.

Не огонь, а греет.

Не живое, а двигается. (солнце)

Зимой вырастает,

Весной тает. (сугроб)

Вот мы и дошли до синего замка согласных звуков.

Над какими звуками мы сегодня работали? Чем они отличаются?

1. Тимофеева Оксана Васильевна

2. Учитель - логопед

3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тимофеева Оксана Васильевна

Учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тема: "Дифференциация звуков С-Ш"

Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».

Задачи:

1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

5. Формировать фонематический слух;

6. Развивать речевое дыхание;

7. Продолжать формировать грамматический строй речи.

Ход занятия.

    Оргмомент.

Логопед:

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

(Дети делают вдох и выдох три раза)

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)

Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам память разовьем.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!

Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа будет для ребят!

    Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим

признакам.

Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

    Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».

Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.

В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.

Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.

(стрелочка вверх, вниз)

    Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»

ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС

    Дидактическая игра «Доскажи словечко».

А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:

Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет...ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.

    Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.

Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы ,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

    Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».

Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].

Жили – были, поживали,

Никаких забот не знали … (собака, кошка, мышка и свинья)

Скучно было им без дела.

Тут – то к ним и прилетела … (кукушка и сорока)

Принесла им приглашенье

На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки . (шарик, сумка, самовар, шуба)

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)

Именинница встречала

И подружек угощала … (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришёл конец всей сказке.

    Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)

Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.

    Мышки мишке вымоют миску.

    Кошка спит, а мышку видит.

    У шалунов и шалунишек,

От шалостей большие шишки.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Кашку ест корова Машка.

    Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

    Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.

    Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.

    Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

    Саша с Машей весело смеялись.

Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].

Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.

Не спеши языком, а спеши делом.

Упражнение «Исправь небылицы».

Кошка боится мышку.

Лежали на улице свежие доски.

На них отдыхали ленивые коски.

Миша и Маша лежали в коляске.

Были они, безусловно, двойняски.

Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад.

В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).

Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).

    Итог.

Литература.

    Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

    Лебедева И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
    2008.

Подгрупповое логопедическое занятие

Дифференциация С - Ш

Подготовила

Учитель-логопед

Табакова Юлия Вячеславовна

2011 учебный год

Тема: Дифференциация С-Ш.

Цели:

Коррекционно-образовательные: уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях ;

Коррекционно-развивающие: развивать звуковой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие, логическое мышление, память, пространственные и временные представления;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям.

Оборудование: мячик, индивидуальные зеркала, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, артикуляционные профили и схемы звуков.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем начнем работу над темой занятия, давайте вспомним:

Какой сегодня день недели?

Какой день был вчера?

Какой будет завра?

Как называется первый день недели?

Какое сегодня число? Какой месяц? Вспомните зимние месяцы? Какой первый месяц зимы? Второй? Третий?

Молодцы! Настроились на работу!

2. Работа над темой занятия.

1. Формулировка темы занятия.

Мы сегодня продолжим работу над смешиваемыми звуками, а над какими именно вы узнаете, когда отгадаете загадки (по первому звуку отгадки):

Гладишь – кусается, дразнишь - кусается (с обака).

Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу (ш апка).

Словарная работа: привечу - Поприветствовать, поздороваться.

Молодцы! Мы с вами будем работать над звуками [с-ш]. И тема нашего занятия звучит так: «Дифференциация С-Ш».

2. Артикуляционный уклад звуков [с-ш].

Звук [с]

Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы (получается «Мостик», схема ↓).

Звук [ш]

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы обнажены, языка приподнят к переднему краю твердого неба в форме «Чашечки», схема .

Таким образом, при произнесении звука [с] – получается «Мостик», а при произнесении звука [ш] – «Чашечка».

Кроме этих вариантов различения звуков, которые мы можем увидеть, есть еще один признак, по которому мы можем почувствовать различение этих звуков.

Прикладываем ладонь к губам и попробуем произнести звук [с] – холодный воздух, а звук [ш] – теплый.

Запомнили! Сейчас проверим!

2. Характеристика звуков [с-ш].

Звук [с] – согласный, твердый, парный, глухой.

Звук [ш] – согласный, твердый, парный глухой.

3.Развитие фонематического слуха.

С помощью схемы, попробуем произнести зашифрованные звуки:

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

ш с ш с с ш с ш ш с

4. Первичное закрепление знаний.

1.Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах:

Я называю слоги, а вы с помощью схемы показываете: звук [с] - ↓, звук [ш] –

ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.

А сейчас два слога одновременно:

са – ша шо – со шу - си

су – ши шу – су ас - иш

2.Повторить цепочки слогов в той же последовательности:

Са – ша – со сы – ши – сэ

Со – шо – со сы – ши - сы

Со – шо – су су – ши – со

Аса – аса - аша асу – ашу – асу

Осо – ошо – осо осы – осы – оши

Сшо – сшо – сша сши – сши – сши

Сшу – сшу – сши аши – аши - асы

3.Работа над чистоговоркой (нормальный темп, медленный, быстрый).

Шишки на сосне

Шашки на столе.

Наша серая кошка сидела на крыше,

А ваша серая кошка сидела выше.

4.Работа над звуковым анализом.

В карточках надо зачеркнуть цифру, соответствующую месту звука [с] или [ш] в слове.

стакан (1) кошка (3)

мост (3) крыша (4)

старушка (1, 6) сосулька (1, 3)

матрешка (6) снег (1)

5.Физкультминутка.

В начале занятия мы вспоминали временные представления, а сейчас вспомним пространственные:

Поднять правую руку (опустить)

Поднять левую руку (опустить)

Показать левой рукой правое ухо

Показать правой рукой левое колено

Показать правой рукой правую бровь.

6.Групповая работа.

Отобрать картинки в две группы:

1 – в названиях, которых есть звук [с]

2 – в названиях, которых есть звук [ш]

7.Изменить слова по образцу (игра с перекидыванием мяча).

Просить – Я прошу

спешить – спешу спросить – спрошу

носить – ношу красить - крашу

месить – мешу плясать - пляшу

откусить – откушу косить – кошу.

8.Гимнастика для глаз.

Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

9.Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите число.

Задание: Списать слова, вставить пропущенные буквы эс, ша. Подчеркнуть их цветными карандашами.

Игру…ка, пё…трый, …каф, кра…ивый, …катулка, …тальной, …ить, голо…, маку…ка, ме…то, ри…, …гать, кро…ить, …крепка, камы…, плюю…ка, пи…к, каранда…, вы…ивать, реди…ка, марты…ка, …ур…ит, кро…ки.

Проверка записанных слов.

5. Подведение итога.

Молодцы, ребята! Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня?

Над какими буквами мы работали? Какие звуки они обозначают?

Что было самое трудное?

У кого самые лучшие результаты?

Занятие закончено, до свидания!

Дифференциация звуков С-Ш

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К) ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
Описание работы: занятие спланировано для ученика 1 класса с диагнозом ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Цель: уточнить умение дифференцировать звуки С-Ш
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевой выдох, силу голоса
- развивать фонематические процессы
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься

Оборудование: компьютер; аудиозапись «Смешарики»; карточки с артикуляционной гимнастикой; таблицы-опоры для характеристики звуков; счетные палочки; зеркало; ИКТ тренажер «Научи Смешариков различать звуки С-Ш»; картина с паровозом, дудка; мяч, предметные картинки, паровоз с пронумерованными вагонами; карточка с заданием, тетрадь, цветные ручки; смайлики-рефлексия.

Ход занятия

I.Орг. момент
Звучит припев песни «Смешарики»

II. Определение темы и цели занятия
-Тебе понравилась песенка? Сегодня мы отправимся в гости к Смешарикам для того, чтобы научить их различать звуки С и Ш.
- Как ты думаешь, для чего мы должны научить различать их эти звуки?
Ученик
-Чтобы правильно произносить звуки С и Ш, чтобы не путать их в словах.

III. Артикуляционная гимнастика
-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику

ЛЯГУШКА
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.

СЛОНИК
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю

ЛОПАТОЧКА
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
(пя-пя-пя-пя….)

ЧАШЕЧКА
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка

IV. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам
-Произнеси звук С
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции,когда мы произносим звук С.
-Чем отличаются звуки и буквы?
-Верно, звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем.
- Выложи палочками букву С
-Произнеси звук Ш
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции, когда произносим звук Ш.
-Выложи с помощью палочек букву Ш.
- Дай характеристику звукам Си Ш по опоре.
В чем сходство и различие звуков С и Ш?

V. Развитие фонематического восприятия.
- Давай поиграем в игру «Поймай звук». Если услышишь звук Ш, то хлопни в ладоши, если звук С – топни.
- Шапка, носки, шишка, сосна, кувшин, санки, Нюша, слон, сон, шутка, шалаш, коса
- Перечисли все слова, которые я называла
-Молодец!

VI. Дифференциация звуков С и Ш в словах. (Тренажер «Научи Смешариков различать звуки С и Ш)
- Помоги Смешарикам рассадить животных по вагонам
В один вагон надо рассадить всех животных в названии которых есть звук Ш, в другой вагон всех животных в названии которых есть звук С
- Молодец, правильно рассадил всех.

VII.Развитие просодической стороны речи (речевого выдоха, силы голоса)

Можно отправляться в путь – дорогу
- Возьми дудочку и очень громко прогуди несколько раз, оповещая всех, что паровоз отправляется (ребенок делает глубокий вдох через нос и выдох через рот в дудочку)

Погуди как паровоз, который отъехал очень далеко
(тихо произносит - ту-ту…)
-погуди как паровоз, который на середине пути
(произносит нормальной силой голоса - ту – ту…)
- Теперь, как паровоз, который подъезжает совсем близко.
(громко произносит – ту-ту…)

VIII.Развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Пока наш паровоз едет, открой свою тетрадь. В ней – две картинки.
- Покажи где мишка?
-Где миска
-Назови первую; вторую картинки
-Скажи, похожи ли слова?
- Что обозначает первое, что второе слово?
- Обозначь звуки цветными кружками к этим словам.
- Можно ли путать звуки и буквы?
- Что произойдет если мы будем путать звуки и буквы?

IX.Динамическая пауза. Игра с мячом.

-Поиграем с мячом.
- Замени в словах звуки С-Ш (перекидывают мяч друг другу)
Усы-…, крыса-…, нос-…, сок-…,каска-…,маска-…, сутки-…,брось-…,солить-…, вас-….
(Уши, крыша, нож, шок, кашка, Машка, шутки, брошь, шалить, ваш).

X. Развитие навыков слогового анализа.

Отгадай название животного на карточке и посади картинку с названием этого животного в свой вагон. В первом вагоне едут животные в названии которых один слог, во втором-2 слога, в третьем вагоне едут животные в названиях которых 3 слога.

Ученик на карточке вставляет пропущенные буквы в словах, выбирает соответствующую предметную картинку и рассаживает по вагонам.
В 1 вагон-слон, еж, мышь.
Во 2 вагон - лиса, мишка, сова.
В 3 – барашек, петушок, лошадка.

Молодец. Ты справился с заданием.

XI.Подбор признаков и действий на звуки С-Ш к предмету.
-Расскажи о каждом животном из тех, которых ты рассадил по вагонам как я.
Слон (какой?) большой, статный, шикарный, добродушный, сильный.
(что делает?) стоит, ест, дышит, наступает, спит
-Мышь какая?
Ученик:
- Шустрая, смелая, слабая, серая, смешная, маленькая…
Логопед:
-Что делает?
Ученик:
- Шуршит, скребет, смешит, крошит, прячется…
Логопед спрашивает о признаках и действиях всех животных, задает стимулирующие вопросы при затруднениях.

XII.Итог занятия
- Как ты думаешь, Смешарики научились различать звуки С и Ш?
- Как ты им в этом помог?
- Для чего нужно различать эти звуки?
- А что тебе понравилось больше всего на занятии?
-А что было труднее всего?
-Покажи, каким символом ты оценишь свои знания, которыми ты поделился со Смешариками?
- Молодец, ты очень старался!

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!