Галина Парфёнова. Гармония обертона

Чтобы разобраться в понятии такого слова, как обертон, сначала надо его послушать или напеть, так как он является дополнительным звуком или призвуком, находящимся выше основного тона, спетого голосом или сыгранного на каком-либо музыкальном инструменте. обертон - это своеобразное украшение природного натурального звука.

История классификации обертонов

В Европе на дополнительные звуки, извлекаемые на музыкальных инструментах, раньше особо внимания никто не обращал. Но все прекрасно понимали, что слышат дополнительные и является обертон, что это и как он обозначается, попробуем разобраться.

В свое время классификацией обертонов занимались профессор Кейзерлинг и его ученик по имени Ральф Роузинг, который даже превзошел своего учителя, усовершенствовав понятие обертонов. При этом он даже написал музыку на основе этого уникального звукоряда.

Гармонические и негармонические обертоны

Наверняка, многие знают, что существуют звуки, вызывающие положительные или отрицательные эмоции. Вот они-то и есть обертоны. Считается, что самые низкие звуки типа гула относятся к «плохим» звукам. А вот обертоны и звуки, находящиеся в верхнем диапазоне, действуют на человека успокаивающе. Тогда рассмотрим обертон - что это за звук, и как он влияет на человека.

Обертоны невозможно представить себе без некоторых дополнительных терминов. Это касается их разновидностей. Значение слова обертон является общим и включает в себя две основные категории, по которым обертоны классифицируются.

Существует и такое понятие, как гармонический обертон. Что это, необходимо разобраться. В мире музыки и исследовании в физике гармоническими обертонами принято называть дополнительные звуки верхнего диапазона, частота которых кратна частоте основного тона. Совместное звучание в теории музыки называется гармоникой.

В некоторых случаях обертонов может выходить за пределы кратности основному тону. Тут применяется понятие негармонический обертон. Что это такое? По сути, это слишком сильное различие в звучании основного и дополнительного звуков, которое может возникать, к примеру, при колебании массивных струн.

Наиболее востребованными в музыкальном отношении являются гармонические обертоны, кратность которых выражается правильными и неправильными дробями. Второй вариант используется для инструментов без определенного тона, скажем, для барабанов. Здесь же нужно учитывать и амплитуду звучания, которую часто путают с громкостью, и частоту вибрации, и резонансные показатели.

Значение обертонов в музыке

Использование обертонов в музыкальном плане трудно переоценить. Действительно, ведь именно благодаря им можно наблюдать широкие спектры тембров инструментов. Если бы все звуки на музыкальном инструменте не имели бы обертонов, мы бы просто не различали их. Каждый звук был бы похож один на другой. Понятно, что в эмоциональном плане такие звуки никакого морального удовлетворения не вызовут.

Именно с музыкальной точки зрения отвечая на вопрос: обертон, что это, можно привести массу ярких примеров того, как обертоны могут украшать звучание инструмента. Так гитаристы очень часто используют приемы игры, называемые искусственными флажолетами. Более того, если такой звук извлекается на гитаре, использующей эффекты типа Fuzz, Drive или Overdrive, проявление обертонов значительно усиливается. Кроме того разные по высоте обертоны можно получить, если извлекать флажолеты на разных отрезках грифа.

Если взять историю, то обертонам отдавалось особое предпочтение в Древнем Китае. Китайцы относились очень скрупулезно к настройке музыкальных инструментов и звукоизвлечению. В принципе, у них не было понятия обертонов, но они чувствовали возникающую гармонию на чисто интуитивном уровне.

Роль обертонов при настройке инструментов

Тон обертон имеет огромное значение для настройки инструментов. Конечно, можно использовать специальные устройства, называемые тюнерами. Но те же профессиональные настройщики фортепиано никогда их не используют, поскольку привыкли полагаться только на свой уникальный слух. При настройке они на слух воспринимают разницу, с которой звучат несколько струн при ударе молоточком.

В нижних регистрах имеется по две струны на одну клавишу. В верхних октавах - по три. Можно себе только представить, насколько тонким должно быть восприятие звука у настройщика, чтобы услышать малозаметную разницу в амплитуде и звучащих обертонах.

То же самое можно сказать и о профессиональных гитаристах, которые применяют технику строя инструмента, основанную на сравнении натуральных флажолетов, извлекаемых на соседних струнах (как правило, на пятом ладу).

Вокальные обертоны

Обертоны голоса, равно как и обертоны, получаемые на музыкальных инструментах, играют одну из ключевых ролей для передачи всех эмоциональных оттенков вокала. Это и понятно. Ведь человеческий голос является самым интересным инструментов природного происхождения. И настройке он не подлежит. Здесь нужно только научиться его использовать при помощи множества техник пения.

Наверное, многие из нас обращали внимание на сильную вибрацию голоса у оперных певцов. Именно в этот момент и можно услышать дополнительные гармоники-обертоны. Только с вокалом нужно быть очень осторожным, ведь при неправильной постановке голоса может возникнуть ситуация, когда звучать он будет несколько фальшиво. Чтобы этого не произошло, можно использовать достаточно много техник обучения пению. И потратить на это придется не один месяц или год. Зато, когда человек этому научился, слушать его исполнение какой-либо песни станет настоящим удовольствием, от которого дух захватывает.


"Поющие обертоны"

В Мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.
Виктор Гюго

В этом интервью я хочу представить вам Галину Парфёнову - певицу, ведущую семинаров по обертонному пению.

Впервые, я узнала про обертоны на концерте Галины и Ольги Анисимовой в апреле 2009 года. Я не предполагала, что можно слышать что-то еще над основным звуком. Происходило это так - весь зрительный зал был единым хором, и, дружно чередуя звуки А, О, У, Ы, И – под руководством Ольги, в какой-то момент я услышала “звук над звуком” – как будто колокольчики зазвенели…это было удивительно! К новому звучанию добавлялось ощущение человеческого единения со всеми поющими. Некоторые пели с закрытыми глазами – так легче сосредоточиться и услышать обертоны.

Галина уже долгое время занимается обертонным пением, и по ее словам, обертон - "это глубинное знание о законе, по которому мы созданы..."

Галина, расскажите, пожалуйста, что такое обертон?
Я расскажу, что такое обертоны в контексте музыки и традиций, как обертонное пение связано с человеческой жизнь. Само слово обертон означает “надзвук”. Обертоны звучат всегда, в каждый момент над любым звуком - шумом, звуком музыкального инструмента. Обертоны это целый сонм призвуков. Есть еще одно слово для обозначения обертонов – “гармоники”. Благодаря “эффекту золотого сечения” - я расскажу о нем подробней далее, обертонное пение приводит в гармонию душу и тело. А главная особенность обертонного пения – то, что можно петь сразу два звука: тон и обертон.

Так как человеческий голос – тоже звук, значит, у него есть свои обертоны?
Да, тембр голоса - это ни что иное, как соединение обертонов. Мы можем не знать номеров обертонов, и не предполагать, что в это время пользуемся ими. Обертонов довольно много. Существует обертонная лестница - 16 гармоник - это то, что входит в диапазон звуков, которые мы слышим. Обертонов больше, но далее такие мелкие кратности, которые не воспринимаемы ухом человека. Но они все звучат, какие-то из них слышнее, а какие-то тише.

Профессор Морозов, который очень много занимался изучением резонансного пения, предположил, что когда нам надо сделать противный голос, в это время громкими становятся те обертоны, которые образуют диссонирующие интервалы.

Значит, обертоны связаны с внутренним состоянием напрямую?
Очень связаны. Тембр, как информацию, мы считываем почти сразу. Когда звучит голос человека, мы еще можем не понимать, какие слова в это время он говорит, но мы уже восприняли характеристики тембра. Мы уже реагируем, симпатичен нам этот голос, или нет.

Тембральный спектр зависит от многих особенностей человека - формы нёба, физического тонуса, как мы сегодня себя чувствуем. От того, как звук привык распространяться в нас; где он резонирует, а где нет - из всего этого складывается тембр.

Галина, что же такое - эффект «золотого сечения»?
Обертоны по своей природе высокочастотны. Они возникают по акустическому закону в интервалике «золотого сечения». А «золотое сечение» заключено в шагах обертонной лестницы - cначала интервалы большие - первый обертон отстоит от тона на октаву. Следующий скачок поменьше - квинта, и так далее…- потрясающее созвучие * . Важная особенность, что это интервалы чистого строя, то есть еще пифагорейских интервалов, а не равно темперированных, в системе которых мы сейчас живем.

Все наши пропорции по «золотому сечению». В нас есть эта мера. Мы привыкли визуально реагировать на эстетические свойства через ощущение золотого сечения. А в звуках гораздо реже с этим сталкиваемся. Благодаря этому эффекту, через обертонное пение мы соединяемся с исконными, глубинными принципами мироздания.

Незнакомый мне термин “пифагорейские интервалы” - что он означает?
Пифагорейские интервалы отличаются от равнотемперированных, которые возникли в 17 веке, и были исторически обусловлены – они дали свою пользу композиторам, музыкантам. Тем не менее, равная темперация несколько укоротила естественные интервалы. В результате чего музыка перестала попадать в пропорции «золотого сечения».

Когда звучат архаичные, или пифагорейские интервалы (а это осталось в фольклоре, в средневековой музыке и в обертонном пении) - мы возвращаемся к чистой интервалике. И это отзывается в резонансе тела. Бывают ощущения очень неожиданные, когда люди слушают такие звуки. Некоторые испытывают чувство, будто бы на родину вернулись.

Как в Средневековье люди узнали про обертоны?
Думаю, что в Средневековье никто не произносил таких слов. Но тем не менее, эффект в храме, что ангелы подпевают - слышали многие. При одноголосом пении хора создаются условия, чтобы услышать обертоны. Когда замечаешь звук над звуком, то перестаешь обращать внимание на тех, кто поет... Как будто, это уже не имеет никакого отношения к поющим.

А как обертоны стали известны у нас? Кого Вы можете назвать среди исполнителей?
К нам обертонное пение пришло не из европейских традиций, а из восточных. Новоевропейский стиль возник на основе тибетского, алтайского и тувинского горлового пения. Он вобрал в себя простые и доступные способы проявлять обертоны, используя их в музыке и для собственного развития и здоровья.

В 70-е годы в Америке и Европе начали возникать гармонические хоры. Из потрясающих исполнителей в Америке можно назвать Дэвида Хайкса.

В это же время гармоники стали применять в музыке. Один из первых, кто стал использовать обертоны в своих произведениях – немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен. Параллельно с деятельностью Дэвида Хайкса появилась книга Джонатана Голдмена "Целительные звуки". Это одна из основных книг, где можно почерпнуть информацию об обертонах.

Сейчас в разных областях музыки начинают вспоминать про чистый строй. Например, Егор Даниилович Резников - профессор парижской консерватории, русский по происхождению, ведет в московской консерватории осенью и весной курсы под названием “Пение в чистом строе”. На его занятиях можно услышать естественное, спокойное, тихое пение на примерах древних антифонов. Как григорианские песнопения, так и знаменный распев. Нам близки исследования Егора Даниловича.

В одной из статей (в тексте с форума) Дэвида Хайкса, есть очень интересная и правильная мысль. О том, что обертоны эта та область, где нет границ. Нет русских, американских, украинских обертонов… Тут рекордов не поставишь. Это звучание для единения. Для того чтобы понять звук, как волну, как вибрацию… Обертонное пение – это тонкое явление, соединяющее людей.

Галина, а как Вы начали заниматься обертонным пением?
Пришло время, чтобы этому явлению стать явным. Я оказалась на семинаре Роберта Нортона в Москве. Пригласила английского музыканта на семинар в Петербург, где приобрела друзей и союзников. Например, семинары мы ведем совместно с Ольгой Анисимовой. Мне стало понятно, что есть еще одно музыкальное измерение. И с его помощью можно слышать гораздо больше. И постепенно, так с моим слухом и произошло. Например, на тех же самых, давно известных нам дисках – которые слушали раньше не раз, сейчас мы стали слышать и обертоны.

Надо ли человеку обращать внимание на звук, и на обертоны, как особое явление? Большинство информации мы воспринимаем визуально, таков тип культуры, в которой мы живем. Мы делаем на семинарах некоторые задания с закрытыми глазами. Главным каналом восприятия становится слух. И происходят открытия - об ощущении себя в пространстве, о страхе и радости. Аудиальное восприятие дает дополнительные источники жизненной энергии.

Человеку необходимо петь?
Это глубинная потребность. А в образе жизни современного человека, подчас, поешь, только пока моешь посуду...

Я пою, но не слышу обертонов, почему?
Потому что внимание еще не устремлено туда.
Важно расслабление и понимание того, что обертоны есть.
Важна практика, а потом слышишь обертоны и в каплях воды, в звуке трамвая, в шуме пылесоса и дрели. И они красивые, конечно, если децибелы не зашкаливают.

Обертонное пение проявляет один из обертонов. При переходе с одного обертона на другой, ухо начинает слышать этот скачок, и регистрирует, что там есть какой-то “свист”. Нужен частотный сдвиг. А он происходит, когда мы переходим от одного гласного звука к другому. Потом начинаешь понимать и стеклянность переливов, и радужность звука. И то, что это определенная песня.

Я знаю, что Вы сейчас обучаете обертонному пению. Как и где это происходит?
Сейчас с Ольгой Анисимовой мы проводим семинары в разных городах, создаем гармонический хор "Обертония". У нас существует интересная форма концерта-релакса, который по своему эффекту подобен, очевидно, дыхательной сессии по Грофу в мягком варианте. Происходит глубинное расслабление, без какого-либо воздействия, только с помощью вибрации звука. Можно просто слушать, но скорей всего захочется петь самому.

На наших семинарах можно научиться слышать обертоны, начать их петь самостоятельно, разбираться в этом. По дороге возникают насущные необходимости, которые касаются собственного голоса. Кто хочет научиться говорить громко, разборчиво; у кого-то нет согласования слуха и голоса. Кто-то недоволен своим голосом, и не может его принять, находится в затруднительной ситуации. С этим со всем можно работать. На семинарах происходят изменения.

Голос - явление физиологическое и психологическое. Поэтому мы можем дать сильную мотивировку и способы, что делать в конкретной ситуации, а дальше зависит от личных мотивов развивать свой голос. Необходимо время, чтобы мышечный аппарат заработал по-новому. Обычно это не меньше 3 месяцев усердных занятий. Но главное - регулярность, а не количество часов.

Какова основная цель Ваших семинаров?
Главное, что удается создать такие условия на занятиях, когда человек переживает ощущение резонанса и гармонии в себе. Основная цель семинаров - услышать обертонность мира, встретиться со своим резонансом. Со своим голосом. Когда ты открываешь в себе возможность изменений, тогда они и происходят. От переживания гармонии хочется открываться дальше.

А в чем польза обертонов?
Когда мы стали вести клуб обертонного пения, все спрашивали про пользу, но как только начинали сами петь и слышать - переставали спрашивать. Но, действительно, обертонное пение подпитывает кору головного мозга. У нас, жителей мегаполиса есть огромная жажда высоких частот, о которой мы не знаем. Птички, скрипки - это все, что восполняет жажду. Плюс обертоны, которые можно петь самим.

Связи между клетками восстанавливаются с помощью восприятия высокочастотных звуков. Мы замечаем, как меняется и мера восприятия, и иммунитет, как расширяется аудиальный диапазон у нас и наших учеников.

Немецкий киматик (“kyma” – греч. – волна) Александр Лаутервассер, изучающий воздействия звуковых частот на воду, научился фотографировать поверхность воды, которой дается какой-либо тон (будь то шум, музыка Баха, звук ручья). Выясняется, что на воде образуются в это время потрясающие изображения, которые похожи на многие природные формы. А как танцует вода в нас, когда мы поем или слушаем музыку!

…Галина рассказала мне еще многое об обертонах. Но интервью не может вместить всю информацию. Поэтому я приглашаю вас, дорогие читатели, познакомиться с этим необычным пением, придя на концерт, или приняв участие в семинаре. Начать знакомство с обертоном вы можете, послушав композиции на сайте www.oberton-piter.ru
Чудесных вам открытий!

* Галина перечисляет интервалы, которые получаются между тоном и первым обертоном. И между первым и вторым обертоном. На сайте www.oberton-piter.ru в аудиогалерее вы можете посмотреть таблицу интервалов.

.
Перепечатка только с указанием прямой ссылки на источник.

Обертон (overtone) дословно «надзвук» или «сверхзвук».
Обертоны присутствуют практически в каждом звуке.

Обертонное пение 1.0 - видеосеминар Олега Российского

Большая Советская Энциклопедия определяет обертон как «составляющую сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот обертона и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд. Обертоны частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной - негармоническими»

В музыке звук - это совокупность основного тона и гармонических обертонов. Любое звучащее тело может колебаться не только как целое, но и одновременно как бы «частями». Так в гитарной струне колеблется не только сердечник, но и оплетка, а еще колки, гриф и корпус. Сердечник задает основной тон, а все остальные элементы как бы добавочные звуки – обертоны. Вместе мы получаем тембр. Если струну поставить в другую гитару или поменять вид оплетки – будет тот же основной тон, но тембр уже другой.

Итак, благодаря обертонам формируется уникальный тембр человеческого голоса.

А что же такое обертонное пение ?

Обертоны слабее основного тона, поэтому напрямую их услышать сложно. Но если вслушаться в звук голоса, например, Снатам Каур

То можно услышать, что тембр ее голоса включает в себя разные по высоте звуки. Очень ярко слышен высокий стеклянный звук. Это и есть один из обертонов. Богатый обертонами тембр, говорит либо о хороших природных данных, либо о хорошей и глубокой проработке голоса.

В обертонном пении, обертоны усиливают сознательно за счет умелого управления мышцами губ, челюсти и языка. Когда мы слушаем обертонное пение, мы слышим два или более звуков одновременно. Особенно ярко обертоны выражены в горловом пении. Так называют обертонное пение народов Сибири, Монголии, и некоторых других.



Обертонное пение – это один из лучших способов войти в глубокую медитацию. Причем как исполнителю, так и слушателям. Обертоны обладают магическим свойством очищать сознание, успокаивать ум, уравновешивать энергетическое тело. Несмотря на глубокое медитативное состояние, звук обертонов способствует сохранению полной ясности восприятия.

На наших семинарах мы прикасаемся к основам обертонного пения, делаем упражнения, которые помогают усилить и услышать наши собственные обертоны.

Обертоны суть первопричина осмысленности тона; они заключают в себе эстетические причины голосовых чудес, они суть - сердце и пульс человеческого голоса.
П. Брунс .

Если в обычной разговорной речи характер тембра не является чем-то особенно существенным, то в искусстве пения - это важнейшее свойство голоса, составляющее его главное богатство. Чтобы согласиться с этим, достаточно вспомнить, например, голос нашего выдающегося певца Ф. Шаляпина с его удивительно разнообразным, каждый раз неповторимо красочным тембром.

Тембр голоса часто называют «окраской звука», «колоритом» или просто «цветом голоса».() По тембру мы легко различаем голоса знакомых.() По «цвету» голоса вокальные педагоги определяют тип голоса певца (баритон, бас, тенор и т. д.). Любопытны высказывания о тембровых красках голоса известного баритона Титта Руффо (1966): «Я стремился создать при помощи специфической вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определенных изменений я создавал звук голоса белый; затем, затемняя его звуком более насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к черному, т. е. к максимально темному» (стр. 302).

От чего же зависит тембр голоса? Как известно, звуки речи сложные: они состоят из основного тона и многочис ленных обертонов, т. е. звуков более высокой, чем основной тон, частоты. Если высота голоса человека определяется частотой основного тона, то тембр голоса и принадлежность к той или иной гласной пли согласной определяется степенью выраженности в звуке тех или иных обертонов.

Анатомия тембра

Сто лет тому назад известный немецкий физик Герман Гельмгольц пользовался для определения обертонов голоса очень простым прибором: это был стеклянный или металлический шар, имеющий два отверстия (Helmholz, 1913). Узким отверстием шар вставлялся в ухо, и если шар резонировал, это значило, что в голосе содержатся обертоны, близкие к резонансному тону шара. Собственный же резонансный тон этого шара (f0) определяется формулой: f0 = k vs/lv, где s - площадь отверстия, v - объем резонатора, l - длина горла резонатора, k - коэффициент пропорциональности, зависящий от плотности воздуха. Легко видеть, что чем меньше объем шара и чем больше площадь его отверстия, тем выше собственная резонансная частота такого резонатора. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров, собственные резонансные тоны которых были Гельмгольцу известны.

Рис. 20. Резонатор Гельмгольца. Объяснение в тексте.

«Анатомируя» таким образом гласные, Гельмгольцу удалось установить наличие в каждой из них по одной-две области особых усиленных обертонов, которые он назвал «характеристическими тонами гласных». Гельмгольц показал, что именно благодаря этим «характеристическим топам» гласные и отличаются друг от друга по слуху.

В наши дни для исследования обертонов звука применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура. Один из таких приборов, называемый зву-ковым спектрометром, изображен на рис. 21. Если Гельмгольц при помощи своего шара-резонатора мог только выслушивать обертоны, то этот прибор, кроме того, позволяет еще и видеть их на экране. Подобно тому как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, так и сложный звук голоса, пройдя через спектрометр, оказывается расчлененным на отдельные составляющие его обертоны. Приемником звука в этом приборе служит микрофон. Далее звук в форме электрического сигнала с микрофона поступает на усилитель, а с усилителя проходит через систему электроакустических фильтров, которые и разделяют его на составные части. В результате ряда преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определенной частоте обертона, а высота столбика - его интенсивности. Столбики эти вырисовываются безынерционным лучом ка-тодно-лучевой трубки спектрометра. Таким образом, по шкале прибора мы можем определить не только частоту обертонов, из которых состоит звук голоса, но и силу каждого из обертонов. Спектрометр, изображенный на рис. 21, позволяет обнаружить в сложном звуке обертоны с частотами от 40 до 27 000 гц, т. е. практически весь слышимый человеческим ухом диапазон частот.() Слева на экране прибора располагаются низкие составляющие, справа - высокие.


Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы формантами. Таким образом, речевые форманты по своей сути соответствуют характеристическим тонам Гельмгольца.

Детальные исследования формантного состава речевых звуков позволили установить, что формант в каждой гласной не одна-две, как думал Гельмгольц, а значительно больше - три, четыре и даже пять. Хотя все эти речевые форманты влияют на опознаваемость звуков, наиважнейшими оказываются все же первые две-три, средние частоты которых приведены в табл. 5.

У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности (в детском и женском голосе все форманты несколько выше, чем в мужском). Кроме того, даже у одного и того же диктора форманты одного и того же звука, например А, заметно различаются в зависимости от того, в каком слове звук произносится, ударный он или безударный, высокий или низкий и т. д. (Артёмов, 1960; Зиндер, 1960). Индивидуальные особенности формант, а также присутствие в голосе еще и других специфических для каждого человека обертонов и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному, тембр.

Теперь мы видим, что научить машину разбираться во всех этих особенностях обертонов, т. е. решить проблему «захвата речи», - дело не простое. Пока что машина научилась хорошо производить анализ звука, т. е. «анатомию» обертонов, как это делает, например, спектрометр. Но для того, чтобы опознать звук, нужно по существу произвести его синтез, т. е. найти среди обертонов форманты, сопоставить все их особенности и причислить звук к определенной категории, несмотря на целый ряд мешающих этой операции случайных признаков, Так, например, при классификации речевых звуков машина не должна «обращать внимание» на разную высоту голоса, его силу и различие в тембре. Поскольку же в формировании тембра участвует по сути дела тот же самый механизм, что и в образовании гласных, различить эти два явления очень трудно, Легко себе представить, что для человека, не знающего чужого языка, различные гласные этого языка звучат как звуки различных тембров. Таким образом, проблема классификации звуков в речи тесным образом связана с изучением тембра. Успехи науки, однако, позволяют надеяться, что в недалеком будущем, взяв телефонную трубку, нам уже не нужно будет производить однообразную и скучную операцию набора номера пальцем; достаточно лишь будет четким голосом произнести номер, как машина тотчас же соединит нас с абонентом. Разумеется, произойдет это тогда, когда тайна вещих слов «сим-сим, отвори дверь!» из известной сказки «Али-баба и сорок разбойников» будет полностью раскрыта и из фантазии превращена в действительность.

Таблица 5
Средние частоты формант гласных (в гр) (по Фанту, 1964)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!