Ганс Айзенк: вклад в развитие науки. Увлечения доктора философии

Ганс Айзенк (Eysenck H. J., род. 1916). Известный психолог и психотерапевт. Родился и получил образование в Берлине, однако оставил Германию по политическим мотивам, из-за оппозиции гитлеровскому режиму. Учился в Дижоне (Франция) и Экзетере (Англия), а в 1935 г. поступил на факультет психологии Лондонского университета. В только что сформированном институте он организовал кафедру психологии, совмещая работу профессора университета и психолога в Королевских госпиталях Модели и Беттлхем. Одной из своих основных задач считал выделение клинической психологии в самостоятельную дисциплину. Созданная им кафедра была первой, начавшей обучение медицинских психологов с использованием недавно разработанных методов поведенческой психотерапии.

Основные исследования Ганса Айзенка лежат в области теории личности, исследования интеллекта, социальных аттитюдов, бихевиористской генетики и поведенческой психотерапии. Он рассматривал психологию с точки зрения естественных наук и враждебно относился к гуманистическому, психодинамическому и другим субъективным подходам. А. опубликовал около 600 статей в психологических, биологических, генетических и других научных журналах, а также около 30 книг. Его автобиография издана отдельной книгой.

Взгляд Ганса Айзенка на человека определял направление его мыслей и исследований. Он рассматривал человека как биосоциальный организм, чьи действия детерминированы в равной степени как биологическими (генетическими, физиологическими, эндокринными), так и социальными (историческими, экономическими, общественными) факторами. Он считал, что односторонний подход с акцентом на биологические или социальные факторы препятствует развитию науки. А. настаивал на том, что человек - продукт эволюции, который все еще сохраняет черты, унаследованные от ранних форм жизни миллионы лет назад. Эта точка зрения не всегда была популярна среди ученых, изучающих общество, склонных больше подчеркивать роль социальных факторов, но Ганс Айзенк считал ее единственно верной для правильного понимания человека.

Нервно-психические и психосоматические расстройства рассматривались А. как результат взаимодействия определенных личностных особенностей (предиспозиций) и стрессовых внешних воздействий и условий. В качестве основополагающего личностного фактора, приводящего при неблагоприятных средовых влияниях к нарушениям в психике, выступает нейротизм. Широко известен тест-опросник Айзенка для исследования личностных свойств. Айзенк предлагал в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию-интроверсию» и «нейротизм - эмоциональную стабильность». Эмпирически им выделены два типа невротических расстройств: истерический невроз, который свойствен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам), и невроз навязчивых состояний у меланхоликов (нестабильных интровертов). В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты - как заторможенные и инертные. Нестабильность - результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Тест-опросник имеет три шкалы, две из них соответствуют двум основным параметрам индивидуальности, третья - контрольная шкала лжи.

В области психотерапии Айзенк является и одним из основоположников поведенческой психотерапии. С точки зрения Айзенка, теоретической основой и практической базой поведенческой психотерапии, направленной на изменение в позитивном направлении способов поведения и эмоций человека, являются современные теории научения и их основные законы.

  • 5. Юность: самотождественность я – ролевое смешение
  • 9. В. Райх. Понятие характер и характерный панцирь.
  • 10. Б. Скиннер. Оперантное обусловливание. Общие понятия.
  • Можно обусловить собственное поведение. Если выполнено задание – можно себя наградить.
  • 11. Б. Скиннер. Факторы, способствующие и препятствующие личностному развитию.
  • 12. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Я – как процесс. Я – реальное, я – идеальное.
  • Феноменологическая позиция роджерса
  • 13. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Полно функционирующая личность (общая характеристика).
  • 14. А. Маслоу. Теория мотивации. Бытийные и дефициентные мотивы.
  • 15. А. Маслоу. Теория самоактуализации личности.
  • 16. Теория личности э. Фромма. Основные типы характера как результат процесса ассимиляции.
  • 17. Э. Фромм. Человеческая дилемма и экзистенциальные потребности.
  • 18. К. Левин. Исследование жизненного пространства личности.
  • 19. Структурная теория черт личности р. Кеттелла. Категория черт личности. Темпераментальные черты р. Кеттелла (описание).
  • 21. Структурная теория личности р. Кеттелла. Динамические черты.
  • 22. Понятие «проприум», аспекты проприума г. Оллпорт.
  • 23. Г. Салливан. Динамизмы (общее понятие).
  • 24. Г. Салливан. Персонификации (общее понятие).
  • 25. Г. Оллпорт. Теория мотивации. Функциональная автономия. Функциональная автономия: прошлое – это прошлое
  • Зрелая личность
  • 26. Понятие черта личности в представлении г. Оллпорта, р. Кеттела, г. Айзенка.
  • Факторные теории личности
  • Теория г.Ю.Айзенка
  • 27. Понятие «саморегуляция» и «самоэффективность» в теории а. Бандуры.
  • 28. А. Бандура. Научение путем наблюдения (структура процесс).
  • 29. Основные положения теории конструктов
  • Теория личностных конструктов (д. Келли)
  • 30. Д. Роттер. Понятие потребности. Виды и компоненты потребностей.
  • 31. Д. Роттер. Поведенческий потенциал личности.
  • 32. Иерархическая модель личности. Теория г.Ю.Айзенка
  • 33. Г. Айзенк. Типы личности (характеристика). Теория г.Ю.Айзенка
  • 34. Г. Оллпорт. Виды личностных диспозиций.
  • 35. К.Г. Юнг. Понятие темперамента. Установки и функции.
  • 36. К.Г. Юнг Структура психики.
  • Структура личности
  • 37. Эндопсихика и экзопсихика в теории а.Ф. Лазурского.
  • 38. Классификация личности в работах а.Ф. Лазурского.
  • 1. Богатство.
  • 2. Интенсивность психических проявлений.
  • 3. Сознательность психических проявлений.
  • 4. Координация психических элементов.
  • 39. В.М. Бехтерев. Понятие личности.
  • Уровни личности.
  • 40. В.Н. Мясищев. Личность как система отношений.
  • 41. Б.Г. Ананьев. Основные параметры исследования личности.
  • 42. К.К. Платонов. Представление о динамической функциональной структуре личности.
  • 43. К.А. Абульханова-Славская. Личность как субъект жизненного пути.
  • 44. А. Н. Леонтьев. Разграничение понятий «индивид» и «личность».
  • 45. Б.С. Братусь. Нравственно-духовная концепция личности.
  • 46. Структура личности в трудах д. А. Леонтьева.
  • Характер
  • Способности
  • Внутренний мир личности
  • С чего начинается смысл: потребности и ценности
  • Отношения
  • Конструкты
  • Смысл жизни
  • Опорный «скелет» личности в поисках высшего уровня
  • Свобода, ответственность и духовность
  • Пути, которые нам выбирают
  • Я - последняя инстанция в личности
  • 47. Телосложение и особенности поведения личности.
  • 48. Сущность психоаналитического понимания личности.
  • 49. Структура личности в концепции а. Н. Леонтьева.
  • 50. Критические периоды развития личности Миллер и Доллард. Процесс научения в теории Долларда и Миллера.
  • 51. Л.И. Божович. Развитие личности в онтогенезе.
  • 52. Психологические особенности ребенка в зависимости от порядка рождения.
  • 33. Г. Айзенк. Типы личности (характеристика). Теория г.Ю.Айзенка

    Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно. В противоположность ему, Кеттел заявляет, что основные составляющие элементы личности выявляются путем применения батареи тестов и последующей обработки данных. Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории, чем у Кеттела. В отличие от Кеттела, Айзенк был также убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами). Как вы, возможно, помните, Кеттел приводит, по крайней мере, 16 черт или факторов, составляющих структуру личности. И, наконец, Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о

    Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6-4) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность, разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. Как это проиллюстрировано на рис. 6-4, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

    Основные типы личности

    Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность . Эти два измерения личности ортогональны, то есть они, статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Как показано в табл. 6-4, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов – и поэтому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 6-4.

    Стабильный

    Интроверт

    Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный

    Экстраверт

    Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный

    Невротичный

    Человек, легко поддающийся переменам настроения. Тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

    Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

    Как видно из табл. 6-4, люди, которые являются одновременно интровертированными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма предполагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И, наконец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом, скорее всего, будут агрессивными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое значение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, любые комбинации этих личности не могут быть более предпочтительными, чем другие. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и негативные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведения. Они просто разные.

    Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я . Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм – это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей.

    Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности. Был описан личностный опросник Айзенка, а также проведенное с его применением исследование, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами.

    Айзенком была разработана четырехуровневая иерархическая организация поведения.

    Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения. Они иногда могут быть характеристиками личности. Все зависит от степени привычности.

    Второй уровень - привычные действия или мысли. Это реакции, которые при определенных условиях повторяются. Такие реакции появляются регулярно. Они выделяются с помощью факторного анализа специфических реакций.

    Третий уровень черта. Это важное постоянное личное свойство. Она формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций. Большинство из 35 нормальных и анормальных привычных основных факторов Кеттелла принадлежат к третьему уровню.

    Четвертый уровень – высший уровень организации поведения – уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт.

    Выделяются следующие типы - экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм - как части нормальной структуры личности. Все три типа биполярны:

      Экстраверсия - интроверсия,

      нейротизм – стабильность,

      психотизм – сильное «СуперЭго».

    Биполярность не подразумевает принадлежность большинства людей какому-либо полюсу.

    Существуют строгие психометрические доказательства существования каждого фактора (другие исследователи также его получали – Кеттелл)

    Существует строгая биологическая основа каждого фактора (уровень возбужденности коры головного мозга – выше у интровертов, активность лимбической нервной системы – у людей с высоким уровнем нейротизма, уровень тестостерона – у людей с высоким уровнем психотизма.).

    Все три типа имеют смысл и влияют на поведение (описания Юнга, Фрейда).

    Все три типа связаны с практическими вопросами – наркотики, секс, преступность, творчество, рак.

    При исследовании личности Айзенк также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиологические измерения, а также учитывал роль наследственности.

    Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков. Например, дифференцировать контингент по уровню нейротизма.

    Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическим и фенотипическим показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

    Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

    Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck, 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

    Сын актёров немого кино Эдуарда Айзенка и Хельги Моландер. В молодости Айзенк увлекался астрологией и даже посылал гороскопы руководителям нацистской партии. Вскоре после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. Планировал поступить на физический факультет, однако требования к поступающим там оказались иными, чем в Германии, и в результате он выбрал психологию.

    Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 по 1945 год работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency. С 1946 по 1955 год — заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем. С 1955 по 1983 год — профессор Института психологии при Лондонском университете. С 1983 года — почётный профессор психологии.

    Айзенк основал журналы «Personality and Individual Differences» и «Behaviour Research and Therapy» и работал их редактором.

    Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие»; их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас. Американские оптовые и розничные книготорговцы отказались распространять книгу Айзенка «Спор о коэффициенте интеллекта» («The IQ Argument», 1971) из-за полученных угроз насилия и поджогов, так что приобрести эту книгу в США в начале 1970-х годов оказалось невозможно. Американские газеты в те годы отказались от публикации рецензий на неё.

    Книги (9)

    Зигмунд Фрейд. Упадок и конец психоанализа

    Сокращенный перевод немецкого издания: Hans Jürgen Eysenck, Sigmund Freud: Niedergang und Ende der Psychoanalyse. List Verlag, München, 1985.

    (Цитаты из произведений Фрейда преимущественно не переводились заново, а были взяты из переводов, размещенных в Интернете.)

    Английский оригинал: The Decline and Fall of the Freudian Empire, Viking Penguin, London, 1985.

    Перевод с английского языка на немецкий Хорста Дитера Розакера.

    Перевод с немецкого языка на русский: Виталий Крюков, Киев, 2016 г.

    Интеллект: новый взгляд

    Интеллект - научное понятие, такое же, как гравитация, эфир, электричество, химические связи, - все они не «существуют» в этом смысле, что, однако, не делает их менее ценными в качестве научных концепций.

    Понятия изобретены человеком с целью привнесения порядка в многоцветную и шумную сумятицу повседневных событий; их содержание не «существует» в общепринятом смысле - психологическое понятие «интеллект» не отличается в этом от концепций физики.

    Исследование человеческой психики

    Почему мы ведем себя именно так в критические моменты нашей жизни, почему подчас испытываем сильнейшие эмоции, а иной раз в подобной же ситуации являемся лишь сторонними наблюдателями происходящего? В чем кроется загадка человеческой психики, что заставляет нас чувствовать и поступать именно таким образом?
    Всемирно известные психологи Ганс Айзенк и Майкл Айзенк попытались дать ответы на эти непростые вопросы. Кроме того, вы узнаете как повысить коэффициент интеллектуального развития и расширить объем памяти, как воспользоваться знаниями, которыми обладают животные, что такое "фактор счастья" и как "измерить" силу любви и привязанности.

    Новые IQ тесты

    Большинство людей испытывают живой интерес к истинным возможностям своей личности, темпераменту, интеллекту, чертам характера, способностям. Ганс Айзенк - психолог с мировой известностью, специалист в области интеллекта, разработал новые специальные тесты, которые с достаточной точностью позволяют дать комплексную оценку вашего коэффициента умственного развития.

    Их можно применять при оценке профессиональной пригодности, отборе абитуриентов, а также и в повседневной жизни. В книгу также включены тесты подназванием `разминка для интеллектуалов`, которые скрасят долгие зимние вечера тем, кто полностью утвердился в наличии у себя незаурядных интеллектуальных способностей, но не остановился на достигнутом. Итак, дерзайте, у вас есть тридцать минут для решения каждого теста!

    Парадоксы психологии

    Ганс Юрген Айзенк — знаменитый английский психолог, широко известный не только как крупный ученый, но и как блестящий популяризатор достижений психологической науки. Научная честность, умение «называть вещи своими именами» снискали ему громкую (хотя и с оттенком скандальности) славу. «Парадоксы психологии» — одна из самых популярных его книг, переведенная во многих странах. Познакомившись с нею, читатель убедится, что психологи умеют не только ставить острые вопросы, но и давать на них честные ответы.

    Чем может психологическая наука помочь в решении проблем повседневной жизни? Как психологический склад человека влияет на его успехи и неудачи? Как возникают душевные расстройства и как от них избавиться? Что общего у любителей порнографии и политических экстремистов? Можно ли перевоспитать закоренелого преступника или вырастить из заурядного ребенка гения?

    Природа интеллекта. Битва за разум! Как формируются умственные способности

    Интеллект — это одна из важнейших характеристик человека. Но что такое интеллект? Как он формируется? Как наиболее эффективно его развить, может ли он передаваться по наследству, связан ли он с социальной средой или формируется в зависимости от личных качеств? Все эти интереснейшие вопросы нашли разрешение в яркой и динамичной книге всемирно известных психологов Ганса Айзенка и Леона Кэмина.

    Книга написана в жанре оживленной, а подчас ожесточенной полемики, поскольку ее авторы придерживаются почти противоположных точек зрения и подчас вступают в словесный рукопашный бой, трактуя одни и те же факты совершенно по-разному.

    Подобный стиль изложения постоянно держит читателя в напряжении, и развитие хода мыслей столь известных специалистов будет интересно всем, кто интересуется современной психологией и проблемами развития интеллекта.

    В данном издании представлены следующие труды: «Психология: польза и вред», «Психология: смысл и бессмыслица», «Психология: факты и вымысел», в которых автор знакомит читателя с широким кругом проблем психологии и возможными путями их решения, исследует подходы к созданию психологической модели личности на основе двух ортогональных континуумов: экстраверсия — интроверсия, нейротизм — стабильность; изложены основные принципы тестирования умственных способностей человека (IQ), описана методика конструирования опросников, в том числе и личностного опросника Айзенка (ЕРО).

    Как измерить личность

    Задача этой книги состоит в том, чтобы дать читателю редкую возможность посмотреть на себя как бы со стороны, т.е. увидеть себя таким, каким вас видят другие люди. А если говорить коротко, то наша цель - помочь вам свести к минимуму естественный субъективизм самооценки.

    » Типология личности по Айзенку

    Теория личностных черт Ганса Айзенка (1916-1997).
    Структура и типы личности. Интроверсия, экстраверсия и нейротизм

    Ганс Айзенк (Hans Eysenck) - британский психолог немецкого происхождения. Он разработал и экспериментально исследовал описательную теорию личностных черт, теорию обусловленности этих черт, продемонстрировал важность генетических факторов в развитии личности.

    Ганс Айзенк, 1970-е годы

    Также Айзенк:

    • создал широкий спектр исследований по генетическим основам эмоциональности;
    • разработал модель IQ (коэффициент интеллекта), который зависит от скорости, ошибок и продолжительности умственных действий индивида;
    • предложил и проверил двухфакторную модель структуры социальных способностей;
    • способствовал развитию клинической психологии в Британии;
    • сыграл значительную роль в возникновении и становлении бихевиоральной терапии;
    • основал и издавал «Журная бихевиоральных исследований и терапии».

    Определяя структуру человеческой личности, Айзенк прежде всего использует понятия экстраверсии и интроверсии. В подборе этих личностных черт он идет уже проторенным путем (Лазурский, Юнг, Кречмер и др.)

    Экстраверты проявляют себя в таких чертах, как аффективность (стремление выразить эмоции внешним образом), бодрость, веселость, удовлетворение, юмор, социабельность, сострадание, неразвитость самосознания, высокая двигательная активность, низкая настойчивость, порог сдерживания, медленное улавливание.

    Качества интроверта определяются как диаметрально противоположные. Однако в исследованиях настойчивости не было найдено корреляций относительно экстраверсии или интроверсии.

    Айзенк также высказал мнение, что экстраверты обнаруживают типичную жесткость в противовес мягкости интровертов. Имеющие жесткие установки относительно других, они склонны применять принуждение, осуществлять телесные наказания, стерилизацию, умерщвлять в случаях неизлечимой болезни и тому подобное.

    Интроверты же выступают за отмену двойного стандарта морали, смертной казни, провозглашают пацифизм и т.д.

    Склонность к жесткости или мягкости, по мнению Айзенка, не зависит от возраста или воспитания. Правда, он предполагает определенные корреляции с полом, отмечая, что женщины мягче, чем мужчины. В сфере политики, общественной жизни выступают соответственно такие противоположности, как авторитарность и демократия. Впрочем сопоставления радикализма и консерватизма не подпадает под исходную противоположность экстраверсии и интроверсии.

    Кратко о теории личности Айзенка

    Ганс Айзенк (1916-1997) - британско-немецкий психолог, который исследовал генетически заданные черты личности, обусловленные различиями в реакции мозга на эмоциональные раздражители. Выделил 3 основных личностных измерения:

    Интроверсия - экстраверсия:

    Степень, в которой человек направляет свою энергию внутрь себя или наружу на других. Интроверсия предполагает направление внимания на внутренние переживания, в то время как экстраверсия относится к сосредоточению внимания на других людях и окружающая среде.

    Эмоциональная стабильность - нейротизм:

    Предрасположенность человека к эмоциональному расстройству или стабильности. Невротический человек (неустойчивый тип) склонен быстро менять эмоции, тогда как эмоционально устойчивый и стабильный человек имеет тенденцию поддерживать постоянное настроение.

    Психотизм:

    Низкое значение означает теплоту в отношениях и стремление заботиться о других.
    - Высокое проявляется в антисоциальности, холодности, враждебности и безразличии к другим.

    Используя первые два измерения, Айзенк описал 4 основных типа личности:

    Холерик;
    - меланходик;
    - флегматик;
    - сангвиник.

    Пытаясь найти естественную основу для типологии личности, Айзенк указывает на наследственные черты. Так, баланс возбуждения и торможения имеет генетические корни и определяет характер активности коры мозговых полушарий. Экстраверт быстро создает торможение, однако освобождается от него медленно. Интровертам свойственна противоположная особенность.

    Поскольку мозговая кора контролирует сознание, экстраверты тормозят сознательные суждения и по сравнению с интровертами действуют менее осознанно относительно своих соображений. Айзенк также отмечал, что экстраверты более спонтанны в своем поведении, а интроверты - более сдержанны. Схематично это изображается так:

    Интроверты: кортикальное возбуждение -> поведенческое торможение

    Экстраверты: кортикальное торможение -> поведенческая спонтанность

    Уже в начале изложения Айзенком типологии личности становится понятным его серьезный методологический просчет: им на одну плоскость ставятся феномены биологические, физиологические, логические, психологические, социальные, идеологические и т. д.

    Главная психологическая проблема заключается в том, что индивид не может быть жестко определен как интроверт или экстраверт. Это является лишь моментами активности человека.

    Айзенк использует достижения бихевиорального направления, включая Павловское учение и новейшие на то время открытия в физиологии, связанные со свойствами ретикулярной формации. Поэтому он сразу определяет, что центром, который управляет процессами торможения и возбуждения коры, является именно ретикулярная формация.

    Эксперимент, в котором исследовались отношения «возбуждение - торможение» по шкале «экстраверсия - интроверсия», охватывал 90 испытуемых. Было отобрано по 10% наиболее интровертированных и экстравертированных. Они должны были выполнить действие, требующее определенной выдержки: стучать металлической палочкой по металлической плитке. Спустя минуту после начала эксперимента число испытуемых, добровольно оставшиеся, было таким: из интровертов - 1, из экстравертов - 18.

    Торможение, которое оказалось в такого рода опытах, Айзенк назвал реактивным торможением позаимствовав этот термин из теории обучения К. Галла. Такой вид торможения не имеет обусловленной природы и не связывается со специфическим стимулом. Если индивид был стимулирован длительное время, кортикальное (реактивное) возбуждения росло. Поэтому экстраверты воспринимали очертания стимула менее остро, чем интроверты. Это приводит к определенным выводам, в частности к установлению факта, что экстраверты переживают «стимульный голод» более остро, чем интроверты. Экстраверты находятся в постоянном ожидании еды, питья, копуляции, больше курят и рискуют. Психопаты, одинокие матери и заключенные получаются, как правило, из экстравертов.

    Достаточно абстрактно характеризует Айзенк противопоставление «нейротизм - эмоциональная стабильность». Он отождествляет толкуемый ним феномен эмоциональной стабильности с тем, который был описан Уэббом в 1915 году.

    Уэбб предложил следующие факторы: настойчивость, постоянство, доброта, правдивость, осознанность. Айзенк существенно дополнил этот список, подчеркнув необходимость принять во внимание доверчивость, волю, самоконтроль, стабильность, недостаток эмоциональности.

    Но здесь он не усмотрел того, что свобода может быть различной: самоконтроль есть у каждого человека, однако различного характера. Доверчивость - черта нравственная по своему содержанию - поднимается над таким фактором анализа, как эмоциональная стабильность, и включает в себя все методологические недостатки по отношению телесного, душевного и духовного, о которых уже было упомянуто. И уж совсем непонятно, каким образом недостаток эмоциональности определяет эмоциональную стабильность.

    Устанавливая два факторных полюса - эмоциональную стабильность и эмоциональную нестабильность, подбирая характерологически-личностные черты этого противопоставления, Айзенк снова попадает в плен своей методологии. Эмоциональную стабильность он связывает со сдержанностью, объективностью, сотрудничеством, мужеством, нехваткой интроспекции, а эмоциональную нестабильность - с нервозностью, сверхкритичностью, повышенной чувствительностью, женственностью, склонностью к интроспекции.

    Дополнительный ряд определений невротика Айзенк связывает со страхом, истерией, низкой энергетикой, плохими достижениями в работе, семейным расстройством, невротичностью раннего детства, неудовлетворенностью раннего возраста, неконгениальним окружением, реактивной депрессией, склонностью к самоубийству, чувством вины.

    В этом Айзенк видит врожденный характер нейротизма, а его биологические корни ищет в автономной нервной системе. Невротические симптомы - это не адаптивно обусловленные автономные ответы. А клинические неврозы есть не что иное, как проявление этих ответов. Айзенк утверждает, что повторное обусловливание имеет относительно невроза лечебное действие.

    В работах 1964-1965 годов Айзенк, подытоживая свои исследования, предлагает четыре типа личности (которые на самом деле являются типами темперамента), связывая их с противопоставлениями «экстраверт - интроверт», «нейротизм - эмоциональная стабильность». Его схема выглядит следующим образом:

    Холерик - экстраверт, невротик.

    Меланхолик - интроверт, невротик.

    Флегматик - интроверт, эмоциональная нестабильность.

    Сангвиник - экстраверт, эмоциональная стабильность.

    Поведенческую, характерологическую типологию Айзенк выражает так:

    Аналогично он предлагает схему-отношение нейротизма и эмоциональной стабильности:

    интроверт
    ригидный
    |
    контролируемый
    боязливый надежный
    печальный уравновешенный
    уязвимый спокойный
    беспокойный предприимчивый
    агрессивный беззаботный
    раздраженный бодрый
    экстраверт

    При этом Айзенк отмечает, что надежность более свойственна эмоциональной стабильности, чем интроверсии, агрессия более характерна для нейротизма, чем для экстраверсии. Однако ни одного человека нельзя рассматривать как принадлежащего исключительно к одному измерению. И тут подошел бы образ веревки и подпорок для вывешивания белья, который был предложен Шелдоном .

    Рассматривая психотизм, Айзенк подтверждает существование континуума между «нормой» и экстремальным психотизмом, что было отрицанием противопоставления «циклотимия - шизотимия». Он выделяет также определенные характеристики психотизма, среди которых - социальная отдаленность, пребывание в плену иллюзий, заторможенность, подозрительность, двигательное беспокойство, галлюционирование, извращения, мыслительная и мнемоническая сверхактивность, раздражительность, мания, истерия, эндогенная депрессия, самоубийство, чувство вины. Нейротизм, экстраверсия и психотизм были обнаружены им среди студенческой молодежи, а также работающего населения.

    Две популярные книги Айзенка о тестах исследования умственных способностей вышли в 1962 и 1964 годах. Он устанавливает отрицательную корреляцию между интеллектом и нейротизмом. Также он отмечает изменения в корреляции между интеллектом и экстраверсией, возникающих с возрастом. Впрочем выяснения корреляции в качестве главной цели исследования можно сравнить с тем случаем, когда художник показывает краски и требует от людей увидеть в них образ будущего шедевра.

    Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 200 3

    Ганс Юрген Айзенк

    Четвёртого марта 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения одного из крупнейших психологов 20 века Ганса Айзенка (1916—1997). Широкой общественности он известен в первую очередь благодаря тестам, призванным количественно измерять интеллект (тесты IQ).

    По происхождению Ганс Айзенк — немец, хотя большую часть жизни прожил в Англии. Он родился в семье не слишком преуспевающих киноактеров, вскоре после рождения ребенка родители разошлись. В юности Айзенк увлекался разными экзотическими предметами, в частности астрологией, и даже составлял гороскопы для лидеров нацистской партии. Свои гороскопы вместе с советами воздержаться от агрессии и насилия Айзенк посылал Геббельсу и Гиммлеру, но ответа не получил.

    В середине 1930-х годов Ганс Айзенк с семьей эмигрировал сначала во Францию, а затем в Англию. Будущий великий психолог мечтал стать физиком, однако поступить на физический факультет хорошего университета ему не удалось. Поэтому он занялся изучением истории и литературы, а затем переключился на психологию, которую изучал в Лондонском университете. После окончания университета работал психологом и заведующим психотерапевтическим отделением в госпитале. С 1955 года Ганс Айзенк — профессор психологии Лондонского университета (с 1983 года почетный профессор).

    Еще в студенческие годы (а возможно, и раньше) Айзенка очень интересовало, почему некоторые люди становятся великими и чем великие люди отличаются от обычных. Для решения этого вопроса он пытался использовать методы астрологии, но затем разочаровался в них, предпочтя твердую почву психологических подходов. Наверное, именно по этой причине в центре внимания Айзенка оказалась дифференциальная психология, пытающаяся понять, чем психика одних людей отличается от психики других.

    Первое крупное исследование в области дифференциальной психологии он провел сразу после Второй мировой войны. Его результаты были опубликованы в книгах «Dimensions of Personality» (1947) и «The Scientific Study of Personality» (1952). Айзенк исследовал две большие группы военнослужащих. В первую вошли те, кого начальство считало здоровыми и соответствующими требованиям уставов, во вторую — невротики, нуждающиеся в помощи психологов. Ганс Айзенк провел большую кропотливую работу и выяснил, что невротики достоверно отличаются от здоровых солдат по 39 показателям. Используя методы факторного анализа, Айзенк сгруппировал эти показатели в четыре группы и высказал предположение, что показатели внутри каждой группы связаны между собой. Таким образом он выделил две пары базовых параметров: экстравертность-интровертность и стабильность-нестабильность (невротичность). Айзенк постулировал существование четырех типов личности, которые отличаются по выраженности этих параметров: стабильный экстраверт, нестабильный экстраверт, стабильный интроверт, нестабильный интроверт. Позже, уже в 1970-х годах, он ввел еще одну пару базовых параметров: психотичность — непсихотичность. Судя по всему, сам Айзенк был нестабильным экстравертом.

    Айзенк высказал очень интересную гипотезу о физиологической основе экстравертности-интровертности. Он предположил, что, вопреки распространенному мнению, в нервной системе интровертов процессы возбуждения выражены сильнее, чем у экстравертов, а процессы торможения — слабее. Поэтому интроверты не стремятся к большому количеству получаемых извне впечатлений — они их утомляют. У экстравертов же поток впечатлений поддерживает тонус нервной системы.

    Одним из доводов в пользу точки зрения Айзенка стал так называемый тест лимонной капли. Если капнуть на язык лимонного сока, то у интровертов выделится в два раза больше слюны, чем у экстравертов.Если экстравертность-интровертность связана, по мнению Айзенка, с различной возбудимостью коры головного мозга, то стабильность-нестабильность — с различной возбудимостью подкорковых структур, отвечающих за мотивацию и эмоциональное состояние. У нестабильных индивидов эта интенсивность значительно выше. Айзенк предполагал, что различия психотичности-непсихотичности связаны с гормональным фоном, но какой-то целостной концепции по этому поводу не представил.

    Он отмечал также, что, коль скоро за принадлежностью человека к определенному типу личности стоят определенные физиологические особенности, она в значительной степени должна определяться генетически. Ганс Айзенк и его последователи установили немало интересных и неожиданных различий между разными психологическими типами. Так, экстраверты гораздо терпеливее переносят боль, любят пить кофе и болтать с коллегами в рабочее время, пользуются большим успехом у лиц противоположного пола. Среди интровертов чаще встречаются «жаворонки», в то время как среди экстравертов — «совы». Интроверты в среднем учатся лучше, чем экстраверты, но чаще бросают учебу по психологическим причинам. Интроверты предпочитают работу в области науки и техники, экстраверты любят работать с людьми.

    Знаменитый «круг Айзенка». По: Eysensk H.J. and Eysensk M.W. Personality and Individual Differences. Plenum Publishing, 1958

    Айзенк попытался установить связь между типом личности и вероятностью развития определенных заболеваний, как психических, так и соматических. Например, истерический невроз более вероятен у нестабильных экстравертов, так же, как и болезни сердца. А у нестабильных интровертов часто бывают депрессии и состояния тревоги. Чтобы определить принадлежность человека к тому или иному типу, Ганс Айзенк разработал ряд вопросников, ответы на которые допускают количественную обработку. Эти опросники используются и поныне, «Химия и жизнь» их тоже публиковала (2001, 10). Нетрудно найти такие опросники в Сети, хотя к найденному в Сети относиться следует критично: так, совмещение типов личности по Айзенку с зодиакальными гороскопами вряд ли имеет научную основу.

    Вообще говоря, в психологии предлагались разные класси-фикации типов личности. В нашей стране (главным образом, в далеких от профессиональной психологии кругах) пользуется популярностью классификация, созданная в 1970-х годах литовским психологом Аушрой Аугустинавичюте (1928—2005). Эта концепция получила название «соционика». В ее основу положены три параметра: «экстравертность-интровертность», «логика-этика» (интерес к миру или к человеческим отношениям), «сенсорика-интуиция» (приоритет чувственных ощущений или размышлений в познании действительности). Шестнадцать соционических типов получили псевдонимы в честь исторических лиц и литературных персонажей; если вас, казалось бы, безо всякого повода назвали Драйзером или Штирлицем, возможно, ваш собеседник увлекается соционикой.

    Уже в первых работах Айзенка проявилось его стремление не только наблюдать, но и измерять. Он считал что в психологии имеет смысл количественно выражать все что угодно. За это коллеги прозвали Айзенка Термометром. Пытаясь понять, почему одни люди умные, а другие — не слишком, Айзенк начал искать способ измерения интеллекта. Так, он использовал тесты для определения умственного развития детей, предложенные в 1905 году Альфредом Бине (1857—1911) и Теодором Симоном (1873—1961). По тому, какой процент заданий решали дети, определялся их умственный возраст, который мог быть большим или меньшим, чем возраст биологический. В 1912 году немецкий психолог Вильгельм Штерн (1871—1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ), под которым он понимал отношение умственного возраста к биологическому, умноженному на 100.

    Это понятие позволило характеризовать интеллектуальный уровень ребенка вне зависимости от его возраста и рассматривать его динамику. Последующее изучение возрастной динамики IQ показало, что у большинства детей с возрастом он существенно не меняется. Ганс Айзенк предложил использовать методику IQ для оценки интеллекта взрослых людей. При этом он переформулировал понятие коэффициента интеллекта: IQ по Айзенку — отношение правильно выполненных заданий к среднему числу заданий, правильно выполненных большой группой людей, умноженное на 100.

    Читатель, который интересуется тестами, используемыми для измерения интеллекта, может найти их в Интернете и даже самостоятельно определить собственный IQ. Эти тесты представляют собой большое число задачек на сообразительность, которые нужно решить за некий промежуток времени. Массовое тестирование на IQ позволило сделать некоторые важные выводы. Во-первых, стало ясно, что коэффициент интеллекта определяется в значительной степени наследственностью: у однояйцовых близнецов его значения ближе, чем у разнояйцовых, IQ усыновленных детей более похож на IQ биологических родителей, чем на IQ приемных. Во-вторых, высокие значения IQ коррелируют со школьными успехами детей и с жизненным успехом у взрослых. В-третьих, существуют межрасовые и межнациональные различия в величине IQ.

    Самый высокий IQ в странах Дальнего Востока: Японии, Тайване, Гонконге, Сингапуре, Южной Корее. Немного ниже, но все равно высокий IQ у жителей Китайской Народной Республики. Еще ниже и приблизительно одинаковый — в России и США. А самый низкий IQ в странах Африки. Высокий IQ жителей дальневосточного региона мы можем объяснить, вспомнив о существовании «китайских головоломок». В этих странах уже несколько тысячелетий существует традиция давать детям решать трудные задачи. Многие такие головоломки сильно напоминают тесты на IQ, хотя в своем большинстве головоломки труднее.

    Было бы, наверное, интересно сопоставить уровень IQ с традициями «народной педагогики» в разных странах. Эта педагогика включает в себя большое число загадок, задач на сообразительность с коварными ловушками. Полагаю, что народная педагогика влияет на IQ куда сильнее, чем школьное образование. Кстати, тестовые задания с выбором одного ответа из нескольких изобрели, по-видимому, в России. Вспомним задачку: «А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, кто остался на трубе?». Такие задачи учат человека вдумываться в условия, искать нетривиальные решения: сообразить, например, что И — тоже буква.

    Тест на темперамент, предложенный датским карикатуристом Херлуфом Бидструпом

    В 2002 году вышла книга Р.Линна и Т.Ванханена «IQ and the Wealth of Nations» («IQ и богатство народов»), в которой читателей подводили к мысли о том, что причина низкого уровня развития большинства стран — наследственно обусловленный низкий интеллект их граждан, и поэтому слаборазвитые страны обречены оставаться на обочине мирового развития. Эта явно расистская идея была встречена широкой общественностью с неодобрением. Критики книги спрашивали, что, собственно, является причиной, а что — следствием. (Подробнее о том, что именно измеряет IQ, и о других влияющих на него факторах, таких, как обеспеченность семьи, условия, в которых растет ребенок, см. «Химию и жизнь», 2001, 11, 2010, 8, 9).

    Действительно ли умение решать задачки на IQ показывает интеллект человека? Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под словом «интеллект». Это слово, вообще говоря, имеет несколько разных значений. Первое значение, которое, собственно, и имеет в виду Айзенк, — это умение решать задачки на сообразительность, предложенные экспериментатором. Второе значение — знакомство с идеями, популярными в определенном избранном кругу, и умение в этом кругу эти идеи воспроизводить, подобно Евгению Онегину, который умел

    Без принужденья в разговоре

    Коснуться до всего слегка

    С ученым видом знатока,

    Хранить молчанье в важном споре

    И возбуждать улыбку дам

    Огнем нежданных эпиграмм.

    Третье значение — круг интересов человека. Он может быть более широким или более узким. Человека, чьи интересы не ограничиваются собственным материальным преуспеянием, мы часто считаем более интеллектуальным. Четвертое значение — умение строить отношения с окружающими людьми (это качество обычно называется «социальным интеллектом»). Круг интересов Чацкого, безусловно, шире, чем у Фамусова и его окружения. С идеями, популярными в кругу передовой молодежи, Чацкий знаком гораздо лучше, чем Фамусов. Но вот с точки зрения социального интеллекта у склонного к демонстративному поведению Чацкого имеются серьезные проблемы, как и у многих интеллигентных подростков. Да-да, у Чацкого типично подростковая психика, что использовал в трактовке этой роли великий актер Василий Качалов: «Его Чацкий — очень молодой человек, почти мальчик. Ему девятнадцать-двадцать лет. Его многословие, его горячность, его отчаяние, его обличения, смешные в устах зрелого мужа, каким мы привыкли видеть Чацкого на сцене, вполне естественны, искренни и вызывают наше глубокое сочувствие в устах этого юного-юного мальчика» (М.А.Волошин. «Горе от ума» на сцене Московского Художественного театра. 1906).

    И наконец, пятое, может быть, самое важное значение: внутренняя установка человека на то, чтобы самостоятельно разбираться в окружающей действительности, жить своим умом. Уровень интеллекта в первом смысле определяется, по-видимому, двумя факторами. Во-первых, это умение пользоваться некоторыми алгоритмами решения задач. Вообще говоря, нет причин, по которым человека принципиально нельзя было бы научить пользоваться этими алгоритмами.

    Мозг человека, в отличие от мозга других животных, подобен ЭВМ, использующей универсальный язык программирования: речь. Как известно, на цифровой ЭВМ можно реализовать любой алгоритм, не выходящий за пределы быстродействия и объема машинной памяти. Именно по этой причине мозг человека, эволюционно сформировавшийся в далекие первобытные времена, оказался пригодным для решения задач, которые ставит перед человечеством атомно-космический век: наш мозг ориентирован на решение не определенных, а произвольных задач. Часто говорят, что результаты тестов на IQ не зависят от обучения. Но этот факт лишь свидетельствует о том, что наша система образования построена таким образом, что, приобретая знания в школе и вузе, человек интеллектуально не развивается. А может быть, как считают некоторые сердитые авторы, интеллектуально деградирует.

    Не делая ошибок, невозможно ничему научиться. Но школа поощряет учеников, не делающих ошибок. Вторая причина заключается в том, что, приступая к той или иной деятельности, человек сознательно или, чаще, подсознательно оценивает реальность ее успешного завершения. Если вероятность успеха оценивается низко, то человек старается увильнуть от работы. Как говорил выдающийся педагог Джон Холт: «Хороший ученик ищет способ решить задачу, плохой ученик ищет способ ее не решать». И нередко бывает, что в этих поисках слабый ученик демонстрирует куда больше интеллекта, чем его одноклассник, добросовестно решающий задачу.

    В 1975 году американский психолог Мартин Селигман ввел понятие «выученная беспомощность». Если животному долго не удается решить какую-либо жизненно важную задачу, оно прекращает попытки и начинает вести себя явно неадекватно. Очень похоже на то, что основная причина школьной неуспеваемости — выученная беспомощность. Школьник, несколько раз не справившийся с заданием, теряет веру в свои силы и желание выполнять дальнейшие задания. Этим, возможно, и объясняются низкие результаты тестов на IQ: ведь за прошедшие годы человек уже привык к тому, что он не способен решать сложные задачи.

    Грамотно составленная контрольная работа должна начинаться с простых (и по возможности веселых) заданий и завершаться сложными. Так, тестовые задания для одной из Московских городских биологических олимпиад школьников мы начали с теста

    Ближайшим родственником человека является:

    а) проказница мартышка;

    б) осел;

    в) козел;

    г) косолапый мишка.

    Хорошо известно, что животные, умные во взрослом состоянии, как правило, беспомощны и глупы в раннем детстве. Птенец ястреба, которого выкармливают родители, значительно глупее самостоятельного цыпленка, но взрослый ястреб, несомненно, умнее курицы. Возрастная динамика IQ этому закону не подчиняется. Дети с повышенным коэффициентом интеллекта обычно сохраняют его и взрослея.

    Это также свидетельствует о том, что распространенная причина интеллектуальной недостаточности — выученная беспомощность. При выполнении тестов на IQ важное, если не решающее значение имеет скорость выполнения работы. Эти тесты поощряют тех, кто действует быстро. Действительно, существуют сферы деятельности, где быстрота принятия решений играет решающую роль, например в армии, гражданской авиации, хирургии. Но есть сферы, где важна не скорость, а глубина мышления. Например, в науке или изобретательстве, где первое пришедшее на ум решение обычно не бывает лучшим.

    Чарльз Дарвин в своей автобиографии очень сдержанно характеризовал свои интеллектуальные способности. По-видимому, за этим стояла не только украшающая великого человека скромность, но и трезвая самооценка. Дарвин не обладал быстрым умом, но был склонен долго размышлять над интересующими его проблемами. Поэтому-то он и сумел создать теорию естественного отбора. По-видимому, наиболее содержательно пятое значение термина «интеллект»: стремление жить своим умом, не принимая на веру общепринятые мнения. Такая установка способствует и развитию интеллекта в первом смысле, то есть обогащению новыми сложными алгоритмами решения проблем.

    В конце концов, развитие любой психической функции обеспечивается положительными обратными связями: чем больше человек занимается той или иной деятельностью, тем сильнее развиваются его способности и тем больше ему хочется заниматься именно этим. Сверхталантливые люди отличаются от обычных тем, что такие связи работают у них не короткий промежуток времени в определенном возрасте, а большую часть жизни. А то и всю жизнь.

    Что можно сказать о характере самого Ганса Айзенка? Несомненно, он был очень азартным и экстравагантным человеком, любил провоцировать окружающих скандальными заявлениями, вызывая огонь на себя. Он сам продавал свои книги и вступал в научные дискуссии с покупателями. В 1971 году Ганс Айзенк опубликовал статью «Раса, интеллект и образование», в которой написал, что среднее значение IQ у представителей негроидной расы на 15 единиц меньше, чем у европеоидов, и что эти различия определяются наследственными задатками. Поэтому-де обществу не следует проявлять особых забот об образовании для негров.

    Статья вызвала большой скандал. В 1973 году возмущенные студенты Сорбонны даже избили Айзенка. Полиция возбудило уголовное дело, однако психолог заявил, что он не имеет претензий к студентам. Дело замяли. За сто лет до того вопрос об интеллектуальных различиях между европеоидной и негроидной расой обсуждал выдающийся русский публицист Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868). Как в XIX веке, так и в наши дни критики расизма в качестве главного аргумента приводят мысль об интеллектуальном равенстве людей всех рас. Писарев четко указал на уязвимость подобной аргументации: а вдруг завтра обнаружится, что белые и негры действительно неравны в интеллектуальном отношении? Значит ли это, что неграми можно торговать, как скотиной, и вообще подвергать дискриминации? — Нет, не значит! — отвечал Писарев в статье «Посмотрим!» (1865). Ибо там, где существует угнетение человека человеком, где существуют люди первого и второго сорта, невозможна нормальная жизнь ни для тех, кто внизу, ни для тех, кто наверху. Не может быть свободным народ, угнетающий другие народы или же часть населения собственной страны. Поэтому борьба против расового, национального и иного угнетения необходима и естественна для любого порядочного человека.

    Разумеется, мысли о превосходстве белых людей над неграми у нас не встречают сочувствия. Но гораздо важнее мысль о том, что даже если такое превосходство существует, расистские выводы из этого никак не следуют. И на данные по IQ у представителей разных рас прогрессивному человечеству следует смотреть спокойно — эти данные ничего принципиально не меняют. Айзенк очень скептически относился к работам Зигмунда Фрейда. Он считал, что сочинения основоположника психоанализа следует рассматривать не как научные работы, а как художественную литературу. В книге «Закат и гибель империи Фрейда» Айзенк жестко раскритиковал психоанализ и его поклонников. Критически он оценивал и возможности психотерапии: по его мнению, психотерапевтические методы действуют на больных только тогда, когда они уже находятся на пути к выздоровлению. Для лечения некоторых не слишком серьезных психических нарушений Айзенк предлагал жестокие методы, такие, как электрошок, препараты, вызывающие болезненные ощущения, и т. д. А детей, которые устраивают истерики, Айзенк предлагал запирать на некоторое время в комнате.

    Научная продуктивность Ганса Айзенка была огромной. За свою жизнь он опубликовал 45 книг и более 600 статей. Его научное наследие вызывало и вызывает много споров. Наверное, это обстоятельство следует поставить в заслугу великому психологу. Ведь работы, которые встречают вежливым равнодушием, вряд ли имеют большую ценность для науки.

    Кандидат биологических наук



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!