Гармоничная личность аспекты. Фундаментальные исследования

Гармония личности - что стоит за этими яркими словами? Когда мы говорим, что личность гармонична, а когда нет? Многие из нас хотели бы достичь внутренней гармонии, гармонии себя как личности. Каждый из нас для себя может честно ответить на вопрос, является ли он гармоничной личностью или же нет. Мы чувствуем это, но что означает такое чувство, с чем оно связано?

Слово "гармония" (от греческого слова "harmonia") означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (опр. БСЭ). Тогда если мы говорим о личности, то из каких же "различных компонентов" она состоит, что в итоге составляет нашу личность, "органическое единое целое"?

Различные компоненты нашей личности возникают тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Для примера рассмотрим пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека. Первая ситуация - общение в дружеской компании, например за столом или на прогулке. Другая ситуация, когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было. Третья ситуация - романтическая, интимная. В ней мы находимся только с любимым человеком. Семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы или вместе с детьми идем на пикник. И пятая ситуация - творческая. В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например готовкой новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, компьютерными играми, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями - всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает.

Думаю, можно смело сказать, что если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо - это очень похоже на гармонию. Если у человека все прекрасно на работе, в творчестве, в интимной жизни, в семье и с друзьями, то вряд ли он будет жаловаться, что у него проблемы. Отсутствие гармонии проявляется и в речи человека. Он говорит: "Все хорошо, да не знаю, что с детьми делать", "Все хорошо, только вот на работе проблемы" или "Все хорошо, только вот жена..." Разумеется, если человек говорит, что все плохо, то это также далеко от гармонии.

Как же мы утрачиваем гармонию нашей личности и нашей жизни?

Когда жизнь становится пустой?

Почему так получается, что у нас в какой-то из жизненных ситуаций все идет не так? Почему у нас может быть все хорошо в семье, но что-то не ладится с друзьями? Или мы можем легко и профессионально работать, много зарабатывать, но при этом быть в семье тираном. Или можем быть прекрасным другом, отличным коллегой по работе, но в романтических ситуациях вести себя совсем не подходящим образом, что приводит к проблемам в интимной жизни. Все эти случаи - примеры негармоничной личности, примеры нарушения гармонии.

Я знаю мужчин, которые годами приходят домой с работы очень поздно. Причем сначала они жалуются на то, что это новая работа и нужно показать себя с лучшей стороны, следовательно, необходимо задерживаться. Затем оказывается, что их оценили и обещают повышение, поэтому нужно оправдать надежды. После им повышают зарплату, должность, и работы тоже не становится меньше. И так далее… Годы идут, жена дома привыкает все больше общаться с телевизором и меньше с мужем. Уже и скандалы пропали, так как за много лет стало ясно, что это бесполезно. Он прекрасный работник, и денег на жизнь хватает, но в один прекрасный день он может обнаружить, что жена от него ушла.

Или другой пример. Женщина много времени уделяет детям, перестает следить за собой. И конечно, у этого есть важнейшие причины! Ведь дети растут, за ними нужен глаз да глаз. Начинается школа, уроки, родительские собрания, первые проблемы подросткового периода, а потом институт - все это требует максимума ее внимания. Затем она обнаруживает, что муж уже давно ходит «налево». А она и не заметила, когда это случилось.

Или когда любящие родители сообща воспитывали детей, всегда за ними ухаживали, обучали их всему с самого детства. Дети прекрасно учились в школе, затем поступили в институт, получили отличное образование, конечно, в том числе благодаря стараниям родителей. Потом случилось счастливейшее событие: у ребенка, уже выросшего, появилась семья, свои дети, и родители стали дедушкой и бабушкой. И вдруг молодые приняли решение уехать жить за границу. Родители крайне рады, что дети их так многого достигли! Но вдруг обнаруживают, что их жизнь опустела, причем сразу и полностью. И они не знают, что хотят делать теперь, когда у детей уже все хорошо, и выросшие дети далеко, а маленькие внуки учатся говорить на другом языке.

Заметьте, мы рассмотрели варианты, где личности, которые были участниками наших примеров, - это вовсе не какие-нибудь лодыри или бездельники. Каждый из них преследовал исключительно хорошие, можно сказать, важнейшие цели, вот только почему же их жизнь так легко стала пустой?

Кто мы?

Конечно, это связано с отсутствием гармоничного устройства жизни людей. Ведь когда мы руководим подчиненными на работе или делаем в полном одиночестве свое любимое дело - это совсем не похоже на то, как мы общаемся, воспитываем детей или разговариваем с любимым человеком. Это совсем разные наши роли, у которых есть названия, например: "начальник", "умелец", "отец", "любовник". Именно это и есть, согласно определению гармонии, наши "различные компоненты", слияние которых образует в нас то самое "органическое целое", называемое личностью. И если в нашей личности представлены все роли, которые нам нужны, то мы говорим, что личность гармонична. Если же одна или несколько из нужных нам ролей отсутствуют, то личность негармонична, и, скорее всего, это со временем негативно скажется на жизни в целом. Как и в наших примерах, это может привести к большим сложностям.

Например, в ситуации, когда муж много и хорошо работает, достаточно зарабатывает - он отличный "начальник". И скорее всего, хороший "коллега" и "друг". Но его части "любовник", "отец" не проявляются. Приходя домой, он остается "начальником", "другом", но только не тем, кем хотели бы видеть его в семье. И как только его семья рушится, он либо испытывает серьезнейший шок, сопровождаемый скандалами, либо находит замену. Но замену, скорее, ждет та же участь, если он не изменится сам.

В примере с женщиной, посвящающей себя ребенку, ясно, что она, конечно, отличная "мать". Однако зачастую и "подруга", и "любовница" - это не про нее. Я направленно не использую слова "муж" и "жена", так как вместо них я употребляю слова "любовник" и "любовница", подчеркивая именно интимный аспект общения супругов. Слова "муж" и "жена" в нашей культуре во многом утратили эту часть.

А если мы говорим о родителях, вместе воспитывающих своих детей и преданных друг другу, то они, конечно, хорошие "отец" и "мать", а затем "дедушка" и "бабушка". Однако когда дети уезжают от них, оказывается, что они уже не знают, кто они без детей или внуков. Они не нуждаются и могут быть предоставлены сами себе - это творческая ситуация. Но они к ней не готовы. Возможно, она могла бы быть "художником" или "модельером". Возможно, он мог быть "ученым" или "музыкантом", но они про это забыли. Они потеряли эту часть своей личности, и теперь им придется учиться жить заново, но как?

Как сделать жизнь гармоничной?

Ответ на вопрос, как стать гармоничной личностью, совсем не прост. Если бы это было легко, мы давно бы уже применяли это и повсеместно встречались бы с гармоничными людьми. Однако мы знаем, что чаще как раз приходится сталкиваться с обратным. В этой статье мы с вами рассмотрим только один из аспектов того, в чем секрет гармоничных личностей, к чему имеет смысл стремиться, чтобы наша жизнь стала гармоничной.

Для того чтобы человек был гармоничной личностью, нужно понять все ее части. Задайте себе вопросы: «Какие жизненные ситуации для Вас важны: дружеские, романтические, семейные, рабочие, творческие, какие-то еще? Кем вы хотите быть в этих важных для Вас ситуациях? Кем являетесь сейчас? Какие способности у Вас есть, чтобы стать тем, кем Вы хотите? Какие стоит развить? Как Вы должны себя вести в этих ситуациях? Как Вы ведете себя в них сейчас?»

Ответив на все эти вопросы, вы явно увидите, почему ваша жизнь не похожа на гармоничную. Или обнаружите, что она такая (с чем вас и поздравляю!). Все указанные пять базовых ситуаций - это общие для всех людей важные обстоятельства, которые должны быть ярко проявлены в жизни. И у вас, конечно же, могут быть личные ситуации, важные только для вас.

После того как человек определяет для себя те "роли", которые он выбирает для своей жизни, ему остается только распределить свое время. Время - единственный ограниченный и невосполнимый ресурс нашей жизни. Оно всегда идет вперед, и мы ничего не можем переделать. Поэтому, если даже вы определите все те "роли", которые вам нужны в жизни, но одной из них будет уделена огромная часть вашего времени, а какой-то ничего, то это не сделает вашу жизнь гармоничной. Когда ваши "роли" будут вам понятны, посчитайте (хотя бы на листочке), сколько часов в месяц вы уделяете той или иной роли. Вложите в это свое драгоценное время, составьте таблицу. Удивитесь, увидев результаты. Подумайте, как это распределение влияет на Вашу жизнь?

Подводя итоги

Итак, «гармония» - греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность - это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

Как уже говорилось, вопрос этот сложен и многогранен. Но если вы начнете с того, что устроите свою жизнь именно так, как описано в этой статье, она изменится и станет гораздо ближе к тому, что мы называем гармонией.

Гармоничная личность воспринимается окружающими крайне положительно. За такими людьми приятно наблюдать, с ними интересно разговаривать, их внутренний мир богат и насыщен. Практически в каждом аспекте жизни таких людей царит порядок, поэтому им часто завидуют и одновременно с этим пытаются на них походить. Гармония души — это то, к чему стремятся многие, хотя в некоторых случаях это стремление не является осознанным.

Что такое внешняя гармония

Гармоничная личность знает свою высокую цену, но при этом остается простой и дружелюбной с окружающими. Гармония бывает двух видов:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Внешняя — это сбалансированные отношения с внешними миром (баланс в работе, личной жизни, достатке, хобби, самореализации). Внешняя гармония — это удовлетворенность каждой сферой своей жизни. Иными словами, если вы крайне недовольны каким-либо аспектом, то целостность нарушена, и гармонии с внешним миром у вас нет. Очень важно проанализировать, какая сфера вашей жизни доставляет наибольший дискомфорт. Подумав об определенном аспекте жизни (например, о работе), вы можете на физическом уровне испытать, есть ли там гармония или существует надломленность. Занявшись самоанализом, вы сможете многое для себя открыть.

Что такое внутренняя гармония

Кроме внешней гармонии, существует также и внутренняя, которая значит очень много. Это внутренний баланс вашей личности, ваше отношение к себе, наличие внутренней силы. Внутренняя гармония основывается на взаимодействии сознания и подсознания. Если у личности все в порядке с внутренней целостностью, то она осознает, чего она в действительности хочет. То есть осознанные мысли человека полностью соответствуют его подсознательным убеждениям и установкам. Никаких противоречий нет. К сожалению, такая внутренняя идиллия встречается не так часто. Нередко мы делаем то, с чем не согласны. Так порождается дисбаланс, и личность начинает жить против своей собственной истины. В результате, кроме душевных переживаний, могут развиться физические болезни.

Как достичь баланса?

Чтобы добиться внутреннего равновесия, нужно прикладывать большие усилия, однако, преодолев себя, свои страхи и терзания, мы очищаемся и становимся новой, гармоничной личностью, осознающей свою ценность, которой восторгаются окружающие. Мы подготовили несколько практических советов относительно того, как стать гармоничной личностью:

  1. Живите сегодняшним днем. Действительность — вот над чем стоит работать, а не предаваться забвению из воспоминаний или утопать в туманности своих мечтаний.
  2. Не корите себя за прошлые ошибки и не бойтесь будущих неудач. Станьте сильной личностью, решайте проблемы по мере их поступления.
  3. Совершайте каждый день что-то полезное для себя, своих близких или других людей.
  4. Постарайтесь развить чуткость к окружающим.
  5. Займитесь телом и умом, тренируйтесь. Найдите хобби, читайте полезную литературу и не забывайте о физической активности, которая заряжает энергией.
  6. Умейте работать и расслабляться, меняйте обстановку, гуляйте пешком, меняйте маршруты с работы домой.
  7. Научитесь прислушиваться к своей интуиции, ведь только она подскажет, чего хочет ваша душа, и как стать гармоничной, целостной личностью.

Невысокое, тонкое деревце стало новым объектом для практики. Я медленным шагом приблизился к нему. Осознавая напряжение мышц и встречный воздушный поток, протянул руку. Глаза закрыты, дыхание спокойное с четким ритмом. Выдох. Мгновение, когда воздух покинул легкие, совпало с моментом соприкосновения с гладкой, слегка прохладной корой дерева. Несколько следующих секунд я не дышал. В ушах появился, совершенно внезапно, глухой, настойчиво требующий внимания, звук работающего сердца. Я отдал себе отчет, что внимание переключилось на сердцебиение и позволил ему оставаться там. Через некоторое время интерес к звуку растворился, и внимание без каких-либо усилий вернулось к фиксации ощущений от контакта с корой. Когда рука скользнула вдоль поверхности дерева, я, синхронно с движением, сделал протяжный вдох. Вместе с воздухом я будто втянул в себя энергию деревца, его жизненную силу. Осязание обострилось, и я почувствовал насыщенную оттенками, бугристую фактуру ствола, несмотря на то что при первом прикосновении дерево казалось абсолютно гладким. Выдох - и я отдаю энергию растению, насыщая его своей волей. Затем опять следовал вдох, и вся последовательность повторялась.

Прошло минут двадцать, а может и больше, трудно сказать точно. Я открыл глаза, и теперь все окружающее предстало передо мной в новом обличии. Я осматривал мир с живым интересом, который был специально создан при помощи «игры». "Я вижу все это в первый и последний раз. Каждая секунда, каждое впечатление бесценно," — обычно я мысленно произносил нечто подобное, чтобы усилить все еще нестабильные, легко теряемые в шуме повседневности, чувства уникальности каждой секунды жизни.

Краем глаза я заметил мерно плывущие облака. Их густые, скроенные словно из белоснежного пуха, тела изредка заслоняли собой солнце. Но сейчас, сквозь прорехи в воздушной броне пробились кроткие лучи света. Они искрились и переливались, ни на миг не оставаясь в покое. Стая каких-то мелких птиц, нежданно возникших из облаков, быстро промчалась, не оставив никакого следа. Завораживающее зрелище.

Я совместил практику созерцания с осязанием. Дыхание поддерживает все тот же ритм: четыре — восемь. Но минут через пятнадцать я почувствовал, что желание ощупывать дерево истощилось, и решил заканчивать упражнение. Снова закрыл глаза, задержал дыхание после полного выдоха. Затем медленно прервал контакт с деревом, фиксируя в этот момент любые, самые тонкие ощущения.

Не успел я отойти и на десять шагов, как меня захлестнуло какое-то необыкновенное чувство. Я внезапно понял или, лучше сказать, - ощутил, что мир совершенен и прекрасен. Осознание этого факта буквально затопило все мое существо теплотой и радостью, наполнило его приятным уютом. Я ощущал, словно природа мой прекрасный, живой дом, созданный специально для меня. Каждому здесь был предназначен свой путь, которым можно было следовать с открытыми глазами, либо неистово его искать, блуждая в потемках эгоистичных желаний. Сейчас я точно знал, что иду в правильном направлении. Через секунду мое тело растворилось, исчезло без остатка, а сознание заполнило собой окружающее пространство. Очень странное и волнующее чувство, тела словно вообще нет. Нет границ между мной и миром вокруг. Не было «я» и «не-я». Все было Я. Позже я понял, что эти приятные, удивительные чувства были первыми ростками пятого круга.

Однажды, прогуливаясь со мной по парку, Старик завел разговор о высших кругах.

— Если человек хоть раз ощутит на себе влияние высших кругов, он уже никогда об этом не забудет. Начинается все с пятого круга, — сказал Старик, присев прямо на траву под ветвистым деревом с густой листвой. — Вот ты, тренируешься, тренируешься, а затем раз — и что-то проникает в тебя. Какое-то чувство, сладкий вкус жизни. Мир начинает меняться. Он становится для тебя так красив, что дыхание захватывает. Притом не важно, что перед глазами: прекрасный пейзаж или горы из мусора. Везде для тебя одного играет волшебная музыка жизни. В такие моменты человек может разговаривать только возвышенным слогом. Он еще не может справиться с переполняющей его радостью и восторгом. Затем, конечно, нужно научиться это скрывать. Ведь другим твое счастье будет как кость в горле. Они будут страдать, видя твою необъяснимую радость. — Учитель прервался и огляделся вокруг.

Я последовал его примеру и осмотрел место, где мы находились. Осмотрел его так, будто от этого зависела моя жизнь — пристально и с огромным интересом. Это тоже была одна из практик созерцания. Прервать какое-то действие, в данном случае разговор, и окинуть взглядом окружающее пространство, одновременно ощущая свое тело.

— Пятый круг — это центр высшей синхронизации. Здесь человек впервые испытывает настоящую любовь ко всему живому. И неживому, — с усмешкой добавил учитель. — Это круг, который позволяет пережить слияние с миром, ощутить его гармоничность и великолепие. Как только в тебе проявятся первые проблески этого круга, ты ощутишь такие приятные и прекрасные переживания, которые ни с чем не спутаешь. Но не буду пускаться в длительные описания, сам скоро поймешь, о чем речь, — сказал Старик и снова осмотрелся.

Я знал, что он периодически осматривается, — специально, чтобы напомнить мне об упражнении. Я снова, повторяя за Стариком, оглядел окружающие предметы и природу. Мы сидели на мягкой зеленой траве. Вокруг нас под порывами теплого ветра покачивались высокие тополя и низенькие березки. Солнце пригревало со стороны спины. Моя тень почти целиком накрывала учителя и тем самым придавала ему немного странный и зловещий вид. Рядом, метрах в двадцати от нас, пролегала асфальтированная дорожка, по которой туда-сюда сновали жители моего родного города. Были и родители с детьми, и угрюмые одиночки, но все-таки чаще встречались небольшие, шумные группки студентов и школьников. Из многочисленных магазинчиков, забегаловок и аттракционов грохотала популярная среди местного населения музыка, которая нас, впрочем, совсем не отвлекала.

— Есть много способов для раскрытия высших кругов. Некоторые применяют сильнодействующие на сознание средства. Кто-то намеренно ставит свою жизнь под угрозу либо истязает тело. Мы же будем действовать по-другому. Все, что нам нужно, — развить баланс низших кругов. Путь этот один из самых сложных и медленных, зато без побочных эффектов, — с ухмылкой заметил Старик. - Первый круг развивается очень простыми упражнениями. Например длительной концентрацией внимания на осязании или на любом другом восприятии. Можно целый день все рассматривать или вслушиваться в окружающие звуки, пытаться почувствовать какие-то запахи или постоянно стремиться ощущать вкус на языке. Раньше мы развивали параллельное внимание, но в этих практиках нужна сильная концентрация. Если смотришь — смотри, все остальное нужно отбросить.

— То есть я могу забыть даже об осознании тела во время этих упражнений? — спросил я, чтобы прояснить все детали.

— Конечно. Но помни, что осознание тела — это, по сути, и есть практика первого круга. Практика осязания. И она является одной из самых важных в нашей работе. Поэтому ты так долго ею и занимался. Пока работай с каждым восприятием отдельно. Сейчас нам требуется не поверхностное, параллельное осознание, а сконцентрированное и, можно сказать, напряженное переживание каждого из чувств. Один день удели все внимание — смотрению. Другой — слушанию и так далее. Твоя задача добиться такого усиленного восприятия, от которого, как я уже говорил, будет захватывать дух.

— Так я должен бросить все остальные практики на это время? — проговорил я тихим голосом и вновь огляделся вокруг.

— Да, — сказал Старик и несколько раз кивнул головой. — Следующие недели три забудь обо всех практиках и сосредоточься на простом восприятии.

После этого разговора прошло десять дней. Я специально выбрался на природу, чтобы поработать с осязанием на свежем воздухе. Хотя можно было тренироваться и в квартире, ощупывая привычные предметы: столы, чашки, стены и тому подобное. Но сегодня я решил попробовать что-то новое и приехал на дачном автобусе в живописное место, недалеко от которого располагался маленький дачный участок моей семьи. Я проделал упражнение по осязанию дерева и пережил нечто невообразимое. В этот день я не стал больше выполнять никаких практик, дабы не спугнуть прекрасное чувство, которое неожиданно наполнило меня.

Прошло уже часа три, как я вернулся в город. Я медленно шагал по знакомым улицам и глядел на все новым взглядом. Состояние всеобщей любви и гармонии так и не проходило. Каждый человек испускал эманации доброты и тепла. Словно любой прохожий — мой старый друг. Воздух был пропитан очарованием и какой-то неуловимой, невидимой магией. Честно говоря, иногда на мгновение во мне возникал страх, что я когда-нибудь вернусь к своему старому восприятию. Несмотря на то, что буквально несколько месяцев назад я был вне себя от радости, осознавая себя. Теперь состояние чистого, безэмоционального состояния было для меня ужасно. Я не мог потерять эту любовь. Я не хотел этого. Но все меняется и ничего не остается неизменным. И уже к вечеру этого волшебного для меня дня чувства будто притихли и скрылись где-то в глубине подсознания. А вскоре, казалось, вообще исчезли, оставив меня наедине с самим собой.

Следующие дни я чувствовал необъяснимое и такое отчаянное одиночество, которого не испытывал никогда. Я мог находиться в шумной компании или в кругу семьи, но ничего не помогало. Одиночество незаметно, словно бледная тень, проникало в меня, а затем падало тяжким грузом, ослабляя и замедляя движения. Я понимал, что это чувство не подвластно эмоциональному контролю. Оно не было низшей эмоцией «круга собаки». В то время я еще не знал, что это за переживание, почему оно появляется и зачем оно вообще нужно. Я уже не бегал за помощью к Старику в подобных случаях и просто тихо страдал в своей комнатке, по большей части не выходя в эти дни из дома.

Когда мы встретились с учителем в следующий раз, я поведал ему о своих странных чувствах.

— Это одиночество — послевкусие от раскрытия пятого круга. Конечно, до окончательного его формирования еще очень далеко, но все, что с тобой приключилось, когда ты ощупывал то дерево, говорит о том, что лед явно тронулся, — с теплой улыбкой произнес Старик. — Дело вот в чем. Когда попадаешь под влияние пятого круга, ты ощущаешь единство со всем миром. Фактически ты остаешься один. Ведь ты и есть весь мир. Но в первые часы ты этого не осознаешь, так как тебя захлестывают сильнейшие волны любви и счастья, — старик ухмыльнулся и закатил глаза, добавляя в разговор веселые нотки. — А вот когда эти чувства стихают, остается осознание, что ты здесь совсем один. Оно настигает человека неожиданно и, как правило, захватывает мгновенно. Проблема усугубляется тем, что в такие моменты чрезвычайно активизируется ложная личность. Человек начинает думать, строить догадки, сожалеть, вспоминать о былых моментах наслаждения. Тем самым только усиливая свои страдания.

Учитель, наверное впервые, положил мне руку на плечо и тихо сказал:

— Нужно просто подождать и одиночество пройдет, уступив место «более приятным» ощущениям.

— А что происходит, когда человек полностью сформировал пятый круг? — высказал я вопрос, который внезапно вспыхнул в уме.

— Много чего хорошего, — быстро ответил Старик. — Во-первых, человек пятого круга постоянно ощущает фоновое чувство любви и счастья. Каждую секунду своей жизни он живет, наслаждаясь. К тому же такой человек находится в гармонии с миром и, соответственно, может легко его изменять, воздействуя в слабых точках. Правда, пятый круг не позволяет этим пользоваться. Ведь если ты постоянно испытываешь удовольствие просто от того, что живешь. Если ты всегда счастлив и тебе ничего не нужно, то зачем что-то менять. Вот и получается, что человек пятого круга может значительно изменить мир, но не пользуется этим, — старик говорил и загибал пальцы.

— Во-вторых, если ты постоянно чувствуешь любовь и радость, что становится нормой при сформированном пятом круге, то получаешь огромную силу и энергию. А энергия нужна для формирования следующих высших кругов. Ну а в-третьих, жизнь человека полностью изменяется в лучшую сторону, влияя на всех окружающих его людей. Таким образом, помогая себе, ты помогаешь и другим. А это очень важный аспект нашего пути, — закончил Старик и принялся пристально разглядывать ближайшее дерево.

Отрывок из книги "Обучение тишиной".

Евгений Трубицин

Глава 4. ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ
Здоровье и гармония
И весь мир, и мир человека построены на равновесии движущих сил, на взаимодействии противоположностей. Большинство явлений могут быть определены по тем или иным характеристикам, имеющим противоположные полюса. В сопоставлении с противолежащим изучаемое явление может открыться с новых сторон. Это относится и к здоровью – оно часто анализируется в сравнении с расстройствами и болезнями.
Связанные со здоровьем понятия (и стоящие за ними явления) – адаптация, психологическая устойчивость, гармония – имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгармония. В этой диалектике отражена не одна лишь стройность и строгость понятийного аппарата, но и наиболее частое состояние конкретного человека: единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии одновременно, некоторое их сочетание с перевесом в ту или другую сторону.
Здоровье связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алк- меон трактовал здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил
(различных состояний, теплого и холодного, активного и неподвижного и т. п.). Болезнь наступает как следствие единовластия одного из таких элементов над остальными. Гиппократ утверждал, что здоровье возможно при соразмерном смешении основных первоэлементов тела (крови, флегмы, желтой и черной желчи) .
Согласно Платону, здоровье, как и красота, определяется соразмерностью, требует
«согласия противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и
телесного.
О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии.
Возможно, это от того, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Это аналогично тому, что состояние здоровья также одно, а расстройств много.
Изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во- первых, многие расстройства психики начинаются с различной глубины дисгармонии личности. Поскольку исходным и желанным (для возврата) состоянием является гармония, то необходимы по возможности наиболее точные знания о ней. Не имея ясных представлений о цели, очень легко пройти мимо нее. Во-вторых, поскольку сравнение – основной прием научного анализа, природу дисгармонии личности познать глубоко можно лишь в сопоставлении с гармонией .

Понятие гармонии личности
В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные
(равновесие, целостность, интегрированность и т. д.), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие и т. д.). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. «Согласованный» означает достигший единства, «стройный» – имеющий правильное соотношение между своими частями.
Гармония – более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость – более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с адаптированностью. Интегрированность личности – это ее целостность (в соответствии с этимологией термина «интеграция»). Понятия гармонии и интегрированности довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной, но не может быть гармоничной и неинтегрированной.
В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть крепкой и длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения.
В частности , это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

Гармония личности – это также правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией
(потенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов.
Гармония – это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.
К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек – одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек – живой организм и субъект поведения, в психологическом – носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном – член микро-и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии – согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.
Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах – природной, предметной, социальной.

Гармония внешнего и внутреннего пространства личности
Анализировать гармонию можно и нужно в разных плоскостях, поскольку бытие человека многомерно, как мы уже говорили. Человек существует одновременно в разных средах, мирах – мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы
(как живое существо), мире людей (как член определенного общества, как единица определенной общности). Существование в этих трех мирах находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах.
Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство
личности. Оно не может быть только лишь географическим, поскольку наполнено событиями и политическими, и экономическими, и культурными.
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. В биологическом аспекте внешнее и внутреннее пространство человека разделены достаточно отчетливо: внутреннее пространство – это пространство тела, а все, что лежит за кожными покровами тела, является внешним пространством. Но поскольку человек – живое существо особого рода, одним биологическим планом его существование не ограничивается.
Человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутреннее пространство личности (внутренний, субъективный мир личности). Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны , во внешней активности личности, в деятельности, в общении так или иначе отражается внутренняя жизнь личности.
Таким образом, внешнее и внутреннее пространство личности – это не разделенные, а пересекающиеся пространства. Именно по этой причине точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.
Присущая человеку активность может быть разделена на два потока –

экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события приобретают большее значение.
В этой сфере личность автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.
Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали и выступают предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека – предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством
– все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.
Пространство духовного бытия – особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых и т. д.), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы у отдельной личности не было ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.

Гармония личности как гуманитарная проблема
Актуальность тезиса «Человек есть мера всей вещей» достаточно хорошо осознана во многих цивилизованных странах. Но реализация этого принципа явно идет с трудом.
Рассмотрим подробнее конфликт между тремя мирами: природным, предметным
(рукотворным, техногенным) и социальным.
Гармонию личности невозможно обсуждать, обращаясь к личности как к чему-то, что может существовать вне среды, вне связей с миром. Стремясь определить суть происходящего в современном мире, следует выбрать в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (и неживая и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный
(рукотворный, инструментальный, техногенный). Заметим, что все они составляют как бытие отдельного конкретного человека, так и человечества в целом.
Существенно важно то, что настоящий период развития человечества характеризуется конфликтом между тремя названными мирами. Под конфликтом здесь понимается выраженная рассогласованность этих трех миров, трех сторон человеческого бытия, человеческой деятельности – рассогласованность, наносящая вполне ощутимый ущерб каждому из трех миров.
Становление предметного мира шло параллельно развитию социального мира. Не касаясь всех аспектов взаимосвязей между этими мирами, отметим, что предметный мир недостаточно управляем, в нем нет необходимой подчиненности миру социальному.

пользоваться богатствами природного мира, но и противостоять ему в тех случаях, когда это было необходимо (природа и на стихийные бедствия богата). Именно благодаря возможности использовать инструменты, благодаря оснащенности и защищенности предметами человеческий вид достиг столь большой численности. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек покорял (а часто просто уничтожал) природу.
С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Число человеческих особей стало настолько огромным, что специалисты разных наук все чаще говорят о перегруженности планеты биомассой, о неизбежном сокращении ресурсов, которые дают пищу, позволяют удовлетворять витальные потребности.
Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт – вопрос открытый. Другой аспект хорошо известен, но и его надо упомянуть: вредоносное воздействие промышленности, транспорта и многих других областей практической деятельности человека на природу
(загрязнение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т. п.).
К настоящему времени предметный мир достиг значительного развития и достаточно сложен. Он все больше вторгается и перестраивает не только образ жизни, но и многие душевные и телесные процессы. К последствиям такой «перестройки» мы относим: ускорение ритма жизни; гигантское увеличение производства и потребления психоактивных лекарств
(снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих и т. п.); увеличение производства и потребления психоактивных наркотизирующих веществ
(алкоголя, наркотиков, токсикантов).
Ускорение ритма жизни привело к существенному повышению стрессовой нагрузки.
Наиболее печальные последствия этого: значительное увеличение психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Увеличение продолжительности жизни в ряде развитых стран достигнуто, скорее всего, не за счет укрепления психического здоровья и переживания благополучия (измерения социального мира), а за счет новых лекарств, медицинских приборов (измерения инструментального мира).
Порой инструментальный мир начинает дублировать, замещать или заслонять мир природный. Кроме того, инструментальный мир чрезвычайно богат возможностями построения иллюзий. Так, возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (поглощенность компьютерными играми, Интернет- зависимость).
Таким образом, все противоречия разных миров человеческого бытия так или иначе негативно отражаются на психическом здоровье, на благополучии человека.
Добавим к этим проблемам невротическое стремление человека все переделать в природном мире, причем как можно скорее.
Что позволяет человеку сохранять душевное равновесие, обретать душевный покой, усмирять страсти или вдохновляться будущими подвигами? Это дает психологическая устойчивость личности . В число основных опор устойчивости входят доминанты активности: доминанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминанта интеракции.
Итак, психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна, чаще для этого требуются старания и соответствующая работа. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни.
Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создает основу для ослабления психологической устойчивости, а затем и к болезням как следствию образа жизни, как расплате за свое невежество. Отсутствие соответствующей психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом, углубляющейся дисгармонией личности и соматическим расстройством. Люди западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств.

Высокий уровень социальной напряженности, характерный для нашей страны, может быть снижен на основе комплексного подхода. Это требует использования разнообразных средств и методов. Большую роль должно сыграть развитие и распространение психологической культуры и психогигиены среди всех слоев населения.
Гармония личности не может быть типовой, но только – уникальной. Социализация, считает А. А. Реан, протекает в единстве с другим процессом – индивидуализацией .
Он подчеркивает, что социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот: в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое.

Гармония отношений личности
Личность – феномен одновременно и индивидного, и социального бытия.
Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не расстроенность) внутреннего мира личности.
В перечне чувств мы выделяем такой их вид, как интеракционпые (диспози- ционные) чувства, регулирующие межличностное взаимодействие субъекта, и два их подвида – сближающие и удаляющие. Самые важные в этом перечне – девять пар противоположных друг другу чувств, выделенных на основе принятия другого человека и стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию) либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него (табл. 4.1).
Таблица 4.7
Интеракиионные чувства личности
Сближающие чувства
Удаляющие чувства
1 Единство (общность) с человеком (людьми)
Одиночество
2 Дружелюбие
Отвращение (или неприязнь)
3 Добросердечие
Злоба, злость
4 Уверенность в собственной правоте
Вина (или раскаяние)
5 Собственная достаточная значимость
Зависть
6 Гордость (за себя)
Стыд (или смущение)
7 Признательность (какому-либо человеку или людям) Обида
8 Уважение (по отношению какому-либо человеку или людям)
Презрение (по отношению к какому-либо человеку или людям)
9 Любовь
Ненависть (ио отношению к этому человеку)
Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.
Сила сближающих чувств должна быть соразмерной, а не чрезмерной. Безмерное заострение отдельных сближающих чувств может нарушать гармонию. Единство приводит к потере собственной индивидуальности, дружелюбие – к неразборчивости в межличностных отношениях и в оценках людей, добросердечие – ко всепрощенчеству
(беспринципности), уверенность – к неадекватной самоуверенности или уверенности в собственной непогрешимости , собственная значимость – к собственной сверхценности; гордость переходит в гордыню, признательность – в утрированную благодарность и неадекватное восхваление, уважение – в культовое преклонение и идолопоклонство, любовь – в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное, кроме объекта любви, фикси-рованность с обеднением всей гаммы чувств).
Уважение, перешедшее в культовое преклонение, порождает сильные удаляющие

чувства по отношению ко многим окружающим, инициирует ряд удаляющих чувств: презрение, отвращение, ненависть. Преклонение при фиксированности на одном объекте может перейти в фанатизм. Он особенно опасен, поскольку лишает личность способности к эмпатии, сопереживанию из-за предельной центрированности на чем-то, из-за иррационального принятия кого-либо, преданности чему-то (делу, идее). В последнем случае он позволяет обрести в кругу подобных чувство принадлежности. Если снизить значимость остальной части социума (родителей, учителей, правительства), то для полного принятия себя и самоуважения может хватить включенности в группу фанов того или иного эстрадного певца, футбольной команды, толкиенистов и т. д. Остальные, не входящие в круг своих, при этом начинают восприниматься и оцениваться как недалекие
(ограниченные, неспособные проникнуться...)
В любой страсти есть свое очарование , притягивающие людей. Истовость, ревностность, рьяность имеет красоту силы. Это то природное явление, на которое в человеке отзываются глубинные струны. Вероятно, немалая часть этого объясняется достаточно просто – феноменом индукции (психической заразительности), идущей от человека с повышенной силой внушения. У истероидной личности энергия появляется благодаря обратным токам, идущим от окружающих. Этой энергией лидер с горящими глазами и подпитывается.

Гармония развития личности
Еще один аспект гармонии личности – согласованность развития и функционирования основных сфер личности. Начиная со средних веков в западной цивилизации (к которой в большей степени принадлежит Россия) доминируют ценности развития когнитивной сферы личности. Однако обилие знаний автоматически не делает человека ни более гармоничным, ни более благополучным, ни более счастливым. Такое одностороннее развитие привело в XX в. к научно-технической революции без адекватных, соразмерных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом кроется причина разрушения экологии планеты и «топтания» в духовной сфере. Во многих обществах и у большинства индивидов усилилась тенденция не тратить время на чувства, эмоции, должное внимание к витальным потребностям. Это не способствует духовному и физическому здоровью человека: накопившиеся чувства и желания, вырываясь на волю, вносят разрушительный элемент в устоявшуюся жизнь, приводят к дефицитарному развитию эмоционально-чувственной сферы, к невротизации общества и снижению жизненного тонуса людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически), странах. На контроль и сдерживание эмоций тратится много энергии.
Будучи живым существом, человек теряет в себе живое. О какой гармонии отношений может идти речь, если ценности конкуренции доминируют и во многих обществах, и в человеческом сообществе в целом? Открытость миру, сближающие чувства прорываются часто лишь в моменты трагедий.
Сейчас нередко обсуждается доминирование в российских этносах ценностей индивидуализма – коллективизма, рассматриваемых в качестве полюсов одной шкалы.
Две эти ценности, скорее всего, можно рассматривать как противоположные. В российских этносах заметно определенное продвижение в сторону индивидуалистичности. Учитывая опасность и повышенную неустойчивость крайностей, можно относиться к перемещению от полюса коллективизма как к положительному явлению. Однако здесь надо выделить два существенных момента. Во-первых, нежелательна другая крайность. Во-вторых, более конструктивным и в личностном и в социальном масштабе было бы продвижение не к индивидуалистичности, а к полноценной индивидуальности каждого члена социума. К этому может вести прежде всего ориентация на ценности самопринятия, более полного принятия своей индивидуальности и принятие индивидуальности других. В личностном плане это связано с усилением ощущения самодостаточности, а в социальном – продолжении личностного – это проявится в таких остро необходимых аспектах отношения к другому человеку, другому этносу, другому обществу, другой религии, как терпимость, толерантность. Индивидуализм без индивидуальности – вариант дисгармонии и на уровне

личности, и на уровне межличностных отношений. Можно полагать, что отход от коллективистских ценностей способствовал бы сокращению «базы» для возникновения чувства ненависти между отдельными социальными группами, в частности привел бы к уменьшению числа сектантских общин.
К сожалению, действительность не вселяет пока большого оптимизма относительно продвижения человечества по этому пути. Вместо продвижения к индивидуальности, не отрицающей многие ценности коллективизма (участие в жизни других, готовность прийти на помощь и надежда на помощь, ощущение общей судьбы, чувство общности в адлеровском смысле), мы наблюдаем скорее обратное – стандартизацию. Возьмем, к примеру, пандемию похудания, поразившую огромное количество девушек и молодых женщин от
13 до 30 лет на Западе (заметим, что она обошла стороной женскую часть государств третьего мира). Эта навязчивая идея все чаще принимает форму психического расстройства
(искажение образа собственного тела, страх перед лишними килограммами), приводящего к отказу от еды и серьезной – иногда необратимой – потере веса. Среди причин этого недуга называют погоню за идеалом (стандартным), которым в современной западной культуре является стройная и даже худая фотомодель, а также моду на «мальчиковую» одежду, обувь и оформление внешности. Того же плана и новые веяния у представительниц юго- восточных этносов, например, японок: менять посредством косметических операций разрез глаз с восточного на европейский.

Духовное бытие,и смысл жизни личности
Выше мы уже говорили, что бытие личности многопланово, три его стороны выделяют как основные: физическое (телесное), психическое (душевное) и духовное бытие. Потребность находить, понимать или переживать смысл своего бытия занимает, возможно, центральное место в духовном пространстве личности.
Отечественный психолог и философ С. Л. Франк утверждал, что вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека:
Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве , довольстве и земных успехах или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» – в политику, борьбу партий и т. п., – но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников – старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей пашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов – этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни (Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6).
Вопросы духовности длительные годы не считались проблемами научной психологии. Основная причина этого заключается в том идеологическом контроле, которому была подчинена отечественная психологическая наука в советское время. Для официальной пропаганды смысл жизни для всех граждан страны был определен в
«Моральном кодексе строителя коммунизма». Все другие толкования данной темы
«любителей пофилософствовать», «гурманов гуманитарной мысли» вытеснялись из общественного сознания. Слабая разработанность этих вопросов в гуманитарных науках имеет свои негативные последствия до сих пор.
В настоящее время в понятии духовности не усматривают какого-либо мистического контекста, оно не воспринимается как образное выражение. К нему относят освоенные личностью богатства духовной культуры человечества, основные ценности общества, нравственные принципы и правила, понимание и переживание смысла жизни.
Смысл жизни и духовность личности многие века были предметом размышлений отечественных ученых, писателей, религиозных деятелей. Ученые прошлого и современности находили и находят решение узловых проблем духовности в христианском учении . Многие века нравственные принципы людей самых разных слоев населения опирались именно на религиозные

нормы. Лучшие умы России принимали это не только умом, но и сердцем. Вспомним Ф. Тютчева:
Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет, – Кто их излечит, кто прикроет? Ты, риза чистая Христа...
Духовное бытие можно рассматривать не только как одну из сторон бытия, но и как высшую форму личного существования, характеризующуюся освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений и пристрастий собственной самости, а также признанием приоритета духовных ценностей над остальными.
Духовное бытие – это процесс постоянного духовного развития, процесс формирования духовных потребностей и процесс их удовлетворения, ненасыщаемо-го удовлетворения. В ходе этого развития человек обнаруживает наиболее близкие ему ценности общества (добро, красота, истина) и приобретает представления о нравственных принципах и правилах. Духовные потребности присущи каждому человеку – не только тому, кого принято называть духовной личностью. Любой человек имеет собственные представления о добре и зле, нравственном и безнравственном, красоте и уродстве, истине и заблуждении, любви и ненависти, о главных ценностях со-бытия – совместного бытия в обществе. Разумеется, острота этих потребностей весьма различна, человеческая индивидуальность проявляется и в этой сфере.
У большинства людей сильна потребность в самореализации (самоактуализации, самоутверждении) – освоении социального пространства. В этом освоении человек непременно опирается на те или иные духовные ценности, учитывает эту важную сторону общественной жизни.
И духовное развитие, и личностное развитие в целом, и формирование индивидуальности возможны в спонтанном , свободном поведении, в деятельности, позволяющей проявлять творческие наклонности. Свобода без ответственности за себя, за свои решения и поступки превращается в иллюзию свободы. Ответственность без свободы выбора превращается в рабство. Положение раба исключает возможность самореализации личности, саморазвития, духовного и социального роста.
Людей, имеющих «скромные» духовные потребности, – меньшинство. Большинство же ощущает их достаточно сильно и ищет способы их удовлетворения. Человеческая индивидуальность в этом аспекте проявляется в том, что далеко не все ищущие имеют достаточный ресурс терпения и выносливости на этом нелегком пути. Не все ищущие понимают, что вопрос о смысле жизни не имеет простых, общих или универсальных решений. Смысл жизни, конечно, в той или иной мере может быть сходным у разных людей. Но в любом случае путь обретения смысла человек должен пройти самостоятельно. Возвращаясь к значению индивидуальности, необходимо подчеркнуть, что и по этой характеристике – ощущению духовного голода – люди весьма различаются.
Одни понимают или, точнее, чувствуют, что некоторая неудовлетворенность решением будет сопровождать всю жизнь, что известная неопределенность нормальна и неизбежна. Ведь иначе трудно представить себе источник энергии для саморазвития.
Другие же ждут простых, однозначных, быстрых решений. И находятся люди, предлагающие эти быстрые решения, которые нередко преподносят деструктивные культы. Последние наносят огромный вред духовному и душевному здоровью. В культовых сетях часто оказываются молодые люди.
Для молодых людей с обостренной потребностью в самореализации деструктивные культы имеют дополнительные привлекательные стороны, поскольку в них взращивается идея избранности, высокого предназначения каждого последователя, что дает возможность ощутить свой резко возросший статус. Привлекательность этого столь высока, что мешает рассмотреть обман. Предназначение «спасти человечество» в деструктивных культах часто странным образом уживается с нетерпимостью и агрессивностью в отношении к непосвященным: «Кто не с нами, тот против нас». Если бы деструктивные культы действительно способствовали развитию личности и духовному совершенству, то у адептов рядом с верой в то, что они могут служить образцом для подражания, жила бы терпимость, доброе отношение «к младшим братьям» – отстающим в своем духовном росте. Верный признак духовного совершенства – терпимость. Но ее-то и нет в

деструктивных культах.
Добавим аргумент, подтверждающий иллюзорное удовлетворение духовных потребностей в деструктивных культах. Разуверившиеся в православии или католицизме, конфуцианстве или буддизме молчаливо оставляют церковь, отходят от одной веры и начинают искать другую. Кто-то ищет новую религиозную веру, кто-то нечто иное, вселяющее надежду и укрепляющее душевные силы. Однако многие покинувшие секты становятся активными разоблачителями их деятельности. Почему это так? Потому что им становится ясно, что они были обмануты, они хотят уберечь от обмана других людей.
К распространению деструктивных культов в значительной мере привело разрушение общинного образа жизни в России и других странах (по ряду причин неизбежное), ограничение возможности полноценно переживать чувство социальной принадлежности. Эти культы производят разрушающее воздействие на личность, семью и общество. В деструктивных культах отсутствует свобода личности. В них намеренно и направленно принижают значение интеллекта, препятствуют попыткам адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. Любому существу для роста необходимо жизненное пространство, свобода, причем свобода в разных смыслах и аспектах: свобода выбора образа жизни и рода занятий, свобода в мыслях и в общении...
Свобода личности и действительное удовлетворение духовных потребностей возможны, если человек ответствен за свои действия и поступки, решения, если он сохраняет критичность мышления и осуществляет все личностно значимые выборы самостоятельно, если у него сохраняется ясность сознания.
В традиционных религиях человека нацеливают на постоянную внутреннюю работу и духовное развитие. Этого нельзя сказать о деструктивных культах . Они весьма разнообразны и по идейной, мировоззренческой направленности, и по форме. Объединяет их то, что все они обращаются к духовным потребностям человека – потребностям ощущать смысл жизни, понимать свое место в обществе, стремиться к совершенству, надеяться на бессмертие души. К сожалению, для современной России характерен идейный вакуум, отсутствие ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров.
Эти составляющие общественного сознания вызревают вместе с формированием гражданского общества благодаря активно функционирующим общественным институтам, профиль которых позволяет включаться в поиск таких ориентиров.

Контрольные вопросы
1. Назовите подходы к трактовке понятия гармония в истории гуманитарной мысли.
2. Перечислите и охарактеризуйте различные аспекты гармонии личности.
3. Перечислите сближающие и удаляющие чувства.
4. Охарактеризуйте значение духовного бытия для личности.

Литература
1. Васильева О. С, Филатов Ф.Р, Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001.
2. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
3. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность и т. д.), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие и т. д.). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. “Согласованный” означает достигший единства, “стройный” означает имеющий правильное соотношение между своими частями. Напомним еще раз, что с античных временгармонию связывают с равновесием противоположно направленных сил. Все эти три понятия, помогающие уточнить содержание гармонии, необходимы и для уточнения характеристик личностной гармонии.

Гармония - более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость - более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с адаптированностью. Интегрированность личности - это ее целостность (в соответствии с этимологией термина “интеграция”). Понятия гармонии и интегрированности довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной. Но - не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Единство, цельность или целостность, согласованность - очень близкие понятия. Но о какой именно согласованности идет речь применительно к личности? И какая несогласованность - чего с чем, приводит к нарушению гармонии? С нашей точки зрения, в ответах на эти вопросы на передний план выступает согласованность разных планов бытия человека. Гармония личности - это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония - это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности - например, в адлеровском смысле).

В изучении личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии - согласованность всех планов ее бытия.


Физическое бытие (существование в физическом пространстве) - это существование в мире тел и предметов, включенность в мир неживой природы (включенность индивида как тела). Никакое функционирование человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне мира предметов и вещей, без адекватного отражения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне определенные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Витальное бытие (существование в витальном пространстве) – это жизнедеятельность, включенность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне мира живой природы.

Социальное бытие (существование в социальном пространстве) – это социальная жизнь, включенность в мир людей как личности, как члена макро- и микросоциума. Социальное бытие – это погруженность в межличностные отношения, реализация стремления сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.п. Вне социального пространства человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В социальном пространстве представлены прошлые поколения данного социума и его история. Оно сохраняет их в виде традиций, устоявшихся социальных норм, правил и т.д. Но социальное пространство является, в первую очередь, пространством современников, пространством ныне живущих, сообществом людей, проявляющих активность, непосредственно общающихся друг с другом и влияющих друг на друга.

Духовное бытие – это духовная жизнь, включенность в мир духовного как субъекта, имеющего духовные потребности, это приобщение к высшим ценностям человеческого бытия (идеалам нравственности…). Духовная жизнь – это и реализация стремления сделать свой вклад в сохранение высших ценностей. Это также деятельность, направленная на то, чтобы расширялся круг людей принимающих те ценности, которые обоснованы субъектом или ценности, к которым он присоединился как последователь.

В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Это пространство существует не только в настоящем времени, а в более широком масштабе: прошлом, настоящем и будущем. Духовное пространство шире пространства социума или этноса. Духовный мир аккумулирует опыт предыдущих поколений, сохраняет то, что прошло проверку временем, что приобрело статус вневременных ценностей.

Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали выступают предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека, духовный мир личности - предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством - все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.

Пространство духовного бытия - особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых…), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могло бы существовать, если бы у отдельной личности не было бы ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.

Духовный мир относительно независим от остальных пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку влияние природных, экономических и других изменений жизни на него опосредованное.

Эти пространства для человека внешние. Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние пространства представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении, так или иначе, отражается внутренняя жизнь личности.

Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство не разделены, эти пространства пересекающиеся. По этой причине, точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Для гармонии личности важно равновесие событийной наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока - экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события на таком пути развития приобретают все большее значение. В этой сфере личность до определенной степени автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

В субъективном аспекте, гармония - это переживание благополучия в разных его аспектах. Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении.Витальное (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!