Где город гянджа. Кировабад (Азербайджан): история основания, достопримечательности, фото

Гянджа от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Гяндже.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Гянджа, как сказочно красивый город, не мог появиться просто так. Согласно легенде, он был основан на том месте, где путник Мазьяд нашел огромный клад - это были котлы, наполненные драгоценными камнями и золотом. Город был назван в честь этой невероятной находки, а через несколько веков стал вторым по значимости в Азербайджане.

Кстати, знаменитый Великий Шелковый Путь проходил именно через Гянджу. Сегодня город участвует в проекте по восстановлению этого древнего торгового маршрута.

На осмотр старого города Гянджи достаточно 1 дня, пешком его можно пройти за пару часов, но если не спешить и по-восточному наслаждаться жизнью, ароматным кофе и достопримечательностями, то и двух дней покажется мало.

Как добраться

До Гянджи можно добраться на самолете, поезде, автобусе или своим транспортом. Рейс из Москвы лайнер преодолеет за 2,5 часа. Из Баку , столицы Азербайджана, до Гянджи - 370 км. На автобусе путь займет порядка 4 часов. Стоимость билета - 6-8 AZN. Водители обычно делают получасовую остановку возле придорожного кафе, чтобы пассажиры могли отдохнуть и пообедать.

Между городами Гянджа и Баку также курсирует ночной поезд, стоимость проезда которого 11-34 AZN, отправляется около 23:00 и прибывает 7:00 утра. Купить жд билеты можно онлайн на сайте (есть русскоязычная версия).

Аэропорт Гянджи

Несколько лет назад аэропорт Гянджи получил статус международного. Он находится ориентировочно в 10 километрах от города. Добраться до аэропорта можно на такси. Средняя стоимость поездки - 5-10 AZN. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Аэропорт принимает рейсы нескольких перевозчиков, среди которых «ВИМ Авиа», «Россия», «Ют Эйр», «Уральские авиалинии» и другие. Из России больше всего рейсов в Гянджу прилетает из Москвы и Санкт-Петербурга. С лета 2017 стал летать лоукостер Buta AZAL.

Поиск авиабилетов в Гянджу

Транспорт

Наиболее развитый вид общественного транспорта в Гяндже - это автобус. Маршруты пронизывают город. Стоимость проезда небольшая - 0,30 AZN. Также в городе работают маршрутки, а пару лет назад в Гянджу поставили несколько электромобилей для поездок по городу. Правда, это не массовый вид транспорта, скорее, как пример заботы об экологии.

С таксистами Гянджи о стоимости проезда нужно договариваться заранее. В среднем поездка по городу обойдется в 2-3 AZN.

Погода в Гяндже

Кухня и рестораны

В Гяндже есть немало мест, где можно вкусно провести время, посидеть компанией, отведать блюда национальной кухни. В основном, это небольшие тихие кафе, в которых местные жители могут собираться после работы.

Естественно, здесь просто необходимо попробовать блюда азербайджанской кухни, иначе поездка в этот город будет пропащей. Местные гурманы считают, что в Гяндже готовят намного лучше, чем в Баку. Опросов мнений и официальных соревнований в этой области никто не проводил, но повара Гянджи считаются одними из лучших в Азербайджане. Проверить это утверждение можно только одним способом: попробовать множество блюд.

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана, главным историческим памятником которого является ансамбль Шейха Бахауддина.

Магазины

Для туристов, в первую очередь, будут интересны сувенирные лавки Гянджи. Магазинчики предлагают сервизы, подносы, вазы. В 70-х годах прошлого века в городе открылся фарфоровый завод. Вот его продукция активно и продвигается среди приезжих.

Фарфора в Гяндже - полным-полно. Изделия расписаны в азербайджанском стиле, изысканные картины рассказывают об истории республики и национальных героях.

Также в городе можно приобрести отличные ковры и шелковые платки, гравированную посуду, ювелирные изделия и, конечно же, вино. Азербайджанское вино, которое по своему вкусу не уступает знаменитому грузинскому.

Гостиницы

Нельзя сказать, что гостиничный бизнес отлично развит в Гяндже. Как и в любом городе, здесь можно снять номер в неплохом отеле или арендовать квартиру на сутки или несколько часов.

Самыми известными гостиницами города являются «Гянджа» и пятизвездочный Ramada Plaza. Первый отель расположен в центральной части, в номерах - душ, кондиционер, телевизор. Также можно арендовать конференц-зал и бизнес-центр.

Отдых в Ramada Plaza обойдется от 126 до 1500 AZN за ночь. За эту сумму можно получить отличный двухместный номер, а также возможность посетить сауну, фитнес-центр, поплавать в отрытом бассейне и поиграть в теннис.

Экскурсии, развлечения и достопримечательности Гянджи

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана. Здесь есть как древние достопримечательности, так и сравнительно молодые, которые отражают недавнюю историю страны.

Главным историческим ансамблем Гянджи является ансамбль Шейха Бахауддина, куда входят Джума-мечеть, караван-сарай и Чёкяк-хамам. Первой в этой троице появилась мечеть (1606 г.), за ней баня с двумя сообщающимися залами, а после караван-сарай, где расположен музей поэтессы Месхети Гянджеви.

2 вещи, которые надо сделать в Гяндже

  1. Оставить свой след на одной из мощеных булыгой улиц Гянджи, по которым ходили Катран Тебризи, Абул-Ула, Фелеки, Хагани, Мехсети и другие «звезды» азербайджанского ренессанса.
  2. Откусить кусочек от многотонного торта, приготовленного в честь дня рождения президента Азербайджана Ильхама Алиева (24 декабря). Заметим, что с каждым годом длина торта увеличивается на 1 метр и равняется возрасту президента. Такими темпами, к 2021 году размер его составит 60 метров!

Джума-мечеть

Архитектор Джума-мечети Шейх Бахауддин был по призванию астрономом. Во время возведения этого уникального здания из красного кирпича он придумал хитрость: построил ее так, что по ней можно сверять часы. Дело в том, что ровно в полдень с западной стороны на белый кирпич падает солнечный луч, по которому можно настраивать свои тикающие механизмы.

Усыпальница Джавад-хана

Усыпальница Джавад-хана была открыта как памятник в 2005 году в честь бесстрашного воина, погибшего при взятии Гянджи русскими войсками в начале 19 века. Эта усыпальница установлена на месте могилы Джавад-хана и выполнена в стиле средневековой архитектурной школы.

Русская церковь

Ближе к концу 19 века в Гяндже открылась русская церковь. Храм появился на месте кладбища, а на его строительство сбросились как православные, так и мусульмане. В интерьере церкви сохранились икона Александра Невского и икона Святой Марии Магдалины. Службы здесь проходят по выходным и по православным праздникам.

Бутылочный дом

А вот бутылочный дом сравнительно молодая достопримечательность Гянджи. Его придумал архитектор Ибрагим Джафаров, который таким образом хотел увековечить память погибших в Великой Отечественной войне. Дом сделан из зеленых бутылок, скрепленных специальным раствором. Из донышек на фасаде здания выложено слово «Гянджа».

На возведение дома ушло порядка 50 тысяч бутылок. Сегодня в этом необычном здании живут дети и внуки Джафарова, которые мечтают обновить дом в память о своем деде.

Гянджа – второй по величине город Азербайджана, центр исторической области Арран и древняя столица Гянджинского ханства, через которую следовали караваны Великого шелкового пути. Исторические памятники Гянджи – мавзолеи и мечети хранят память о персидском господстве, в то время как новые этапы в жизни города отражены в изящных скульптурах и музейных коллекциях. От других городов страны Гянджу выгодно отличает природа. Горизонт затмевают хребты Малого Кавказа, по склонам которых простерлись дубовые и буковые леса, через город торопливо бежит горная река, а улицы укрыты в тени многовековых деревьев-чинаров.

В наши Гянджа переживает второе рождение. Город облагораживают, восстанавливают парки и скульптуры, площади с фонтанами, возводят современные торгово-развлекательные комплексы и уютные рестораны, без которых город так и оставался бы музеем под открытым небом, а никак не местом для полноценного отдыха и знакомства скультурой Азербайджана.

Географическое положение

Гянджа – город в северо-западной части Азербайджана, являющийся центром историко-географической области Арран. Город располагается в 360 км к западу от Баку.

Гянджа лежит на Гянджинско-Казахской низменности, подле северо-восточных склонов Малого Кавказа. Из любой точки города видна гряда Муровдага с вершиной Гямыш. Гянджу делит на две части каменистое русло реки Гянджачай, принадлежащей бассейну Куры. К югу от города простерся Гейгельский заповедник с каменной стеной горы Кяпаз, озером Гейгель, воды которого имеют красивый сапфировый цвет.

Ландшафты в окрестностях города – холмистое предгорье, укрытые пологом трав. По склонам Малого Кавказа зеленой волной спускаются хвойные и широколиственные леса. Растительный мир в черте города – это субтропическая флора парков и скверов, фруктовые сады. Одним из символов Гянджи считаются чинары – деревья семейства платановых, более двух сотен лет украшающие улицы и бульвары города.

Климат

Климат Гянджи континентальный зоны полупустынь, характеризующийся высокими температурами и низкой влажностью.

Зима теплая и короткая. Средняя температура самого холодного месяца, января составляет 3,2 °С. Снежный покров не образуется, однако бывают осадки в виде снега.

Лето жаркое, солнечное и продолжительное. Средняя температура самого теплого месяца, июля, составляет 26,2 °С. При этом днем столбик термометра поднимается до значений в 30 °С и выше.

Среднегодовое количество осадков в Гяндже – 240 мм. Наибольшее их количество приходится на период с апреля по июнь.

Число часов солнечного сияния – порядка 2100-2200 в год.

Наиболее благоприятными периодами для отдыха в Гяндже считаются май-июнь и сентябрь-октябрь. В это время дневные температуры комфортные, на уровне 20-26 °С, а погода стоит ясная и солнечная.

Связь

Услуги сотовой связи и мобильного интернета в Гяндже предоставляют мобильные операторы «Bakcell», «Azercell» и «Azerfon». Сим-карты местных операторов можно приобрести в аэропорту или на железнодорожном вокзале, а также в салонах связи. В режиме международного роуминга действуют сим-карты российских операторов.

В некоторых кафе и ресторанах Гянджи, а также в большинстве курортных отелей предоставляют услугу бесплатного Wi-Fi доступа в интернет.

Телефонный код Гянджи – 22.
Для звонка из России следует набирать 8-994-22-номер абонента.

Население

По оценке 201 года в Гяндже проживает 322900 человек. Подавляющее большинство населения – азербайджанцы, также в городе проживают цахуры, лезгины, русские, курды, удины и татары.

Транспортная составляющая

Авиатранспорт . В Гяндже действует международный аэропорт, связанный прямыми авиарейсами с Москвой, Стамбулом и Баку. Аэропорт расположен всего в 7 км от центра города. Преодолеть это расстояние без труда можно на рейсовом автобусе, маршрутке или такси.

Порядка 350 км отделяет Гянджу от международного аэропорт Баку, который принимает воздушные суда из Москвы, Санкт-Петербург, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов России, а также Минска, Тбилиси, Праги, Вены, Лондона, Милана и других европейских столиц. Чтобы добраться от аэропорта до Гянджи нужно сначала на рейсовом автобусе №116 или такси доехать до Баку, а оттуда на электропоезде или на междугороднем автобусе до Гянджи.

Железнодорожный транспорт . Непосредственно в черте города находится железнодорожный вокзал, однако на платформе делают остановку в основном пригородные поезда из Баку и поезда дальнего следования по маршруту Баку-Тбилиси.

Поезда из Москвы, Оренбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону приходят на железнодорожный вокзал Баку. Из столицы в Гянджу курсируют междугородние автобусы и электрички.

Автотранспорт . В центральной части города располагается автовокзал, на который пребывают междугородние автобусы из Баку, а также пригородные автобусы, следующие из ближайших населенных пунктов.

Общественный транспорт Гянджи – автобусы и маршрутные такси, охватывающие все городские районы. Кроме того, по улицам города курсирует несколько пассажирских электромобилей. В Гяндже работают официальные и неофициальные таксисты, в среднем, поездка по городу стоит в пределах 2-3 манат.

Туризм

В Гяндже наибольшее развитие имеют такие сферы туризма как экскурсионный туризм и активный отдых.

Экскурсионный туризм . Именно древняя история города, средневековый комплекс Шейха Бахауддина, богатая коллекция Историко-краеведческого музея обусловили туристическую привлекательность Гянджи. В город приезжают туристы из Баку и других курортов Азербайджана, чтобы увидеть старинные мечети, мавзолеи и караван-сараи. Гянджа известен и как город, лежащий на Великом шелковом пути – средневековом торговом тракте, соединяющим Среднюю Азию и Средиземноморье. В наши дни ведется проект по возрождению Великого шелкового пути, в котором наряду с городами Китая, Средней Азии и Ирана принимает участие и Гянджа.

Город оплетают маршруты тематических экскурсий, а за его пределами пролегают экскурсии в Гейгельский заповедник и на курорт Нафталан. Кроме того, Гянджа – родина великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви, с именем которого связано множество проводимых в городе культурных мероприятий.

Активный отдых и эко-туризм в Гяндже взаимосвязаны. К югу от города лежит Гейгельский заповедник, главным украшением которого является озеро Гейгель. Воды высокогорного озера даже летом едва прогреваются до 17 °С, поэтому искупаться в них решится не каждый, зато туристам предлагают лодочные прогулки и прогулки верхом по туристическим тропам природного парка.

Оздоровительный отдых в Гяндже не самое приоритетное направление, так как всего в 50 км располагается знаменитый курорт Нафталан. Однако в городе действует санаторий, в котором реализованы лечебные программы с применением «лечебной нефти» – нафлатана, аппаратной физиотерапии и других методик курортной медицины. Кроме того, многие отели и гостиницы Гянджи рады предложить своим гостям такие оздоровительные процедуры как посещение хаммама или сауны, массаж, косметологические услуги.

Важные телефоны

Телефоны экстренных служб в Нафталане:

  • Пожарные – 101
  • Полиция – 102
  • Скорая медицинская помощь – 103
  • Служба точного времени – 106
  • Городская справочная служба – 109
  • Справочная автовокзала - (+994 22) 57 67 17;(+994 22) 57 76 05
  • Железнодорожный вокзал –(+ 994 22) 56-90-43, (+99422) 56-13-09

Достопримечательности

Гянджа – город многовековой историей, которому есть что показать даже искушенным путешественникам. При въезде в город туристов встречает мавзолей поэта Низами Гянджеви – высокое цилиндрическое здание из красного гранита. Над небольшим по сравнению с размерами мавзолея входом золотом высечено имя Низами. Под самым сводом здания находятся окна с пестрой мозаикой витражей. Строение окружают целые скульптурные композиции, иллюстрирующие сцены из произведений поэта. При мавзолее действует Театр поэзии.

В самом центре Гянджи находится ансамбль Шейха Бахауддина. В центре комплекса находится мечеть шаха Аббаса – приземистое здание из красного кирпича с массивными воротами и двумя высокими башнями минаретами. Окна мечети украшены узорными решетками-шебеке. На площади перед мечетью установлен фонтан и усыпальница защитника Гянджи – Джаватхана.

Рядом с мечетью расположена баня Чекяк-Хамам. Кирпичное здание представляет собой два соединяющихся зала с купольными крышами. Один предназначался для отдыха – в нем был фонтан и бассейн, другой – для купания. Уникальна система отопления бани – из паровых котлов по керамическим трубам тепло поступало во все помещения Чекяк-Хамам. Данная система исправно работала более четырех столетий вплоть до 1963 года. В наши дни баня является памятником истории всемирного значения и взята под охрану ЮНЕСКО.

Третье здание ансамбля Шейха Бахауддина – караван-сарай. Приземистое здание, также возведенное из красного кирпича с традиционными для восточной архитектуры сводчатыми окнами и открытым двором. Ныне караван-сарай занимает Храм знаний.

Немалый интерес представляют для гостей Гянджи и другие ее достопримечательности – единственный в городе православный храм, Александро-Невская церковь, возведенная в 1887 году в византийском стиле, немецкая кирха и армянская церковь Святого Ованеса, которая в наши дни выступает в качестве концертного зала.

За пределами Гянджи туристы могут посетить Гейгельский заповедник, известный как один из самых живописных природных уголков Азербайджана. Район горы Кяпаз нередко называют Семиозерьем – в результате разрушительного землетрясения, обломки горы образовали высокогорные озера Гейгель, Залигель, Аггель, Шамлыггель, Джейрангель, Ордакгель и Каратель. Над водоемами высятся горные хребты, поросшие густыми буковыми лесами, сменяемыми зарослями можжевельника и жимолости. По берегам озер бродят олень, рысь и косуля.

Досуг на курорте

Рестораны. В Гяндже действуют рестораны, кафе, кофейни и небольшие пекарни, предлагающие выпечку на вынос. В большинстве заведений подают блюда национальной кухни. Считается, что в Гяндже работают лучшие повара и именно здесь можно проникнуться кулинарными традициями Азербайджана.

Одно из самых популярных заведений города – ресторан «SahSarayi», стоящий на берегу реки. Заведение объединяет барную зону, несколько залов, каждый из которых выполнен в собственном стиле – в одних мягкий рассеянный свет и классические столики, в других – восточные диваны завешанные палантинами. К набережной ресторан выходит небольшим закрытым двориком с деревянными беседками и столиками. Всюду в виде украшений национальные музыкальные инструменты и предметы быта. В меню «Sah Sarayi» кебабы, бастурма, испеченные в тандыре лепешки, мясные бульоны, а также блюда международной кухни.

Наряду с азербайджанской кухней популярностью в Гянджи пользуются турецкие гастрономические традиции. Отведать суп из йогурта, пастуший салат, пилав и пахлаву можно в ресторане «Elegance».

Парки. Гянджа – зеленый город, здесь много парков, небольших скверов, прогулочных аллей и бульваров, укромных садов. Совсем недавно инфраструктуру города пополнил парк имени Гейдара Алиева, расположенный на западной окраине города. При входе в парк гостей встречает триумфальная арка, за которой тянется широкая аллея с зеленым ковром лужаек и стройными рядами уличных фонарей по бокам. По парку проложены велосипедные дорожки, работает пункт проката велосипедов, несколько детских каруселей.

Главный украшением Гянджи является Ханский сад или Хан Багы, являющийся одним из старейших в Азербайджане – парк был заложен еще в XVII веке. Ханский сад – очень красивое место. Аллеи парка обрамляют многовековые чинары, хранящие воспоминания о персидском владычестве, пальмы, ели. В ханском саду создана система каналов, по водам которых скользят изящные лебеди. Через небольшие родники дугой перекинуты мостики, повсюду установлены скульптуры – фигура девочки, кормящей лебедя, овитая плющом скульптура играющего на рояле музыканта. Есть в саду и площадка с колоннадой, летний театр и причудливой формы фонтаны.

Театры и кинотеатры. В Гяндже действует Государственный драматический театр и Театр кукол, расположенный в здании немецкой церкви позапрошлого века, а также Театр поэзии имени Низами, на сцене которого проходят спектакли по произведениям великого поэта и философа.

Согласно проекту развития города планируется строительство Гянджинской Государственной Филармонии.

Музеи. В центральной части города, в двухэтажном историческом особняке располагается Исторический музей Гянджи. Коллекция музея насчитывает свыше 30000 экспонатов, среди которых археологические находки, датируемые бронзовым веком, искусные изделия местных мастеров – керамическая расписная посуда, ювелирные украшения, миниатюры времен Гянджинского ханства.

Развлекательные и торговые центры. Самым крупным торгово-развлекательным центром в Гяндже является комплекс «Aura Park», объединивший магазины одежды и аксессуаров, ювелирные салоны, парфюмерные магазины, развлекательную зону ля детей с игровыми автоматами и лабиринтом, фуд-корт. Для туристов, несомненно, представляют интерес сувенирные лавки, в которых можно приобрести изделия местного фарфорового завода – сервизы расписанные в национальном стиле, а также шелковые платки и ковры, ювелирные изделия.

В кафе и ресторанах Гянджи по вечерам играет живая музыка, проходят дискотеки, концерты. При крупных городских отелях действуют досуговые центры, как правило, включающие танцзал, бильярдную и боулинг-клуб.

Парки аттракционов. Специализированных парков аттракционов в Гяндже нет. Детские карусели, горки, прокат электромобилей и велосипедов есть в нескольких городских парках.

Афиша

Гянджа, как культурный центр Западного Азербайджана, является местом проведения фестивалей, праздников, масштабных культурных и спортивных мероприятий. Ежегодно в городе проходит Международный фестиваль вина, в котором принимают участие виноделы из Франции, Германии, Италии, России, Молдовы и Грузии. В рамках мероприятия проходят дегустации, ярмарки, концертная программа и театрализованные представления.

Ареной праздничных мероприятий в дни празднования юбилеев Низами Гянджеви становится Театр поэзии при мавзолее азербайджанского поэта и философа. Программа мероприятий включает поэтические чтения, семинары, книжный форум и спектакли по произведениям Низами.

Кроме того, в Гяндже проводятся праздники граната и винограда, литературные форумы, приуроченные к праздничным датам, художественные выставки, фестивали искусств.

Гянджа - это второй по величине город в Азербайджанкой Республике. Расположен он на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Город является центром исторической области Арран. Несколько раз название этого региона Азербайджана менялось. Так, в период с 1804 по 1918 годы он назывался Елизаветполь, с 1918 по 1935 - снова носил название Гянджа, в 1935 был переименован в Кировабад (в честь С. Кирова), а в 1989 ему было вновь возвращено историческое имя. По последним данным, возраст Гянджи насчитывает более 2500 лет.

В городе имеется железнодорожная станция на ветке Баку - Тбилиси, а также аэропорт. По данным на 2007 год численность населения Гянджи составило 350 тысяч человек.

На протяжении многих и многих веков Гянджа играл немаловажную роль в истории и жизни страны. Всегда он был очень развитым городом, здесь жили и работали лучшие мастера- ремесленники, производившие замечательные изделия из глины, керамическую посуду, ковры, ювелирные украшения. В настоящее время все это хранится в государственных музеях Азербайджана. Кроме того, Гянджа является родиной всемирно известного восточного поэта Низами Гянджеви, автора поэмы «Семь красавиц», человека ставшего частью национального наследия Азербайджан. В городе имеется немало памятников Низами, также стоит мавзолей, где он похоронен.

Не раз город являлся столицей различных ханств и княжеств, в составе которых оказывался. Немало испытаний пришлось пройти городу, прежде чем он дожил до наших дней: много раз он оказывался разрушенным в результате набегов захватчиков, междоусобных войн, сражений. А однажды случилось так, что еще не погубленное людьми погубило сильнейшее землетрясение, разрушившее город до основания. Но не привык город сдаваться. Оставшиеся в живых после губительной катастрофы люди общими усилиями восстановили былую мощь Гянджи, в результате чего он еще потом долгое время оставался весьма значимым торговым центром на караванных дорогах Великого Шелкового пути.

Сегодня древний город Гянджа - весьма привлекательный туристический объект, посмотреть на достопримечательности которого съезжаются путешественники со всего мира. Кроме того, город знаменит еще и тем, что участвует в проекте по восстановлению торгового маршрута Великого Шелкового пути.

Происхождение названия

Этимология слова «Гянджа» еще до конца не изучена, а относительно правильного истолкования этого топонима имеются различные мнения. «Гянджа» (у арабов - «Джанза», а у грузин - «Гяндза») раньше воспринималась как пехлевийское слово, обозначавшее «клад», «сокровище», «место хранения урожая». Однако ни одно из этих толкований не имеет научно обоснованных доказательств. Согласно Реслеру, термин этот имеет азербайджанское происхождение. Но есть и такие исследователи, которые соотносят слово «Гянджа» с названием племени Ганджаков. Кстати, существование данного племени и их обитание на территории современного Азербайджана в науке давно было доказано. Ряд мест как в Азербайджане, так в Средней Азии связан с именем этого племени. Итак, следовательно, последний вариант происхождения термина имеет более достоверную основу.

Легенда о рождении города

Как и у всякого другого древнего загадочного города Востока, у Гянджи есть своя легенда. Она гласит о том, что некогда арабский наместник Мазъяд совершал переход через Арран. И вот, когда наступила ночь, он развернул шатер поблизости от трех холмов. В шатре он, как и полагается после трудного дня путешествия, заснул и увидел весьма интересный сон. Так, ему приснилось, будто он стоит посреди открытой местности и с ним кто-то разговаривает, только был это не человек, а просто голос. Во сне голос рассказал ему тайну, о которой никто прежде не знал. Оказалось, что в одном из трех холмов, рядом с которыми в шатре спал наместник, зарыт клад с сокровищами. Голос приказал арабу: «Оседлай коня и веди его к холмам. У холма, возле которого он остановится и забьет копытом, начни копать, и обнаружишь клад. Заложи на этом месте новый город и назови его Гянджа (то есть «клад»)». С этими словами наместник проснулся. Он сразу же взял коня и повел его к холмам. К великому удивлению Мазъяда конь остановился возле одного из них и стал бить копытом. Мазъяд спешился. Под холмом он действительно обнаружил бесценный клад - огромные котлы, доверху наполненные золотом и драгоценными камнями. Затем наместник исполнил все, что ему повелел голос во сне. Так собственно и появился город Гянджа. Однако все это лишь легенда. А хотя кто знает…

Достопримечательности Гянджи

Старая крепость. Руины некогда величественной крепости можно увидеть на подступах к городу. Сейчас от ее былого величия остались лишь бесформенные каменные глыбы. Крепостная стена тянулась вдоль всего берега реки Гянджачай. Но со временем вода, служившая верным охранником крепости, подобралась ближе и подточила и без того ветхие ее стены.

Когда-то здесь располагались две мощные башни на расстоянии около 600 метров друг от друга. Знаменитые ворота древней Гянджи служили воротами крепости.

Ворота древней Гянджи. Знаменитые врата Гянджи появились на свет благодаря стараниям кузнеца Ибрагима ибн Османа в 1063 году. Изготовил он их по приказанию правителя из династии Шеддадидов. Ворота представляют собой шедевр ремесленного искусства того времени, они были изготовлены из литого железа и с внешней стороны украшены орнаментами и узорами методом чеканки. Среди орнамента на «куфи» были выбиты имя мастера и дата изготовления ворот. В 1139 году с воротами произошло интересное событие. Воспользовавшись недавним землетрясением, практически разрушившим город и уничтожившим его жителей, грузинский царь Деметр I совершил нападение на Гянджу и в качестве трофея захватил городские ворота. А уцелевшие после катастрофы немногочисленные гянджинцы потом на собственных спинах несли ворота весом в несколько тонн. До настоящего момента сохранилась лишь одна створка ворот. Она вмонтирована в стену Келатинского монастыря, расположенного напротив могилы грузинского царя Давида IV.

Древнее городище Гянджа. Городище расположено в 7 - 10 километрах к северо-востоку от современной Гянджи. В общей сложности, с учетом всех предместий, территория городища составляет 810 гектар, в пределах же крепостных стен - около 250 гектар.

Во внутренней части крепости здания были очень плотно пристроены друг к другу и отделены узкими кривыми улочками. С 1930-х годов на территории городища проводились раскопки, благодаря которым было обнаружено сразу несколько культурных слоев и миру были открыты такие сенсационные находки, отражающие быт и хозяйственную жизнь города, как керамический водопровод, монеты 10 - 11 веков, изделия из стекла, фаянса, керамики, меди и железа.

Результаты раскопок позволили даже выдвинуть предположение о том, что возможно город был основан не в 9 веке, а гораздо раньше. В городище были обнаружены остатки целых жилых кварталов с руинами кирпичных домов, глинобитными очагами, тандырами, древними светильниками наподобие керосинок, керамические изделия с изображениями животных и орнаментом из арабских надписей. Кроме того, были найдены глиняные статуи животных, что встречается весьма редко в культуре мусульманских стран.

В настоящее время многие из этих находок хранятся в музеях Азербайджана.

Мавзолей Имам-задэ. Мавзолей шейха Ибрагима, возведенный на месте погребения сына Имама Мухаммеда Багира, скончавшегося в 6 веке, является одной из главных достопримечательностей города. Мавзолей также известен под названиями «Гей-Имам», которое произошло от голубого цвета его купола, и «Имам-задэ», являющееся традиционным названием мавзолеев, где погребены потомки пророка Али (дословно «Имам-задэ» можно перевести как «Сын пророка»).

Мавзолей Имам-задэ является мусульманской святыней, куда ежегодно совершают паломничество сотни верующих. В комплекс мавзолея входят кладбище, маленькие мечети, караван-сарай и другие сооружения. Все они впоследствии были обнесены кирпичной стеной. Старинное кладбище в Гяндже - единственное место в стране, где встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.

Самым красивым во всем ансамбле является купол мавзолея, облицованный ярко-голубыми изразцовыми плитками. На голубой облицовке четко выделяется темно-синий штампованный рисунок. Высота купола - 2,7 метра, диаметр - 4,4 метра. Высота самого мавзолея составляет 12 метров. В 19 веке мавзолей был отреставрирован, но, несмотря на это, вид он имеет весьма ветхий. Мечеть при мавзолее функционирует до сих пор.

Ансамбль Шейха Бахауддина. Историко-архитектурный комплекс 17 века, созданный Шейхом Бахауддином, включает в себя Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

Джума-мечеть была построена во времена правления шаха Аббаса, поэтому иногда именно так ее и называют. Она - несомненная гордость Гянджи. Здание было построено по проекту зодчего, астронома и визиря шаха Аббаса - Шейха Бахауддина, прямого потомка Низами.

Мечеть из красного кирпича, представляет собой приземистое, широкое здание. Оно состоит из молельного зала, разделенного на две половины (для мужчин и женщин) большой ширмой и маленьких смежных комнат. Окна мечети украшают узорные решетки-шебеке. Перед массивными воротами мечети когда-то расстилалась базарная площадь, окруженная лавками и вековыми платанами. Крышей мечети является огромный металлический купол диаметром 17 метров.

При мечети имеются два высоких минарета, увенчанных вышками для осмотра окрестностей. Минареты были отреставрированы и слегка видоизменены в 19 веке.

Во дворе мечети находится медресе, построенное в то же время, которое, к сожалению, было разрушено во время советской власти. Однако в настоящее время оба объекта восстановлены и прекрасно функционируют.

Джума-мечеть имеет одну интересную особенность. Так как Шейх Бахауддин был отличным астрономом, он применил свои знания и в строительстве. Так, ровно в полдень исчезает тень, падающая на западную стену строения. Это указывало правоверным, что пришло время полуденного намаза. По сей день гянджинцы проверяют по исчезающей тени время - точность абсолютная.

Чеяк-Хамам - это баня, состоящая из двух сообщающихся залов. В центре большого зала расположены бассейн и фонтан (он предназначен для отдыха), малый предназначен для купания. Возведенная из красного кирпича, баня имеет два больших и пять малых куполов. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом - прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Пар равномерно циркулировал и отапливал все помещение. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. И все эти столетия баня была очень популярна среди горожан.

С 2002 года Чекяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

Караван-сарай является третьей по времени постройкой в ансамбле Шейха Бахауддина. Сегодня здание средневекового караван-сарая играет роль Храма знаний. В конце 20 века здесь удобно расположился Гянджинский гуманитарный колледж. Караван-сарай представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя 15 залов и 54 комнаты. В здании также размещается музей поэтессы Месхети Гянджеви.

Усыпальница Джавадхана. Не так давно на территории исторического ансамбля, во дворе мечети, на месте могилы бесстрашного правителя Гянджи - Джавадхана, погибшего 3 января 1804 года при защите Гянджи от иноземных захватчиков, была построена гробница. В 1990-е годы прошлого столетия останки Джавадхана были перенесены сюда со старинного городского кладбища. Начавшееся в 2004 году строительство продолжалось несколько месяцев. При его возведении строители придерживались требований средневековой архитектурной школы. Памятник открылся в 2005 году и занял достойное место среди других памятников 17 века.

Мавзолей Низами Гянджеви. Низами Гянджеви, родившийся в 1141 году был одним из образованнейших людей своего времени. Всемирную известность он получил как автор «Хамсе» (Пятерицы), в которой были объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Большая часть лирики Низами посвящена любви. Другие всемирно известные произведения Низами - поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искендер-намэ».

По сей день мавзолей остается местом паломничества и поклонения поэтов. Он расположен при подъезде к городу с юго-западной стороны. Усыпальница представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.

Фотографии:

«Город Гянджа, который еще в 2006 году отметил 2500-летие, занимает видное место в истории Азербайджана. Родина великого поэта Низами Гянджеви и не менее выдающейся поэтессы Мехсети Гянджеви за все время своего существования не раз подвергалась захвату, разрушению и разграблению, а также уничтожению со стороны природных катаклизмов, но каждый раз ей удавалась подняться с руин.»

Современная Гянджа – это своего рода вторая столица Азербайджанской Республики, довольно крупный город с сохранившимися здесь памятниками архитектуры и которая находится на Гянджинско-Газахской низменности у северо-восточного подножия гор Малого Кавказа . Через территорию Гянджи протекает река Гянджачай. Из-за своего удобного расположения на торговых путях, город не раз становился столицей все новых и новых государств. До сих пор идут споры о точной дате образования Гянджи . Одни утверждают, что ее основы заложены еще до нашей эры, а другие считают периодом формирования раннее средневековье. Еще одна группа ученых предполагает, что Гянджа возникла в античную эпоху как небольшое поселение, а в нашу эру превратилась в крупный город. Происхождение самого слова вызывает не меньше вопросов. Топоним «Гянджа», который у арабов звучал как «Джанза », а у грузин как «Гяндза», по мнению некоторых исследователей, имеет древнеиранское происхождение и переводится как «клад», «сокровище». В пользу этой версии имеется миф об арабском наместнике Мазъяде , которому голос во сне велел построить на месте привала город. Позже у одного из холмов им был обнаружен клад с золотом. А затем были заложены основы Гянджи . Однако данная гипотеза, основанная на легенде, не имеет достоверных фактов для подтверждения своей версии. Более близкой к истине считается утверждение о том, что название города, скорее всего, произошло от проживавшего еще в период Кавказкой Албании племени ганджаков . Их существование подтверждено наукой. Ряд местностей в Азербайджане и Средней Азии имеют связь с названием этого племени, часто менявшего ареал своего обитания.

Первоначальные арабские источники сообщают, что основы Гянджи были заложены во второй половине VII века. Из-за своего расположения на караванных путях город долгое время являлся ареной сражений между арабами и персами, а позже в борьбу вмешались и хазары. В историческом труде «Дербенднаме », не имеющего автора, сообщается, что Гянджу построили в 859 году, уже после продолжительных войн между вышеуказанными народами, которые завершились победой Арабского халифата. После ослабления власти Аббасидов во 2 половине IX века, на территории Азербайджана стали возникать мелкие независимые государства. Гянджа стала центром Шеддадидов. В связи с нашествием славян Барда была разграблена и перестала считаться столицей Арранской зоны. Роль Гянджи, как торгового и культурного центра возрастает. Местный шелк и металлические изделия привлекают сюда купцов со всей Европы и Азии. Во 2 половине XI века начинается нашествие сельджуков . В этот же период, в 1063 году Ибрагимом ибн Османом сооружены знаменитые гянджинские ворота. Азербайджан на некоторое время оказался в составе государства Сельджукидов. В 1139 году в Гяндже произошло мощное землетрясение, в результате которого погибло большая часть местного населения. Огромные каменные глыбы горы Кяпаз обрушились на мелкие речки, образовав несколько горных озер. Самым прекрасным и крупнейшим из них является Гёкгёль (в переводе с азербайджанского языка означает «голубое озеро»). Вода в озере необыкновенно чистая. Неподалеку находится одноименный заповедник, являющийся туристической зоной. Грузины во главе с царем Деметре , воспользовавшись беззащитностью города, разграбили Гянджу. Среди захваченных трофеев были и знаменитые гянджинские ворота, которые и сегодня в неполноценном виде являются частью Гелатского монастыря в Грузии. Однако вскоре город был восстановлен Эльденизидами . Правда, новую Гянджу построили чуть южнее развалин старого города. В 1220 году монголы совершили свой первый поход на Кавказ . Некоторые азербайджанские города были разграблены и сожжены. Однако Гянджа сумела отстоять свою свободу. В 1225 году хорезмшах Джамаледдин вторгся на территорию ослабевшего государства Атабеков . Центральные города, в том числе и Гянджа были захвачены. В 1231 году в городе вспыхнуло восстание под руководством Бандара, которое подавили с особой жестокостью. В этом же году монголы совершили свой второй поход. Несмотря на упорное сопротивление местного населения, Гянджа была разграблена, а большинство ее жителей убиты. Лишь через 4 года выжившие жители приступили к восстановлению города. С середины XIII века Азербайджан вошел в состав пятого монгольского улуса – государства Хулагуидов . В 80-е годы XIV века начинается вторжение очередного завоевателя – эмира Тимура. Захватив Гянджу, он использовал город как стратегическую базу для походов в Грузию. Монгольский хан Тохтамыш также стремился к присоединению Азербайджана. Страна на некоторое время вновь превратилась в арену военных сражений между иноземцами. В начале XVI века шах Исмаил I заложил основы Сефевидского государства , в состав которого помимо Азербайджана вошли Иран, часть Ирака и Средней Азии. В результате административной реформы держава Сефевидов была поделена на ряд беклярбекств. Гянджа становится центром одной из областей. С 20-х годов XVII века Азербайджан в очередной раз становится «яблоком раздора». На этот раз в борьбу за передел земель включились Россия и Османская империя. Номинальным правителем ослабевшего Сефевидского государства был Надир хан. После захвата прикаспийских областей русскими, турки решили организовать поход в центральные регионы Азербайджана. Однако османская армия после продолжительной осады так и не смогла завладеть Гянджой.

Константинопольский мир 1724 года все же закрепил за русскими прикаспийские области, а за турками остальную часть Закавказья. Шахское правительство не устраивало такое развитие событий. Надир хан решил отвоевать обратно весь Азербайджан . В 1735 году в Гяндже между персами и русскими подписан договор, по которому прикаспийские территории возвращались Ирану. Оккупированная турками остальная часть также присоединялась к Сефевидам. Формально существовавшему государству был положен конец в 1736 году, когда Надир хан объявил себя шахом, основав собственную династию. Гянджинские беки из рода Зиядоглу воспротивились данному решению. В качестве наказания новоиспеченный шах отобрал у непокорной семьи Борчалы и Шамшадиль и отдал эти земли грузинскому царю. После убийства Надир шаха в 1747 году в истории Азербайджана начинается эпоха раздробленности, когда вся территория была поделена на множество ханств. Первым гянджинским правителем стал Шахверди хан Зиядоглу . Наивысшего могущества ханство достигло при Джавад хане . В начале XIX века Российская империя решила воспользоваться разобщенностью ханств и полностью захватить Южный Кавказ. После присоединения Грузии следующей целью являлась Гянджа. Именно с захватом этого города решалась судьба остальных ханств. В 1803 году русские войска под руководством Цицианова подошли к крепостным воротам. Переговоры и переписка между командующим царской армией и Джавад ханом не дали положительного результата. 3 января 1804 года начался штурм крепости, завершившийся захватом города и смертью правителя и его сына. Захват Гянджи не только открывал для Российской империи путь к другим ханствам Азербайджана, но и привела к началу первой русско-иранской войны. Город в честь супруги Александра I назвали Елизаветполем. В 1868 году Гянджа становится центром Елизаветпольской губернии. В городе был размещен крупный военный гарнизон, открыты школы. После октябрьского переворота в России и начала гражданской войны между большевиками и белогвардейцами, ситуация на Южном Кавказе также накалилась до предела. 28 мая 1918 года была образована Азербайджанская Демократическая Республика. Первой ее столицей стала Гянджа. После освобождения Баку от большевиков 17 сентября этого же года правительство сосредоточилось в новом центре. Однако республика просуществовала чуть меньше 2-х лет. Победившие в гражданской войне большевики довольно быстро прибрали к рукам все Закавказье. Вплоть до 1935 года Гянджа сохраняла свое историческое название. Затем город переименовали в Кировабад . С 1989 года городу возвращено его историческое имя.

Учитывая, что Гянджа не раз подвергалась разрушениям, практически полному физическому уничтожению местных жителей, многочисленным переселениям арабов, персов, тюрков-сельджуков, русских и других народов на протяжении всей истории города, ученым довольно сложно было определить этнический состав населения. Однако достоверно известно, что нашествие сельджуков оказало наибольшее влияние на формирование современного азербайджанского народа. Проведенные в 40-е годы прошлого века археологические раскопки на территории старой Гянджи позволили исследователям предположить, что первое поселение было основано еще до начала нашей эры. Город не раз переходил из рук в руки, однако в составе каждого нового государства Гянджа занимала видное место как важный торговый, культурный и религиозный центр. Еще одной особенностью местных жителей являлось оказание упорного сопротивления абсолютно всем внешним угрозам.

Что касается сохранившихся до наших дней архитектурных построек, то они дошли до нас в довольно хорошем состоянии. После знаменательного землетрясения 1139 года основы современной Гянджи были заложены в 7-10 километрах к югу от развалин старого города. От старой городской крепости сохранились лишь каменные монолиты. Крепостные стены растягивались по обе стороны берега реки Гянджачай . Венчала крепость 2 боевые башни, которые находились на расстоянии чуть более 500 метров друг о друга. Указанные ранее гянджинские ворота Ибрагима ибн Османа были сделаны из железа, а с наружной стороны расписанные орнаментом и узорами в форме отчеканенной монеты. Еще одной исторической постройкой Гянджи является мавзолей шейха Ибрагима, который построен на месте одного из потомков имама Али. Комплекс, состоящий из мавзолея, высотой в 12 метров, мусульманского кладбища, нескольких некрупных мечетей, караван-сарая и других построек был сооружен в XIV веке. Купол мавзолея голубого цвета. Из-за этого мавзолей часто именуют «Гёй-Имам» или «Имамзаде». В 19 веке после капитального ремонта весь комплекс был обнесен кирпичной стеной. В период правления сефевидского шаха Аббаса I Гяндже наряду с другими азербайджанскими городами уделялось не меньше внимания. В XVII веке на территории архитектором Шейхом Бахауддином был сооружен целый ансамбль сооружений, состоящий из 3 архитектурных построек: Джума-мечети, Чекек-Хамама и сефевидского караван-сарая. Джума-мечеть сооружена в 1606 году из обожженного красного кирпича. Молитвенный зал делился на 2 части(отделявший женщин и мужчин), а окна мечети украшают различные узоры. Венчает сооружение металлический купол диаметром около 17 метров и 2 минарета с вышками. К мечети примыкала медресе, в котором обучались местные дети. Здесь преподавал азербайджанский поэт Мирза Шафи Вазех, оказавший огромное влияние на не менее знаменитого писателя Мирза Фатали Ахундова. В советский период минареты и медресе были разрушены, однако на сегодняшний день они восстановлены. Вторым сооружением удивительного ансамбля является Чекек-Хамам – сефевидская баня, имеющая 2 зала, разные по размеру. Большой зал включает в себя довольно крупный бассейн и фонтан. Малый зал предназначался для купания. Вся баня построена из красного кирпича и имеет довольно сложную вентиляцию и систему подачи пара. Баня функционировала вплоть до 1963 года. На сегодняшний день эта постройка входит в список национального достояния ЮНЕСКО. Третье сооружение данного комплекса – караван-сарай – это двухэтажное сооружение, имеющее 15 комнат и 54 комнаты. Здесь же располагается музей поэтессы Мехсети Гянджеви . В 1991 году сооружен мавзолей великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви, автора знаменитого «Хамсэ»(Пятерицы). Данный музей, наряду с азербайджанскими современными поэтами, посещают поэты из других стран. В 2005 году построена усыпальница в честь последнего гянджинского хана Джавад хана. Его останки из старинного кладбища перенесли в новое сооружение. В Гяндже также в первозданном виде сохранилось здание, в котором заседало первое правительство Азербайджанской Демократической Республики.

Сегодняшняя Гянджа – это не только крупный экономический и туристический центр северо-запада Азербайджана, но и развитый индустриальный город с хорошо сохранившимися архитектурными постройками и богатой на события историей. В местных музеях имеются сотни экспонатов. Несмотря на взлеты и падения на протяжении всего времени, именно стойкость местного населения позволило сохранить до наших дней столь огромное культурное наследие.

Гянджа – второй по площади населенный пункт Азербайджана. Возможно поэтому, а может из-за гордого звания «культурной столицы», но мои ожидания оказались несколько завышенными. В культурном плане в Гяндже все отлично, однако создалось впечатление, что на фоне Баку город недополучает заслуженных нефтедолларов. За пределами центра все запущено и ободрано, что при доходах республики и богатстве столицы смотрится странно. Тем не менее, день, проведенный здесь, оказался интересным и насыщенным (надеюсь мои фотографии смогут передать это), и посещение этого города я могу смело рекомендовать тем, кто собирается в Азербайджан.

Из аэропорта таксист привез меня в самый центр в отель «Гянджа». Отсюда я и начал свое знакомство с городом. «Гянджу» хоть и называют отелем, но внутри пока еще все на уровне средней областной гостиницы, хотя снаружи выглядит пафосно. Реально хороший отель в Гяндже принадлежит известной сети Рамада (в гостиницах этой сети я жил в Катаре, Дубае и в Москве), но цена там слишком высокая для такого города.

2. Здание с колоннами – мой отель.

Через дорогу от гостиницы главная площадь Гянджи им. Гейдара Алиева с длинным советским зданием Администрации.

Если посмотреть направо, то можно увидеть памятник Алиеву, где-то за ним спрятан музей Алиева.

Реконструкцию площади только что завершили. Осталось нанести последние штрихи и расставить по городу новые урны, ожидающие своего часа рядом с памятником Алиеву. По уже опробованной традиции на старый безликий советский корпус здесь прилепили новый каменный фасад, разнообразив его всевозможными архитектурными элементами. Кто-то критикует такой подход, но однозначно можно сказать, что в таком виде советские хрущевки выглядят гораздо привлекательней. По такой же схеме велась реставрация центральных улиц Батуми, Кутаиси и Тбилиси.

Поймал в кадр девушку в короткой юбке, но уже позже догадался, что это школьница – по характерному клетчатому материалу, из которого здесь делают школьную форму. Та же самая ткань используется для школьной формы и в Грузии. Причем, всё как в советское время: фасон можно выбрать самому, главное, чтобы была соблюдена цветовая гамма.

Гянджа – древний город и есть несколько версий о времени его основания, самая распространенная из них гласит, что город основан в 859 году, а имя основателя – Мохаммад бен Халед из арабского рода Йазидидов. К слову, в тот момент он был амиром Тифлиса. Город был заложен как крепость для контроля и охраны Великого шелкового пути – её остатки были найдены на территории Старого города. Несколько столетий город рос и процветал, превратившись в важный культурный и экономический центр. В 11-м веке на Гянджу неоднократно нападали сельджуки, а в 12-м – грузины. В частности в 1139 году грузинский царь Деметре I (1125-1254 гг.) захватил город и в качестве трофея увез ворота Гянджи, одна из створок которых и по сей день хранится в монастыре Гелати. Позже здесь проходили войска татаро-монголов. Об этом периоде лучше всего сказал армянский историк Киракос Гандзакеци: Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. К концу 18-го века здесь существовало Гянджинское ханство, самостоятельность которого мешала России, вступившей в войну с Персией. Городская крепость была взята генералом Цициановым в январе 1804-го года, на ее стенах сложил голову правитель Джавад-хан, его ханство присоединено к Российской империи, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Такое название город проносил до 1918-го года, потом ему ненадолго вернули историческое название Гянджа, но уже в 1935-м году вновь переименовали в Кировабад (в честь Сергея Кирова). С 1989-го года Гянджа снова Гянджа. В советское время город стал вторым после Баку промышленным центром Азербайджана.

По левую руку от Администрации находится небольшая парковая зона, которая неожиданно заканчивается интересным историко-архитектурным комплексом 17 века, созданным Шейхом Бахауддином: Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

8. Мавзолей Джавад-хана – новодел, останки правителя перенесли сюда с городского кладбища в 90-е годы.

10. Окно мечети:

Стилизованный ларек, теперь в центре можно встретить только такие ларьки:

От центра я свернул на второстепенные улочки и погрузился в неприкрытую городскую жизнь:

13. Множество торговцев лотерейными билетами напоминает о том, что люди здесь живут небогато. Бедняки всегда верят в счастливый случай.

14. Даже в престижном районе можно заметить дырки для труб печек-буржуек. Это значит, что не все могут позволить себе отапливаться газом.

15. Увидев эту вывеску, я испытал лёгкий когнитивный диссонанс:

16. Сколько же лет этим воротам, спрятавшимся в невзрачном переулке?

Гянджинцы:

19. Когда я спросил, можно ли вас сфотографировать, бабушка промолчала, а когда я сделал кадр, начала тыкать в мою сторону палкой и что-то недовольно говорить.

Улица Гусейна Джавида привела меня к одной из достопримечательностей Гянджи – бутылочному дому. На фасаде можно увидеть дату постройки здания – 1966 год. Из под карниза на прохожих смотрит портрет основателя дома Ибрагима Джафарова. Вопреки ожиданиям, дом не весь построен из бутылок, бутылки использованы скорее как декор, но смотрится все равно необычно.

Два красивых здания. Одно современное:

А другое времен, когда Елизаветполь был уездным городом в составе Грузинско-Имеретийской губернии:

Кинотеатр «Низами», похоже, довоенной постройки:

Дома вокруг соответствующие:

Вскоре я вышел к парку им. Джавад Хана (Xan Bagi или Ханский сад) – это большой облагороженный зеленый оазис в южной части города.

С одной из сторон парка можно встретить вот такой кусок стены, на котором написано, что это крепость Гянджа, 16-й век. На пояснительной табличке отмечается, что крепость четыреста лет назад имела протяженность 13,7 км при высоте 12 м. До наших дней сохранилась лишь маленькая часть, называемая Shirali Bay Tower. Сооружение это не понятное – если это кусок стены, то с какой стороны были бругие части? В общем, без хорошего экскурсовода понять что-то сложно, а в интернете даже постфактум информации не нашлось.

Я вышел из парка в районе старого (еще царского) здания Азербайджанского Национального совета (красное на заднем плане), мое внимание привлекла необычная скульптура, я ее снял не меньше десятка раз, пытаясь подобрать хороший ракурс. Закончив с фотосъемкой, я пошел в сторону центра, но вскоре меня нагнал человек в гражданской одежде, который вежливо представился и спросил меня, что я снимал. Я ответил. Человек сказал, что здание за забором – это КГБ (ну или как оно там у них называется) и, к сожалению, он вынужден меня попросить удалить фотографии. Я что-то там поумничал на тему, что все это глупо, за что будь это в Москве давно бы уже получил по башке, но часть фотографий все же стер. Человек в черном поблагодарил и исчез. Его вежливость глубоко отложилась в моей памяти. Во-первых, приятно, когда представитель органов общается с тобой вежливо. Во-вторых, приятно, когда вежливо с тобой общается представитель органов, имеющих очень дурную репутацию среди путешественников.

Еще один мини-парк (Cirtdan parki):

30.. Клуб ветеранов:

32. Аттракционы:

Постепенно я вернулся к центру города. Неожиданно я оказался во дворе старого дома, получившего новый фасад с уличной стороны. Здесь можно было полюбоваться всей этой потемкинской деревней без прикрасс:

Рядом в заброшенном кузове от Рафика обедали строители. Увидев меня, они пригласили разделить с ними трапезу. Очень кстати, кроме самолетной булки в этот день я еще ничего не ел.

Центр Гянджи. Улица шаха Исмаила Хатаи. Здание государственной академии наук:

Немного передохнув, я взял такси и попросил отвезти меня за город к мавзолею классика персидской поэзии Низами Гянджеви. Дорога проходит мимо военного полигона:

И открытого всего год назад аллюминиевого завода:

К сожалению подойти близко к мавзолею не получилось, шли какие-то восстановительные работы, охранник отказался меня пустить даже за бакшиш. Пришлось возвращаться. На обратном пути на въезде в город снял вот такие ворота. Таксист сказал, что это новодел.

Еще я попросил таксиста показать мне сохранившиеся здания армянских церквей, если таковые имеются в городе, он привез меня на старую армянскую улицу.

От Гянджи относительно недалеко до Нагорного Карабаха. Исторически город никогда не был заселен какой-то одной нацией. По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено, но армянское население было вынуждено покинуть город. При этом население города не уменьшилось, а наоборот выросло за счет азербайджанцев – беженцев из Нагорного Карабаха.

По дороге я услышал от таксиста рассказ о том, что во время карабахской войны некоторые местные жители помогали своим армянским друзьям покинуть город, а азербайджанские беженцы рассказывали ему о помощи, которую им оказали армяне. Такие же истории мне рассказывали когда-то и с «той стороны» линии фронта. На фоне открытой обоюдной ненависти эти небольшие (хотя, как сказать) проявления человечности, оставшиеся в памяти пострадавших с обоих сторон – единственное, что связывает две нации. Вот, к примеру, история одной из моих читательниц: «Эту церковь построили мои предки по маминой линии и мне хотелось увидеть её хотя бы на фото. Вы правду написали, о том, что взаимопомощь и человечность имела место быть в разгар резни. Мне тогда было 2 года, а жили мы в Баку. И тот ужас, что происходил, не поддаётся ни логике, ни описанию. Убивали всех подряд. В одну из ночей, когда был комендантский час, у меня двухлетней случились судороги и я умирала. Скорая помощь отказалась ехать, сказав моим родителям: «ну вот выживет ваш ублюдок до утра — привозите, если не боитесь, но не гарантируем, что будем лечить». И родители боролись за мою жизнь всю ночь одни. А под утро жившая в нашем же доме молодая семья врачей-азербаджанцев, узнав, что рядом умирает ребенок, пришли и профессионально помогли всё же спасти меня. Вот так человечность в людях, — казалось бы «врагах», — побеждала национальность, веру и мнение толпы. И такое же происходило на армянской половине, где моя родня помогала своим знакомым азербаджанцам на свой страх и риск. Родители же с детства мне говорили: нет плохих наций, есть дурной человек. Так и выросла с этим убеждением. Родители до сих пор дружат в том числе и с азербайджанцами, и ни они, ни их друзья никогда не вспоминают тот кошмар, как враги.» Но подрастает поколение, у которого таких воспоминаний уже нет…

Храм оказался во дворе какого-то учреждения. Дверь не поддавалась и я долго пытался открыть ее. На шум из здания напротив вышел мужчина, я спросил можно ли проникнуть в храм, Он ответил, что проблем не видит. Правда, после добавил, что это не армянский храм, а киприотский. «Ну-ну,» – подумалось мне.

В храм я все же попал. Конечно, сейчас это всего лишь здание, с облезжими стенами и заваленное обвалившейся штукатуркой. Но надо отдать должное, что если здесь кто и гадит, то только голуби. Отмечу, что в городе еще есть церковь Святого Иоанна (Ованеса) , основанная в 1633 году и являющаяся в Гяндже одним из старейших зданий, но о ее существовании я узнал уже после поездки.

Еще немного покатался по городу.

42. Расширять свою жилплощадь здесь можно до бесконечности.

43. Стелла в память о событиях 20 января 1990 года , когда войска Советской армии, подавляя митинги убили более ста человек.

44. Река Гянджачай, один из притоков Куры:

45. Плотина на реке. Все страшно замусорено:

46. Советский артефакт – мозаика на торце здания. Если бы авторы переусердствовали с советской символикой, то да наших дней она едва бы дотянула, а так вроде бы нейтральная картинка по сей день украшает город.

47. На улице Низами есть памятник этому поэту, вокруг него еще несколько каких-то памятных сооружений. У меня сначала разбежались глаза. Такое ощущение, что городские памятники собрали на одной площади. Интересное место. Особенно мне понравилось мозаичное панно.

48. Гянджинский государственный театр кукол расположен в здании немецкой церкви, построенной в позапрошлом веке:

49. Еще один памятник Низами возле гостиницы Капаз:

Я уже было решил, что изучил все, что только можно в этом славном городе и направлялся в сторону гостиницы, как неожиданно вышел на улочку Джавад-хана. И был приятно удивлен: настоящая пешеходная зона, с магазинчиками, кафешками, скамейками и прочими туристическими приятностями. Прогулка по этой улицей стала хорошим окончанием моего пребывания в Гяндже.

___________________________________________________________________________

Бонус. Привычные нам слова, написанные латиницей выглядят забавно:

За город, в котором встречаются такие трафареты, можно не волноваться.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!