Где на территории крыма располагались скифы. Поздние скифы и сарматы

Одной из интересных страниц истории Крыма является господство скифов над большей частью его территории.

Легенды о зарождении Скифского государства

Скифы пришли в степи Северного Причерноморья в VIII-VII вв. до н.э. Среди них выделялись несколько племён, причём их отношения были иерархическими. Территория самого старшего племени, согласно Геродоту, включала в себя северную, равнинную часть Крыма. Также его «царские», как назвал их Геродот, владения включали Северную Таврию и Северное Приазовье на восток до Дона. То было, по словам «отца истории», «самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными».

В Крыму «царские владения» скифов простирались на юг до земель, которые контролировала греческая колония Херсонес, а на восток до перешейка, отделяющего Керченский полуостров от большей части Крымского. На самом Керченском полуострове уже действовала власть греческого Боспорского царства.

О происхождении царской власти у самих скифов бытовала легенда, в которой мы без труда узнаём мотив позднейших русских сказок. Некогда скифами правил царь Таргитай, имевший полубожественное происхождение. У него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. «Ксай» – иранское слово, обозначающее высшую власть. От него, как считают некоторые учёные, и происходит русское «царь».

Когда Таргитаю пришла пора умирать, встал вопрос о наследовании власти. Тут, по мифу, с неба упали четыре золотых предмета: чаша, секира, плуг и ярмо. Когда старший из царевичей подошёл, чтобы взять эти золотые вещи, то они запылали. То же самое произошло, когда к ним подошёл средний брат. И только младший сумел их взять. Братья увидели в этом знак небес и согласились отдать царство младшему брату.

Впоследствии, согласно Геродоту, Колаксай разделил Скифское царство между тремя своими сыновьями. Конечно, эти мифы не отражают реального развития общественных институтов у скифов в тот период. Скифы были ещё кочевниками, жили родо-племенным строем, государственность и публичная власть находились у них в зачаточном состоянии.

Возникновение Скифского царства в Крыму. Неаполь Скифский

На рубеже IV и III вв. до н.э. в «царских владениях» скифов начинает складываться раннее государство. Как свидетельствуют данные археологии, это сопровождалось оседанием скифов на землю, отходом их от кочевого быта, переходом к земледелию. Надо думать, что работали на земле первоначально рабы из чужеземцев и лишь постепенно к ним присоединялись беднеющие рядовые скифы. Как во всех обществах такого переходного типа, сохранение кочевого быта вместо «ковыряния в земле» ещё долго служило главным атрибутом свободного человека.

В начале III века до н.э. в земли скифов вторглись пришедшие из-за Дона племена сарматов. Они вытеснили скифов с большей части их территории в Северном Причерноморье. Это способствовало консолидации скифов в их древних «царских владениях». Одновременно скифы заимствуют у греков обычай строительства крепостей и городской образ жизни. Возникает столица Скифского царства – Неаполь (Новый город) Скифский, как называли его греки (название заставляет предполагать, что был и Старый город, но мы ничего про него не знаем). Ныне его остатки можно видеть на городище Керменчик под Симферополем.

Неаполь Скифский просуществовал не меньше шести веков. Среди его жителей, судя по раскопкам, постепенно появляются жители разных народов: греки, сарматы, роксоланы и т.д. Погребения обнаруживают сильные социальные различия. Знать хоронила умерших в богатых могилах, вырубленных в скале, или в мавзолее у стен города. Средние слои имели своё городское кладбище, а умерших бедняков зарывали за чертой города. Как видим, скифы оставили далеко позади свой древний обычай кремации и возведения высоких курганов. Поэтому мы пока даже не можем точно сказать, какие погребения в Неаполе Скифском принадлежат именно царям.

Важнейшие события

Впрочем, мы вообще почти ничего не знаем о внутреннем устройстве Скифского царства в Крыму кроме того, что оно было, по-видимому, монархическим. На это указывают буквально всего одно-два события, из которых только и известны имена скифских царей.

Под натисков сарматов Скифское царство в свою очередь было вынуждено расширять свои владения в Крыму. В первую очередь – за счёт Херсонеса, который владел обширными землями в западной части Крыма и окружал их стеной. История Скифского царства III-II вв. до н.э. – история его непрекращающихся войн с Херсонесом, в которых перевес в целом склонялся на сторону скифов. Их владения увеличивались, владения греков сокращались. В самом конце II века скифы подступили уже непосредственно к городу. Могущество крымских скифов простёрлось в то время до того, что греческая колония Ольвия в устье Южного Буга сделалась их протекторатом.

В этих условиях херсонессцы обратились за помощью к царю Понта (которому тогда принадлежало и соседнее Боспорское царство) Митридату VI Евпатору. В 110-107 гг. до н.э. его полководец Диофант разбил скифов и взял их столицу Неаполь. Херсонесу были возвращены прежние владения в Западном Крыму. Царь скифов Скилур и его старший сын Палак пали в бою, прочие его сыновья были лишены власти, Скифия была оккупирована и лишена независимости.

Но тут вмешались римляне. Под их дипломатическим нажимом понтийцы вернули власть наследникам Скилура. В дальнейшем, в ходе войн с Римом, Понтийское царство было разрушено, и Скифия обрела независимость. Правда, неполную, так как она отныне и на много веков была ограничена верховным суверенитетом Рима. В таком состоянии Скифское царство безбедно просуществовало ещё целых четыре столетия, пока в конце IV века нашей эры не пало (вместе с соседним Боспорским царством) под ударами готов и алан.

Скифы в Крыму.

  • Перейти в оглавление раздела: Заселение Крыма человеком
  • Читать: Скифы и сарматы

Скифы - народ, населявший в VII-IV вв. до н. э. восточноевропейские степи, ограниченные реками Дон и Дунай, а также Северный Кавказ. В III в. до н. э. территория обитания скифов сильно сократилась, об этом периоде их истории речь пойдет в следующем разделе. Скифский язык, судя по немногим дошедшим до нас в иноязычной передаче словам, относился к североиранским языкам иранской группы индоевропейской языковой семьи.

Антропологически скифы принадлежат к европеоидной расе. Скифами жителей северо-причерноморских степей именовали эллины, а сами себя они называли сколотами. Наш лучший источник по истории Скифии, Геродот, еще в середине V в. до н. э. описывал этот народ как не имеющий ни городов, ни укреплений, где каждый мужчина - конный стрелок, а средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством. Круглый год кочевали скифы вслед за своими огромными стадами с пастбища на пастбище: мужчины - верхом, а женщины, дети и старики - на повозках, запряженных лошадьми. Их жилища - легкие и транспортабельные кибитки. Естественно, что при таком образе жизни, они почти не оставляли на земле следов, доступных для исследования археологу. Зато у скифов существовал очень интересный обычай. Когда умирал царь, его, после пышных и торжественных обрядов, хоронили в глубокой могильной яме, а над ней насыпали высокий холм из земли и камня - курган. Иногда такие курганы достигали огромных размеров (в Приднепровье, например, до 20 м высотой), так же хоронили и рядовых скифов - лишь курганы были меньших размеров. Очень часто могильные ямы впускались в уже готовые, сооруженные еще в эпоху бронзы курганы. Вместе с погребенным в могилу опускались вещи, как считали родственники, необходимые ему "на том свете".

Раскопки скифских курганов ведутся на протяжении уже более 150 лет, и можно с уверенностью сказать, что почти все наши знания о скифах VII-IV вв. до н. э. основаны на исследованиях их захоронений.

Самые ранние из известных в Крыму скифских погребений относятся к середине VII в. до н. э. Они открыты близ Керчи, на Темир-горе, и на Перекопском перешейке у с. Филатовки. Оба погребения датируются прекрасными керамическими расписными кувшинами, привезенными в Крым с о.Родос в Малой Азии. Судя по малочисленности погребений, в то время степная часть полуострова была заселена очень слабо. Специалисты по культурам эпохи раннего железа уже давно отметили существенное возрастание числа скифских погребений и, следовательно, скифского населения в причерноморских степях, начиная с V в. до н.э. Не был исключением в этом отношении и которым, где по опубликованным данным, исследовано уже не менее полусотни погребений v в. до н. э. Погребения V в. до н. э., исследованные в Центральном Крыму, на Перекопе и в Присивашье, небогаты. Совершались они в небольших ямах и содержали останки вооруженных мужчин со скромным инвентарем: наконечниками стрел, мечом, ножом, костями жертвенных животных. Встречена и конская сбруя: железные удила, бронзовые псалии и нащечники.

В западном Крыму для захоронений скифы использовали и ямы, и каменные ящики. Наибольшую известность получило погребение Золотого кургана. Оно было впускным. Мужчина-воин лежал в могильной яме на специальном грунтовом возвышении-ложе, головой на запад. Ha eгo шee находилась золотая гривна - шейное украшение в виде разомкнутого кольца. Пояс был украшен бляхами с изображением орла и грифоньей головы. В ногах стоял болышой лепной кувшин. Находившийся под погребением набор оружия, помимо овального деревянного щита с набитыми на него железными пластинками, включая короткий железный меч в ножнах с золотой обкладкой, деревянный, обтянутый кожей, колчан со 180 наконечниками стрел. Устье колчана украшала объемная фигура пантеры, выполненная из бронзы и покрытая золотой фольгой.

Очень интересные события происходили в V в. до н. э. в восточной части Крыма - на Керченском полуострове. Здесь начался процесс оседания скифов на земле. Они были втянуты в сферу влияния только что образовавшегося Боспорского царства, заинтересованного в производстве как можно большего количества хлеба. Недавние кочевники превращались в земледельцев, основывали долговременные поселения, переходили от подкурганного обряда к устройству грунтовых кладбищ. К этому же времени относятся первые варварские, очевидно, скифские погребения на некрополе боспорского города Нимфея. Однако скифов в городах Боспора жило еще совсем немного. Об этом свидетельствует очень неболышое количество лепной скифской керамики, найденной на Боспоре в слоях VI-V вв. до н. э.......

Скифы-повелители Степей
Северное Причерноморье, край где миграция народов всегда была обычным явлением. Здесь бесчинствовали свирепые Гунны, брали разгон грозные катафрактарии сарматской конницы, водили свои табуны Киммерийцы. Но из всех этих степных народов нельзя обделить вниманием загадочных и воинственных Скифов .


Ак_Кая_-_Белая_скала,_Скала_скифов

В VIII в. до н. э. эти представители ираноязычных народов своим свирепым натиском и многочисленностью вытесняют из Причерноморью других многовековых обитателей этой области, Киммерийцев. В VII в. до н. э. Скифские народы уже безраздельно властвуют на этих землях и совершают разбойничьи набеги на многие территории доходя в своих походах до земель Передней Азии.
Множество сведений об этих суровых жителях степей оставили Древние Греки. В то время в прибрежных Землях Северного Причерноморья существовало множество греческих поселений, маленьких и больших городов-государств таких как Херсонес, Тира, Ольвия. Именно торговля между поселениями греков и племенами скифов и позволяет лучше узнать, как в то время жили загадочные кочевники. Отец Истории Геродот описал эти земли и населяющих их Скифов в одном из томов своей знаменитой Истории. Доподлинно известно что общество скифов не было однородным и разделялось на несколько крупных племенных групп. Господствующими были Царские Скифы. Так же существовали Скифы кочевники и Скифы земледельцы.


Расселение скифов

На землях, где обитали Скифы долгое время не существовало единого государства, но внешняя агрессия способствовала объединению племен в грозный кулак. В 512 г. до н. э в земли Скифии, желая наказать свободолюбивых кочевников за их дерзкие набеги и дабы укрепить положение своей Империи, вторгается персидский владыка Дарий I. хоть и умелые воины, однако они не могли одолеть войска персов в открытом бою. По этому кочевники применили против завоевателей тактику выжженной земли и молниеносных набегов и отступлений. Заманив армии Дария в степь, обескровив их молниеносными набегами находчивые степняки вынудили персов позорно отступить.


Крым скифы (поиск монет) Оружие скифов

В V-IV в. до н. э. Цари скифов наращивают активность у своих границ и начинают претендовать на новые территории. При царе Атее который частично смог объединить под своим началом скифские племена усилилась экспансия во Фракию что привело к военному столкновению с Македонией. Конфликт который начался еще при царствовании царя Македонии Филипа II закончился уже после его смерти полным разгромом 30 тысячного македонского корпуса под командованием наместника Александра Великого во Фракийских землях, военачальника Зопириона.
показали себя находчивыми воинами, готовыми сражаться и победить даже превосходящие силы врага. Но История не знает жалости, и как и другие народы населяющие Северное Причерноморье племена скифов ждало увядание. Приблизительно в период 280-260 г. до н. э. владения грозных степняков сузились до территорий в Крыму в результате нашествия родственных им племен Сарматов. В III в. н. э. свирепые Готы положили конец существованию остатков Скифской державы. Племена скифов ждала печальная участь они, как и множество народов просто исчезли среди других мигрирующих племен, во время Великого Переселения варварских народов, оставив после себя величественные и загадочные курганы которые до сих пор возвышаются над Северным Причерноморьем, так же они оставили свой след в

Скифы в Крыму

Скифы - величайший конгломерат племён, общность культуры которых, и, по мнению академика Бориса Пиотровского, прослеживается от Дуная на западе до Великой Китайской Стены на востоке. Их поразительно одинаковые предметы конского снаряжения, железные короткие мечи – акинаки, трёхгранные наконечники стрел и украшения обнаружены на огромном пространстве между 40-й и 50-й параллелями, протянувшимся более чем на 7000 км. Этот широкий коридор между западом и востоком функционировавший в середине I тысячелетия до н.э. подготовил знаменитый «шёлковый путь», который существовал до XV века и проходил от Средиземного моря через Иран, Среднюю Азию до берегов реки Хуанхэ.

Скифы просуществовали свыше тысячи лет и на заключительном этапе своей истории, когда границы их царства значительно сузились, обосновались в Крыму со столицей в городе Неаполе, руины которого находятся на окраине нынешнего Симферополя. В VII-IV вв.до н.э. центром скифского государства было городище на месте современного села Каменки Никопольского р-на днепропетровской обл. Ныне Каменское городище- памятник археологии международного значения.

Под ударами сарматов Скифия распалась, часть скифов обосновалась в Крыму. Центром познескифского государства (III в.до н.э.) становится Неаполь скифский, построенный на плато Петровских скал над долиной реки Салгир (юго-восточная окраина Симферополя). Этот город находится на скрещении основных торговых путей, проходивших через полуостров. Ему подчинилась и приднепровская Скифия.

Неаполис, как, впрочем, и многие другие древние памятники, был обнаружен случайно. На Керменчике (так в средние века называлась местность, некогда занимаемая столицей поздних скифов) был устроен в начале XIX века каменный карьер. В 1827 году при очередной выборке камня были найдены рельеф скифа – всадника и мраморные щиты с надписями (в последствии ученые установили, что на плитах высечены имя скифского царя X Скилура их посвящения богам Зевсу и Афине). Счастливый случай спас их для науки. Затем последовали новые открытия: на Неаполе обнаружили клад римских монет и плиту с рельефом двух всадников.

Планомерное археологическое изучение столицы познескифского государства началось после окончания войны. Раскопки производились тавро-скифской экспедицией Академии наук СССР под руководством П.Н.Шульца с 1945 по 1959 гг. В результате исследований открыты главные ворота города и южная оборонительная стена, мавзолей скифской знати с захоронением – предположительно – царя Скилура и его сына Палака, развалины общественного здания с фресками, обширное зернохранилище. Плиты с рельефами, образцы штукатурки с росписью, украшения, бусы и предметы быта, найденные в Неаполисе, хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Учитывая неослабевающий интерес к древнему Неаполю, в Симферополе создан музей истории столицы поздних скифов, где экскурсанты смогут увидеть замечательные ювелирные изделия, дорогое оружие, богатую посуду и др. шедевры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Скифское золото, которое имело огромный успех на выставках в США и западной Европе, представлено знаменитой вазой с изображениями, иллюстрирующими греческий мифологический рассказ о начале скифского царства, массивной шейной гривной, подвеской богини Афины, фиалой и обкладкой ножен меча, извлечёнными ещё 1830 году из кургана «Куль-Оба» близ г. Керчи, золотым оленем из Прикубанья, некогда украшавшем щит война и представляющим собой классический пример характерного для скифов: так называемого звериного стиля; золотым гребнем со сценой боя скифов со львами из кургана «Солоха»; серебряной амфорой и золотой пекторалью из кургана «Толстая могила»; нагрудными украшениями из кургана «Большая Близница», что на Тамани…

Восстановить картину жизни столицы скифов на протяжении шести веков помогут интерьеры жилищ, предметы повседневного обихода и утвари, облачения скифских воинов, художественная роспись с показом играющего на лире музыканта, сцены охоты на кабана, всадника, внутренний вид мавзолея с полностью реконструированным погребением царя Скилура…

Да, это будет музей, притягательная сила которого, распространяется на многие миллионы экскурсантов. Неаполь скифский прекратил своё существование в III веке н.э., когда само государство Скифия или как называли его античные авторы «Царство Атея» было уничтожено вторгшимися в Крым кочевыми племенами сарматов, аланов и готтов, захваченными огромным водоворотом Великого Переселения народов.

Источник: demirdji.ru

Фото природы и гор Крыма

Одной из интереснейших страниц истории Крыма является господство скифов над большей частью его территории.

Легенды о зарождении Скифского государства

Скифы пришли в степи Северного Причерноморья в VIII-VII вв. до н. э. Среди них выделялось несколько племён, причём их отношения были иерархическими. Территория самого старшего племени, согласно Геродоту, включала в себя северную, равнинную часть Крыма. Также его «царские», как назвал их Геродот, владения включали Северную Таврию и Северное Приазовье на восток до Дона. То было, по словам «отца истории», «самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными».

В Крыму «царские владения» скифов простирались на юг до земель, которые контролировала греческая колония Херсонес, а на восток до перешейка, отделяющего Керченский полуостров от большей части Крымского. На самом Керченском полуострове уже действовала власть греческого Боспорского царства.

О происхождении царской власти у самих скифов бытовала легенда, в которой мы без труда узнаём мотив позднейших русских сказок. Некогда скифами правил царь Таргитай, имевший полубожественное происхождение. У него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Ксай – иранское слово, обозначающее высшую власть. От него, как считают некоторые учёные, и происходит русское «царь».

Когда Таргитаю пришла пора умирать, встал вопрос о наследовании власти. Тут, по мифу, с неба упали четыре золотых предмета: чаша, секира, плуг и ярмо. Когда старший из царевичей подошёл, чтобы взять эти золотые вещи, то они запылали. То же самое произошло, когда к ним подошёл средний брат. И только младший сумел их взять. Братья увидели в этом знак небес и согласились отдать царство младшему брату.

Впоследствии, согласно Геродоту, Колаксай разделил Скифское царство между тремя своими сыновьями. Конечно, эти мифы не отражают реального развития общественных институтов у скифов в тот период. Скифы были ещё кочевниками, жили родо-племенным строем, государственность и публичная власть находились у них в зачаточном состоянии.

Возникновение Скифского царства в Крыму. Неаполь Скифский

На рубеже IV и III вв. до н. э. в «царских владениях» скифов начинает складываться раннее государство. Как свидетельствуют данные археологии, это сопровождалось оседанием скифов на землю, отходом их от кочевого быта, переходом к земледелию. Надо думать, что работали на земле первоначально рабы из чужеземцев и лишь постепенно к ним присоединялись беднеющие рядовые скифы. Как во всех обществах такого переходного типа, сохранение кочевого быта вместо «ковыряния в земле» ещё долго служило главным атрибутом свободного человека.

В начале III века до н. э. в земли скифов вторглись пришедшие из-за Дона племена сарматов. Они вытеснили скифов с большей части их территории в Северном Причерноморье. Это способствовало консолидации скифов в их древних «царских владениях». Одновременно скифы заимствуют у греков обычай строительства крепостей и городской образ жизни. Возникает столица Скифского царства – Неаполь (Новый город) Скифский, как называли его греки (название заставляет предполагать, что был и Старый город, но мы ничего про него не знаем). Ныне его остатки можно видеть на городище Керменчик под Симферополем.

Неаполь Скифский просуществовал не меньше шести веков. Среди его жителей, судя по раскопкам, постепенно появляются жители разных народов: греки, сарматы, роксоланы и т. д. Погребения обнаруживают сильные социальные различия. Знать хоронила умерших в богатых могилах, вырубленных в скале, или в мавзолее у стен города. Средние слои имели своё городское кладбище, а умерших бедняков зарывали за чертой города. Как видим, скифы оставили далеко позади свой древний обычай кремации и возведения высоких курганов. Поэтому мы пока даже не можем точно сказать, какие погребения в Неаполе Скифском принадлежат именно царям.

Важнейшие события

Впрочем, мы вообще почти ничего не знаем о внутреннем устройстве Скифского царства в Крыму кроме того, что оно было, по-видимому, монархическим. На это указывают буквально всего одно-два события, из которых только и известны имена скифских царей.

Под натиском сарматов Скифское царство было вынуждено расширять свои владения в Крыму. В первую очередь – за счёт Херсонеса, который владел обширными землями в западной части Крыма и окружал их стеной. История Скифского царства III-II вв. до н. э. – история его непрекращающихся войн с Херсонесом, в которых перевес в целом склонялся на сторону скифов. Их владения увеличивались, владения греков сокращались. В самом конце II века скифы подступили уже непосредственно к городу. Могущество крымских скифов простёрлось в то время настолько, что греческая колония Ольвия в устье Южного Буга сделалась их протекторатом.

В этих условиях херсонесцы обратились за помощью к царю Понта (которому тогда принадлежало и соседнее Боспорское царство) Митридату VI Евпатору. В 110-107 гг. до н. э. его полководец Диофант разбил скифов и взял их столицу Неаполь. Херсонесу были возвращены прежние владения в Западном Крыму. Царь скифов Скилур и его старший сын Палак пали в бою, прочие его сыновья были лишены власти, Скифия была оккупирована и лишена независимости.

Но тут вмешались римляне. Под их дипломатическим нажимом понтийцы вернули власть наследникам Скилура. В дальнейшем, в ходе войн с Римом, Понтийское царство было разрушено, и Скифия обрела независимость. Правда, неполную, так как она отныне и на много веков была ограничена верховным суверенитетом Рима. В таком состоянии Скифское царство безбедно просуществовало ещё целых четыре столетия, пока в конце IV века н. э. не пало (вместе с соседним Боспорским царством) под ударами готов и аланов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!