Гендерное обучение в школе. Мальчики рискуют, девочки стараются

План

Введение

1. Становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте

2. Гендер в образовании

3. Роль образования в достижении гендерной справедливости

4. Гендерная стратегия РФ

Заключение

Список литературы


Введение

Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества - это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях и создание условий для их реализации. Современная концепция демократии исходит из того, что без достижения гендерного равенства невозможно построение полностью демократического общества. Только воспитание, основанное на равноправии полов, способно сформировать эгалитарное сознание у будущих граждан. Открытому демократическому обществу необходимы такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Без гендерного образования эти качества мы не сможем воспитать в наших учениках, так как не сможем сформировать у них гармоничные гендерные отношения. Гендерная педагогика создает другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете - к изменению общественного сознания.

Эта проблема обретает очень актуальное звучание в условиях обновления исторического и обществоведческого образования, модернизации общеобразовательной школы, в концепции которой подчеркивается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Следовательно, гендерное образование решает множество важных социальных задач, и необходимость его развития не должна вызывать сомнений. Гендерная педагогика должна стать необходимым компонентом гражданского образования.

В настоящее время в нашей стране наблюдается достаточно активный процесс интеграции гендерных курсов в систему высшего образования. Однако в среднем школьном образовании их преподавание является еще большой редкостью. На Западе же гендерное образование и воспитание начинаются с детского сада и школы. И это не случайно, так как только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать эгалитарное сознание у подрастающего поколения.

Рассмотрев актуальность темы, поставим цель курсовой работы: проанализировать гендерный аспект в образовании.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте;

Рассмотреть гендер в образовании;

Рассмотреть роль образования в достижении гендерной справедливости;

Рассмотреть гендерную стратегию РФ.


1. Становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте

Типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п.

Становление психологического пола, т.е. принятие мальчиками и девочками мужской и женской роли осуществляется в процессе половой идентификации.

В течение жизни человека биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Пол новорожденного задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями. Так, Т.А. Репина провела анализ теорий полоролевой социализации в западной психологии.

Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует полоролевым моделям родителя своего пола, когда не нарушается ее половая идентификация.

Теория социального научения и ее разновидность - теория моделирования (А. Бандура, Р. Уолтере, X. Биллер), опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Причем важным для ребенка оказывается не сам по себе пол того, кому подражают, а информация о том, что поведение этого человека соответствует определенному полу.

Теория когнитивного развития (Л. Колберг), или теория самокатегоризации, не отрицая роли подкрепления, главным все же считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации.

Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Отсюда и важность для половой идентификации интеллектуального развития ребенка. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психологического пола только после того, как половая типизация уже произошла.

Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие тендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.

Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей. Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания, присущие данной культуре. Психологические конструкты "маскулинности" и "фемининности" в этой концепции соотносятся с понятиями инструментальное™, что отражает способность к самоутверждению и компетентность, и экспрессивности, представляющей качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность.

Как отмечают в обзорной статье Я.Л. Коломинский и М.X. Мелтсас, полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

Половая идентичность - понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;

Собственно полоролевая идентичность - знание и усвоения ролей мужчины и женщины.

В целом на полоролевую идентификацию влияет множество факторов, среди которых можно выделить: полоролевую идентификацию детей с родителями, влияние сверстников и влияние литературных произведений, кино и телевидения. Процесс полоролевой идентификации приводит к формированию половой идентичности. Половая идентичность, т.е. осознанная принадлежность к определенному полу, согласно И. С. Кону - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Половая идентичность основывается, с одной стороны, на соматических признаках (образ тела), а с другой - на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Причем, как и все прочие самооценки, они во многом производны от оценки окружающими. Особенно остро стоит эта проблема у юношей, у которых полоролевые нормативы и ожидания исключительно жестки и завышены. В детстве стимуляция со стороны взрослых преимущественно является негативной: не поощрение "мужских" проявлений, а наказание за "немужские". В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек.

Девушкам "везет" больше. Отсутствие в культуре жесткого стереотипа "настоящей женщины", разнообразие представлений о подлинно женских качествах облегчают формирование полоролевой идентичности, давая девушке широкие возможности соответствовать стереотипу, оставаясь самой собой.

Гендерное обучение

Клейн Е.С.

Клейн Екатерина Сергеевна/ Klein Ekaterina Sergeevna - учитель биологии МБОУ « СОШ № 99» г. Кемерово

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня воспитания и уровня знаний обучающихся в современных условиях.

Abstract: The relevance of the topic chosen due to the need to improve the level of education and knowledge of students in modern conditions.

Ключевые слова: гендерное обучение, гендер, маскульность, буллинг, хейзинг.

Keyword: gender training, gender, maskulnost, bullying, huizinga.

В России сейчас модно апеллировать к тому, как воспитывали детей «наши предки». При этом молчаливо подразумевается, что «чужие» предки своих детей не воспитывали или воспитывали неправильно.

Так например, женское образование как самостоятельная отрасль образования, обусловленная гендерной сегрегацией и неравноправным общественным положением женщины, многие годы было маргинальным. В античном мире девочки воспитывались исключительно в семье. В Средние века, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, готовившие девочек к пострижению в монахини. Позже там стали воспитывать также знатных девочек, которых готовили к роли жен и матерей. Так было и в Киевской Руси. Первое женское училище при Андреевском монастыре в Киеве княжна-инокиня Анна Всеволодовна открыла в 1086 г.

Но мы живём в цивилизованном мире, а признаком цивилизованного государства – равноправие граждан разного пола. После октябрьского переворота в России были приняты декреты о положении женщин, всеобщей грамотности и пр. Равенство еще раз подтверждено в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права человека» гласит: «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» .

После октябрьского переворота юноши и девушки нашей страны начали учиться вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании мужских и женских гимназий. По разным причинам эксперимент себя не оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.

В последнее время появилось понятие «гендерное» обучение, многие ученые и общественные деятели стали ратовать за раздельное обучение детей разного пола. Этому вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на ТВ.

Множество научных работ исследуют феномен появления изначальной женственности и мужественности. Взгляды физиологов, социологов, философов часто не совпадают, но ученые сходятся в одном: мужественность вторична и ее необходимо «создавать». Другими словами, если девочка с самого детства инстинктивно чувствует себя женщиной, то мальчику надо доказывать свою мужественность как окружающим, так и самому себе. Задача осложняется тем, что практически все, кто занимается воспитанием мальчиков, – женщины.

Так же усвоение мужской роли у мальчика затрудняется негативной реакцией взрослых на «мужские» качества: за них наказывают.

Разве современная школа воспитывает? Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за этого развиваются комплексы, которые они не могут преодолеть, даже став мужчинами. А если еще учесть, что преподают в школах в основном женщины и их методика преподавания рассчитана скорее на девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины «мельчают»? Отечественный идеолог раздельно-параллельного обучения доктор медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает, что еще в древности люди осознали – мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских качеств возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское начало неумолимо исчезает, а его место занимают инфантильность, неуверенность, комплексы.

Учителя замечают разницу в поведении первоклассников в первый же день занятий: если девочки обживают новое для них пространство школы, то мальчики – исследуют. Девочки и мальчики по-разному воспринимают новый материал, первым нужно неоднократно повторять, а вторые «схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно представить, что мальчик напишет сочинение в несколько страниц, а для девочек – это не проблема. Пики и спады работоспособности у них не совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно нашли всему этому объяснение – важнейшие различия между детьми разного пола кроются в особенностях функционирования двух полушарий мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают разными, и гендерный подход к обучению не исключает индивидуального подхода.

В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все перемены, завтраки, праздники, внеклассные мероприятия у них общие. Негативных последствий пребывания в закрытых мужских или женских учебных заведениях здесь нет, а уроки построены по-разному для девичьих и мальчишечьих классов. Это и есть гендерное обучение.

Раздельное обучение – это не самоцель. Важно так выстроить процесс учебы, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать возможности, заложенные в них природой.

Плюсы и минусы гендерного обучения:

1. Современная школа как институт социализации мальчиков концентрирует в себе все проблемы и противоречия, ассоциирующиеся в массовом сознании с кризисом маскулинности.

2. Сложность, а то и прямая невозможность сочетания массовости образования с его индивидуализацией ставит школу перед лицом множества трудных дидактических, социально-педагогических и дисциплинарных проблем.

3. Положение мальчиков в школе осложняется тем, что монолитная модель гегемонной маскулинности, на которую ориентируется большинство мальчиков, не дифференцирует конкретных, заведомо не совпадающих и, тем не менее, дополняющих друг друга вариантов, образцов и путей самореализации. За конфликтом прошкольных, ориентированных на учебу и образование ценностей, и антишкольного, оппозиционного пацанства стоят не столько гендерно-возрастные, сколько социально-экономические, классовые проблемы и различия.

4. Вопреки мнению ряда психологов и социологов, современная школа сознательно не благоприятствует ни девочкам, ни мальчикам, сенсационные учебные достижения девочек достигаются вовсе не за счет мальчиков, а путем их собственных усилий. Это частный случай глобального процесса ослабления гендерной поляризации. Но, как и в социуме, это нередко воспринимается как угроза привычному гендерному порядку и создает социально-психологическое напряжение.

5. Отставание от девочек по учебной успеваемости затрагивает болезненное самолюбие мальчиков, подрывает привычный образ мужского превосходства, снижает самоуважение и отвращает некоторых мальчиков от школы, толкая их на путь девиантного и противоправного поведения. Однако эти гендерно-возрастные процессы тесно связаны с социально-структурными и этнокультурными вариациями, без учета которых современная школа успешно работать не может.

6. Одна из самых драматичных, причем глобальных, мировых проблем современной школы – резкое ослабление в ней мужского начала вплоть до полного исчезновения мужчины-воспитателя. Попытки вернуть в школу мужчину-учителя блокируются низкой оплатой педагогического труда, с которой мужчина не может согласиться, гендерными стереотипами и идеологической подозрительностью, родительской ревностью, сексофобией и гомофобией, из-за которых интерес мужчины к детям автоматически вызывает подозрения в педофилии или гомосексуальности.

7. В школьных взаимоотношениях мальчиков с девочками и друг с другом действуют те же социально-психологические закономерности, что и в остальных детских и подростковых сообществах. Особенно важное социально-педагогическое значение имеет школьное насилие – буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина), с которыми во всех цивилизованных странах, за исключением России, целенаправленно борются. Хотя по своим историческим истокам это поведение типично мальчишеское, его все чаще практикуют и девочки.

8. Все гендерные проблемы российской школы, начиная с различий в успеваемости мальчиков и девочек и кончая буллингом и хейзингом, – те же, что и в странах Запада. Но, вместо того чтобы ориентироваться в сложном современном мире, многие российские политики и идеологи, включая педагогов, мечтают о возвращении в идеализированное, чаще всего воображаемое прошлое. Ярче всего эта тенденция проявилась в спорах о совместном и раздельном обучении. В лучшем случае это означает потерю времени и денег, но чаще – усугубляет трудности страны и школы .

Литература

    Конституция Р.Ф. от 12.12.1993г.

    Игорь Конь Мальчик-отец мужчины [Электронный ресурс]: психологическая библиотека. shtm

    Нина Сёмина Раздельно или параллельно[Электронный ресурс]:газета «Здоровье детей» № 4, 2008. URL : (дата обращения 26.01.2015г.)

В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.

Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.

Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний - Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.

Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.

Приступив к работе в гендерном классе, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Начав работать в классе мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул - это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Я работаю по системе УМК «Перспектива», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.

Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.

Главным недостатком гендерного обучения и воспитания его противники считают недостаток общения с противоположным полом. По моему мнению, эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине - матери, брата к сестре, отца к дочери. Мы с педагогом, ведущим класс девочек в нашем лицее, составили совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе будут встречаться на уроках хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях.

Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.

На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.

Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.

Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.

И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:

1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек - кружки прикладного творчества, театральные.

2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.

3. С классом мальчиков должны работать больше преподавателей - мужчин.

4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.

5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно - это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

Клейн Екатерина Сергеевна/ Klein Ekaterina Sergeevna - учитель биологии МБОУ « СОШ № 99» г. Кемерово

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня воспитания и уровня знаний обучающихся в современных условиях.

Abstract: The relevance of the topic chosen due to the need to improve the level of education and knowledge of students in modern conditions.

Ключевые слова: гендерное обучение, гендер, маскульность, буллинг, хейзинг.

Keyword: gender training, gender, maskulnost, bullying, huizinga.

В России сейчас модно апеллировать к тому, как воспитывали детей «наши предки». При этом молчаливо подразумевается, что «чужие» предки своих детей не воспитывали или воспитывали неправильно.

Так например, женское образование как самостоятельная отрасль образования, обусловленная гендерной сегрегацией и неравноправным общественным положением женщины, многие годы было маргинальным. В античном мире девочки воспитывались исключительно в семье. В Средние века, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, готовившие девочек к пострижению в монахини. Позже там стали воспитывать также знатных девочек, которых готовили к роли жен и матерей. Так было и в Киевской Руси. Первое женское училище при Андреевском монастыре в Киеве княжна-инокиня Анна Всеволодовна открыла в 1086 г.

Но мы живём в цивилизованном мире, а признаком цивилизованного государства – равноправие граждан разного пола. После октябрьского переворота в России были приняты декреты о положении женщин, всеобщей грамотности и пр. Равенство еще раз подтверждено в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права человека» гласит: «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» .

После октябрьского переворота юноши и девушки нашей страны начали учиться вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании мужских и женских гимназий. По разным причинам эксперимент себя не оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.

В последнее время появилось понятие «гендерное» обучение, многие ученые и общественные деятели стали ратовать за раздельное обучение детей разного пола. Этому вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на ТВ.

Множество научных работ исследуют феномен появления изначальной женственности и мужественности. Взгляды физиологов, социологов, философов часто не совпадают, но ученые сходятся в одном: мужественность вторична и ее необходимо «создавать». Другими словами, если девочка с самого детства инстинктивно чувствует себя женщиной, то мальчику надо доказывать свою мужественность как окружающим, так и самому себе. Задача осложняется тем, что практически все, кто занимается воспитанием мальчиков, – женщины.

Так же усвоение мужской роли у мальчика затрудняется негативной реакцией взрослых на «мужские» качества: за них наказывают.

Разве современная школа воспитывает? Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за этого развиваются комплексы, которые они не могут преодолеть, даже став мужчинами. А если еще учесть, что преподают в школах в основном женщины и их методика преподавания рассчитана скорее на девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины «мельчают»? Отечественный идеолог раздельно-параллельного обучения доктор медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает, что еще в древности люди осознали – мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских качеств возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское начало неумолимо исчезает, а его место занимают инфантильность, неуверенность, комплексы.

Учителя замечают разницу в поведении первоклассников в первый же день занятий: если девочки обживают новое для них пространство школы, то мальчики – исследуют. Девочки и мальчики по-разному воспринимают новый материал, первым нужно неоднократно повторять, а вторые «схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно представить, что мальчик напишет сочинение в несколько страниц, а для девочек – это не проблема. Пики и спады работоспособности у них не совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно нашли всему этому объяснение – важнейшие различия между детьми разного пола кроются в особенностях функционирования двух полушарий мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают разными, и гендерный подход к обучению не исключает индивидуального подхода.

В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все перемены, завтраки, праздники, внеклассные мероприятия у них общие. Негативных последствий пребывания в закрытых мужских или женских учебных заведениях здесь нет, а уроки построены по-разному для девичьих и мальчишечьих классов. Это и есть гендерное обучение.

Раздельное обучение – это не самоцель. Важно так выстроить процесс учебы, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать возможности, заложенные в них природой.

Плюсы и минусы гендерного обучения:

1. Современная школа как институт социализации мальчиков концентрирует в себе все проблемы и противоречия, ассоциирующиеся в массовом сознании с кризисом маскулинности.

2. Сложность, а то и прямая невозможность сочетания массовости образования с его индивидуализацией ставит школу перед лицом множества трудных дидактических, социально-педагогических и дисциплинарных проблем.

3. Положение мальчиков в школе осложняется тем, что монолитная модель гегемонной маскулинности, на которую ориентируется большинство мальчиков, не дифференцирует конкретных, заведомо не совпадающих и, тем не менее, дополняющих друг друга вариантов, образцов и путей самореализации. За конфликтом прошкольных, ориентированных на учебу и образование ценностей, и антишкольного, оппозиционного пацанства стоят не столько гендерно-возрастные, сколько социально-экономические, классовые проблемы и различия.

4. Вопреки мнению ряда психологов и социологов, современная школа сознательно не благоприятствует ни девочкам, ни мальчикам, сенсационные учебные достижения девочек достигаются вовсе не за счет мальчиков, а путем их собственных усилий. Это частный случай глобального процесса ослабления гендерной поляризации. Но, как и в социуме, это нередко воспринимается как угроза привычному гендерному порядку и создает социально-психологическое напряжение.

5. Отставание от девочек по учебной успеваемости затрагивает болезненное самолюбие мальчиков, подрывает привычный образ мужского превосходства, снижает самоуважение и отвращает некоторых мальчиков от школы, толкая их на путь девиантного и противоправного поведения. Однако эти гендерно-возрастные процессы тесно связаны с социально-структурными и этнокультурными вариациями, без учета которых современная школа успешно работать не может.

6. Одна из самых драматичных, причем глобальных, мировых проблем современной школы – резкое ослабление в ней мужского начала вплоть до полного исчезновения мужчины-воспитателя. Попытки вернуть в школу мужчину-учителя блокируются низкой оплатой педагогического труда, с которой мужчина не может согласиться, гендерными стереотипами и идеологической подозрительностью, родительской ревностью, сексофобией и гомофобией, из-за которых интерес мужчины к детям автоматически вызывает подозрения в педофилии или гомосексуальности.

7. В школьных взаимоотношениях мальчиков с девочками и друг с другом действуют те же социально-психологические закономерности, что и в остальных детских и подростковых сообществах. Особенно важное социально-педагогическое значение имеет школьное насилие – буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина), с которыми во всех цивилизованных странах, за исключением России, целенаправленно борются. Хотя по своим историческим истокам это поведение типично мальчишеское, его все чаще практикуют и девочки.

8. Все гендерные проблемы российской школы, начиная с различий в успеваемости мальчиков и девочек и кончая буллингом и хейзингом, – те же, что и в странах Запада. Но, вместо того чтобы ориентироваться в сложном современном мире, многие российские политики и идеологи, включая педагогов, мечтают о возвращении в идеализированное, чаще всего воображаемое прошлое. Ярче всего эта тенденция проявилась в спорах о совместном и раздельном обучении. В лучшем случае это означает потерю времени и денег, но чаще – усугубляет трудности страны и школы .

Литература

  1. Конституция Р.Ф. от 12.12.1993г.
  2. Игорь Конь Мальчик-отец мужчины [Электронный ресурс]: психологическая библиотека. URL: (дата обращения 26.01.2015г.)
  3. Нина Сёмина Раздельно или параллельно[Электронный ресурс]:газета «Здоровье детей» № 4, 2008. URL: (дата обращения 26.01.2015г.)

Периодически в интернете с новой силой вспыхивают дискуссии о раздельном школьном обучении. Противники совместного приводят немало вполне разумных аргументов, сторонники тоже не лезут за словом в карман. В этом вопросе «намешано» много всего – начиная с религиозных догм, заканчивая чересчур прогрессивными подходами к «трансгендерной» тематике. Мы попробуем разобраться с тем, насколько целесообразно продолжать обучать девочек и мальчиков в одном классе, и есть ли будущее за раздельным подходом. Постараемся подойти к проблеме непредвзято и заранее не отметать ни одну из перспективных педагогических идей.

Гендерное обучение в школе: история вопроса

В настоящее время обучение на совместных принципах является общепризнанным атрибутом цивилизованного и гуманного к своим гражданам государства. Равноправие полов постулируется в качестве абсолютной догмы, и посягание на эти основы в идеологическом смысле не приветствуется даже со стороны авторитетных религиозных организаций. Естественно, так было не всегда – в России массовая традиция совместной учебы устоялась только в бурное послереволюционное время, в 20-е годы. Равные права для всех без исключения россиян гарантированы и современной Конституцией, касается это и обязательного среднего образования. Подобная ситуация и в большинстве цивилизованных стран, во всяком случае в государственном секторе, а вот в частных школах возможны варианты.

Надо отметить, что в советский период истории была попытка вернуться к раздельному подходу. В 40-е годы правительственным указом были образованы гимназии для девочек и мальчиков отдельно. Но просуществовал этот педагогический эксперимент сравнительно недолго – спустя десять лет школы вновь объединили. Сейчас немало видных общественных деятелей ратуют за раздельное преподавание школьных предметов, даже появился специальный термин – гендерное обучение. Само слово «гендер» в данном контексте означает половую принадлежность в социальном смысле. То есть, в современной западной педагогике понятием гендер почти целиком и полностью заменено привычное нам половое разделение, основанное на анатомии.

Это звучит несколько запутанно, но понять это различие необходимо, чтобы не возникало путаницы с принципами. Под гендером в актуальной психологической и педагогической литературе скрывается именно совокупность представлений о роли мужчины и женщины. То есть половая принадлежность не более чем данность, а гендер может быть скорректирован, выбран, переосмыслен и т.д.

Гендер в воспитании

Чтобы не путаться в современных американских и европейских работах по этой животрепещущей теме, обратимся к отечественным наработкам. Итак, половая принадлежность – как она формируется, и какие существуют риски? Для некоторых читателей покажется странным утверждение, что девочке половую идентификацию сформировать гораздо легче. Тем не менее, это так, во всяком случае, в российском обществе. Мальчик же по умолчанию должен доказывать свою мужскую сущность через поступки, реакции и прочие регулярные социальные взаимодействия.

Отсюда можно выделить проблему неполных семей, где воспитанием будущего мужчины зачастую занимаются мать и бабушка. Да и в полных «ячейках общества» нередко отец объективно много работает и практически отстранен от планомерного воздействия. Все это формирует некую систему ценностей, где во главе угла стоят послушание и конформизм. Специфические качества мужчины, такие как, например, целенаправленная активность, естественная агрессия, упрямство, в данной ситуации систематически «глушатся» неодобрением и наказанием.

Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек

Современная школа не ставит перед собой задачу как-либо скомпенсировать такую распространенную ситуацию. Здесь просто дают определенный багаж знаний, кроме того девочки зачастую успешней в учебе, активней во внеклассных занятиях. В таких условиях «сам собой» формируется некий ролевой стереотип пассивного троечника, который не хочет ни за что отвечать, брать обязательства или даже просто пойти на конфликт когда это нужно.

Сторонники раздельного обучения справедливо отмечают, что формирование маскулинного начала в чисто мужском школьном коллективе происходит более активно и целостно. Большинство ситуаций в учебе и вне ее провоцируют мальчика раскрывать свои качества – конкурировать, спорить, двигаться вверх в иерархии и т.п. Без такой среды специфические мужские качества не получают выхода, и нужные в дальнейшей жизни упорство, выносливость, смелость, агрессия просто не формируются как черты характера.


Есть плюсы в таком подходе и для девочек. Их пики активности и способ усвоения материала несколько отличаются от «мальчикового», кроме того отсутствие раздражителей и мелких конфликтов освобождает интеллект для усвоения большего количества учебного материала. Конечно, все это может иметь индивидуальные формы, но, в общем, такие различия отрицать глупо. Чтобы гендерное обучение было действительно эффективным, необходимо проводить предварительное тестирование, возможно, и отдельно готовить будущих школьников к совместной учебе в чисто женском или мужском коллективе. Многие отечественные педагоги являются противниками раздельного школьного образования именно по причине его не универсальности, если так можно выразиться. Оно потенциально подходит далеко не всем, хотя и большинству – резюмируем этот принцип так.

Гендерное и раздельное образование в России

В постсоветский период нашей истории, когда образовательная система претерпевала коренные изменения, появились некоторые любопытные эксперименты по данной теме. Общий принцип, одобренный Министерством образования, заключается в раздельной форме учебного процесса. При этом перемены и внеклассные мероприятия вроде экскурсий и походов мальчики и девочки проводят зачастую совместно. Такой формой организации процесса как бы снимаются неизбежные негативные проявления в закрытом классе, где все ученики одного пола. В утрированной форме мы можем это наблюдать в фильмах про тюремную субкультуру, где культивируется агрессия, крайние формы нигилизма и асоциального поведения. Конечно, в школьных заведениях таких «ужасов» удается избежать, но риск своеобразной моды на насилие существует, с этим нужно считаться и не закрывать глаза на проблему.

В 2016 году прошли общественные слушания по результатам этого образовательного эксперимента, к которым были привлечены профильные и смежные специалисты. Расширение такого опыта по их результатам не предвидится. И дело не столько в косности и традиционализме системы, сколько в недостаточной доказательной базе сторонников. Единственный плюс состоит в том, что педагогическое сообщество услышало о методе, ознакомилось с его нюансами и достижениями. Достаточная информация способна развеять профессиональные и родительские страхи, которые иногда попросту «демонизируют» гендерное обучение в школе.

К слову, даже в московской школе, где данный эксперимент продолжается без малого десятилетие, так и не смогли набрать преподавательский состав, который полностью состоял бы из мужчин. Женщины по-прежнему играют определяющую роль и в семье, и в школе – вынести их за рамки даже самого смелого эксперимента пока не удается. Родительские оценки раздельного образования по большей части крайне позитивны, это нельзя не отметить. Дети с большей охотой посещают школу, ответственней готовятся к учебе. Их специфические гендерные качества развиваются более гармонично, и это отмечают даже сторонние наблюдатели за процессом. Если резюмировать вышеизложенное, можно констатировать, что на данном этапе российская образовательная система не готова к раздельной форме преподавания. У данного положения вещей есть масса причин, начиная с организационных и заканчивая идеологическими. Но сам гендерный подход однозначно интересен и перспективен, а значит, при накоплении опыта и позитивных результатов отношение к нему может быть пересмотрено.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!