Гиперактивные дети проявления. Лечение гиперактивного ребенка

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Общие сведения

СДВГ - синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти. По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии , детской психиатрии , детской неврологии , детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно - ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз , эклампсия , угроза выкидыша , гемолитическая болезнь плода , стремительные или затяжные роды, употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение), асфиксия , недоношенность , родовые травмы у ребенка и др. К развитию синдрома гиперактивности у детей могут привести инфекционные заболевания и ЧМТ , перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом , мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей. Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный - преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.

Собственно гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики . Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.

Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез . Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития , в школьном возрасте - дисграфия , дислексия , дискалькулия . По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога , детского психиатра и детского психолога .

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.


Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден.

Такие малыши способны шокировать своим поведением, раздражать, приводить в ужас взрослых. Малышей ругают воспитатели, а детишек школьного возраста — учителя. Даже любящие родители от подобного поведения совсем не в восторге.

Малыш ничего не хочет запоминать, постоянно крутится, подрывает дисциплину. Конечно, большинство ребят активны. Но иногда поведение крохи переходит любые границы.

Столкнувшись с подобным диагнозом, важно понять, что такое гиперактивность? Это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором преобладают над торможением процессы возбуждения. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации, поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.

По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей. При этом у мальчиков значительно чаще встречаются патология, чем у девочек.

Причины заболевания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) закладывается еще до появления крохи на свет.

Причины возникновения патологии у детей кроются в неблагоприятных факторах во время протекания беременности:

  • угроза прерывания;
  • гипоксия плода;
  • курение;
  • неправильное питание;
  • стрессы.

У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате неблагоприятных факторов при родах:

  • недоношенность (рождение крохи до 38-й недели);
  • стимуляция родов;
  • стремительные роды;
  • затяжные роды.

Причины патологии могут быть в совершенно иных факторах:

  • наличие у малыша неврологических патологий;
  • постоянные конфликты или сложные отношения в семье;
  • чрезмерная строгость по отношению к ребенку;
  • отравление организма тяжелыми металлами (к примеру, свинцом);
  • неправильный рацион питания малыша.

Если у крохи сочетается сразу несколько факторов, то риск возникновения синдрома гиперактивности у ребенка увеличивается.

Симптоматика патологии

Очень важно знать, как проявляется и в каком возрасте детская гиперактивность. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.

Признаки патологии у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного. Кроха отличается:

  • излишней возбудимостью;
  • бурным реагированием на разнообразные манипуляции;
  • излишней чувствительностью к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;
  • нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует);
  • отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца);
  • запоздалым развитием речи.

Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения — прорезывание зубов, изменение питания и другие.

Симптомы патологии у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками:

  • неусидчивость;
  • большое число лишних движений у малыша;
  • хаотичность движений;
  • задержка речевого развития;
  • моторная неловкость.

Признаки заболевания дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются.

В этом возрасте большинство детей идут в садик. Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей. У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками:

  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • непослушание;
  • трудности при укладывании спать;
  • замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления патологии у школьников

У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.

Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неспособность сидеть на одном месте некоторое время;
  • затруднение выслушивания взрослого;
  • неуравновешенность;
  • заниженная самооценка;
  • вспыльчивость;
  • головная боль;
  • нервный тик;
  • возникновение разнообразных фобий (страхов);
  • энурез.

Симптоматика болезни у старших детей

Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык.

Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Разновидности патологии

Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:

  1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется болезнь бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, витанием в облаках.
  2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип патологии. Болезнь обусловлена индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.
  3. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Патология, при которой сочетается нарушение внимания и гиперактивность. Самая распространенная форма заболевания.

Возможные последствия

Большинство родителей наивно полагают, что малыш со временем перерастет. Однако изменения при непредпринятом лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться.

Осложнения запущенной патологии чреваты конкретными проявлениями физической агрессии:

  • избиение;
  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки суицида.

Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт. При этом гиперактивные ребята обладают прекрасным уровнем развития, нередко превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания.

Гиперактивные дети часто становятся творчески одаренными личностями. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту.

Диагностика патологии

Лечением гиперактивных детей занимаются следующие специалисты:

  • детский невролог;
  • психиатр;
  • психолог.

Диагноз при первичном обращении не ставится. В течение полугода ребенка наблюдают и обследуют. Клинико-психологическое обследование основано на:

  • методах беседы, интервью;
  • непосредственном наблюдении за поведением;
  • нейропсихологическом тестировании;
  • полученной информации от родителей и педагогов при помощи специальных диагностических опросников.

Как отличить активность от гиперактивности?

Родители нередко задаются вопросом — что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию? Для этого рекомендуется воспользоваться небольшим тестом на гиперактивность ребенка в приведенной следующей таблице:

Гиперактивный ребенок Активный ребенок
Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет. Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку.
Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы. Много и быстро говорит. Задает множество вопросов.
Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии. Нарушения пищеварения и сна встречаются редко.
Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно. Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике.
Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию – кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки. Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует.

Однако помните, что такая диагностика позволяет заподозрить патологию. Поставить окончательный диагноз может только врач.

Обследование юного пациента

Прежде чем лечить патологию, необходимо правильно поставить диагноз. Ведь за подобным синдромом может скрываться любое неврологическое и соматическое расстройство (анемия, гипертиреоз, хорея, эпилепсия, нарушение зрения, слуха, артериальная гипертензия).

Для уточнения диагноза ребенка направляют на консультацию к:

  • эндокринологу;
  • отоларингологу;
  • эпилептологу;
  • офтальмологу;
  • логопеду.

Подтверждается синдром гиперактивности только после следующих обследований:

  • МРТ мозга;
  • анализа крови (биохимия, общий);
  • ЭхоКГ;

Лечение патологии

Родителям необходимо строго уяснить, как бороться с данной патологией. Лечение включает в себя:

  • психотерапию;
  • психолого-педагогическую корректировку;
  • медикаментозную терапию;
  • немедикаментозные способы.
  • щадящее обучение (небольшой класс, дозированные задания, сокращенные уроки);
  • полноценный сон;
  • правильное питание;
  • нормальная физическая активность;
  • длительные прогулки.

Предпочтение отдается немедикаментозным способам лечения. Однако, что делать, если предпринятые методы оказались неэффективны? В этом случае выбор останавливается на медикаментозном лечении.

Двигательная активность

Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями.

Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт.

Психологическая помощь

Разработаны разнообразные методики, демонстрирующие, как вылечить патологию.

Они направлены на уменьшение тревожности, повышение коммуникабельности.

Психолог подскажет, как снизить агрессивность ребенка.

Путем моделирования различных ситуаций успеха, он поможет подобрать определенную сферу деятельности, в которой малыш ощутит себя достаточно уверенно.

Под руководством психотерапевта, психолога проводятся специальные аутогенные тренировки, индивидуальная, семейная, поведенческая психотерапия.

В коррекционной работе необходимо задействовать практически все окружение малыша – родителей, воспитателей, педагогов. Индивидуально разрабатываются специальные упражнения для развития памяти, речи, внимания.

Как лечить серьезные нарушения речи – способен подсказать логопед.

Медикаментозная терапия

Препараты назначаются как вспомогательные методы коррекции.

Для эффективного лечения может назначаться стимулятор. Это лекарство от патологии рекомендуется при сложных формах болезни. Оно помогает пациенту игнорировать отвлекающие моменты и улучшить концентрацию внимания. Популярными препаратами являются:

  • Аддерал;
  • Декседрин;
  • Концерта;
  • Фокалин;
  • Риталин;
  • Метилин;
  • Виванс.
  • Кортексин;
  • Глиатилин;
  • Энцефабол;
  • Фенибут;
  • Пантогам.

Использование народных средств

Борьба с патологией народными средствами может принести дополнительный положительный эффект. Однако помните, что так же легко она способна и навредить крохе. Поэтому перед применением обязательно посоветуйтесь с врачом.

Особенности общения с гиперактивным ребенком

Родителям следует настроиться на длительное лечение, которое потребует соблюдения определенных правил:

  1. Кроху следует часто хвалить, когда он заслуживает. Поощряйте и незначительные успехи, будьте к нему внимательны.
  2. Обязательно придумайте малышу ежедневные поручения (вынести мусор, застелить постель). Не выполняйте за него их.
  3. Заведите блокнот, в который записываете вместе с малышом каждый день его успехи.
  4. Ставьте перед малышом соответствующие способностям задачи, за выполнение которых обязательно хвалите. Не занижайте и не завышайте требования.
  5. Определите четкие границы – что нельзя, что можно. Малыш должен научиться справляться с трудностями, не создавайте тепличные условия.
  6. Не приказывайте малышу, старайтесь всегда просить.
  7. Вызывающее поведение крохи – это желание привлечь внимание. Проведите больше времени с ним.
  8. Поддерживайте дома строгий распорядок дня, который должны соблюдать все члены семьи.
  9. Старайтесь избегать чрезмерно людных мест – рынок, торговый центр – чтобы не спровоцировать перевозбуждения крохи.
  10. Оберегайте малыша от переутомления. Такое состояние вызывает повышенную двигательную активность и занижает самоконтроль.
  11. Не позволяйте малышу долго смотреть телевизор. Введите определенный режим просмотра и четко ему следуйте.
  12. Все ваши правила и ограничения должны обязательно быть выполнимыми. Поэтому перед введением их проанализируйте, сможете ли он выполнить их.
  13. Ребенок нуждается в налаженном режиме сна. Он должен просыпаться и ложиться спать в одно время. Малыш обязательно должен высыпаться.
  14. Учите ребенка думать о последствиях его действий и обучайте самоконтролю.
  15. Старайтесь сохранять спокойствие. Вы – пример для крохи.
  16. Малыш должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Это очень важно для него. Так же как и для ребят, страдающих от ожирения. Помогите выбрать сферу деятельности, в которой малыш сможет раскрыть способности.

Профилактические меры

Профилактика начинается до появления младенца на свет. Она предусматривает обеспечение нормальных условий для протекания беременности, родов.

Комплексная и своевременная коррекционная работа позволит малышу научиться контролировать поведение, правильно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Обязательным условием для полноценного развития гиперактивного ребенка является благоприятный микроклимат в детском коллективе и семье.

Доктор обращает внимание

Никогда не ставьте самостоятельно диагноз. Не вешайте ярлыков на малыша даже при наличии многих характерных признаков СДВГ. Наличие патологии может подтвердить только опытный специалист-психоневролог на основании тщательных обследований и ряда тестов. Ранняя диагностика позволяет значительно раньше предпринять необходимое лечение. При соблюдении адекватной терапии и рекомендуемых правил поведения кроха получает все шансы на выздоровление.

Гиперактивный малыш – это ребенок, который отличается поведенческими и неврологическими нарушениями. Крохе свойственны: неусидчивость, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, отвлекаемость, высокая двигательная активность. Такому ребенку требуется неврологическое, нейропсихологическое обследование. А помощь предполагает психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение, проведение необходимой психотерапии, лекарственной и немедикаментозной терапии.

Эти дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Что это – результат плохого воспитания или отклонения в психике ребенка? Зачастую ответить на этот вопрос затрудняются даже специалисты. Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.
Масштабы проблемы

Изучением гиперактивности учёные и специалисты многих стран занимались уже давно. Однако, мировая общественность забила тревогу тогда, когда накопленные данные научных исследований показали её масштабы и социальную значимость.

Статистика свидетельствует, что СДВГ среди детей школьного возраста распространён повсеместно. Процентное соотношение количества гиперактивных детей к общему их количеству в различных странах значительно отличается, однако, находится в диапазоне 1-18% в популяции. Разброс данных обусловлен отсутствием единых критериев для диагностики заболевания.

Большое беспокойство вызывает то, что дети с СДВГ (почти каждый десятый ребёнок) представляют собой группу риска. Такие дети, плохо адаптируясь в коллективе, а затем и в обществе, в зрелом возрасте могут иметь проблемы с законом. Согласно данным исследований учёных, до 80% преступников страдают этим заболеванием.

Вопрос заболеваемости СДВГ в Росси начали изучать значительно позже, чем за рубежом. Однако, поначалу исследования не носили системного характера. В последнее время ситуация изменилась к лучшему, о чём свидетельствует ежегодно возрастающее количество публикаций. Несмотря на это, в среде широких слоёв населения и даже в среде педагогов, врачей-педиатров имеет место неосведомленность в вопросах, касающихся этого заболевания. В результате 70-90% российских детей с СДВГ остаются без всякого лечения. Имея постоянные неприятности в школе, не находя понимания дома и не получая необходимой им родительской любви, такие дети зачастую ищут поддержки в уличных кампаниях. Последствия в большинстве случаев бывают плачевными.

Причины возникновения заболевания

Клиническая картина СДВГ характеризуется большим разнообразием нарушений поведения, трудностями восприятия и социальной адаптации. Это говорит о том, что заболевание синдромом может быть вызвано множеством различных факторов.

Выделяют несколько возможных причин заболевания:

1. Биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы).

2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).

3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).

По мнению многих учёных, причиной заболевания может быть также наличие и других факторов (экология, пищевые красители и консерванты, рафинированные продукты питания, дефицит витаминов и минералов).

Признаки гиперактивности

Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:

1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается; во время занятий легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.

3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность;

Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.

В зависимости от сочетания перечисленных признаков различают несколько форм заболевания: синдром с преобладанием дефицита внимания; с преобладанием гиперактивности и импульсивности; смешанная форма.

По степени выраженности симптомов заболевания СДВГ имеет 3 формы: лёгкую, среднюю и тяжёлую.

Динамика развития заболевания

Первые признаки заболевания заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус.

К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует.

Наиболее ярко признаки заболевания проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период.

Второй пик проявления признаков заболевания отмечается в 12 – 14 лет. Он приходится на период полового созревания ребёнка.

После 14 лет в большинстве случаев признаки болезни практически исчезают. Происходит компенсация недостающих функций головного мозга. Однако, вторичные приобретённые признаки нередко остаются и формируют тип «трудного подростка».

Возрастная динамика развития заболевания у мальчиков и девочек несколько различается.
Диагностика и лечение гиперактивности

Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог. При этом потребуются дополнительные обследования и консультации с родителями, врачом-педиатром, педагогом, психологом, возможно с невропатологом и психиатром. Сложность диагностики СДВГ объясняется отсутствием у больного каких-либо патологических изменений мозга, которые можно было бы выявить аппаратными средствами при медицинском обследовании. К тому же, дело осложняется наличием у больных с синдромом большого количества признаков, сходных с признаками других психоневрологических заболеваний или пограничных психических состояний.

Полное обследование ребёнка может затянуться на несколько лет и требует от родителей большого терпения и настойчивости.

В США и западноевропейских странах детей с синдромом лечат в основном медикаментозными методами. Психотропные препараты эффективны, удобны в применении. Однако, наряду с положительными качествами, они имеют и отрицательные: подавляя признаки СДВГ, само заболевание не лечат; позитивный эффект лечения недолговременный, т. е. после окончания курса приёма препарата признаки гиперактивности проявляются вновь и лечение может продолжаться годами; возникает эффект привыкания к препарату, что требует постепенного увеличения его дозировки; имеют место побочные явления в виде головных болей, потери аппетита, бессонницы, раздражительности.

В России основной упор делается на поведенческо-двигательную терапию с медикаментозной поддержкой или без неё. Вопрос о применении лекарств решается лечащим врачом в каждом конкретном случае отдельно.

Цель лечения СДВГ – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе.

Лечение должно носить комплексный характер и в общем случае включать:

Консультирование родителей;

Педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;

Двигательные занятия с ребёнком;

Психологическую терапию;

Медикаментозную поддержку.

По мнению учёных, наиболее благоприятный для лечения возраст - это 5-8 лет. Если синдром не лечить, то его признаки могут проявляться и в зрелом возрасте. При этом к первичным признакам заболевания добавляются вторичные, социогенного характера из-за постоянного отставания в учёбе и конфликтов с окружающими.

При первых подозрениях на наличие у ребёнка СДВГ необходимо обратиться к врачу-психоневрологу или психологу за консультацией. Ранняя диагностика и своевременное лечение являются залогом оптимистического прогноза заболевания.

В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью в садик или школу.

Следует избегать переутомления ребёнка, будь то занятия, просмотр телепередач или сиденье у компьютера. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.

Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.

Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.

Не следует сдерживать проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что, несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.

Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать ему пример здорового образа жизни и правильных поступков.

Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.

Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

Следует исключить из рациона ребёнка продукты с пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.
Заключение

Гиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема, имеющая для общества государственное значение. Количество детей с СДВГ угрожающе велико и продолжает расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих, дети с синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют «трудный ребёнок». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании методов диагностики, лечения и педагогической работы с больными детьми.

Гиперактивного ребёнка нужно лечить. И лечить правильно.
Рекомендованная литература:
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЁНОК или Всё о гиперактивных детях. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Психотерапия, 2008. – 208 с.
Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребёнок. СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160 с.

В медицинской практике геперактивность — это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.

Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.

Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по разному. У большинства детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить. Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.

При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.

Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.

Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи лет. Их можно спутать с другим расстройством — синдромом дефицита внимания, а так же нормальным поведением ребенка. Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько признаков расстройства — это не значит, что ребенок — гиперактивен. И напротив, если признаки присутствуют во всех ситуациях — дома, в школе, при внеклассных занятиях и на прогулках — пришло время поближе познакомиться с психологом и врачом.

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

Различные инфекции;

Родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

Отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

Неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Основные признаки гиперактивности

Распознать гиперактивность у ребенка можно по следующим признакам:

1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.

2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.

3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.

4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.

5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.

6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.

7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.

8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.

9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции — как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.

10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.

11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.

12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.

Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.

Дефицит внимания и гиперактивность у ребенка

Если окружающие утверждают, что ребёнок гиперактивен, это может означать что у него присутствует так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов — психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования так же постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Если врач определяет, что ребенок имеет СДВГ, он предлагает родителям помочь в решении проблемы. Многим детям назначаются лекарства, помогающие контролировать поведение. На текущий момент существует огромное количество медикаментов, которые могут полностью вылечить это состояние. Медицина может помочь детям: фокусировать внимание, успокоить нервную систему, уравновесить поведение, улучшить память и внимание.

Некоторые лекарства ребёнок будет принимать только перед школой, некоторые — каждый день в рамках проведения лечебного курса. Лекарства предлагаются детям в виде сладких жидкостей, таблеток, капсул и жевательных конфет. Назначить лечение может только врач, после консультаций с родителями.

Детям имеющим СДВГ нужна не только медицина, но и изменение образа жизни. В этом случае терапевт и психолог может предложить родителям индивидуально разработанный план по изменению образа жизни, дать рекомендации о том, что будет полезно, а чего следует избегать.

Детям так же очень полезна релаксация и поведенческая терапия. В релаксотерапии врач научит ребенка расслабляться, успокаиваться, делать глубокие дыхательные упражнения, расслаблять различные группы мышц. Поведенческая терапия может научить детей ставить перед собой цели и достигать их.

Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз) об этом обязаны знать не только родственники и врач, но и учителя и директор школы, которую посещает ученик. Тогда ребенок сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо. Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.

В большинстве случаев дети имеющие СДВГ имеют нормальное, счастливое детство, а при правильном подходе полностью устраняют недуг.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Психологи всего мира считают, что если у детей наблюдается признаки гиперактивности, обусловленные поведенческим расстройством — их следует устранять, чем раньше, тем лучше. Это позволит избежать разочарований и трудностей, которые могут возникнуть от низкой самооценки, а так же трения и стресса накапливающего у семьи и окружающих.

Если у ребенка обнаружены симптомы гиперактивности, которые схожи на СДВГ, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного врача и психолога. Вы сможете вовремя устранить гиперактивность, применив простые общедоступные меры.

Вариантов устранения недуга сегодня существует огромное множество. В качестве терапевтических мер может быть назначено изменение диеты, комплекс физических упражнений, изменение домашней обстановки, посещение детских кружков, любые другие отвлекающие факторы, которые позволят свести проблему к минимуму.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым. Гиперактивным детям нужны эффективные стратегии воспитания развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром. Им нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.

Психологи советуют:

1. Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например ложиться спать после прочитанной сказки.

2. Создать для ребенка спокойную, предсказуемою обстановку, без каких либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3. Организовать для ребенка активный физических режим с посещением спортивных секций и занятий.

4. Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это позволит расходовать лишнюю энергию.

5. Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.

Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей — это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

В переводе с латинского языка термин «гиперактивность» означает деятельность, превышающую норму. Такое явление достаточно часто встречается у детей. Но, не стоит путать детскую неусидчивость с какими-то функциональными нарушениями. Если ребенок становиться чрезмерно невнимательным, импульсивным, непоседливым, упрямым, то стоит рассмотреть его состояние как заболевание. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, не только доставляют неприятности себе самим, но и своему окружению.

Определить наличие заболевания возможно при опытным врачом-педиатром. Ребенку в таком особенном состоянии, вызванном нарушениями деятельности мозга, необходимо оказать своевременную помощь. Ведь ее отсутствие может привести к формированию асоциальной или даже психопатической личности.

Факторы, провоцирующие возникновение гиперкинетического синдрома

Клиническая картина проявляется в нарушении поведения, и социальной адаптации. Какое бы происхождение не имела гиперактивность у детей, лечение ее возможно и необходимо для избавления ребенка от значительных проблем в учебе и трудовой деятельности. Данное заболевание может быть вызвано различными факторами:

  • биологическими, представленные наследственной предрасположенностью, осложнениями во время беременности;
  • генетическими, представленные врожденными отклонениями от нормы некоторых систем головного мозга;
  • социальными, представленные характером и склонностями родителей, условиями воспитания в школе и семье, материальным положением семьи;
  • экологическими, представленные некачественными продуктами питания с красителями и консервантами в составе, дефицитом минералов и витаминов.

Проявление гиперактивности у взрослых связано с наличием еще детских симптомов СДВГ, которые не были устранены. Многие даже не догадываются о своей взрослой гиперкинетике пока не столкнуться с врачебным лечением невроза или депрессии.

Признаки СДВГ можно спутать с другими заболеваниями, например, с . До года гиперактивность у детей проявляется в плохом сне, повышенной подвижности, чрезмерной реакции на световые и звуковые раздражители, повышенном или пониженном мышечном тонусе.

Из разнообразных симптомов гиперактивности, у детей можно выделить следующие:

  • Активная двигательная деятельность: ребенок суетится, находится в постоянном движении (зачастую без конкретной цели), становится неусидчивым, постоянно дергает руками и ногами, его многословная речь сопровождается проглатыванием слов.
  • Полное отсутствие внимания: ребенок становится невнимательным, неорганизованным, часто делает ошибки, постоянно отвлекается, забывает или теряет свои вещи.
  • Чрезмерная импульсивность: у ребенка может наблюдаться агрессия, конфликтность по отношению к другим, невосприимчивость определенных правил и запретов.
  • Кишечные расстройства, аллергические приступы, головные боли.

У взрослых гиперактивность проявляется в хроническом опоздании на работу и деловые встречи. Такие люди беспокойны, неорганизованны, находятся в постоянном напряжении. У них часто меняется настроение, их самооценка занижена, и они не могут управлять своим гневом. Кроме того, из-за постоянных проблем в учебном процессе и конфликтных ситуаций с окружающими людьми, первичные признаки синдрома дополняются вторичными, имеющими социогенный характер.

Как лечить гиперактивность у детей

Даже если ребенок имеет многие характерные признаки СДВГ, подтвердить наличие заболевания сможет лишь опытный врач-психоневролог посредством ряда тестов и наблюдений. При ранней диагностике гиперактивности шансы на выздоровление у ребенка значительно повышаются

Методы лечения СДВГ направлены на восстановление нарушенных функций центральной нервной системы и его адаптацию в обществе. Лечение является многофакторным. Оно представлено диетой, не медикаментозным и медикаментозным вмешательством.

Определить может только специалист. Методы родительского воздействия на гиперактивных детей различны. Все зависит от индивидуальных особенностей больного. Но, исходя из специфической психологии таких детей, можно выделить рекомендации, которые облегчат процесс воспитания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!