Глаголы бежать и хотеть относятся к. Разноспрягаемые глаголы: что это такое? Спряжение разноспрягаемого глагола «хотеть»

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение. К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е.

Формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчатI спряжение II спряжение

Ем -у(-ю) -им

Сте -ишь -ите

Ут (-ют) -ит -ат(-ят)

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение, горишь, спишь - II спряжение.

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, дышать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся: 1) хотеть - в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу - хочешь - хочет), а во множественном числе - по II (хотим - хотите - хотят); 2) бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению); 3) чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употребляется реже, чем чтут; 4) брезжить («рассветать, чуть светиться») - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит - II спряжение) и множественного числа (брезжут - I спряжение): Рассвет чуть брезжит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.).

ед. ч. е-м е-шь ест дам дашь даст

мн.ч. едите едим ед-ят дадите дад-им дадут

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ.

Числа настоящего времени - есть и суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой), а будущее время образуется от другого корня: буду - будешь - будет - будем - будете - будут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам).

разноспряга?емые глаго?лы

глаголы, личные формы которых используют окончания 1-го и 2-го спряжения. Эти немногочисленные глаголы (хотеть, бежать и их производные) доставляют определённые трудности говорящим: хочет (не хотит!), хотим (не хочем!), бежим (не бегим!). Особые формы спряжения у глаголов есть, дать и их производных.

Понятие о классах глаголов

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют).

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют).

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят.

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

Тема : «Разноспрягаемые глаголы»

(Ильичева Е.П., учитель русского языка и литературы МБОУ Старицинская СОШ)


– Я хочу прочитать стихотворение. Внимательно послушайте его и скажите, о каком грамматическом признаке глагола говорится в нём?

Как начнёшь ты меня гнать,


Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь мною ты вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
И тебя не буду видеть,
Лишь открыто ненавидеть.
– (о спряжении). А что такое спряжение? (Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени ) Как определить его? Какие гласные пишутся в безударных личных окончаниях глаголов?

Задание : вставить пропущенные буквы в личные окончания глаголов, объяснить написание, определить спряжение.

3 лицо ед.ч . 3 лицо мн.ч. 2 лицо ед.ч.

Стон..т Та..т Стел..шь

Завис..т Гон..т Стро..шь

Крош..т Пил..т Кол..шь

Пен..тся Жал..т Бор..шься

Смотр..т Кле..т Дыш..шь


Задание : распределить слова в 2 колонки: 1 спр. и 2 спр., выделяя личные окончания глаголов. (У доски работают у человека . Коллективная проверка, анализ ошибок).

Хлещ..т, дыш..т, се..шь, люб..шь, ла..т, броса..шь, ненавид..т, руб..т, ре..т.


    1. Объяснение нового материала.

а) Введение новой темы через проблемное задание.

Учащимся предлагается выполнить проблемное задание.

Задание : лингвистическая игра «Четвертый лишний. Какой глагол в этой группе слов является лишним? Обоснуйте свой ответ.

Молчать, кричать бежать ворчать.

В случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы - поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа

В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание, что глагол бе жать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит , НО бегут.

В этой статье мы перечислим , а также объясним, почему они так называются .
Разноспрягаемые глаголы - это глаголы, которые спрягаясь по лицам, имеют окончания, как первого, так и второго спряжения. Поэтому они и называются разноспрягаемые.
Напомним, что к первому спряжению относят глаголы, неопределенная форма которых, как правило, заканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть. Ко второму спряжению глаголы, оканчивающиеся на –ить. Конечно, есть много глаголов исключений.
Отдельная группа - разноспрягаемые глаголы. Перечислим их.
К разноспрягаемым глаголам относятся основных 2 глагола: БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. Также сюда относятся их производные: прибежать, захотеть, убежать, перехотеть и т.д.. Чтобы показать наглядно их свойства, проспрягаем их по лицам.
Глагол – хотеть :
я хочу
ты хочешь
он хочет
Как мы видим, они имеют окончания первого спряжения. НО спрягаем дальше
мы хотим
вы хотите
они хотят
В этом формах глагол идет с окончаниями второго спряжениями.

Проспрягаем глагол бежать.
я бегу
ты бежишь
он бежит
мы бежим
вы бежите
Казалось бы, все формы имеют окончания второго спряжения.
Но, в 3-м лице множественного числа:
они бегут - окончание I спряжения.

Есть также глаголы, которые часто путают с разноспрягаемыми. Это глаголы с особой нехарактерной формой образования окончаний: дать, есть, создать и производные от них: съесть, отдать и т.п.
Для примера проспрягаем глагол дать.
Я дам
Ты дашь
Он даст
Мы дадим
Вы дадите
Они дадут
Этот и другие глаголы не разноспрягаемые, хотя и имеют отличные от других окончания при спряжении.

Также путают глаголы, имеющие формы на выбор.
Например: чтить > они чтут / чтят , сыпать > они сыплют /сыплят , трепать > они трепят /треплют и другие….Это тоже не

Особых проблем с написанием разноспрягаемых глаголов не возникает. Все формы создаются правильно на уровне интуиции. Иногда вместо хотим, поспешно употребляют – хочем, что, конечно же, неверно.
Запомнить разноспрягаемые глаголы можно достаточно просто, поскольку их всего два.
В зависимости от того, как работает ваша память, можно:
1. Составить ассоциацию. Хотеть бежать – полезно для здоровья.
2. Запомнить в стихах.
Бежать, хотеть, мы будем по-особому спрягать
Разноспрягаемы они, и это надо знать!
3. Нарисовать образ. Например бегуна, который хочет бежать.

После такого подробного разъяснения вопросов по разноспрягаемым глаголам остаться не должно. Желаем вам запомнить это надолго. Если у вас остались какие то вопросы, обязательно пишите их в комментариях.

tradingbanks отзывы (http://www.moidagestan.ru/news/politics/51984) - вы можете почитать на сайте moidagestan.ru .

Изо дня в день мы слышим различные варианты произношения слов. Например, один человек может сказать "хотим", а другой - "хочем". И каждый говорящий считает свой вариант единственно правильным, но аргументировать выбранную позицию может далеко не всякий.

Попробуем разобраться, почему в разговорном языке появляется несколько вариантов произношения одного и того же слова. И выясним, какой же из них все-таки правильный. Эта статья будет полезна и учащимся, и взрослым, которые стремятся повысить свой уровень грамотности.

Спряжение глагола

Причина возникновения вариаций произношения - разноспрягаемые глаголы. Но прежде чем понять, что это такое, повторим основы.

Спряжением называется изменение формы глагола по числам, временам, родам и лицам. От него напрямую зависит то, как будет звучать слово. Спряжение определяется по окончанию глагола. Существует всего два ключевых вида. Рассмотрим окончания, которые встречаются в каждом из них:

Как видно из таблицы, для I спряжения характерны окончания: -у/-ю, -ёшь/-ешь, -ёт/-ет, -ём/-ем, -ёте/-ете,-ют/-ут. Для II - -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ят/-ат.

Определить, к какому конкретно виду причисляют глагол, довольно просто. Достаточно следовать алгоритму:

  1. Запоминаем по таблице гласные, которые могут встретиться в окончаниях обоих типов.
  2. Смотрим: ударная на конце слова позиция или нет.
  3. Если гласная в окончании под ударением, то просто вспоминаем, к какому типу относятся глаголы, оканчивающиеся на нее.
  4. Для того, чтобы определить спряжение слова на безударную букву, ставим его в инфинитив.
  5. Смотрим на гласную, стоящую перед суффиксом -ть. Ко второму типу причисляют глаголы на -ить и одиннадцать слов-исключений, к первому - все остальные и «брить», «стелить».
  6. Если хотите убедиться в том, что ваши выводы верны, измените слово по лицам и сравните окончания с таблицей.

Разноспрягаемые глаголы

Иногда, изменяя слово по лицам, вы будете видеть окончания, характерные и для I, и для II типа сразу. И тогда сразу возникает путаница. «Как определить спряжение при таком раскладе? К какому типу отнести глагол?», - спросите вы себя.

Ответ прост: подобные слова не относятся ни к I, ни ко II. Их выделяют в специальную группу «разноспрягаемые глаголы». Особенности звучания в разных родах и числах и определяют их специфику.

В личных формах этих глаголов встречаются окончания обоих типов. Оттуда и говорящее название.

Иногда разноспрягаемые глаголы путают со словами, которые имеют нетипичную систему окончаний. На самом деле, это другая обособленная группа данных частей речи. Для того чтобы понять, чем они отличаются, попробуем ответить на вопрос: «Глагол «дать» разноспрягаемый?».

Окончания в формах множественного числа совпадают с теми, которые встречаются в I и II спряжении. Но что насчет остальных? Здесь все иначе. Подобных форм в современной системе русского языка нет. Такие слова сохранили архаичные окончания. Значит, эти глаголы причисляются к иному типу: «особоспрягаемые». Помимо "дать", к этой же малочисленной группе относится «есть», и все приставочные производные данных слов.

Как узнать разноспрягаемый глагол?

Слово, которое использует окончания I и II спряжения сразу, узнать просто: достаточно изменить его по лицам и числам. Однако такие усилия ни к чему, ведь к разноспрягаемой группе относятся только «бежать» и «хотеть». Стоит запомнить, как выглядят разные формы этих слов, чтобы избежать ошибок.

Разноспрягаемые глаголы: примеры изменения

хочу, бегу

хотим, бежим

хочешь, бежишь

хотите, бежите

хочет, бежит

хотят, бегут

Из таблицы видно, что оба слова применяют окончания из двух групп. К разноспрягаемым относятся все производные от «хотеть» и «бежать». К этой же группе часто ошибочно причисляют глаголы, которые имеют несколько вариантов произношения. Например: чтут/чтят, сыплют/сыпят.

У большинства людей проблем с образованием различных форм глаголов не возникает. Они делают это интуитивно и не ошибаются. Но некоторые пытаются изменять все слова по одним и тем же правилам, тогда-то мы и получаем варианты: «хочем», «бежим» и им подобные. Естественно, считать подобные варианты правильными нельзя. Ведь эти слова не изменяются по модели первого или второго типа.

Довольно легко запомнить, как пишутся и произносятся разноспрягаемые глаголы. Примеры из таблицы помогут тем, у кого возникают трудности. Если выучить окончания наизусть, никогда не ошибетесь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!