Главные герои сказки петька на даче. «Анализ рассказа "Петька на даче" Андреева Л.Н

Терзает, мучит, раздирает на части, и в то же самое время наполняет жизнь смыслом. От неё невозможно отказаться, но и приблизиться к ней вплотную порой несбыточно. Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» (краткое содержание следует далее) повествует именно о такой мечте…

Вольная тюрьма

В парикмахерской раздаётся окрик, отрывистый и громкий: «Мальчик, воды!» К Осипу Абрамовичу, парикмахеру, подбегает Петька, мальчик десяти лет, и худыми, нескладными ручонками протягивает жестянку с горячей водой. Вокруг скучный запах дешевых духов, мухи, грязь. Посетитель, как правило, нетребовательный: приказчики, швейцары, рабочие, мелкие чиновники, старые и молодые, аляповато одетые, с румяными щеками и маслянистыми наглыми глазками. За окном серые от пыли деревья, такие же серые, неохлаждённые тени от них. Невдалеке виднеются дома «дешёвого разврата». На скамейках сидят мужчины, женщины, странно одетые, со злыми, а зачастую и вовсе равнодушными лицами. Пьют водку, смеются, говорят хриплыми голосами, обнимаются, порой ругаются и даже дерутся, что не вызывает страха или жалости, а наоборот - всеобщее оживление и веселье… Петька не знал, мало ли, много ли он жил таким образом. Бесконечная вереница дней и ночей слилась воедино, в один длинный неприятный сон с постоянными криками: «Мальчик, воды!», - с растянувшимися рассказами его друга Николки о пьяных бабах и мужиках, и с нескончаемыми подношениями горячей воды, снова и снова… Рассказ Андреева «Петька на даче» на этом не заканчивается.

Неуловимая мечта

Продолжая рассказ «Петька на даче», вернёмся к главному герою. Из всех служащих в парикмахерской Петька был самым младшим. Когда-то его мать, кухарка Надежда, отдала мальчика в подмастерье к Осипу Абрамовичу. С тех пор он там ел, спал и служил, зимой и летом, без выходных и праздников, не ведая о других краях, или даже об иных кварталах и улицах. Время от времени его навещала мать, приносила угощения и сласти. Он лениво ел, мало говорил, не жаловался, и только просил забрать его отсюда. Куда? Он и сам не знал. Ему просто хотелось куда-нибудь далеко, в совсем иное место. Очень хотелось. Но какое это должно быть место? И сие ему было невдомёк. Поэтому он быстро забывал о своей просьбе, вяло, отрешенно прощался с матерью, не спрашивая, когда она приедет снова. Петька не знал, плохо ему живётся в парикмахерской или хорошо, скучно или весело, однако с каждым новым днём он всё более худел, покрывался нехорошими струпьями, и всё чаще разливал воду. Посетители то и дело с брезгливостью смотрели на грязного, веснушчатого, худого мальчика, который с острыми морщинками около глаз и под носом больше походил на старого карлика.

Дача

Рассказ «Петька на даче», краткое содержание которого изложено в данной статье, на этом не заканчивается. Однажды в обед нежданно-негаданно приехала Надежда и сообщила Петьке, что его вместе с ней отпускают погостить на дачу, в Царицыно, где живут её господа. Мальчик смутно представлял себе, что такое дача, однако внутри ощутил необъяснимую радость. Произошло то, о чём он мечтал. Он поедет в то самое место, куда он неосознанно стремился. Интересно, какое оно? Вокзал с его грохотом, сутолокою, торопливыми пассажирами; вагон поезда, проносящиеся за окном яркие пейзажи; бесконечный задумчивый лес, ясное, широкое небо, которое невозможно увидеть в городе; полянки, весёлые, светлые, зелёные - новые впечатления страшили, волновали, и вместе с тем наполняли его душу невиданным восторгом. Он смотрел и боялся пропустить, потерять малейшую подробность этого нового для него мира.

Прошло два дня. Только что вырванный из «каменных объятий городских громад», бледный, взволнованный, страшащийся, словно щенок, голубой глади озера, Петька уже чувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что существует парикмахерская, Осип Абрамович и вечный крик: «Мальчик, воды!» Он растолстел, хотя ел совсем мало. Незаметно и как-то вдруг исчезли с его лица морщинки, словно кто-то прошёлся по ним горячим утюгом. Он научился вырезать в орешнике удочку, копать червей и удить рыбу.

Возвращение в реальность: конец мечте

В конце рассказа «Петька на даче», краткое содержание которого упускает множество деталей, барин привозит из города Надежде письмо: Осип Абрамович срочно вызывает Петьку обратно на работу. Кухарка расплакалась и с тяжелым сердцем пошла звать сына. Ничего не подозревающий Петька играл на заднем дворе в «классики». Слова матери: «Надобно ехать, сынок!» - ничего для него не значили. Он улыбнулся и удивился. Для него больше не существовал город, парикмахерская с расколотыми зеркалами и вечно недовольный Осип Абрамович. Они стали для него призраками, безликими фантомами, а дача, удочка и запланированная на завтра рыбалка - фактами, его новой реальностью. Но постепенно его мысли стали проясняться, и произошла удивительная перестановка: Осип Абрамович стал самой что ни на есть объективной реальностью, действительным фактом, а удочка превратилась в призрак. Мальчик не просто заплакал, а начал неистово кричать, упал на землю, и начал кататься по земле.

На следующий день Петька отправился обратно, в город. И снова звучало резкое: «Мальчик, воды!», - и вновь сонные, апатичные глаза не видели, как расплескивали то там, то здесь горячую воду. А по ночам раздавался тихий голосок, и Николка жадно ловил каждое слово о даче, о том, чего никто, никогда не слышал и не видел, и всматривался в маленькое худое лицо, испещрённое мелкими морщинками около глаз и под носом…

Ещё раз хочется напомнить, что рассказ называется «Петька на даче». Краткое содержание не может передать всю тонкость и глубину чувств главного героя, поэтому прочтение произведения просто необходимо.

Сочинение

Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» - судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу. Андреев подчеркивает грозный взгляд, который бросает на мальчика парикмахер Осип Абрамович. Временами он шепчет угрозы, предвещающие наказание.

Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. Причем квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство. И на фоне этой изнанки жизни в постоянном труде проходит детство героя рассказа. Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ.

Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное однообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья. Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: «Мальчик, воды». Праздников нет. Рисуя портрет героя, Л.Н. Андреев показывает, как подобная беспросветная жизнь иссушает детскую душу. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.Н. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика.

Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Л.Н. Андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Перед читателем разворачивается подлинная трагедия ребенка, которого лишили детства. Петька по-мальчишески реагирует на создавшуюся ситуацию: кричит и плачет. Но вскоре герой успокаивается и покорно возвращается к своим обязанностям. Барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной помощи вспоминают лишь о том, что кому-то сейчас в этом мире живется еще хуже. Потом они с чистой совестью идут на танцы развлекаться.

Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему. Такую реальную помощь оказывают мальчику Сашке из рассказа «Ангелочек» Свечниковы, которые оплачивают его обучение в гимназии. Однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение детей в обществе можно только на государственном уровне. Отдельные меценаты не решат ситуацию кардинальным образом.

Судьбу Петьки можно считать типичной для того времени судьбой ребенка из бедной семьи. Не случайно в рассказе выведена фигура еще одного мальчика - Николки, который на три года старше Петьки. Слушая грязные истории, которые рассказывает Николка про посетителей, Петька думает о том, что ко-гда-то будет такой же, как Николка. «Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место», - подчеркивает Л.Н. Андреев.

Рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» впервые опубликован в «Журнале для всех» в 1899 г. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным парикмахером Москвы. Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька».

Жанр рассказа предполагает временную ограниченность, значит, мы ориентированы на повествование о каком-то периоде, но не всей жизни героя. Рассказ – это эпический жанр, следовательно, внимание автора сосредоточено на изложении событий. Перед нами рассказ-событие. Его содержание – отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана. С первого предложения читатель оказывается свидетелем события без подготовки и объяснения, точно так же он покидает героев, как бы не дослушав до конца их разговор. Названием автор подчеркнул значимость центрального эпизода – пребывание на даче.

Рассказ повествует об отчётливо распадающейся на два мира жизни – в городской парикмахерской и на даче.

В центре рассказа «Петька на даче» судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу. Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень много, они есть, конечно, и сейчас. Но сегодня родители не отправляют своих детей работать, а просто они сами вынуждены уйти из дома, чтобы хоть как-то прокормить себя.

Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской.

Прочитав рассказ, мы не сразу узнаем, как звали героя, автор использует глагол назывался по отношению к Петьке. Так обычно называют вещь.

Рисуя портрет героя, Л.H. Андреев показывает жизнь ребенка и то, как окружающая обстановка влияет на мальчика. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.H. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика: «…прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле, и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать, и часто казалось, что все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон.

При описании Петьки в парикмахерской возникает мотив сна, для того чтобы показать, что во время сна человек исключает себя из окружающего мира, попытка уйти, сон – единственный выход из этого безобразного мира.

В рассказе появляются зеркала «одно зеркало с трещиной, а другое кривое и потешное», в них автор видит символичный подтекст: зеркало как отражение мира, вокруг Петьки мир предстает кривой, потешный, с трещиной.

Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: «Мальчик, воды»,– и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

Карликами в сказках называют заколдованных детей. Петька выглядит как старик, потому что у него нет настоящего детства. Его заколдовала сама жизнь, окружающий его мир.

Автор описывает обстановку, в которой живет мальчик и в которой протекает его детство – это квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство.

Слово грязный чаще всего повторяется в описаниях. Только в первой части оно повторяется семь раз и является главным определением городской жизни, причём в трёх лексических значениях:

1) запачканный, нечистый;

2) безнравственный, аморальный;

3) серовато-мутный.

В городе автор описывает поведение Петьки: «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно. Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесенные сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда».

Жизнь мальчика беспросветна, ему не вырваться из грязного и циничного существования города, он «думал, что когда-нибудь и он будет такой же». «Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похожие один на другой, как два родные брата».

Всё за эти три года его жизни в парикмахерской одно и то же: зимой и летом, утром и вечером «он всё подавал и всё подавал». Автор подчёркивает недвижимость застывшего времени.

В один прекрасный момент мать Петьки приходит в парикмахерскую, чтобы забрать его на дачу. Мать Петьки зовут Надежда, и ведь это имя выбрано не случайно, надежда на исполнение желания.

Петька постоянно хотел попасть «в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно» и что он смутно надеялся, что дача «и есть то самое место, куда он так стремился».

Повествование этой части начинается словами: «много ли, мало ли жил Петька». И это начало нам напоминает сказку. Андреев выбирает сказочную форму, для того чтобы показать, как в сказке начинает исполняться Петькина мечта.

Позже автор рисует другой портрет, когда Петька ехал за город: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим».

Поведение мальчика значительно меняется, когда он оказывается на даче.

Прежде постоянно погружённый в тяжёлую дремоту, Петька оживился, он перебегал от одного окна к другому, голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. Родившийся и выросший в городе, он поражался всему новому и странному, открывшемуся в поле, и «глаза Петькины давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим». Всегда сонный, казавшийся собственной матери дурачком, маленький подмастерье, вырвавшись за границы городского мира, ожил, преобразился, исчезло сходство со старичком; вместе с тем изменилось и отношение к нему окружающих: вместо брезгливости незнакомые пассажиры дарят ему улыбки. Андреев делает доминантным эпизод «На даче», потому что в нём происходит «просветление» героя.

Автор подчёркивает богатство и силу новых впечатлений, которые оказались чрезмерными для маленькой и робкой душонки. «Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы». Первоначальный страх и степенность старичка в постижении нового, влекущего к себе мира отступают, через два дня достигнуто полное соглашение с природой. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее, чем в сапогах, прыгать в «классики» легче, если надуваешь щёки. Описывая купание в реке, автор сравнивает мальчика со щенком, впервые попавшим в воду; омовение грязного героя не сродни ли крещению? Занятных мальчишеских дел у Петьки оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду. Постоянная занятость, пришедшая на смену прежнему дремотному состоянию, благотворно повлияла: он «изумительно помолодел» и забыл, что на свете существует парикмахерская Осипа Абрамовича.

Л.Андреев был незаурядным художником и мастером цветной фотографии, это сказывается в цветовой палитре: словно чёрно-белая фотография сменилась цветной, появились краски, выходящие за пределы серо-грязной гаммы городского мира, проявились полутона. Писатель передаёт нам детский взгляд на окружающий мир посредством слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ангелочки, облачка, домики), сравнения (домики, похожие на игрушечные, такая же игрушечная белая церковь), одушевления природы (тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать).

Важное для ребёнка сравнение с матерью и подчёркнутое сходство эмоций мальчика и одушевлённых явлений природы (радость, задумчивость, смех) подводят читателя к уяснению, что этот мир для Петьки родной и сам он естественная частица его. Замкнутость мертвенного города уступила место безграничности полной жизни природы: «...Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю».

Танцы, музыка, весёлые, смеющиеся нарядные господа... Дача – это кусочек мира счастья, Петька, попав сюда, приобщается к этому безмятежному существованию.

Художественное время второй части. Ход времени убыстряется, несколько дней наполнены событиями так, что насыщенность маленького жизненного отрезка больше, нежели во всё предыдущее существование.

Дача – символ счастья; как разрушается образ дачи в Петькином сознании, так и у читателя разрушается вера в возможность счастья. Город не допустит, чтобы его беззащитная жертва вырвалась, а мимолётный миг загородной недели лишь подчёркивает неприглядность парикмахерской и делает жизнь в ней ещё горше. Грязный город существовал и будет существовать, будет губить все светлые впечатления, невозможно преодолеть его влияние. Утрата счастья неминуема: она была предрешена сказочной стилистикой при введении центрального фрагмента.

Очень ярко Л. Н. Андреев рисует состояние мальчика в конце рассказа, когда Петька узнает, что ему придется вернуться в город: «Но Петька и не думал плакать и все не понимал. С одной стороны был факт удочка, с другой призрак - Осип Абрамович. Но постепенно мысли Петькины стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, еще не успевшая высохнуть, превратилась в призрак. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные,– он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее».

Петька начинает кричать и этот крик идет из глубины души. А крик ребенка у нас ассоциируется с рождением. И мы видим, что здесь рождается человек, который знает, что есть другой мир, он знает, что такое хорошо, и что такое плохо.

Портрет мальчика меняется по ходу развития событий и в конце рассказа Л. Н. Андреев снова передает образ Петьки: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом».

Автор показывает, что для Петьки значила эта поездка за город, это единственное светлое воспоминание в детстве мальчика. Рассказы мальчика о даче по ночам звучат как сказки, потому что они «о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал». Звенящий и взволнованный голосок – единственное свидетельство того, что Петька – маленький мальчик, способный жить чувствами.

Автор с большим сочувствием рисует Петькин портрет. Автор испытывает не брезгливость, но острое чувство жалости к мальчику. Автору жалко Петьку, он употребляет уменьшительно – ласкательную форму.

Л.Н. Андреев в своем произведении раскрывает жизнь Петьки, это типичная жизнью для детей из бедных семей того времени. Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. И образ ребенка автор создает при помощи описания поведения, причем в некоторых случаях описание поведения героя можно отнести к внешней характеристике, а в некоторых к внутренней. Иногда поведение раскрывает внутреннее состояние героя. Также автор использует портретную характеристику. Портрет мальчика в рассказе динамичен, он меняется с изменением обстановки, окружающей ребенка. Применяется описание предметной обстановки, которая помогает создать образ Петьки.

Я думаю смысл этого произведения в том что: «У каждого человека, пусть он беден или богат, красив он или уродлив, есть в жизни хотя бы один день, когда он по настоящему счастлив. Любой человек должен познать, то самое чувство –счастье!»

Петька на даче — рассказ Андреева, с которым мы познакомились в школе на уроке литературы в 5 классе. Работа автора читается легко, а раскрывает нам острые социальные проблемы. Этот рассказ знакомит нас с мальчиком Петькой и его судьбой, о чем мы расскажем в . Рассказ Андреева Петька на даче в сокращении поможет многим познакомиться со смыслом произведения, узнать о жизни главных героев и ответить на другие вопросы, что относятся к данному произведению.

Рассказ Петька на даче краткое содержание

Итак, если говорить о сюжете рассказа Петька на даче и его кратком содержании по плану, то мы познакомимся с десятилетним мальчиком, который родился в бедной семье и был отдан матерью в ученики к парикмахеру. Все его детство проходит в услужении и в выполнении своих обязанностей, то есть, убрать да воду поднести. Сама же парикмахерская находилась в квартале, заполненном домами разврата, поэтому мальчик из окон парикмахерской мог видеть только пьяных мужчин и полураздетых женщин, которые сидели на лавках и выпивали. Порой он наблюдал драки. Так и проходила его жизнь. Трудился Петька много, не высыпался, работал без выходных. Ребенок в свои 10 лет был похож на маленького старичка, худого и сгорбленного. Но он все время надеялся попасть в нужное место, где бы ему было хорошо. Он просил маму забрать его. Однажды она отпросила мальчика и взяла с собою на дачу к хозяевам. Уже в дороге ребенок изменился. Он ожил. Ему было все интересно.

Прибыв на дачу, Петя попал в незнакомую для него среду, где он всего боялся, но это прошло. Спустя три дня, ребенок полностью освоился. В этом ему помог Митька. Они вместе ходили на рыбалку, играли, веселились. Морщинки у Петьки вмиг разгладились. Мальчик понял — это то самое место, о котором он мечтал. Ребенок был по-настоящему счастлив, пока не пришло письмо из города. В письме цирюльник требовал, чтобы Петька возвращался и приступал к своим обязанностям. И здесь ребенок не просто заплакал. Он закричал нечеловеческим голосом.

Но, ничего не поделаешь, все равно ему пришлось вернуться. Только теперь он ехал молча, в окна не смотрел. Он вновь возвращался в грязную парикмахерскую, где вновь начались однообразные будни и только ночами он мысленно мог возвращаться на дачу, рассказывая своему партнеру истории о своей поездке.

Описание Петьки

Делая анализ рассказа Андреева, остановимся на описании Петьки, который является к тому же и главным героем. Вначале мы видим бедного ребенка, чье детство проходит не интересно. Мало того, можно даже сказать, что детство у него забрали, и Петьку поглотили трудовые будни. От этого он ходит унылым, не высыпается. У глаз появились морщины и он стал похожим на состарившегося карлика. Однако стоило ему попасть на дачу, где его окружала красивая природа, свежесть, свобода, ребенок преобразился. Он посвежел, морщины, которые его состарили, исчезли. Как это не странно прозвучит, но ребенок помолодел. Он стал счастлив и увидел, как это быть ребенком с настоящим детством. Жаль только, что все для него быстро закончилось, ведь Петьке вновь пришлось возвращаться в город.

Петька на даче герои

Говоря о главных героях рассказа Андреева, то здесь главным персонажем является Петька. Второстепенными героями являются его мать, парикмахер Осип Абрамович, Митька гимназист и Николка.

Сочинение по рассказу Андреева «Петька на даче»

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • Петька на даче
  • чем можно помочь петьке из рассказа петька на даче

Сочинение по рассказу Андреева Л.Н. «Большой шлем» Сочинение по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой»

Рассказ «Петька на даче» написан в 1899 году Леонидом Николаевичем Андреевым. Сюжет рассказа заключается в повествовании небольшого отрезка жизни простого мальчика и рабочей семьи. Ребенок 10 лет от роду уже долгое время работает подсобным рабочим у парикмахера.

Главная мысль

В рассказе описаны переживания, мысли и томления мальчугана, его мечты о счастливом месте, где ему будет хорошо.Главной мыслью рассказа является то, что ребенок всегда остается ребенком. Ведь у каждого человека должно быть детство, свобода и мечты.

Читать краткое содержание Андреев Петька на даче

Счастье ребенка - это игры, свобода действий, единение с природой.О чем же рассказ «Петька на даче»? Мальчик Петя десяти лет от роду в полную силу работает помощником парикмахера в захудалой цирюльне. В свои 10 лет Петька уже много повидал. И обозленных людей, которые рады его ошибкам и готовы мгновенно отвесить подзатыльник, пьяных женщин и вечно дерущихся молодых парней. И ко всему этому он привык и ни считает это чем-то плохим, это обыденная жизнь окружающая его.

Мальчик с широко раскрытыми глазами смотрит на окружающий мир, впитывает в себя как губка, учится справляться с действительностью. Но его мысли, которые он никогда не озвучивает, заняты мечтами о «другом месте», где он никогда не был, но где ему будет хорошо и радостно.Но однажды мать Петьки, которая работала в городе, кухаркой, забрала мальчика на дачу к своим господам.

На даче Петька никогда не был.Сколько потрясений перенес Петька. Сначала он первый раз ехал на поезде через поля и лес. Затем он, наконец, приехал на дачу, которая окружена природой. Лес, речка, поля и тропинки - все это на первых порах испугало мальчика, и он стал тихим, слегка задумчивым и робким. Но прошло всего лишь два дня и Петька, подружившись с соседским мальчишкой, стал исследовать окружающий мир.Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться.

Так и однажды матери мальчика пришло письмо от парикмахера, с указанием того, что Петька должен вернуться и приступить к своим обязанностям. И хоть умом мальчик понимал, что возвращаться необходимо, что отдых на даче не будет бесконечным, детское сердце не хотело этого. Петька держался, как мог, но не справился и разрыдался на глазах у взрослых. И слезы его говорили, о нежелании вновь становится взрослым, вновь приступать к работе.

Слезы эти были всплеском душевных страдание, от горя разлуки с окружающей природой, о незаконченных детских проделках.Мальчик вернулся в городок, но в память о счастливых каникулах Петька привез с собой самодельную удочку, которую попросил сохранить свою маму, та в свою очередь согласилась это сделать.

Ведь мама Петьки хоть с виду и совсем не очень уж нежная женщина и не привыкшая пестовать своего дитя, на самом деле очень любит Петьку, но в силу обстоятельств не может прекратить его работу, не может дать ему то, что называлось бы счастливым детством.А в городе все те же пьяные женщины, обозленные мужчины и парикмахерская. Уныние, тоска и взрослая жизнь маленького мальчика Петьки.

Вариант 2 краткое содержание Петька на даче

Герой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. И возвращение в город он воспринимает с ужасом.

В рассказе говорится об оторванности городских людей от природы, о радости возвращения к ней. Также важна социальная тема судьбы бедных детей.

Начинается рассказ со сцены в отвратительной парикмахерской. Здесь грязно, воняет, звучат ругательства, люди ведут себя нехорошо. И ребенку приходится тяжело трудиться, день за днём – безо всякой надежды на улучшение.

Из этого городского ада Петьке посчастливилось попасть на дачу с мамой. Естественно, несколько дней он привыкает к окружающей обстановке. Но вскоре ребенок снова становится собой – радостным, любопытным, бодрым мальчиком. Он играет, бегает, рыбачит, просто радуется жизни. Всё для него сказочно, даже облака кажутся похожими на ангелов.

И вот скоро ему объявляют, что пора опять возвращаться в тот серый грубый мир. Ребенок кричит и плачет, будто у него отнимают детство. Барин и барыня видят его страдания, даже сочувствуют ему. Но кому легко? И они, забыв о несчастном, которому могли бы легко помочь, идут развлекаться.

А Петька возвращается служить в парикмахерскую. Там есть его старший коллега – уже почти подросток. Так он рассказывает грязные истории о посетителях, ведёт себя отвратительно. Петька понимает, что ему самому грозит стать вот таким.

У ребенка нет сил противиться окружающей атмосфере, что-то поменять в ней, хотя бы, набравшись сил на даче, сохранить в себе детскую чистоту. Чувствуется, что здесь герой обречен «пополнить ряды» унылых горожан.

В основе рассказа о Петьке реальная история, которая произошла с однофамильцем писателя – модным парикмахером.

Картинка или рисунок Петька на даче

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сказка о царе Берендее Жуковского

    Жил в этой жизни один человек, и был он по своей профессии и должности, а также по положению в обществе – царем. И звали его Берендеем. И не было у него детей, которые смогли бы в старости подать ему стакан воды.

  • Краткое содержание Быков Знак беды

    Повесть начинается со знакомства семейства Богатька. У Степаниды и Петрока есть сын, который проходит службу. Дочь же учится в Минске в медицинском институте. Но, неожиданно для всех наступает война, где фашисты пришли и в их края

  • Краткое содержание Жуковский Людмила

    Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт

  • Краткое содержание Человек в футляре Чехова

    Главный герой рассказа Беликов - учитель древнегреческого языка в гимназии. Его образ является собирательным, типичным для общества. В характере и в облике главного героя наиболее ярко выражены все особенности внешности

  • Краткое содержание Искандер Первое дело

    Название этого рассказа означает то, что мальчику впервые доверили серьёзную работу, которая так важна для становления мужчины. Для ребенка очень важно помочь родным, не спасовать перед трудностями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!