Государство на берегах нила что такое фараон. I

Государство на берегах Нила

Древнеегипетская цивилизация возникла в Северо-восточной Африке, в долине и дельте Нила (течет с юга на север, впадает в Средиземное море).

Нил - одна из самых больших рек в мире (протяженность 1200 км.), окруженная пустынями. С запада к Нилу примыкает Ливийская пустыня, с востока - Аравийская пустыня, с юга - Нубийская пустыня.

Предыстория

Ежегодный разлив Нила делает почву плодородной. Возникают условия для занятий земледелием. (См. видео «Бог Хапи - создатель цивилизации Египта»).

Необходимость совместных работ по строительству оросительных систем (сети каналов и дамб) способствует объединению сельских общин.

Климат в Египте жаркий и сухой, поэтому приходилось поливать посевы речной водой. Со временем люди стали рыть каналы, по которым речная вода могла поступать на поля. Для выполнения этой сложной работы, которую трудно делать в одиночку, приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Руководил работами номарх, которого выбирали общинники. Постепенно он становился правителем нома - подвластной ему территории.

Население Египта проживало и проживает вдоль русла Нила, вдоль дельты и в оазисах — островках зелени в пустыни; Фаюмский оазис — самый большой в Египте. К западу от Нила простиралась огромная Ливийская пустыня, к востоку — Аравийская пустыня, на юге, за первым порогом Нила (пороги — каменистый или скалистый участок в русле реки) располагалась Нубия (рис. 1).

Жизнь людей полностью зависела от Нила. В начале лета проливные дожди напитывали реку, потоки воды устремлялись в долину Нила, неся с собой ил — частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Каждый год в июле начинался разлив Нила (рис. 2). После разлива Нил возвращался в свое русло, оставляя на берегах плодородный ил. Иногда разливы были очень сильными или, наоборот, очень слабыми, в Египте начинался период тощих, голодных лет. Египтяне верили, что это гневается Нил. С июля по ноябрь — сезон разлива Нила — ахет; с ноября по март — сезон прорастания — перет, и с марта по июль — сезон засухи — хему.

Рис. 2. Разлив Нила. Фотография XIX в. ()

Чтобы задержать воду на полях, земледельцы строили плотины, чтобы отвести излишки воды с полей — рыли отводные каналы. Эта тяжелая работа требовала совместных усилий, поэтому земледельцы объединялись в общины . Общины объединялись в номы , которыми управляли номархи. Номы воевали друг с другом, стремясь покорить своих соседей. В конце концов, долина Нила оказалась поделенной на два больших царства: в низовьях реки, то есть в дельте, располагался Северный Египет, а выше по течению — Южный Египет.

Царь Южного Египта носил белую корону, похожую на высокий шлем. Корона царя Северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади. Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Об этих войнах рассказывает египетский рельеф — выпуклое изображение на камне. На нем царь Верхнего Египта замахнулся на коленопреклоненного царя Нижнего Египта (рис. 3). Примерно 3 тыс. лет до н. э. Южный Египет окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Повелителей всего Египта называют фараонами , в Древнем Египте правителей называли per-oh, что буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Столицей Египетского государства стал город Мемфис.

Рис. 3. Символическое изображение покорения Нижнего Египта ()

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Египетские пирамиды ().
  2. Библиотекарь.ру ().
  3. Библиотекарь.ру ().

Домашнее задание

  1. Найдите на карте дельту Нила, исток Нила, пороги Нила.
  2. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия?
  3. Сколько лет назад возникло единое государство в Древнем Египте?

Цель урока: 1. Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. 1. Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. 2. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации. 2. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации. 3. Обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация». 3. Обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация». 4. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками. 4. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.




Изучение нового материала. Самостоятельная работа. Задание. 1. Прочитать материал учебника на странице Подготовить ответ на вопрос: что называется цивилизацией? От первобытности к цивилизации. Цивилизация это такой период развития людей (общества), когда существует госуда- рство, города, письменность. Люди более качественно обрабатывают землю, но одни из них богаты, другие бедны.








Изучение нового материала. Вопрос. 3. Чем защищен Египет с запада? 4. Чем защищена восточная часть страны? 5. Каким морем омывается северная часть страны? Страна Египет. 3. Ливийской пустыней. 4. Рекой и пустыней с илистыми местами, или «безднами». 5. Средиземным морем.




Изучение нового материала. Вопрос. 7. О какой реке идет речь в документе? 8. Где берет свое начало река Нил? 9. Куда впадает Нил? 10. Что такое дельта реки? Страна Египет. 7. Река Нил. 8. В центральной Африке. 9. Впадает в Средиземное море. 10. Место, где река делится на рукава


Изучение нового материала. Вопрос. 11. Что происходит с рекой, когда на- чинается летнее солнцестояние? 12. Какие занятия существовали у жи- телей Египта (см. п. 34 документа)? 13. Кто управлял Египтом? Страна Египет. 11. Начинается разлив Нила. 12. Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, занимались земледелием, скотоводством. 13. Управляли цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.






Изучение нового материала. Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил оконча- тельно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис. Объединение Египта.


Закрепление изученного материала: Реши задачу. Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное за- нятие египтян земледелие, а это основа будущей цивилизации.


1. Оказывается, можно за пол-урока получить много информации, работая и историческим источни- ком и картой. 2. Благоприятная геогра- фическая среда ускорила процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, в последствии и классо- вого государства. Итог урока.



Дата: ______

Тема: §6. Государство на берегах Нила.

Цель.

· изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древней цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»

· продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты.

· Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.

Оборудование: политическая карта мира (современная), карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», учебник, рабочие тетради, презентация «Государство на берегах Нила», компьютер, видеопроектор, экран.

Ход урока.

1. Организационный момент .

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «От первобытности к цивилизации».

K Какое изобретение древнейших людей дало возможность возникновению скотоводства?

K Какое изобретение дало толчок к улучшению земледелия?

K К чему привело открытие добычи и обработки металлов ?

K Как произошло разделение на знатных и простых людей в первобытном обществе?

K Что такое цивилизация?

K Что такое государство?

K Как возникли города и государства?

Изучение новой темы.

На доске: тема урока, новые слова: папирус, дельта, оазис, фараон.

Задание на урок. Можно ли назвать Египет «даром Нила»? Почему?

План

1. Страна Египет.

2. Разливы Нила.

3. Объединение Египта.

Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетии нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества , когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта.

1. Страна Египет.

В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. Долина реки была покрыта зеленью – по берегам реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов. Где вода – там и жизнь.

DIV_ADBLOCK327">

Орошающий пустыню далеко от воды,

и травы для скота, приносящий хлеб и всякую пищу.

Если он медлит, жизнь прекращается

и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему

и богатства обретают по его воле.

Проанализируйте документ.

Какую роль играл Нил в жизни Древнего Египта?

3. Объединение Египта.

Египетское государство возникло не сразу. Сначала в долине Нила возникло около 40 царств. Затем они объединились в Северный Египет и в Южный Египет, постоянно враждовавшие между собой. За три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет и объединил страну.

Он стал носить двойную корону - одна как бы вставлена в другую.

Повелителей Египта стали называть фараонами.

Первой столицей египетского государства стал город Мемфис.

Закрепление изученного материала.

Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила?» Подумайте, прав ли был Геродот? (река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян – земледелие, а это основа будущей цивилизации)

Подведение итогов урока.

Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а впоследствии государства.

Домашнее задание. Внимательно прочитать §6, подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»

Слайд 2

Сегодня на уроке:

  • От первобытности к цивилизации.
  • Страна Египет.
  • Разливы Нила.
  • Объединение Египта.
  • Слайд 4

    1. От первобытности к цивилизации

    1. Вспомните, что называют эпохой первобытности?
    2. Первобытность – это время до появления первых государств, больших городов, письменности.
    3. Первые государства появились более пяти тысяч лет назад. С появлением государств начинается переход от первобытности к цивилизации.
    4. Прочитайте текст на с. 32 учебника и ответьте на вопрос:
    5. Что называют «цивилизацией»? При необходимости обратитесь к словарю.
    6. Цивилизация – это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
  • Слайд 5

    2. Страна Египет

    • Древние цивилизации возникали в долинах рек. Одна из древнейших цивилизаций мира – египетская.
    • Египет– страна, которая располагалась на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря
    • Современная политическая карта Африки
  • Слайд 6

    Запомним новые слова:

    Папирус – высокий тростник, растущий на берегах Нила, из которого египтяне делали похожий на бумагу писчий материал, также называемый папирусом.

    • Растение папирус
    • Древнеегипетский папирус
  • Слайд 7

    • Дельта – место впадения реки в другой водоем, где она делится на несколько рукавов, образующих треугольник.
    • Оазис – островки зелени среди песков пустыни, где растут пальмы и кустарники вокруг бьющей ключом из-под земли воды
  • Слайд 8

    3. Разливы Нила

    Нил – одна из великих рек мира

    Слайд 9

    • Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Подумайте, почему и прав ли он был?
    • «Охота на Ниле» Фрагмент стенной росписи из гробниц в Фивах. Середина II тысячелетия до н. э.
  • Слайд 10

    Египтяне возносили Нилу молитвы:

    "Слава тебе, Нил, приходящий в мир, чтобы дать жизнь Египту... Твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влагой; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты – творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди, гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастье по его желанию и никогда не отказываешь. Ты – царь, и приказы твои расходятся по всей земле".

  • Слайд 11

    4. Объединение Египта

    • Сначала на территории Египта возникло около 40 небольших царств, которые постоянно воевали между собой.
    • Затем долина Нила оказалась поделена на 2 больших царства: в дельте Нила – Северный (Нижний) Египет, а выше по течению – Южный (Верхний) Египет. Но и эти царства продолжили борьбу за влияние во всей долине Нила.
    • Короны царей Северного и Южного Египта
  • Слайд 12

    • Примерно за 3000 лет до н.э. царь Южного Египта подчинил себе Северный Египет, объединив всю страну.
    • Столицей Египетского государства стал город Мемфис.
    • Правителей всего Египта стали называть фараонами.
    • Факт существования двух царств не забывался никогда, и всех фараонов именовали "Повелителями Двух Стран" или "Царями Верхнего и Нижнего Египта".
    • Античные историки, цитирующие Манефона, называют первого правителя единого Египта Менесом, Геродот - Мином. Современные исследователи отождествляют этих фараонов с Нармером.
    • Двойная корона фараона
  • Итак, мы с вами не зря вспомнили время. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во время более 5 тыс лет назад. Государства существовавшее в 4 тыс до н.э. – пер пол 1 тыс н.э на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии в исторической литературе принято называть древневосточными .

    Древневосточные гос-ва

    Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому они находились на Востоке.

    А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта.

    Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

    Давайте с вами представим египетское общество в виде весов – и на одну чашу поставим всех богатых (как называются богатые?), а на другую остальных людей (бедноту)

    (Изображение весов)

    — Как вы думаете, какая чаша перевесит?

    — Кого в обществе больше, богатых или бедных?

    А как можно уравновесить весы? Как стабилизировать общество? В этом помогает государство!

    Государство – помогает одной группе людей держать в подчинении остальную часть общества.

    Более 5 тыс лет назад появились гос-ва. Во главе гос-ва обычно стоял царь . Власть он получал по наследству, от отца к сыну. Царю служило войско.

    Каждое царство имело определенную территорию, на которой строились города. Главный город – столица, там располагался дворец. Во дворце находилась казна (что такое казна?) Чтобы подсчитывать хранившиеся во дворце сокровища и записывать царские приказы, была изобретена письменность.

    Люди научились строить оросительные каналы, осушать болота, но не все в одинаковой мере пользовались результатами этих достижений: одни были богаты и свободны, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.

    Одно из таких крупных гос-в возникло на берегах реки Нила.

    Карта в учебнике стр 31

    В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник-папирус.

    Течение Нила встречало на своем пути пороги – каменистые преграды, мешающие судоходству.

    Пройдя порог, река спокойно текла на север и впадала в море (карта)

    — Какое?

    Дельта – это место, где Нил впадает в Средиземное море

    Оазис – островки зелени где растут пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли

    Египет – страна, к-ая располагалась на берегах Нила от 1-го порога до Средиземного моря

    На стр 34 прочитайте «Хвалебные песни египтян Нилу» и ответьте на вопрос:



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!