Характеристика джульетты капулетти из трагедии уильяма шекспира "ромео и джульетта".

История трагической любви — к такому сюжету обращались писатели и поэты всех времен и народов. Не стала исключением и трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта». Далеко не английский классик стал родоначальником подобного сюжета. Но возможность показать всепоглощающее счастье любящих людей, которое способно даже превозмочь печальный конец — такая идея именно шекспировского произведения.

История создания

Он любит ее. Она любит его. Родственники против их союза. Влюбленные решают эту проблему по-своему: мнимая смерть возлюбленной, которая привела к истинной гибели юноши. Этот сюжет известен еще со времен Овидия, так красочно расписавшего в своих «Метаморфозах» историю любви Пирама и Фисбы. Разница с шекспировским сюжетом была лишь в том, что не яд стал причиной смерти влюбленного юноши, а меч.

Безусловно, Шекспир был знаком с произведением Овидия. Но так же он хорошо изучил новеллу итальянца Луиджо да Порта, который еще в 1524 году описал любовь Ромео и Джульетты из Вероны в «Истории двух благородных влюбленных». Эта новелла много раз подвергалась изменениям (Джульетте вначале было 18 лет, перед смертью она успевает поговорить с Ромео, но затем умирает от тоски по возлюбленному).

Главным же источником, послужившим основой для бессмертного произведения Шекспира, стала поэма Артура Брика «Ромео и Джульетта», созданная ним в 1562 году. Шекспир несколько переработал сюжет: события происходят летом в течение 5 дней (у Брика — 9 месяцев зимой). Работу над произведением он закончил в 1596 году (точная дата создания неизвестная, но напечатано оно было именно тогда).

Сюжет произведения

Две знатные семьи из Вероны, Монтекки и Капулетти, враждуют многие века. В конфликт затянуты даже слуги господ. После очередного побоища герцог Веронский Эскал предупреждает, что виновник будет наказан ценой собственной жизни.

Ромео, представитель рода Монтекки, влюблен в Розалинду, которая является подругой Джульетты. Друг Меркуцио и брат Бенволио всеми возможными способами пытаются отогнать грустные мысли от Ромео.

В это время семья Капулетти готовится к празднику. Приглашения разосланы всем знатным людям Вероны. На празднике 13-летнюю дочь сеньора Капулетти, Джульетту, должны познакомить с женихом — графом Парисом.

На бал в дом Капулетти приходит и Ромео с друзьями. Ведь тут он надеется встретиться с Розалиндой, которая является племянницей хозяина. Чтобы их никто не узнал, юноши решают воспользоваться масками. Их замысел был разоблачен двоюродным братом Джульетты — Тибальтом. Чтобы предотвратить возможный конфликт хозяин дома пытается остановить Тибальта.

В это время Ромео встречается взглядом с Джульеттой. Между молодыми людьми рождается симпатия. Но на пути к счастью стоит огромная преграда: вековая вражда Монтекки и Капулетти.

Ромео и Джульетта клянутся друг другу в верности и решают обвенчаться, полагая, что это положит конец плохим отношениям между их родственниками. Ромео через кормилицу договаривается с монахом Лоренцо о проведении обряда.

Спустя несколько часов после венчания юноша становится свидетелем, как Тибальт убивает его друга Меркуцио. Ромео в ярости наносит смертельный удар и самому Тибальту.

Трагические события привели к тому, что Герцог принимает решение об изгнании юноши из Вероны. Монах Лоренцо предлагает Ромео переждать определенное время в Мантуе.

В это время родители Джульетты сообщают ей о том, что они готовятся выдать ее замуж за Париса. В отчаянии девушка обращается к Лоренцо. Он дает ей особое снотворное снадобье, чтоб с его помощью имитировать смерть. Об этом не знает Ромео.

Когда юноша увидел спящую Джульетту, то решил, что она умерла. Ромео убивает Париса и сам принимает яд.

Джульетта просыпается и видит бездыханное тело Ромео. В отчаянии она себя закалывает. Смерть влюбленных примиряет семейства Монтекки и Капулетти.

Главные герои

Дочь сеньора Капулетти, окруженная с детства любовью и заботой близких: родителей, двоюродного брата, кузины, кормилицы. В свои неполные 14 лет она еще не встретила любви. Девушка искренняя, добрая и не вникает в конфликт семейств. Покорно следует воле родителей. Повстречав Ромео, она всецело отдается первому чувству, из-за которого в результате и погибает.

Романтичный юноша из рода Монтекки. В начале романа влюблен в Розалинду — кузину Джульетты. Любовь к Джульетте превращает его из легкомысленного гуляки в серьезного юношу. У Ромео чуткая и страстная душа.

Бенволио

Племянник Монтекки, друг Ромео. Единственный из всех персонажей, который не поддерживает вражду семейств и пытается всецело избегать конфликтов. Ромео всецело доверяет Бенволио.

Племянник князя Вероны. Жених Джульетты. Шекспир описывает его красавцем и с доброй душой: он также не поддерживает конфликт семейств. Погибает от руки Ромео.

Монах Лоренцо

Духовник, который принимает активное участие в жизни Ромео и Джульетты. Тайно венчает влюбленных. Он готов молиться за всех, и пылко желает остановить войну между Монтекки и Капулетти.

Тибальт — кузен Джульетты, поддерживающий кровную вражду между семействами. Убивает Меркуцио, и сам погибает от руки Ромео.

Меркуцио — друг Ромео, молодой повеса, самовлюбленный и саркастичный. Был убит Тибальтом.

Главная идея произведения

В «Ромео и Джульетте» Шекспир показывает истинные человеческие ценности, которые способны разрушить традиции. Любовь не имеет преград: ей не страшны никакие предрассудки. Молодые люди готовы идти против общества ради своего счастья. Их любовь не боится ни жизни, ни смерти.

1.Анализ пьесы «Джульетта-девочка»

Эта пьеса написана в тональности До мажор, размер четыре четверти, темп виваче (vivace: быстро, живо, буквально «полный жизни» - оживленный характер пьесы и её темпа), которая переложена из второй картины первого акта. Ее музыкальной формой является форма “Рондо”, что можно изобразить следующим образом:

A + B + A + C + A + D + C + A + кода

8 10 8 8 8 21 8 8 9

C F C bA A C C e f

Эта пьеса описывает картину, где впервые появляется героиня – Джульетта. Композитор через музыку смог передать образ молодой, наивной, оживленной девочки. 8 тактов фрагмента A вместе образуют 4 музыкальные фразы. В них основная тема Джульетты-девочки развивается через стремительный, легкий сжатый музыкальный рисунок, пульсирующую последовательность аккордов, восходящее и нисходящее движение звукоряда, усиленное сменой крещендо и диминуэндо. Здесь снова появляется аккордовое движение с малосекундными связями, в чем вновь воплощается скачкообразный стиль музыки Прокофьева. Две первые фразы - это первые 4 такта. Рассмотрим пример номера:

пример 1: из песни «Джульетта-девочка», 1-5 такт

Точкой кульминации первой фразы является третья доля второго такта, отмеченная знаком акцента над аккордом; вторая фраза построена аналогично – точка кульминации над аккордом на третьей доле четвертого такта. Таким образом, фразы нужно вести к этим двум точкам, при этом первая фраза восходит на крещендо, тогда как вторая нисходит на диминуэндо. Стоит обратить внимание на то, чтобы восьмые паузы в нижнем регистре были предельно точными. Последующие музыкальные фразы развиваются аналогично двум вышеупомянутым.

Фрагмент B (с 9 по 18 такт) модулирован в F dur, все восьмые и шестнадцатые ноты исполняются на стаккато, в чем воплощается живой образ Джульетты-девочки.

Фрагмент С (с 27 по 34 такт) модулирован в As dur, оказываясь тонально выше, чем 2 предыдущих фрагмента. В нижнем регистре добавляются длинные лиги, лирическая мелодия воплощает спокойную и нежную сторону характера Джульетты-девочки.

Во фрагменте D (с 43 по 58 такт) происходит модуляция в C dur. Здесь композитор применяет полифоническую манеру письма, вплетая умиротворяющую мелодию в верхний и нижний регистр, в темпе, близкому к andante: это все передает настроение молодой девушки, погруженной в размышления. Этот отрывок выражает мысли и фантазии Джульетты о любви, полные прекрасных надежд о будущем. Во время исполнения необходимо различать длину различных фраз и последовательных или отдельных стаккато, не следует все связывать воедино. Если следовать этим принципам, то тогда удастся выразить смутные беспокойства, охватившие Джульетту. Рассмотрим следующий пример:

пример 1: из песни «Джульетта-девочка», 41-50 такт

Заключительный фрагмент начинается с 80 такта. Основная мелодия перемещается в нижний регистр, тогда как в верхнем регистре находится сопровождение из разложенных аккордов. Вся часть отмечена знаком пианиссимо, также композитор использует различные минорные лады для того, чтобы придать последнему фрагменту печальную окраску. Темп постепенно замедляется, что усиливает тоскливый минорный колорит, словно композитор делает предзнаменование о последующем развитии сюжета, предсказывая трагическую развязку.

2.Анализ пьесы «Монтекки и Капулетти»

Эта пьеса написана в тональности Ми-минор, размер на четыре четверти, темп алегро пезанте (Allegro – скоро, Pesante – грузно, тяжело, увесисто), является фортепьянным переложением 7 сцены 1 картины 1 акта балета, которая называется «Приказ герцога», а также 13 сцены 4 картины 1 акта под названием «Танец рыцарей». В данной пьесе изображается непримиримая вражда кланов Монтекки и Капулетти. Музыкальная форма – сложная трехчастная форма, изображается следующим образом:

экспозиция + интерлюдия + реприза

A + B + A1 C+C1 A2

16 21 9 16 16 17

В первых двух вступительных тактах фрагмента В экспозиции в нижнем регистре звучные, мощные октавы усиливают мерное поступательное аккордовое движение, подчеркивая холодную и бесчувственную атмосферу. Следом появляется скачущая пунктирная тема рыцарей: мелодия этой темы твердая и грузная, в ней чувствуется непоколебимая мощь. Диссонирующие интервалы, а также регулярные акценты на слабую долю передают атмосферу острого конфликта, существующего между двумя семействами. Рассмотрим следующий пример:

пример 3: из песни «Монтекки и Капулетти», 1-8 такт

Фрагмент В (с 17 по 37 такт): двутактная связка подводит к 19 такту, в котором начинается тема вражды и ненависти, мелодия проходит на фоне тяжелой и мощной последовательности октав в нижнем регистре, в верхнем регистре одновременно звучат пунктирные ритмические фигуры из темы рыцарей. Масштабный звуковой эффект усиливается минорными гармониями, что закрепляет ощущение глубокой ненависти и вражды между двумя кланами. Обратимся к примеру:

пример 4: из песни «Монтекки и Капулетти», 17-23 такт

Средняя часть (с 47 по 78 такты), спокойное moderato: размер сменяется на ¾. Подобная смена на трехдольный размер нужна для создания танцевального ритма, необходимого по сюжету сцены: в ней родители Джульетты должны выдать ее замуж за молодого аристократа Париса, что видно из следующего примера:

пример 5: из песни «Монтекки и Капулетти», 47- 52такт

В этой части задействованы все 3 голоса, с 47 по 62 такт главная тема проходит в верхнем голосе, в среднем и нижнем голосе располагается гармонический аккомпанемент, исполняемый на стаккато. Спокойная минорная мелодия выражает холодность Джульетты по отношению к Парису, стаккато в среднем и нижнем регистре передает изящную поступь молодых людей в танце. С 63 по 78 такт главная мелодия перемещается в средний голос, в нижнем голосе продолжается стаккато, а верхний регистр преобразуется в сопровождающую лирическую фактуру, передавая таким образом внутреннюю скованность Джульетты, ее тоскливое состояние духа.

В репризе, начинающемся с 78 такта, темп ускоряется до allegro, последняя часть из 5 тактов отмечена знаком фортиссимо и оканчивается сильным, мощным аккордом, предвещая ужасный исход вражды между двумя семействами.

Один из моментов, которые надо учитывать во время исполнения данной пьесы, - это четкое и острое исполнение пунктирного рисунка. Для этого следует сначала в уме разделить четвертную ноту на 4 шестнадцатые, затем согласно внутреннему ритму создать легкую пульсацию - только таким образом можно достичь максимальной четкости и внятности исполнения. Этот момент является ключевым, поскольку главной чертой стиля исполнения всего произведения является точная передача ритмического рисунка: исполнение раньше или позже установленного ритма– все это непосредственно влияет на точности передачи чувства ненависти, созданного композитором. Другим важным моментом в исполнении всей пьесы является глубокое прикосновение до самого дна - только так можно полностью передать ощущение тяжести. Также важно помнить о том, что во время исполнения коротких нот нельзя ослаблять контроль, важно постоянно находиться в тонусе.

3.Анализ пьесы «Меркуцио»

Эта пьеса написана в тональности Ля бемоль-мажор, размер на три четверти, темп алегро джокозо (Allegro – скоро, Giocoso-весело, игриво, шутливо.), является переложением 33 сцены из 3 картины 2 акта «Тибальт бьется с Меркуцио», 34 сцены «Меркуцио умирает», а также 36 сцены «смерть Тибальта». Пьеса описывает сцену схватки между Меркуцио и Тибальтом. Меркуцио – друг Ромео, персонаж, обладающий яркой индивидуальностью, смышленый и остроумный молодой человек, Тибальт - племянник Капулетти. Во время схватки Тибальт смертельно ранит Меркуцио, в результате чего Меркуцио становится еще одной жертвой вражды двух семейств. Музыкальная трехчастная форма, что изображается следующим образом:

A + B + A′ + кода

Фрагмент А можно разделить на два 22-тактовых повторяющиеся фразы: сперва в обеих руках звучит синхронное стаккато, резкие акценты и грубые аккорды в обеих руках передают атмосферу конфликта, обостренного до предела. С начала 8 такта напряженное развертывание мелодии в верхнем регистре, а также быстрый стремительный поток стаккато и скачки на большие интервалы создают яркий образ молодого человека, наполненного жизненной энергией и обладающего дерзким чувством юмора. Быстро сменяющиеся стаккато и легато передают обстановку ожесточенной схватки между двумя молодыми людьми. При этом быстро ускоряющийся темп и ритм также обнаруживают энергичную и дерзкую манеру письма композитора, что видно из следующего примера:

пример 6: из песни«Меркуцио», 1-11такт

Во фрагменте А прослеживается четкая закономерность относительно точек кульминации: они приходятся на акцентированный звук, независимо от того, в высоком, среднем или низком регистре одновременно появляются знаки акцентов. Каждый акцентированный звук стремится к следующему, образуя своеобразный круговорот. Таким образом, запускается непрекращающееся нисходящее движение, продолжающееся до тех пор, пока акцент не окажется в самой нижней позиции. Затем мелодия снова поднимается, чтобы опять спуститься на исходную точку, при этом приобретая большую силу и глубину звучания: таким образом энергия циркулирует по ниспадающей, запуская процесс быстрого вращения.

Фрагмент B (с 45 по 64 такт), модулирует в e moll, темп moderato. Данный фрагмент выражает дерзкое чувство юмора Меркуцио. С 55 по 63 такт прибавляется средний регистр, украшенный мелизмами, в верхнем регистре продолжается мелодия, тогда как нижний регистр выполняет функцию пульсирующего ритма. Средний регистр обнаруживает новую мелодическую линию, в связи с чем обе руки должны очень быстро переключаться из регистра в регистр, при этом сохраняя слабую громкость звука: не должен вылезти ни один острый звук, что особенно сложно контролировать при исполнении мелизмов. В связи с этим эта часть становится серьезным испытанием для исполнителя. Рассмотрим следующий пример:

пример 7: из песни«Меркуцио», 56-61такт

Заключительные 4 такта, исполняющиеся на фортиссимо, переполняет горькое чувство негодования, на чем и завершается вся пьеса.

В данной пьесе достигается наивысший ударный акустический эффект во всем цикле. Художественная сила выражения также очень разнообразна: композитор с помощью высочайшего мастерства формирует очень убедительный и объемный образ персонажа.

Символом верной и чистой любви, по мнению большинства людей, считается вечное произведение Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта". Писатель написал множество пьес и сонет на эту тематику, но самой запоминающейся всё же остаётся история о двух героях, которые, несмотря на свой юный возраст, смогли познать это истинное чувство и сберечь его до "гробового камня".

Вечное произведение о любви

Главными героями этой истории являются Ромео Монтекки и Джульетта Капулетти. Члены двух семей, которые издавна враждуют друг с другом. Действия трагедии разворачиваются в Вероне - городке, который и сводит двух молодых героев пьесы на одном из балов.

Юный Ромео сразу замечает милую и поистине прекрасную Джульетту, чувства к которой всполыхнулись в нём, как огненное пламя. И это пламя уже невозможно было затушить ни враждой семей, ни временем, ни смертью. Те же чувства вспыхивают у юной особы в первые же минуты встречи со своим Ромео. Но какой на самом деле является Джульетта Капулетти, на какие истинные чувства была способна она?

Краткая характеристика Джульетты

Милое, чистое и беззаботное создание - именно так можно описать юную леди, занимающую главную роль в произведении. С самого рождения девочка была окружена любовью и заботой как со стороны родителей, так и со стороны своей кормилицы. Джульетте было всего четырнадцать лет, и всё, на что она могла потратить своё свободное время, так это на праздники и балы, которые постоянно устраивала её знатная семья. Всё остальное время она проводила дома в сопровождении своих слуг. Это характеризует Джульетту как скромную и непорочную девушку.

К своим близким и родным девочка относилась с любовью и глубоким уважением. Джульетта выполняла все пожелания и наставления матери и отца. Также признавала она и то, что в скором времени ей необходимо будет выйти замуж, хоть и не хотела задумываться об этом. Мысль о браке по любви не покидала её, несмотря на то что чувство это ещё не посещало её.

Внешняя характеристика Джульетты практически не описана в пьесе, но из контекста произведения можно полагать, что девушка была очень хрупка, обаятельна и красива. И это полностью сочетается с её внутренним миром и чувствами.

Зарождение любви

Джульетта принимала и тот факт, что её семья давно враждует с Монтекки. Хоть ненависть к ним и прививалась собственным семейством с детства, девушка не желала вступать в конфликты враждующих сторон и оставалась нейтральна к этой теме. По мнению юной леди, глупо было бы таить в сердце обиду к ним лишь потому, что они являются Монтекки.

Ощутить все тяготы этой вражды семей Джульетте пришлось только после первой встречи с Ромео. Именно тогда она впервые размышляет об этом. Автор наделил это юное создание не только большим сердцем, но и умом, которые подсказывают ей, что любовь должна быть превыше родительских указов и чьей-то вражды.

Любовная характеристика Джульетты

Признавшись в своих чувствах, влюбленные решаются на тайное венчание, которое, по словам священника, должно было встать превыше всех обид и примирить враждующие семейства. Оно способно было доказать истинные чувства молодых, всю их чистоту и непорочность.

Любовь к молодому Ромео настолько застилает ум юной особы, что все остальные беды и невзгоды для неё уходят на второй план. Легко принимает она смерть своего брата, который погиб от рук Монтекки. Как признаётся сама, пережила бы ещё тысячу таких смертей, но только не новость об изгнании из города своего возлюбленного. Джульетта готова принести в жертву своим чувствам кого угодно, лишь бы её Ромео был рядом с ней.

Трагический конец любовной истории

Переломным моментом в судьбе юной особы становится желание родителей выдать её замуж за знатного графа. Сердце Джульетты разрывается от представления грядущего замужества и предательства своей вечной и единственной любви. Тогда девушка отправляется за помощью к местному священнику, который предлагает выпить специальное снадобье, способное усыпить её.

Мужество, проявленное в этой сцене, способно перевернуть все мысли о мягкости и беззаботности Джульетты. Характеристика героя показывает всю её смелость и решительность, во имя спасения любви. Она знает, что может умереть, если священник даст ей вместо снотворного яд, но всё равно идёт на этот поступок ради сближения со своим избранником.

Все страхи и сомнения развеивает смерть Ромео. Готовая пожертвовать всем, ради воссоединения с любимым, она жертвует собой. Джульетта Капулетти умирает в своём семейном склепе, пронзив себя кинжалом Ромео. Истинная любовь, живущая в сердцах молодых героев, не выносит мысли о дальнейшей жизни без своей второй половинки. Смелость, преданность и бесконечная верность олицетворяют Джульетту в финальной сцене произведения.

Трагедия "Ромео и Джульетта" показывает значение истиной любви в судьбах людей. Такое чувство способно на любой подвиг и жертву. Даже если эта жертва заключается в собственной смерти. Шекспир наделяет Джульетту Капулетти всеми качествами настоящей женщины: верностью, преданностью, заботой и вечной любовью.

Этого классического героя знаменитого произведения Уильяма Шекспира все мы знаем как несчастного влюбленного пятнадцатилетнего юношу. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…». Имена этих двух влюбленных в 1524 году первым использовал Луиджи да Порто в своей пьесе «История двух благородных любовников». События происходили в Вероне. Этот сюжет стал настолько популярным в эпоху Ренессанса, что в 1554 году Маттео Банделло напишет новеллу, в 1562-м Артур Брук - поэму «Ромео и Джульетта», а Шекспир возьмет за основу эту историю и создаст свою известную на весь мир трагедию.

Сюжет истории

Главный герой появляется на сцене сразу же после короткой драки между двумя слугами враждующих знатных родов Монтекки и Капулетти в городе Вероне. Ромео Монтекки грустно и тоскливо, он испытывает чувства безответной любви к Розалине. Чтобы хоть как-то развлечься, друзья Бенволио и Меркуцио уговаривают его тайком под масками отправиться с ними на бал-маскарад к Капулетти. В итоге Ромео узнают, и он покидает бал, но за это время он успевает увидеть дочь хозяина, Джульетту. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда, и уже потом только узнают, что оба принадлежат к семьям, которые являются смертельными врагами.

И тут, рассуждая на тему: «Ромео: характеристика героя», надо отметить, что юноша оказался очень смелым и настойчивым. Однажды ночью он приходит под балкон Джульетты и признается ей в любви. Молодые влюбленные дают клятву любви и верности и хотят тайно обвенчаться. Это дело они поручают знакомому монаху Лоренцо. Но тут происходит неожиданное событие: Ромео убивает Тибальта - брата Джульетты. Ромео изгоняют из Вероны.

Смерть влюбленных

В это время родители Джульетты готовят ее к свадьбе с Парисом. Она вынуждена просить помощи у монаха Лоренцо, который предлагает ей выпить зелье, которое усыпит ее на два дня, чтобы все подумали, что она умерла. Все так и случилось, однако весточка с объяснениями, что смерть Джульеты мнимая, до Ромео не дошла.

Вне себя от горя, узнав о смерти любимой, он вернулся в Верону и отправился к склепу Капулетти, где встретил Париса и убил его. А после этого выпил яд и умер возле Джульетты. Когда же она очнулась, то, увидев мертвого Ромео, сразу убила себя кинжалом. После этого семейства Монтекки и Капулетти прекратили свою бессмысленную войну, приведшую к смерти их любимых детей.

Ромео: характеристика

В самом начале произведения автор рисует своего героя как совсем еще неопытного юношу, которого всецело поглощает любовь, а точнее, надуманная страсть к Розалинде - неприступной и очень вздорной красавице. Ромео понимает свое безумное поведение, но все равно, как мотылек, летит на пожар. Друзья не одобряют его выбора, потому что понимают, что его страсть искусственна, ему скучно от окружающей его действительности, и он нарочно придумал себе все это. Его душа еще слишком чиста и наивна, и обычное увлечение она может принять за настоящую любовь. Надо сказать, что пылким мечтателем был Ромео, характеристика его натуры говорит о том, что он жаждет любви, но только лишь для того, чтобы в ней самому утвердиться. Он хочет стать победителем над равнодушной и надменной Розалиндой. Ему кажется, что это поможет ему поднять свой авторитет у друзей и вырасти в собственных глазах.

Ромео и Джульетта

Когда он видит милую Джульетту на балу, все его фальшивые чувства развеиваются, он тут же забывает о Розалинде. Теперь уже его любовь подлинная, которая перерождает и возвышает его. Ведь по природе своей он наделен нежным и чувствительным сердцем, которое чувствует приближающуюся беду, еще перед тем как они решили отправиться на праздник к вражескому дому Капулетти. Он пытался этому противостоять, но бороться с судьбой для него оказалось делом бесполезным, так как сильная страсть все же одержала верх на Ромео. Характеристика его утверждает, что он вспыльчив и не готов смиряться с обстоятельствами. Сначала он убивает брата Джульетты Тибальта из-за мести за убийство друга Меркуцио, а потом убивает еще и невинного Париса.

Заключение

Шекспир не показывает себя здесь моралистом, он не делает своих героев положительными или отрицательными. Внешность Ромео особо не интересует его. Он показывает трагический путь каждого, кто не может обуздать свои губительные страсти, которые и взяли власть над такой светлой, ранимой и возвышенной душой, как у Ромео.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!