Характеристика гласных звуков и букв их обозначающих. Произношение шипящих звуков,,, в норме

ПРОИЗНОШЕНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] В НОРМЕ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ И ИХ АРТИКУЛЯЦИЯ.

К группе шипящих звуков относят звуки [Ш, Ж, Ч, Щ] .

Как произносится звук [Ш] в норме.

Звук Ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ш

    губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка боковые края языка голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; воздушная струя

Как произносится звук [Ж] в норме.

Звук Ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ж в норме органы речи принимают следующее положение:

    губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Как произносится звук [Ч] в норме.

Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение: disc"> губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш , он является базовым для этой группы. Работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш . Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж ; добавив подъем средней части языка, получим щ ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч . Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш .

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста:

Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонема тического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т. е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка.

Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка).

Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами.

Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен, упирается в нижние десны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко, и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р.

Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.

Недостатки произношения звука [щ]. Среди недостатков произношения звука [щ] имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же как при [ш]), замена мягким свистящим звуком [с`], (сека - щека), а так же произношение [щ] с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо щ`ука).

Недостатки произношения звука [ч].Среди недостатков произношения звука [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой, свистящей аффрикатой [ц], не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а так же [т`] или мягкий [ш].

Подробную консультацию можно получить у логопеда.

Артикуляционная фонетика.

Артикуляционная фонетика изучает анатомо - физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние. В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

Всё, что ниже гортани

Всё, что выше гортани

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии). В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

2. гортань (преобразование воздушного потока);



3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ называется речевым трактом.

Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

· гласные переднего ряда – и, э

· гласные среднего ряда – ы, а

2.по подъему – движение языка по вертикали:

· нижнего подъема – а

· среднего подъема – э, о

· верхнего подъема – и, ы, у

3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

· лабиализованные о, у

· нелабиализованные все остальные

Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

[р] [л] [м] [н] [j]

[р, ] [л, ] [м, ] [н, ]

· шумные

- звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ]

- глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

[п, ] [т, ] [к, ] [с, ]

2. по месту образования:

Согласные:

· губные

Ø губно-губные [б] [п] [м]

[б, ] [п, ] [м, ]

Ø губно-зубные [в] [ф]

[в, ] [ф, ]

· язычные

Ø переднеязычные:

Зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

[д, ] [т, ] [з, ] [с, ] [л, ] [н, ] [ц, ]

Небные [ж] [ш] [р] [ч]

[ж, ] [ш, ] [р, ] [ч, ]

Ø среднеязычные [j]

Ø заднеязычные [г] [к] [х]

[г, ] [к, ] [х, ]

3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

· смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

[б, ] [п, ] [д, ] [т, ] [г, ] [к, ]

При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

· аффрикаты [ц] [ч]

Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

· дрожащие (вибранты) [р]

Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

· смычно-проходные

Ø боковые [л]

Ø носовые [м] [н]

[м, ] [н, ]

Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

· щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

[ф, ] [в, ] [з, ] [с, ] [ж, ] [ш, ] [х, ]

При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

4. по отношению к палатализации

Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ] [к, ] [л, ] [м, ] [н, ] [п, ] [р, ] [с, ] [т, ] [х, ]

Непарные мягкие:[j] [ч, ] [ш, ]

Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]

На какие две группы делятся все звуки речи? (Гласные и согласные.)

Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я? ([й’э ], [й’о ], [й’у ], [й’а ])

Когда буквы е, ё, ю, я дают два звука? (В начале слова; после разделительных ъ, ь; в конце слова; после гласных букв.)

Приведите примеры. (Яма - [й’а ]ма ; юла - [й’у ]ла ; вьюга - в [й’у ]га ; съезд - с [й’э ]зд ; армия - арми [й’а ]; знаем - зна [й’э ]м .) Сколько согласных звуков в русском языке? (37 .)

Назовите характеристики согласных звуков. (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие .)

Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п ], [б’-п’ ], [г-к ], [г’-к’ ], [в-ф ], [в’-ф’ ], [д-т ], [д’-т’ ], [з-с ], [з’-с’ ], [ж-ш ])

Какие звонкие звуки являются непарными ([р ], [р’ ], [л ], [л’ ], [м ], [м’ ], [н ], [н’ ], [й’ ]), а глухие? ([ц ], [ч’ ], [х ])

Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки? (Артикуляцией. Мягкие согласные образуются дополнительной артикуляцией - продвижением языка в полости рта вперёд. Твёрдые согласные такой артикуляцией не характеризуются.)

Составьте пары согласных звуков по твёрдости и мягкости. ([б-б’ ], [п-п’ ], [в-в’ ], [ф-ф’ ], [д-д’ ], [т-т’ ], [г-г’ ], [к-к’ ], [х-х’ ], [з-з’ ], [с-с’ ], [л-л’ ], [м-м’ ], [н-н’ ], [р-р’ ]).

Какие звуки всегда твёрдые? ([ж ], [ш ], [ц ])

Назовите непарные звуки по признаку мягкости. ([ч’ ], [й’ ], [щ’ ])

Какие звуки называют шипящими? ([ш ] [щ’ ] [ч’ ])

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Нескольким ученикам даются индивидуальные задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3).

2. В это время упр. 5, 6 выполняются по вариантам с последующей взаимопроверкой.

3. Составьте текст-описание (3-5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу (упр. 6).

Пример текста:

Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.



IV. Итоги урока

Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?

Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)

Сколько звуков в русском языке? (43 звука: 6 гласных и 37 согласных звуков.)

Что изучает раздел «Орфография»?

Чем различаются гласные и согласные звуки? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные - шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создаётся преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным нельзя.)

Домашнее задание

1. Составить связный ответ по разделу «Фонетика и графика».

2. Упр. 7 (выполнить все задания к упражнению).

Урок 9 (9)

Основные нормы современного литературного

Произношения и ударения в русском языке

Цели урока:

Обобщить знания, полученные в 5-9 классах, по теме «Орфоэпия»; закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о разделе лингвистики «Фонетика и графика».

2. Проверить у доски задания 1, 3, 4 к упр. 7.

3. Комментирование и толкование непонятных слов из упражнения:

плетень - изгородь из сплетённых прутьев и ветвей;

плахта - кустарная украинская ткань, полосатая или клетчатая, а также её четырёхугольный отрез, носимый в качестве юбки;

шаровары - широкие штаны, заправляемые в голенища, вообще штаны широкого, свободного покроя.

4. Три человека выполняют индивидуальное задание:

Опишите дуб поздней осенью. Покажите особенности этого дерева.

Пример текста:

На пригорке растёт дуб с раскидистыми, скрюченными, словно старые натруженные пальцы, ветками. Он крепко впился в землю толстыми корнями. Дуб не сразу почувствовал приход осени. Его плотные листья долго не поддавались прохладным ночам и продолжали зеленеть. Но неожиданно ударил морозец. Листья дуба пожелтели, взялись изморозью. Подул ветерок, и листья постепенно стали опадать. Дзинь-дзинь! Зазвенели, словно золотые колокольчики, ударяясь о застывшие ветки. Весь пригорок покрылся шуршащим ковром.

5. Во время подготовки учащихся к ответу и выполнения индивидуальных занятий класс пишет словарный диктант:

Мэр, префектура, пейджер, брокер, шоумен, продюсер, контракт, актив, гарантия, демпинг, квота, негоция, реквизиты, рента, ссуда, таможня, тариф, цент, бартер, концессионер, маклер, номинал, швейцар, экспортёр, электорат.

Дайте толкование слова электорат. (Избиратели, участвующие в выборах в государственные или другие крупные общественные структуры.)

II. Работа по теме урока

1. Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним).

я́дрица, фено́мен ерети́к, знаме́ние, досу́г, невро́лог, рефле́ксия, астро́лог, астроно́м, инструме́нт, хода́тайство, обеспе́чение, украи́нский, фети́ш, и́скра, дремо́та, зево́та, бюрокра́тия, возвели́ченье, озву́ченье, доне́льзя, задо́лго, сосредото́чение, упроче́ние

Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.)

2. Можно предложить учащимся план-конспект теоретического материала.

Слово учителя:

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произноси тельные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если, прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы сознательно обдумывали, как это сделать. Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении (например: «проглатывание» окончаний и суффиксов, произнесение «в нос»). Неразборчивость произношения сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость. Твердости, четкости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

Понятие об орфоэпической норме.

Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Болычева Е.М.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:

1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),

3) твердость / мягкость,

4) место образования,

5) способ образования.

Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости.

ШУМНЫЕ И СОНОРНЫЕ, ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона.

К сонорным в русском языке относятся девять звуков: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j]. Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. Однако сила трения воздушной струи о сближенные / сомкнутые органы речи минимальна: воздушная струя находит относительно свободный выход наружу и шум не образуется. Воздух устремляется либо через нос ([м], [м"], [н], [н"]), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л"]). Отсутствие шума может быть связано с мгновенностью преграды ([р], [р"]) или с достаточно широким характером самой щели ([j]). В любом случае шум не создается и основным источником звука оказывается тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.

В образовании шумных согласных ([б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Тоновая составляющая звука является не основной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).

Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука.

Тон (голос) свойствен произношению звонких, их артикуляция предполагает обязательную работу голосовых связок. Звонкими, следовательно, являются все сонорные: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j]. Среди шумных согласных к звонким относятся следующие звуки: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [ж:"], [з], [з"].

[б] - [п] [б"] - [п"]

[в] - [ф] [в"] - [ф"]

[д] - [т] [д"] - [т"]

[з] - [с] [з"] - [с"]

[ж] - [ш] [ж:"] - [ш:"]

[г] - [к] [г"] - [к"]

Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят все сонорные, к глухим непарным - звуки [ц], [ч"], [х], [х"].

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СО ГЛАСНЫХ ПО ГЛУХОСТИ / ЗВОНКОСТИ

Обозначение глухости / звонкости согласных на письме.

Глухость / звонкость согласных остается самостоятельным, ни от чего не зависящим признаком в следующих положениях:

1) перед гласными: [су]д суд - [зу]д зуд, [та]м там - [да]м дам;

2) перед сонорными: [сл]ой слой - [зл]ой злой, [тл"]я тля - [дл"]я для;

3) перед [в], [в"]: [св"]ерь сверь - [зв"]ерь зверь.

В указанных положениях встречаются и глухие, и звонкие согласные, причем эти звуки используются для различения слов (морфем). Перечисленные позиции называются сильными по глухости / звонкости.

В остальных случаях появление глухого / звонкого звука предопределено его положением в слове или соседством конкретного звука. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной». Позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по указанному признаку.

В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются на конце слова, ср.: дэ[б]а дуба - ду[п] дуб, мб[з"]и мази - ма[с"] мазь. В приведенных примерах фиксируется фонетическое чередование согласных по глухости / звонкости: [б] // [п] и [з"] // [с"].

Кроме того, позиционные изменения касаются ситуаций, когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. В этом случае последующий звук воздействует на предшествующий. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости, в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лу[д]очка лодочка - лу[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готу[в"]ит готовит - готу[ф"т"]е готовьте (т.е. [в"] // [ф"] перед глухим).

Глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в"]), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости, ср.: моло[т"]иґть молотить - моло[д"б]б молотьба ([т"] // [д"] перед звонким), про[с"]иґть просить - пру[з"б]а просьба (т.е. [с"] // [з"] перед звонким).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio `уподобление"). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкости.

Обозначение глухости / звонкости согласных на письме связано с использованием соответствующих букв: т или д, п или б и т.д. Однако обозначается на письме только самостоятельная, ни от чего не зависящая глухость / звонкость. Звуковые признаки, которые оказываются «вынужденными», позиционно обусловленными на письме не обозначаются. Таким образом, фонетически чередующиеся звуки записываются одной буквой, действует морфематический принцип орфографии: в слове ду[п] дуб пишется буква б, как и в проверочном дэ[б]а дуба.

Исключением будет правописание некоторых заимствованных слов (транскри[п]ция транскрипция при наличии транскри[б"]ировать транскрибировать) и приставок на с /з (и[с]пульзовать использовать при наличии и[з]учиґть изучить). Графический облик таких примеров подпадает под действие фонетического принципа орфографии. Правда, в случае с приставками он действует не до конца, совмещаясь с традиционным: ра[ш:]евелить = ра[ш]шевелить расшевелить.

Традиционному принципу орфографии подчиняется выбор буквы в словарных словах типа во[г]зал вокзал, а[з]бест асбест. Их написание не зависит ни от проверки (она невозможна), ни от произношения.

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б"], [в"], [д"], [з"] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным - согласные [ч"], [ш:"], [ж:"] и [j].

Согласные [ш] и [ш:"], [ж] и [ж:"] не образуют пар, так как отличаются сразу двумя признаками: твердостью / мягкостью и краткостью / долготой.

Следует отметить, что звук [ж:"] редкий. Он возможен лишь в ограниченном круге слов: езжу, вожжи, дрожжи, брызжет, позже и некоторых других. При этом [ж:"] все чаще заменяется на [ж:].

Совершенно особое положение среди мягких согласных занимает звук [j]. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу является, как уже отмечалось выше, дополнительной артикуляцией. У согласного [j] указанная артикуляция основная, т.к. иных преград при произношении [j] не образуется. Поэтому звук [j] в принципе не способен иметь парный твердый.

Фонетические чередования согласных по твердости / мягкости. Обозначение твердости / мягкости согласных на письме. Буквы Ь и Ъ

Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:

1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук - [л"у]к люк, [но]с нос - [н"о]с нёс, пас[т эґ]ль пастель - пос[т" эґ]ль постель;

Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна, кафе, сарделька, стресс, пюре, протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].

2) на конце слова: ко[н] кон - ко[н"] конь, жа[р] жар - жа[р"] жарь;

3) у звуков [л], [л"] независимо от их положения: во[л]нб волна - во[л"]нб вольна;

4) у согласных [c], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [р], [р"] (у переднеязычных)

В позиции перед [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"] (перед заднеязычными): гу[р]ка горка - гу[р"]ко горько, бб[н]ка банка - бб[н"]ка банька;

В позиции перед [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] (перед губными): и[з]бб изба - ре[з"]бб резьба;

В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.

Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н"] с твердым [с], ср.: ку[н"] конь - ку[нс]кий конский, Испа[н"]ия Испания - испа[нс]кий (т.е. [н"] // [н] перед твердым). Пара ию[н"] июнь - июґ[н"с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.

Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [ш:"], ср: барабб[н] барабан - барабб[н"ч"]ик барабанчик, гу[н]ок гунок - гу[н" ш:"]ик гонщик (т.е. [н] // [н"] перед мягким).

В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л яґ[м"к"]и лямки, [в"б"]ить вбить; [д"в"]ерь дверь; [с"j]ем съем; [с"т"]енб стена. В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ляґ[мк"]и лямки (аналогично тряґ[пк"]и тряпки, лб[фк"] и лавки) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.

Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н"] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.

В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой: буквами и, ё, ю, я: лик, лёд, люк, лязг;

В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв …те… нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит - тесто или тест.

2) на конце слова буквой мягкий знак: конь, жарь, пыль;

3) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма, весьма, банька.

Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами: буквами ы, о, у, а, э: лыко, лодка, лук, ласка, каратэ; в конце слова отсутствием мягкого знака: кон_, жар_, пы_л; в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака: т_ мин, с_ мотрит, бан_ ка.

Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы, ё/о, ю/у, я/а после букв ш, ж, ч, щ, ц, соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь, цифра, цыпленок, ожёг, ожог, шутка, брошюра, чашка. То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: рожь, замуж _, тишь, малыш_, вещь, товарищ_ , мочь, кирпич_ .

Обратите внимание, что название букв Ь и Ъ оказывается коварным. Буква «твердый знак» никогда не обозначает твердости, ее использование связано с разделительной функцией, т.е. с указанием на наличие [j] перед следующим гласным звуком: ст съест, а[д"jу]тант адъютант.

Функции буквы «мягкий знак» шире. Во-первых, она тоже может использоваться в разделительной функции, но только не после приставок: [вjэ]га вьюга, бу[л"jу]н бульон. В этом случае на мягкость согласного буква ь не указывает. Во-вторых, мягкий знак может по традиции писаться в ряде грамматических форм после букв, соответствующих непарным согласным (см. выше). Мягкости звуков при таком употреблении буква ь опять-таки не передает. И наконец, в ряде ситуаций буква ь обозначает мягкость согласных на письме. Эта функция распространяется на примеры с самостоятельной мягкостью парных согласных в конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше).

МЕСТО И СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ

Место образования согласного звука - признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п"], [б], [б"], [м], [м"]) и губно-зубными ([ф], [ф"], [в], [в"]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [ц], [л], [л"], [н], [н"]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч"], [р], [р"]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к"], [г"], [х"]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).

Рассматривая таблицу (Приложение к публикации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.

Способ образования согласного - это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.

Существует два основных способа образования преграды - либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом, различаются смычные и щелевые согласные.

При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [шЇ"], [ж], [жЇ"], [j], [х], [х"].

Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.

Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"].

У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч"].

Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м"], [н], [н"].

При образовании смычных боковых [л] и [л"] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории - между опущенной боковой частью языка и щеками.

В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.

Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р"].

Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.

Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходит позиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игруй с игрой - [ш:" ч"]емпионбтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрбть отыграть - о[цс]ыпбть отсыпбть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий, мяґ[г]ок мягок - мяґ[х"к"]ий мягкий, где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый, т.е. [т"] // ;

стн: мйс[т]о места - мйсный местный, т.е. [т] // ;

здн: уйз[д]а уезда - уйзный уйздный, т.е.[д] // ;

здц: уз[д]б узда - под узцыґ под уздцы, т.е. [д] // ;голлбн[д"]ец голландец - голлбнцы голландцы, т.е. [д"] // ;

рдц: сер[д"]йчко сердечко - сйрце сердце, т.е. [д"] // ;

рдч: сер[д"]йчко сердечко - сйрчишко сердчишко, т.е. [д"] // ;

лнц: су[л]нышко солнышко - сунце солнце, т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маиґ] мои, т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru.

Подобные документы

    Классификация гласных звуков английского языка по различным признакам. Правила артикуляции сочетаний звуков. Принципы классификации английских согласных. Сочетание взрывных согласных звуков с боковым сонантом. Сочетание согласных звуков с гласными.

    лекция , добавлен 07.04.2009

    Порядок системы годзюон. Сравнительный анализ фонетического строя и звукового состава японского и русского языков. Характеристика гласных и согласных, полузвонких и звонких звуков, их произношение. Долгота (количество) звуков, ее обозначение и значение.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Закон ассимиляции звуков по мягкости. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ослабление гласных в безударном положении. Роль ударения в русском языке. Выбор окончания у имен существительных. Стилистическая характеристика различных форм речи.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2012

    Изолированное употребление звуков. Особенности синтагматики фонетических единиц. Сочетаемость и качество звуков в потоке речи. Действие синтагматических законов. Позиционная мена и позиционные изменения гласных и согласных в русском литературном языке.

    презентация , добавлен 05.02.2014

    Особенности развития фонетического строя и консонантизма английского языка. Выпадение согласных в некоторых положениях. Палатализация заднеязычных согласных. Упрощение групп начальных согласных. Изменения в системе согласных в новоанглийский период.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Особенности английской фонетики. Звуковой и буквенный состав слова. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипционные значки и их произношение. Основные типы слогов. Постановка ударений в словах. Правила чтения гласных и согласных буквосочетаний.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Изменения и чередования гласных в разных языках, приводящее к изменению смысла слов. Трансформация согласных в ходе общения одного языка с другими, когда он воздействует или подвергается воздействию сам. Особенности сочетания согласных в разных языках.

    реферат , добавлен 06.09.2009

    Правописание звонких и глухих согласных. Прямая и косвенная речь. Языковая игра у М.Е. Салтыкова-Щедрина. Звуковые законы в русском языке. Оглушение звонких согласных. Обыгрывание лексической многозначности или омонимии. Принципы сочетаемости слов.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2013

    Рассмотрение предмета изучения фонетики как научной дисциплины. Изучение классификации звуков речи в зависимости от акустических характеристик, гласных (по артикуляционным особенностям) и согласных (по месту образования и активному органу) звуков.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Сравнительная артикуляционная классификация гласных звуков в русском и английском языках; сонограммы и осциллограммы, форманты ударных и безударных гласных. Влияние фонетического окружения, позиции конца высказывания, редукции на длительность звуков.

1. Сигматизмы шипящих звуков

Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция

Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их (см. рис. на заднем форзаце).

Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые ,

за исключением ч , который является смычно-щелевым , т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы.

Если звук ш произносится правильно, то:

Добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

Добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч .

Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш . Чтобы ознакомиться с основными нарушениями шипящих звуков и способами их исправления, обратимся к таблице 2 «Нарушения звука ш и их исправления».

Нарушения звука ш и их исправления

I. Правильная артикуляция звука ш

Межзубный .

Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

Кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

Средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком.

Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата.

Подготовительный этап . При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются:

Умение слегка выдвигать вперед округленные губы;

Подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами;

Длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука . Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш.

Боковой.

Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут.

Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево.

Кончик языка:

а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

б) опущен за нижние резцы;

Передняя часть спинки языка:

а) образует смычку с альвеолами;

б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена;

Средняя часть спинки языка:

а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена;

Задняя часть спинки языка:

а) поднята;

б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена;

Боковые края:

а) опущены;

б) опущен левый (правый) край языка.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя:

а) выходит по обоим краям языка;

б) идет вбок вправо (влево)

Нарушения звучания: хлюпающий звук.

Предраспологающие факторы:

Боковой открытый прикус;

Слабость мышц одной половины языка.

Подготовительный этап . Проводятся упражнения для:

Укрепления боковых краев языка;

Равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх;

Выработки воздушной струи, идущей посередине языка;

Отрабатываются звуки т и с .

Постановка звука . Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

Автоматизация звука .

Дифференциация звуков

Носовой.

Зубы: разомкнуты.

Кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта;

Передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом;

Средняя часть спинки языка оттянута назад;

Задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом;

Боковые края опущены.

Мягкое нёбо опущено.

Воздушная струя идет через носовую полость.

Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Подготовительный этап . Вырабатываются умения:

Удерживать широкий распластанный язык на верхней губе;

Направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа);

Различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении;

Отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука . Ребенку предлагается:

При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш.

- если нет звука р , то ставят звук ш от звука с с механической помощью.

Автоматизация звука

Дифференциация звуков . При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

2. Парасигматизмы.

2.1.Губно-зубной .

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

Передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

Средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка - «фапка», машина - «мафина», душ«дуф»).

Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

Отработки движений нижней губы вниз-вверх,

Подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука . Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

2.2. Призубный.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: незначительно разомкнуты.

Кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами;

Передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами;

Средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка становится более выпуклой;

Боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя толчкообразная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка - «тапка», машина - «матина», душ - «дут»).

Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Вырабатываются умения:

Сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы,

Различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная).

Проводятся упражнения для выработки:

Длительной, направленной воздушной струи;

Положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами,

Отрабатывается звук с.

Постановка звука . Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука . Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т.

2.3. Шипящий.

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов.

Кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

Передняя часть спинки языка напряженна;

Средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка приподнята;

Боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина - «маш’ина», душ - «душ’»).

Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения:

Поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами;

Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ.

2.4.Свистящий.

Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм.

Кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

Передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок;

Задняя часть спинки языка незначительна поднята;

Боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»).

Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая).

Отрабатывают движения:

Широкого языка вверх, к передней части твердого нёба;

Добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы;

Чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.

Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений

Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя, пя, пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, воспитатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука . После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, воспитатель предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем, воспитателя он начинает выполнять требуемые движения (сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произносить звук ш.

Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш находится

В начале слова: шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык;

В середине: мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катушка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка;

В конце: душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш. Ребенок называет эти слова.

После автоматизации звука ш в словах воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку записывает ему в тетрадь, например: Шалуны шумели и шалили. Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

Звук ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Воспитатель прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж в словах воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится

В начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон,

В середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник.

Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

Звук ч

Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

Если по подражанию звук ч поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится

В конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач, мяч, сыч;

В середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, кочан, мальчик, пончик, печенье, качели;

И лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

Вместе с ребенком воспитатель придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с печеньем.

Звук щ

Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно показать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится:

В начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы;

В середине: вещи, клещи, Кащей, ящик, хищник, площадь, овощи, голенище, удилище;

В конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

По просьбе воспитателя ребенок придумывает предложения с усвоенными словами. Например: Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.

(Дополнительный материал для автоматизации звука щ см. на с. 218.)

Вопросы.

Почему звук ш является базовым в группе шипящих звуков?

Какие виды сигматизма шипящих звуков вы знаете?

Какие виды парасигаатизма шипящих звуков вы знаете?

Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах шипящих звуков от этой же работы при парасигматизмах шипящих звуков?

Каким этапом и почему заканчивается работа при сигматизмах и парасигматизмах шипящих звуков? Дайте конкретные примеры.

Каков основной способ постановки звука ш?

Каковы особенности проявления межзубного произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления бокового произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления носового произношения звука ш и его исправления?

Как проводится автоматизация поставленного звука? Дайте примеры на шипящие звуки.

В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!