Характеристика романа преступление и наказание. «Преступление и наказание»: главный герой

Преступление и наказание - самый известный роман Ф.М. Достоевского, совершивший мощный переворот общественного сознания. Написание романа символизирует открытие высшего, нового этапа творчества гениального писателя. В романе, с присущим Достоевскому психологизмом, показан путь мятущейся души человека сквозь тернии страданий к постижению Истины.

История создания

Путь создания произведения был весьма нелегок. Замысел романа с лежащей в его основе теорией о «сверхчеловеке», начал зарождаться еще во время пребывания писателя на каторге, он созревал в течение многих лет, но сама идея раскрывающая сущность «обыкновенных» и «необыкновенных» людей выкристаллизовалась во время пребывания Достоевского в Италии.

Начало работы над романом ознаменовалось слиянием двух черновиков - незавершенного романа «Пьяненькие» и наброски романа, сюжет которого построен на исповеди одного из каторжан. Впоследствии, в основу сюжета легла история о бедном студенте Родионе Раскольникове, убившем ради блага своей семьи старуху-процентщицу. Полная драм и конфликтов жизнь большого города стала одним из главных образов романа.

Над романом Фёдор Михайлович работал в 1865-1866-х годы, и практически сразу после окончания в 1866 году он был опубликован в журнале «Русский вестник». Отклик среди рецензентов и литературного сообщества того времени был весьма бурным - от бурного восхищения до резкого неприятия. Роман подвергался неоднократной инсценизации и впоследствии был экранизирован. Первая театральная постановка в России состоялась в 1899 году (примечательно, что за границей ее поставили 11-ю годами раньше).

Описание произведения

Действие происходит в бедном районе Петербурга 1860-х годов. Родион Раскольников, бывший студент, закладывает старухе-процентщице последнюю ценную вещь. Преисполненный ненависти к ней он замышляет страшное убийство. По пути домой он заглядывает в одно из питейных заведений, где знакомится с совершенно опустившимся чиновником Мармеладовым. Родион выслушивает тягостные откровения о несчастной судьбе его дочери, Сони Мармеладовой, вынужденной с подачи мачехи зарабатывать на жизнь своей семьи проституцией.

Вскоре Раскольников получает письмо от матери и ужасается моральному насилию над его младшей сестрой Дуней, которое учинил над ней жестокий и развратный помещик Свидригайлов. Мать Раскольникова надеется устроить судьбу своих детей, выдав замуж за Петра Лужина, весьма обеспеченного человека свою дочь, но при этом все понимают, что любви в этом браке не будет и девушка вновь будет обречена на страдания. Сердце Родиона разрывается от жалости к Соне и Дуне, и мысль об убийстве ненавистной старухи прочно закрепляется в его сознании. Он собирается потратить деньги процентщицы, заработанные неправедным путем, на благое дело - избавление страждущих девушек и юношей от унизительной нищеты.

Несмотря на поднимающееся в его душе отвращение к кровавому насилию, Раскольников все же совершает тяжкий грех. Кроме того, помимо старухи он убивает ее кроткую сестру Лизавету, невольную свидетельницу тяжкого преступления. Родиону с трудом удается побег с места преступления, при этом он прячет старухины богатства в случайном месте, даже не оценив их реальной стоимости.

Душевные страдания Раскольникова вызывают социальное отчуждение между ним и окружающими, от переживаний Родион заболевает. Вскоре он узнает, что в совершенном им преступлении обвинен другой человек - простой деревенский парень Миколка. Болезненная реакция на разговоры окружающих о преступлении становится слишком заметной и подозрительной.

Далее в романе описываются тяжкие мытарства души студента-убийцы, пытающегося обрести душевный покой, найти хоть какое-то моральное оправдание совершенному преступлению. Светлой нитью проходит через роман общение Родиона с несчастной, но при этом доброй и высокодуховной девушкой Соней Мармеладовой. Ее душа мятется от несоответствия внутренней чистоты греховному образу жизни и Раскольников находит в этой девушке родственную душу. Одинокая Соня и университетский друг Разумихин становятся опорой для измученного страданиями бывшего студента Родиона.

Со временем, следователь по делу убийства Порфирий Петрович выясняет подробные обстоятельства преступления и Раскольников, после долгих нравственных мучений, признает себя убийцей и отправляется на каторгу. Самоотверженная Соня не покидает своего самого близкого друга и отправляется вслед за ним, благодаря девушке происходит душевная трансформация главного героя романа.

Главные герои романа

(Иллюстрация И. Глазунова Раскольников в своей каморке )

Двойственность душевных порывов заключена в фамилии главного героя романа. Вся его жизнь пронизана вопросом - будут ли оправданы нарушения закона, если они совершены во имя любви к ближним? Под давлением внешних обстоятельств Раскольников на практике проходит все круги морального ада, связанного с убийством ради помощи близким людям. Катарсис наступает благодаря самому дорогому человеку - Соне Мармеладовой, которая помогает обрести покой душе мятущегося студента-убийцы, несмотря на тяжкие условия каторжного существования.

Мудрость и смирение несет образ этой удивительной, трагичной, и в тоже время возвышенной, героини. Ради благополучия ближних она попрала самое дорогое, что у нее есть - свою женскую честь. Несмотря на ее способ заработка, Соня не вызывает малейшего презрения, ее чистая душа, приверженность идеалам христианской морали приводят в восхищение читателей романа. Будучи верным и любящим другом Родиона, она идет с ним до самого конца.

Загадочность и неоднозначность этого персонажа заставляет в очередной раз задуматься о многогранности человеческой натуры. Хитрый и порочный человек с одной стороны, он к концу романа проявляет свое попечение и заботу о своих осиротевших детях и помогает Соне Мармеладовой восстановить свою испорченную репутацию.

Успешный предприниматель, человек с респектабельной наружностью производит обманчивое впечатление. Лужин холоден, корыстолюбив, не гнушается клеветой, он желает от своей жены не любви, а исключительно раболепия и покорности.

Анализ произведения

Композиционное построение романа представляет собой полифоническую форму, где линия каждого из главных персонажей многогранна, самодостаточна, и в то же время активно взаимодействует с темами остальных персонажей. Также особенностями романа является удивительная концентрированность событий - временные рамки романа ограничены двумя неделями, что при таком значительном объеме является довольно редким явлением в мировой литературе того времени.

Структурная композиция романа довольно проста - 6 частей, каждая из них в свою очередь делится на 6-7 глав. Особенностью является несинхронизированность дней Раскольникова с четкой и лаконичной структурой романа, что подчеркивает сумбурность внутреннего состояния главного героя. Первая часть описывает три дня жизни Раскольникова, а со второй - количество событий нарастает с каждой главой, достигая удивительной концентрации.

Еще одной особенностью романа является безысходная обреченность и трагическая судьба большинства ее героев. До конца романа с читателем останутся лишь молодые персонажи - Родион и Дуня Раскольниковы, Соня Мармеладова, Дмитрий Разумихин.

Сам Достоевский считал свой роман «психологическим отчетом одного преступления», он уверен, что душевные муки преобладают над юридическим наказанием. Главный герой отходит от Бога и увлекается популярными в то время идеями нигилизма и только к концу романа происходит возврат к христианской нравственности, автор оставляет герою гипотетическую возможность покаяния.

Итоговый вывод

На протяжении романа «Преступление и наказание» происходит трансформация мировоззрения Родиона Раскольникова от близкого к Ницше, который был одержим идеей о «сверхчеловеке», к христианскому - с его учением о Божественной любви, смирении и милосердии. Социальная концепция романа тесно переплетается с евангельским учением о любви и всепрощении. Весь роман пропитан истинным христианским духом и заставляет воспринимать все происходящие в жизни события и поступки людей сквозь призму возможности духовной трансформации человечества.

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа - это падение нравственности.

В своем произведении Ф. М. Достоевский рассказывает о людях, живущих напряженной духовной жизнью, которые мучительно, упорно ищут истину.

Писатель показывает жизнь разных социальных групп: обездоленного городского люда, придавленного нуждой и унижениями, образованных бедняков, бунтующих против зла и насилия, преуспевающих дельцов. Достоевский глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и его психологию. Он ставит сложные социальные, нравственные и философские вопросы. Поиски ответов на эти вопросы, борьба идей - вот что составляет основу романа.

Главный герой «Преступления и наказания» - студент Родион Раскольников, живущий в крайней бедности. Он был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Это духовно богатая личность. Неоднократно мы убеждаемся в его чуткости и отзывчивости. Раскольников остро воспринимает чужую боль. Мы имеем возможность убедиться в этом. Так, мы видим, как, рискуя жизнью, главный герой спасает во время пожара детей. А семья Мармеладовых? Насколько ранила Раскольникова картина нищеты и бедствий, когда он посетил дом этих людей! Он оставляет там свои последние медные гроши, хотя сам беден и не знает, как дальше жить.

Герой Достоевского сочувствует Соне, принял ее как «приличную барышню». Его очень ранит этот быт, где кругом царят бедность и уныние. Такая черта характера Раскольникова, как любовь к людям, проявляется, когда он пытается спасти обесчещенную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотился за ней.

В лице главного героя мы видим бескорыстного и честного человека, мечтающего о совершенстве и гармонии мира. Он умен и горд, его волнуют трудноразрешимые вопросы. Почему одни - умные, добрые, благородные - должны влачить жалкое существование, а другие - ничтожные, подлые, глупые - живут в роскоши и довольстве? Как изменить этот порядок? Кто такой человек: «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои?

Безысходная бедность и постоянная нужда заставили Раскольникова прийти к выводу о том, что общество построено на несправедливости. В его голове рождается чудовищная теория. Он считает, что все люди делятся на две категории: обыкновенные и исключительные. Обыкновенные составляют большинство и подчиняются закону, они живут для того, чтобы рождать себе подобных. Исключительные, как, например, Наполеон, навязывают большинству свою волю. Для них не существует законов, они сами их устанавливают. Если им надо, они могут пойти и на преступление. Раскольникову остается решить, кто он - обыкновенный человек или «властитель судьбы». Имеет ли он право нарушить закон для того, чтобы устроить свою судьбу, облегчить жизнь матери, сестры и других людей? Если он «сильная личность», то он сможет осчастливить «толпу», думает Раскольников.

Созданная героем Достоевского теория приводит его к преступлению. Убежденный в своей исключительности, Раскольников верит в правоту своей теории и проверяет ее на практике, убив старуху-процентщицу. Это убийство и должно было стать испытанием для Раскольникова. Старуха-процентщица в романе Достоевского воплощает в себе мир зла, стяжательства. По мнению Раскольникова, ее убийство было бы не преступлением, а благом. Но, убив старуху, Раскольников не почувствовал себя Наполеоном, которому «все позволено». Этот человек не был призван управлять большинством. Он хотел иметь «свободу и власть, а главное - власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!» И эту власть он должен был получить, освободив себя от нравственного закона. Но нравственный закон оказался сильнее его.

Раскольников - мыслитель, в котором столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Эти трагические противоречия зарождаются в глубине души героя, а также наряду с ними возникает идея вседозволенности, которая отрицает все доброе, светлое, чистое в герое, одним словом, все самое лучшее. В это время в его сознании происходит разлад, и Раскольников говорит: «Мне жизнь однажды дается, я не хочу дожидаться всеобщего счастья, я и сам хочу жить, я ведь тоже хочу». Но ложный путь, избранный героем романа, приводит его к нравственной пытке.

Возмездие одиночеством - таков приговор, вынесенный Достоевским. Это выражается в том, что после совершения преступления Раскольников замыкается в себе, и вся его внутренняя жизнь становится упорной борьбой с самим собой. Писатель показывает его в состоянии крайнего нравственного падения, саморазрушения, самоотрицания. Внезапно приходит внутреннее нравственное наказание, о котором герой и не думал, радуясь за минуту перед тем «спасению от давившей опасности». Он почувствовал себя заключенным в полное одиночество: «С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое», «будь то все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни».

Это мучительное ощущение разъединенности с людьми давит на Раскольникова, и он начинает тянуться к ним. Это видно из слов, обращенных к Соне: «Не оставишь меня, Соня?» Мы видим, что герой боится потерять человека, который смог его понять и полюбить. Соня и ее любовь становятся для Раскольникова спасением, и он подчиняется ей не разумом, а всей своей душой. И только любовь помогает единению героя с людьми, его примирению с самим собой. Недаром Достоевский пишет: «Их воскресила любовь».

Писатель отрицает индивидуализм, отрицает теорию «сильной личности», власть «сверхчеловека», даже если это «добрый тиран». Вслед за Пушкиным и Толстым, он развенчивает и «наполеонизм».

Даже если на путь насилия становится честный и добрый человек, он неизбежно приносит зло себе и другим людям. Эту логику жизни писатель иллюстрирует и сюжетом романа. Убив «вредную старушонку», Раскольников вынужден убить и ее сестру Лизавету, чтобы не оставить свидетеля преступления. Но сестра старухи такая же бедная и несчастная, как он сам, как Соня Мармеладова, которую он хочет сделать счастливой. Одно преступление влечет за собой другое - такова Логика зла.

Бунт Раскольникова против законов общества можно назвать индивидуалистическим. Он не может быть средством решения острых социальных проблем. Тем более, их нельзя решить путем насилия. Достоевский же видит выход в распространении идей христианской любви и самопожертвования. Так, Соня тоже «преступила» закон, став проституткой, но сделала это ради любви к своим ближним, ради семьи. Этот путь самоотвержения искупает преступление девушки.

Достоевский осуждает Раскольникова, но в то же время и сочувствует ему. Писатель не может найти выхода из мира зла и страданий, как и его герой. Но сам поиск пути, отрицание насилия, культа «сильной личности», утверждение величия любви к людям сделали роман одним из величайших гуманистических произведений в мировой литературе.

Из всех русских произведений роман «Преступление и наказание», благодаря системе образования, вероятнее, пострадал сильнее всех. И действительно - величайшая история о силе, раскаянии и поиске себя в итоге сводится к написанию школьниками сочинений на темы: «Преступление и наказание», «Достоевский», «Краткое содержание», «Главные герои».

Книга, которая способна каждого человека, превратилась в еще одно нужное домашнее задание. А ведь сколько спорной информации написано и рассказано учителями о главных персонах романа. Стоит попытаться отделить зерна от плевел и сделать краткое описание героев рассказа «Преступление и наказание». Чем мы сейчас и займемся.

Записки из студенческого дома

Главный герой «Преступления и наказания», студент Родион Раскольников, живёт в крайней нищете. Он регулярно носит вещи к старухе-процентщице, чтобы иметь возможность хотя бы прокормиться. Об учёбе уже не может быть и речи.

Сам он живёт в Петербурге и из провинции получает от родных письмо. Милая его сердцу сестра Дуня приезжает с матерью в город, чтобы девушка вышла за богатого дельца Лужина. сестры во имя материальных благ окончательно доводит Родиона - он решается на убийство и ограбление. И его жертвой становится та самая старуха. Но под горячую руку студента попадает ещё и безобидная младшая сестра процентщицы.

Раскольников был абсолютно уверен в своей теории о «высших» и «низших» людях, согласно которой, ради великих поступков ему дозволено переступить через обычных смертных. Однако вдруг его начинает мучить раскаяние, он не может воспользоваться украденным, и всё вокруг завертелось вокруг него…

Он встречает несчастного пьяницу Мармеладова, который попал под повозку. Его дочь Соня во имя многодетной семьи приносит в жертву своё тело каждый день. Сострадание Родиона заставляет его отдать все деньги, что были с собой, несчастной семье.

А браку Дуни и Лужина мешает близкий друг Раскольникова - Разумихин. Он безумно влюблён в сестру Родиона, да и сам ей небезразличен. Главный герой же с первой встречи возненавидел Лужина, и партия Разумихин-Дуня ему куда симпатичнее.

Всё это время страшная паранойя и душевные муки терзают Раскольникова. Он чувствует всю вину за своё преступление, но пока не решается признать это. Родион считает это всё «проверкой на величие».

Проверка на величие

Однако окончательно ломает его встреча со Свидригайловым - развратным помещиком, у которого раньше служила Дуня. Именно за её любовью в Петербург и прибыл новый знакомый Раскольникова. Свидригайлов давно испытал грех убийства и теперь видит в Родионе своего «родственника». Но Раскольникову открывается вся суть убийцы - не величие, а бесконечная мерзость; не сила, а жалость; не власть, а невозможность контролировать самого себя. От одной мысли, что подобный человек может любить его сестру, у Родиона болит сердце.

Последней каплей для преступного студента стала трагедия семьи Мармеладовых: после смерти отца и кормильца, унижения Лужиным старшей дочери (которую он обвиняет в краже денег), изгнания семьи из дома и трагической гибели матери он полностью меняется. Он прячется с Соней и сознаётся в своём преступлении. Девушка просит его сдаться.

Совесть велит Раскольникову сделать то же самое, и он приходит в участок. Там его постигает последняя ошеломляющая новость - Свидригайлов застрелился.

… Каторга. Уже сознавшийся, но не раскаявшийся ещё Родион не очень любим своими однолагерцами. Всё ещё верный своей теории он просто решает, что проиграл в этих условиях. Соню же, которая последовала за любимым человеком, все принимают мило и тепло. Точкой в истории несчастного убийцы становится Евангелие, которое он теперь держит под подушкой, и пробуждающаяся бесконечная любовь ко всему.

Подросток

Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание», разумеется, надо начинать с описания Родиона Раскольникова. И именно в разборе его образа и заключается главный недостаток школьных учебников.

Нам бесконечно рассказывают про глубокую подоплеку романа, о сложном психологическом портрете главного героя, об умении писателя глубоко проникать в души персонажей, о конфликте ницшеанства и гуманизма. Но забывают поведать, для чего, собственно, вообще было написано «Преступление и наказание».

Главную ценность для Федора Михайловича составляла именно последняя глава, которую реже всего и обсуждают. Ведь Достоевский прямо говорит - не важно, сколько зла ты совершил, пока в твоей душе есть хоть струночка добра, у тебя всегда есть шанс исправиться. Ведь первый, кто пошел за Христом в Рай, был разбойник. А что ему надо было сделать - всего-навсего раскаяться.

Отсюда и идет фамилия главного героя. Для нас должен быть важен не раскол внутри личности, а то, кто в итоге побеждает в душе человека. И этим Достоевский упорно демонстрирует - исправься. Во имя себя самого.

Именно это является главной целью романа. Не проследить движения преступления, не выяснить суть внутренних метаний грешника, но дать от них бальзам в виде раскаяния. Ведь оно является, наверное, кульминацией и смыслом жизни каждого человека.

Сон несмешного человека

То, что главный герой («Преступление и наказание») на самом деле имеет внутри бесконечное добро и необходимое человеку сострадание, Достоевский демонстрирует почти в начале романа. Еще до того, как убить старуху и оказаться на самом дне, доступном человеку, Раскольников видит сон о страдающей лошади, которую забили за то, что она не хотела идти.

Будущий убийца не хочет трактовать этот сон и бежит от мысли о нем, как может. Однако мы, читатели, уже понимаем, что на самом деле в душе несчастного живет раскаяние за каждый свой поступок. Он чувствует себя виноватым даже за такую мелочь, как увидеть страдание во сне и ничего не сделать.

Униженная и оскорбленная

В который раз Достоевский доказывает свой гений, создавая такого персонажа, как Соня Мармеладова. В ней - вся дуалистичность бытия.

Женщина, работающая проституткой, казалось бы, это образец морального падения. Но нет! Она выше всех и каждого в романе, человек, приносящий себя в жертву. Христианская вера учит нас, что отдавать все свое ради других и есть наивысшая точка святости.

В таком случае вполне может считаться святой. Всю свою жизнь она отдала семье, а когда ее не стало, нашла другого человека - того самого, которому так не хватало добра и честности. Главный герой («Преступление и наказание») находит покой именно благодаря ей. И затем Соня идет на новый виток жертвенности. С человеком, которого она любит и которому так нужна ее поддержка, она едет на край света.

Она терпит на своем пути миллионы лишений и страданий, обманов и ложных обвинений. Однако до конца продолжает нести свой крест - молча и с добрыми глазами.

Двойник Свидригайлов

Главные герои романа «Преступление и наказание» не заканчиваются на Раскольникове и Соне. Есть еще одна важная фигура - не столько сюжетно, сколько психологически.

Свидригайлов является будущим человека, идущего по пути, предполагаемым Родионом. Ведь именно по нему видно, что потакание своим страстям к власти, любви, обожанию и величию не приводит ни к чему хорошему. Как бы об этом ни размышляли философы-эгоисты, все это приводит к краху и падению человеческого духа, уничтожению души.

И Свидригайлов - яркий тому пример. В нем Родион Раскольников может увидеть все проблемы существования убийцы. Через Свидригайлова студент может понять, что то, что он называет силой, на самом деле слабость, и наоборот.

Идти по головам, через трупы - не лучшая идея. В итоге эти люди кончают одним из двух путей - либо им придется раскаяться, либо на всю жизнь погрязнуть в пороке.

Бедные люди

Сильнейшая трагедия также творится на вторых планах романа.

Главный герой («Преступление и наказание») хоть и находится в фокусе, но это ни капли не отменяет драмы находящихся вокруг него персонажей.

Дуня готова на все ради старшего брата. Она и сама за жизнь навидалась несчастий. Вероятнее, именно это и делает ее персонаж образом бесконечной силы и родственной любви. Она близка к Соне. Однако, в отличие от нее, не делает абсолютно жертвенных поступков. Дуня идет по жизни, скрипя зубами, готовая принимать все невзгоды.

Потому ее и удивляет такая странная любовь брата. Ведь он готов отдалить Дуню от Лужина, крайне выгодной партии, но плохого человека, только по той причине, что она будет с ним несчастна.

Для читателя и Достоевского образ Дуни является очень важным. Ведь именно через заботу Раскольникова о ней мы понимаем, что он все-таки не пропащий человек, пока заботится о своих близких.

Идиот

А вот кто действительно ушел из мира добрых людей навсегда, так это Мармеладов. Человек, которому уже давно на все плевать. Низкий пьяница, отдавший всю семью в заложники ужасного материального положения. Именно из таких у Раскольникова и вырастает теория «твари дрожащей», именно таких стоит рубить топором и ненавидеть, именно через них стоит переступать ради великих дел!

Или нет? В итоге Мармеладов, наравне со сном и с Дуней, становится третьим из главных доказательств того, что в Раскольникове все еще находится добро. Ведь несчастный главный герой («Преступление и наказание») делает все для того, чтобы помочь пьянице.

Вид разрушенной жизни трогает душу Родиона. Он не может просто смотреть на страдания другого человека. Он не способен оставаться в стороне от горя, и даже находясь в страшных душевных метаниях, обязан помочь.

Заключение

Все персонажи Достоевского - невероятно живые, с широкой и интересной биографией. Они личности, реальные люди.

Список героев «Преступления и наказания» обширен, и каждого персонажа по-своему жаль. Однако не стоит забывать, что все они созданы для того, чтобы вертеться вокруг Родиона Раскольникова, чтобы рассказать его историю.

А история Раскольникова, прежде всего, говорит нам о раскаянии. Не о психологических метаниях, не о выборе между «тварью дрожащей» и «право имеющим». И все персонажи работают на мысль о том, что человеку достаточно сделать один шаг, чтобы навсегда измениться…

Образ Свидригайлова. В черновых записях «Преступления и наказания » этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома » характеризуется как предел «нравственного падения... решительного разврата и... наглой низости». «Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью... Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности. Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!» Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства. Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Образ Лебезятникова в «Преступлении и наказании»

Все другие образы романа не подвергались большой переработке. Делец и карьерист Лужин, считающий любые средства приемлемыми для достижения своих корыстных целей, пошляк Лебезятников, принадлежащий к числу тех людей, которые, по словам Достоевского, «пристают к самой модной ходячей идее, чтобы опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат», – были задуманы такими же, какими мы их видим в окончательной редакции романа. Между прочим, подчеркивая типичность образа Лебезятникова, Достоевский создает даже термин «лебезятничество». По некоторым данным, в характере Лебезятникова были отражены некоторые личные черты знаменитого русского критика В. Белинского , который поначалу приветствовал сочинения молодого Достоевского, а потом подверг их критике с топорно-примитивных «материалистических » позиций.

Образ Разумихина в «Преступлении и наказании»

Образ Разумихина в процессе работы над «Преступлением и наказанием» также остался неизменным по своему идейному содержанию, хотя по первоначальным наметкам он должен был занять гораздо большее место в романе. Достоевский видел в нем положительного героя. Разумихин выражает почвеннические взгляды, присущие самому Достоевскому. Он выступает против революционных западных веяний, отстаивает значение «почвы», славянофильски понимаемых народных основ – патриархальности, религиозно-нравственных устоев, терпения. Рассуждения Разумихина у Порфирия Петровича, его возражения сторонникам «теории среды», которые социальными условиями жизни объясняли поступки человека, возражения фурьеристам и материалистам, стремящимся якобы нивелировать человеческую натуру, ликвидировать свободу воли, утверждения Разумихина, что социализм – западная идея, России чуждая, – все это прямо перекликается с публицистическими и полемическими статьями Достоевского.

Разумихин является в ряде вопросов выразителем позиций автора и потому особенно ему дорог.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании»

Образ Сони Мармеладовой определился не сразу. В самых ранних записях упоминается только «дочь чиновника», «она». Достоевский, очевидно, вначале предполагал больше подчеркнуть профессиональные черты этой героини: «Встречает раз ее промышляющую. Скандал на улице. Она украла» (Вторая записная книжка, стр. 15). В конце той же записной книжки занесены размышления о характере этого образа: «NB. Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой» (стр. 149). «Пьяная с рыбой» – это, очевидно, образ пьяной, избитой проститутки, выброшенной на улицу и колотящей соленой рыбой по лестничным ступеням, образ, который нарисован героем «Записок из подполья ».

Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателем такой, как и в окончательном тексте романа, – воплощением христианской идеи: «NB. Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей развратницей, которой не замолить спасения» (Первая зап. кн., стр. 105). Образ Сони – апофеоз страдания, пример высочайшего подвижничества, полного забвения собственной личности. Жизнь для Сони немыслима без веры в бога и бессмертие души: «Что я без бога-то была», – говорит она. Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал и Мармеладов. В ответ на замечание Раскольникова, что бога, может быть, и нет, Мармеладов говорит: «То есть бога-то нет-с и пришествия его не будет... тогда... тогда жить нельзя... Слишком зверино... тогда в Неву и я бы тотчас же бросился. Но, милостивый государь, это будет, это обещано, для живых, что ж, что же тогда для нас и останется... Кто бы ни был живущий, хотя бы в (...) по горло, но если только он и в самом деле живущий, то он страдает, а стало быть, ему Христос нужен, а стало быть, будет Христос. Господи, что это вы сказали? Не верят в Христа только те, которые потребности в нем не имеют, которые мало живут и которых душа подобна камню неорганическому» (Вторая записная книжка, стр. 13). Эти слова Мармеладова не нашли места в окончательной редакции, очевидно, потому, что после объединения двух замыслов – романа «Пьяненькие» и повести о Раскольникове – образ Мармеладова отошел на второй план.

В то же самое время тяжелая жизнь низов города, изображенная Достоевским с такой яркостью и рельефностью, не может не вызвать протеста, проявляющегося в той или иной форме. Так, Катерина Ивановна, умирая, отказывается от исповеди: «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

Во время печатания «Преступления и наказания» в «Русском вестнике» между писателем и редакцией этого журнала наметились расхождения. Редакция потребовала изъятия главы романа, в которой Соня читает Раскольникову евангелие (4 глава 4 части по отдельному изданию), с чем Достоевский не соглашался.

В июле 1866 года Достоевский сообщал А. П. Милюкову о своих разногласиях с редакцией «Русского вестника»: «Я с ними с обоими [Любимовым и Катковым ] объяснялся – стоят на своем! Про главу эту я ничего не умею сам сказать; я написал ее в вдохновении настоящем, но может быть она и скверная; но дело у них не в литературном достоинстве, а в опасении за нравственность. В этом я был прав – ничего не было против нравственности и даже чрезмерно напротив, но они видят другое, и, кроме того, видят следы нигилизма. Любимов объявил решительно, что надо переделать. Я взял, и эта переделка большой главы стоила мне по крайней мере трех новых глав работы, судя по труду и тоске, но я переправил и сдал».

Посылая переработанную главу в редакцию, Достоевский писал Н. А. Любимову: «Зло и доброе в высшей степени разделено, и смешать их и использовать превратно уже никак нельзя будет. Равномерно прочие означенные Вами поправки я сделал все, и, кажется, с лихвою... Все то, что Вы говорили, я исполнил, все разделено, размежевано и ясно. Чтению евангелия придан другой колорит».

Каждый из нас наверняка слышал историю об убитой топором старушке сумасшедшим студентом - это и есть роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Главные герои вплетены в цепь сложных событий, из которых находят выход. Произведение научит каждого рассудительно жить, искренне прощать и горячо любить.

История написания романа

"Преступление и наказание": главные герои произведения

В романе автор задействовал немного лиц, вокруг которых происходит основная череда событий. Главный герой - Родион Романович Раскольников, отставной студент, который решается на убийство Алены Ивановны, старой процентщицы. Лизавета - сестра закладчицы, которая тоже погибает от рук молодого человека. За раскрытие преступления берется опытный следователь Порфирий Петрович. Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна - мать и сестра Родиона Раскольникова. Семья живет скромно и пытается помочь бедному студенту. Дуня даже числилась служанкой у Аркадия Ивановича Свидригайлова, который пытался ее развратить. Чтобы окончательно позабыть свое прошлое, девушка принимает предложение богатого господина Петра Петровича Лужина выйти замуж и переехать в Петербург. Андрей Семенович Лебезятников - отставной чиновник, который ютится в небольшой квартире с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми. Раскольников влюбляется в его старшую дочь Соню, которая и будет впоследствии его спасением. Дмитрий Прокофьевич Разумихин - верный друг Родиона, который в трудные минуты заботится о Дуне и Пульхерии Александровне.

Основная сюжетная линия романа

Родион Раскольников живет на деньги матери и иногда продает свои вещи процентщице Алене Ивановне. Старуха настолько его раздражает, что он подгадывает время, врывается в квартиру и зарубает ее топором. Внезапно возвращается сестра Елизавета, которая тоже становится несчастной жертвой. Он поступил как жестокий человек, но характеристика Раскольникова - его положительные качества - позволяет смотреть на него читателям с другой стороны. Он одержим желанием завладеть богатством старухи только потому, что беден сам, но совесть не позволяет присвоить награбленное себе, и он избавляется от наживы.

После преступления Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна навещают Родиона и пытаются ему помочь - он кажется им больным. В первых главах Раскольников знакомится в кабаке с разорившимся чиновником Лебезятниковым, который по пьяни бросается под лошадь и погибает. Из-за несчастного случая Родион узнает семью умершего и обращает внимание на старшую дочь Соню, которой признается в убийстве старухи и ее сестры. Понятливая девушка просит, чтобы он покаялся, а следователь не торопится сажать его в тюрьму и дает несколько дней погулять на свободе.

Анализ эпилога

В послесловии автор повествует о заточении главного героя в сибирской крепости. Здесь характеристика Раскольникова меняется - он становится чувственным и совестливым, кается в преступлении и не пытается себя оправдать. Дуня говорит матери, что сын уехал в долгую командировку, но старушка, не дождавшись его, умирает от болезни. Разумихин не оставляет друга в беде и решается переехать в Сибирь. Поразившись благородством друга, Дуня выходит замуж за этого человека. Соня находила все способы увидеться с Родионом - они любят друг друга, и ни расстояние, ни приговор не страшили их.

Женские и в романе

В каждом произведении героев можно разделить на положительных и отрицательных. Образы в "Преступлении и наказании" настолько колоритные, что читатель не сразу может дать им оценку. Достоевский изображает Раскольникова у преступника оказывается большое любящее сердце, стремление помочь ближнему, желание покаяться. Неоднозначное мнение складывается и о Лебезятникове - он большой любитель выпить, редко вспоминает о семье, но оправданием этому становится его наивность и нестабильное материальное положение. Описанию несчастной жизни разорившегося чиновника уделяется несколько страниц в романе "Преступление и наказание".

Главные герои произведения преимущественно положительные, а среди второстепенных выделяются два отрицательных мужских образа - Свидригайлов и Лужин. Разумихин - лучший друг Раскольникова, являющийся поддержкой и ему самому, и его семье. Женские образы Пульхерии Александровны, Дуни и Сони в романе идеализированы, и одной только старухе-процентщице невозможно дать оценку: герою она казалась скупой и злой, а о других ее качествах Достоевский умалчивает.

Казнить нельзя помиловать

Люди рождаются и умирают день за днем, и Раскольникову начинает казаться, что нет ничего страшного в том, если он убьет старуху-процентщицу. Но в праве ли он так рассуждать? Роман "Преступление и наказание" поднимает сложные философские вопросы, ответы на которые впоследствии находит сам герой.

Родион долго думает, "казнить" старуху или "помиловать", но все-таки сомневается в надобности ее существования, и поэтому решает, что если она окажется на том свете, всем будет спокойнее. На месте преступления убийца ведет себя менее уверенно: он теряется и даже не в состоянии вынести все богатства процентщицы. Его мучают галлюцинации, фобии, он сходит с ума от безысходности. Лучше бы он помиловал Алену Ивановну, ведь сейчас, после ее смерти, он остался ни с чем.

Характеристика Родиона Раскольникова: тварь он дрожащая или право имеющий?

У главного героя нет маниакальных наклонностей, и он решается на убийство Алены Ивановны сознательно. Старуха доживает свой век наедине с богатством, которое пригоднее сиротам, а не той, которая ни в чем не нуждается. План Раскольникова кажется предельно простым, но герой не думает о последствиях. Эта юношеская наивность стала причиной последующих неудач бедного студента. Роман "Преступление и наказание" учит думать о последствиях, а не быть таким нерассудительным, как главный герой.

Перед Раскольниковым дилемма: тварь он дрожащая или право имеющий? Герой считает, что в этом мире он должен утвердиться через убийство, осуществив свое главное желание - так поступил бы сильный человек. Эта философия и приводит Раскольникова в тупик.

Какую участь выбирает герою Ф. Достоевский? «Преступление и наказание» как роман-предупреждение

Даже самый страшный злодей имеет право быть оправданным. Поступок Раскольникова можно понять: автор сначала лишает его разума, а потом направляет на пусть истины. Родион испытывает не потому, что совершил преступление, а потому, что посчитал себя "право имеющим".

Раскольников совсем молод и глуп, и будет неправильным осуждать его. Покорившись лозунгу "цель оправдывает средства", он убивает Алену Ивановну, но не просто так - он заботится о матери, будущем сестры, помогает семье покойного Мармеладова, думает об обездоленных детях и собирается часть денег выделить нуждающимся сиротам. Будь он обеспеченным человеком, он никогда не пошел бы на убийство, и тогда не свершились бы преступление и наказание. Главные герои - друг Родиона, его мать и сестра - не осуждают его, а пытаются понять. Искреннее покаяние возвышает любого преступника, и раскаявшийся Раскольников будет достоин иной жизни с человеком, который будет всегда рядом, поможет и поддержит - с Соней Мармеладовой. Достоевский выбирает концовку, когда жизнь человека не заканчивается на эшафоте, а имеет продолжение.

спаситель и ангел-хранитель

Любовь способна творить чудеса. Она изменяет человека изнутри, направляет на путь истины и дает стимул жить дальше. Для Родиона Раскольникова спасением оказалась Соня. "Преступление и наказание" повествует о том, как меняется главный герой после встречи с этой девушкой: без нее он умер бы в тюрьме от болезни и скуки, вряд ли осознал бы свой поступок, не покаялся. Перед признанием в убийстве он выходит на улицу и целует землю, искренне сожалеет о случившемся.

В произведении описывается любовь двух несчастных людей, которые стали по-своему счастливы. Когда-нибудь Раскольников выйдет из тюрьмы, и они с Соней заживут полноценной жизнью и будут благодарить судьбу за то, что после множества испытаний она позволила им встретиться друг с другом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!