Ход событий смуты. Смутное время

Конец XVI и начало XVII веков ознаменованы в русской истории смутой. Начавшаяся вверху, она быстро спустилась вниз, захватила все слои московского общества и поставила государство на край гибели. Смута продолжалась с лишком четверть века - со смерти Ивана Грозного до избрания на царство Михаила Федоровича (1584-1613). Продолжительность и интенсивность смуты ясно говорят о том, что она явилась не извне и не случайно, что корни ее таились глубоко в государственном организме. Но в то же время Смутное время поражает своей неясностью, неопределенностью. Это - не политическая революция, так как оно началось не во имя нового политического идеала и не привело к нему, хотя нельзя отрицать существования политических мотивов в смуте; это - не социальный переворот, так как опять-таки смута возникла не из социального движения, хотя в дальнейшем развитии с нею сплелись стремления некоторых слоев общества к социальной перемене. "Наша смута - это брожение больного государственного организма, стремившегося выйти из тех противоречий, к которым привел его предшествовавший ход истории и которые не могли быть разрешены мирным, обычным путем". Все прежние гипотезы о происхождении смуты, несмотря на то, что в каждой из них таится доля истины, приходится оставить, как не разрешающие вполне задачу. Главных противоречий, которые вызвали Смутное время, было два. Первое из них было политическое, которое можно определить словами профессора Ключевского: "Московский государь, которого ход истории вел к демократическому полновластию, должен был действовать посредством очень аристократической администрации"; обе эти силы, выросшие вместе благодаря государственному объединению Руси и вместе работавшие над ним, прониклись взаимным недоверием и враждой. Второе противоречие можно назвать социальным: московское правительство вынуждено было напрягать все свои силы для лучшего устройства высшей обороны государства и "под давлением этих высших потребностей приносить в жертву интересы промышленного и земледельческого классов, труд которых служил основанием народного хозяйства, интересам служилых землевладельцев", последствием чего явилось массовое бегство тяглого населения из центров на окраины, усилившееся с расширением государственной территории, годной для земледелия. Первое противоречие явилось результатом собирания уделов Москвой. Присоединение уделов не носило характера насильственной, истребительной войны. Московское правительство оставляло удел в управлении прежнего его князя и довольствовалось тем, что последний признавал власть московского государя, становился его слугой. Власть московского государя , по выражению Ключевского, становилась не на место удельных князей, а над ними; "новый государственный порядок являлся новым слоем отношений и учреждений, который ложился поверх действовавшего прежде, не разрушая его, а только возлагая на него новые обязанности, указывая ему новые задачи". Новое княжеское боярство, оттеснив старинное боярство московское , заняло первые места по степени своего родословного старшинства, приняв только очень немногих из московских бояр в свою среду на равных с собою правах. Таким образом, вокруг московского государя образовался замкнутый круг князей-бояр, которые стали вершиной его администрации, его главным советом в управлении страной. Власти прежде правили государством поодиночке и по частям, а теперь стали править всей землей, занимая положение по старшинству своей породы. Московское правительство признало за ними это право, поддерживало даже его, способствовало его развитию в форме местничества, и тем самым впадало в вышеуказанное противоречие. Власть московских государей возникла на почве вотчинного права. Великий московский князь был вотчинником своего удела; все жители его территории были его "холопами". Весь предшествовавший ход истории вел к развитию этого взгляда на территорию и население. Признанием прав боярства великий князь изменял своим старинным традициям, которых в действительности не мог заменить другими. Первый понял это противоречие Иоанн Грозный. Московские бояре были сильны главным образом своими земельными родовыми владениями. Иоанн Грозный задумал произвести полную мобилизацию боярского землевладения, отняв у бояр их насиженные родовые удельные гнезда, предоставив им взамен другие земли, чтобы порвать их связь с землей, лишить их прежнего значения. Боярство было разбито; на смену его выдвинулся нижний придворный слой. Простые боярские роды, как Годуновы и Захарьины, захватили первенство при дворе. Уцелевшие остатки боярства озлоблялись и готовились к смуте. С другой стороны, XVI в. был эпохой внешних войн, окончившихся приобретением громадных пространств на востоке, юго-востоке и на западе. Для завоевания их и для закрепления новых приобретений потребовалось громадное количество военных сил, которые правительство набирало отовсюду, в трудных случаях не брезгуя услугами холопов. Служилый класс в Московском государстве получал, в виде жалованья, землю в поместье - а земля без рабочих рук не имела никакой ценности. Земля, далеко отстоявшая от границ военной обороны, тоже не имела значения, так как служилый человек с ней не мог служить. Поэтому правительство вынуждено было передать в служилые руки громадное пространство земель в центральной и южной частях государства. Дворцовые и черные крестьянские волости теряли свою самостоятельность и переходили под управление служилых людей. Прежнее деление на волости неминуемо должно было разрушаться при мелком испомещении. Процесс "окняжения" земель обостряется вышеуказанной мобилизацией земель, явившейся результатом гонений против боярства. Массовые выселения разоряли хозяйство служилых людей, но еще больше разоряли тяглецов. Начинается массовое переселение крестьянства на окраины. В то же время, крестьянству открывается для переселения громадная площадь заокского чернозема. Само правительство, заботясь об укреплении вновь приобретенных границ, поддерживает переселение на окраины. В результате, к концу царствования Грозного, выселение принимает характер общего бегства, усиливаемого недородами, эпидемиями, татарскими набегами. Большая часть служилых земель остается "в пусте"; наступает резкий экономический кризис. Крестьяне потеряли право самостоятельного землевладения, с испомещением на их землях служилых людей; посадское население оказалось вытесненным из южных посадов и городов, занятых военной силой: прежние торговые места принимают характер военно-административных поселений. Посадский люд бежит. В этом экономическом кризисе идет борьба за рабочие руки. Выигрывают более сильные - бояре и церковь. Страдательными элементами остается служилый класс и еще больше крестьянский элемент, который не только потерял право на свободное землепользование, но, при помощи кабальной записи, ссуд и вновь возникшего института старожильства (см.), начинает терять и свободу личную, приближаться к крепостному. В этой борьбе вырастает вражда между отдельными классами - между крупными владельцами-боярами и церковью, с одной стороны, и служилым классом - с другой. Тяглое население таит ненависть к угнетающим его сословиям и, раздражаясь против государственных испомещений, готово к открытому восстанию; оно бежит к казакам, которые уже давно отделили свои интересы от интересов государства. Один только север, где земля сохранилась в руках черных волостей, остается спокойным во время наступающей государственной "разрухи".

В развитии смуты в Московском государстве исследователи различают обыкновенно три периода: династический, во время которого происходит борьба за московский престол между различными претендентами (до 19 мая 1606 г.); социальный - время классовой борьбы в Московском государстве осложненной вмешательством в русские дела иностранных государств (до июля 1610 г.); национальный - борьба с иноземными элементами и выбор национального государя (до 21 февраля 1613 г.).

Первый период Смуты

Последние минуты жизни Лжедмитрия. Картина К. Венига, 1879

Теперь во главе правления очутилась старая боярская партия, которая и выбрала в цари В. Шуйского . "Боярско-княжеская реакция в Москве" (выражение С. Ф. Платонова), овладев политическим положением, возвела на царство своего родовитейшего вожака. Избрание на престол В. Шуйского произошло без совета всей земли. Братья Шуйские, В. В. Голицын с братьями, Ив. С. Куракин и И. М. Воротынский, сговорившись между собой, привели князя Василия Шуйского на лобное место и оттуда провозгласили царем. Естественно было ожидать, что народ будет против "выкрикнутого" царя и что против него окажется и второстепенное боярство (Романовы, Нагие, Бельский, М. Г. Салтыков и др.), которое понемногу стало оправляться от опал Бориса.

Второй период Смуты

После своего избрания на престол счел необходимым разъяснить народу, почему избран он, а не кто другой. Мотивирует он причину своего избрания происхождением от Рюрика; другими словами, выставляет тот принцип, что старшинство "породы" дает право на старшинство власти. Это - принцип старинного боярства (см. Местничество). Восстанавливая старые боярские традиции, Шуйский должен был формально подтвердить права боярства и по возможности обеспечить их. Он это и сделал в своей крестоцеловальной записи, несомненно имеющей характер ограничения царской власти. Царь признал, что он не волен казнить своих холопов, т е. отказался от того принципа, который так резко выставил Грозный и потом принял Годунов. Запись удовлетворила князей-бояр, да и то не всех, но она не могла удовлетворить второстепенное боярство, мелкий служилый люд и массу населения. Смута продолжалась. Василий Шуйский немедленно разослал приверженцев Лжедмитрия - Бельского, Салтыкова и др. - по разным городам; с Романовыми, Нагими и прочими представителями второстепенного боярства он хотел ладить, но тут произошло несколько темных событий, которые указывают на то, что это ему не удалось. Филарета , который был возведен самозванцем в сан митрополита, В. Шуйский думал было возвести на патриарший стол, но обстоятельства показали ему, что на Филарета и Романовых положиться было нельзя. Не удалось ему сплотить и олигархический кружок князей-бояр: он частью распадался, частью становился во враждебные отношения к царю. Шуйский поспешил венчаться на царство, не дождавшись даже патриарха: его венчал новгородский митрополит Исидор, без обычной пышности. Чтобы рассеять слухи, что царевич Дмитрий жив, Шуйский придумал торжественное перенесение в Москву мощей царевича, причисленного церковью к лику святых; прибегнул он и к официозной публицистике. Но все было против него: по Москве разбрасывались подметные письма о том, что Дмитрий жив и скоро вернется, и Москва волновалась. 25 мая Шуйскому пришлось уже успокаивать чернь, которую поднял против него, как тогда говорили, П. Н. Шереметев.

Царь Василий Шуйский

На южных окраинах государства разгорался пожар. Лишь только там стало известно о событиях 17 мая, как поднялась Северская земля, а за нею заокские, украинные и рязанские места; движение перешло на Вятку, Пермь, захватило и Астрахань. Волнение вспыхнуло также в новгородских, псковских и тверских местах. Это движение, обнявшее такое громадное пространство, носило по разным местам разный характер, преследовало разные цели, но несомненно, что оно было опасно для В. Шуйского. В Северской земле движение носило социальный характер и было направлено против бояр. Центром движения сделался здесь Путивль, а во главе движения стали кн. Григ. Петр. Шаховской и его "большой воевода" Болотников . Движение, поднятое Шаховским и Болотниковым, совершенно отличалось от прежнего: прежде боролись за попранные права Дмитрия, в которые верили, теперь - за новый общественный идеал; имя Дмитрия было только предлогом. Болотников призывал к себе народ, подавая надежду на социальные перемены. Подлинного текста его воззваний не сохранилось, но содержание их указано в грамоте патриарха Гермогена . Воззвания Болотникова, говорит Гермоген, внушают черни "всякия злые дела на убиение и грабеж", "велят боярским холопам побивати своих бояр и жены их, и вотчины, и поместья им сулят; и шпыням, и безымянникам ворам велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити; и призывают их воров к себе, и хотят им давати боярство и воеводство, и окольничество, и дьячество". В северной полосе городов украинных и рязанских поднялось служилое дворянство, которое не хотело мириться с боярским правительством Шуйского. Во главе рязанского ополчения стали Григорий Сунбулов и братья Ляпуновы, Прокопий и Захар, а тульское ополчение двинулось под начальством боярского сына Истомы Пашкова.

Между тем, Болотников разбил царских воевод и двигался к Москве. По дороге он соединился с дворянскими ополчениями, вместе с ними подошел к Москве и остановился в селе Коломенском. Положение Шуйского стало крайне опасным. Почти половина государства поднялась против него, мятежные силы осаждали Москву, а у него не было войск не только для усмирения мятежа, но даже для защиты Москвы. К тому же мятежники отрезали доступ хлеба, и в Москве обнаружился голод. Среди осаждавших обнаружилась, однако, рознь: дворянство, с одной стороны, холопы, беглые крестьяне - с другой, могли мирно жить только до тех пор, пока не узнали намерений друг друга. Как только дворянство познакомилось с целями Болотникова и его армии, оно немедленно отшатнулось от них. Сунбулов и Ляпуновы, хотя им и ненавистен был установившийся в Москве порядок, предпочли Шуйского и явились к нему с повинной. За ними стали переходить и другие дворяне. Тогда же подоспело на помощь ополчение из некоторых городов, и Шуйский был спасен. Болотников убежал сначала в Серпухов, затем в Калугу, из которой перешел в Тулу, где засел вместе с казачьим самозванцем Лжепетром. Этот новый самозванец появился среди терских казаков и выдавал себя за сына царя Федора, в действительности никогда не существовавшего. Появление его относится еще ко времени первого Лжедмитрия. К Болотникову пришел Шаховской; они решили запереться здесь и отсиживаться от Шуйского. Численность их войска превышала 30000 чел. Весной 1607 г. царь Василий решил энергично действовать против мятежников; но весенняя кампания была неудачна. Наконец, летом, с огромным войском он лично пошел на Тулу и осадил ее, усмиряя по дороге восставшие города и уничтожая мятежников: целыми тысячами сажали "пленных в воду", т. е. попросту топили. Треть государственной территории была отдана войскам на грабеж и разорение. Осада Тулы затянулась; ее удалось взять только тогда, когда придумали устроить на р. Упе плотину и затопить город. Шаховского сослали на Кубенское озеро, Болотникова в Каргополь, где и утопили, Лжепетра повесили. Шуйский торжествовал, но ненадолго. Вместо того, чтобы идти усмирять северские города, где мятеж не прекращался, он распустил войска и вернулся в Москву праздновать победу. От внимания Шуйского не ускользнула социальная подкладка движения Болотникова. Это доказывается тем, что он рядом постановлений задумал укрепить на месте и подвергнуть надзору тот общественный слой, который обнаружил недовольство своим положением и стремился изменить его. Изданием подобных постановлений Шуйский признал существование смуты, но, стремясь победить ее одной репрессией, обнаружил непонимание действительного положения вещей.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

К августу 1607 г., когда В. Шуйский сидел под Тулой, появился в Стародубе Северском второй Лжедмитрий, которого народ очень метко окрестил Вором. Стародубцы уверовали в него и стали помогать ему. Скоро вокруг него составилась сборная дружина, из поляков, казачества и всяких проходимцев. Это не была земская дружина, которая собралась вокруг Лжедмитрия I: это была просто шайка "воров", которая не верила в царское происхождение нового самозванца и шла за ним в надежде на добычу. Вор разбил царское войско и остановился близ Москвы в селе Тушине, где и основал свой укрепленный стан. Отовсюду к нему стекались люди, жаждавшие легкой наживы. Особенно усилил Вора приход Лисовского и Яна Сапеги.

С. Иванов. Лагерь Лжедмитрия II в Тушино

Положение Шуйского было тяжелое. Юг не мог ему помочь; собственных сил у него не было. Оставалась надежда на север, сравнительно более спокойный и мало пострадавший от смуты. С другой стороны, и Вор не мог взять Москвы. Оба соперника были слабы и не могли одолеть друг друга. Народ развращался и забывал о долге и чести, служа попеременно то одному, то другому. В 1608 г. В. Шуйский послал своего племянника Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (см.) за помощью к шведам. Русские уступили Швеции город Карелу с провинцией, отказались от видов на Ливонию и обязались вечным союзом против Польши, за что и получили вспомогательный отряд в 6 тыс. чел. Скопин двинулся из Новгорода к Москве, очищая по пути северо-запад от тушинцев. Из Астрахани шел Шереметев, подавляя мятеж по Волге. В Александровской слободе они соединились и пошли к Москве. К этому времени Тушино перестало существовать. Случилось это таким образом: когда Сигизмунд узнал о союзе России со Швецией, он объявил ей войну и осадил Смоленск. В Тушино были посланы послы к тамошним польским отрядам с требованием присоединения к королю. Среди поляков начался раскол: одни повиновались приказу короля, другие - нет. Положение Вора и прежде было трудное: с ним никто не церемонился, его оскорбляли, чуть не били; теперь оно стало невыносимо. Вор решился оставить Тушино и бежал в Калугу. Вокруг Вора во время его стоянки в Тушине собрался двор из московских людей, которые не хотели служить Шуйскому. Среди них были представители очень высоких слоев московской знати, но знати дворцовой - митрополит Филарет (Романов), кн. Трубецкие, Салтыковы, Годуновы и др.; были и люди незнатные, которые стремились выслужиться, получить вес и значение в государстве - Молчанов, Ив. Грамотин, Федька Андронов и пр. Сигизмунд предложил им отдаться под власть короля. Филарет и тушинские бояре отвечали, что избрание царя не дело их одних, что они ничего не могут сделать без совета земли. Вместе с тем, они вошли между собой и поляками в соглашение не приставать к В. Шуйскому и не желать царя из "иных бояр московских никого" и завели переговоры с Сигизмундом о том, чтобы он прислал на московское царство своего сына Владислава. От русских тушинцев было отправлено посольство, во главе которого стали Салтыковы, кн. Рубец-Масальский, Плещеевы, Хворостин, Вельяминов - все большие дворяне - и несколько человек низкого происхождения. 4 февраля 1610 г. они заключили с Сигизмундом договор, выясняющий стремления "довольно посредственной знати и выслужившихся дельцов". Главнейшие его пункты след.: 1) Владислав венчается на царство православным патриархом; 2) православие должно быть почитаемо по-прежнему: 3) имущество и права всех чинов остаются неприкосновенными; 4) суд совершается по старине; законодательную власть Владислав разделяет с боярами и земским собором; 5) казнь может быть совершена только по суду и с ведома бояр; имущество близких виновного не должно подвергаться конфискациям; 6) подати, собираются по старине; назначение новых делается с согласия бояр; 7) крестьянский переход запрещается; 8) людей высоких чинов Владислав обязан не понижать невинно, а меньших должен повышать по заслугам; выезд в другие страны для науки разрешается; 9) холопы остаются в прежнем положении. Анализируя этот договор, мы находим: 1) что он национальный и строго консервативный, 2) что он защищает больше всего интересы служилого сословия, и 3) что он, несомненно, вводит некоторые новшества; особенно характерны в этом отношении пункты 5, 6 и 8. Между тем, Скопин-Шуйский с торжеством 12 марта 1610 г. вошел в освобожденную Москву.

Верещагин. Защитники Троице-Сергиевой лавры

Москва ликовала, с великой радостью приветствуя 24-летнего героя. Ликовал и Шуйский, надеясь, что дни испытания кончились. Но во время этих ликований Скопин внезапно умер. Пошел слух, что его отравили. Есть известие, что Ляпунов предложил Скопину "ссадить" Василия Шуйского и самому занять престол, но дает право на старшинство власти. Это - принцип старинного боярства (см. /p Скопин отверг это предложение. После того, как об этом узнал царь, он охладел к племяннику. Во всяком случае, смерть Скопина разрушила связь Шуйского с народом. Над войском стал воеводой брат царя Димитрий, совершенно бездарная личность. Он двинулся на освобождение Смоленска, но у деревни Клушина был позорно разбит польским гетманом Жолкевским.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Парсуна (портрет) XVII века

Жолкевский ловко воспользовался победой: он быстро пошел к Москве, по дороге овладевая русскими городами и приводя их к присяге Владиславу. К Москве же поспешил из Калуги и Вор. Когда в Москве узнали об исходе сражения при Клушине, поднялся "мятеж велик во всех людях - подвизашася на царя". Приближение Жолкевского и Вора ускорило катастрофу. В свержении с престола Шуйского главная роль выпала на долю служилого класса, во главе которого агитировал Захар Ляпунов. Немалое участие принимала в этом и дворцовая знать, в том числе Филарет Никитич. После нескольких неудачных попыток, противники Шуйского собрались у Серпуховских ворот, объявили себя советом всей земли и "ссадили" царя.

Третий период смуты

Москва очутилась без правительства, а между тем, оно ей было нужно теперь больше, чем когда-либо: с двух сторон ее теснили враги. Все сознавали это, но не знали, на ком остановиться. Ляпунов и рязанские служилые люди хотели поставить царем кн. В. Голицына; Филарет, Салтыковы и прочие тушинцы имели другие намерения; высшая знать, во главе которой стояли Ф. И. Мстиславский и И. С. Куракин, решила подождать. Правление было передано в руки боярской думы, состоявшей из 7 членов. "Седмочисленные бояре" не сумели взять власть в свои руки. Они сделали попытку собрать земский собор, но она не удалась. Боязнь Вора, на сторону которого становилась чернь, заставила их впустить в Москву Жолкевского, но он вошел только тогда, когда Москва согласилась на избрание Владислава. 27 августа Москва присягнула Владиславу. Если избрание Владислава и не было совершено обычным путем, на настоящем земском соборе, то тем не менее бояре не решились на этот шаг одни, а собрали представителей от разных слоев государства и образовали нечто вроде земского собора, который признали за совет всей земли. После долгих переговоров обеими сторонами был принят прежний договор, с некоторыми изменениями: 1) Владислав должен был принять православие; 2) вычеркнут был пункт о свободе выезда за границу для наук и 3) уничтожена была статья о повышении меньших людей. В этих изменениях видно влияние духовенства и боярства. Договор об избрании Владислава был отправлен к Сигизмунду с великим посольством, состоявшим почти из 1000 лиц: сюда входили представители почти всех сословий. Очень вероятно, что в посольство вошла большая часть членов "совета всей земли", избравшего Владислава. Во главе посольства стояли митрополит Филарет и князь В. П. Голицын. Посольство не имело успеха: Сигизмунд сам хотел сесть на московский престол. Когда Жолкевский понял, что намерение Сигизмунда непоколебимо, он оставил Москву, понимая, что русские не примирятся с этим. Сигизмунд медлил, старался застращать послов, но они не отступали от договора. Тогда он прибегнул к подкупу некоторых членов, что ему и удалось: они уехали из-под Смоленска подготовлять почву для избрания Сигизмунда, но оставшиеся были непоколебимы.

Гетман Станислав Жолкевский

В то же время в Москве "седмочисленные бояре" потеряли всякое значение; власть перешла в руки поляков и новообразовавшегося правительственного кружка, изменившего русскому делу и предавшегося Сигизмунду. Этот кружок состоял из Ив. Мих. Салтыкова, кн. Ю. Д. Хворостинина, Н. Д. Вельяминова, М. А. Молчанова, Грамотина, Федьки Андронова и мн. др. Таким образом, первая попытка московских людей восстановить власть кончилась полной неудачей: вместо равноправной унии с Польшей Русь рисковала попасть в полное подчинение от нее. Неудавшаяся попытка навсегда положила конец политическому значению бояр и боярской думы. Как только русские поняли, что ошиблись в выборе Владислава, как только увидели, что Сигизмунд не снимает осады Смоленска и обманывает их, национальное и религиозное чувство начало пробуждаться. В конце октября 1610 г. послы из-под Смоленска прислали грамоту об угрожающем обороте дел; в самой Москве патриоты в подметных письмах раскрывали народу истину. Все взоры обратились на патриарха Гермогена: он понял свою задачу, но не сразу мог взяться за ее исполнение. После штурма Смоленска 21 ноября произошло первое серьезное столкновение Гермогена с Салтыковым, который пытался склонить патриарха на сторону Сигизмунда; но Гермоген еще не решался призвать народ на открытую борьбу с поляками. Смерть Вора и распадение посольства заставили его "повелевати на кровь дерзнути" - и во второй половине декабря он начал рассылать по городам грамоты. Это было открыто, и Гермоген поплатился заточением.

Призыв его, однако, был услышан. Первым поднялся из Рязанской земли Прокопий Ляпунов. Он стал собирать войско на поляков и в январе 1611 г. двинулся к Москве. К Ляпунову шли земские дружины со всех сторон; даже тушинское казачество пошло на выручку Москвы, под начальством кн. Д. Т. Трубецкого и Заруцкого. Поляки, после битвы с жителями Москвы и подошедшими земскими дружинами, заперлись в Кремле и Китай-городе. Положение польского отряда (около 3000 чел.) было опасное, тем более, что и запасов у него было мало. Сигизмунд не мог ему помочь, он сам был не в силах покончить со Смоленском. Ополчения земские и казацкие соединились и обложили Кремль , но между ними сразу пошла рознь. Тем не менее, рать объявила себя советом земли и стала править государством, так как не было другого правительства. Вследствие усилившейся розни между земцами и казачеством решено было в июне 1611 г. составить общее постановление. Приговор представителей казачества и служилых людей, которые составляли главное ядро земского войска, очень обширен: он должен был устроить не только войско, но и государство. Высшая власть должна принадлежать всему войску, которое именует себя "всею землею"; воеводы - только исполнительные органы этого совета, сохраняющего за собой право их смещении, если они будут плохо вести дела. Суд принадлежит воеводам, но казнить они могут только с одобрения "совета всей земли", иначе им грозит смерть. Затем очень точно и подробно урегулированы дела поместные. Все пожалования Вора и Сигизмунда объявлены не имеющими значения. Казаки "старые" могут получать поместья и становиться, таким образом, в ряды служилых людей. Далее идут постановления о возвращении беглых холопов, которые именовали себя казаками (новые казаки), прежним их господам; в значительной степени стеснялось своеволие казаков. Наконец, было учреждено приказное управление по московскому образцу. Из этого приговора ясно, что собравшаяся под Москву рать считала себя представительством всей земли и что на совете главная роль принадлежала земским служилым людям, а не казакам. Этот приговор характерен еще и тем, что свидетельствует о значении, которое понемногу приобретал служилый класс. Но преобладание служилых людей было непродолжительно; казаки не могли быть солидарны с ними. Дело кончилось убийством Ляпунова и бегством земщины. Надежды русских на ополчение не оправдались: Москва осталась в руках поляков, Смоленск к этому времени был взят Сигизмундом, Новгород - шведами; вокруг Москвы расположились казаки, которые грабили народ, бесчинствовали и готовили новую смуту, провозгласив сына Марины, жившей в связи с Заруцким, русским царем.

Государство, по-видимому, гибло; но поднялось народное движение на всем севере и северо-востоке Руси. На этот раз оно отделилось от казачества и стало действовать самостоятельно. Гермоген своими грамотами влил одушевление в сердца русских. Центром движения стал Нижний. Во главе хозяйственной организации был поставлен Кузьма Минин , а власть над войском вручена была князю Пожарскому .

К. Маковский. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в.

Первый период, начало Смуты, ознаменовался жестокой борьбой за престол множества претендентов. Сын Ивана Грозного Федор, оказался слабым правителем. Фактически власть получил Борис Годунов, брат супруги царя, его политика привела к недовольству народа.

Начало Смуте было положено появлениям в Польше Григория Отрепьева, объявившего себя Лжедмитрием, спасшимся сыном Грозного. Не без поддержки поляков Лжедмитрий был признан довольно большой частью населения страны, а в 1605 г. самозванец был поддержан Москвой и воеводами Руси и был признан царем. Но, его поддержка крепостничества вызвала бурное недовольство крестьян, а слишком самостоятельная политика привела к неудовольствию бояр. В результате Лжедмитрий 1 был убит 17 мая 1606 года. А на престол взошел Шуйский В.И. Однако власть его была ограничена.

Второй период смуты начался с восстания под предводительством Болотникова И.И. Ополчение составили люди всех слоев. Участие в восстании принимали не только крестьяне, но и служилые казаки, холопы, землевладельцы, посадский люд. Но, в сражении под Москвой восставшие были разбиты, а Болотников схвачен и казнен.

Возмущение народа только усилилось. Появление Лжедмитрия 2 не замедлило себя ждать. Уже в январе 1608 года собранное им войско двинулось по направлению к Москве. Он обосновался на подступах к городу в Тушино. Таким образом, в стране образовалось две действующих столицы. При этом практически все чиновники и бояре работали на обоих царей, часто получая деньги и от Шуйского и от Лжедмитрия 2. После того, как Шуйскому удается заключить договор о помощи Речь Посполитая начала агрессию. Лжедмитрию пришлось бежать в Калугу.

Но и Шуйскому не удалось надолго удержать власть. Его схватили и вынудили постричься в монахи. В стране началось междуцарствие - период, называемый Семибоярщиной. В результате сделки бояр, пришедших к власти, с польскими интервентами, Москва 17 августа 1610 года присягнула королю Польши Владиславу. Лжедмитрий 2 был убит в конце этого года. Борьба за власть продолжилась.

Третий период Смуты – это время борьбы с интервентами. Народ России, наконец, смог объединиться для борьбы с захватчиками – поляками. В этот период война приобрела характер национальной. Ополчение Минина и Пожарского дошло до Москвы только в августе 1612 г. Они смогли освободить Москву и изгнать поляков.

Окончание Смутного времени ознаменовалось появлением на российском троне новой династии - Романовых. На Земском соборе 21 февраля 1613 года царем был выбран Михаил Романов.

Причины смуты в России

Прекращение династии Рюриковичей.

Закрепощение крестьян, увеличение налогового гнёта.

Борьба между боярами и царской властью - первые стремились сохранить и преумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторая - ограничить эти привилегии и влияние.

Тяжёлое экономическое положение страны. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Новгорода Великого. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств

Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей

Последствия опричнины, которая подорвала уважение к власти и закону

Последствия смуты 17 века в России

Первым, наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; многие города и селения лежали в развалинах. Разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь.

Территориальное единство России, в основном, было восстановлено, хотя были потеряны побережье Балтийского моря и земли Смоленска

Внутри политической жизни государства значительно выросла роль дворянства и верхушки посада. Власть восстановились в форме самодержавной монархии.

Были усилены позиции дворянства.

Была сохранена независимость России.

Начала править династия Романовых.

Билет 6. Преобразования Петра I: за и против.

Всю внутреннюю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715-1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы изменения культурного уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.
РЕФОРМЫ

Военная морская

Административная

Плюсы Минусы
Особенностью коллегий (1717-1721 гг.) по сравнению с приказами стало более четкое разграничение сфер их деятельности, и, главное, совещательный «коллегиальный» порядок ведения дел
Табель о рангах (1722 г.) обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, а значит, и основой любой карьеры Введение должности фискалов (человека, следящего за деятельностью должностных лиц) напугало чиновников, а сами фискалы, небезгрешные по части взяток и злоупотреблений, вовсю пользовались своим положением

3. Преобразования в области культуры, науки и быта

Плюсы Минусы
Открытие первого высшего учебного заведения. Важной особенностью культурных преобразований Петра I было то, что они проводились «сверху»,нередко путем навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций. Бритье бород не делало русского европейцем, а лишь оскорбляло его религиозные чувства.
Петр I отправлял за границу для обучения немало молодых дворян, для овладения морскими науками, а также механикой, артиллерийским делом, математикой, иностранными языками. Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянства, то оно еще очень долго по происшествии Петровской эпохи не читало газет, не ходило в театр, не знало, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носило париков
Издание первой газеты-«Ведомости…»,развитие театра, учреждение ассамблей.

Церковная

5. Преобразования в области экономики

Плюсы Минусы
Принятие таможенного тарифа. Петр стремился оградить молодую отечественную промышленность от конкуренции промышленности западноевропейской. В первые годы создания крупной Российской промышленности использовался наемный труд. Однако его резервы были невелики. Владельцы заводов стали усиленно распространять крепостнические порядки на мануфактуры.
Была создана промышленность,способная полностью обеспечивать все важнейшие военные и государственные нужды страны, ни в чем не зависящая от иностранного экспорта. Закон не определял размер крестьянских повинностей, он устанавливался самим помещиком
Развитие промышленного и ремесленного производства, получение России выхода к Балтийскому морю способствовало росту внешней и внутренней торговли.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, которые привели к эпохе «дворцовых переворотов».

1598 год для Руси ознаменовался началом Смутного времени. Предпосылкой для этого стал конец династии Рюриковичей. Умер последний представитель этой семьи, Федор Иоаннович. За несколько лет до этого, в 1591 году, в городе Угличе погиб младший сын царя Ивана Грозного - Дмитрий. Он был ребенком и не оставил наследников престола. Краткое изложение событий временного промежутка, известного как период Смутного времени, изложено в статье.

  • 1598 год - смерть царя Федора Иоанновича и правление Бориса Годунова;
  • 1605 год - смерть Бориса Годунова и воцарение Лжедмитрия I;
  • 1606 год - царем становится боярин Василий Шуйский;
  • 1607 год - в Тушино начинает править Лжедмитрий II. Период двоевластия;
  • 1610 год - свержение Шуйского и установление власти «семибоярщины»;
  • 1611 год - собирается первое народное ополчение под началом Прокопия Ляпунова;
  • 1612 год - собирается ополчение Минина и Пожарского, которое освобождает страну от власти поляков и шведов;
  • 1613 год - начало династии Романовых.

Начало Смуты и ее причины

В 1598 году российским царем становится Борис Годунов. Этот человек оказывал существенное влияние на политическую жизнь в стране еще при жизни Ивана Грозного. Был очень близок к царю. Его дочь Ирина была замужем за сыном Грозного, Федором.

Есть предположение, что Годунов со своими союзниками был причастен к смерти Ивана IV. Это было описано в мемуарах английским дипломатом Джеромом Горсеем. Годунов вместе со своим союзником Богданом Бельским находился рядом с Иваном Грозным в последние минуты жизни царя. И именно они сообщили подданным печальное известие. Позже в народе начали говорить о том, что государь был задушен.

Важно! Многое для того, чтобы привести страну к кризису власти, делалось самими правителями. Князей своего рода, Рюриковичей, еще царь Иван III жестоко убивал по собственному желанию, не щадя даже своих приближенных. Эту линию поведения продолжили его дети и внуки.

Фактически к 1598 году представители аристократии стали холопами и не имели никакого авторитета. Даже народ не признавал их. И это несмотря на то, что князья были богатыми и высокопоставленными людьми.

Ослабление власти, по мнению многих историков, – основная причина Смуты. Этой ситуацией и воспользовался Годунов.

Так как наследник Федор Иоаннович был слабоумным и не мог самостоятельно править государством, к нему был приставлен регентский совет.

В состав этого органа входил и Борис Годунов. Как уже было сказано ранее, Федор не прожил долго, и правление вскоре перешло к самому Борису.

Эти события привели к Смуте в стране. Народ отказывался признавать нового правителя. Ситуацию усугубило начало голодного времени. 1601–1603 годы были неурожайными. Опричнина негативно сказалась на жизни в России – страна была разорена. Сотни тысяч людей погибали из-за того, что им нечего было есть.

Еще одной причиной стала долгая Ливонская война и поражение в ней. Все это могло привести к скорому распаду некогда могущественного государства. Общество говорило, что все происходящее – это наказание от
высших сил за грехи нового царя.

Бориса начали обвинять и в убийстве Грозного, и в причастности к смерти наследников. И Годунов не смог исправить эту ситуацию и успокоить народные волнения.

В Смутное время появлялись личности, провозглашавшие себя именем покойного царевича Дмитрия.

В 1605 году Лжедмитрий I попытался захватить власть в стране при поддержке Речи Посполитой. Поляки хотели, чтобы к ним вернулись Смоленская и Северская земли.

Ранее они были присоединены к Российскому государству Иваном Грозным. Вот почему польские захватчики решили воспользоваться тяжелым для русского народа временем. Так появилась весть о том, что царевич Дмитрий чудом спасся от смерти и теперь хочет вернуть себе престол. На самом же деле за царевича себя выдавал монах Григорий Отрепьев.

Захват территории Руси шведами и поляками

В 1605 году Годунова не стало. Престол перешел к его сыну, Федору Борисовичу. В тот момент ему было всего шестнадцать, и он не смог удержать власть без поддержки. В столицу со своими приближенными приехал Лжедмитрий I и был провозглашен царем.

При этом он решил отдать западные земли государства Речи Посполитой и женился на девушке католического происхождения, Марине Мнишек.

Но правление «Дмитрия Иоанновича» продолжалось не долго. Боярин Василий Шуйский собрал заговор против самозванца, и тот был убит в 1606 году.

Следующим царем, кто правил в тяжелое Смутное время, стал сам Шуйский. Народные волнения не утихали, и новый правитель не смог их успокоить. В 1606–1607 годах разразилось кровавое восстание, предводителем которого стал Иван Болотников.

В это же время появляется Лжедмитрий II, в котором Марина Мнишек узнала своего супруга. Самозванцу также оказывали поддержку польско-литовские воины. Из-за того что Лжедмитрий вместе со своими сподвижниками остановился возле села Тушино, его прозвали «Тушинским вором».

Главная беда Василия Шуйского была в том, что у него не было поддержки в лице народа. Поляки без труда установили власть над большой российской территорией – к востоку, северу и западу от Москвы. Наступило время двоевластия.

Когда поляки перешли в наступление, то захватили многие русские города - Ярославль, Вологду, Ростов Великий. 16 месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде. Василий Шуйский попытался справиться с интервентами при помощи Швеции. Чуть позже на помощь Шуйскому пришло и народной ополчение. В результате летом 1609 года поляки потерпели поражение. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит.

В то время поляки были в состоянии войны со Швецией. И то, что российский царь заручился поддержкой от шведов, привело к войне между Российским государством и Речью Посполитой. Польские войска вновь подошли к Москве.

Ими руководил гетман Жолкевский. В сражении иноземцы одержали победу, и народ окончательно разочаровался в Шуйском. В 1610 году царя свергли и стали решать – кто придет к власти. Началось правление «семибоярщины», не утихали народные волнения.

Объединение народа

Московские бояре пригласили на место государя наследника польского короля Сигизмунда III – Владислава. Столица была фактически отдана полякам. На тот момент казалось, что Российское государство прекратило свое существование.

Но российский народ был против такого политического поворота. Страна была разорена и практически разрушена, но это наконец сплотило людей. Поэтому ход смутного периода повернулся в другую сторону:

  • В Рязани в 1611 году формируется народное ополчение под предводительством дворянина Прокопия Ляпунова. В марте войска добрались до столицы и начали ее осаду. Однако эта попытка освободить страну потерпела крах.
  • Несмотря на поражение, народ принимает решение во что бы то ни стало избавиться от захватчиков. Новое ополчение формируется в Нижнем Новгороде Кузьмой Мининым. Предводитель – князь Дмитрий Пожарский. Под его началом сплотились отряды из разных русских городов. В марте 1612 года войска двинулись по направлению к Ярославлю. По пути людей в рядах ополченцев становилось все больше.

Важно! Ополчение Минина и Пожарского - важнейший момент истории, когда дальнейшее развитие государства было определено самим народом.

Все, что у него было, простой народ отдавал на вооружение. Русские бесстрашно и по собственному желанию шли к столице, чтобы освободить ее. Царя над ними не было, власти не было. Но все сословия в тот момент объединились ради общей цели.

В ополчение вошли представители всех национальностей, деревень, городов. В Ярославле был создано новое правительство - «Совет всея земли». В него входили выходцы из посадских людей, дворян, Думы и духовенства.

В августе 1612 года грозное освободительное движение дошло до столицы, и 4 ноября поляки капитулировали. Москву удалось освободить силами народа. Смута закончилась, но уроки и основные даты Смутного времени важно не забывать.

Во все уголки государства были разосланы грамоты о том, что будет проведен Земский собор. Народ должен был сам выбрать царя. Открытие собора приходится на 1613 год.

Это был первый за историю российского государства случай, когда в выборах участвовали представители каждого сословия. Царем был избран 16-летний представитель семьи Романовых - Михаил Федорович. Он был сыном влиятельного патриарха Филарета и приходился родственником Ивану Грозному.

Окончание Смутного времени — очень важное событие. Династия продолжила свое существование. И в то же время началась новая эпоха - правление семейства Романовых. Представители царской семьи правили еще больше трех столетий, до февраля 1917 года.

Что такое Смута на Руси? Если кратко - это кризис власти, который привел к разорению и мог бы уничтожить страну. За четырнадцать лет страна пришла в упадок.

Во многих уездах размер сельскохозяйственных угодий сократился в двадцать раз. Крестьян стало меньше в четыре раза - огромное количество людей просто умерло от голода.

Россия потеряла Смоленск и десятки лет не могла вернуть этот город. Карелия была с запада и частично с востока захвачена Швецией. Из-за этого с территории страны ушли практически все православные - и карелы, и русские.

До 1617 года шведы находились и в Новгороде. Город был абсолютно разорен. В нем осталось лишь несколько сотен коренных местных жителей. Кроме того, был потерян выход к Финскому заливу. Государство было сильно ослаблено. Таковы были неутешительные последствия Смутного времени.

Полезное видео

Вывод

Выход страны из Смутного времени широко отмечается в России с 2004 года. 4 ноября празднуется День народного единства. Это память о тех событиях, когда в стране было Смутное время, но народ, объединившись, не дал разрушить свою Отчизну.

Или «Смута» в исторической литературе принято обозначать период конца XVI - начала XVII вв. , когда в российском обществе имел место кризис государственной власти, наблюдалось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью», обострились межсословные, внутрисословные противоречия, проявилась реальная угроза утраты Московским государством своей суверенности. Этот термин впервые был введѐн русскими писателями начала XVII в., и широко использовался в дореволюционной литературе. В советской же историографии данный период стал определяться как период крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова. Сейчас термин «Смутное время» («Смута») возвращѐн в отечественную историографию, поскольку достаточно адекватно отражает суть событий российской истории рубежа XVI - XVII вв.

Существуют различные подходы в объяснении причин событий Смутного времени. В рамках теологического подхода христианские историки (А. В. Карташов и др.), акцентируя внимание на духовном факторе, первопричину событий Смутного времени видели в «грехе гордыни, который явился искушением самовластья» и рассматривали эти события в качестве кары «за безбожную жизнь, как дар, мученический венец, чтобы дать народу явить свою силу».

Известные российские историки XIX в. и Н.И. Костомаров в объяснении причин Смуты главным считали внешнеполитический фактор и связывали происхождение событий Смутного времени с политическим вмешательством иноземных врагов России, и, прежде всего, Польши, представлявшей интересы католической церкви в отношении России.

Однако большинство историков объясняли и объясняют причины Смуты действием, прежде всего, внутренних факторов. При этом С. М. Соловьѐв связывал причины Смуты с «династическим кризисом», то есть пресечением московской династии Рюриковичей, а также «с дурным состоянием нравственности в обществе». В.О. Ключевский же считал пресечение династии лишь поводом к Смуте, которая явилась, по сути, проявлением сложного социального кризиса, вызванного строем «государственных повинностей», породившим социальную рознь и отказ сословий, как служилых, так и тягловых, выполнять свои обязанности перед государством.

Согласно концепции В.О. Ключевского, Смута началась сверху, и в событиях Смутного времени поочерѐдную активность проявили и бояре, и дворяне, и низшие сословия. В историографии советского периода (Н. И. Павленко, В. А. Федоров и др.) преобладал подход, согласно которому события рубежа XVI - XVII вв. рассматривались главным образом через призму понятия «классовая борьба» и трактовались как крестьянская революция (война, восстание), которая была вызвана закрепощением крестьян в конце XVI в. В современной отечественной историографии утвердился подход, представители которого (историки Скрынников Р. Г., Кобрин В. Б. и др.) считают, что понятие «крестьянская война» не может отразить всю суть, сложность и масштабность событий Смутного времени, и используют применительно к этому периоду более широкое понятие «гражданская война», главной причиной которой являлось, по словам историка В. Г. Кобрина, «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий - сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых». Современные исследователи единодушны в том, что Смута уходит своими корнями в эпоху Ивана Грозного, т. е. обусловлена негативными последствиями, прежде всего, опричной политики царя .

В литературе можно встретить различные варианты хронологии и периодизации Смутного времени. Одни исследователи связывают начало Смуты со смертью Ивана Грозного в 1584 г., другие - с , третьи - с голодом, начавшимся в 1601 г., четвѐртые же - с появлением в 1604 г. самозванца Лжедмитрия I.

Большинство же исследователей начинают отсчѐт Смутного времени с 1598 г., когда со смертью бездетного царя Фѐдора Ивановича, сына Ивана Грозного, пресеклась династия Рюриковичей, и наступил династический кризис. Выйти из этого кризиса было решено путѐм избрания царя на Земском соборе: первым выборным царѐм стал .

Окончание же Смуты связывают с избранием г. царѐм .

Историки, как правило, выделяют три этапа Смуты.

Первый этап охватывает период с 1598 г. по 1606 г. и условно именуется династическим: в это время в условиях династического кризиса, возникшего в результате пресечения династии Рюриковичей, разворачивается острая борьба за московский престол.

Второй этап, охватывающий 1606 - 1610 гг., определяют как социальный, так как главным содержанием его стала борьба основных общественных классов, социальных слоѐв российского общества.

Третий этап - 1610 - 1613 гг. - назван национально- освободительным, поскольку в это время разворачивается борьба русского народа против иностранной интервенции, и создаѐтся национальное правительство во главе с представителем новой царской династии - царѐм Михаилом Фѐдоровичем Романовым.

Рассмотрим, как развивались основные события Смутного времени.

Унаследовавший после смерти Ивана Грозного трон и формально правивший Московским государством с 1584 г. по 1598 г. был болезненным и слабоумным человеком. По словам историка Н. И. Карамзина, царь Фѐдор был кроток, набожен, имел робкий ум, слабость в ногах и более подходил «для кельи и пещеры, нежели для власти державной». Объективно оценивая способности сына как будущего правителя, Иван Грозный заранее создаѐт при Фѐдоре опекунский совет из пяти человек, среди которых оказался и Борис Фѐдорович Годунов (брат жены Фѐдора - Ирины Годуновой).

После восшествия на престол царя Фѐдора Ивановича среди окружавших престол дворцовых группировок разгорелась острая борьба за власть, в которой победу вскоре одержал царский шурин, боярин Борис Годунов. Оттеснив князей Шуйского, Мстиславского и других опекунов царя Фѐдора, он стал, как считают, фактическим правителем Московского государства.

Итак, в 1598 г. царь Фѐдор Иванович умер, не оставив наследников: его единственная дочь умерла в младенчестве, младший же брат, как уже отмечалось ранее, малолетний царевич Дмитрий, последний сын Грозного и последний из прямых наследников престола, погиб в 1591 г. в г. Угличе при неясных обстоятельствах (по официальной версии, он смертельно ранил себя ножом во время эпилептического припадка, а, по слухам, был убит сторонниками Годунова).

В этих условиях выход из возникшего династического кризиса нашли в том, что решили избрать нового царя на Земском соборе. Единственным кандидатом в силу сложившихся обстоятельств оказался Борис Годунов, который был избран царѐм на Земском соборе в 1598 г. и правил до 1605 г.

Внутренняя политика Годунова, в целом, была направлена на преодоление того кризисного состояния, в котором оказалось Московское государство в результате опричной политики. С начала 90-х гг. XVI в. в стране наметился экономический подъѐм, хотя последствия опричнины и Ливонской войны ещѐ не были до конца преодолены.

Интенсивно шло строительство городов на Волге (Самара, Саратов, Царицын и др.), продолжалось освоение Сибири, где строились крепости и остроги (Сургут, Томск и др.), развивались промыслы и торговля. Для укрепления южных и западных рубежей были основаны города Воронеж, Белгород и др. Большой размах приобрело церковное и гражданское каменное строительство: построены каменные крепости в Смоленске, Астрахани, Казани, а в Москве был сооружѐн водопровод и архитектурные комплексы в Кремле.

Годунов заботился о распространении книгопечатания, открывал в городах типографии, вынашивал планы учреждения в России школ и университетов. Для работы в России приглашались иностранные специалисты (часовщики, врачи, аптекари и др.), а дети российских дворян направлялись для обучения наукам за границу. По инициативе Бориса Годунова в 1589 г. было учреждено патриаршество, в результате чего русская церковь приобрела полную независимость от византийской церкви, и Москва стала восприниматься как самостоятельный центр православия.

Стабилизировалось также и международное положение России. В результате русско-шведской войны 1590 - 1593 гг., завершившейся Тявзинским миром в 1595 г., Россия смогла вернуть часть земель, утраченных в ходе Ливонской войны, в том числе города Ям, Копорье, Иван- город. В 1601 г. было продлено на 20 лет перемирие с Речью Посполитой. Активизировалась торговля с Англией, Голландией, Персией. Некоторые современные исследователи, характеризуя Бориса Годунова как достаточно европеизированного политика, считают, что если бы ему удалось закрепиться на престоле, то перед Россией открылась бы перспектива европейского пути развития.

Однако важно отметить то, что в конце XVI в. в Московском государстве проводились мероприятия, направленные, в целом, на укрепление самодержавной власти, а также на возрастание роли приказной бюрократии, на увеличение налогового гнѐта, на усиление крепостной зависимости крестьян.

Именно при Борисе Годунове происходит утверждение крепостного права в России. Начало этому процессу было положено ещѐ при Иване Грозном, когда, начиная с 1581 г., стали эпизодически вводиться так называемые «заповедные лета» т.е. запрет перехода крестьян в Юрьев день от одного помещика - к другому. В 1592 - 1593 гг. был издан указ о запрещении перехода крестьян в Юрьев день повсеместно и навсегда.

А в 1597 г. вышел указ об «урочных годах», т. е. о введении срока сыска беглых крестьян (первоначально - 5 лет). Наметившийся экономический подъѐм был прерван разразившимся в 1601 - 1603 гг. страшным голодом, который, несмотря на проводившиеся правительством Б. Годунова широкомасштабные благотворительные мероприятия, имел катастрофические последствия для экономического развития страны и привѐл к резкому обострению социальных противоречий.

В результате двух неурожайных лет цены на хлеб поднялись в сотни раз. В условиях голода начались массовые эпидемии и, по свидетельству современников, в эти годы вымерла треть населения государства Московского. В 1603 г. в центральных уездах страны развернулось мощное восстание крестьян и холопов под руководством Хлопка.

Хотя восстание было быстро подавлено, внутриполитическая ситуация в стране не стабилизировалась. В обстановке массового народного бедствия нарастало и массовое недовольство правителем: постигшее страну бедствие, воспринималось средневековым общественным сознанием как Божья кара за неправильного царя, который «не был рождѐн на троне», т. е. не имел царского происхождения.

Народная молва обвиняла Годунова и в смерти царевича Дмитрия, и в смерти даже царя Фѐдора Ивановича. Вместе с тем, стал распространяться самый страшный для Бориса Годунова слух о том, что царевич Дмитрий жив и готовится отвоевать у него московский престол. Действительно, в Речи Посполитой появился человек (по официальной версии правительства Годунова беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев), выдававший себя за погибшего в Угличе царевича Дмитрия.

Получив поддержку польского короля Сигизмунда III, этот самозванец - Лжедмитрий I - , осенью. 1604 г. вторгся в пределы Московского государства и двинулся северо-западными окраинами, где было много противников Годунова, к столице. Власть Лжедмитрия I вскоре признал ряд юго-западных российских городов, а к марту 1605 г. ему присягнули многие представители боярства и дворянства, а также значительная часть народных масс.

Потрясѐнный успехами самозванца Борис Годунов в середине апреля 1605 г. внезапно умер, и на престол взошѐл его 16-летний сын Федор. Однако в начале мая 1605 г. царские войска перешли на сторону самозванца. А в Москве 1 июня 1605 г произошѐл переворот в пользу самозванца, в результате которого Фѐдор Годунов и его мать были убиты.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въехал в столицу и вскоре венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Правление же самозванца продолжалось всего лишь 11 месяцев: с июня 1605 г. по май 1606 г. Дело в том, что, вступив на престол, Лжедмитрий I, вопреки ранее данным крестьянству обещаниям, подтвердил принятые до него крепостнические законодательные акты: у народа пропала вера в «доброго царя».

Руководство русской православной церкви, опасаясь того, что Лжедмитрий I выполнит данное польскому королю обещание ввести в России католичество, лишило его своей поддержки. Определѐнные уступки самозванца в отношении дворян с целью заручиться их поддержкой, вызвали недовольство боярской знати. Тем более что, по мнению тех представителей боярской аристократии, которые использовали Лжедмитрия I как орудие борьбы с Годуновыми, необходимости поддерживать самозванца уже не было.

В мае 1606 г. во время торжеств по случаю свадьбы Лжедмитрия I и дочери польского магната католички состоялся направленный против самозванца заговор, который возглавил знатный боярин Василий Иванович Шуйский. При осуществлении заговора было использовано массовое недовольство москвичей поведением прибывших на свадьбу польских гостей, которые не считались с русскими обычаями и т. п. 17 мая 1606 г. во время восстания горожан против поляков, Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками.

На импровизированном Земском соборе в мае 1606 г. царѐм избрали Василия Ивановича Шуйского, который оставался на престоле до 1610 г. При воцарении новый царь сделал так называемую «крестоцеловальную запись», обязуясь не судить подданных без участия Боярской думы, не подвергать гонениям невинную родню опального и, наконец, тщательно проверять все доносы.

Выдвинутый узким кругом боярской знати новый царь не пользовался популярностью в народе. Распространение слухов о «спасении» Лжедмитрия I привело к массовому движению против Шуйского под лозунгом возвращения на трон «истинного царя Дмитрия Ивановича». Огромную территорию охватило направленное, прежде всего, против Шуйского восстание во главе с (1606 - 1607 гг.). Многотысячная армия повстанцев, в составе которой находились отряды казаков, холопов, посадских людей, крестьян, мелкопоместных дворян и др., осенью 1606 г. осадила Москву.

После нескольких сражений с царским войском отряды Болотникова отступили к Туле, и, не выдержав осады, в сентябре 1607 г. вынуждены были сдаться. Речь Посполитая, по-прежнему, стремилась использовать нестабильное внутреннее положение России для захвата еѐ земель. В начале 1608 г. в пределах Московского государства объявился ставленник польского короля, новый самозванец, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося после восстания в Москве в 1606 г.

Под знамена Лжедмитрий II собрались все недовольные правительством Василия Шуйского русские люди, а также отряды польских шляхтичей и запорожских казаков. В июне 1608 г. войско Лжедмитрия II подошло к Москве, но взять столицу не смогло. Самозванец расположился лагерем в подмосковном селе Тушино, где вскоре были сформированы свои органы управления (Боярская дума, приказы и т. д.), появился свой (Фѐдор Никитич Романов).

В Тушино насильственно была доставлена и Марина Мнишек, которая вынуждена была признать в лице нового самозванца якобы своего чудом спасшегося мужа: есть сведения, что позже она как истинная католичка тайно обвенчалась с Лжедмитрием II. Лжедмитрий II («тушинский вор») контролировал значительную часть российской территории и вѐл активную борьбу с «боярским царѐм» В. И. Шуйским, который находился в Москве.

С целью добиться победы над самозванцем Василий Шуйский в 1609 г. заключил договор со Швецией, которая в обмен на военную помощь получала часть российской территории (Корелу и Ладогу). В сентябре 1609 г. в пределы России вторгся и осадил Смоленск польский король Сигизмунд III, находившийся в это время в состоянии войны со Швецией. В мае 1610 г. польская армия во главе с гетманом Жолкевским двинулась на Москву и разгромила войско Василия Шуйского.

В Москве 17 июля 1610 г. бояре и дворяне, поддержанные частью посадского населения столицы, осуществили заговор, в результате которого Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. В 1610 г. распался и тушинский лагерь, а «тушинский вор» Лжедмитрий II бежал из Тушино и вскоре погиб в Калуге при неясных обстоятельствах. Власть же перешла к временному боярскому правительству (во главе с князем Ф. И. Мстиславским), получившему название « ».

17 августа 1610 г. это правительство заключило с польским гетманом Жолкевским договор об избрании на русский трон польского королевича Владислава и впустило в столицу польский гарнизон. От имени Владислава Московским государством стал править польский наместник. Вскоре шведы, используя присутствие своего войска на российской территории, захватили Псков и Новгород. Действия «Семибоярщины» были расценены народом как измена и послужили причиной объединения патриотических сил страны под лозунгом изгнания иноземных захватчиков и избрания государя «волей всей земли».

Во главе начавшегося патриотического движения встали служилое дворянство и верхушка посада ряда городов. В 1611 г. в Рязани было создано первое народное ополчение, попытавшееся, хотя и безуспешно, освободить Москву от поляков. В конце 1611 г. в Нижнем Новгороде под руководством купца К. М. Минина и князя создаѐтся второе народное ополчение, которое, будучи поддержанным патриотически настроенным населением страны, в октябре 1612 г. освободило Москву от польских интервентов.

В отличие от многих других гражданских войн всемирной истории Смута завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением монархической государственности. Земский собор в 1613 г. избрал царѐм племянника (по линии матери) последнего царя из династии Рюриковичей Фѐдора Ивановича Михаила Фѐдоровича Романова (1613 - 1645 гг.), ставшего родоначальником новой царской династии. Было создано правительство, которое завершило борьбу с иноземными захватчиками, внутренними междоусобицами и начало восстановление хозяйства страны, разрушенного в результате социально-политического и экономического кризиса конца XVI - начала XVII вв.

Итак, в период Смутного времени Россия оказалась на грани утраты государственности и независимости. В гражданскую войну были вовлечены все слои российского общества. Когда же страна подверглась иностранной интервенции, представители различных сословий сплотились, проявили , национальное единство в борьбе с внешним врагом: суверенность страны удалось отстоять. Но потребовалось ещѐ несколько лет для преодоления негативных последствий Смуты.

В результате событий этого периода территория России несколько сократилась, но общественный порядок в стране был восстановлен в прежнем в виде наследственной монархии. Вместе с тем, в российском обществе утверждается представление о государстве как общей «земле», а не царской вотчине.

События начала 17 века в России получили название Смутного времени. Это был период децентрализации государства, когда происходила частая смена правителей, народные восстания, складывалась очень непростая экономическая ситуация. Во внутренние дела России вмешивались иностранные государства. Это был тяжелейший политический и социально-экономический кризис, поставивший страну на грань разрушения государственных начал и фактического распада. По мнению ряда историков Смута была первой гражданской войной в истории России.

Существует несколько вариантов периодизации Смутного времени:

1598 -1618 – с начала династического кризиса, связанного с прекращением династии Рюриковичей, до заключения Деулинского перемирия с Польшей.

1604-1605 – 1613 – с момента появления Лжедмитрия II до избрания Михаила Романова.

1603 – 1618 – с дестабилизации обстановки из-за голода до заключения перемирия с Польшей.

Причины Смутного времени :

1. - политическая – династический кризис, связанный с прекращением династии Рюриковичей и недостаточным авторитетом Бориса Годунова.

2. – экономическая – тяжелейшее экономическое положение, связанное с голодом 1601 – 1603 гг., резкий рост цен на хлеб, на продовольствие и недовольство широких народных масс. Правительство Бориса Годунова с ситуацией не справилось.

3. – социальные – рост недовольства проводимой политикой разных слоев населения (крестьяне – недовольны дальнейшим закрепощением, 1581 – вводились «заповедные лета», когда временно запрещался переход крестьян в Юрьев день, 1597 – появился указ об «урочных летах», устанавливавший пятилетний срок розыска беглых крестьян + тяжелое экономическое положение; казачество - недовольно наступлением на их права + к ним присоединялись беглые крестьяне из центральных районов страны; знать, бояре - недовольны урезанием их родовых прав; служилое дворянство - недовольно тем, что правительство не может остановить бегство крепостных крестьян; посадскоенаселение – увеличением налогов).

Все эти причины действовали в совокупности и привели к дестабилизации обстановки в стране.

Основные события Смутного времени :

В 1584 году после смерти Ивана Грозного стал править его сын Федор Иванович (1584 – 1598). Сын Иван был убит в 1581 году, царевич Дмитрий был слишком мал, а в 1591 году умер в Угличе. Федор Иванович был слабым правителем, человеком тихим и богобоязненным, больше интересовался молитвой и беседой с монахами, любил церковное пение и колокольный звон. Для руководства страной при нем создан регентский совет. Фактически страной правил Борис Годунов, брат жены царя. После смерти не осталось наследников по мужской линии, прервалась династия Рюриковичей.

В 1598 году на земском соборе правителем был избран Борис Годунов (1598 – 1605). Он был сильной личностью, реформатором:

2. –заботится об укреплении границ – строятся крепости на юге, востоке, Смоленск – на западе.

3. – укрепляется крепостное право,

4. – посылал дворян учиться за границу, приглашал иностранных специалистов.

5. – провел «посадское строение» - учет населения посадских слобод, возврат ушедших на частновладельческие земли. Это должно было обеспечить выполнение государственных повинностей и уплату налогов.

6. – при вступлении в должность освободил заключенных из тюрем и простил недоимки по налогам и податям.

Все хорошие начинания Бориса Годунова погубил страшный голод 1601-1603 годов. Три года подряд повторялся неурожай – летом лили дожди, а потом были ранние заморозки. Погибли сотни тысяч людей, многие бежали в города, бояре выгоняли лишних людей. Народные волнения охватили огромные территории. В 1603 году произошло восстание Хлопка, охватившее юго-звападные уезды страны, где было много беглых крестьян. Громя дворянские усадьбы, войско двигалось по направлению к Москве. С большим трудом его разгромили, руководитель был схвачен и казнен. Борис Годунов пытался с голодом бороться – организовывал строительные работы, раздавал деньги, хлеб, но этого было мало. Авторитет царя падает. На этом фоне появляются слухи о законном царе – Лжедмитрии I.

Он выдавал себя за чудесным образом спасшегося сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Имя самозванца – Григорий Отрепьев. Он был галичским дворянином, постригшимся в монахи Чудова монастыря в Москве, а затем бежавшим в Литву. При поддержке Польши начинает движение к Москве.

Ставку на «законного царя» делают многие, преследуя свои цели:

- Польша – ослабление России, получение земель и утверждение католичества.

- московские бояре – стремились к власти и свержению Бориса Годунова.

- народ (крестьяне, казачество, посадское население) – видели в нем законного царя, доброго, справедливого, способного избавить от тягот и притеснителей.

В августе 1604 года войско Лжедмитрия I c отрядом в 4 тысячи человек выступает из Львова по направлению к Москве. На его сторону переходит несколько городов, войско пополняется казаками, его численность растет. В январе 1605 года войско самозванца было разбито царским войском под руководством Мстиславского под Добрыничами. Лжедмитрий бежит в Путивль, но в апреле 1605 года неожиданно умирает Борис Годунов, и путь на царский престол оказался открыт.

Лжедмитрий I (1605 -1606) на российском троне пробыл недолго. В июне 1605 года Москва присягнула самозванцу. Но надежды на доброго и справедливого царя не оправдались. Он объективно не мог выполнить обещания, данные всем. Поляки ведут себя в Москве как в завоеванном городе. Недовольство вызвала и женитьба на Марине Мнишек. В ночь на 17 мая 1606 года в результате заговора, возглавленного братьями Шуйскими, Лжедмитрий I был убит.

Новым царем Земский собор избирает Василия Шуйского (1606 – 1610). При вступлении на престол он дал клятву («крестоцеловальную запись») не судить бояр без участия Боярской Думы, вотчин у них не отбирать, не слушать ложных доносов. Историки считают это попыткой ограничить власть царя.

Василий Шуйский решал две основные задачи:

1. – боролся с восстанием Ивана Болотникова.

2. – боролся с Лжедмитрием II – новым самозванцем, который объявился летом 1607 года и выдавал себя за чудесным образом спасшегося Лжедмитрия I. Личность его не установлена, есть только предположения. Под его знаменами оказались отряды поляков, казаки, дворяне, остатки войск Болотникова. С территории Польши он направляется к Москве. взять город ему не удалось, и он остановился лагерем в Тушино, за что получил прозвище «тушинский вор». Его признает Марина Мнишек (за 3 тысячи золотых рублей и доходы с 14 русских городов после воцарения в Москве). Фактически складывается двоевластие – часть страны контролируют войска Лжедмитрия II, часть – войска Василия Шуйского. 16 месяцев (с сентября 1608 – по январь 1610) оборонялся Троице-Сергиев монастырь.

Василий Шуйский для борьбы с Лжедмитрием II обращается за помощью к шведскому королю. В 1609 году в Выборге был заключен договор, по которому Россия отказывалась от претензий на Балтийское побережье, отдавала Швеции город Корелу с уездом. Швеция же направляла 7-тысячный отряд во главе с Делагарди. Вместе со Скопиным-Шуйским они освободили значительные территории, занятые Лжедмитрием II. Самозванец бежал в Калугу, где в 1610 году был убит.

В 1609 году открытую интервенцию начинает Польша. Повод – приглашение Швеции, с которой Польша находится в состоянии войны. Войсками Стефана Батория осажден Смоленск, который держался 20 месяцев.

Василий Шуйский в 1610 году был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть оказалась в руках семи бояр во главе с Мстиславским. Это правление получило название «семибоярщина» (1610 – 1613). Они пригласили на престол польского королевича Владислава. Переговоры об этом шли. Польские войска вошли в Москву. Шведы тоже начинают интервенцию.

Т.о., страна оказывается на грани катастрофы: на западе – поляки, на северо-западе – шведы, на юге – остатки войск Болотникова и Лжедмитрия II, cильной власти нет, Москва занята поляками.

В этой трудной ситуации на борьбу за сохранение государства поднимается народ, уставший от беспорядков. По городам ходят призывные грам оты патриарха Гермогена и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова организовать народное ополчение.

Народных ополчений было два:

1. – первое земское ополчение – рязанское - во главе с Прокопием Ляпуновым . В нем участвовали дворяне, казаки из южных уездов, посадские люди. Был создан орган власти – «Совет всея земли». Весной и летом 1611 года ополчение осаждало Москву, но успеха не добилось. Распалось из-за внутренних противоречий. Ляпунов был убит.

2. – второе земское ополчение – нижегородское – во главе с посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским .формировалось из отрядов, присланных многими городами. Весной 1612 года двинулось к Ярославлю. Здесь происходило его окончательное формирование. В июле ополчение двинулось к Москве и освободило ее от поляков. Отряд гетмана Ходкевича прорваться на помощь польскому гарнизону, засевшему в кремле, не смог, и тот сдался в октябре 1612 года. Столица была полностью освобождена.

В январе 1613 года состоялся Земский собор (700 представителей от дворянства, бояр, духовенства, 50 городов, стрельцов и казаков), который решал вопрос об избрании нового царя. Было множество претендентов – польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, Иван – сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек, представители знатных боярских фамилий. Выбор пал на Михаила Романова - 16 лет, племянник первой жены Ивана Грозного, за ним сильная фигура отца Федора Никитича Романова, патриарха Филарета. У России появилась новая правящая династия. Теперь главная задача – ликвидировать последствия Смутного времени, вернуть утраченные земли.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!