Люблю глаза твои мой друг с игрой. Федор тютчевлюблю глаза твои, мой друг. Ф. И. Тютчев. Стихи о любви Эрнестине Пфефель

«Люблю глаза твои, мой друг…» Федор Тютчев

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

«Сто тридцать лет!» Рука пишет. Тот факт, что люди пытались найти доказательства для паранормальных явлений, был «Свидетельством силы надежды над опытом, если когда-либо был». Возможно, исследование паранормальных явлений - это, скорее, акт надежды, что вы найдете то, что раньше никто не нашел. Но, по-видимому, часто, переживания являются строительными блоками веры в паранормальные явления или в основной силе, которая организует реальность. Даже если они не проводят официальных исследований, люди ищут объяснения своего опыта.

И структура - гораздо более привлекательное объяснение, чем случайность. Там, где вы попадаете в континуум структуры случайной структуры, может быть много общего с тем, что, по вашему мнению, кажется, выглядит в первую очередь. Даже больше, чем скептики, верующие склонны думать, что повторения в последовательности менее вероятны, чтобы быть случайными - что последовательность переворота монет, которая была «головами, головами, головами, головами, хвостами», была бы менее вероятной, чем случайная которые шли «головами, хвостами, головами, хвостами, головами», хотя они одинаково вероятны.

Анализ стихотворения Тютчева «Люблю глаза твои, мой друг…»

В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и безмятежным, что на долгие два десятилетия эта женщина стала его единственной музой. В этот период все свои стихи в жанре любовной лирики поэт посвящал избраннице, которую считал идеальной во всех отношениях. В жене его восхищало все – мимика, смех, наклон головы и, в особенности, глаза, которые были способны передавать всю гамму чувств и эмоций. В 1836 году Тютчев написал стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг…», в котором попытался воссоздать пленительный образ супруги, способной одним лишь взглядом покорить его сердце.

Итак, у нас есть психология, чтобы объяснить, как и почему мы замечаем совпадения, и почему мы хотим сделать из них смысл, и у нас есть вероятность объяснить, почему они, похоже, происходят так часто. Но чтобы объяснить, почему произошло какое-либо отдельное совпадение, возникает рывок нитей, решений и обстоятельств и цепочек событий, которые, даже если бы его можно было распутать, не рассказывали вам ничего о каком-либо другом совпадении.

Юнг, похоже, раздражен этим. Чтобы понять эти уникальные или редкие события вообще, мы, похоже, зависим от одинаково «уникальных»и индивидуальных описаний, - пишет он, отчаявшись из-за отсутствия объединяющей теории, предлагаемой наукой для этих странных событий. Это приведет к хаотичной коллекции любопытства, скорее, к тем старым шкафам естественной истории, где можно найти щеку от ящериц с окаменелостями и анатомическими монстрами в бутылках, рог единорога, мандагорный манекен и высушенную русалку.

Игру глаз этой женщины поэт характеризует как «пламенно-чудесную». Она может быть дерзкой и вызывающей, либо напоминающей небесную молнию, когда возлюбленная окидывает взглядом «бегло целый круг». Однако поэта гораздо больше впечатляют «глаза, потупленные вниз», в которых можно прочесть нерешительность, смущение, волнение и затаившуюся страсть . В этот момент избранница Тютчева полна особого очарования, который свойственен лишь немногим женщинам, наделенным ярким темпераментом. Они подобны вулкану, и никогда невозможно предсказать, что может произойти в следующий момент. Именно это так восхищает поэта в супруге, которая одним лишь взглядом может разжечь в нем «угрюмый, тусклый огнь желанья» и подарить незабываемые минуты наслаждения.

Возможно, это не то, что нам больше всего нравится, но «хаотическая коллекция любопытства» - это то, что у нас есть. Герцогине Анне Амалии удалось заманить многих важных писателей Веймару и дать городу литературный расцвет, в том числе Гете. Гете изучает через процветающую литературную жизнь в Веймаре много важных писателей.

Коалиционная война между Пруссией и Австрией против Франции, а также осада Майнца. Опубликованы многочисленные баллады. После смерти Шиллера внимание Гете было направлено больше на романтизм, средневековье и фольклор. Его вдохновителями стали Ахим фон Арним и Клеменс Брентано. В это время Гете работает над такими произведениями, как теория цвета и автобиография поэзии и правды 1, 2 и 3.

Будучи человеком страстным и влюбчивым, Тютчев в своей жизни огромное значение придавал мелочам. Один жест мог сказать ему о человеке гораздо больше, чем тысячи слов, лишенных смысла и правды. Поэтому поэт предпочитал «читать» женщин по глазам, но при этом признавался, что его супруга Элеонора даже после многих лет брака является для него «закрытой книгой» . В попытках найти заветный ключ к ее душе поэт много времени проводил в компании своей избранниц, наблюдая за ней украдкой и каждый раз не уставая поражаться тому, насколько многогранна и непредсказуема эта женщина. Но со временем Тютчев все же научился улавливать по легкому трепету ресниц или же изогнутой в насмешке брови настроение своей возлюбленной, и по праву считал это своей маленькой победой. Что касается Элеоноры Петерсон, то до самой смерти она предпочитала оставаться для своего супруга загадкой, и тайну своего сердца унесла в могилу.

Фон из «Добро пожаловать и прощай»

Будучи 21-летним, Гёте провел примерно полтора года, интенсивные отношения с приходским священником Фридерике Брионом из Сессенхайма. Гете позже решил разорвать отношения, потому что это не соответствовало социальному состоянию, из которого пришел Гете.

Содержание, анализ и интерпретация поэмы

В стихотворении «Приветствие и прощание с Иоганном Вольфгангом фон Гете» мы обеспокоены ночной встречей лирического эго со своей возлюбленной, в результате чего поездка лирического я, а также прощание играют важную роль на следующее утро. В первых двух стихах описывается путь человека к его молодой леди. В третьей строфе лирическое я рассказывает о своей встрече со своей возлюбленной, а в последней строфе оба любовника наконец уходят.

* * * Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг... Но есть сильней очарованья: Глаза, потупленные ниц В минуты страстного лобзанья, И сквозь опущенных ресниц Угрюмый, тусклый огнь желанья. * * * И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе. Мужайся, сердце, до конца: И нет в творении творца! И смысла нет в мольбе!

Стихотворение состоит исключительно из четырех стихотворных ямбийских стихов, которые вместе с обычным составом отдельных стихов на первый взгляд придают неустроенную атмосферу. Ритм адаптирован к содержанию. В первых двух стихах ритм моделируется поездкой гонщика, но третья строфа чрезвычайно медленная и нерегулярная. В последней строфе ритм более четкий и быстрый.

Он с нетерпением ждет встречи с ней, но даже в первой строфе он может тайно встречаться с ними. Это видно из метафоры «Где темнота из кустарников выглядела сотнями черных глаз». В первой строфе персонажи 1 и естественные метафоры 2 используются для иллюстрации поездки. Во второй строфе тоже любовник описывает поездку к своей возлюбленной. Он рисует ночную среду, которая создает для него жуткую атмосферу. Ветер «ужаснул глаза», а «ночь создала тысячу монстров». Однако его забота о встрече и страсть его любовницы явно преобладают.

Оба стихотворения написаны в апреле 1836 года и, по-видимому, связаны с увлечением Эрнестиной Пфефель. Поражает отстраненность наблюдательного взгляда в последних строчках первого стихотворения.

1-ое ДЕКАБРЯ 1837 Так здесь-то суждено нам было Сказать последнее прости... Прости всему, чем сердце жило, Что, жизнь твою убив, ее испепелило В твоей измученной груди!.. Прости... Чрез много, много лет Ты будешь помнить с содроганьем Сей край, сей брег с его полуденным сияньем, Где вечный блеск и долгий цвет, Где поздних, бледных роз дыханьем Декабрьский воздух разогрет. Декабрь 1837 Написано в Генуе, где произошло последнее, как думал тогда Тютчев, его свидание с Эрнестиной Пфефель, через полтора года ставшей его женой. * * * С какою негою, с какой тоской влюбленный Твой взор, твой страстный взор изнемогал на нем! Бессмысленно-нема... нема, как опаленный Небесной молнии огнем,- Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной, Вся трепет, вся а слезах ты повергалась ниц... Но скоро добрый сон, младенческо-беспечный, Сходил на шелк твоих ресниц - И на руки к нему глава твоя склонялась, И, матери нежней, тебя лелеял он... Стон замирал в устах... дыханье уравнялось - И тих и сладок был твой сон. А днесь... О, если бы тогда тебе приснилось, Что будущность для нас обоих берегла... Как уязвленная, ты б с воплем пробудилась - Иль в сон иной бы перешла.

Стихотворение посвящено Эрнестине Пфефель. В первых трех строфах Тютчев говорит о себе в третьем лице, а в последней, переходя к речи от первого лица множественного числа, намекает на сходство их судеб: оба они должны были овдоветь, чтобы соединить свои жизни, причем смерть первой жены была для Тютчева таким потрясением что он поседел за одну ночь.

Аллитерация 3 «свежая и радостная была моей мужеством», а также анафор 4 В моих жилах, которые стреляют! В моем сердце, какое свечение усиливает это впечатление. В третьей строфе, в отличие от первых двух стихов, есть только положительные чувства. В первых двух стихах страх и страх все еще были частью его чувств, теперь он полностью потерян в столкновении со своей возлюбленной. Он рассказывает нам о своих сердечных чувствах, что ее сердце было «на ее стороне», и «каждое дыхание для». Вы можете видеть, что ее любовник переполнен ею, он описывает ее как женщину с «прекрасным лицом», окруженной розовой «весенней погодой».

* * * Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой - И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой... Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной, везде, всегда, Недостижимый, неизменный,- Как ночью на небе звезда... 1848

Посвящено памяти первой жены - Элеоноры Тютчевой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!